- Каналы продвижения лекарственных препаратов
- «Цифровая таблетка» для производителей лекарств
- 1. Профессиональные социальные сети для врачей
- Плюсы
- Минусы
- 2. Супераппы: набор всего
- Плюсы
- Минусы
- 3. Решения для обучения: конференции и интерактивы
- Плюсы
- Минусы
- Общая проблема: не просчитывается конверсия
- Какой сервис выбрать
- Решения для распространения информации: социальные сети и супераппы
- Образовательные решения
- Маркетинг с препятствиями: как продвигать лекарства
- Телевизор — наше все
- Медицинский маркетинг: продвижение лекарственных препаратов
- Содержание
- Сложности продвижения медикаментов
- Сайты и соцсети как инструмент медицинского маркетинга
- Услуги по продвижению
Каналы продвижения лекарственных препаратов
Мир фарммаркетинга изменился: из-за введённых в 2020 году ограничений продвижение RX-препаратов стало более цифровым. Статья рассказывает о плюсах и минусах актуальных способов диджитал-продвижения рецептурных препаратов.
«Цифровая таблетка» для производителей лекарств
В мире сотни фармацевтических компаний, которые могут позволить себе рекламу на любых площадках. Но закон «О рекламе» разрешает компаниям лишь участвовать в фармвыставках и закрытых образовательных мероприятиях, печатать рекламу в специализированных изданиях. Пациенты не должны видеть рекламу рецептурных препаратов. К тому же, мероприятия дорогие и не дают больших рекламных охватов. В 2020 году из-за карантинных мер положение ухудшилось: конференции попали под ограничение, как и встречи медицинских представителей с врачами. Это ускорило внедрение диджитал-технологий.
54% врачей общаются с фармконсультантами в мессенджерах, и уже обозначился тренд — снижение «костов» на содержание медицинских представителей. Меньше офлайна, больше цифры.
По оценке Deloitte, в 2019 году объём фармацевтического рынка составил 1843 млрд ₽, из них доля Rx — 67,3%. На таком большом и конкурентном поле важно знать основные площадки для цифрового продвижения Rx, которые делятся на три типа:
профессиональные соцсети для врачей;
супераппы, мессенджеры для врачей и провизоров;
инструменты для конференций и обучения.
Отдельно нужно упомянуть про врачебные мессенджеры — их запускали профессиональные социальные сети, но ни один не прижился в комьюнити. В структуре использования мессенджеров они входят в 5% непопулярных решений. Для омниканальных кампаний скорее стоит рассматривать WhatsApp, Viber и Telegram. О2О-решения для продвижения рецептурных препаратов не подходят — обычно врачи не рассматриваются как конечные потребители брендов.
Разберём плюсы и минусы основных решений с учётом обратной связи от наших клиентов и партнёров, а также опыта нашей команды.
1. Профессиональные социальные сети для врачей
Таких на территории РФ минимум три. Продуктовая задача социальной сети — наполнить платформу контентом для прироста трафика и времени, проведённого на сайте.
Плюсы
Наибольшая валидированная аудитория.
Врач привыкает к формату текста и с большей вероятностью сможет дочитать до конца рекламный материал.
Врач видит в ленте нативно встроенный рекламный контент.
Врач вовлекается в комьюнити, социальные связи удерживают доктора в экосистеме.
Минусы
Многое зависит от качества контента, что не так принципиально, например, для супераппов.
Рекламный контент может соседствовать с тематически неприемлемым, например, заголовком статьи «Фарш в операционной: это вам не мясная лавка!». Откровенно рекламный контент может привносить негативную коннотацию: «Контролируйте уровень АД с брендом ХYZ».
Врач быстро понимает, где реклама, а где неаффилированный контент, и у него развивается «баннерная слепота».
2. Супераппы: набор всего
К супераппам относятся решения, которые агрегируют в себе клинические рекомендации, протоколы, калькуляторы и тому подобное. По сути, это инструментарий для доктора, который он может использовать в работе.
Плюсы
Естественным образом генерируемый трафик. Большое количество инструментов обеспечивает высокую посещаемость.
Врачи, особенно широкого профиля, используют такие решения во время работы.
Минусы
Слишком много разделов: пользователь ищет калькуляторы или рекомендации, но не рассматривает приложение как образовательную платформу.
Избыточная универсальность приложений: оно работает сразу со всеми типами аудиторий, не подстраиваясь под представителей отдельных специальностей.
3. Решения для обучения: конференции и интерактивы
Жизнь врача — постоянное обучение. Есть целый спектр приложений и сервисов, которые заменяют традиционный лекционный формат. Некоторые просто переносят лекции в онлайн. Другие пытаются сделать обучение интерактивным и удобным для врача.
