- Закупка лекарственных средств по 44‑ФЗ
- Дополнительные требования к поставщикам
- Какими способами можно закупать лекарства
- Электронный аукцион
- Запрос котировок
- Запрос предложений
- У единственного поставщика
- Наименование лекарственного средства
- Формирование лотов
- Особенности закупки лекарств из Перечня ЖНВЛП
- Основания для отстранения участников закупки ЖНВЛП
- Описание предмета закупки
- Особенности закупок медоборудования, медизделий и расходных материалов
- Что изменится в 2021 году
- Особенности закупок медизделий в период коронавирусной эпидемии
- Особенности расчета НМЦК
- Особенности закупок медизделий по 44-ФЗ
- Особенности закупок медоборудования и расходных материалов
- Особенности закупок лекарственных средств
- Закупка медицинских услуг
Закупка лекарственных средств по 44‑ФЗ
Лекарственные средства — самые проблемные закупки по Закону № 44-ФЗ. Так как речь идет о социально значимых товарах, законодатель уделил особое внимание порядку проведения таких закупок, установил дополнительные требования и ограничения к участникам закупок и заказчикам. В статье расскажем, на что обратить особое внимание при закупках лекарств
Управление государственными и муниципальными закупками ( 144 , 120 , 40 ак. часов) – дополнительная профессиональная программа повышения квалификации для контрактных управляющих, специалистов контрактных служб и закупочных комиссий.
Дополнительные требования к поставщикам
Закон № 44-ФЗ содержит специальные нормы, применяемые при закупках лекарственных средств.
Во-первых, участник закупки должен иметь лицензию на производство лекарственных средств и (или) на осуществление фармацевтической деятельности.
Во-вторых, если по контракту предполагается закупка наркотических или психотропных лекарственных средств, то участник закупки должен иметь лицензию на осуществление деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений.
В-третьих, участник закупки лекарственных средств, предложивший цену контракта, которая на 25 и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, обязан представить заказчику обоснование предлагаемой цены контракта. Обоснование может содержать гарантийное письмо от производителя, включающее в себя цену и количество поставляемого товара, иные документы, которые подтверждают возможность осуществить поставку товара по предложенной цене. В случае невыполнения данного требования или признания предложенной цены необоснованной конкурсная заявка отклоняется, а при проведении аукциона его победитель признаётся уклонившимся от заключения контракта.
В-четвертых, при закупке препарата из перечня жизненно важных и необходимых лекарственных средств (ЖВНЛС), их стоимость не должна превышать предельные отпускные цены, установленные государством. Иначе заявка будет отклонена (ч. 10 ст. 31 Закона 44-ФЗ).
В отрывке из вебинара «Особенности закупок в медицине по 44-ФЗ» лектор расскажет, можно ли устанавливать в процентах срок годности.
Какими способами можно закупать лекарства
Электронный аукцион
Это основной способ приобретения лекарственных средств. Дело в том, что заказчики должны проводить закупки в форме электронного аукциона при наличии закупаемых товаров в перечне, установленном Правительством РФ (ч. 2 ст. 59 Закона № 44-ФЗ). Лекарства как раз входят в аукционный перечень № 471-р по ОКПД 21.20.1 «Препараты лекарственные», наряду с прочими позициями.
Запрос котировок
В некоторых случаях закупка может осуществляться путем запроса котировок. Например, если:
- Заказчик проводит закупку не дороже 500 тыс. руб.
- Заказчик расторг в одностороннем порядке уже заключенный контракт на препараты, которые закупает.
- Контракт расторгнут по суду из-за того, что победитель не поставляет лекарства из ЖНЛВЛ.
- ФАС или суд отменили результаты электронного аукциона и разрешили провести запрос котировок.
В последних трех случаях контракт заключают на срок, который не превышает время, необходимое для проведения нового аукциона (ч. 2 ст. 76 Закона № 44-ФЗ). Количество закупаемых лекарств при этом должно соответствовать нуждам заказчика на этот срок.
