Источники получения лекарственных средств. Пути изыскания новых лекарств. Основные этапы их внедрения в медицинскую практику.
Источниками получения лекарств могут быть:
Продукты химического синтеза. В настоящее время большинство лекарств получают именно этим путем. Различают несколько путей изыскания лекарств среди продуктов химического синтеза:
Фармакологический скрининг (англ. to screen– просеивать). Метод поиска веществ с определенным типом фармакологической активности среди множества химических соединений синтезированных химиками по специальному заказу. Впервые фармакологический скрининг применил немецкий ученый Домагк, который работал в химическом концернеIG-FIи проводил поиск антимикробных средств среди соединений, синтезированных для крашения тканей. У одного из этих красителей – красного стрептоцида и было обнаружено противомикробное действие. Так были открыты сульфаниламидные средства. Проведение скрининга – чрезвычайно трудоемкий и затратный процесс: для обнаружения одного лекарственного средства исследователю приходится тестировать несколько сотен или тысяч соединений. Так, Пауль Эрлих, при поиске противосифилитических средств изучил около 1000 органических соединений мышьяка и висмута и только 606-й препарат – сальварсан, оказался достаточно эффективным. В настоящее время, для проведения скрининга необходимо синтезировать не менее 10.000 исходных соединений, чтобы с большей долей уверенности полагать, что среди них имеется одно (!) потенциально эффективное лекарственное средство.
Молекулярное конструирование лекарств. Создание сканнирующей томографии и рентгенструктурного анализа, развитие компьютерных технологий позволили получать трехмерные изображения активных центров рецепторов и ферментов и подбирать к ним молекулы, конфигурация которых точно соответствует их форме. Молекулярное конструирование не требует синтеза тысяч соединений и их тестирования. Исследователь сразу создает несколько молекул идеально подходящих к биологическому субстрату. Однако, по своей экономической стоимости данный метод не уступает скринингу. Методом молекулярного конструирования были получены ингибиторы нейраминидазы – новая группа противовирусных препаратов.
Воспроизведение биогенных веществ. Таким образом были получены медиаторные средства – адреналин, норадреналин, простагландины; средства с активностью гормонов гипофиза (окситоцин, вазопрессин), щитовидной железы, надпочечников.
Целенаправленная модификация молекул с уже известной активностью. Так, например, было установлено, что введение атомов фтора в молекулы лекарств, как правило повышает их активность. Путем фторирования кортизола были созданы мощные глюкокортикоидные препараты, при фторировании хинолонов были получены наиболее активные противомикробные средства – фторхинолоны.
Синтез фармакологически активных метаболитов. При изучении метаболизма транквилизатора диазепама было установлено, что в печени из него образуется вещество с транквилизирующей активностью – оксазепам. В настоящее время оксазепам синтезируется и выпускается как отдельное лекарственное средство.
Случайные находки («серендипитный» метод). Метод получил свое название по сказке Горация Уолпола «Три принцессы Серендипи». Эти сестры часто совершали удачные открытия и находили решения проблем сами специально не желая того. Примером «серендипитного» получения лекарства является создание пенициллина, которое произошло во многом благодаря тому, что A.Flemingслучайно обратил внимание на то, что в заплесневелой чашке, забытой в термостате на Рождество, погибли микроорганизмы. Иногда случайные открытия совершаются в результате ошибки. Так например, ошибочно полагая, что противосудорожное действие фенитоина связано с тем, что он является антагонистом фолиевой кислоты, сотрудники концернаGlaxoWellcomeсинтезировали ламотриджин – новое противосудорожное средство. Однако, оказалось что, во-первых, действие фенитоина не связано с фолиевой кислотой, а во-вторых, сам ламотриджин не вмешивается в обмен фолатов.
Компоненты растительного сырья. Многие растения содержат вещества, обладающие полезными фармакологическими свойствами, причем до настоящего времени продолжается открытие все новых и новых соединений. Широко известными примерами лекарственных средств, полученных из лекарственного растительного сырья являются морфин, выделенный из опийного мака (Papaver somniferum), атропин, полученный из красавки (Atropa belladonna).
