Инструкция для работников школы по оказанию первой медицинской помощи

ИНСТРУКЦИЯ по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве при несчастных случаях.

Настоящая инструкция разработана на основании законодательства РФ,нормативно-методических материалов Министерства здравоохранения РФ.

Принципы оказания первой помощи.

  1. Не навреди.
  2. Сохрани свою жизнь.
  3. Мысли мгновенно и на пять шагов вперёд
  4. Постоянно учись и нарабатывай практические навыки.

Обучение приёмам оказания первой помощи.

1.Для всех поступающих на работу работников рабочих профессий организуется обучение приёмам оказания первой помощи в течении первого месяца.

2.Эти же работники проходят периодическое, ежегодное обучение приёмам оказания первой помощи пострадавшим.

Перечень состояний, при которых оказывается первая помощь.

2.Остановка дыхания и кровообращения.

4.Инородные тела в верхних дыхательных путях.

5.Травмы различных областей тела.

Перечень мероприятий по оказанию первой помощи пострадавшим.

1.Мерориятия по оценке обстановки.

1.1.Определение угрозы для собственной жизни.

1.2.Определение угрозы для жизни пострадавшего.

1.3.Устранение угрожающих факторов.

1.4.Прекращение действия угрожающих факторов на пострадавшего.

1.5.Оценка количества пострадавших.

1.6.Извлечение пострадавшего из труднодоступных мест.

2.Вызов скорой помощи и других служб.

3.Определение наличия сознания у пострадавшего.

4.Мероприятия по восстановлению проходимости верхних дыхательных путей и определению признаков жизни.

4.1.Запрокидывание головы с подъемом подбородка.

4.2.Выдвижение нижней челюсти.

4.3.Определение наличия дыхания.

4.4.Определение наличия кровообращения, проверка пульса.

  1. Мероприятия по проведению сердечно-легочной реанимации.

5.1.Давление руками на грудину пострадавшего.

5.2.Искусственное дыхание «Рот ко рту».

5.3.Искусственное дыхание «Рот к носу».

5.4.Искусственное дыхание с помощью устройств для искусственного дыхания.

6. Мероприятия по поддержанию проходимости дыхательных путей.

6.1.Придание устойчивого бокового положения.

6.2.Запрокидывание головы с подъёмом подбородка.

6.3.Выдвижение нижней челюсти.

7.Мероприятия по обзорному осмотру пострадавшего и временной остановке наружного кровотечения.

7.1.Обзорный осмотр пострадавшего на наличие кровотечения.

7.2.Пальцевое прижатие артерии.

7.4.Максимальное сгибание конечности в суставе.

7.5.Прмое давление на рану.

7.6.Наложение давящей повязки на рану.

8. Наложение повязок.

9. Проведение иммобилизации.

10.Фиксация шейного отдела позвоночника.

11.Преращение воздействия опасных химических веществ.

12.Местное охлаждение при ожогах и других воздействиях высоких температур.

13.Термоизоляция при отморожениях.

14. Придание телу пострадавшего оптимального положения.

15.Контроль состояния пострадавшего.

16.Передача пострадавшего бригаде скорой медицинской помощи

В соответствии с приказом МЗ РФ от 5 марта 2011г. № 169 н на всех объектах должны быть в наличии аптечки для оказания первой помощи работникам. Аптечки должны быть укомплектованы согласно приказа, работники должны уметь пользоваться аптечкой, а работодатель обязан организовать контроль за аптечками.

Методические рекомендации. «Оказание первой помощи»

Сердечно-легочная реанимация у взрослых.

1. Отступите 3-4 см. выше мечевидного отростка грудины.

2. Повернув голову на бок, освободите дыхательные пути.

3. Выполните 2 вдоха ч/з специальное устройство.

-вызовите экстренные службы по № 112 до оказания помощи;

-освободите грудную клетку от одежды;

-чередуйте 30 компрессий и 2 вдоха;

-перед проведением вдохов зажмите нос пострадавшего и разогните голову.

-сжимайте грудную клетку на 4-5 см.;

-контролируйте пульс и дыхание;

-продолжайте реанимацию до прибытия медиков.

Способ остановки артериального кровотечения.

1.Артериальное кровотечение сопровождается пульсирующим излитием крови.

2.Прижмите через салфетку пальцами место кровотечения.

3.Затяните жгут выше места кровотечения на конечностях до прекращения кровотечения.

4.Наложите стерильную повязку на рану.

-накладывайте жгут только при артериальном кровотечении;

-накладывайте жгут выше раны на 8-10см.;

-подложите под жгут марлевую салфетку или ткань;

-отметьте время наложения жгута;

-время пребывания жгута на конечности не более 1 часа;

-при неправильном наложении жгута кровотечение продолжается, а конечность синеет;

Способ остановки венозного кровотечения.