Приглашение принять участие в запросе котировок заказчик должен отправить не менее, чем трем поставщикам (ч. 4 ст. 74 Закона № 44-ФЗ).
Запрос предложений
Заказчик вправе закупать медикаменты путем проведения запроса предложений, когда препарат необходим для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) на срок его лечения (п. 7 ч. 2 ст. 83 Закона № 44-ФЗ). Каждая такая закупка должна быть включена в план и план-график медучреждения, но прежде ее должна обосновать врачебная комиссия. Решение фиксируют в медицинских документах пациента, журнале врачебной комиссии и включают в реестр контрактов вместе с заключенным контрактом.
У единственного поставщика
Пункт 28 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ разрешает закупку лекарственных средств у единственного поставщика. В этом случае необходимо учитывать ряд особенностей:
- объем поставки не может превышать 200 000 рублей;
- предметом закупки являются препараты, рассчитанные на одного больного;
- есть решение врачебной комиссии, подтверждающее наличие медицинских показаний у пациента;
- объем препаратов соответствует сроку лечения больного;
- решение врачебной комиссии подлежит размещению в ЕИС вместе с контрактом.
Кроме того, закупку у единственного поставщика можно провести, когда медикаменты требуются для срочного медицинского вмешательства после аварии или катастрофы.
Сейчас разрабатывается законопроект на покупку лекарств для онкобольных не дороже 600 тыс. рублей, так как таким пациентам часто нужны дорогие препараты максимально быстро.
Наименование лекарственного средства
По общему правилу, если объектом закупки являются лекарственные средства, то в извещении о закупке указывается международное непатентованное наименование (МНН). Если у лекарственного средства МНН отсутствует, следует указывать химические, группировочные наименования (п. 6 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ).
В некоторых случаях закупать лекарственные препараты можно по торговым наименованиям:
- Препарат входит в перечень лекарств, которые закупают по торговым наименованиям (п. 6 ч. 1 ст. 33). Но пока такой перечень не сформирован;
- В запросах предложений (п. 7 ч. 2 ст. 83 Закона № 44-ФЗ);
- В закупках у единственного поставщика (п. 28 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);
- В закупках инсулинов и циклоспоринов. Такая возможность указана в разъяснении Минэкономразвития. Однако заказчику придется обосновать, почему ему нужен препарат конкретной торговой марки.
Формирование лотов
Закупка лекарств по 44 ФЗ имеет еще одну особенность, которая связана с формированием лотов. Смешивать в одном лоте лекарственные средства с разными МНН (химическими, группировочными наименованиями), можно в случае, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает предельное значение, установленное в постановлении Правительства РФ от 17.10.2013 г. № 929:
- 1 млн. рублей — для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку лекарственных средств в предшествующем году, составил менее 500 млн. руб.;
- 2,5 млн. рублей — для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку лекарственных средств в предшествующем году, составил от 500 млн. руб. до 5 млрд. руб.;
- 5 млн. рублей — для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку лекарственных средств в предшествующем году, составил более 5 млрд. руб.
Кроме того, нельзя смешивать в одном лоте лекарственные средства с МНН и лекарственные средства с торговыми наименованиями.
Эти правила действуют на закупки всех видов лекарств, кроме закупок по офсетному контракту, одно из условий которого — инвестировать часть суммы контракта в экономику страны (ст. 111.4 Закона № 44-ФЗ).
Интересно письмо ФАС от 09.06.2015 N АК/28644/15. В нем антимонопольная служба перечисляет требования к поставщику и товару, которые считает ограничением конкуренции. Например, в одну закупку нельзя включать:
- Лекарства и медицинские изделия;
- Лекарства и устройства для их разведения или введения;
- Уникальные лекарства без аналогов и лекарства, у которых есть несколько торговых наименований и т.д.
Кроме того, антимонопольная служба считает недопустимым указание в закупке требований к объему наполнения упаковки вместо дозировки, составу вспомогательных компонентов, остаточному сроку годности, температуре хранения и других. С полным перечнем ограничений можно ознакомиться в письме ФАС.
