- Лечение шизофрении без нейролептиков
- Медикаментозное лечение
- БОС-терапия . Биологическая обратная связь
- Психотерапия
- Психосоциальное лечение и психосоциальная реабилитация
- Диетотерапия
- Шоковые методы лечения шизофрении
- Физиотерапия
- Испуг ребенка как лечить народные средства
- Как лечить невроз у детей: мнение педиатра
- Особенности формирования невроза у ребенка
- Виды и симптомы неврозов
- Лечение невроза у детей
Лечение шизофрении без нейролептиков
Основа традиционного лечения большинства форм шизофрении — прием нейролептиков. Современные нейролептические средства позволяют быстро стабилизировать психическое состояние и поддерживать ремиссию. Но как быть в тех случаях, когда прием нейролептиков не дает результата, или результат достигается ценой развития выраженных побочных эффектов, делающих невозможным прием этих антипсихотических средств?
Помимо нейролептиков при лечении шизофрении могут быть эффективны и другие методики, которые мы коротко опишем.
Медикаментозное лечение
Некоторые транквилизаторы обладают не только успокоительным действием, но могут давать антипсихотический эффект и оказывать лечебное действие при шизофрении. К таким лекарствам относится бромдигидрохлорфенилбензодиазепин (феназепам). При наличии показаний его применяют как в сочетании с другими средствами, так и самостоятельно. Более слабые, но тоже эффективные средства из этой группы это клоназепам и альпразолам.
Прием некоторых антидепрессантов оказывает лечебное действие при шизофрении. Особенно это относится к традиционным средствам первого поколения — амитриптилин (триптизол), мелипрамин и кломипрамин (анафранил). Их эффект проявляется на те формы шизофрении, при которых наблюдаются тревожные и депрессивные симптомы. Наиболее быстрое наступление лечебного эффекта и хорошая переносимость наблюдается при внутривенном введении.
Относительно недавно отечественные ученые представили результаты лечения больных шизофренией используя препараты из группы цитокинов. Первые результаты оказались обнадеживающими и есть надежда, что в дальнейшем эти средства будут шире применяться для лечения шизофрении.
Нейрометаболическая терапия способствует улучшению обменных процессов в головном мозге и может давать положительный эффект в виде улучшения общего состояния, уменьшения астенической симптоматики, снятия побочных эффектов нейролептиков, способствует уходу «негативной симптоматики» шизофрении. Есть данные о лечебном эффекте больших доз глицина при эндогенных заболеваниях психики. Нейрометаболическая терапия при лечении шизофрении широко используется в стационарных отделениях психиатрии.
Медикаментозная гипертермия. Суть метода — стимулирование иммунной системы организма через искусственное повышение температуры тела. В настоящее время применяется редко, хотя и давал неплохие результаты.
БОС-терапия . Биологическая обратная связь
Это современный метод лечения большого круга психических расстройств, который хорошо зарекомендовал себя при помощи больным шизофренией, особенно перенесшим психоз и находящихся на этапе формирования ремиссии. В основе действия этого метода — обучение пациента уменьшать внутреннее напряжение с наглядной демонстрацией ему результатов.
БОС-терапия применяется как во время пребывания больного в стационаре, так и после выписки — в домашних условиях.
Психотерапия
Воздействие на психику через психотерапевтические методы: беседа, внушение, расслабление, творческое самовыражение, тренинг, групповое занятие, индивидуальная психотерапия. Одна из задач — формирование критического отношения к своему состоянию, к болезни; укрепление доверия врачу; улучшение общения с окружением; восстановление социальной активности (учеба, работа, семья и т.д.). Применяется на всех этапах лечения шизофрении.
Психосоциальное лечение и психосоциальная реабилитация
Происходит после снятия острых симптомов шизофрении и перехода на поддерживающее лечение. Включает в себя элементы психотерапии и лечения средой: психообразование, тренинг социальных навыков, трудотерапия и др.
Диетотерапия
Некоторые виды диет и лечебного голодания оказывают терапевтическое действие при шизофрении.
Шоковые методы лечения шизофрении
Достаточно эффективные способы, особенно при острых и тяжелых формах шизофрении, не поддающихся нейролептической терапии. Наиболее распространенный вид — Э.С.Т. (электросудорожная терапия), инсулиновая терапия и атропиновые комы. Механизм действия связан с интенсивным воздействием на работу мозга в виде кратковременного выключения сознания.
