Испытания лекарственных средств этапы

Фазы клинических исследований

Клинические исследования лекарственных препаратов являются завершающей стадией длительного и трудоемкого процесса их разработки. Клинические испытания лекарственных средств перед их официальным разрешением к медицинскому применению проводятся в 4 этапа, традиционно называемые «Фазы клинического исследования».

I Фаза клинических испытаний
(клинико-фармакологические, биомедицинские испытания)
Первые испытания на людях нового лекарственного препарата (активного компонента) с его предварительной оценкой. Обычно такие испытания проводятся на небольшой группе (до 100) здоровых добровольцев. При этом изучают:
переносимость однократной дозы препарата
фармакокинетические параметры
фармакодинамические эффекты
Важность проведения клинических испытаний I Фазы состоит в получении данных о переносимости и безопасности препарата с целью принять решение о его дальнейшей разработке или прекращении исследований.
Цель заключается в получении предварительных данных по безопасности и переносимости препарата, составлении первичной характеристики фармакодинамических и фармакокинетических свойств препарата у человека, а иногда и в определении первоначальных показателей эффективности при испытаниях на людях
Почему обычно участвуют здоровые волонтеры? Здоровые волонтеры (обычно лица мужского пола, молодого возраста) представляют собой однородную, высокоселективную, резистентную к потенциальным побочным явлениям, выборку из общей популяции. Кроме того, волонтеров легче рекрутировать и наблюдать. Устраняется этическая проблема, связанная с назначением больным лечения с недоказанной эффективностью.
На ранних этапах испытаний Фазы I, начальную дозу, кратность и путь введения препарата обычно устанавливают в доклинических испытаниях (на лабораторных животных). Однако из-за различий в фармакокинетике и фармакодинамике у человека и у животных такие дозы могут требовать коррекции.

II Фаза клинических испытаний
Если препарат оказался безопасным и хорошо переносимым, клиническое испытание переходит в Фазу II. Эта фаза требует включения большего количества испытуемых, но с заболеванием (или состоянием), для лечения (диагностики и/или профилактики) которого, активный ингредиент предназначен.
Ранние испытания в Фазе II часто называют пробными клиническими испытаниями (pilot trials), так как полученные результаты обеспечивают оптимальное планирование более дорогостоящих и обширных испытаний Фазы III.
Целью Фазы II клинических испытаний является
доказать клиническую эффективность лекарственного средства у определенной группы пациентов
оценить краткосрочную безопасность активного ингредиента
определение уровня терапевтической дозы препарата
схемы дозирования
Иногда Фаза II клинических испытаний разделяется на Фазы IIа и IIб.

Фаза IIа
Пробные клинические испытания (pilot trials), спланированные, главным образом, в целях определения уровня безопасности лекарственного средства на пациентах с заболеванием или синдромом, в отношении которого препарат применяют.
В ходе IIа фазы необходимо убедиться в
активности исследуемого вещества
оценить краткосрочную безопасность
установить контингент пациентов
режим дозирования
выяснить зависимость эффекта от дозы
определить критерии оценки эффективности

Фаза IIб
Более обширные базовые клинические испытания (pivotal trials). Они планируются для определения, как эффективности, так и безопасности воздействия лекарственного средства на пациентов.
Основной задачей Фазы II6 является определение оптимального уровня доз препарата для того, чтобы продолжить его исследование на Фазе III клинических испытаний.
Испытания Фазы II являются наиболее важным этапом, необходимым для принятия решения о продолжении разработки нового лекарственного препарата.

Читайте также:  Как лечиться от геморроя народным средством

III Фаза клинических исследований

Проведение клинических исследований III фазы предназначены для того, чтобы подтвердить безопасность и эффективность препарата, в дозировке, выбранной в фазе II. При этом препарат сравнивается со стандартной терапией или плацебо.
Обычно фазу III проводят в виде рандомизированного слепого(двойного-слепого) многоцентрового исследования на больших группах пациентов на строго определенной группе пациентов.

  • Получение доказательств эффективности и безопасности препарата при его широком и длительном применении
  • Изучение свойств препарата для последующего терапевтического применения
  • Получение информации для оформления регистрации

После того как исследование завершено, а эффективность и безопасность препарата подтверждена, организатором клинического исследования собирается регистрационное досье и направляется в уполномоченный орган.

IV Фаза клинических исследований

Относиться к пострегистрационным исследованиям.

Пострегистрационное исследование — это клиническое исследование лекарственного препарата для медицинского применения, проводимое производителем лекарственного препарата, гражданский оборот которого осуществляется после государственной регистрации, в целях дополнительного сбора данных о его безопасности и эффективности, расширения показаний к применению данного лекарственного препарата, а также выявления нежелательных реакций пациентов на его действие.