1.При венозном кровотечение кровь стекает с краёв раны.

2.Закройте рану стерильными салфетками и туго забинтуйте.

-не накладывайте жгут при венозном кровотечении;

-не промывайте рану водой или другими растворами;

-придайте конечности возвышенное положение и приложите холод к ране.

Для проведения иммобилизации примените подручные средства (картон,журнал, ветки деревьев, спортивный инвентарь,пластиковая бутылка, валик из одежды), возможна фиксация повреждённой конечности к туловищу или к здоровой конечности.

-при иммобилизации переломов конечностей фиксируйте смежные суставы;

-не производите грубых и резких движений повреждённой конечностью;

-при иммобилизации шеи добейтесь неподвижности головы пострадавшего.

Первая помощь при ожогах.

1. При ожогах без нарушения целостности ожоговых пузырей – охладить прохладной

Водой и наложить стерильную повязку.

2. При ожогах с нарушением целостности пузырей – наложить стерильную повязку.

-не обрабатывайте ожоги маслом, кремом, жиром.

-не растирайте ожоговые поверхности снегом, не прикладывайте лёд;

-не пытайтесь удалить пригоревшую одежду.

Правила обесточивания пострадавшего.

1. Надеть диэлектрические перчатки, резиновые боты.

2. Взять изолирующую штангу и сбросить провод с пострадавшего, оттащить его за одежду на расстояние не менее 8 метров от провода.

-нельзя приступать к оказанию помощи, не освободив пострадавшего от действия электрического тока;

-нельзя отрывать подошвы от поверхности земли, делать широкие шаги, бежать(передвигайтесь гусиным шагом).

Первая помощь при отравлениях.

1. Препараты мышьяка. Пути проникновения: кожа, желудок, дыхательные пути. Симптомы: боли в животе, рвота, повышенная температура, падение артериального давления. Первая помощь: промыть желудок, вызвать скорую помощь.

2. Хлорорганические и фосфорорганические препараты: пути проникновения: желудочно-кишечный тракт, кожа, дыхательные пути. Симптомы: тошнота, рвота, боли в животе, головные боли, гиперсаливация, нервные расстройства, обморок, потеря сознания. Первая помощь: вызов скорой помощи, промывание желудка, активированный уголь, слабительное.

3. Ртутно-органические соединения. Пути проникновения: дыхательные пути, желудок, кожа. Симптомы: рвота, раздражение кожи, поражение печени и почек. Первая помощь: искусственная рвота, промывание желудка, скорая помощь.

В настоящих методических рекомендациях использованы материалы под редакцией А.В.Михалевича, П.В.Гриба.

(c) Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Калужской области, 2006-2021 г.

Если Вы не нашли необходимую информацию, попробуйте зайти на старую версию сайта

Источник

Охрана и безопасность труда в школе и ДОУ

Инструкция по охране труда
Оказание первой помощи пострадавшим при несчастном случае

1. Общие положения

1.1. Настоящая инструкция по оказанию первой помощи пострадавшим в школе разработана для изучения всеми сотрудниками общеобразовательного учреждения приемов и способов оказания первой помощи при несчастных случаях.
1.2. Способы, приведенные в данной инструкции по оказанию первой доврачебной помощи при несчастном случае в школе, полностью соответствуют всем законодательным актам и нормативным документам Российской Федерации, регулирующим охрану труда.
1.3. Настоящей инструкцией по охране труда «Оказание первой помощи пострадавшим» необходимо руководствоваться при несчастном случае в школе, а также во время обучения работников образовательного учреждения (организации) оказанию первой доврачебной помощи.

2. Общие требования

2.1. При несчастном случае директору школы следует незамедлительно организовывать первую помощь пострадавшему при несчастном случае и, если необходимо, оперативно вызвать «скорую помощь», доставить его в ближайшее медицинское учреждение. При травмировании учащегося сообщить родителям (лицам, их заменяющих).
2.2. Первую помощь потерпевшему в школе необходимо оказать под руководством одного человека, так как различные советы окружающих, суета, споры и растерянность могут привести к потере драгоценного времени. В тоже время вызов скорой медицинской помощи или, если это возможно, доставка потерпевшего в медицинское учреждение должны осуществляться немедленно.
2.3. Каждый сотрудник в школе должен быть обучен оказанию первой помощи при возникновении несчастного случая. В определенных кабинетах и помещениях общеобразовательного учреждения должна всегда находиться медицинская аптечка, укомплектованная всем необходимым для оказания первой доврачебной помощи.
2.4.