Например, наша команда разработала онлайн-тренажёры для врачей. Тренажёр имитирует приём реального пациента, расширяет клинический спектр, с которым сталкивается врач в повседневной практике, предоставляет разбор принятых решений.
Тренажёр относится к инструментам самообучения. И вот что мы думаем о достоинствах и недостатках интерактивного подхода.
Плюсы
Интерактивное повышение навыков повышает усвоение материала. Врач оценивает больше нюансов (ведение пациентов-хроников и с полиморбидностью, орфанными заболеваниями).
Контент занимает 100% материалов. Врач заходит только для получения знаний.
Также в процессе врач не испытывает неловкости при проверке знаний из-за привычного формата общения с пациентом.
Минусы
Небольшая валидированная аудитория.
Ограниченность географии и специализаций.
Решаем обе проблемы так: врачи подключаются к проекту, потому что им нравится продукт. Дорабатываем программу лояльности, чтобы увеличивать ретеншен.
Общая проблема: не просчитывается конверсия
Диджитал-маркетинг до сих пор неизмерим для фармацевтических компаний. И в РФ, и зарубежом. Потому фарммаркетологи ждут прозрачной системы мониторинга выписки препаратов. Но в России пока такое решение не интегрировано, так как врачи должны выписывать лекарство по международному наименованию.
Твёрдо можно утверждать одно: на выбор препарата влияет то, насколько хорошо врач знаком с алгоритмом назначения лекарства. При общении с пациентами врачи проводят объяснение:
а) режима приёма (77%);
б) продолжительности приёма (69%);
в) правил приёма, в том числе, при при комбинированной терапии (67,3%).
Это объясняет, почему нужно уделять время именно обучению врача. Доктора должны удовлетворять запрос пациента на информирование, чтобы добиться максимального комплаенса от пациента к целевому препарату.
Какой сервис выбрать
Решения для распространения информации: социальные сети и супераппы
Для выбора оценивают средние конверсии и адаптивность решения. Ограничением может оказаться невозможность интеграции микросайта заказчика в соцсеть или приложение.
Образовательные решения
Клиент выбирает между лекцией и интерактивной обучающей программой. По факту, выбирать не обязательно, скорее можно диверсифицировать материалы для использования обоих форматов.
Если у заказчика ограничен бюджет, рационально вложиться в интерактив с таргетным размещением для целевой аудитории. Если бюджеты серьёзнее — образовательное взаимодействие зафиксирует информацию лекционного курса.
Так или иначе, в формуле А+B будет результат только в том случае, если переменная В качественно проработана.
Источник
Маркетинг с препятствиями: как продвигать лекарства
Телевизор — наше все
Сегодня маркетологи фармацевтических брендов в России все еще не воспринимают цифровые каналы продвижения всерьез. Они используют их в основном для того, чтобы получить больше информации о поведении потребителей — то есть digital просто помогает оптимизировать затраты на аналитику. Продавать через этот канал пока мало кто умеет.
Что тормозит прогресс в фарме
1. Барьеры системы здравоохранения — в отрасли все максимально зарегулировано. Маркетологи часто боятся или не могут отступить от привычных правил игры.
2. Нежелание российских фармкомпаний делать крупные инвестиции в непонятный для них digital, в то время как общие продажи лекарств падают, а доля дженериков (лекарство-копия, которое совпадает с оригинальным по количеству действующего вещества и влиянию на организм; выпускается и продается после истечения срока действия патента компании, создавшей оригинальное лекарство. — «РБК Pro») в их объеме растет.
Наконец, директора по маркетингу просто не видят большой пользы в продвижении продуктов в digital-каналах. Какой смысл выстраивать воронку продаж и работать над конверсией, если потребители все равно не смогут купить препараты онлайн? Ведь законодательство сегодня разрешает лишь оформить на сайте предзаказ — забирать и оплачивать лекарства все равно придется в аптеке.
Поэтому маркетологи в фарме рассуждают так: лучше продолжать давать рекламу на ТВ, чтобы люди запоминали названия лекарств и покупали именно их, приходя в аптеки. Отторжение телевидения в целом и ТВ-рекламы в частности в молодежной среде их пока не очень волнует.
Александр Орлик, директор по маркетингу фармкомпании «Dr Theiss» в России и СНГ
«Если целевая аудитория препарата 50+, правильно выстроена стратегия продвижения и выбрана цена, TВ-реклама будет работать прекрасно. У молодого же поколения прямая реклама вызывает негативные эмоции — как на ТВ, так и в Интернете. Только фарме до этого дела нет, ведь основные потребители лекарств — люди в возрасте 35+».
Источник
Медицинский маркетинг: продвижение лекарственных препаратов
Содержание
Реклама и продвижение медицинских препаратов – сложный процесс, в котором тесно пересекаются коммерческие интересы фармацевтических производителей и потребности населения.
