Как обозначит звуки с помощью фишек первом классе

Учимся звуковому анализу слов (памятка для родителей)

Разделы: Логопедия

Классы: д/с , 1

Обучение грамоте, обучение чтению не начинается со знакомства с буквами. Буква — знак звука или его графическое изображение. Прежде чем знакомить со знаками, необходимо знакомить с самими звуками. Поэтому обучение грамоте начинается со знакомства со звуками, т.е. буквенному периоду предшествует длительный добуквенный период звукового анализа.

Упражнения на звуковой анализ слова вызывают у многих родителей затруднения.

Цель данной статьи: уточнение представлений родителей о процессе звукового анализа и синтеза слов.

Исходя из поставленной цели были выделены следующие задачи:

  • активизировать знания родителей о звуках и буквах;
  • уточнить представления о гласных и согласных звуках;
  • учить дифференциации согласных по твердости — мягкости, глухости — звонкости;
  • научить правильно выполнять звуковой анализ слова;
  • воспитывать мотивацию к занятиям с ребенком.

Итак, какие же бывают звуки?

Звуки – это, то что мы слышим и произносим. Буквы мы пишем и читаем.

Звуки бывают гласные и согласные.

Гласные звуки (А, О, У, И, Э, Ы) можно петь, воздушная струя выходит свободно, не встречает преграды. Обозначаем красным цветом. Обратите внимание, гласных букв больше, чем гласных звуков (10 букв и 6 звуков, что связано с особенностями употребления букв я, ю, е, ё (йотированных). Эти буквы обозначают слияние двух звуков [jа], [jо], [jу], [jэ].

Согласные звуки пропеть нельзя, воздушная струя встречает преграду (губы, зубы, язык). Согласные звуки бывают мягкими и твердыми.

Твердые звуки обозначаются синим цветом, мягкие — зеленым цветом.

Чтобы детям было понятнее, мы связываем твердые звуки с образом старшего брата со строгим, твердым характером, а мягкие звуки с образом младшего брата с веселым, мягким характером.

  • Всегда твердые согласные: [ш] [ж] [ц].
  • Всегда мягкие согласные: [й] [ч] [щ].

Согласные звуки так же бывают глухими и звонкими.

Глухой звук образуется без участия голосовых складок. Детям объясняем, что при произнесении глухих звуков голос спит, а при произнесении звонких звуков голос звенит.

Часто, чтобы различить эти звуки, ладонью прикасаемся к горлу и проверяем наличие вибрации, или дети ладошками закрывают ушки и слушают – тихо в ушках или звук сильный.

Звуковой анализ слова – это определение звуков в слове по порядку и их характеристика (гласный-согласный, твердый-мягкий, глухой-звонкий).

Звуковая схема слова – это последовательность символов, выложенных в том порядке, что и звуки в слове.
Звуковой анализ выполняется путем последовательного выделения голосом звуков в слове и их характеристики

План анализа слова:

  • Выдели голосом первый звук в слове, назови его и охарактеризуй.
  • Обозначь выделенный звук условным знаком (фишкой).
  • Выдели голосом второй звук в полном слове, назови его и охарактеризуй.
  • Третий звук и т.д.
  • «Прочитай» слово целиком по фишкам и проверь себя:
    • Сколько всего звуков в слове?
    • Сколько гласных звуков в слове?
    • Сколько согласных твердых (мягких) звуков?

Порядок анализируемых слов

  • Слова из двух гласных (АУ)
  • Слова из двух звуков: гласного и согласного (УМ, ДА, )
  • Слова из трех звуков (РАК, КИТ)
  • Слова из двух открытых слогов: (ЧАСЫ, МАМА)
  • Слова из 1 слога со стечением согласных в конце слова (ВОЛК)
  • Слова из 1 слога со стечением согласных в начале слова (СТОЛ)
  • Слова из двух слогов (СУМКА)
  • Слова из 3 открытых слогов (СОБАКА)

Уважаемые родители, помните, что до начала освоения навыка чтения ребенку необходимо пройти важный этап подготовки к обучению грамоте. Только после этого этапа можно будет начинать обучение чтению.

