Санаторий с лечебным пляжем не должен обеспечивать свободный доступ к водному объекту и береговой полосе через свой участок
Bruno135 / Depositphotos.com |
Суды отменили предписание, выданное санаторию, об устранении нарушения в части ограничения свободного доступа к поверхностному водному объекту общего пользования и береговой полосе общего пользования Черного моря на территории земельного участка, находящегося в пользовании санатория (Определение Верховного Суда РФ от 15 августа 2019 г. № 308-ЭС19-13403).
При этом суды исходили из следующего:
- действительно, ст. 6 Водного кодекса РФ предусмотрено, что поверхностные водные объекты, находящиеся в госсобственности, являются водными объектами общего пользования, и полоса земли вдоль береговой линии таких водных объектов также предназначается для общего пользования, при этом каждый гражданин вправе иметь бесплатный доступ и к водным объектам общего пользования, и к их береговой полосе;
- вместе с тем ст. 49 Водного кодекса РФ предусматривает, что водные объекты, содержащие природные лечебные ресурсы, используются для лечебных и оздоровительных целей в порядке, установленном законодательством РФ о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах;
- согласно СанПиН 4060-85 «Лечебные пляжи. Санитарные правила устройства, оборудования и эксплуатации», лечебный пляж – участок побережья с прибрежными водами, оборудованный и пригодный по санитарно-гигиеническим, геологическим и физико-географическим показателям для проведения лечебно-профилактических процедур и купаний под контролем медицинского персонала. Лечебный пляж размещается на обособленном участке территории и предназначается для использования отдельным санаторием, группой санаториев или курортным районом;
- из материалов дела следует, что адресат спорного предписания является санаторно-курортной организацией и пляж является лечебным, в соответствии с действующим законодательством такой пляж должен быть огорожен;
- кроме того, заборы, которые огораживают спорный пляж, не принадлежат и не устанавливались санаторием, – это заборы соседних санаториев;
- спорный пляж оборудован КПП, а так же раздвижными воротами. Однако это является обязательным условием соблюдения заявителем законодательства об антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и, в частности, инструкции по организации защиты санаторно-курортных объектов края, утвержденной краевыми УФСБ и ГУВД. Антитеррористическая защищенность санатория согласована и подтверждена ФСБ РФ и Нацгвардией РФ, что подтверждается паспортом безопасности санатория;
- а фактически проход на пляж, в том числе доступ к морю, является открытым, свободным для всех граждан и осуществляется через проходную пляжа (протокол осмотра, свидетельствующий об ином, был отклонен судом из-за нарушений при его составлении).
Верховный Суд РФ не усмотрел оснований для передачи дела на пересмотр.
Источник
Как получить статус лечебный пляж
Право/7. Экологическое, земельное и аграрное право
К. ю. н., доцент Данилова Н. В., Дурасов В. С.
Тюменский государственный университет, Россия
Правовой режим лечебных пляжей
На данный момент в законодательстве Российской Федерации сложилась очень странная ситуация в отношении правового режима лечебного пляжа и пляжа как такового. Необходимо отметить, что определения «лечебный пляж» и «пляж» до сих пор не закреплены законодателем.
Федеральным законом Российской Федерации «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» регулируются отношения в сфере изучения, использования, развития и охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов на территории Российской Федерации. Однако ни определение лечебного пляжа, ни его правовой режим данным законом не устанавливаются. Между тем, «СанПин 4060-85 Лечебные пляжи. Санитарные правила устройства, оборудования и эксплуатации» дают определение лечебного пляжа, а также регламентируют требования в отношении лечебного пляжа и различные особенности: по его охране и т. д. Лечебный пляж – участок побережья естественного или искусственного водоема (моря, озера, водохранилища, реки) с прибрежными водами, оборудованный и пригодный по санитарно-гигиеническим, геологическим и физико-географическим показателям для проведения лечебно-профилактических процедур и купаний под контролем медицинского персонала.
Несмотря на то, что на федеральном уровне понятие «лечебного пляжа» не установлено, его понятие введено на уровне субъекта Российской Федерации, Краснодарского края : « Лечебный пляж – участок побережья поверхностного водного объекта, оборудованный и содержащийся в соответствии с санитарными нормами и правилами, соответствующий требованиям системы классификации пляжей, пригодный по санитарно-гигиеническим, геологическим и физико-географическим показателям для проведения лечебно-профилактических процедур и купаний под контролем медицинского персонала». В принципе, данное определение схоже с определением, установленном в «СанПин 4060-85 Лечебные пляжи».
Но в соответствие со ст. 11 Закона « О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах Краснодарского края», лечебный пляж предназначается для использования отдельной санаторно-курортной организацией, группой санаторно-курортных организаций, которые имеют лицензию на осуществление медицинской деятельности в части работ (услуг), выполняемых при осуществлении санаторно-курортной помощи, использование лечебного пляжа осуществляется в соответствии с водным законодательством.