  • основы оказания первой доврачебной помощи пострадавшему;
  • признаки (симптомы) повреждений жизненно важных органов организма;
  • правила, способы и приемы оказания первой доврачебной помощи потерпевшим в зависимости от каждой конкретной ситуации;
  • все возможные способы перемещения пострадавшего.
  • определению состояния пострадавшего, выполнению диагностики вида и особенностей поражения (травмы), подбору вида требуемой первой помощи, порядку проведения необходимых действий;
  • правильному выполнению всего комплекса экстренной реанимационной помощи, выполнению контроля над эффективностью и, если это необходимо, корректировке реанимационных действий, учитывая состояние пострадавшего;
  • остановке кровотечения путем наложения жгута, давящих повязок и т. д.;
  • наложению повязок, косынок, транспортных шин при переломах костей, вывихах, тяжелых ушибах;
  • оказанию помощи в случае поражения электрическим током, в случае теплового, солнечного удара и острых отравлений;
  • применению подручных средств оказания первой доврачебной помощи пострадавшему, для переноса, погрузки, транспортировки пострадавшего; пользованию аптечкой первой медицинской помощи.

2.6. Для эффективного оказания помощи, следует знать положения инструкции по оказанию первой доврачебной помощи пострадавшему в школе и уметь их применять при любом несчастном случае, произошедшем с учащимся или сотрудником общеобразовательного учреждения.
2.7.

  • потеря сознания;
  • отсутствие дыхания и остановка кровообращения;
  • внешние кровотечения;
  • наличие инородных тел в верхних дыхательных путях;
  • травмирование разных частей тела;
  • ожоги, эффекты воздействия повышенных температур, теплового излучения;
  • различные отравления.

3. Перечень необходимых действий при оказании первой помощи

  • определить угрожающие факторы для собственной жизни и здоровья;
  • определить угрожающие факторы для жизни и здоровья потерпевшего;
  • ликвидировать угрожающие жизни и здоровью факторы;
  • прекратить действие травмирующих факторов на пострадавшего;
  • определить число пострадавших при несчастном случае;
  • вытащить потерпевшего из труднодоступных мест;
  • переместить потерпевшего.

3.2. Вызвать скорую медицинскую помощь.
3.3. Установить наличие сознания у потерпевшего.
3.4.

  • запрокинуть голову с подъемом подбородка;
  • выдвинуть нижнюю челюсть;
  • установить присутствие дыхания при помощи слуха, зрения и касания;
  • определить наличия кровообращения, проверить пульса на магистральных артериях.
  • надавливание руками на грудину пострадавшего;
  • искусственное дыхание «Рот в рот»;
  • искусственное дыхание «Рот к носу»;
  • искусственное дыхание с применением устройства для искусственного дыхания.
  • придать устойчивое боковое положение;
  • запрокинуть голову, подняв подбородок;
  • выдвинуть нижнюю челюсть.
  • провести общий осмотр пострадавшего на присутствие кровотечений;
  • прижать артерии пальцем;
  • наложить жгут;
  • максимально согнуть конечности в суставе;
  • прямое надавливание на рану;
  • наложение давящей повязки.

3.8. Действия по подробному осмотру пострадавшего с целью выявления признаков травм, отравлений и иных состояний, представляющих угрозу его жизни и здоровью, и по оказанию первой помощи при выявлении перечисленных состояний:

  • осмотреть голову;
  • осмотреть шею и грудь;
  • осмотреть спину, живот и таз;
  • осмотреть конечности;
  • зафиксировать шейный отдел позвоночника (вручную, подручными средствами, применяя медицинские изделия);
  • прекратить воздействие опасных химических веществ на потерпевшего (промыть желудок, приняв большое количество воды и вызвав рвоту, удалить с поврежденной поверхности и промыть поврежденную поверхность проточной водой);
  • выполнить местное охлаждение при травмах, термических ожогах и других воздействиях высоких температур или теплового излучения; термоизоляция при обморожениях и иных последствиях воздействия низких температур.

3.9. Придать пострадавшему наиболее благоприятное положение тела.
3.10. Контролировать состояние пострадавшего (сознание, дыхание, кровообращение) и оказать психологическую поддержку.
3.11. Передать пострадавшего бригаде скорой медицинской помощи.

4. Оказание первой помощи при несчастных случаях в школе, признаки травм

4.1. Первая помощь при несчастном случае в школе – это простые срочные действия, которые необходимы для спасения жизни и здоровья пострадавшего (обучающегося, сотрудника) в случае повреждений, несчастных случаев и заболеваниях. Такую помощь оказывают на месте происшествия до прибытия медработников или доставки пострадавшего в медицинское учреждение.
Важно не забывать, что от своевременности и качества оказания первой помощи в большей степени зависит дальнейшее состояние здоровья пострадавшего и, в отдельных случаях, его жизнь. Оказание первой помощи очень важный момент, но никогда не заменяет квалифицированной медицинской помощи, если в этом есть необходимость.
Нельзя пытаться самостоятельно лечить пострадавшего – это должен делать врач-специалист. Также не следует давать пострадавшему какие-либо медикаменты (таблетки, капли и прочее).
Сотрудники школы, не имеющие медицинского образования, не имеют права на оказание медицинской помощи.
Сотрудник, руководствуясь настоящей инструкцией по оказанию первой доврачебной помощи пострадавшим при несчастном случае в школе или на ее территории, должен проинформировать о факте травмирования директора общеобразовательного учреждения (при его отсутствии — иное должностное лицо).

