- «Светолечение. Теплолечение. Водолечение. Санаторно-курортное лечение» Методическая разработка практического занятия для преподавателей
- ПМ 02 МДК 02.02 «Основы реабилитации»
- 3. Основы реабилитации [Электронный ресурс] : учеб. для мед. училищ и колледжей / ред. В. А. Епифанов, А. В. Епифанов. – М. : ГЭОТАР-Медиа, 2015.
«Светолечение. Теплолечение. Водолечение. Санаторно-курортное лечение» Методическая разработка практического занятия для преподавателей
Новые аудиокурсы повышения квалификации для педагогов
Слушайте учебный материал в удобное для Вас время в любом месте
откроется в новом окне
Выдаем Удостоверение установленного образца:
СПб ГБПОУ «Акушерский колледж»
Рассмотрена на заседании ЦМК
«_____» _____________ 2019 г.
Председатель ЦМК __________
____________ Лутошкина Т.А.
«_____» ______________2019 г.
Соловьёва Александра Александровна
«Светолечение. Теплолечение. Водолечение. Санаторно-курортное лечение »
Методическая разработка практического занятия
ПМ 02 МДК 02.02 «Основы реабилитации»
Специальность 34.02.01 «Сестринское дело»
Методические рекомендации для преподавателя
Тема занятия «Светолечение. Теплолечение. Водолечение. Санаторно-курортное лечение.»
В системе как первичной, так и вторичной профилактики особая роль отводится природным лечебным факторам. Лечебные свойства природных факторов, механизмы и пути их действия на организм человека, применение их с лечебно-профилактическими целями изучает отдельный раздел медицинской науки — курортология.
На курорте, в местности, располагающие природными лечебными факторами (минеральные воды, лечебные грязи, целебный климат и др.) осуществляется как профилактическое оздоровление, так и восстановительное лечение и реабилитация больных. Именно на курорте особое внимание всегда уделялось максимальному использованию природных лечебных факторов, курортное лечение по праву считается наиболее естественным и максимально эффективным для пролонгирования ремиссии, уменьшения количества и тяжести обострений.
Изучить лечебные эффекты водолечебных и теплолечебных процедур.
Изучить показания и противопоказания к применению водолечебных и теплолечебных процедур.
Сбора информации, оценки состояния пациента на примере клинической ситуации.
Планирования реабилитации водолечебными и теплолечебными факторами при всех санаторных режимах.
Учебная – реализация ПК 2.1.,ПК 2.2.,ПК 2.4.,ПК 2.6.,ПК 2.7.
Развивающая – реализация ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 8.
Воспитательная – реализация ОК 10, ОК 11, ОК 13.
Студент должен овладеть элементами общих компетенций :
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности
ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей
Студент должен овладеть элементами профессиональных компетенций:
ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств
ПК 2.7. Осуществлять реабилитационные мероприятия
Метод обучения : репродуктивно-побуждающий.
Тип занятия : практическое занятие.
Место проведения практического занятия: учебная комната.
Методические рекомендации к практическому занятию № 6 для студентов.
Хронокарта практического занятия
Этапы практического занятия
Содержание этапа и оснащенность
Проверка посещаемости и внешнего вида обучающихся.
Формулировка темы и цели
Преподавателем объявляется тема и ее актуальность, цели занятия
Контроль исходного уровня знаний, умений (или актуализация знаний при введении нового материала)
Методические указания для самостоятельной работы студентов.
Раскрыть этапы выполнения практической работы. Самостоятельное изучение компьютерного сопровождения практического занятия. Заполнить сравнительную таблицу «Ароматические ванны».
Самостоятельная работа обучающихся (текущий контроль).
Законспектировать технику и методику проведения подводного массажа; схему грязелечебных процедур;
Работа с компьютерным сопровождением практического занятия; заполняют таблицу «Ароматические ванны»; решают ситуационные задачи
Подводится итог занятия. Выставляются отметки.
Подготовка к итоговому занятию
План изучения темы:
Контроль исходного уровня
Какие виды водолечения Вы знаете?
Какими основными эффектами обладают водные процедуры?
Какие противопоказания есть к водолечению и теплолечению?
Какие санатории и курорты вы знаете, в которых используется водолечение?
Роль медсестры в проведении теплолечения и водолечения, какую документацию необходимо заполнять?
Могут ли водные процедуры назначаться здоровому человеку, с какой целью и какие?