Физиотерапия
Для лечения шизофрении применяются строго по показаниям. Используются методики с седативным действием: электро — сон и электроаналгезия.
Подводя итог следует сказать, что в этой статье перечислены не все лечебные методики, эффективные при шизофрении. Подробнее о них Вы можете узнать у лечащего врача психиатра либо обратившись в клинику РОСА. Самостоятельно их использовать нельзя. Благодарим за внимание!
Источник
Испуг ребенка как лечить народные средства
Испуг у ребенка — трудность, с которой часто сталкиваются родители. Изначально, страх – здоровый инстинкт, который помогает оценивать окружающую среду. А испуг — эмоциональная реакция на видимую или потенциальную угрозу. Часто ли ребенок будет пугаться, зависит от типа нервной систему, от прошлого опыта и жизненной ситуации. Частая тревога или испуг у ребенка признаки ощущения небезопасности.
Родители интересуется, как снять испуг у ребенка, и не зря! Существует целый спектр эмоций, который мы называем «страхом». Туда входит беспокойство, испуг, страх, тревога, ужас, паника, а иногда даже шок. Все эти чувства схожи – они указывают на то, что среда, или же ситуация, в которой находится человек, воспринимается как опасная. Разница в интенсивности чувства и его направленности на какой-то объект. Например, испуг – ситуативная реакция, которая обычно вызвана резким, неожиданным событием (громким звуком, внезапным прикосновением, резко вспыхнувшим огнем или машиной, проехавшей прямо перед носом). Так что вопрос как лечить испуг у ребенка не совсем корректен – испуг это не болезнь, а эмоциональное состояние. Испуг сам по себе проходит довольно быстро, однако он может оставить яркий след в памяти, и перерасти в страх. Чтобы этого не произошло, следует адекватно отреагировать на испуг ребенка. Поведение родителей влияет на то, как ребенок дальше будет вести себя в пугающих ситуациях. Если родитель поддерживает ребенка, ему будет проще справится с переживанием. А если ругает или осуждает за страх(«Чего ты испугался, воды/собак/темноты только девчонки боятся!», или за случайные последствия (выронил телефон от страха), негативные впечатления от ситуации усилятся. Важно оказать ребенку поддержку и заботу, восстановить чувство безопасности.
Вот что следует делать родителю, когда ребенок испугался:
- Смените обстановку, уведите ребенка подальше от места, где он испугался.
- Посадите его, создайте комфортные условия(заверните в плед, напоите чаем, дайте шоколадку).
- Узнайте у ребенка, как он себя чувствует, он все еще боится, или это уже прошло.
- Расскажите ребенку, что произошло, спокойно и понятно, скажите, что сейчас все хорошо и он в безопасности.
- Обнимите, погладьте, установите физический контакт.
- Скажите что вы рядом и любите его.
Слишком активное лечение испуга у ребенка тоже не полезно – когда ребенок видит, что родитель напуган, зачастую сильнее самого ребенка, или же слишком много заботится, спрашивает, опекает малыша и старается оградить от любых опасностей, ребенок перенимает отношение родителя. Раз он так волнуется, ситуация действительно значимая, и даже если изначально ребенок о ней не беспокоился, он начнет сильнее боятся и переживать.
Не менее важный для родителей вопрос – что делать, если ребенок боится?
Страх – более устойчивое состояние, и, в отличие от испуга, чтобы чувствовать страх, не обязательно сталкиваться с реальным объектом, одна мысль он нем может пугать. Например, ребенок, который боится темноты, чувствует страх, не только оставшись в темном помещении, но и представляя, что когда он ляжет спать, в его комнате выключат свет. Часто страхи возникают из-за неприятной, пугающей ситуации, с которой человек столкнулся в прошлом, и пережил сильные эмоции. Ему страшно вновь пережить то же самое. Справится со страхом несколько труднее, чем с испугом. Но можно обратить внимание на следующие моменты:
- Попытайтесь понять, чего ребенок боится на самом деле. Часто за страхом ребенка прячется другой, более глубокий страх. Например, когда ребенок боится воды, на самом деле он может бояться умереть, а страх темноты может скрывать страх оставаться одному.