4.2. Вывих
Вывихом называется смещение суставных концов костей, частично или полностью нарушающее их взаимное соприкосновение.
Признаки вывиха – это появление сильной боли в области пораженного сустава; нарушение двигательной функции конечности, проявляющееся в невозможности выполнять движения; принятие вынужденного положения конечности и деформация формы сустава; смещение суставной головки с запустеванием суставной капсулы и пружинящая фиксация конечности при ее обычном положении.
При травматических вывихах суставов требуется срочное оказание первой помощи. Самим вывихи нельзя вправлять! Вовремя вправленный медицинским работником вывих при его правильном последующем лечении приводит к полному восстановлению нарушенной функции конечности.
Первая помощь при вывихе должна включать в себя оценку ситуации и обеспечение безопасных условий для оказания помощи, вызове скорой медицинской помощи, фиксации поврежденной конечности в положении, в котором она оказалась после вывиха и придании конечности наиболее возвышенного положения. Фиксируют конечность при помощи повязки или подвешивания ее на косынке. В случае вывихов суставов нижней конечности пострадавшего необходимо доставить больницу в лежачем положении (на носилках) подложив под конечность подушки, зафиксировав ее. Никаких обезболивающих лекарств не давать! Назначать к применению лекарства может исключительно квалифицированный медработник.

4.4. Обморок
Обморок – это внезапная кратковременная потеря сознания, которая сопровождается ослаблением деятельности сердца и дыхания. Возникает при интенсивно развивающемся малокровии головного мозга и продолжается от нескольких секунд до 5–10 минут и более.
Обморок выражается во внезапно появляющейся дурноте, головокружении, слабости и потере сознания. Обморок сопровождается бледностью и охлаждением кожных покровов. Дыхание замедляется, становится поверхностным, слабый и редкий пульс (до 40–50 ударов в минуту).
В первую очередь нужно пострадавшего уложить на спину так, чтобы голова была немного опущена, а ноги приподняты. Для облегчения дыхания нужно освободить шею и грудь от стесняющей одежды. Тепло укрыть пострадавшего, положить грелку к ногам. Если обморок затянулся, то сделать искусственное дыхание. Когда придет в сознание, дать ему горячий чай.
Первая помощь при обмороке от теплового или солнечного удара. В случае теплового и солнечного удара кровь приливает к мозгу. Пострадавший чувствует внезапную слабость, головную боль, возникает рвота, дыхание становится поверхностным. Пострадавшего следует вывести или вынести из жаркого помещения и поместить в тень или прохладное помещение школы, обеспечить приток свежего воздуха. Его нужно уложить так, чтобы голова была выше туловища, расстегнуть одежду, стесняющую дыхание, приложить к голове лед или сделать холодные примочки, смочить грудь холодной водой. Если дыхание прекратилось или стало очень слабым, а пульс не прощупывается, следует сразу же начать делать искусственное дыхание и массаж сердца и срочно вызвать врача.

