- Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей: диагностика и лечение
- Лечение синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей
- Три основные группы признаков СДВГ:
- Признаки СДВГ, часто сопутствующие основным критериям:
- Причины синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей
- Диагностика СДВГ
- Методы лечения СДВГ
- Проблемы, возникающие, если не лечить СДВГ
- Эффективное лечение СДВГ
- Остеопатическое лечение СДВГ
- Остеопатия при СДВГ у детей – лучшее решение современной медицины
- Центр остеопатической медицины «Метафизика движения» — пять причин обратиться к нам за лечением СДВГ:
Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей: диагностика и лечение
Медико-социальная значимость проблемы cиндрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) чрезвычайно велика, вследствие чего это состояние находится в сфере профессиональных интересов не только детских неврологов, психиатров и педиатров, но также педагог
Медико-социальная значимость проблемы cиндрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) чрезвычайно велика, вследствие чего это состояние находится в сфере профессиональных интересов не только детских неврологов, психиатров и педиатров, но также педагогов и психологов [1–5].
Русскоязычное название СДВГ является адаптированной версией англоязычного термина «расстройство с дефицитом внимания/гиперактивностью» (attention deficit/hyperactivity disorder). СДВГ — широко распространенное состояние среди детей, достигших старшего дошкольного и школьного возраста. Тот факт, что СДВГ не относится к инвалидизирующим заболеваниям, вовсе не означает, что при нем отсутствует необходимость в терапии.
СДВГ — это название этиологически гетерогенной группы нарушений поведения у детей старше 5-летнего возраста. Эти изменения поведения сопровождаются нарушением внимания и гиперактивностью (у детей старше пяти лет), потенциально приводящими к неуспеваемости (нарушения обучения), антисоциальному поведению, снижению качества жизни [1–5]. В настоящее время установлена нейробиологическая природа СДВГ, частично изучен его патогенез.
По современным представлениям, генетическая опосредованность СДВГ свойственна от 40% до 75% случаев болезни [1, 2]. Биохимическим субстратом в патогенезе СДВГ являются нарушения катехоламинового обмена. Средовое воздействие и влияние иных факторов (недоношенность, низкая масса тела при рождении, курение матери во время беременности и т.?д.) признается, но считается менее значимым [2].
По мнению Zuddas A. и соавт. (2005), психосоциальные факторы окружения взаимодействуют с генетической предрасположенностью к СДВГ, вызывая биологическое повреждение [6]. СДВГ можно рассматривать в качестве исхода перинатального поражения нервной системы или дефекта формирования стереотипа поведения у детей с нарушениями психомоторного развития. В первом случае налицо средовые воздействия внутриутробного окружения (включая гипоксию, воздействие на плод бактериальных, вирусных и иных патогенов), а во втором основную роль играют факторы окружения в постнатальной жизни ребенка.
Средовые факторы, предположительно оказывающие влияние на формирование СДВГ, можно условно разделить, во-первых, на эндогенные и экзогенные, а во-вторых, на пренатальные и постнатальные. К пренатальным факторам формирования СДВГ относятся следующие: гестационные (отягощенный акушерско-гинеколoгический анамнез, токсикозы, гестозы, угроза прерывания беременности и т. д.), курение матери во время беременности, родовая травма (акушерская), воздействие на плод инфекционных патогенов (вирусов, бактерий, вирусно-вирусных и вирусно-бактериальных ассоциаций), токсическое воздействие на плод (тяжелых металлов, интоксикантов растительного и синтетического происхождения и др.), внутриутробная гипоксия плода (острая и/или хроническая), нарушения нейрохимических и/или нейрофизиологических параметров ЦНС, резус-конфликт (внутриутробное формирование стойкого титра специфических антител), внутриутробные нейроинфекции.
Постнатальные факторы формирования СДВГ: недоношенность, морфофункциональная незрелость, задержка внутриутробного развития (ЗВУР), искусственное вскармливание, интранатальная или постнатальная аноксия/аcфикcия/гипоксия, специфические паттерны воспитания в семье, особенности индивидуального темперамента, алиментарные дефициты (витаминов, минеральных веществ, других нутриентов), имитационное поведение детей, особенности церебрального метаболизма различного генеза (дофамина, серотонина, глюкозы и др.), морфометрические особенности ЦНС (мозжечка, базальных ганглиев, других церебральных структур), нарушения функций щитовидной железы и других эндокринных органов, токсические факторы, эмоциональные сложности в отношениях между родителями, воспитание и проживание во внесемейных условиях («институциональных»), а также лечение СДВГ (медикаментозное или немедикаментозное) [2]. Есть мнение, что СДВГ может формироваться вследствие избыточного потребления сахара, продуктов питания и напитков промышленного изготовления, содержащих в большом количестве экстрактивные вещества, консерванты и красители. Влияние на СДВГ многочасового просмотра ТВ-программ с раннего детского возраста в настоящее время более не считается значимым фактором [2].