Таким образом, на уровне отдельного субъекта Российской Федерации закрепляется определение и назначение лечебного пляжа, однако не говорится о его правовом режиме. В силу того, что лечебный пляж – это участок, который включает в себя и часть береговой полосы, и прибрежный участок, к тому же предназначенный для лечебно-профилактических процедур, можно предположить, что это территория, на которой должен устанавливаться специальный режим.
В судебной практике встречаются решения, признающие обоснованность ограждения береговой полосы, в частности, при использовании ее в качестве лечебного пляжа. Так, в деле по иску администрации г. Сочи к ОАО «Санаторий им. М.В. Фрунзе» об устранении препятствий в круглосуточном доступе неограниченного круга лиц к объекту общего пользования — береговой полосе объекта Черное море, Высший Арбитражный Суд РФ согласился с позицией нижестоящих судов, согласно которой санаторию, эксплуатирующему лечебный пляж, необходимо организовать ограждение и пропускной режим. В обоснование своей позиции суды ссылались на требования Федерального закона « О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и «СанПиН 4060-85 Лечебные пляжи. Санитарные правила устройства, оборудования и эксплуатации».
На наш взгляд, такое обоснование является несколько спорным. Статья 11 Федерального закона « О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусматривает обязанность эксплуатирующих организаций обеспечить санитарную безопасность, но не возможность ограничения доступа к водным объектам общего пользования.
Совершенно очевидно, что в ряде случаев ограждение прибрежной территории просто необходимо в целях обеспечения безопасности эксплуатации водозаборных, иных гидротехнических сооружений, санитарной безопасности, охраны окружающей среды и т. п. Например, согласно ст. 9 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации. Федеральный закон «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» в целях охраны источников лечебных ресурсов предусматривает создание округов санитарной (горно-санитарной) охраны. Для охраны водных объектов — источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения – уполномоченные органы обязаны устанавливать границы и режим зон санитарной охраны. Однако ни один из указанных законов не сопровождают эти требования правом соответствующих лиц ограничивать общедоступность водных объектов и тем более береговой полосы.
Как нам представляется, логика рассуждений в данных случаях должна быть иная. Сопоставление п. 2 и п. 8 ст. 6 ВК РФ, показывает, что если доступ граждан к водным объектам общего пользования может быть ограничен ВК РФ, другими федеральными законами, то доступ к береговой полосе – нет. По-видимому, это можно объяснить тем, что береговая полоса – это неотъемлемая «принадлежность» водных объектов общего пользования. Соответственно, прекращение режима общего (совместного) водопользования водным объектом (или его частью) влечет и прекращение режима общедоступной береговой полосы в отношении прибрежного земельного участка. Исходя из этого, основным обстоятельством, требующим рассмотрения и доказывания в таких делах, должен быть факт возникновения у лица права обособленного пользования водный объектом. Отметим, что в указанном деле, данный факт судами не был исследован.
Закрепляя правовой режим лечебных пляжей, считаем, что необходимо отнести их к категории земель особо охраняемых территорий и объектов, а именно к землям лечебно-оздоровительных местностей и курортов. Это земли, предназначенные для лечения и отдыха граждан. В состав этих земель включаются земли, обладающие природными лечебными ресурсами, благоприятным климатом и иными природными факторами и условиями, которые используются или могут использоваться для профилактики и лечения заболеваний человека. Вместе с тем, при уточнении правового режима лечебного пляжа необходимо отметить его отличие от режима водоохраной зоны. Несмотря на то, что и то, и другое – территория, примыкающая к береговой линии водного объекта, водоохранная зона устанавливается в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. Лечебный пляж – предназначен для проведения лечебно-профилактических процедур. В связи с этим напрашивается вопрос, а каким образом будет организован доступ граждан к водному объекту общего пользования через лечебный пляж? Должно быть, при установлении правового режима лечебного пляжа перед законодателем также встанет вопрос о контроле допуска граждан на данную территорию, при этом ему необходимо будет учитывать правило общедоступности водных объектов общего пользования, изложенные в ст. 6 Водного кодекса Российской Федерации.
1. Водный кодекс РФ от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2006. – № 23. – Ст. 2381.
2. Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001 г. №136-ФЗ // Собрание законодательства РФ . – № 44. – Ст. 4147.
3. Федеральный закон «О природных лечебных ресурсах , лечебно — оздоровительных местностях и курортах » от 23 февраля 1995 № 26- ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1995. – № 9. – Ст. 713.
4. Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 5 августа 2010 г. № ВАС-7095/10 по делу № А32-38708/2009-15/550 // Картотека дел Высшего Арбитражного Суда РФ.
Источник
Лечебные пляжи Крыма и правомерность ограничения доступа на их посещение
Помощник Сакского межрайонного прокурора З.Б. Мараджапов в документе отметил:
В соответствии со статьей 6 Водного кодекса Российской Федерации поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами.
Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд.
Кроме того, каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.