4.5. Перелом
Перелом – нарушение целости кости. Открытые переломы характеризуются наличием в области перелома раны, а при закрытых отсутствует нарушение целости покровов (кожи или слизистой оболочки).
Важно помнить, что перелом может сопровождаться осложнениями: повреждением острыми концами осколков кости крупных кровеносных сосудов, что может привести к наружному кровотечению (в случае открытой раны) или внутритканевому кровоизлиянию (в случае закрытого перелома); повреждению нервных стволов, которые могут вызвать шок или паралич; к инфицированию раны и развитию флегмоны, к возникновению остеомиелита или общей гнойной инфекции; к повреждению внутренних органов (мозга, легких, печени, почек, селезенки и др.).
очень сильные боли, деформация и нарушение двигательной функции конечности, укорочение конечности, своеобразный костный хруст.
В случае переломов черепа наблюдается тошнота, рвота, нарушение сознания, замедление пульса – признаки сотрясения (ушиба) головного мозга, кровотечение из носа и ушей.
Переломы таза всегда сопровождаются большой кровопотерей и в 30 процентах случаев развитием травматического шока. Данное состояние возникает потому, что в тазовой области повреждаются крупные кровеносные сосуды и нервные стволы.
Переломы позвоночника – одна из наиболее серьезных травм, часто заканчивающаяся летальным исходом. Анатомически позвоночный столб состоит из прилегающих друг к другу позвонков, которые соединяются между собой межпозвонковыми дисками, суставными отростками и связками. В специальном канале находится спинной мозг, который может также пострадать при травме.
Очень опасны травмы шейного отдела позвоночника, которые приводят к серьезным нарушениям сердечнососудистой и дыхательной систем. Если повреждается спинной мозг и его корешки, то нарушается его проводимость.
– обеспечение неподвижности отломков кости (транспортной иммобилизации) поврежденной конечности шинами или имеющимися под рукой палками, дощечками и т. п. Если под рукой нет никаких предметов для иммобилизации, то нужно прибинтовать поврежденную руку к туловищу, поврежденную ногу к здоровой. В случае перелома позвоночника пострадавшего транспортируют на щите. Если открытый перелом, сопровождающийся обильным кровотечением, то накладывается давящая асептическая повязка и по показаниям кровоостанавливающий жгут. При этом надо учитывать, что наложение жгута ограничено минимально возможным сроком.
Промывание раны спиртом, раствором йода – это может вызвать ожог. Применение перекиси водорода – это спровоцирует кровотечение. Отдирать прилипшие кусочки одежды – они могут содержать тромб, который в этом случае создает препятствие дальнейшей кровопотере, внутри кровеносного сосуда. Присыпать рану лекарствами в виде порошков, смазывать ее какими-нибудь мазями или маслами. Прикладывать вату прямо на рану. Удалять инородные тела, а в случае выпадения внутренних органов – вправлять их в рану (можно только закрыть их стерильными материалами). Неправильная обработка ран может привести к осложнениям и увеличить сроки их заживления.
4.6. Раны
Раны (ранения) – повреждение покровов кожи, слизистых и подлежащих тканей. Главные признаки раны – открытие краев, боль и кровотечение. Раной называется механическое повреждение покровов тела, нередко сопровождающееся нарушением целости мышц, нервов, крупных сосудов, костей, внутренних органов, полостей и суставов.
В зависимости от характера повреждения и вида ранящего предмета выделяют раны резаные, колотые, рубленые, ушибленные, размозженные, огнестрельные, рваные и укушенные.
Раны могут быть поверхностными, глубокими и проникающими в полость тела.
Причинами ранения могут быть разные физические или механические воздействия. В зависимости от их силы, характера, особенностей и мест приложения они могут привести к разнообразным дефектам кожи и слизистых, травмам кровеносных сосудов, повреждениям внутренних органов, костей, нервных стволов и вызывать острую боль.
Резаные раны. Резаная рана обычно всегда раскрыта, имеет ровные края и сильно кровоточит. При такой ране окружающие ткани повреждаются незначительно и менее склонны к инфицированию.
Колотые раны это следствие проникновения в тело колющих предметов. Колотые раны часто являются проникающими в полости (грудную, брюшную и суставную). Форма входного отверстия и раневого канала зависит от вида ранящего предмета и глубины его проникновения. Колотые раны характеризуются глубоким каналом и часто значительными повреждениями внутренних органов. Часты при этом внутренние кровотечения в полости тела. Учитывая то, что раневой канал вследствие смещения тканей обычно извилистый, могут образовываться затеки между тканями и развиться инфекция.
Рубленые раны. Такие раны характеризуются глубоким повреждением тканей, широким раскрытием, ушибом и сотрясением окружающих тканей.
Ушибленные и рваные раны характеризуются большим количеством размятых, ушибленных, пропитанных кровью тканей.
На любую рану необходимо наложить повязку, желательно асептическую (стерильную). Асептической повязкой в большинстве случаев служит пакет перевязочный медицинский, а при его отсутствии – стерильный бинт. Если ранение сопровождается обильным кровотечением, следует остановить его любым подходящим для этого способом. В случае обширных ранений мягких тканей, переломов костей и ранений крупных кровеносных сосудов и нервных стволов необходима иммобилизация конечности табельными или подручными средствами. Пострадавшего в общеобразовательном учреждении следует как можно быстрее доставить в медучреждение.

4.7. Шок
Шок (бесчувствие) – состояние организма, возникающее из-за нарушения кровообращения, дыхания и обмена веществ. Это серьезная реакция организма на ранения, которая представляет большую опасность для жизни человека.
побледнение кожных покровов; ухудшение (вплоть до потери) сознания; холодный пот; расширенные зрачки; ускорение дыхания и пульса; падение артериального давления; в тяжелых случаях может быть рвота, пепельный цвет лица, синеватый кожный покров.
оказать необходимую помощь в зависимости от вида ранения (остановить кровотечение, иммобилизовать место перелома и т. п.); закутать пострадавшего одеялом, уложить его горизонтально с немного опущенной головой; в случае ранения брюшной полости давать пострадавшему воду категорически запрещается; немедленно вызвать квалифицированную медицинскую помощь.