Особенности закупки лекарств из Перечня ЖНВЛП
Цены на лекарства из перечня ЖНВЛП регулируются государством следующим образом:
- устанавливаются методики определения производителями лекарств предельных отпускных цен;
- регистрируются предельные отпускные цены на такие препараты;
- ведется реестр предельных отпускных цен, который размещен в открытом доступе на сайте Росздравнадзора;
- утверждаются методики установления на региональном уровне предельных отпускных и розничных надбавок на лекарства.
Начальную (максимальную) цену контракта надо определять по правилам Закона № 44-ФЗ. Метод сопоставимых рыночных цен является приоритетным (Письмо Минфина России от 26.09.2017 № 24-01-07/62519).
Основания для отстранения участников закупки ЖНВЛП
При закупке лекарств ЖНВЛП, в любой момент можно отстранить от закупки участника, или отказаться от заключения контракта с победителем торгов (ч. 10 ст. 31 Закона № 44 ФЗ):
- если предельная отпускная цена лекарственных препаратов, предлагаемых участником, не зарегистрирована;
- если при превышении предельных цен победитель определения поставщиков отказывается их понижать.
Нужно ли в этом случае передавать данные об участнике в Реестр недобросовестных поставщиков? В Минфине считают, что не нужно. В письме от 04.09.2017 № 24-02-08/56717 чиновники пояснили: участник попадает в РНП, если нарушил условия контракта. В указанном случае контракт с ним заключен не был.
Следует помнить, что цена лекарства содержит сумму НДС (10 %) и региональные оптовые надбавки (предельные размеры оптовых и розничных надбавок на лекарства утверждены постановлением Правительства от 29.10.2010 № 865, устанавливают их региональные власти). А вот цены в реестре предельных отпускных цен не включают в себя ни НДС, ни надбавки. Поэтому заказчик должен сравнить «цену на лекарство», которое предложено участником, и «цену производителя».
Если обнаружено превышение предельных цен, заказчик может указать участнику на необходимость:
- уменьшения цены на лекарство до размера, который не будет превышать предельную отпускную цену;
- пропорционального снижения общей цены контракта.
Если участник закупки допустил снижение НМЦК более, чем на 25%, то он должен (ст. 37 Закона № 44-ФЗ):
- доказать свою добросовестность;
- показать расчеты представленной «демпинговой» цены на лекарство.
Если участник закупки не выполнит это требование, заказчик обязан отказаться от заключения контракта.
В ЕИС заказчик размещает протокол об отказе в заключении контракта, в течение двух дней он направляется заказчиком победителю в порядке, предусмотренном ч. 11 ст. 31 Закон № 44-ФЗ.
Описание предмета закупки
При описании объекта закупки заказчик должен руководствоваться положениями ст. 33 Закона № 44-ФЗ.
- Описание объекта закупки должно носить объективный характер.
- В описании объекта закупки должны быть указаны функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики.
- В описании объекта закупки не должны содержаться требования или указания в отношении товарных знаков, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименования места происхождения товаров, наименования производителя, за исключением случаев, если иначе невозможно более точно описать характеристики объекта. Указывать товарные знаки можно лишь в том случае, если при выполнении работ или оказании услуг будут использоваться товары, поставки которых не являются предметом контракта.
Правильно составить описание предмета закупки поможет Государственный реестр лекарственных средств. В нем можно найти следующую информацию: о МНН, составе, лекарственных формах, дозировке, показаниях/противопоказаниях, побочных эффектах, сроке годности, условиях хранения, условиях отпуска, входит ли лекарственный препарат в перечень ЖНВЛП.