На водных объектах общего пользования могут быть запрещены забор (изъятие) водных ресурсов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купание, использование маломерных судов, водных мотоциклов и других технических средств, предназначенных для отдыха на водных объектах, водопой, а также установлены иные запреты в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Так, исключение из общего правила составляют случаи установления режима обособленного водопользования, когда на основании ч. 2 ст. 38 Водного кодекса Российской Федерации находящиеся в государственной или муниципальной собственности водные объекты или их части были предоставлены для обеспечения обороны страны и безопасности государства, иных государственных или муниципальных нужд, обеспечение которых исключает использование водных объектов или их частей другими физическими лицами, юридическими лицами, а также для осуществления аквакультуры (рыбоводства).
Помимо этого, статьей 49 Водного Кодекса предусмотрено, что водные объекты, содержащие природные лечебные ресурсы, используются для лечебных и оздоровительных целей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах.
В соответствии с действующим законодательством санаторно-курортные организации, осуществляющие лечебный процесс, имеют статус лечебнопрофилактических организаций и функционируют на основании предоставленной в соответствии с законодательством лицензии на осуществление медицинской деятельности.
Лечебный пляж размещается на обособленном участке территории и предназначается для использования отдельным санаторием, группой санаториев или курортным районом.
Санаторно-курортные организации, действующие на основании лицензии на осуществление медицинской деятельности, имеют право на ограничение граждан в доступе на лечебные пляжи в случае, если количество отдыхающих превышает минимально допустимые нормы или существует угроза для безопасности жизни и здоровья людей.
За несоблюдение условия обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе ст. 8.12.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, влекущая наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Прецедент от 15 августа 2019 года, Суды отменили предписание, выданное санаторию, об устранении нарушения в части ограничения свободного доступа к поверхностному водному объекту общего пользования и береговой полосе общего пользования Черного моря на территории земельного участка, находящегося в пользовании санатория (Определение Верховного Суда РФ от 15 августа 2019 г. № 308-ЭС19-13403).
При этом суды исходили из следующего:
- действительно, ст. 6 Водного кодекса РФ предусмотрено, что поверхностные водные объекты, находящиеся в госсобственности, являются водными объектами общего пользования, и полоса земли вдоль береговой линии таких водных объектов также предназначается для общего пользования, при этом каждый гражданин вправе иметь бесплатный доступ и к водным объектам общего пользования, и к их береговой полосе;
- вместе с тем ст. 49 Водного кодекса РФ предусматривает, что водные объекты, содержащие природные лечебные ресурсы, используются для лечебных и оздоровительных целей в порядке, установленном законодательством РФ о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах;
- согласно СанПиН 4060-85 «Лечебные пляжи. Санитарные правила устройства, оборудования и эксплуатации», лечебный пляж – участок побережья с прибрежными водами, оборудованный и пригодный по санитарно-гигиеническим, геологическим и физико-географическим показателям для проведения лечебно-профилактических процедур и купаний под контролем медицинского персонала. Лечебный пляж размещается на обособленном участке территории и предназначается для использования отдельным санаторием, группой санаториев или курортным районом;
- если субъект является санаторно-курортной организацией и пляж является лечебным, в соответствии с действующим законодательством такой пляж должен быть огорожен;
- если пляж оборудован КПП или же раздвижными воротами, то это является обязательным условием соблюдения заявителем законодательства об антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и, в частности, инструкции по организации защиты санаторно-курортных объектов края, утвержденной краевыми УФСБ и ГУВД. Антитеррористическая защищенность санатория согласована и подтверждена ФСБ РФ и Нацгвардией РФ, что подтверждается паспортом безопасности санатория;
- Лечебные пляжи должны быть оборудованы и эксплуатироваться в соответствии с требованиями СанПиН 4060-85 «Лечебные пляжи. Санитарные правила устройства, оборудования и эксплуатации».
- Пользователь пляжа должен безотлагательно сообщать в полицию о нарушениях общественного порядка на пляже.
- При проведении мероприятий по благоустройству пляжей необходимо создавать условия для беспрепятственного доступа инвалидов в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Крым о социальной защите инвалидов.
- Несоблюдение условия обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
- Лечебный пляж — участок побережья естественного или искусственного водоема (моря, озера, водохранилища, реки) с прибрежными водами, оборудованный и пригодный по санитарно-гигиеническим, геологическим и физико-географическим показателям для проведения лечебно-профилактических процедур и купаний под контролем медицинского персонала.
- Необходимые мероприятия по безопасности и охране жизни людей на лечебных пляжах осуществляются организациями, в ведении которых находятся пляжи.
- Лечебный пляж размещается на обособленном участке территории и предназначается для использования отдельным санаторием, группой санаториев или курортным районом.
1. Настоящие Методические рекомендации разработаны <> с целью оказания методической помощи органам местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым в решении вопросов местного значения в части создания условий для массового отдыха жителей поселений и организации обустройства мест массового отдыха населения в границах муниципальных образований, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам.
2.4.Пользователь обязан обеспечить свободный доступ граждан на территорию пляжа, а также к водному объекту общего пользования.
Больше информации по нормативно-правовым документам, регламентирующих работу пляжей в Крыму можно найти по ссылке.
Перечень пляжей Крыма по ссылке.
Нормативные правовые акты по недопущению распространения новой коронавирусной инфекции по ссылке.
Источник