Как лечить гиперактивность у ребенка народными средствами

Как лечить гиперактивность у ребенка народными средствами

Cтатьи. Работа с контентом

Поиск

РОЛЬ ФИТОТЕРАПИИ В КОМПЛЕКСНОМ ЛЕЧЕНИИ СИНДРОМА ГИПЕРАКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ

Л.З. САФИНА

Казанская государственная медицинская академия, 420012, г. Казань, ул. Бутлерова, д. 36

Сафина Луиза Закариевна — кандидат медицинских наук, доцент кафедры педиатрии с курсом поликлинической педиатрии, e-mail: [email protected]

Детским неврологам и педиатрам особенно часто приходится выслушивать жалобы на то, что ребенок возбудим, раздражителен, плохо засыпает, быстро утомляется; поведение вызывает непонимание и опасения родителей. Хотя далеко не всегда описанная симптоматика означает наличие у ребенка истинной патологии или расстройств нервной системы, родители ожидают от врача конкретной помощи. В настоящее время существует ряд мягких седативных средств, которые при необходимости можно применять при данных нарушениях у пациентов с 3-летнего возраста. В статье рассмотрены показания к применению детского успокаивающего сиропа «Зайчонок», включающего хорошо изученные фитокомпоненты и витамины.

Ключевые слова: гиперактивность, стресс, дефицит внимания, фитотерапия.

L.Z. SAFINA

Kazan State Medical Academy, 36 Butlerov St., Kazan, Russian Federation, 420012

THE ROLE OF PHYTOTHERAPY IN COMPLEX TREATMENT OF THE SYNDROME OF HYPERACTIVITY IN CHILDREN

Safina L.Z. — Cand. Med. Sc., Assistant Professor of the Department of pediatry with a course of outpatient pediatry, e-mail: [email protected]

Pediatric neurology and pediatrics especially often have to listen to the complaints that the child restless, irritable, bad falls asleep quickly get tired; behavior causes misunderstanding and concerns of parents. Although not always described symptoms indicate the presence of a child a true pathology or disorders of the nervous system, parents expect from physician specific assistance. There are currently a number of mild sedatives, which if necessary can be used when data breaches in patients with 3-year-olds. In article are considered indications of child a soothing syrup «Hare», including well-characterized Botanicals and vitamins.

Key words: hyperactivity, stress, attention deficit, phytotherapy.

В последние годы достигнуты большие успехи в изучении одной из самых актуальных проблем нейропедиатрии — синдрома дефицита внимания/гиперактивности у детей. Актуальность проблемы определяется высокой частотой данного синдрома в детской популяции и его большой социальной значимостью.

Гиперактивность довольно широко распространена среди детей дошкольного возраста. Такие дети имеют повышенную энергетику и выделяются среди остальных детей. В 20-ом веке гиперактивностью сначала считали расстройства некоторых функций мозга. Позже ее стали называть синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Это заболевание характерно для детей именно дошкольного возраста.

На каждом этапе оно имеет разные проявления. И если к лечению его не подойти серьезно, то эти нарушения в поведении и эмоциональные сдвиги могут негативно сказаться на учебе детей и их дальнейшей жизни.

Дети с синдромом дефицита внимания имеют нормальный или высокий интеллект, однако, как правило, плохо учатся в школе. Помимо трудностей обучения, синдром дефицита внимания проявляется двигательной гиперактивностью, дефектами концентрации внимания, отвлекаемостью, импульсивностью поведения, проблемами во взаимоотношениях с окружающими. Следует отметить, что синдром дефицита внимания наблюдается как у детей, так и у взрослых. В последние годы доказана его генетическая природа. Совершенно очевидно, что в фокусе научных проблем синдрома дефицита внимания/гиперактивности концентрируются интересы различных специалистов — педиатров, педагогов, нейропсихологов, дефектологов, неврологов.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) – большая социальная, педагогическая и медицинская проблема. Клиника этого неврологическо-поведенческого расстройства развития начинается в раннем возрасте (до 3 лет) и проявляется такими симптомами, как трудность концентрации внимания, гиперактивность, плохо управляемая импульсивность и, в целом, недостатком самоконтроля над поведением в ответ на конкретные требования окружающей обстановки. В различных странах мира, от 5% до 40% детей в популяции могут характеризоваться СДВГ различной интенсивности [1,2].

