Как лечить заикание у ребенка народные средства

Лечение заикания у детей народными средствами – мнение психиатра

Ситуация такова, что нам, врачам разных специальностей, приходится уделять немало времени и внимания вопросу самолечения различными методами народной терапии. Сейчас это важный аспект санитарно-просветительной работы с населением, значимость которого сложно приуменьшить. В психиатрии одной из важных проблем является лечение заикания у детей народными средствами в домашних условиях.

О самолечении неврологических, психических и других заболеваний

Пациент, решивший заняться самолечением (препаратами или народными средствами, – не суть важно) неосознанно берет на себя ответственность за возможные результаты. Он не может достоверно знать природу, характер и степень заболевания, а попытки лечения «вслепую» редко заканчиваются благополучно. К сожалению, часто получается так, что человек хочет отказаться от этой ответственности, и это дань казуистике.

Он приходит к врачу тогда, когда заболевание развилось до самых тяжелых стадий, просит врача вылечить его и, таким образом, находит виновника происходящего. Врач не может излечить заболевание, – значит, виноват врач, но, ни в коем случае, не проведенное «лечение». Такое «лечение» зачастую является малоэффективным и небезопасным.

Знайте: любые заболевания требуют полного, безотлагательного и грамотного лечения в силу опасных последствий и осложнений. Более всего это касается детей, особенно, если речь идет о неврологических и психических заболеваниях. Давайте рассмотрим плюсы и минусы самостоятельного лечения заикания у детей в домашних условиях. Имеет ли это смысл?

Почему заикание – это проблема?

С заиканием сталкивались, наверное, все. Это расстройство появляется, как правило, еще в детстве. Если заикание у ребенка не получает должного лечения сразу, то избавиться от него впоследствии очень сложно.

Не важно, что послужило причиной развития заикания у ребенка, – сильный стресс, излишняя «говорливость» в период обучения речи, впечатлительность, нервозность, или что-либо еще. Все эти варианты хорошо поддаются коррекции, если подходить к этому вопросу профессионально.

А если ситуация – обратная, и «лечили» ребенка согласно популярной литературе в сети или советам знакомых? Верно, заболевание будет прогрессировать, укоренится в развивающейся психике ребенка, и, возможно, останется там навсегда.

Лечение заикания у детей народными средствами

Я надеюсь, что вы не хотите такого исхода, если вас интересует этот вопрос. Давайте сейчас вместе рассмотрим, что понимается под «лечением» заикания у детей народными средствами, и какой в этом смысл. Здесь будут представлены самые популярные растения и прочие продукты, которые наиболее часто рекомендуются для лечения заикания у детей.

Сок крапивы

Информацию о пользе крапивы (сока или отвара) в лечении нейропсихических расстройств вы можете найти в самых разнообразных источниках. Некоторые авторы всерьез рекомендуют использовать это растение для лечения заикания у детей в домашних условиях, не указывая, каким же именно образом крапива должна помочь ребёнку в такой ситуации. Быть может, своим мочегонным или слабительным эффектом? Маловероятно.

Есть мнение о том, что активные вещества, содержащиеся в соке крапивы, обладают противосудорожным эффектом. Это крайне сомнительно, поскольку они практически не попадают в мозг (что обязательно для противосудорожных средств). То есть, воздействие крапивы на нервную систему минимально, и, разумеется, его недостаточно для серьезных результатов. Вряд ли заикание, которое имеет психосоциальную природу, уменьшится под действием вещества, не проникающего в мозг.

В данном случае для ребенка полезным может оказаться только одно свойство этого растения – общетонизирующий эффект. В целом это тоже, конечно, из разряда фантастики, однако прочие свойства в лечении заикания еще бесполезнее.

