Инструктаж по оказанию первой помощи для детей

Мини-занятие для детей по основам оказания первой помощи «Первые шаги первой помощи»

Евгения Гусева
Мини-занятие для детей по основам оказания первой помощи «Первые шаги первой помощи»

Соавтор: Пехтерев Игорь Васильевич, инструктор первой помощи Российского красного креста

1. Показать детям, что оказание первой помощи – дело не трудное и под силу даже 4-летнему ребенку

2. Усвоить с детьми, что первая помощь начинается с команды «СТОЙ!»: главное – безопасность для самого себя)

3. Запомнить с детьми алгоритм действий при возникновении ЧС

4. Отработать навык укладывания человека в безопасное стабильное положение

5. Определить, что необходимо сообщить в службу спасения

Форма проведения: занятие проводится в подгруппах 6-12 детей от 4 до 14 лет; с одной группой работает один инструктор и два помощника.

Продолжительность: 20-25 минут.

Оборудование на одну группу: стулья по количеству детей; 2-4 коврика, имеющие дорожную разметку, наклеенную скотчем так, чтобы выглядеть как участок дороги с двумя тротуарами, два телефона.

Инструктор: Наше занятие посвящено первой помощи и тому, как помочь человеку, если ему вдруг стало плохо. В первую очередь, и это самое главное, вам надо позвать взрослых и вызвать службу спасения. Кто знает, по какому телефону надо позвонить, чтобы вызвать помощь (скорую?

Инструктор: Правильно. Это все правильные телефоны. Но их много, и чтобы в них не путаться, давайте мы с вами запомним только один номер: 112. Давайте все вместе повторим еще раз, чтобы хорошо запомнить: 112. А теперь давайте попробуем позвать на помощь взрослых. Покажите, как вы это будете делать.

Дети показывают. Затем инструктор объясняет и показывает, как это делать правильно:

— подняв руки вверх (руки надо поднимать, чтобы казаться выше и быть заметнее, громко кричать: «Помогите, человеку плохо!»

— если находишься в закрытом помещении (например, в комнате, выйти в коридор

— если видишь человека (без разницы, много людей вокруг или мало, надо подходить конкретно к нему, брать его за руку, ему говорить: «Дядя\тетя, помогите, там человеку плохо!» и за руку отводить его к пострадавшему

Дети по очереди отрабатывают этот навык.

Инструктор: Молодцы. Теперь все отворачиваются (все дети поворачиваются спиной к классу). Представьте, что вы идете по улице, гуляете с другом…

Пока дети стоят спиной, один из помощников инструктора ложится на коврик с разметкой дороги лицом вверх, изображая пострадавшего без сознания, так, что дети стоят на одной стороне дороги, пострадавший – на другой.

Инструктор: Теперь поворачивайтесь… и вдруг увидели: человеку плохо. Что будете делать?

Дети зовут взрослых так, как только что тренировались.

Инструктор: Хорошо, молодцы. Но на помощь к нам пока никто не пришел. Что же вы тогда будете делать?

Инструктор: Хорошо, тогда помогаем. Покажите, что вы будете делать.

Обычно в этой ситуации дети (как впрочем, и взрослые) всей толпой сразу подбегают к пострадавшему и трясут его за плечо, руку или ногу, в зависимости от его положения.

Инструктор: Все, ребята! К сожалению, вы больше никому не поможете, т. к. вы сами пострадали! Посмотрите внимательно: наш потерпевший лежит не просто на ковре, он лежит на ДРУГОЙ СТОРОНЕ ДОРОГИ! Это значит, что когда вы побежали к нему, вы стали перебегать дорогу в неположенном месте, а машины-то ездят! Это опасная ситуация?

Инструктор: И в такой ситуации помощь нужна будет вам самим! Из этой истории мы делаем вывод: прежде, чем оказывать помощь кому-то другому, надо убедиться, что ТЕБЕ САМОМУ НИЧЕГО НЕ УГРОЖАЕТ! Когда что-то случается с другим человеком, мы всегда сразу бежим ему помогать, а на бегу мы не можем понять, опасно там или нет. Для того, чтобы в этом убедиться, надо выполнить простую команду: «СТОЙ!» и топнуть ножками, как солдаты: «Раз, два!». Все повторяем за мной: «СТОЙ! Раз, два!».

Дети все вместе репетируют этот нехитрый прием, сначала под команду инструктора: «СТОЙ! Раз, два!», а потом командуя каждый сам себе.