Ткани животных. Из тканей животных получают некоторые гормональные препараты – инсулин из тканей поджелудочной железы свиней, эстрогены из мочи жеребцов, ФСГ из мочи женщин.
Продукты жизнедеятельности микроорганизмов. Ряд антибиотиков, средства для лечения атеросклероза из группы статинов получают из культуральной жидкости различных грибков и бактерий.
Минеральное сырье. Из попутных продуктов нефтеперегонки получают вазелин, используемый в качестве мазевой основы.
Каждое лекарственное средство до того, как начнет применяться в практической медицине должно пройти определенную процедуру изучения и регистрации, которая гарантировала бы, с одной стороны эффективность лекарства при лечении данной патологии, а с другой стороны – его безопасность. Внедрение лекарственных средств делят на ряд этапов (см. таблицу 1).
На схеме 2 показаны основные этапы движения лекарства в процессе его разработки и изучения. После завершения IIIфазы клинических испытаний документация вновь поступает в Фармакологический комитет (объем полного досье может составлять до 1 млн. страниц) и в течение 1-2 лет регистрируется в Государственном реестре лекарственных средств и изделий медицинского назначения. Только после этого фармакологический концерн имеет право начать промышленный выпуск лекарственного средства и его распространение через аптечную сеть.
Таблица 1. Краткая характеристика основных этапов при разработке новых лекарств.
Доклинические испытания (4 года)
После завершения материалы передаются для экспертизы в Фармакологический комитет, который санкционирует проведение клинических испытаний.
Исследование invitroи создание лекарственной субстанции;
Исследования на животных (не менее чем на 2 видах, один из которых – не грызуны). Программа исследований:
Фармакологический профиль лекарства (механизм действия, фармакологические эффекты и их селективность);
Острая и хроническая токсичность лекарства;
Тератогенное действие (ненаследуемые дефекты в потомстве);
Мутагенное действие (наследуемые дефекты в потомстве);
Канцерогенное действие (опухолевая трансформация клетки).
Клинические испытания (8-9 лет)
Включают 3 фазы. Экспертиза документации Фармакологическим комитетом проводится после завершения каждой фазы. Лекарство может быть отозвано на любом этапе.
ФАЗА I. ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ВЕЩЕСТВО БЕЗОПАСНЫМ? Исследуют фармакокинетику и зависимость эффекта лекарства от его дозы на небольшом числе (20-50 человек) здоровых добровольцев.
ФАЗА II. ОКАЗЫВАЕТ ЛИ ВЕЩЕСТВО ДЕЙСТВИЕ В ОРГАНИЗМЕ ПАЦИЕНТА? Выполняют на ограниченном числе пациентов (100-300 человек). Определяют переносимость терапевтических доз больным человеком и ожидаемые нежелательные эффекты.
ФАЗА III. ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ВЕЩЕСТВО ЭФФЕКТИВНЫМ? Выполняют на большом числе пациентов (не менее 1.000-5.000 человек). Определяют степень выраженности эффекта, уточняют нежелательные эффекты.
Схема 2. Основные этапы исследования и внедрения лекарства в медицинскую практику.
Однако, параллельно с продажей лекарства фармацевтический концерн организует IVфазу клинических испытаний (постмаркетинговые исследования). Цель этой фазы – выявить редко встречающиеся, но потенциально опасные нежелательные эффекты лекарства. Участниками этой фазы являются все практикующие врачи, которые назначают лекарство и пациенту, которые его применяют. При обнаружении серьезных недостатков лекарство может быть отозвано концерном. Например, после того как новый фторхинолон третьего поколения грепафлоксацин успешно прошел все этапы испытаний и поступил в продажу фирма-производитель отозвала лекарство менее чем через год. В ходе постмаркетинговых исследований было обнаружено, что грепафлоксацин может быть причиной летальных аритмий.