Ваша заинтересованность в развитии ребенка в настоящее время — залог его успехов в будущем.

Примерные игровые задания

Игра «Поймай звук» (выделение заданного звука из ряда звуков, из ряда слогов, из ряда слов). Взрослый называет звук, а ребенок поднимает синий или зеленый квадратик. Аналогично со слогами и словами: если в начале слога или слова слышится твердый звук, нужно поднять синий квадратик, если мягкий –зеленый (лошадь, медведь, собака, коза, лягушка и др.)

Игра «Сколько звуков в слове спряталось?»

Выложить схему слова ДОМ.

Читайте также:  Как свести жировики народными средствами

— Сколько звуков в слове ДОМ? (В слове ДОМ три звука)

— Какой первый звук в слове КОТ? (Первый звук [Д])

— Звук [Д] какой? (звук [Д] согласный, глухой, твердый).

— Кружком какого цвета на схеме обозначим звук [Д]? (Синим кружком).

— Какой второй звук в слове ДОМ? (Второй звук [О]).

— Звук [О]какой? (Звук[О] гласный).

— Кружком какого цвета на схеме обозначим звук[О]? (Красным кружком).

— Какой третий звук в слове ДОМ? (Третий звук [М]).

— Звук [М] какой? (Звук[М] согласный, твердый, глухой).

— Кружком какого цвета на схеме обозначим звук [М]? (Синим кружком).

Игра «Звенит – не звенит» (на различение звонких и глухих звуков)

Если в начале слова звонкий согласный — ребенок должен поднять карточку с колокольчиком, если глухой — карточку, где колокольчик зачеркнут (батон, ракета, шишка, конфета, зонт, собака, тапки, галстук, ракета, паук и др.)

Источник

ВВЕДЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ГЛАСНЫЙ ЗВУК». ОБОЗНАЧЕНИЕ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ НА СХЕМЕ ФИШКАМИ КРАСНОГО ЦВЕТА
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Скачать:

Вложение Размер
russkiy_yazyk_obuchenie_gramote.docx 31.56 КБ

Предварительный просмотр:

ВВЕДЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ГЛАСНЫЙ ЗВУК».

ОБОЗНАЧЕНИЕ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ НА СХЕМЕ ФИШКАМИ КРАСНОГО ЦВЕТА

Цели деятельности педагога: помочь уяснить понятие «гласный звук»; организовать работу (наблюдение, анализ) по выявлению особенности гласных звуков — отсутствие при их произнесении преграды; научить выполнять звуковой анализ слов, обозначать гласный звук красной фишкой; создать условия для развития фонематического слуха и активизации словаря учащихся.

Планируемые результаты образования:

Предметные: знают, что такое «гласный звук»; умеют выявлять особенности гласных звуков, выполнять звуковой анализ слов.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий — УУД):

Познавательные: общеучебные — выполнение звукового анализа слов; ознакомление с обозначением гласных звуков в модели слова; логические — построение рассуждений о значении понятия «гласный звук»; составление слова из указанных звуков в других словах.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать своё действие; понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.

Коммуникативные: уметь формировать конструктивные способы взаимодействия с окружающими.

Личностные: высказывают своё мнение.

Мы первоклассники сознательные,

За партой не вешаем носа.

Сидим мы прямо, как знак восклицательный,

И не сидим, как знак вопроса.

  1. Объявление темы и постановка учебной задачи.
  • Тысячи разных звуков окружают нас: речевые и неречевые звуки. Представьте, вы оказались на животноводческой ферме. Выберите себе роль. С помощью звуков покажите, кто вы. Вы на птичьем дворе. С помощью звуков покажите, кто вы.
  • Какие звуки вы услышали? (Неречевые звуки.)
  • Сегодня мы продолжим работу со звуками речи, проведём звуковой анализ новых слов, узнаем, какие звуки называются гласными.
  1. Открытие нового знания.
  1. Интонационное выделение гласных звуков.
  • В слове есть один звук, который можно очень громко крикнуть, пропеть. Когда вы его произносите, ничто во рту вам не мешает — ни губы, ни зубы, ни язычок. Угадайте, какой это звук? ([а].)
  • Обозначьте его фишкой красного цвета.