И хотя цель медицинского маркетинга такая же, как и у любого другого товара, — добиться покупки рекламируемого продукта, — он имеет особенности и ограничения, напрямую связанные с медициной и здоровьем.
Сложности продвижения медикаментов
Основная сложность медицинского маркетинга заключается в ограничениях размещения рекламы. После принятия в 1995 году закона «О рекламе» было запрещено:
- рекламировать незарегистрированные в стране препараты;
- рекламировать лекарства, отпускаемые только по рецепту врача. Публикация разрешается исключительно в специальных изданиях для врачей и фармацевтов;
- сравнительная реклама, нарушающая права конкуренции;
- скрытая реклама.
С 2003 года начались активные обсуждения полного запрета рекламы безрецептурных лекарств. Дискуссии поднялись из-за увеличения смертных случаев от самолечения фармацевтическими препаратами, рекламу которых граждане регулярно видят в СМИ.
Подобные законопроекты на запрещение рекламы, вносимые на рассмотрение в Госдуму, регулярно отклонялись и в ближайшем будущем вряд ли стоит ожидать их одобрения. Включая радио, телевизор или компьютер с доступом в Интернет, потребитель сталкивается с потоком рекламы лекарственных препаратов:
- обезболивающих;
- для лечения простудных заболеваний;
- БАДов (биологически активных добавок).
Однако продвижение лекарственных препаратов все еще остается трудной сферой маркетинга, что заставляет фармацевтические компании использовать другие площадки.
Сайты и соцсети как инструмент медицинского маркетинга
Для продвижения медицинских препаратов особое значение приобретают digital-каналы. Это происходит последующим причинам:
- Интернет становится популярнее радио и телевидения, в результате чего он становится подходящей площадкой на размещения эффективной рекламы.
- Внедрение интернет-технологий в работу клиник и больниц (онлайн-запись на прием, переход на электронные системы учета и ведения пациентов).
Сайт стал эффективным инструментом для ознакомления и привлечения внимания к лекарственному препарату. Сегодня у всех крупных фармацевтических компаний есть свой официальный ресурс, на котором пользователь, подтвердив то, что он является медицинским сотрудником, может ознакомиться с информацией об интересующем препарате. В дополнение к этому имеется доступ к научным статьям о применении медикамента, исследованиям и текстам по теме заболевания.
Кроме того, фармацевтические фирмы создают специальные digital-проекты, ориентированные на более узкую аудиторию. Например, компания «Нижфарм» организовало проект «Между нами – журнал о женском здоровье». Помимо полезных статей, там размещена информация о препаратах компании, которые отпускаются без рецепта. В материалах всегда содержится предупреждение о консультации со специалистом.
Еще один вариант медицинского digital-маркетинга – создание форумов и специальных соцсетей для врачей. Они представляют собой независимые проекты, которые активно сотрудничают с фармацевтическими компаниями. Регистрироваться и получать доступ могут только работники медицинской сферы, которые должны предоставить свои данные об образовании и месте работы. На таких ресурсах часто проводятся семинары, размещаются обучающие статьи и результаты исследований, проводятся обсуждения лекарственных препаратов. Все это способствует продвижению медицинских препаратов.
Ведущая соцсеть для врачей, предоставляющая возможность продвижения медикаментов, — «Доктор на работе». Администрация тщательно проверяет пользователей, позволяя взаимодействовать с сайтом только врачам. С «Доктор на работе» сотрудничают такие крупные фармкомпании, как Pfizer, Servier, Bayer, Astellas, Sanofi.
Группы в популярных соцсетях Вконтакте, Facebook и Одноклассники также является средством для продвижения медицинских препараторов. С их помощью фармацевтические компании налаживают обратную связь с врачами, учитывают их опыт применения конкретного лекарства.
Услуги по продвижению
В сложившихся условиях необходимо, чтобы сайт фармкомпании был в рабочем состоянии, не давал сбоев, имел удобный и понятный интерфейс, а также содержал только точные и правдивые сведения для пользователей. Помимо этого, важно не забывать о продвижении в поисковых системах и социальных сетях, чтобы как можно больше людей узнало о компании и захотело к вам обратиться.
Доверять работу над сайтом и его продвижением следует только опытным специалистам, которые обладают соответствующими знаниями, могут разработать действенную стратегию и воплотить ее в жизнь. Например, Digital-агентствам, специализирующимся на медицинском маркетинге. Такие организации готовы предложить:
- Создание эффективного медицинского сайта;
- Продвижение и топовые позиции в поисковых системах по популярным запросам;
- Создание и настройку контекстной рекламы, которая обеспечит на сайт постоянный поток посетителей;
- Продвижение в социальных сетях (Вконтакте, Fasebook, Одноклассники, Instagram);
- E-mail-маркетинг.
Источник