Заказчикам необходимо очень осторожно подходить к описанию объекта закупки при составлении конкурсной документации. Нельзя в документации закупки указывать терапевтически не значимые характеристики, соответствующие конкретным торговым наименованиям лекарственных препаратов, без возможности поставки эквивалентного товара. Например,
- указание конкретных лекарственных форм препаратов («порошок», капсулы», «таблетки», «раствор» и т.д);
- определенная дозировка лекарственного препарата;
- требования к составу вспомогательных веществ или режиму хранения препаратов;
- указание формы выпуска (первичной упаковки) лекарственного препарата без возможности поставки аналогичных препаратов в иной форме выпуска (упаковке);
- описание цвета, формы, вкуса таблеток (капсул), цвета, формы и материала первичной и вторичной упаковки и т.д.;
- объединение в один лот лекарственных препаратов, имеющих в пределах одного МНН несколько торговых наименований, с уникальными лекарственными препаратами, имеющими только одно торговое наименование в пределах соответствующего МНН (с учетом лекарственных форм и дозировок);
- закупка лекарственных средств совместно с медицинскими изделиями и иными товарами.
ФАС считает, что такое описание является одним из видов ограничения количества участников закупки лекарственных препаратов, и, следовательно, ограничения конкуренции (Письмо ФАС от 9.06.2015 № АК/28644/15). Описывать объект закупки стоит максимально общими категориями. Любое дополнительное требование к объекту закупки заказчик должен обосновать, например, требования к режиму хранения. В дальнейшем участник закупки должен конкретизировать лекарственные средства, которые он планирует поставить по контракту.
Источник
Особенности закупок медоборудования, медизделий и расходных материалов
Закупка медицинских изделий по 44-ФЗ — это процедура выбора поставщика, который снабдит заказчика инструментами, аппаратами, приборами, оборудованием, расходными материалами и другими товарами, которые применяются для лечения и других смежных целей. С 19.03.2021 ограничили закупки новых медизделий.
Статья доработана экспертом Эллой Залужной
Скачать Постановление Правительства №102 от 05.02.2015 в актуальной редакции из КонсультантПлюс |
Скачать Приказ Минздрава №450н от 15.05.2020 об утверждении порядка определения начальной (максимальной) цены контракта из КонсультантПлюс |
Скачать Приказ Минздрава №855н от 19.08.2020 об изменении в типовом контракте из КонсультантПлюс |
Скачать типовой контракт по медицинскому оборудованию в 2020 году |
Скачать совместное письмо Минфина №24-03-06/47606 от 22.05.2018, Минпромторга №ЦС-31570/19 от 22.05.2018, Минздрава №25-3/10/2-4204 от 29.06.2018, ФАС №РП/38817/18 от 29.05.2018 |
Что изменится в 2021 году
11.03.2021 на официальном портале правовой информации опубликовали Постановление Правительства №336 от 06.03.2021, которое изменило перечень иностранных медизделий, на которые распространяются ограничения в рамках нацрежима по 44-ФЗ. В частности, ограничения по Постановлению №102 от 05.02.2015 придется устанавливать в закупках биохимических анализаторов, фетальных мониторов, медицинских, лабораторных и клинических лабораторных микроскопов, хирургических ультразвуковых аппаратов, лазерных терапевтических аппаратов и хирургических коагуляторов.
С 07.02.2021 вступает в силу Постановление Правительства №76 от 28.01.2021, которое изменило Постановление Правительства №102 от 05.02.2015 и утвердило новые правила закупок медизделий. С этой даты необходимо устанавливать ограничение допуска любых иностранных одноразовых медизделий, а не только из поливинилхлоридного пластика (приложение №2 к Постановлению №102).
Постановление Правительства №967 от 14.08.2017 об особенностях госзакупок медизделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков признается утратившим силу.
Напомним про последние распоряжения и постановления, связанные с закупкой медоборудования и медикаментов, которые устанавливали новые правила применения ограничений в 2020 году:
- С 11.07.2020 в перечне №1 Постановления №102 от 05.02.2015 скорректировали позицию с кодом ОКПД2 32.50.22.190. В нее включили «средство замещения синовиальной жидкости». Это значит, что в закупках этого медизделия учитывают ограничения, которые предусмотрены для перечня №1.