СДВГ обязательно характеризуется дефицитом внимания, также гипермоторикой, эмоциональной неустойчивостью, неконтролируемым поведением во время стресса. Типично, СДВГ проявляется импульсивностью, трудностью сосредоточения, быстрой истощаемостью внимания, избеганием задач, требующих умственных усилий, неумением организовать работу, забывчивостью. Гиперактивность часто не имеет определенной цели и не зависит от ситуации, проявляясь в непоседливости, частой смене места, бесцельном перемещении [3]. Импульсивность выражается в том, что ребенок часто действует, не подумав: выкрикивает ответ, не дослушав вопроса, без разрешения встает со своего места; перебивает других, бывает не в состоянии ждать своей очереди в играх и во время занятий. Дети с СДВГ мало читают, предпочитают смотреть телевизор и играть в агрессивные компьютерные игры. Ослабленный кортикальный контроль у этих детей появляется неопрятностью в одежде и рассеянностью внимания: дети не застёгивают пуговицы, не зашнуровывают шнурки, постоянно пачкают одежду, часто теряют вещи, не могут сконцентрироваться. Импульсивность приводит к излишней активности в отстаивании собственных интересов, что нередко провоцирует конфликты и создает опасные ситуации.

Читайте также:  Лечебный корм recovery для кошек

Следует подчеркнуть, что в дошкольном и младшем школьном возрасте избыточная двигательная активность детей с СДВГ часто бесцельна и не соответствует требованиям конкретной обстановки. Наряду с гиперактивностью, в двигательной сфере у детей с СДВГ обычно обнаруживаются нарушения координации движений и тонкой моторики. Трудности, связанные с удерживанием равновесия и недостаточностью зрительно-пространственной координации, служат причинами моторной неловкости и повышенного риска травматизма [4, 5].

Поведение многих детей с СДВГ носит отчетливый деструктивный характер. Сверстники избегают детей с СДВГ, которые постоянно инициируют конфликты, нарушают правила детских игр, разрушают созданное другими детьми, портят общественное имущество. Речь детей с СДВГ обеднена, такие дети склонны к раннему использованию ненормативной лексики. Импульсивность и низкий самоконтроль у таких детей затрудняет оценить и логически предположить последствия своих действий.

В ряде случаев проблему беспокойного ребенка можно решить, не прибегая к назначению каких-либо медикаментозных средств. Этому способствуют некоторые режимные мероприятия (контроль за продолжительностью дневного и ночного сна, прогулки на свежем воздухе, рациональное питание), закаливание, лечебные ванны (со сборами трав или солей), правильное воспитание, адекватный психоэмоциональный климат в семье и т. д.

По расчетным данным ВОЗ, около 80% из более, чем 4 млрд. жителей мира в рамках системы первичной медико-санитарной помощи пользуются, главным образом, традиционными лекарственными средствами природного происхождения [6]. Спрос на безрецептурные фитофармацевтические средства растет во всем мире. В Швейцарии, например, объем таких лекарств, отпускаемых из аптек, достигает 36-40% общего товарооборота на фармацевтическом рынке, в Германии – 15%. На одном из последних мест в Европе по этому показателю стоит Италия – 8%. В США доля рынка самолечения составляет 39%, в Японии – 18% [7]. Отечественными исследователями выявлена даже отдельная группа потребителей, предпочитающих фитопрепараты [8].

Исходя из всего сказанного выше, нет ничего удивительного в том, что целый ряд весьма авторитетных фирм начал разработку и производство фитофармацевтических средств седативного действия. Они отличаются числом и степенью очистки ингредиентов, спектром фармакологического действия, а главное – идеологией их создания. Наиболее «живучими» и востребованными потребителями, как правило, оказываются фитофармацевтические средства, разработанные с учетом опыта и идеологии традиционной (народной) медицины.