- Предложите ребенку нарисовать свой страх, а потом перерисуйте его во что-то смешное, так он будет менее страшным.
- Сделайте защитный талисман или придумайте защитника – ребенок сможет иметь защитный предмет при себе, и ему будет спокойнее.
- Придумайте 3 способа прогнать страх. Можно даже сказочные и волшебные, например заклинание или суперсилу. Потренируйтесь защищаться в игре – пусть какая-то игрушка или человек будет страхом, а ребенок его победит.
Есть и другие способы борьбы со страхом. Однако, если после исчезновения у ребенка одного страха сразу появляется другой, есть вероятность, что мы имеем дела с тревогой. Тревога, в отличие от страха и испуга, часто не связана с каким-то определенным событие, предметом, или предыдущим опытом. Это общее чувство беспокойства, волнения, переживания, что что-то может пойти не так, или случится что-то плохое, хотя, зачастую, человек сам не понимает, что именно. Если справится с испугом, страхом или тревогой в домашних условиях не получается, лучше обратиться на консультацию к психологу, который поможет понять причины и придумать решение проблемы.
Источник
Как лечить невроз у детей: мнение педиатра
Невроз — это психологическое заболевание, которое представляет собой реакцию на психическую травму. Проявление детского невроза зависит от самой психической травмы, а также от личности самого ребенка.
Особенности формирования невроза у ребенка
Далее рассмотрим происхождение детских неврозов.
Их особенностью у детей является формирование на фоне незрелости личности. Для понимания, личность у детей определяется типом воспитания в семье.
Стоит выделить основные «неадекватные» типы воспитания:
- Недостаточное уделение внимания малышу — « гипоопека » .
- Избыточное уделение внимания — « гиперопека » .
- Жестокое воспитание.
- Авторитарное воспитание.
Как правило, неправильное воспитание может навредить формированию личности и темперамента малыша. Вследствие чего появляются негативные черты характера, неадекватные реакции со стороны ребенка. Рано или поздно это приводит к чувству неполноценности, на фоне которого любое негативное внешнее воздействие может привести к неврозу. В роли негативного фактора могут выступать: грубое слово, громкое замечание, изменение условий жизни и многое другое.
Учитывая незрелость личности у детей, редко развиваются типичные формы невроза. Чаще у них отмечаются более простые расстройства — системные неврозы. Они могут проявиться со стороны любого органа и системы органов. Считают, что выбор поражения того или иного органа зависит от наследственной восприимчивости (слабости) органа или системы организма. Такими слабыми местами у детей часто является речедвигательный аппарат (формирование заикания) и мочевыделительная система (развитие энуреза).
Существует также другой механизм развития: сочетание повышенного нервного напряжения и выполнение определенного действия или движения в этот момент. Так, данное действие или движение, может привести к формированию тиков у малыша. Таким образом, неврозы в детском возрасте чаще всего проявляются тиками, заиканием и энурезом. При отсутствии лечения системные неврозы с возрастом нередко переходят в « классические » , как у взрослых.
При неврозах у детей часто встречается заиканияе.
Виды и симптомы неврозов
Существуют такие виды общих неврозов, как:
- Истерия . У детей данное состояние проявляется избыточной, неадекватной реакцией на неудовлетворенность чем-либо. Дети с истерией нередко « притворяются » . Они могут добиваться желаемого путем манипуляции родителями. Манипуляция может заключаться в имитации симптомов заболевания. При этом врач, осматривая малыша, не находит объективных признаков заболевания.
- Неврастения . У детей она проявляется раздражительностью и слабостью. Нередко возникают бурные реакции на незначительные замечания или действия. Характерными симптомами неврастении также являются: изменчивость настроения, повышенная утомляемость, снижение работоспособности, головная боль, ощущение сердцебиения, нарушение сна. Педиатры, осматривая этих детей, нередко выставляют всем известную вегето-сосудистую дисфункцию.
- Навязчивые состояния . Развиваются у детей с определенными психологическими особенностями: боязливостью, мнительностью, нерешительностью. С раннего возраста характерно образование различных страхов. У большинства больных детей появляются разнообразные защитные реакции в виде навязчивых действий (хлопки руками, частое мытье рук, прыжки и другое). В более старшем возрасте могут появляться навязчивые мысли, сомнения и другое. При этом дети могут осознавать абсурдность своих действий и пытаются бороться с ними.