- В июле 2020 года вступило в силу Постановление №962 от 30.06.2020 «О внесении изменения в перечень отдельных видов медизделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Документ дополнил Постановление №102 от 05.02.2015 средством замещения синовиальной жидкости (код 32.50.22.190).
Особенности закупок медизделий в период коронавирусной эпидемии
В письме №24-06-06/21324 от 19.03.2020 Минфин указал, что заказчики вправе проводить госзакупки медицинского оборудования по 44-ФЗ у единственного поставщика по п. 9 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. Под это правило попали работы и услуги. Вслед за регулятором Антимонопольная служба разъяснила, что для таких госзакупок требуется причинно-следственная связь между объектом закупки и профилактикой, предупреждением или ликвидацией последствий распространения коронавирусной инфекции. А условие об отсутствии таких товаров, работ, услуг в перечне, по Распоряжению Правительства №1765-р от 30.09.2013, не применяется. Получается, что не все изделия закупают у единственного поставщика, а только те, что используются для профилактики, предупреждения или ликвидации последствий распространения коронавирусной инфекции.
Подробнее о других мерах в закупках в связи с режимом повышенной готовности — в статье «Режим повышенной готовности в закупках: новые правила из-за коронавируса».
23.03.2020 опубликовали 2 постановления об особенностях госзакупки медицинских изделий, содержащие новые правила авансирования медоборудования. Правительство разрешило Минпромторгу закупать с авансом 100% такие товары, работы и услуги:
- Теплотелевизионные регистраторы.
- Бесконтактные термометры.
- Установки обеззараживания воздуха.
- Аппараты искусственной вентиляции легких.
- Аппараты экстракорпоральной мембранной оксигенации.
В госконтракты по новым правилам попали работы и услуги по доставке этих изделий в федеральные органы исполнительной власти, установка и расширенное гарантийное обслуживание.
Остались вопросы? Используйте статьи экспертов, которые объясняют практику применения новаций.
Чтобы прочитать, понадобится доступ в систему: ПОЛУЧИТЬ .
Особенности расчета НМЦК
31.08.2020 вступил в силу Приказ Министерства здравоохранения №450н от 15.05.2020, который утверждает правила расчета начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК) при закупках медизделий. В документе указано, что цена изделия определяется с учетом источников:
- предложений поставщиков, которые получены на основании частей 2–6 статьи 22 44-ФЗ;
- данных из реестра контрактов, исполнение по которым завершено и по которым нет неустойки (штрафы, пени); за основу берут не менее трех цен за последние три года.
Для расчета НМЦК изделия, для которого не требуются расходные материалы и гарантийное обслуживание, берут формулу:
Расчет стоимости расходников проводят по формуле:
Определение стоимости изделия, которому не требуется гарантийное обслуживание, проводят по формуле:
Для расчета цены товара, которому требуется обслуживание, но не нужны расходники, используют формулу:
Для определения стоимости обслуживания берут формулу:
Когда нужны и расходники, и техобслуживание, используют формулу:
Формула для расчета НМЦК тендера:
Когда формируют НЦЕ и НМЦК по новому порядку, с учетом положений Бюджетного кодекса, расчетный гарантийный срок эксплуатации медизделия, который устанавливается заказчиком для закупки расходных материалов или технического обслуживания, составляет не менее 12 месяцев.
Если количество поставляемых медизделий или расходных материалов или объем работ (услуг) по техобслуживанию не определить, заказчик руководствуется нормами, которые указаны в ч. 24 ст. 22 44-ФЗ.
Вот еще правила, которые утверждены новым приказом:
- при покупке у единственного поставщика по пунктам 3, 6, 9, 11, 12, 35, 40, 41, 46 части 1 статьи 93 44-ФЗ заказчик определяет и обосновывает цену контракта с использованием метода сопоставимых рыночных цен;
- при покупке медизделий, для которых предусмотрено госрегулирование цен и которые включены в госреестр предельных отпускных цен производителей на медизделия, цена единицы закупаемого медизделия определяется с использованием тарифного метода или анализа рынка при условии, что стоимость не превысит значение, которое получено при применении первого метода;
- при покупке изделий для реабилитации инвалидов используют анализ рынка.