Многие авторитеты в области изучения СДВГ признают, что при этой патологии у детей имеется ряд особенностей церебральных структур и функций (поражение префронтально-стриато-таламокортикальных структур). Весьма вероятно вовлечение при СДВГ в патологический процесс нисходящих проекций катехоламинергических и серотонинергических нейронов.
Клинические проявления СДВГ появляются и изменяются на протяжении жизни индивида. СДВГ часто является частью симптомокомплекса, который включает специфические нарушения обучения и другие нейробиологические нарушения. Хотя изначально СДВГ описывался как нарушение исключительно детского возраста, в настоящее время подтверждено, что это состояние может персистировать и по достижении совершеннолетия [1, 2, 4–6].
Американскими специалистами стандарты установления диагноза СДВГ представлены в «Диагностическом и статистическом руководстве по психиатрическим нарушениям» (DSM-IV), где СДВГ подразделяется на 3 типа на основании поведенческих характеристик пациента (тип с преимущественным дефицитом внимания, преимущественно гиперактивный тип, комбинированный тип). В РФ принято использовать критерии не DSM-IV, а Международной классификации болезней Х-го пересмотра (МКБ-10), которые имеют некоторые отличия (см. ниже).
Классическая триада СДВГ включает гиперактивность, импульсивность и невнимательность (дефицит внимания). Гиперактивность проявляется у детей неспособностью сидеть на месте или сосредоточиться на задании, при этом отмечается видимое присутствие двигательной активности. По достижении взрослого возраста эти пациенты характеризуются двигательным беспокойством и склонностью к одновременному выполнению без завершения сразу нескольких заданий. Импульсивность определяется трудностью выделения приоритетов и подавления немедленных ответных реакций на воздействие факторов окружения, конкурирующих в привлечении внимания с более значимыми делами и событиями. Невнимательность у детей и взрослых проявляется в неспособности подавить собственное поведенческое реагирование на менее значимые раздражители в семейных, учебных, рабочих и социальных ситуациях. По мере того, как нервная система созревает, гиперактивность и импульсивность становятся для индивида менее проблематичными, хотя невнимательность остается для многих взрослых проблемой и зачастую проявляется в виде нарушений стратегии использования времени [1–6].
Сопутствующие (коморбидные) состояния при СДВГ могут включать: нарушения эмоционального контроля (аффективные — дизритмия, депрессия, биполярные нарушения, тревожность, панические нарушения, обсессивно-компульсивные); нарушения двигательного контроля (тикозные — моторные тики, вокальные тики, синдром Жиль де ля Туретта; пароксизмальные — обычно первично-генерализованные эпилепсии абсансного типа; нарушения сна с периодическими движениями конечностей); нарушения комфорта (головные боли типа мигрени, энурез, синдром раздраженного кишечника и др.); нарушения, связанные с использованием интоксикантов (ингалянтов, табака, алкоголя, наркотических средств и др.); нарушения с дисруптивным (разрушительным) поведением (трех типов: оппозиционно-вызывающее, кондуктивные нарушения, антисоциальное поведение) [1–6] (табл.).
При этом предлагается обращать внимание на оценку в 3 балла, если она встречается 6 раз и более, а также на общий балл (если он равен 25 баллам и выше).
Диагностические критерии СДВГ по МКБ-10 выглядят следующим образом:
Невнимательность/дефицит внимания (требуется не менее 6 признаков):
Источник
Лечение синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей
Синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) принято называть невролого-поведенческое расстройство, которое обычно проявляется с раннего детства, затрагивает различные аспекты формирования и социализации личности. Являясь актуальной проблемой медико-социального характера общемирового масштаба, заболевание поддается излечению, при условии вовремя назначенного адекватного лечения.
По современным статистическим данным СДВГ в разных странах страдают в среднем от 2 до 25 % детей, при этом среди мальчиков заболеваемость встречается в 2-3 раза чаще.
Считается, что впервые симптоматика заболевания была описана в конце 17 века британским врачом Александром Крейтоном, который назвал его «психической неугомонностью». Однако лишь в 80-х годах 20 века специалисты уточнили название синдрома дефицита внимания и гиперактивности и выделили критерии диагностики.
Три основные группы признаков СДВГ:
- дефицитом или нарушением внимания;
- гиперактивностью;
- импульсивностью.