При организации и проведении клинических испытаний должны выполняться следующие требования:
Исследование должно быть контролируемым – т.е. параллельно с группой принимающей исследуемое лекарство, должна быть набрана группа, которая получает стандартный препарат сравнения (позитивный контроль) или неактивный препарат, который внешне имитирует изучаемое лекарство (плацебо контроль). Это необходимо для того, чтобы исключить элемент самовнушения при лечении данным лекарством. В зависимости от вида контроля различают:
Простое слепое исследование: пациент не знает, что он принимает – новое лекарство или контрольный препарат (плацебо).
Двойное слепое исследование: и пациент, и врач, который выдает препараты и оценивает их эффект не знают, что получает пациент – новое лекарство или контрольный препарат. Информацией об этом обладает только руководитель исследования.
Тройное слепое исследование: ни пациент, ни врач и руководитель исследования не знают, какая группа получает лечение новым лекарство, а какая контрольными средствами. Информация об этом находится у независимого наблюдателя.
Исследование должно быть рандомизированным – т.е. однородная группа пациентов должна быть случайным образом разделена на экспериментальную и контрольную группу.
Исследование должно быть организовано с соблюдением всех этических норм и принципов, которые изложены в Хельсинской декларации.
Источник
Источники получения лекарственных препаратов
По определению ВОЗ, рациональное использование лекарственных средств (ЛС) – это такое их применение, когда больные получают препараты в соответствии с клинической необходимостью, в дозах, отвечающих индивидуальным потребностям, на протяжении адекватного периода времени и с наименьшими затратами для себя и общества (1985).
Проблема нерационального использования лекарств
В мире более 50% ЛС назначают, отпускают или реализуют нецелесообразно, половина больных применяют их не должным образом, а треть населения мира не имеют доступа к необходимым медикаментам. К наиболее распространенным видам нерационального использования ЛС относятся (ВОЗ, 2002):
• одновременное назначение больному большого количества препаратов (полипрагмазия);
• неадекватное использование антибактериальных препаратов, часто при небактериальных инфекциях;
• чрезмерное применение инъекций в случаях, когда для лечения более подходят пероральные формы препаратов;
• несоблюдение положений клинических руководств при назначении препаратов;
• неправильное применение препаратов (самолечение), в том числе рецептурных.
Недостаточный доступ к лекарствам и применение их в неадекватных дозах оказывают значительное влияние на уровень заболеваемости и смертности, особенно при лечении детских инфекций и хронических заболеваний, в частности артериальной гипертензии, сахарного диабета, эпилепсии, психических нарушений. Неоправданное или чрезмерное использование препаратов вызывает необоснованные дополнительные затраты самих больных, наносит существенный ущерб их здоровью (неблагоприятные исходы терапии, развитие побочных реакций). Излишнее использование антибиотиков способствует повышению резистентности микроорганизмов, инъекции в нестерильных условиях – к инфицированию гепатитом, ВИЧ/ СПИДом и другими заболеваниями, передающимися с кровью. Наконец, нерациональное использование лекарств нередко повышает спрос среди больных на определенные медикаменты, приводит к исчерпанию материальных ресурсов и утрате пациентами доверия к системе здравоохранения.
Оценка проблемы нерационального использования лекарств
Для решения проблемы нерационального использования ЛС необходимо регулярно мониторировать их назначение, отпуск и применение больными, чтобы установить:
• тип нерационального использования (с целью разработки стратегии по изменению конкретной ситуации);
• количество случаев нерационального использования (для представления о масштабах проблемы и оценки используемых стратегий);
• причины нерационального использования (для выбора соответствующих эффективных стратегий по их устранению).
Довольно часто для нерационального использования лекарств существуют вполне определенные причины, такие как недостаток знаний и умений врача, независимой информации, неограниченная доступность препаратов, чрезмерная занятость персонала, неадекватная реклама препаратов, финансовая мотивация их продаж.