Дать характеристику терапевтического действия светолечебных факторов: инфракрасного излучения, УФЛ, видимых лучей, лазерного излучения, тепловых и водолечебных процедур, применяемые методики, технику проведения процедур
Особенности техники безопасности при работе в кабинете светолечения
Ответные реакции организма на действие светолечебных процедур
Показания и противопоказания к применению светолечебных процедур
Под водолечением следует понять использование воды при помощи специально разработанных методических приемов лечебных и профилактических целях.
Понятия «водолечение» включает собственно водолечение или «гидротерапию» и « бальнеотерапию».
Гидротерапия – это наружное применение пресной воды (водопроводной, речной, озерной, колодезной, дождевой) в виде ванн, душей, обливаний, обтираний, укутывание и.т.д. Пресную воду используют в Г.Т как в чистим виде, так и с добавлением различных веществ (хвойный экстракт, скипидар, шалфей, горчица и.т.д.), что усиливает ее действие на организм.
Бальнеотерапия – метод лечения, профилактики и восстановления нарушенных болезнью функций организма, природными минеральными водами и искусственно приготовленными минеральными и газовыми их аналогиями.
Механизм действия водолечебных процедур на организм
В основу влияния водолечебных процедур на организм положена общая теория нейрогуморального их действия. Нервная система и ее центральный отдел является основным регуляторным центром организма, а гуморальный механизм (гуморальные агенты, нейрогормоны, продуцируются эндокринными железами) повидемому включаются вторично.
С позиции взаимодействия организма с внешней средой водолечебные процедуры представляют собой естественные раздражители, имеющие сложную физико-химическую структуру.
В основе действия водолечебных процедур лежит сложное и взаимосвязанное влияние на организм 1) темперратурного (термического), 2) химического, 3) механических факторов.
В водолечебной практике используют воду различной температуры.
Лечение холодом (криотерапия) вода со льдом, темп. + 2,0 С и ниже (лед)
Собственно водолечение от 0 до + 40 С
Лечение теплом (термотерапия) от 40 С до 70 (90) С. (горячая вода, пар)
Также водолечебные процедуры условно разделяют на:
Холодные (темп. ниже 20 С)
Прохладные ( 20 – 33 С)
Индифферентные (34 — 36 С)
Теплые (37 – 39 С)
Горячие (темп. 40 и выше С)
Наиболее часто водолечебные процедуры проводят так называемой индифферентной или близкой к ней температуре. Под индифферентной принято понимать температура воды, существенно не отличается от внутренней температуры тела. По данным различных авторов диагноз индифферентной температуры колеблется от 34 – 37 С.
Тепловые процедуры противопоказаны:
Острые воспалительные заболевания или гнойные процессы. Болезни крови, в том числе со склонностью к кровотечениям. Кровотечения. Онкологические заболевания или подозрения на их наличие. Острый или вирусный гепатит. Заболевания почек воспалительного характера: пиелонефрит, нефроз, гломерулонефрит. Туберкулез органов дыхания и костно-суставной системы. Артериальная гипертензия 2-3 стадии. Ишемия миокарда 2-3 стадии. Инфаркт миокарда, не раньше чем через полгода с момента заболевания. Стенокардия с частыми приступами, 3 функциональный класс. Мерцательная аритмия. Выраженные признаки атеросклеротических изменений сосудов. Декомпенсация кровообращения 2 степени. Цирротическая стадия гепатита. Миома и миоматозные узлы матки. Гипертиреоз. Нервно-психические расстройства. Любой период беременности и кормление грудью. Инфекционные болезни. Интоксикационный синдром. Гипертермия. Заболевания любых органов и систем в стадии декомпенсации. Наследственно-дегенеративные процессы нервной системы у ребенка в стадии прогрессии. Дисфункция вегетативной нервной системы. Индивидуальная непереносимость теплопроцедур или химических веществ. Термотерапия может иметь ряд нежелательных эффектов во время процедур.
В медицине применяют с лечебно-профилактической и реабилитационной целью различные виды веществ: грязи, озокерит, парафин, нафталин, глину.
Лечебные грязи (пелоиды) – это природное органоминеральные коллоидные образования, обладающие свойствами теплоносителей и содержащие, как правило, терапевтически активные вещества (соли, газы, биостимуляторы и.т.д.) и живые микроорганизмы.В структуре лечебной грязи выделяют три компонента: кристаллический «скелет» (остов), коллоидный комплекс и грязевой раствор. Кристаллический «скелет» состоит из неограниченных частиц размером более 0,01 мм, грубых органических остатков растительного и животного происхождения (гипс, кальцит, доломит, фосфаты, силикатные и карботные частицы и.д.р.). Коллоидный комплекс – тонкодисперсная часть грязи, представленная частицами размером более 0,01 мм (органические вещества, органоминеральные соединения, сера, гидроксиды железа, алюминия и.д.р.). Грязевой раствор — жидкая фаза грязи, являющаяся наиболее активной в терапевтическом отношении частью пелоида и состоящая из воды и растворимых в ней минеральных солей, органических веществ и газов. Именно содержащиеся в растворе вещества способны в первую очередь на кожу и проникнуть ч/з нее в организм.