Аналогичная работа проводится со словами «нос», «кит», «сыр», «лук», «лес».

  • Звуки [а], [о], [и], [ы], [у], [э] называются гласными. Их шесть.
  • В старину голос так и называли: глас.
  • Как вы думаете, при чём тут голос?
  • Оказывается, гласные звуки образуются голосом. Давайте это проверим. Поднесите ладонь к горлу, легко прижмите.
  • Произнесите гласный звук [а]. Что вы почувствовали под ладонью? (Внутри горла под ладонью что-то дрожит.)
  • Произнесите другие гласные звуки.
  • Вот здесь, в горле, и живёт голос. Внутри горла находятся две упругие мышцы. Они натянуты, как струны на гитаре. Это голосовые связки. Когда мы произносим гласные звуки, голосовые связки колеблются, дрожат. Так возникает голос.

Гласные тянутся в песне звонкой,

Могут заплакать и закричать,

Могут в кроватке баюкать ребёнка,

Но не желают свистеть и ворчать.

  1. Игра «Назови слово» (с гласным звуком).

Учитель называет гласный звук, ученики — слова, в которых есть этот звук. Приветствуется интонационное выделение звука.

  • Ребята, чьи имена начинаются с гласного звука? Встаньте и произнесите свое имя, выделяя первый звук.
  1. Работа по учебнику.
  • Выложите фишками гласные звуки.

В садочке есть плод, он сладок, как мёд,

Румян, как калач, но не круглый,как мяч, —
Он под самой ножкой вытянут немножко.

  • Выделите последовательно каждый звук в слове.
  • Какие гласные звуки есть в этом слове?
  • Обозначьте гласные звуки красными фишками.
  • «Прочитайте» слово «груша», соотнося произнесение с движением указки по схеме.
  1. Дифференцированная работа.
  1. я группа работает с учителем.
  • Отгадайте загадки. Если отгадка начинается на гласный звук, составьте схему этого слова.

Расселась барыня на грядке,

Одета в шумные шелка.

Мы для неё готовим кадки

И крупной соли полмешка.

К нам приехали с бахчи

Круглое, румяное, я расту на ветке;

Любят меня взрослые и маленькие детки.

То назад, то вперёд ходит-бродит пароход.

Остановишь — горе! Продырявит море!

  1. я группа работает самостоятельно.

Как на нашей грядке выросли загадки:

Сочные да крупные, вот такие круглые,

Летом зеленеют, к осени краснеют.

В Полотняной стране по реке Простыне Плывёт пароход то назад, то вперёд.

А за ним такая гладь — ни морщинки не видать.

Сам алый, сахарный,

кафтан зелёный, бархатный.

Само с кулачок, красный бочок,

Потрогаешь — гладко, откусишь — сладко.

Наклонилась над рекой — уговор у них такой:

Обменяет ей река окунька на червяка.

  1. Итог урока. Рефлексия.
  • С какими звуками познакомились?
  • Какие гласные звуки вы запомнили?
  • Сколько гласных звуков?

Воздух свободно идёт через рот,

Нет препятствий разных,

Голос участвует, голос поёт,

Звук получается. (гласный).

Урок 11 ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ А, а

Цели деятельности педагога: ознакомить с гласным звуком [а]; научить акцентированно произносить гласные звуки, зафиксированные в звуковых моделях слов, выполнять звуковой анализ слов «Анюта», «луна», моделировать звуковой состав слова (отражать в модели качественные характеристики звуков, используя фишки разного цвета); обеспечить условия для развития фонематического слуха и воспитания культуры учебного труда.