Чтобы изучить проблемы, возникающие при использовании конкретных препаратов при определенных заболеваниях, особенно в клиниках, проводят исследования потребления лекарств. Применяемые в социологии количественные методики (сфокусированные обсуждения, подробные интервью, структурные наблюдения, специальные анкеты) можно использовать для оценки причин нерационального применения лекарств. Полученные таким образом данные используют для выработки соответствующих мероприятий по улучшению эффективности применения лекарств.
ВОЗ совместно с партнерами проводит различные международные курсы по обучению специалистов оценке использования лекарств и осуществлению мероприятий, способствующих более рациональному применению ЛС.
Ключевые мероприятия, способствующие рациональному использованию ЛС
Современное определение рационального использования было утверждено на международной конференции в Кении в 1985 г. В 1989 г. создана Международная сеть по рациональному использованию лекарств (МСРИЛ) для проведения междисциплинарных исследовательских проектов, способствующих более эффективному использованию ЛС ( inrud@msh.org Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript , http://www.msh.org/inrud). Впоследствии были разработаны показатели ВОЗ/МСРИЛ для изучения использования препаратов на этапе первичной медицинской помощи.
До настоящего времени остается много пробелов в наших знаниях о наиболее эффективной политике и стратегии в отношении улучшения использования лекарств. Ниже представлены основные направления и мероприятия, способствующие более рациональному применению ЛС.
Двенадцать ключевых положений о рациональном использовании лекарств
1. Наличие межведомственного государственного органа, координирующего принципы назначения лекарств.
2. Использование клинических руководств.
3. Применение перечня необходимых лекарств, составленного на основании лучших стандартов лечения.
4. Организация и эффективная работа лекарственных и терапевтических комитетов в регионах и больницах.
5. Обучение фармакотерапии проблемно-ориентированным методом студентов в вузах.
6. Постдипломное медицинское образование – основное требование для лицензирования/аттестации медицинских работников.
7. Проведение надзора, аудита и обеспечение обратной связи при контроле использования лекарств.
8. Независимая информация о лекарствах.
9. Обучение населения и предоставление достоверной информации о лекарствах.
10. Предотвращение реализации корыстных финансовых интересов.
11. Четкое регулирование использования лекарств.
12. Достаточное государственное финансирование, обеспечивающее доступность лекарств, подготовку и эффективную работу медицинского персонала.
1. Обязательный междисциплинарный государственный орган, координирующий принципы назначения лекарств
Использование лекарств определяется множеством факторов, зависящих от системы здравоохранения, подготовки медицинских работников и т.д. В связи с этим требуется междисциплинарный подход для разработки, внедрения и контроля мероприятий, способствующих более рациональному использованию препаратов.
Государственный регуляторный орган (ГРО) – это агентство, разрабатывающее и внедряющее большинство законодательных и административных нормативов по лекарственным препаратам. Обеспечение рационального использования ЛС требует многих усилий и координации действий всех субъектов в сфере обращения лекарств. Для координации политики и стратегии использования лекарств на государственном уровне, в общественном и частном секторах необходима специальная государственная организация. Форма этой организации может быть в разных странах различной, но в нее должны входить представители государства (министерства здравоохранения), медицинские специалисты, работники ГРО и фармацевтической промышленности, неправительственных организаций, работающие в области здравоохранения, потребители. Комплексный подход к решению проблемы обеспечивает больший успех, чем единичные мероприятия.
2. Клинические руководства
Клинические руководства (стандарты лечения, рекомендации по назначению лекарств) состоят из системно разработанных положений, помогающих специалистам принимать правильные решения при лечении конкретных заболеваний. Клинические руководства, основанные на данных доказательной медицины, крайне важны для рационального использования лекарств. Во-первых, они содержат стандарты диагностики и терапии, с которыми можно сравнивать реальные результаты лечения; во-вторых, являются проверенным способом внедрения рационального использования лекарств при условии, если они разработаны с участием практических врачей, легко читаемы, официально утверждены, широко распространены и выверены путем аудиторских проверок, при обратной связи с пользователями.
Руководства должны быть разработаны для каждого уровня здравоохранения (от парамедиков на первичном уровне до специалистов ведущих центров) с учетом превалирующих условий и навыков персонала. Использование данных доказательной медицины и регулярное обновление информации повышают уровень доверия врачей к рекомендациям по лечению.