Согласно классификации Американской ассоциации психиатров (DSM-IV), СДВГ может развиваться в зависимости от преобладающей симптоматики в одном из трех вариантов:
- синдром, сочетающий признаки дефицита внимания с гиперактивностью;
- синдром дефицита внимания без гиперактивности;
- признаки гиперактивности без дефицита внимания.
Дефицит внимания у детей включает в себя ряд проявлений:
- неспособность выполнить задание до конца, сосредоточиться на предмете;
- высокая суетливость, возбудимость;
- невозможность самоорганизации в выполнении какой-либо деятельности;
- забывчивость.
Синдром дефицита внимания у детей может выражаться следующим образом:
- бесцельные беспокойные движения, особенно в кистях и стопах;
- постоянные беспричинные вскакивания с места, беготня, суетливость;
- неумение играть в спокойные игры;
- повышенная болтливость.
Надо отметить, что чем старше ребенок, тем менее явными могут быть признаки синдрома дефицита внимания.
Признаки синдрома дефицита внимания и гиперактивности в детском возрасте часто проявляются разнообразными сложностями в социуме, такими как:
- неспособность ждать своей очереди (в играх и др. ситуациях);
- шумное, вызывающее поведение (например, на уроках);
- «влезание» в разговоры или в деятельность других людей;
- драчливость из-за неумения сдержать свои эмоции;
- нетерпеливость в крайне высокой степени.
При этом с возрастом у ребенка импульсивность становится все более заметной и одни признаки могут быть замещены другими.
Признаки СДВГ, часто сопутствующие основным критериям:
- Ребенок испытывает трудности
- в ряде тонких движений – завязать шнурки, вырезать ножницами, раскрашивать;
- в удержании равновесия – катание на роликах, 2-х колесном велосипеде;
- в координировании зрительно-пространственных характеристик, что негативно проявляется во время спортивных игр, прежде всего, с мячом.
- Запаздывание эмоционального развития, ребенок неуравновешен, вспыльчив, нетерпим.
- Проблемные отношения как со взрослыми, так и со сверстниками.
- Плохая успеваемость при нормальном IQ (коэффициент интеллектуального развития, определяется путем тестирования).
- Трудность с засыпанием, сонливость по утрам.
- Ночное недержание мочи.
Если родители понимают, что у ребенка есть несколько из перечисленных признаков дефицита внимания и гиперактивности – это серьезный повод для посещения специалиста. Чем раньше начать лечение, тем проще помочь маленькому человеку полноценно развиваться.
Причины синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей
Исследователи не имеют единого мнения по поводу этиологии (первопричины) заболевания, но называют ряд факторов, которые могут приводить к заболеванию:
- Генетическая предрасположенность;
- Нарушения внутриутробного развития, происходящие вследствие
- неблагоприятных факторов течения беременности (среди которых курение, употребление алкоголя, наркотиков, прием ряда медикаментозных средств матерью).
- осложнений при родах, приводящих к родовым травмам.
- Семейные проблемы:
- наличие в семье тяжелых конфликтов, алкоголизма, наркомании, криминального окружения.
- гиперопека ребенка, воспитание наказанием, лишениями.
- В социальной области:
- повышение значимости визуальной культуры в обществе, приводящее к снижению речевой саморегуляции (то есть, одного из факторов сознательного управления собственной деятельностью).
- неадекватные требования, предъявляемые обществом к ребенку.
Диагностика СДВГ
Постановка диагноза синдрома дефицита внимания нередко вызывает определенные трудности, потому что не существует характерного симптома, который бы однозначно указывал на данное заболевание. Основные методы распознавания СДВГ это:
- сбор анамнеза (в том числе и семейного);
- психологическое тестирование .
Также значимым компонентом диагностики на современном этапе является
В качестве вспомогательных методов диагностики могут быть назначены:
- ультразвуковая допплерография (УЗДГ) сосудов головы и шеи (для оценки кровоснабжения мозга);
- электроэнцефалограмма (ЭЭГ) (для выявления очагов судорожной готовности коры головного мозга);
- неврологическое обследование.
Методы лечения СДВГ
Специалисты подчеркивают, что в работе с маленьким пациентом необходим комплекс мер для достижения стойкого результата, и основными методами лечения считают:
- психотерапевтические методы;
- педагогическая коррекция, включающая работу с родителями ребенка по оптимизации жизненного пространства для успешного лечения;
- нейропсихологическая коррекция;
- медикаментозная терапия;
- остеопатическое воздействие.