Правила не применяют для госзаказа:
- одноразовых пластиковых медизделий из Постановления №102 от 05.02.2015;
- нужд гособоронзаказа;
- радиоэлектронной продукции из перечня, который утвержден Постановлением №878 от 10.07.2019.
Особенности закупок медизделий по 44-ФЗ
В ч. 1 ст. 38 Федерального закона №323-ФЗ от 21.11.2011 указано, что медицинские изделия — это инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и другие изделия, которые применяются в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой и с другими принадлежностями, которые нужны для применения этих изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медреабилитации после заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медисследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, и функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека.
Медизделия признаются взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга.
Выделяют несколько видов: инструменты, приборы, мебель и другие. Приказ Минздрава №4н от 06.06.2012 утверждает номенклатурную классификацию, которая размещается на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и включает 20 групп изделий, к примеру: анестезиологические и респираторные медицинские изделия, гастроэнтерологические, сердечно-сосудистые.
Госрегистрацию осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и выдает регистрационное удостоверение. Форма утверждена Приказом Росздравнадзора №40-Пр/13 от 16.01.2013.
Госзакупщику важно понимать, что законом запрещены производство и закупка изделий, не включенных в госреестр. Ознакомьтесь с ним бесплатно на сайте службы здравоохранения. Проводя закупку, заказчик обязан потребовать предоставить регистрационные удостоверения, техническую и эксплуатационную документацию для проверки соответствия поставляемого товара требованиям законодательства. Требования к этой документации утверждены Приказом Минздрава №11н от 19.01.2017. Также организации в обязательном порядке применяют ограничения по госзакупкам стоматологических материалов, которые относятся к медизделиям.
Применяйте ограничения на допуск импортных изделий из перечней №1 и №2 по Постановлению №102. Ограничения допуска по Постановлению №102 применяются и в закупках услуг, в рамках которых планируется приобрести медизделия. Это указано в п. 29 Обзора судебной практики №2, который утвержден президиумом ВС 17.07.2019.
Собрали в таблицу правила применения ограничений в закупках медизделий.
Правила применения ограничений для медизделий из перечня №1 по постановлению №102 | Правила применения ограничений для медизделий из перечня №2 по постановлению №102 |
---|---|
Контрактное законодательство разъясняет, касается ли частных медицинских учреждений федеральное законодательство о закупках, — нет, если только такое учреждение не получает субсидии из бюджета.
Особенности закупок медоборудования и расходных материалов
Медицинское оборудование — это изделия медтехники, которые обеспечивают оптимальные условия при проведении лечебно-диагностических мероприятий и ухода за пациентами. Точного определения в законодательстве нет.
Отграничим госзакупки медоборудования от иных закупок на поставку медизделий по функциональной сложности и возможности длительного применения. В рамках этих закупок поставляют аппараты, машины, которые представляют собой комбинации блоков, систем, мониторов, датчиков и расходных материалов (изделия, которые обеспечивают работу техники и выполнение процедур).
Когда выбираете способ закупки для такого оборудования и расходников, обратите внимание на аукционный перечень из Распоряжения Правительства №471-р от 12.03.2016. В этот перечень включено оборудование, которое относится к таким кодам ОКПД2:
- 26 — «Оборудование компьютерное, электронное и оптическое», к этому коду относятся, например, компьютерные томографы, рентгенографические аппараты любых профилей, запчасти, платы к оборудованию; обратите внимание, что часть кодов исключена из этого перечня, это коды 32.50.12, 32.50.13.120, 32.50.13.190;
- 27 — «Оборудование электрическое», к нему относятся, например, лампы и некоторые комплектующие для оборудования;
- 32.5 — «Инструменты и оборудование медицинские», например покупка медтехники для медкабинета училищем по 44-ФЗ, терапевтическое, дыхательное оборудование.