3. Перечень необходимых лекарств на основе препаратов выбора
Препараты, удовлетворяющие ключевым медицинским потребностям населения, являются необходимыми.
Перечень необходимых лекарств (ПНЛ) облегчает управление обращением медикаментов во всех отношениях: осуществлять закупки, хранение и распределение лекарств при меньшем количестве наименований. Назначение лекарств становится рациональнее, если врачу приходится хранить в памяти информацию о меньшем числе препаратов. Государственные ПНЛ должны быть основаны на рекомендациях государственных клинических руководств, выбор препаратов – проводиться централизованным комитетом, члены которого используют четкие, предварительно согласованные критерии, основанные на данных об эффективности, безопасности, качестве, цене препарата, которая может варьировать по регионам, и соотношении цена/эффективность. ПНЛ необходимо регулярно обновлять, их внедрение официально утверждается. Обеспечение и распределение лекарств в общественном секторе должно быть сведено лишь к входящим в ПНЛ. Необходимо следить за тем, чтобы к определенным лекарствам имели доступ только те работники, которым разрешено с ними работать. Деятельность государства в фармацевтическом секторе (контроль качества, возмещение страховок, обучение персонала) должна фокусироваться на ПНЛ. Образец перечня необходимых ЛС, разработанный ВОЗ, помогает при составлении собственных ПНЛ в различных странах.
4. Лекарственные и терапевтические комитеты в регионах и больницах
Лекарственные и терапевтические комитеты (ЛТК), известные как фармакотерапевтические, призваны обеспечивать безопасное и эффективное использование лекарств в области или в учреждении. В промышленно развитых странах такие комитеты успешно работают и способствуют внедрению программы более рационального и эффективного использования лекарств в больницах.
Задачи лекарственного и терапевтического комитетов
• Разработка, внедрение и соответствие клинических руководств потребностям учреждения или региона.
• Выбор затратно-эффективных и безопасных лекарств (лекарственный формуляр клиники/региона).
• Внедрение и оценка мероприятий по улучшению использования лекарств (включая оценку их применения и совместную работу с комитетами по контролю над антибиотиками и инфекциями).
• Постоянное повышение квалификации сотрудников (использование обучающих методик).
• Контроль рекламной информации, поступающей к медицинскому персоналу от представителей фармацевтической промышленности.
• Мониторинг и меры по предотвращению нежелательных лекарственных реакций и ошибок при назначении препаратов.
• Консультации по другим вопросам, касающимся медикаментов, в частности качества лекарств и расходов на их приобретение.
Государственные органы содействуют развитию ЛТК в клиниках, учитывая их деятельность при лицензировании и аккредитации лечебного учреждения. Членами ЛТК могут быть представители основных медицинских специальностей и администрации, они должны независимо официально заявлять о каких-либо конфликтах или интересах в отношении лекарственных препаратов. Председатель ЛТК – обычно главный врач, секретарь – старший фармацевт.
Факторы, обеспечивающие успех работы ЛТК, включают: ясность цели, твердый мандат, поддержку руководством клиники, прозрачность деятельности, широкое представительство, профессиональную компетентность, междисциплинарный подход, достаточное финансирование.
5. Проблемно-ориентированное обучение фармакотерапии в рамках институтских программ
Качество базисного образования по фармакотерапии в программе обучения будущих врачей и парамедиков может существенно влиять на назначение лекарственных препаратов. Рациональное обучение фармакотерапии, работа с клиническими руководствами и списком необходимых ЛС помогает выработать будущим врачам хорошие навыки в отношении назначения лекарств. Эффективность обучения выше, если оно проводится на конкретных клинических примерах (проблемно-ориентированный метод), учитывает знания и навыки студентов, направлено на формирование у них самостоятельного критического подхода к назначению медикаментов. В Руководстве ВОЗ по качественному назначению лекарств описан метод обучения фармакотерапии, основанный на решении конкретных клинических проблем, который успешно используется в ряде медицинских школ разных стран.