Ясенец – самое популярное средство для лечения заикания у детей в домашних условиях. Тематические ресурсы советуют это растение всем без разбора, – и детям, и взрослым, не акцентируя внимание ни на возрасте больного, ни на степени расстройства, ни на его характере. Рекомендуют делать крепкий отвар растения, смешивая его с различными травами. При этом инструкция по применению имеет некоторые особенности: отвар нужно держать во рту несколько минут, а потом выплюнуть, не глотая.

Даже если вы сможете уговорить впечатлительного, подверженного стрессам ребенка (заикание не появляется беспричинно!) держать во рту горький, неприятный отвар, результат вас не порадует. Хорошо, если обойдется без негативных последствий, и никаких изменений не будет вовсе. Но может быть и другой вариант, – отравление!

Дело в том, что ясенец, как и многие другие лекарственные растения, содержит ряд специфических алкалоидов, которые легко проникают в мозг, и оказывают токсический эффект на нервную ткань. Этому особенно подвержены дети, поскольку их организм менее устойчив к воздействию различных ядов. Давая ребенку с заиканием отвар ясенца, вы должны четко осознавать, что этим вы можете сделать только хуже. Не зря это растение категорически не рекомендуется детям!

Мед – это всегда очень спорный вопрос. Некоторые считают его панацеей, другие уверены в его бесполезности и опасности.

Однако большая часть специалистов склоняется к мнению, что мед, определенно, может оказывать положительный эффект при многих заболеваниях нервной системы и, даже, при некоторых расстройствах поведения. Возможно, этот эффект не будет особенно ощутим сам по себе, но в комбинации с грамотной психотерапией и лингвистическими упражнениями, лишним он не будет.

Вы можете смело давать ребенку мед в процессе лечения заикания, но не забывайте соблюдать адекватные дозировки: большое количество этого продукта для детей вредно. Кроме того, конечно, мед строго противопоказан детям, которые страдают пищевой аллергией.

Читайте также:  Как избавится от перхоти у ребенка 3 года

Гусиная лапчатка

Чем руководствуются всевозможные «лекари», когда советуют использовать для лечения заикания у детей народными средствами лапчатку, совершенно не ясно. При этом информацию о пользе лапчатки вы можете встретить практически везде!

Гусиная лапчатка имеет немало полезных свойств, однако ни одно из них не связано с прямым действием на нервную систему. Конечно, очень хорошо, что это растение проявляет отхаркивающее, вяжущее и противовоспалительное действие (возможно, и некоторые другие), но в лечении заикания вам это ни коим образом не поможет.

Изучайте те растения, которые вы собираетесь применять для лечения заикания у детей в домашних условиях: ребенку совершенно не нужна лишняя перегрузка, связанная с лекарственными травами, если в их приеме нет необходимости.

Лапчатку не стоит даже добавлять в травяные сборы, если вы хотите использовать их для лечения ребенка: это не имеет совершенно никакого смысла.

Хмель и вереск

Эти два растения нередко рекомендуют принимать вместе, и небезосновательно. И хмель, и вереск имеют выраженные седативный и снотворный эффект, а совместный прием усиливает эти действия.

Заикание – это ни что иное, как вариант невроза, поэтому легкие успокаивающие средства (тем более, относительно безопасные) достаточно эффективны. Делайте отвары из этих трав, желательно – не очень концентрированные, и попробуйте давать их ребенку. Чувствительность к этим растениям очень индивидуальна, поэтому совершенно не факт, что они помогут вашему ребенку, однако попробовать стоит.

Хмель, ко всему прочему, имеет выраженный антидепрессантый эффект, – это тоже может оказаться полезным. Конечно, сначала нужно узнать причину заикания: возможно, расстройство возникло у ребенка не из-за стресса, а на фоне гипоактивности. В таком случае эти травы ни в коем случае нельзя принимать!

Ягоды калины

Если вы уверены в природе расстройства у ребенка, то употребление калины в различных вариациях может дать неплохие результаты. Очень показательно, что многие врачи (причем, разных специальностей) рекомендуют своим больным пить морс из калины или есть замороженные ягоды. Это действительно очень полезно.