3. Самостоятельная работа.
1. Законспектировать технику и методику проведения подводного массажа; схему грязелечебных процедур;
2. Работа с компьютерным сопровождением практического занятия;
3. Заполнить таблицу «Ароматические ванны»
4. Решить ситуационные задачи.
4. Итоговый контроль знаний.
5. Подведение итогов.
Рекомендованная литература по теме занятия:
1. Быковская, Т. Ю. Основы реабилитации: ПМ 02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессе / Т. Ю. Быковская [и др.] ; под ред. Б. В. Кабарухина – Ростов н/Д: Феникс, 2015. – 430, [1] с. – (Среднее медицинское образование).
2. Козлова, Л. В. Основы реабилитации для медицинских колледжей : учеб. пособие / Л. В. Козлова, 3. С. А. Козлов, Л. А. Семененко ; ред. Б. В. Кабарухина. – 10-е изд. – Ростов н/Д : Феникс, 2017. – 480 с. : ил. – (Сред. мед. образование).
3. Основы реабилитации [Электронный ресурс] : учеб. для мед. училищ и колледжей / ред. В. А. Епифанов, А. В. Епифанов. – М. : ГЭОТАР-Медиа, 2015.
1. Быковская, Т.Ю. Виды реабилитации: физиотерапия, лечебная физкультура, массаж: учеб. пособие / Т.Ю. Быковская, А.Б. Кабарухин, Л.А. Семененко, Л.В. Козлова, С.А. Козлов, Т.В. Бесараб; под общ. ред. Б.В. Кабарухина. — Ростов н/Д : Феникс, 2010. – 557 с. (Медицина).
2. Епифанов, В.А. Лечебная физическая культура и массаж: учебник для медицинских училищ и колледжей / В.А. Епифанов – «ГЭОТАР-Медиа», 2016. – 528 с.
3. Ерёмушкин, М.А. Классический массаж: учебник для медицинских училищ и колледжей / под ред. М.А. Ерёмушкина – «ГЭОТАР-Медиа», 2016. – 448 с.
5. Соколова, Н. Г. Физиотерапия / Н. Г. Соколова. – Ростов н/Д: Феникс, 2018. – 350 : ил. – (Дополнительное медицинское образование).
6. Стельмашонок, В. А. Основы реабилитации, физиотерапии, массажа и лечебной физкультуры [Электронный ресурс] : учеб. пособие / В. А. Стельмашонок, Н. В. Владимирова. – Минск : РИПО, 2015.
7. Чуваков, Г. И. Сестринский уход в физиотерапевтической практике. Учебное пособие / Г.И. Чуваков, О.В. Бастрыкина, М.В. Юхно. — М.: Юрайт, 2016. – 120 c.
8. Шершнева, З. П. Сестринское дело в курортологии / З.П. Шершнева, М.Ю. Карташева. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. – 300 c
9. Физиотерапия: учебно-методическое пособие / Е.Ю. Зыкова, А.Ю. Наумкина – Кисловодск: ГБОУ СПО «Кисловодский медицинский колледж» Минздрава России, 2014 – 130 с.
1. Клячкин, Л.М. Физиотерапия: Учебник / Л.М. Клячкин, М.Н.Виноградова – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Медицина,1995. – 240 с.: ил. – (Учеб. лит. для учащихся мед. училищ). – Режим доступа:
2. Кондратьева, Т.Ю . Учебно-методическое пособие для теоретических и практических занятий для студентов и преподавателей. Раздел – основы массажа. Апатиты , 2018. – Режим доступа:
3. Лекции по реабилитации [Электронный ресурс]: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Камчатского края Камчатский медицинский колледж – Режим доступа: http://www.kammedcolledge.ru/student/uchebnaya_deyatelnost/matematika3/
4. Соловьёва, А.А. Лекции по реабилитации [Электронный ресурс]: СПб ГБПОУ Акушерский колледж, 2018. – Режим доступа: https://www.akush.spb.ru/prepodavateli/soloveva/files/Lekcia1.pdf
ПОДВОДНЫЙ ДУШ – МАССАЖ
Подводный душ – массаж (ПДМ) представляет собой водолечебную процедуру, сочетающую действие на организм общей водяной ванны и механическое, массирующее влияние компактной водной струи, направленной под водой на тело больного.