Детский успокаивающий сироп «Зайчонок» станет в такой ситуации настоящим спасением. Он рекомендован к употреблению для гиперактивных малышей, для детей, страдающих от повышенной тревожности и страхов, и в качестве профилактического средства в различных стрессовых для ребенка ситуациях, будь-то начало посещения детского сада или школы, перемена обстановки, увеличение физических или умственных нагрузок или тяжелые периоды в семье (ссоры или развод родителей). Предназначен сироп «Зайчонок» для детей, начиная с трехлетнего возраста.

Успокоительный сироп «Зайчонок»: состав

Сироп не содержит алкоголя и искусственных красителей, что делает его оптимальным препаратом для детей, склонных к аллергии. Лекарственные травы, входящие в его состав издревле славятся своим успокаивающим действием, а их сочетание обеспечивает максимальную эффективность лекарства «Зайчонок».

В состав успокоительного сиропа зайчонок входит только натуральное сырье:

  • листья мяты перечной – обладают седативными свойствами, применяются при нервном возбуждении ;
  • листья мелиссы – рекомендуются для лечения детских неврозов, фитотерапии детей с пороками сердца;
  • трава чабреца (тимьян ползучий) — показана при стрессах и неврастении, оказывает успокаивающее, спазмолитическое и болеутоляющее действия.
  • трава душицы обыкновенной благотворно влияет на нервную систему, оказывая успокаивающее действие, способствует улучшению засыпания
  • цветки ромашки – помогают успокоиться и расслабиться, что также благотворно влияет на сон , снимают спазм с сосудов головного мозга и обладают иммуностимулирующим действием;
  • плоды фенхеля способствует устранению нервозности, устраняет кишечные колики и метеоризм.
  • витамин С – помогает организму лучше усваивать белки, железо и ряд витаминов, принимает участие в обменных процессах и повышает защитные силы организма;
  • магний (в биодоступной и легкоусвояемой форме лактата) нормализует деятельность нервной системы — снижает возбудимость нейронов витамин В6 – принимает участие в усвоении белков, аминокислот, липидов и нуклеиновых кислот, необходим для нормального функционирования центральной и периферической нервной системы.
  • пиридоксин (витамин В6) улучшает биодоступность Mg — способствует проникновению Mg в клетки. Витамин B6 транспортирует не один атом Mg, а образует биокоординационную связь сразу с 4 атомами Mg, что улучшает его биодоступность. В комплексе с Mg пиридоксин значительно лучше проникает через липидный слой мембраны любых клеток
Читайте также:  Как повысить иммунитет народными средствами для детей

Иногда беспокойный ребенок является продуктом социальной депривации или гиперопеки в семье. В ряде случаев ее можно решить, используя режимные мероприятия (контроль продолжительности сна, прогулки на свежем воздухе, рациональное питание и др.), щадящее закаливание, лечебные ванны (со сборами трав), педагогические приемы (воспитание), адекватный психоэмоциональный климат в семье и т. д.. Посещение детьми по достижении соответствующего возраста организованных дошкольных учреждений (ясли, детские сады, центры эстетического воспитания) в подавляющем большинстве случаев позволяет обеспечить социально-педагогическую составляющую коррекции проблем поведенческой сферы.

В свою очередь, медикаментозная коррекция эмоционально-поведенческих и/или двигательных нарушений с использованием седативных средств растительного происхождения представляется немаловажным компонентом комплексной коррекции лечения нарушений психоэмоциональной сферы у детей различного возраста. Применение фитотерапевтических средств (сироп «Зайчонок») в ряде случаев позволит избежать нежелательных «антитерапевтических» действий таких аллопатических средств, как, например, транквилизаторы/анксиолитики, использование которых в детском возрасте может индуцировать излишнюю седацию, снижение когнитивных функ­ций и патологическое угнетение физической и эмоциональной активности.