В целом, калину можно применять при всех видах заикания, как у детей, так и у взрослых. Но наибольшего эффекта стоит ожидать при лечении «стрессового» заикания, – в таком случае положительная динамика будет гарантированно.

Можно комбинировать калину с медом (желательно – светлым). Это очень хорошее дополнение к основному лечению: мягкий седативный эффект такой смеси точно не будет лишним.

Отвар ромашки

Безусловно, ромашка – полезное растение, лекарственные свойства которого неоспоримы. Седативный эффект у этого растения тоже есть: он достаточно заметен у маленьких детей (до года или полутора лет). Детям старшего возраста давать ромашку как лекарство от заикания не нужно, – для достижения хоть какого-то результата придется принимать очень много отвара.

Вы можете делать ребенку отвар ромашки, но это не будет лечением заикания. Максимум, чего вы достигнете – это умеренной активизации иммунной системы. Если иммунитет ребенка не страдает, то это не нужно вовсе.

Я не устану повторять, что лишние лекарства, даже травяные, опасны для ребенка.

Лечение заикания у детей в домашних условиях – бесперспективное занятие

Вы должны понимать, что лечение заикания у детей народными средствами – это бесперспективное занятие. Все, что описывалось выше, имеет смысл только как дополнение к профессиональной психотерапии и занятиям с логопедом. Эти компоненты нужно сочетать между собой, – тогда вы получите наилучший результат.

Не стоит тратить время на попытки «лечения» ребенка дома. До того момента, как вам придется обратиться к врачу, расстройство уже успеет перейти в запущенную стадию, которую трудно откорректировать.

Чем старше ребенок, тем сложнее его вылечить, – важно не забывать об этом. Используйте народные средства, но используйте их грамотно, с умом и своевременно.

Также рекомендуем прочитать статью про лекарство от панических атак .

Источник

Как победить заикание: советы нейропсихолога Татьяны Визель

Логопеды бьют тревогу: мало кто из современных детей обладает правильной и здоровой речью. Дефекты могут быть самыми разными, как и причины их появления. Но самым загадочным и тяжело поддающимся коррекции является заикание.

Что делать, если эта проблема возникла у ребенка? Есть ли варианты вылечить заикание у взрослого человека? Какие ошибки чаще всего совершают родители и даже логопеды? Об этом рассказала доктор психологических наук Татьяна Визель — уникальный специалист с мировым именем, профессор, нейропсихолог. Она разработала методику, которая дает шанс говорить правильно в любом возрасте. В начале разговора Татьяна Григорьевна сразу предупредила: «Сегодня я скажу много крамол»…

Страхи и речь

— Татьяна Григорьевна, что такое заикание? Как эта особенность говорения «формируется»?

— В русском языке термин «заикание» происходит от слова икать. Видимо, кому-то когда-то показалось, что, когда кто-то дает в речи запинки, он как бы икает. Но в других языках — совсем другие смыслы, в основном они обозначают какое-то спонтанное движение языка.

— Это же не новое явление. В другие исторические периоды заикание пытались лечить, понимая, что это не норма?

— Когда мы говорим о чем-то исторически важном, начинаем с древней истории. Демосфен — величайший оратор. Он заикался! Как же Демосфен преодолевал свое заикание? Он выходил на берег моря, клал под язык камушки и пытался говорить понятно и внятно. Он, прежде чем что-либо сказать, выстраивал план своего высказывания, употреблял выразительные жесты, мимику. И это помогало, а почему — я потом скажу. Это явление изучал и Гиппократ… В какой-то момент были попытки решить проблему заикания хирургически: отрезали кончик языка, расширяли голосовую щель, подрезали уздечку под языком. Кроме этого, ряд авторов говорили, что заикание — результат инфекционных болезней, испуга или подражания другим заикающимся. Как было установлено, все это провокационные, но не причинные факторы.