6. Последипломное медицинское образование – обязательное требование для лицензирования и аттестации медицинских работников
Во многих развитых странах последипломное медицинское образование (ПМО) – обязательное требование для подтверждения лицензии на занятие медицинской практикой и аттестации медицинских работников. Однако во многих развивающихся странах возможности ПМО ограничены, слаба мотивация для его получения, поскольку оно не требуется для продолжения лицензии. ПМО может быть более эффективным, если будет основываться на проблемном методе обучения, будет более целенаправленным, персональным и проводиться с участием представителей профессиональных обществ, университетов и министерств здравоохранения. Использование печатных материалов, не сопровождающееся непосредственным общением преподавателя со слушателями, оказалось неэффективным для того, чтобы изменить характер назначения лекарств. ПМО должны получать не только врачи и средний медицинский персонал, но и специалисты, работающие в информационном секторе и в области реализации лекарств. Часто ПМО зависит от поддержки фармацевтических компаний, поскольку общественных фондов для этого недостаточно, однако следует учитывать, что ПМО, проводимое фармацевтическими фирмами, нередко оказывается предвзятым. В связи с этим следует поддерживать государственные кафедры университетов и профессиональные общества в проведении независимого ПМО.
7. Надзор, аудит и обратная связь
Для обеспечения высокого качества лечения необходим надзор за применением ЛС. Он предполагает персональное общение проверяющих с медицинскими работниками, поддержку и повышение образования последних в области фармакотерапии. Такой подход будет гораздо эффективнее и лучше принят исполнителями, чем инспекция и наказание. Эффективные формы надзора включают аудит назначения лекарств, обеспечение, обратной связи, сравнение и обсуждение результатов лечения с коллегами. Аудит назначения лекарств и обратная связь представляют собой анализ правильности сделанных назначений с последующим заключением комиссии, в котором указывается, какие действия врача отличаются от действий, принятых в руководствах, другие нарушения. В больницах такой аудит и обратная связь известны как оценка использования лекарств. Коллективный подход заключается в том, что врачи сами выявляют проблемы, возникающие при назначении лекарств в учреждении, и разрабатывают меры по их решению. При таком подходе необходим координатор, ответственный за организацию работы.
8. Независимая информация о лекарствах
Нередко единственная информация, которую получают о лекарствах врачи, исходит от фармацевтических предприятий и может быть предвзятой, поэтому так важна независимая (непредвзятая) информация. Центры информации о лекарствах (ЦИЛ) и лекарственные бюллетени – это два пути распространения информации. Они могут быть организованы государством или университетской клиникой под контролем квалифицированного специалиста. ЦИЛ или бюллетени должны быть независимы от посторонних влияний, включая финансовые и прочие конфликты интересов, использовать только информацию, основанную на доказательной медицине. Образец формуляра ВОЗ представляет собой независимую информацию по всем препаратам, включенным в перечень необходимых лекарств ВОЗ.
9. Информированность пациентов о лекарственных средствах
Отсутствие достаточных знаний о пользе и риске использования лекарств, о том, когда и как их правильно применять, может привести к тому, что больной не только не получит ожидаемого лечебного действия, но и пострадает от нежелательных побочных эффектов. Это относится как к назначаемым врачом лекарствам, так и к безрецептурным препаратам. Государство должно отвечать за качество лекарств и информации о них, предоставляемой потребителю, и строго следить за выполнением следующих требований.
• Продажа безрецептурных препаратов должна производиться только при адекватной маркировке, с четкими и понятными для непрофессионалов инструкциями. В инструкции должно быть указано: название лекарства, показания, противопоказания, дозы, взаимодействия и предостережения относительно неосторожного использования или хранения.
• Регулировать и осуществлять контроль рекламы, которая поступает на телевидение, радио, в газеты, интернет и может дезинформировать как потребляющих, так и выписывающих лекарства.