  • Расширение знаний о действенности лекарственного препарата и
  • подтверждения его безопасности при применении после регистрации в более
  • широкой популяции больных;
  • Изучение относительной значимости новых препаратов по сравнению с уже имеющимися;
  • Проверка предположений и вопросов, которые не могут быть изучены до
  • регистрации препарата:
  • долгосрочное благоприятное или неблагоприятное действие;
  • влияние на дополнительные показатели;
  • оптимизация способа применения;
  • комбинация с другими препаратами;
  • применение препарата у особых групп пациентов
  • влияние сопутствующего лечения или поддерживающей терапии.

Источник

Экспертиза при регистрации лекарственных средств

4,66 (Проголосовало: 32)

Процедура регистрации лекарственных средств является обязательной для легитимного обращения медицинских препаратов на территории Российской Федерации.

Согласно федеральному закону № 61-ФЗ процедура регистрации лекарственных средств обязательна для легитимного обращения медицинских препаратов на территории Российской Федерации. При этом одним из ключевых ее этапов становится выполнение экспертизы лекарств. Эта процедура достаточно требует серьезных вложений времени и финансовых средств, поскольку она включает несколько сложных и продолжительных исследований.

Значение экспертизы лекарств

Выполнение экспертизы для регистрации лекарственных средств — это ключевое условие для обеспечения легитимности оборота медицинских препаратов в России. Именно по ее результатам уполномоченный орган принимает решение об удовлетворении заявления о регистрации либо отказе в выдаче регистрационного удостоверения. При этом порядок обращения за предоставлением государственной услуги по регистрации лекарственных средств (РЛС) устанавливается положениями приказа Минздрава от 21 сентября 2016 года N 725н. Координацию взаимодействия участников процедуры и принятие окончательных решений по этому вопросу согласно приказу осуществляет Министерство здравоохранения. Однако в цепочке процедур, составляющих алгоритм госрегистрации, заняты и другие органы.

Подготовка к выполнению экспертизы

Выполнение экспертизы лекарства — это самый ответственный этап процедуры госрегистрации, до которого доходят далеко не все заявители. Для отсеивания заявок, которые не соответствуют требованиям законодательства, федеральным законом № 61-ФЗ предусмотрена предварительная подача заявителем пакета документации на препарат для рассмотрения экспертами Минздрава. Этот пакет включает следующие документы:

  • сертификат GMP, который играет роль документального подтверждения того, что производитель, подающий заявку на регистрацию своего продукта, соответствует актуальным правилам надлежащей производственной практики. Такое условие введено в законодательство относительно недавно — с 2016 года. Проверку на соответствие рассматриваемым требованиям проводят инспекторы Минпромторга, и они же оформляют нужный сертификат;
  • отчет о выполненных клинических исследованиях. Этот документ входит в состав пакета, передаваемого на регистрацию, если выполнение клинических исследований необходимо для конкретного препарата. Из этого правила есть ряд исключений – они перечислены в статье 18 федерального закона № 61-ФЗ;
  • регистрационное досье, сформированное согласно принципам, прописанными в приказе Минздрава от 12 июля 2017 года N 409н. Требования этого нормативного акта предписывают, чтобы оно оформлялось в форме общетехнического документа (ОТД).
Читайте также:  Как народными средствами вытянуть гной с прыщами

Подготовленный пакет вместе с отобранными образцами продукта передается в Минздрав. Там в течение десяти рабочих дней уполномоченные эксперты проводят анализ сформированной заявки на предмет корректности составления документов и полноты комплекта. Если с этим все в порядке, назначается процедура экспертизы лексредства.

Правила выполнения экспертизы

Необходимые этапы исследования лекарственных препаратов, претендующих на регистрацию на территории РФ , зафиксированы в ст. 14 ФЗ-61. В их число входят следующие стадии:

  • анализ методики оценки уровня качества конкретного лексредства и использование предложенной методики для реализации такого контроля;
  • анализ соотношения предполагаемой пользы от применения лекарства к возможным отрицательным следствиям его использования.

Для препаратов, которые представлены на регистрацию в качестве орфанных, то есть предназначенных для лечения редких типов заболеваний, также выполняется анализ документации, которая подтверждает возможности их использования для этих медицинских целей.

Организация исследований

Выполнять требуемые исследования имеет право только одно уполномоченное предприятие, подконтрольное Министерству здравоохранения. Это ФГБУ «НЦЭСМП». При этом оно вправе выполнять аналитические процедуры только по заданию Минздрава: прямое взаимодействие с заявителями в рамках договорных отношений не разрешается. Такое взаимодействие ограничено даже в тех ситуациях, когда уполномоченная организация сталкивается с нехваткой материалов или информации для организации экспертизы. В этой ситуации руководитель предприятия обращается с таким запросом в Минздрав, который уже запрашивает у заявителя недостающие сведения. Такой механизм выработан для гарантии объективности проводимых исследований и отсутствия возможности воплощения коррупционных схем в ходе выполнения экспертизы.