Тем не менее, врачам необходимо ориентироваться среди многочисленных медикаментозных препаратов, предлагаемых в качестве седативных средств. Лишь в этом случае можно обеспечить своевременную коррекцию возникших нарушений психоэмоциональной сферы. Концепция доказательной медицины подразумевает, что при принятии клинических решений следует руководствоваться наиболее достоверными и проверенными сведениями об эффективности назначаемого лечения [9].

Список литературы:

Источник

СДВГ — причины, мифы и лечение

СДВГ — причины, мифы и методы лечения

СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности), гиперкинетическое расстройство. За этим диагнозом скрывается вездесущий непоседа, «ну очень живой ребенок». Стоит маме на секунду отвести глаза – его уже нет. И тут же беглец обнаруживается по шуму из соседней комнаты, как будто целая толпа дошколят играет в песочнице. А рядом, его утомившаяся от безуспешных попыток угомонить, успокоить, объяснить окружающим семья.

Термин СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности), пришел к нам из Северной Америки. В DSM 5 (англ. Diagnostic and Statistical Manual of mental disorders, fifth edition — Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам 5-го издания) — СДВГ (attention deficit hyperactivity disorder, ADHD). В Европейской классификации используется термин Гиперкинетическое расстройство. В МКБ 10 (международная классификация болезней 10ого пересмотра) относится к группе Эмоциональных расстойств и расстройств поведения. Но уже в МКБ 11(международная классификация болезней 11ого пересмотра) данный диагноз отнесен к Нейроонтогенетическим расстройствам, что оправдано данными исследований этиопатогенеза заболевания.

СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) – полиэтиологическое психическое заболевание, начинающееся в детском возрасте, клинически проявляющееся триадой кардинальных симптомов:

основной симптом при гиперкинетическом расстройстве. Внимание имеет разные значения для разных людей и в разных ситуациях, охватывает широкий спектр разных аспектов, например, фокусирование, поддержание внимания, переключение внимания и т.д. Отвлекаемость (или нарушение внимания) — расстройство внимания, характеризующееся его быстрым переключением на новые объекты при возникновении случайных ассоциаций или действии внешних раздражителей. Если оставить все как есть, проблемы с обучением не заставят себя ждать.

Ребенок суетлив, не может сидеть спокойно; вскакивает с места без разрешения; бесцельно бегает, ерзает, карабкается в неподходящих для этого ситуациях; не может играть в тихие игры, отдыхать.

не дожидаясь указаний и инструкций, позволяющих выполнять задание, а также неадекватно оценивающие требования задания. В результате они очень небрежны, невнимательны, беспечны и легкомысленны. Такие дети зачастую не могут рассмотреть потенциально негативные, вредные или 9 разрушительные (и даже опасные) последствия, которые могут быть связаны с определёнными ситуациями или их поступками. Часто они подвергают себя необоснованному, ненужному риску, чтобы показать свою смелость, капризы и причуды, особенно перед сверстниками.

Читайте также:  Борьба с белокрылкой народными средствами томаты

К критериям данного диагноза можно отнести:

1.Обязательно раннее начало до 7 лет.

2.Постоянство во времени – клинически проявления не обусловлены ситуацией, проявляются одинаково во всех ситуациях.

3.Тотальность – нарушения затрагивают все виды деятельности малыша.

4. Продолжительность описываемого состояния – не менее 6 месяцев.

Гиперактивность может встречаться вне описываемой нозологии. Она может быть проявлением, осложнением и других психоневрологических диагнозов.

Соответственно: у всех пациентов с СДВГ есть гиперактивность, но не всегда гиперактивность говорит о наличии СДВГ.

3 формы в зависимости от наличия и преобладания симптомов различаются СДВГ:

• смешанная форма, когда имеются все группы симптомов — от 50 до 75% случаев. 20

• с преимущественными нарушениями внимания — 20-30%. Чаще встречается у подростков.

• с преобладанием гиперактивности и импульсивности — 15% случаев, чаще встречается в дошкольном возрасте.

По европейской классификации, диагноз гиперкинетическое расстройство, как правило, определяет сочетанную форму синдрома дефицита внимания и гиперактивности.