Напомним, что если оборудование включено в перечень по Распоряжению Правительства №471-р от 12.03.2016, заказчик выбирает любой способ закупки, кроме конкурсных процедур.
Когда готовите проект контракта на поставку такого оборудования, проверьте библиотеку типовых контрактов. Проверьте, есть ли обязанность использовать типовой контракт. Например, Минздрав утвердил типовой контракт на поставку медизделий Приказом №724н 15.10.2015. В этом году ведомство внесло в него поправки. 27.10.2020 вступают в силу изменения в такой контракт. Применять новую форму начнут после истечения 30-дневного срока со дня размещения документа в ЕИС. Сейчас он там отсутствует. Если ОКПД2 проводимой закупки соответствует показателям из информационной карты типового контракта, обязательно применяйте его.
Учтите, что правительство и Минфин установили ряд особенностей закупок медицинского оборудования по 44-ФЗ, в частности они касаются применения национального режима.
Преференции по Приказу Минфина №126н от 04.06.2018 предоставляются произведенному в странах ЕАЭС оборудованию, которое, например, отнесено к коду ОКПД2 32.5 «Инструменты и оборудование медицинские, в том числе стенты для коронарных артерий, катетеры».
Ограничения на допуск к участию в закупке импортного оборудования устанавливаются, если закупаемая продукция попала в перечень по Постановлению №102 от 05.02.2015. Например, код 32.50.21.112 — «Оборудование терапевтическое». Укажите в документации, что отклоните предложения о поставке импортного оборудования по принципу «третий лишний».
Запретите допуск импортного оборудования, если закупаете товар, который отнесен к коду ОКПД2 29.10.59.170 — «Медкомплексы на шасси транспортных средств», он включен в перечень по Постановлению Правительства №656 от 14.07.2014.
Не забудьте, что условия допуска импортного оборудования не применяются в закупках товаров, для которых правительство установило запрет по ч. 3 ст. 14 закона №44-ФЗ (ч. 4 ст. 14 закона №44-ФЗ, пп. «г» п. 2 Приказа №126н). Контрактное законодательство разъясняет, можно ли одной закупкой закупать мед- и не медоборудование по п. 4, — нет, такие закупки недопустимы.
Вот еще ряд правил, которые учитываются в закупках такого оборудования:
- Соблюдение требований Федерального закона №99-ФЗ от 04.05.2011 о лицензировании. Требуйте от участников закупки разрешение на производство и техническое обслуживание медтехники и оборудования.
- Обоснование медико-экономического характера для соблюдения рекомендаций органов исполнительной власти субъектов РФ, местной администрации. Например, правительством Санкт-Петербурга приняты рекомендации оснащать больницы города аппаратурой лучевой диагностики.
Пример расчета-обоснования на покупку оборудования:
Особенности закупок лекарственных средств
Такие закупки регулируются государством из-за социальной значимости продукции и необходимости обеспечить безопасность оборота лекарственных средств.
- Соблюдение требований национального режима (Постановление №1289 от 30.11.2015).
- Лицензирование участников при закупках на производство лекарств, осуществление фармацевтической деятельности (99-ФЗ от 04.05.2011).
- Обязательное указание на международное непатентованное наименование лекарственных средств или, при его отсутствии, на химические, группировочные наименования.
- Предоставление регистрационных удостоверений.
- При закупках ЖВНЛС — проверка предлагаемой цены в реестре предельных цен.
Закупка медицинских услуг
Договор на такие услуги чаще всего заключают по ОКПД 2 86.90.19.190 «Услуги в области медицины прочие, не включенные в другие группировки». Код отсутствует в аукционном перечне, который утвержден Распоряжением №471-р от 21.03.2016, поэтому преимущественный способ размещения заказа контрактным законодательством не определен. Возможны закупка медицинских услуг по 44-ФЗ у единственного поставщика (в том числе по п. 9 ч. 1 ст. 93 для борьбы с коронавирусом) или проведение тендера. Подробнее: «Как изменили госзакупки из-за коронавируса: новые правила во время второй волны».
Источник