Это – одно из основных условий, применяемых при выполнении экспертиз. Этот и другие принципы зафиксированы в основном нормативном документе, который регулирует порядок их осуществления: это приказ Минздрава от 24.08.2017 № 558н. В этом приказе зафиксировано, что эксперт, выполняющий анализ препарата и документации на него, не может находиться в какой-то зависимости от любого лица, которое заинтересовано в его результатах – будь то сотрудник Министерства здравоохранения, изготовитель препарата или другое лицо. При этом за составление ложного, фальсифицированного или преднамеренно неполного экспертного заключения эксперт привлекается к ответственности согласно действующему законодательству.

Ускоренное выполнение экспертизы

По действующему правилу общая длительность процедуры регистрации лекпрепарата в России составляет 160 рабочих дней. В этот период включается и организация всех необходимых экспертиз. Однако в отдельных ситуациях ход осуществления аналитических процедур может быть еще ускорен: проверка документов, составляющих регистрационное досье, также выполняется в течение десяти рабочих дней, но на выполнение обеих видов экспертиз отводится только 60 рабочих дней. В обычном случае на эту процедуру согласно пункту 27 приказа № 558н отводится 110 рабочих дней. Ускоренный порядок применяется для следующих категорий лекарств:

  • орфанные препараты, использующиеся для лечения редких типов заболеваний;
  • первые три дженерика оригинального лексредства, регистрируемые в России;
  • лекарства, предназначенные только для лечения детей, не достигших 18 лет.
Читайте также:  Отит лечение лекарственные препараты

Правила составления и применения экспертного заключения

Выводы экспертов относительно качества направленного на регистрацию препарата, а также соотношения «риск-польза» оформляются в виде экспертного заключения. Оно прописывается по форме, приведенной в приложениях к приказу № 558н. В приложениях к этому нормативному документу также содержатся формы дополнительных документов – например, для оценки степени взаимозаменяемости препарата.

Основным результатом экспертизы, который приводится в заключении, становится оценка степени безопасности, действенности и качества препарата. По результатам выполненной аналитической работы эксперт может прийти к выводу о том, что определить значения этих параметров невозможно. Однако в любой ситуации уполномоченное учреждение не принимает самостоятельных решений относительно исхода процедуры регистрации. Оно только передает сформированное заключение в Минздрав, который уже проводит анализ выводов экспертов и выносит положительное или отрицательное решение по поводу госрегистрации.

Повторное выполнение экспертизы

Чаще всего отказ в государственной регистрации по результатам проведенной экспертизы окончателен. Однако вместе с тем ст. 25 ФЗ-61 предусматривает отдельные ситуации, в которых производитель имеет право обратиться за назначением повторной экспертизы с отменой результатов ранее осуществленного исследования. Такое право у него возникает в тех случаях, когда результаты первой процедуры оказались недостоверными не по его вине. Речь идет о следующих ситуациях:

  • необоснованность, неполнота или противоречивость заключения;
  • фальсификация результатов экспертизы;
  • наличие заинтересованности конкретного эксперта в результатах процедуры либо иных факторов, оказывающих прямое или косвенное влияние на итоговые выводы, содержащиеся в тексте заключения экспертизы.

Во всех этих случаях производитель лекарственного средства имеет право подать заявление на назначение повторного исследования. В случае его утверждения этого заявления повторная процедура должна быть осуществлена в срок, не превышающий 30 рабочих дней. При этом, поскольку недостоверные результаты были получены не по вине заявители, он освобождается от обязанности по повторной оплате проводимых действий.

Применение результатов экспертизы

После того, как Минздрав получил результаты экспертизы, он обязан в срок, составляющий не более 10 рабочих дней, осуществить обработку и анализ заключения и произвести следующие операции:

  • опубликовать на портале министерства переданные заключения и оценить их на предмет соответствия первоначально выданному заданию;
  • вынести решение по поводу регистрации лексредства или отказе в его государственной регистрации;
  • в случае, если по вопросу регистрации вынесено положительное решение – внести информацию об этом факте в государственный реестр лексредств.

Если Министерство отказало в регистрации по причине содержащейся в экспертном заключении информации о недостаточной безопасности, действенности или уровне качества препарата, изготовитель вправе подать повторное заявление, внеся необходимые изменения в состав средства.

Источник

Оцените статью