4.8. Растяжение
Растяжение – это повреждение мягких тканей (связок, мышц, сухожилий, нервов) под действием силы, без нарушения их целостности. Чаще всего происходит растяжение связочного аппарата суставов при неправильных, внезапных и резких движениях, выходящих за пределы нормального объема движений данного сустава (при подворачивании стопы, боковых поворотах ноги при зафиксированной стопе и др.). Часто растяжение могут получить школьники при падении в процессе бега. В более тяжелых случаях возможен надрыв или полный разрыв связок и суставной сумки.
появление внезапных сильных болей, припухлости, нарушение движений в суставах, кровоизлияние в мягкие ткани (синяки). При ощупывании места растяжения проявляется болезненность.
предполагает обеспечение покоя пострадавшему, тугой повязки поврежденного сустава, обеспечивающей его подвижность и уменьшение кровоизлияния. Впоследствии необходимо обратиться к врачу-травматологу.

4.9. Отравления окисью углерода
Отравление окисью углерода происходит при его вдыхании и относится к острому отравлению. Образуется окись углерода при горении и в производственных условиях.
Поражающее действие окиси углерода основано на реакции соединения с гемоглобином (химическое соединение крови, состоящее из белка и железа, выполняющее снабжение ткани кислородом), в результате чего образуется карбоксигемоглобин, который не способен доставлять кислород к тканям, в результате чего развивается гипоксия (кислородное голодание тканей). Этим и объясняются наиболее ранние и выраженные изменения со стороны центральной нервной системы, особенно чувствительной к недостатку кислорода.
головная боль, головокружение, тошнота, рвота, оглушенное состояние, резкая мышечная слабость, помутнение сознания и потеря сознания, кома. В случае воздействия высоких концентраций окиси углерода наблюдаются тяжелые отравления, характеризующиеся потерей сознания, продолжительным коматозным состоянием, приводящим в особо тяжелых случаях к летальному исходу. Наблюдается расширение зрачков со слабой реакцией на свет, приступ судорог, резкое напряжение (ригидность) мышц, учащенное поверхностное дыхание, учащенное сердцебиение.
обеспечить доступ свежего воздуха; освободить шею и грудную клетку от сдавливающей одежды; если возможно, то провести ингаляцию кислорода (проводит медицинский персонал); если необходимо сделать искусственное дыхание и непрямой массаж сердца; немедленно доставить в медучреждение.

4.10. Электротравма
Электротравма возникает при прямом или не прямом контакте человека с источником электричества. Под действием тепла (джоулево тепло), образующегося при прохождении электрического напряжения по тканям тела, возникают ожоги. Электрический ток зачастую вызывает глубокие ожоги. Все патологические нарушения, вызванные электро-травмой, можно объяснить прямым воздействием электрического тока при прохождении его через ткани организма; побочными явлениями, вызываемыми при прохождении тока в окружающей среде вне организма.
В результате прямого действия тока на организм возникают общие явления (расстройство деятельности центральной нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной систем и др.). Побочные явления в окружающей среде (тепло, свет, звук) могут вызвать значительные изменения в организме (ослепление и ожоги вольтовой дугой, повреждение органов слуха и т. д.).
следует быстро освободить пораженного от действия электрического тока, применив подручные средства (сухую палку, веревку, доску и др.), отключив сеть и т. д. Оказывающий помощь с целью самозащиты должен обмотать руки прорезиненной материей, сухой тканью, надеть резиновые перчатки, встать на сухую доску, деревянный щит и т. п. Попавшего под напряжение, нужно брать за те части одежды, которые не прилегают непосредственно к телу.
осуществлении искусственного дыхания «рот в рот» или «рот в нос»; выполнении непрямого массажа сердца; во введении для уменьшения боли обезболивающего препарата (проводит медицинский персонал); наложении на пораженную область от стерильной повязки.

4.11. Термический ожог
Термический ожог – вид травмы, возникающей от воздействия на ткани организма очень высокой температуры. В зависимости от фактора, вызвавшего ожог, последний может быть вызван воздействием светового излучения, пламени, кипятка, пара, горячего воздуха, электрического тока. Ожоги могут иметь различную локализацию (на лице, кистях рук, туловище, конечностях) и занимать разную площадь.