Специалисты предупреждают о необходимости с осторожностью назначать ряд лекарственных средств, прежде всего, психостимуляторов. Комитет по правам ребенка при ООН издал рекомендации, в которых призвал ради благополучия детей максимально использовать немедикаментозные методы лечения СДВГ.
Проблемы, возникающие, если не лечить СДВГ
Поскольку симптомы дефицита внимания и гиперактивности проявляются не всегда и с различной интенсивностью, иногда родители не спешат обращаться к врачам, хотя ребенок явно испытывает трудности в социальной адаптации, с освоением школьной программы и т.д. Часто взрослые стараются списать все на особенности характера, неспособность к учебе, и тихо надеются на то, что ребенок «израстётся» — то есть, вырастет и проблемы сами собой растворятся. Однако многолетние исследования говорят о том, что заболевание, связанное с синдромом дефицита внимания, с возрастом не проходит, а видоизменяется и приводит к таким проблемам как:
- профессиональная несостоятельность как результат плохой успеваемости в учебном заведении,
- раннее начало курения,
- наркомания,
- алкоголизм,
- асоциальное поведение, антиобщественные поступки.
Эффективное лечение СДВГ
В последние годы в рамках комплексного подхода к лечению СДВГ убедительно зарекомендовало себя сочетание двух основных методов –
- остеопатического воздействия;
- психологической коррекции.
Остеопатическое лечение СДВГ
Одной из частых причин заболевания специалисты называют осложнения при родах, среди которых не стоит обделять вниманием родовые травмы шейного отдела позвоночника. Эта область относится к карниосакральной системе, с которой во всей полноте работает врач-остеопат. Он помогает восстановить работу всех ее функций, руками производя тонкую настройку центральной нервной системы. При этом остеопат воздействует не только на регуляторные процессы головного мозга, влияющие на переработку информации и двигательную активность, но и на весь организм в целом.
Только остеопатия позволяет мягко и точно гармонизовать все системы организма. Поэтому речь идет не только о лечении конкретной патологии дефицита внимания, но и об общем профилактическом эффекте. Это воздействие абсолютно безопасно, безболезненно и дарит ощущение комфорта при условии высокой квалификации врача-остеопата.
Остеопатия при СДВГ у детей – лучшее решение современной медицины
Являясь новым направлением в работе с пациентами, страдающими СДВГ, остеопатия в комбинации с психологической составляющей является оптимальным лечением данного заболевания, потому что предлагается:
- немедикаментозное воздействие;
- профилактика заболевания на фоне налаживания всех процессов организма;
- одинаково подходит для пациентов любого возраста, начиная с младенческого.
Центр остеопатической медицины «Метафизика движения» — пять причин обратиться к нам за лечением СДВГ:
- Мы предлагаем Вам самые эффективные и безопасные методы современной медицины, а именно:
- комплексную терапию, включающую:
- остеопатическое воздействие;
- психологическую коррекцию.
- У нас работают ведущие специалисты Санкт-Петербурга
- опытные остеопаты – врачи, ученые и эксперты в своей области, которые внесли значительный вклад в развитие этого направления в России и владеющие уникальными методиками.
- высокопрофессиональные психологи, применяющие весь спектр современных методов психологического воздействия.
- Индивидуальный подход, с учетом всех особенностей пациента.
- Комплексность – основа остеопатического лечения и отношения к организму, как к единому целому.
- Высокоэффективная и безопасная помощь – мы уверены в своем профессионализме и гарантируем стойкий результат лечения.
Рекомендации наших специалистов родителям для предупреждения и лечения СДВГ у детей
Обращаться к остеопату с целью выявления родовых травм можно с первых месяцев жизни ребенка. Ранняя диагностика поможет решить проблему минимальными усилиями, ограничиваясь в некоторых случаях профилактикой.
Если Вашему ребенку ставят диагноз СДВГ, помимо медицинского лечения необходимо на длительное время обеспечить психологически щадящий энергосберегающий режим – в школе и дома, что включает в себя:
- нормализацию психологического климата в семье;
- размеренность жизни, основанную на здоровом режиме дня;
- снижение нагрузок (особенно внеурочных) с целью не допустить переутомления ребенка;
- обеспечение низкой интенсивности общения.
Только при взаимопонимании и согласованных усилиях родителей и специалистов – остеопатов и психологов – можно победить синдром дефицита внимания, обеспечив тем самым возможность полноценного роста и развития ребенка.
Приходите на прием в наш Центр остеопатической медицины «Метафизика движения» – лучшие врачи-остеопаты Санкт-Петербурга помогут наладить работу всех систем организма и вернуть гармонию здоровья вашим детям!
Источник