Читайте также:  Ординатура после лечебного дела список направлений

— В обывательской среде до сих пор есть мнение, что дети начинают заикаться после сильного испуга…

— Испуг испытывают многие дети, а заикаются не многие. То есть если нет предрасположенности к заиканию, то его и не будет. Одного ребенка напугала собака — и он вскоре забыл этот случай, а на другого полаяла — и он стал заикаться.

Среди заикающихся в три раза больше мальчиков, чем девочек. Для девочек активность правого полушария — родная. Им «разрешается» плакать, а мальчикам говорят, что это стыдно. Поэтому для мальчиков возбуждение правого полушария «не родное».

— Почему?

— Потому что существует природная предуготованность к заиканию. Кстати, есть классификация страхов у детей. На первом месте — собаки. Второе место поделили врачи и воспитатели детских садов. У нас один мальчик при анкетировании сказал, что очень боится воспитательницу, потому что она обещает вылить суп в трусики, если он не будет его доедать. Испугаешься тут! И вот только на третьем месте в рейтинге страхов идут плохие люди, злодеи, пьяные дяди и так далее. Есть в этом списке и родители, но, правда, не на первых местах.

— А что ученые говорят о феномене заикания?

— Очень многие ученые, как русские, так и зарубежные, считали, что заикание — это спастический невроз, возникающий из-за слабости речевых центров. А что такое спастический невроз? Это судорога. Профессор Сикорский в свое время выделил 40 типов судорог. И подчеркнул, что заикание возникает только в детском возрасте. Физиологического заикания у детей не бывает. Если ребенок в раннем возрасте начал говорить с запинками, они потом сами собой могут уйти. Но уже есть опасность, что в любом другом возрасте может возникнуть рецидив. Заикание — это рецидивирующее заболевание. Поэтому, если ребенок в раннем возрасте начинает запинаться, на это надо обратить самое серьезное внимание. Академик Павлов все предшествующие идеи дополнил предположением, что в основе заикания — нарушение соотношения процессов возбуждения и торможения, то есть отсутствие синхронной работы между корой головного мозга и подкоркой. Это тоже вошло в теорию заикания… Есть еще несколько теорий, в том числе и о том, что заикание может возникнуть при переучивании левшей.

— Заикание передается по наследству? Есть данные об этом?

— Очень много исследований провели — неоднородных и неоднозначных. Но результат — в пользу передачи заикания по генетическим каналам. И оно в любом случае возникает в период от двух до шести лет. Максимум — в семь, но это редко. Если в это время не возник дефект, то даже генетически запрограммированный на это ребенок не будет заикаться. Если не будет влияния агрессивной внешней среды и ребенок спокойно перерастет этот короткий, но опасный возраст, то он уже никогда не будет заикаться! В подтверждение этой теории еще добавлю: встречаются заикающиеся близнецы. А вот из двойняшек обычно заикается кто-то один.

— С чем связано то, что левши предрасположены к заиканию?

— Выяснилось, что практически все заикающиеся — явные или скрытые левши. У левшей правое полушарие более активно. Правое полушарие отвечает за эмоции. Левое — за рациональное мышление. И если есть какой-то провоцирующий фактор, то эмоциональное вступает в конфликт с рациональным. И этого уже очень много для возникновения заикания. Кстати, среди заикающихся в три раза больше мальчиков, чем девочек. Почему? Потому что для девочек активность правого полушария — родная. Девочкам «разрешается» плакать, капризничать, а мальчикам говорят, что плакать стыдно. Поэтому для мальчиков возбуждение правого полушария «не родное». Но если оно «пробивает» себе дорогу, то срываются межполушарные отношения и возникают заикания. Девочки в этом смысле более адаптивны и выносливы.

Ребенка до шести-семи лет надо учить расставлять паузы, программировать речь на смысловые отрезки. Речь всегда выразительна. Если ребенок говорит невыразительно, он не овладел речью. Любому маленькому ребенку с двух-трех лет нужно прививать выразительную речь — «с чувством, с толком, с расстановкой». Много слушать, много читать выразительно. Но не стихи, а прозаическую речь — сказки, рассказы. Важный момент: заикающимся детям быть вместе в одном коллективе нельзя — они подражают друг другу.