I степень – гиперемия и отек кожи, сопровождающийся жгучей болью;
II степень – образуются пузыри, заполненные прозрачной жидкостью желтоватого цвета;
IIIа степень – характеризуется распространением некроза на эпидермис;
IIIб степень – наблюдается некроз всех слоев кожи;
IV степень – происходит омертвение не только кожи, но и глубжележащих тканей.
прекращение воздействия травмирующего фактора. Для этой цели нужно скинуть загоревшуюся одежду, сбить с ног бегущего в горящей на нем одежде, выплеснуть на него воду, накинуть на горящий участок одежды покрывало или верхнюю одежду; снять (срезать) с поврежденных участков тела пострадавшего одежду; наложить на поверхность ожогов стерильные повязки (с помощью бинта, индивидуального перевязочного пакета, чистого полотенца, простыни, носового платка и т. п.); срочно направить в медучреждение. Эффективность само- и взаимопомощи зависит от того, насколько быстро пострадавший или окружающие его люди смогут сориентироваться в обстановке, применить навыки и средства первой помощи.
Реанимационные действия в очаге поражения сводятся к непрямому массажу сердца, обеспечению проходимости дыхательных путей, искусственному дыханию «рот в рот» или « рот в нос».

4.12. Переохлаждение организма

В случае легкого обморожения (побледнение и покраснение кожи вплоть до онемения) лицо, оказывающее первую помощь должно:

  • насколько возможно быстрее поместить пострадавшего в теплое помещение, снять с него промерзшую одежду, обувь, носки, перчатки;
  • одновременно с проведением мероприятий по оказанию первой помощи вызвать бригаду скорой помощи или службу спасения для оказания врачебной помощи; наложить на обмороженную поверхность теплоизолирующую повязку (слой марли, толстый слой ваты, вновь слой марли, а сверху – клеенку или прорезиненную ткань);
  • зафиксировать пораженные конечности при помощи подручных средств (наложив и перебинтовав их поверх повязки);
  • дать выпить пострадавшему горячего чаю, накормить горячей пищей.

В случае общего охлаждения легкой степени достаточным и эффективным методом является согревание пострадавшего в тепловой ванне при температуре воды 24 градуса, которую постепенно повышают до нормальной температуры тела – 36,6 градуса. Не рекомендована растирка отмороженных участков тела снегом, спиртом, а также прикладывать горячую грелку.
Запрещено втирать жиры, масла и т. д., давать какие-либо лекарства. Медицинскую помощь разрешено оказывать исключительно квалифицированному медперсоналу.

4.13. Боли и судороги
обеспечить полный покой; уложить больного и приподнять голову; незамедлительно вызвать медицинскую помощь; если боли сохраняются, то транспортировку выполнять на носилках.
, не связанных с приемом пищи: положить пострадавшего горизонтально; приложить холод на область живота; полностью исключить физические нагрузки, прием пострадавшим жидкости, пищи; незамедлительно вызвать скорую медицинскую помощь.
придерживать голову больного; ввести в рот (между зубами) бинт, ложку и т. п.; освободить от одежды область шеи и груди; приложить ко лбу холодный компресс; когда припадок закончится уложить больного на бок; незамедлительно вызвать медицинскую помощь.

4.14. Укусы змей, животных и ядовитых насекомых
Запрещено высасывать яд змей из раны с целью избегания передачи инфекций от пострадавшего спасающему и наоборот, а также накладывать жгут на поврежденную конечность выше места укуса, делать надрезы на месте укуса, прижигать чем-либо место укуса.
появляется головокружение, озноб; тошнота, рвота; сухость и горький привкус во рту; учащается пульс, появляется одышка; сонливость (в особо тяжелых случаях могут быть судороги, потеря сознания и прекращение дыхания); в области укуса появляется жгучая боль, покраснение и отек кожи.
расположить пострадавшего сотрудника или учащегося школы в горизонтальном положении и обеспечить полный покой. Попытаться успокоить пострадавшего; транспортировать пострадавшего исключительно в лежачем положении в безопасное место, если приезд скорой помощи невозможен или задерживается; придать пораженной области тела возвышенное положение; наложить на рану асептическую повязку (лучше со льдом); зафиксировать пораженную конечность, прибинтовав ее к шине (подручными средствами) или туловищу; дать выпить пострадавшему большое количество жидкости (в несколько приемов); контролировать состояние пострадавшего.
прижигание места укуса, высасывание яда из раны.
Первая помощь при укусах животных в случае укусов животными: наложить на рану асептическую повязку; направить (сопроводить) пострадавшего в медучреждение.

5. Реанимационные меры

5.1. Искусственное дыхание
Искусственное дыхание – это неотложная мера первой доврачебной помощи при утоплении, удушении, поражении электротоком, тепловом и солнечном ударах. Выполняется до тех пор, пока у пострадавшего полностью не восстановится дыхание.

  • пострадавшего уложить на горизонтальную поверхность;
  • почистить рот и глотку пострадавшего от слюны, слизи, земли и иных посторонних предметов, если челюсти сильно плотно сжаты – раскрыть их;
  • запрокинуть голову пострадавшего назад, расположив одну руку на лбу, а другую на затылке;
  • сделать глубокий вдох, нагнуться над пострадавшим, плотно прижать свои губы к его рту и сделать выдох. Выдох должен продолжаться примерно 1 секунду и способствовать подъему грудной клетки пострадавшего. При этом ноздри пострадавшего необходимо закрыть, а рот накрыть стерильной салфеткой;
  • частота искусственного дыхания должна составлять 16–18 раз в минуту; периодически необходимо освобождать желудок пострадавшего от воздуха, при помощи надавливания на подложечную часть.