ПДМ проводится с помощью специальных аппаратов «Тангентор 8».
Аппараты смонтированы в металлическом корпусе, передвигаются на колесиках. Основной частью аппаратов ПДМ является центробетонный насос высотой 30 см. Он высасывает воду из ванны или бассейна и подает ее по эластичному шлангу под давлением на тело больного, находящегося в этой ванне. Таким образом, осуществляется кругооборот воды, которая из ванны поступает в аппарат, из последнего на больного в ванну и снова в аппарат со скоростью 90-150 л/мин. Для получения компактной (массирующей) струи воды к аппаратам придаются 4-8 насадок из металла или пластмассы различной формы и площади выходного отверстия. Для проведения процедур имеются ванны большого размера- глубиной не менее 60-80 см и вместимостью 400-600л.
ТЕХНИКА И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЦЕДУР
Для проведения процедуры ванну или бассейн заполняют водой с температурой 34-38С, можно использовать морскую или минеральную воду. Больной погружает в воду всю поверхность своего тела, за исключением области шеи и головы. При заболеваниях сердца уровень воды в ванне доходит до половины груди или линии его сосков. Больной располагается в ванне горизонтально, без напряжения. Для адаптации больной лежит в ванне в течении 5 минут, после чего водяной струей осуществляется массажное воздействие по методике, назначенной врачом.
Дозирование осуществляется по силе массирующего воздействия, которое может быть различным в зависимости от интенсивности давления водной струи, ее угла падения, от выбора той или иной насадки, от величины расстояния между насадкой и телом больного. Обычно применяемое в лечебной практике давление струи воды не превышает 3-4 атм.
Учитывая преимущественное действие при этой процедуре механической энергии, следует соблюдать общие правила массажа. Струю воды, массирующую различные участки тела, медленно направляют от периферии к центру от нижележащих сегментов к вышележащим, имитируя приемы ручного массажа.
При ПДМ применяют 4 основных приема : поглаживание, растирание, разминание и вибрацию.
По методикам проведения различают общий и местный подводный душ-массаж.
ОБЩАЯ МЕТОДИКА ПОДВОДНОГО ДУША-МАССАЖА
При общей методике массажной струей обрабатывают все тело больного, погруженного в воду. Последовательность массажного воздействия осуществляется по схемам, предложенным А.Ф.Вербовым, Н.А.Белой для ручного общего массажа. Отдельные части тела массируют в следующем порядке:
задняя поверхность нижних конечностей
передняя поверхность нижних конечностей
Согласно правилам массажа струю направляют от дистальных участков тела к проксимальным, от периферии к центру. В любых вариантах проведения подводного душа-массажа исключается воздействие на область сердца, половых органов, молочных желез, лица и головы.
После 5-минутной адаптации в ванне с помощью дождевой насадки массируют в описанной последовательности всю поверхность тела приемом поглаживания. Большое время отводится на массаж спины и ног. Массаж живота проводится круговыми движениями по часовой стрелке. После поверхностного поглаживания осуществляют глубокое поглаживание и растирание щелевидной насадкой. Спиралевидными движениям растирают мышцы бедра, голени, плеча, паравертебральные зоны пояснично-крестцовых и грудных сегментов. Поперечным штрихованием массируют межреберья грудной клетки сзади. Продольному и поперечному разминанию цилиндрической насадкой подвергаются мышцы конечностей и задней поверхности туловища, при ожирении область живота. Приемы вибрации используются в области спины, верхних и нижних конечностей. Растирание, разминание и вибрацию чередуют с поглаживанием, которым начинают и заканчивают процедуру.
При назначении процедур следует учитывать регионарную чувствительность тканей к гидростатическому давлению. Высокой чувствительностью обладает стенка живота и органы брюшной полости, внутренняя поверхность бедер и голеней ввиду прохождения здесь сосудов и нервов. Массаж указанных участков проводят с д авлением не более 0,1-0,15 Мпа. Менее чувствительная задняя поверхность тела- спина, пояснично-крестцовая область, нижние и верхние конечности, где давление может достигнуть 0,3 Мпа.