• Проведение образовательных кампаний для населения с учетом общественного мнения и социальных факторов. Обучение рациональному применению лекарств можно включить в качестве компонента оздоровительных мероприятий для детей в школах и взрослых на общеобразовательных курсах.
10. Влияние вредных финансовых факторов на использование лекарств
На рациональное или нерациональное использование ЛС могут существенно влиять финансовые мотивы, наиболее распространенными из которых являются следующие.
• Врачи, зарабатывающие деньги от продажи лекарств (распространяющие медикаменты), выписывают большое количество и наиболее дорогие препараты, поэтому систему здравоохранения следует организовать таким образом, чтобы врачи, выписывающие лекарства, не имели возможности реализовывать их.
• Единые тарифы на все лекарства в любом количестве в пределах одного рецепта приводят к чрезмерному назначению медикаментов, поэтому тарифы должны быть на препараты, а не по рецептам.
• Тариф за отпуск препарата, как процент от стоимости лекарства, способствует продаже более дорогих лекарств; поэтому предпочтительнее использовать так называемый плоский тариф, не зависящий от цены лекарства. Хотя при разумной политике это может привести к повышению цен на более дешевые лекарства и снижению на более дорогие.
• Больные предпочитают бесплатные лекарства или препараты, стоимость которых им возмещают. Если государство предоставляет бесплатно или возмещают страховые компании только препараты, входящие в перечень необходимых лекарств, то больные будут вынуждать врачей выписывать им только эти ЛС. Система, при которой стоимость лекарств возмещается лишь в случае соответствия назначения клиническим руководствам, оказывает более сильное влияние на рациональное назначение медикаментов.
11. Адекватное регулирование обращения лекарственных средств
Для обеспечения рационального использования лекарств большое значение имеет регулирование деятельности всех субъектов обращения ЛС.
Регуляторные меры, способствующие рациональному использованию лекарств
• Регистрация лекарств с целью разрешения применения в медицинской практике только безопасных и эффективных препаратов высокого качества, запрещение использования неэффективных и небезопасных ЛС.
• Определенные ограничения применения некоторых лекарств, включая отпуск ряда ЛС только по рецептам.
• Образовательные стандарты и нормы поведения медицинского персонала. Важную роль в этих процессах призваны играть профессиональные общества и университеты.
• Аттестация специалистов здравоохранения (врачей, медсестер, парамедиков) с целью повышения их квалификации по диагностике заболеваний, а также по рациональному применению лекарств.
• Лицензирование розничных и оптовых пунктов продажи медикаментов с целью поддержания стандартов хранения и отпуска лекарств.
• Соблюдение этических принципов и непредвзятости при регулировании и контроле распространения информации о лекарствах. Реклама должна быть достоверной, точной, правдивой, информативной, современной, основанной на данных доказательной медицины.
12. Государственное финансирование: доступность лекарств и подготовка медицинского персонала
Недостаток необходимых лекарств приводит к использованию менее эффективных и безопасных препаратов. Без компетентного персонала и достаточного финансирования невозможно выполнить ни один их ключевых компонентов государственной программы содействия рациональному использованию ЛС. Вызванные нерациональным применением лекарств неблагоприятные клинические исходы и дополнительные экономические затраты – достаточные причины для крупных государственных инвестиций в программы содействия рациональному использованию лекарств.
Государство отвечает за необходимое финансирование, у общественного здравоохранения должно быть достаточно квалифицированных специалистов, а необходимые лекарства – доступны всему населению. Специальные программы необходимы для особо нуждающихся и бедных, для реализации этих программ требуются ограниченные государственные закупки и необходимые лекарства, доступ к ним населения, а также предоставление достаточного финансирования для качественного образования и зарплаты персоналу. Контроль за применением лекарств и использование информации для разработки, внедрения и оценки мероприятий для устранения неправильного применения медикаментов имеют первостепенное значение в каждой государственной программе, способствующей рациональному использованию ЛС. Для успешного выполнения таких программ, координации деятельности особенно важны создание межведомственной государственной структуры и достаточное государственное финансирование.
Источник