— Какие методы коррекции сейчас используют логопеды?

— Это логопедические тренинги дыхательного, голосового и артикуляционного аппарата. Там учат правильно дышать, правильно организовывать голосоподачу и правильно артикулировать. Но интересный факт: я знаю много музыкантов, которые заикаются, но прекрасно играют на духовых инструментах. Им нужно отрабатывать дыхание? Нет. Я знаю вокалистов, которые прекрасно поют, но заикаются. Им нужно ставить голос? Нет. То же самое и с тренировкой артикулярного аппарата. Зачем его тренировать, если человек при невротическом заикании может месяцами и даже годами не заикаться? Я сейчас скажу крамолу: какой смысл тренировать отдельные функции? Это не вредно, это любому человеку полезно: потренировать и дыхание, и голос, и артикуляцию. Беда в том, что это не имеет никакого отношения к преодолению заикания. Но взрослым людям это иногда помогает. Почему? Потому что они уверены, что с ними занимаются специалисты и делают то, что надо, а так как они слушаются этих специалистов, значит, все у них будет хорошо. Более того: я всегда утверждаю, что взрослые заикающиеся невротики умеют хорошо говорить. Но они не знают об этом и боятся говорить. Если их убедить, что вот с ними поработали и теперь они должны прекрасно говорить, то они будут прекрасно говорить. Поэтому взрослому могут помочь эти виды техник в качестве психотерапии. Ребенку — нет.

— Как тогда работают с детьми?

— Часто учат ритмизированной речи: она как бы «выпуклая» на начальном этапе и нивелированная на заключительном. Например, если попросить сказать так: «Я-бу-ду у-чить-ся го-во-рить!» — любой заикающийся четко скажет эту фразу. Так учат детей с шести-семи лет — учат незаметно отбивать ритм рукой, как бы помогать себе не сбиваться. Можно даже при этом держать руку в кармане или за спиной — кому как удобнее, можно пальчики перебирать незаметно, так тоже советуют специалисты. Этой методикой могут овладеть даже взрослые люди с заиканием. Но в нивелированной речи есть некоторая искусственность, поэтому на занятиях и на комиссиях все говорят прекрасно, а когда выходят на улицу, отказываются придерживаться ритма. Потому что никто не хочет поступиться экспрессией речи. Наши эмоции в речи. Интонации, жесты, мимика — это отражение нашей личности. Любой человек хочет говорить выразительно и обнаружить свою личность.

Читайте также:  Народные средства для клубники летом

— Выходит, эти методы неэффективны?

— Нет, они улучшают речь детей и даже взрослых. Но не борются с заиканием как таковым. Есть более «провальная» и даже отвратительная рекомендация, которую иногда дают заикающемуся ребенку: это совет вдохнуть воздух, а потом говорить. Во время осознанного вдоха дыхательная система напрягается, а нам надо, чтобы расслабилась! Речевой вдох должен регулироваться не усилием воли, а речевым смыслом. Есть специальные упражнения, которые приучают к рефлекторному вдоху. Родителей своих маленьких пациентов я обучаю этим упражнениям, и они успешно их применяют в работе с детьми. Самое простое — это обычные «ладушки», когда ребенок ритмично сжимает одну ладонь другой ладонью и проговаривает текст. Сначала знакомый — например сказку про Колобка, а потом уже и незнакомый. Это лучше, чем отстукивание ритма, потому что работают две руки, то есть мы задействуем оба полушария мозга, таким образом гармонизируя два полушария. Казалось бы — мелочь, но на самом деле это радикально меняет проблему. Но только при условии, что это начальная стадия заикания. Это важный момент.

— Как лечить заикание у взрослых?