Более значительное давление больным людям не назначается, но оно хорошо переносится спортсменами, где подводный душ-массаж с давлением струи в 0,35-0,4 Мпа может применяться после тренировок в качестве заменителя ручного массажа. С осторожностью величина давления должна подбираться людям пожилого возраста и детям, лицам с повышенной возбудимостью ЦНС, при заболеваниях с нарушением крови — и лимфообращения.
Продолжительность процедуры общего воздействия составляет 15-30-45 минут. Температура воды выбирается в зависимости от заболевания чаще всего применяется вода индифферентной температуры 35-36 градусов. При некоторых заболеваниях (остеохондроз позвоночника и др.) может использоваться более теплая вода (37-38градусов). На курс лечения назначается от 8-10 процедур до 15-20 процедур, применяемые чаще через день, иногда — ежедневно.
МЕСТНАЯ МЕТОДИКА ПОДВОДНОГО ДУША-МАССАЖА
При местном воздействии струей массируют ограниченные участки тела. Для повышения лечебного эффекта за счет нервнорефлекторных ответных реакций, наряду с местом поражения, часто осуществляют массаж симметричных рефлексогенных зон.
Положение тела больного в ванне, как при общей методике. Температуру воды выбирают в пределах 35-38 градусов С. Местный массаж чаще всего проводят в области верхних и нижних конечностей при травмах опорно-двигательного аппарата, заболеваниях сосудов и периферической нервной системы. Наименьшее распространение местный душ-массаж получил при заболеваниях внутренних органов, за исключением хронических заболеваний кишечника с наличием запоров.
Методика проведения обусловлена тем или иным заболеванием. Во всех случаях необходима 5-минутная адаптация больного в ванне или бассейне. Схему проведения массажа, комбинацию его приемов, силу давления струи, выбор температуры воды и другие условия определяет врач в зависимости от заболевания. Продолжительность процедуры 10-20 минут. Проводят ежедневно или через день. Курс состоит из 10-20 процедур.
Заболевания позвоночника (остеохондроз, без выраженного радикулярного синдрома, спондилоартроз, сколиоз)
Заболевания и повреждения периферической нервной системы и спинного мозга в фазе ремиссии (радикулиты, плекситы, невриты, остаточные явления после травм, перенесенного полиомиелита и др.)
Хронические заболевания и повреждения мышечной системы (миозиты, миопатии, последствия бытовых, производственных травм)
Хронические воспалительные и дегенеративно-дистрофические заболевания суставов
Последствия травм опорно-двигательного аппарата (вывихи, разрывы, растяжение связок и сухожилий), состояние после операций на суставах, связках.
Хронические колиты с нарушением двигательной функции кишечника (запоры)
Гипертоническая болезнь 1-2 ст. с «пограничным» или умеренно выраженным АД
Некоторые заболевания кожи (нейродерматиты, некоторые формы чешуйчатого лишая и др.)
Общие противопоказания к применению методов физиотерапии, преимущественно водолечения
Острые травмы до 3-10 дней или при наличии гематом, тромбоза вен, повреждения кости, требующие иммобилизации
Доброкачественные опухоли с наклонностью к росту — фибромиомы, аденомы
Инфаркт миокарда в анамнезе до 2 лет
Гипертоническая болезнь при наличии высокой гипертензии (выше 170/100 мм.рт.ст)
Заболевания сосудов с повышенной проницаемостью, или недостаточно механической прочностью сосудистой стенки (появление кровоизлияний и т д.)
Ишемическая болезнь сердца с частыми приступами стенокардии и неблагоприятной ЭКГ-динамикой.
Нарушение ритма сердечной деятельности и проводимости (пароксизмальная тахикардия, тахикардия более 80-100 уд/мин), частые экстрасистолы, атриовентрикулярные блокады
Заболевания нейроэндокринной системы при наличии выраженной вегетативной дисфункции (тиреотоксикоз, диэнцефальный синдром, некоторые формы климактерических неврозов и др.)
Заболевания кожи: инфекционные, мокнущие, гнойничковые.
Некоторые физиологические состояния (беременность, наличие менструации).
Возраст обычно не является противопоказанием для назначения подводного душа-массажа. Однако детям моложе 5 лет процедура обычно не назначается. Плохая переносимость метода отличается у больных старше 65-70 лет, отягощенным атеросклерозом.
Проводят в отдельном помещении, ванну устанавливают так, чтобы к ней был подход с 3-х сторон, электромагнитный пускатель для проведения массажа располагают над ножным концом ванны с соблюдением всех требований электробезопасности, его корпус должен быть заземлен.
Основные лечебные методики водолечения
Источник