Планируемые результаты образования:

Предметные: знают буквы А, а; умеют выполнять звуковой анализ слов «Анюта», «луна», осуществлять выбор слов со звуком [а] в начале, середине, конце слова, моделировать звуковой состав слова (отражать в модели качественные характеристики звуков, используя фишки разного цвета).

Метапредметные (критерии сформированности и оценки компонентов универсальных учебных действий — УУД):

Познавательные: логические — построение рассуждений о значении понятий «верхняя (средняя, нижняя) строка», «левый (правый) столбец» (рисунки в учебнике); воспроизведение по памяти информации, необходимой для решения учебной задачи.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать своё действие.

Коммуникативные: уметь формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими.

Личностные: анализируют и характеризуют эмоциональные состояния и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учётом.

Учись читать! Учись читать!

Важнее нет науки!

Тот, кто сумеет сам читать,

Совсем не знает скуки.

  1. Введение в тему урока.
  • Что надо говорить, когда доктор осматривает горло? (А-а-а.)
  • Обратите внимание на форму открытого рта.
  • Обратите внимание на то, что звук [а] можно пропеть и что ветерок (воздух), выходящий при этом изо рта, незаметен.
  • Отгадайте загадки:

Он большой, как мяч футбольный,

Так приятен он на вкус!

Если спелый — все довольны,

И зовут его. (арбуз).

  • Произнесите первый звук в слове «арбуз».

Солнце жжёт мою макушку,

Хочет сделать погремушку.

  • Произнесите второй звук в слове «мак».

Осень в сад к нам пришла,

Красный факел зажгла.

Здесь дрозды, скворцы снуют

И, галдя, его клюют.

  • Произнесите последний звук в слове «рябина».
  1. Объявление темы и постановка учебной задачи.
  • Сегодня на уроке познакомимся со звуком [а] и буквой А, а.
  1. Открытие новых знаний.
  1. Звуковой анализ слов «Анюта», «луна» и др.
  • Постройте схему слова.
  • «Прочитайте» слово «Анюта», ведя указку по схеме звукового состава слова.
  • «Прочитайте» слово «Анюта» так, чтобы отчётливо был слышен первый звук. (Ааанюта.)
  • Назовите первый звук в слове.
  • Какой это звук гласный или согласный? Почему? Обозначьте соответствующей фишкой.
  • «Прочитайте» слово «Анюта» так, чтобы отчётливо был слышен второй звук. (Аньньюта.)
  • Назовите второй звук.
  • Объясните, какой фишкой нужно обозначить этот звук.
  • «Прочитайте» слово «Анюта» так, чтобы отчётливо был слышен третий звук. (Анюююта.)
  • Назовите третий звук.
  • Объясните, какой это звук и как его обозначить.
  • «Прочитайте» слово «Анюта» так, чтобы отчётливо был слышен четвёртый звук. (Анюттта.)
  • Назовите четвертый звук.
  • Объясните, как его нужно обозначить.
  • Назовите мягкую пару звука [т].
  • Выделите голосом последний звук в слове.
  • Назовите пятый звук этого слова. Расскажите, какой это звук.
  • Объясните, как его нужно обозначить.
  • Прочитайте всё слово. Что оно обозначает? (Это имя девочки.)
  • Сколько в слове звуков?
  • Определите, сколько в слове Анюта звуков [а]? (Два.)
  • Какие они по счету? (Первый и пятый.)
  • После какого согласного звука стоит второй звук [а]? (После твёрдого согласного.) -Запомните правило: после твёрдых согласных звук [а] записывается буквой а.
  • Чем отличаются первая и последняя буквы? (Заглавная и маленькая буквы А, а.)
  • Буква А — заглавная, пишется только в начале предложения, слов, которые обозначают имена людей, фамилии, клички животных, названия городов, стран, рек.
  • Какие вы знаете слова на букву А? (Ответы учеников.)

Аналогично проводится работа с другими словами.