5.2. Непрямой массаж сердца
Непрямой массаж сердца – это механическое воздействие на сердце в случае его остановки с целью восстановления деятельности и поддержания непрерывного кровотока до возобновления работы сердца.
– потеря сознания, резкое побледнение, исчезновение пульса, прекращение дыхания или появление редких судорожных вдохов, расширенные зрачки.
Механизм непрямого массажа сердца заключается в нижеперечисленных действиях: во время резкого толчкообразного надавливания на грудную клетку происходит смещение ее на 3–5 см, этому способствует расслабление мышц у пострадавшего, находящегося в бессознательном состоянии. Данное движение приведет к сдавливанию сердца, и оно может начать выполнять свою насосную функцию – выталкивает кровь в аорту и легочную артерию при сдавливании, а при расправлении всасывает венозную кровь. Во время проведения наружного массажа сердца пострадавшего укладывают на спину на ровную и твердую поверхность (пол, стол, землю и т. п.), расстегивают ремень и ворот одежды. Лицо, которое оказывает помощь, стоя с левой стороны, накладывает ладонь кисти на нижнюю треть грудины, вторую ладонь располагает крестообразно сверху и делает сильное дозированное давление в сторону позвоночника. Надавливание выполняют в виде толчков – не менее 60 в 1 минуту. Проводя массаж у сотрудника школы, требуется значительное усилие не только рук, но и всего корпуса тела.
Младшим школьникам массаж производят одной рукой. Смещение грудины у учащихся младших классов должно производиться в пределах 1,5–2 см. Эффективность непрямого массажа сердца обеспечивается исключительно в сочетании с искусственным дыханием. Данные действия удобнее выполнять двум лицам. При этом сначала первый делает одно вдувание воздуха в легкие, потом второй производит пять надавливаний на грудную клетку. Если у пострадавшего сердечная деятельность восстановилась, определяется пульс, лицо порозовело, то массаж сердца прекращают, а искусственное дыхание продолжают в том же ритме до тех пор, пока пострадавший не начнет дышать самостоятельно. Вопрос о прекращении действий по оказанию помощи пострадавшему решает исключительно квалифицированный медперсонал.

6. Транспортировка пострадавших при несчастном случае

6.1. Транспортировать пострадавшего школы нужно как можно быстрей, при этом транспортировка должна быть безопасной и щадящей. В зависимости от вида травмы и имеющихся средств (табельные, подручные) транспортировка пострадавших может выполняться разными способами: поддержание, вынос на руках, перевозка транспортом.
6.2. Транспортировка раненого вниз или наверх всегда выполняется головой вверх. Укладывать пострадавшего на носилки следует со стороны, противоположной травмированной части тела.
6.3.

  • постоянно следить, чтобы пострадавший был в правильном и удобном положении; чтобы перенося пострадавшего на руках, оказывающие помощь, шли «не в ногу»;
  • поднимать и класть пострадавшего на носилки одновременно (по команде);
  • в случае переломов и тяжелых травм нельзя нести пострадавшего к носилкам на руках, а нужно подставить носилки под пострадавшего (место перелома следует поддерживать).

6.4. Правильные положения пострадавших во время транспортировки:

  • положение «лежа на спине» (пострадавший в сознании), рекомендуется при травмах головы, позвоночника, конечностей;
  • положение «лежа на спине с согнутыми в коленях ногами» (подложить под колени валик), рекомендуется при открытых ранах брюшной полости и переломах костей таза;
  • положение «лежа на спине с приподнятыми нижними конечностями и опущенной вниз головой», рекомендуется при сильных кровопотерях и шоке; положение «лежа на животе», рекомендуется при травмах позвоночника (в бессознательном состоянии);
  • «полусидящее положение с вытянутыми ногами» – при травмах шеи и сильных ранениях верхних конечностей;
  • «полусидящее положение с согнутыми ногами» (под колени подложить валик) – в случае травмирования мочеполовых органов, кишечной непроходимости и иных внезапных заболеваниях, травмах брюшной полости и грудной клетки;
  • положение «на боку», рекомендуется в случае тяжелых травм, когда пострадавший без сознания;
  • «сидячее положение», рекомендуется при легких травмах лица и верхних конечностей.

Инструкцию разработал: ______________ /____________________/

С инструкцией ознакомлен (а)
«___»_____20___г. ______________ /____________________/

Источник

Читайте также:  Категории лекарственных препаратов fda
Оцените статью