— Избавить от заикания взрослого человека можно только психотерапией. Никаких других методов нет. Если метод с перекладыванием ладошек окажет на него психотерапевтическое воздействие, то он тоже поможет. То есть, если кто-то сумеет его убедить, что при помощи рук можно урегулировать работу обоих полушарий и заикание пройдет, то ему этот метод обязательно поможет. Но нет гарантии, что не будет рецидива. Нет ни одного метода, который гарантирует, что у взрослого не будет рецидива. Взрослые люди с невротическим заиканием месяцами, а порой и годами отлично говорят. А потом вдруг сорвались! Почему? Потому что довлеет патологический стереотип. Каждый взрослый заикающийся умеет хорошо говорить, но ему мешает память. Поэтому взрослого важно чем-то зацепить и убедить, что этот метод ему точно поможет. А ребенка до шести-семи лет надо учить расставлять паузы, программировать речь на смысловые отрезки. И еще — речь всегда выразительна. Если ребенок говорит невыразительно, он не овладел речью. Любому маленькому ребенку с двух-трех лет нужно прививать выразительную речь. А что такое выразительная речь? Это «с чувством, с толком, с расстановкой». Много слушать, много читать выразительно. Но не стихи. Если ребенок начал заикаться, от стихов уводите, на два-три месяца точно! И даже музыку тоже чуть притормозите. Потому что это вода на мельницу правого полушария, а нам надо его немного успокоить. А вот прозаическую речь — сказки, рассказы — это пожалуйста. Важный момент: заикающимся детям быть вместе в одном коллективе нельзя — они подражают друг другу.

Есть «провальная» и даже отвратительная рекомендация, которую иногда дают заикающемуся ребенку, — вдохнуть воздух, а потом говорить.

— Если в семье не было заикающихся родственников, можно как-то на раннем этапе обнаружить проблему?

— По моему методу коррекцию заикания необходимо начинать с появления ее предвестников. К ним относятся убыстрение или замедление речи ребенка, избыточное повторение отдельных слов или слогов. Очень важно ребенка с заиканием не растить как мимозу, оберегая от волнений, потому что первое серьезное волнение даст рецидив. Его надо приучать к обычной жизни. Не перевозбуждать, конечно, но он должен и на аттракционах кататься, и с другими детьми общаться, и поссориться иногда, и маму иногда не послушаться, посопротивляться чему-то. И страшилки ему тоже нужны! Потому что адреналин должен полировать кровь. И ребенка с заиканием надо закалять в переживании невротических состояний, даже если будут какие-то небольшие рецидивы. Оберегать его от реальной жизни — это не способ профилактики и лечения заикания. Потому что первая трудная ситуация вернет проблему на место. Вот это я особенно хотела сказать родителям!

Какие бывают виды заикания?

— Сейчас заикание представлено двумя основными видами. Первый — это органический, или неврозоподобный. Второй — функциональный невротический. Функциональное — это невроз, логоневроз. У подростков и взрослых обязательно бывают логофобии, то есть страх речи. И такое заболевание имеет волнообразное течение: человек то хорошо говорит, но плохо. Когда возбуждается сильно — плохо говорит, успокоился — получше. С возрастом это имеет тенденцию к угасанию. А вот органическое заикание отличается стабильностью. Ребенок с органическим заиканием будет всегда одинаково говорить, независимо от того, волнуется он или нет, в какой ситуации он находится.

Локализация запинок, или, по-другому, судорог, бывает в трех отделах речевого аппарата: артикуляционном, голосовом или дыхательном — это там, где расположены трахея, бронхи, легкие. Самые тяжелые формы заикания — дыхательные. Потому что дыхание — это то, с чего начинается речевой акт. Менее тяжелые — голосовые. И более легкие — артикуляционные. Бывает и смешанный вариант, когда есть все три вида запинок. То есть все три аппарата могут быть не в порядке, когда они в судорожном состоянии.

Источник

Оцените статью