Ниже рассмотрим наиболее встречающиеся формы неврозов у детей:
- Тики . Нередко предшествуют навязчивым состояниям и действиям. Для них характерны стереотипные сокращения отдельных групп мышц. В раннем возрасте часто возникают частые моргания глазами. При прогрессировании возможно вовлечение в процесс других мышечных групп (дергание носом, заведение глаз, приподнимание бровей, приподнимание плечами и многое другое). После перенесенных ОРВИ у таких детей возможно появление дыхательных тиков: кашель, откашливание, втягивания носом и другое).
После перенесенных ОРВИ у детей возможно появление дыхательных тиков (кашель, откашливание, втягивания носом и другое).
- Заикание . Также можете встретить и другое название — логоневроз. Они являются словами-синонимами. Заикание представляет собой нарушение речи, свзанное с судорожным сокращение отдельных групп мышц речедвигательного аппарата. Более подробно с проявлением и лечением данной проблемы вы можете ознакомиться в нашей статье .
- Энурез . Представляет собой ночное недержание мочи. Энурез является неврозом только в том случае, если развивается на фоне психологической травмы или изменений условий жизни (посещение первый раз садика, рождение брата или сестры и другое). Довольно характерна связь с обстановкой и ситуацией, в которой может находиться малыш. Со временем, из-за своего недуга у детей развивается ощущение неполноценности. В более старшем возрасте могут появиться негативные черты характера: несдержанность, злость, раздражительность. В ряде случаев, энурез может развиваться вместе с энкопрезом (недержание кала).
Невроз, как и другие заболевания, проходит ряд условных этапов. Эффект лечения зависит от своевременности оказания помощи. Довольно простое правило: чем на более ранних этапах оказана помощь, тем более благоприятнее эффект от лечения .
Лечение невроза у детей
Основным способом лечения является психотерапия.
Психотерапия способствует:
- Улучшению обстановки в семье.
- Улучшению взаимоотношения между ребенком и членами семьи.
- Коррекции воспитания малыша.
Все методы психотерапии детских неврозов можно сгруппировать в три основные группы: индивидуальная, групповая, семейная. Среди индивидуальной психотерапии стоит выделить: разъясняющую, рисуночную (рисование, лепка), игровую, аутогенную. Более подробно на них мы останавливаться не будем. Лишь скажем, что правильным подбором и проведением данных методов терапии занимается специалист — психотерапевт.
Основным способом лечения неврозов является психотерапия.
Медикаментозное и физиотерапевтическое лечение в данном случае способствует лишь большему эффекту психотерапии и не является основным методом лечения.
Ниже рассмотрим основные группы средств и их представители, которые могут использоваться при лечении:
- Ноотропы: пантогам, ноотропил, пирацетам, аминалон, фенибут.
- Седативные средства: валериана, пустырник и др.
- Общеукрепляющие и тонизирующие средства: препараты кальция (глюконат, хлорид, лактат, глицерофосфат); витамины (пиридоксин, тиамина бромид) ; настойки китайского лимонника, заманихи, элеутерококка, аралии, женьшеня; липоцеребрин;
- Полезны ванны (хвойные).
- В ряде случаев, по назначению лечащего врача, возможно использование психотропных средств: транквилизаторы (элениум, эуноктин, седуксен, триоксазин); антидепрессанты в малых дозах (мелипрамин, амитриптилин), при повышенной возбудимости, гиперкинезах — нейролептик соннапакс (меллерила).
Неврозы можно и нужно профилактировать. Основой профилактики является предотвращение стресса у детей. Немаловажную роль играет благоприятный микроклимат в семье и в садике, школе. В каждом конкретном случае важно найти индивидуальный личностный подход, который позволит избежать появления невроза.
Неврозы являются актуальной проблемой детской неврологии в связи с высокой распространенностью данного недуга у детей. Родителям очень важно знать основные проявления данной патологии у детей. Не занимайтесь самолечением, при появлении первых признаков невроза у малыша, обращайтесь к педиатру и детскому неврологу, которые помогут решить вам данную проблему.
Источник