  • Выделите последний звук во втором слове, охарактеризуйте его.
  1. Определение звука [а] в словах. Работа по учебнику.

Учитель просит учащихся рассмотреть образцы печатной буквы А, а.

  • Из каких элементов состоят буквы?

БУКВА НА ДОРОГЕ

А — автобус. Чётко, кратко.

Здесь — и выход, и посадка.

Всем известно, буква А — буква очень славная.

Да к тому же буква А в алфавите главная.

Обожают этот звук и Андрей, и Аллочка,

Палка так и палка так, а в середине палочка.

  1. Составление предложений с данными словами.
  1. Выбор слов со звуком [а] в начале, середине и в конце слова (по схемам). Работа по учебнику.
  • Назовите слова, которые начинаются со звука [а].
  • Назовите слова, в которых звук [а] находится в середине слова.
  • Назовите слова, в которых звук [а] находится в конце слова.
  • Объясните, почему слово «карта» было названо дважды.
  • Определите, в каком слове спряталось слово «кран»? (Экран.)
  • Расскажите, как расположены рисунки. (В столбики.)
  • Назовите каждый рисунок, который расположен в левом столбце (в правом столбце, в верхней строке, в средней строке, в нижней строке).
  • Найдите слово в слове «шарф». (Шар.)
  1. Дифференцированная работа по печатной тетради «Я учусь писать и читать».
  • Рассмотрите буквы, написанные в самой верхней части и назовите их по порядку. (Заглавная печатная буква А, строчная печатная буква а, заглавная письменная буква А, строчная письменная буква а.)
  • Закрасьте части рисунка, в которые вписана буква а.
  • Какой буквой обозначается звук [а] после твёрдых согласных? (Буквой а.) Звукобуквенный анализ названий картинок.
  • Посмотрите на условное обозначение перед заданием. Что вы видите? (Фишки, букву.)
  • Это значит, что нужно выполнить звукобуквенный анализ.
  • Как правильно назвать первую картинку — шарик или шар? (В схеме звукового состава слова представлены три клеточки, значит, картинку можно назвать только словом «шар».)
  • Приготовьте цветные карандаши и ручку. После того, как дадим звуковую характеристику звуку, будем закрашивать его клеточку соответствующим цветом. В клеточку, под которой нарисовано перо, впишем соответствующую букву.
  • Обозначьте звук [а] буквой, вписав её в нужные клеточки.
  • После какого звука стоит звук [а]? (После твёрдого согласного.)
  • Повторите правило обозначения звука [а], стоящего после твёрдого согласного. (После твёрдых согласных звук [а]записывается буквой а.)
  1. Разгадывание кроссворда.
  • Назовите слова со звуком [а].
  • Что нарисовано на картинке? (Арфа.)
  • Объясните, что обозначает слово «арфа». (Арфа — щипковый музыкальный инструмент в виде большой треугольной рамы с натянутыми на ней струнами.)
  • Произнесите слово «арфа» медленно, интонируя каждый звук и соотнося последовательно с соответствующими квадратами звукобуквенной схемы слова. (А. р. ф. а. )
  • Произнесите слово с акцентированным выделением (пропеванием) только гласного звука [а].
  • На каком месте в слове находится звук [а]?
  • Покажите с помощью фишек качественную характеристику звука.

Учитель каждый этап работы демонстрирует на доске.

Аналогичная работа проводится со схемами и картинками других слов в кроссворде.

Вывод: буква а обозначает гласный звук [а].

  1. Итог урока. Игра на внимание.

Учитель читает стихотворение С. Маршака.

. Вот мраморная арка Ведёт в аллею парка.

Идёт аллея до ворот,

А у ворот автобус ждёт.

Да вот фруктовый магазин!

Здесь припасли для нас Антоновку и апельсин,

Вот абрикос, а вот айва.

Какие вкусные слова — И все на букву. («А»).

  • Назовите слова на букву а.
  • Что нового узнали на уроке?

Источник

Оцените статью