На данный момент этиология СДВГ описана следующим образом: Генетические факторы: Наследуемость синдрома является одной из самых высоких среди психических расстройств, определяется в 76%. Заболевание чаще клинически проявляется у мальчиков, так же в семьях, чаще чем в популяции встречаются тики, болезнь Жиль Де Ла Туретта.

Биохимичнеские факторы: нужно отметить, что некоторые из детерминирующих заболевание генов (подтвержденных и притендующих на это звание), относят к регулятором нейромедиаторного обмена. При этом установлено, что при сходной симптоматике дисбаланс момоаминового обмена дофаминергической, серотонинэргической и норадренергических систем могут иметь различия.

Нейропсихологические факторы: обусловлены всем вышеперечисленным. Представлены нарушением функционирования системы ассоциативной коры, базальных ганглиев, таламуса, мозжечка, префронтальной коры, ретикулярной формации, как следствие – патология моторного контроля, внимания, оперативной памяти. Невозможность адекватной обработки информации приводит к тому, что различные зрительные, звуковые, эмоциональные стимулы становятся для ребенка избыточными, вызывая беспокойство, раздражение и агрессивность.

Е.А. Осиповой и Н.В. Панкратовой показано 4 типа отклонений высших психических функций. Они исследовали неоднородность проявлений синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей от 5 до 9 лет. Согласно ему, есть несколько типов нозологии, которые, в зависимости от поражения тех или иных структур, во-первых – по разному проявляются, во-вторых – имеют разный прогноз относительно «сглаживания» симптомов.

Выходит, синдром дефицита внимания и гиперактивности можно не лечить?

Ранний школьный возраст – время, когда закладываются навыки общения в коллективе, приобретается тот фундамент знаний, на котором в дальнейшем и строится материал всей школьной программы. Справляться с этими задачами импульсивному, гиперактивному, «наказанию для учителей» будет очень сложно. Учителя «не любят», сверстники не зовут играть, так как даже свод правил в виде веселой игры – непосильная задача для малыша. На фоне этого формируются вторичные осложнения:

1. Низкая самооценка

2. Брутальное поведение, замкнутость

3. Формирование психопатий, психопатоподобного поведения.

Таким образом, если мы ожидаем, что патологические черты уйдут сами собой, мы получим социально дезадаптированного, замкнутого, формально переводимого из класса в класс двоечника, который то и дело срывает уроки, проявляет агрессию по отношению к окружающим.

Как следует из вышесказанного, данная патология сопряжена с дисфункцией тончайших мозговых структур и моноаминергических систем.

Психофармакологическая индустрия предлагает нам не так много решений данной проблемы. За рубежом препаратами первого выбора являются психостимуляторы (метилфенидат), сходные по механизму действия и аддиктивному потенциалу с наркотическими психостимуляторами.

На территории нашей страны применяется препарат атомоксетин, блокирующий обратный захват норадреналина. Как следствие, при такой терапии успех достигается в 90% случае нарушения внимания, однако, намного слабее справляется с гиперактивностью, что приводит к медикаментозно стертой картине заболевания и все тем же, выше описанным последствиям.

Нашими врачами при лечении синдрома дефицита внимания и гиперактивности используется уникальный метод Биоакустической коррекции, который запускает внутренние механизмы саморегуляции структур ЦНС и способен восстановить нормальное развитие ребенка, положительно влияя на познавательные функции (внимание, память, речь). Кроме того, наш метод положительно действуют на обменные процессы в нервной системе, и способствует созреванию новых клеток мозга. В случаях сочетания СДВГ с деструктивным поведением, тревожными расстройствами, неврозами лечение комбинируют с микрополяризацией и интерактивными тренингами адаптивного нейробиоуправления, которые усиливают синаптическую передачу в разных структурах мозга. Зачастую, сопутствующие синдрому дефицита внимания и гиперактивности расстройства сна и поведения требуют дополнительных занятий с нейропсихологом.

Источник

Оцените статью