Инструктор: Если ты один увидел, что произошла беда, то достаточно только топнуть ножками. Но если вас несколько человек? Вот вы уже знаете, что нужно остановиться и топнуть, но другие этого могут и не знать, а значит они, как и вы в начале, сразу побегут вперед. Поэтому вам нужно не только самим остановиться, но и других остановить! Для этого нужно, выполняя самому команду: «СТОЙ! Раз, два!», расставить руки в стороны и не дать другим пройти вперед.

Читайте также:  Противовоспалительные лекарственные средства механизм их действия

Инструктор показывает, и дети репетируют.

Инструктор: После того, как мы остановились, надо проверить, есть ли опасность вокруг. Для этого мы смотрим по сторонам. Посмотрели все вверх: на нас что-нибудь падает сверху?

Инструктор: Теперь посмотрели вправо: там есть что-то опасное?

Инструктор: Теперь влево: там что-то опасное есть?

Инструктор: Обернулись назад: а там?

Инструктор: А теперь посмотрели на самого пострадавшего: есть ли вокруг него что-то, что может быть опасным, например, провода или большая злая собака?

Инструктор: Мы убедились, что ничего опасного вокруг нет, и только теперь мы можем пойти помогать человеку. Давайте еще раз отрепетируем, что надо делать.

Дети вместе с инструктором снова повторяют все команды: «СТОЙ! Раз, два! Посмотри вверх, вправо, влево, назад, вперед на пострадавшего».

Инструктор: Теперь, когда опасности вокруг нет, давайте пойдем помогать нашему пострадавшему. Первое, что нужно сделать, это позвать самого человека, вдруг он просто спит, а мы уже зовем на помощь. Итак, мы зовем: «Тетя, тетя!» (или «Дядя, дядя!», если лежит мужчина).

Дети подходят ближе и повторяют все действия и слова за инструктором. Если дети сами не подходят, инструктор приглашает их подойти поближе.

Инструктор: Позвали – она \ он не откликнулась, наверное, крепко спит! Теперь давайте позовем еще раз и аккуратно дергаем за плечо: «Тетя, тетя!».

Дети снова повторяют все движения.

Инструктор: Все равно не откликается, значит точно не спит, а что-то случилось. Поэтому мы сразу зовем на помощь: поднимаем ручки вверх и кричим: «Помогите, человеку плохо!».

Дети выполняют действие.

Инструктор: Пока к нам на помощь никто не пришел, давайте проверим: дышит человек или нет. Для этого садимся на корточки (дети садятся на корточки вокруг пострадавшего) и внимательно смотрим на его грудную клетку и живот. Нам надо насчитать три вдоха.

Дети смотрят на пострадавшего и вместе с инструктором считают вдохи.

Инструктор: Три вдоха насчитали, значит человек дышит сам. Но лежа на спине ему дышать не удобно. Лучше перевернуть его на бок. Теперь отойдите немного в сторону, я покажу, как это сделать.

Дети встают и отходят немного в сторону. Инструктор показывает, как повернуть человека в безопасное стабильное положение.

Инструктор: Теперь нашему пострадавшему будет легче дышать и он ничем не подавится. А нам остается только вызвать скорую помощь и сообщить, что произошло. По какому номеру будем звонить?

Инструктор берет телефон и дает его одному ребенку. Ребенок набирает номер, а инструктор изображает оператора службы спасения.

Инструктор: Але. Это служба спасения. Я вас слушаю.

Ребенок: Здесь человеку плохо.

Инструктор: Опишите, что случилось.

Ребенок: Человек лежит на земле.

Инструктор: Он откликается, когда вы его зовете?

Ребенок: Нет, но он дышит.

Инструктор: Хорошо. А где вы находитесь?

Здесь инструктор объясняет, что для того чтобы вызвать скорую помощь, надо знать адрес, где вы находитесь, и рассказывает, как его можно узнать (спросить у взрослых, посмотреть на углу дома). Затем инструктор называет адрес места проведения занятия и просит ребенка повторить его по телефону.

Инструктор: Отлично. Мы с вами научились всему, что нужно сделать, если человеку стало плохо. Теперь, чтобы хорошо запомнить, давайте по очереди сделаем все с самого начала.

Все дети возвращаются на стулья. Помощники инструктора ложатся на коврики на некотором расстоянии друг от друга. Дети по очереди по одному подходят к пострадавшим (если времени остается мало, а группа большая, то по парам) и самостоятельно повторяют весь алгоритм: стой, проверка опасности, проверка сознания, позвать на помощь, проверка дыхания, поворот в боковое положение, звонок в скорую. При необходимости инструктор подсказывает, помогает, поправляет.

Когда все дети отработают самостоятельно, инструктор еще раз кратко повторяет алгоритм и затем благодарит за участие.

Это мини-занятие было с успехом проведено в рамках проекта «Стань врачом вместе с ЕМИАС» 1-9 ноября 2014 года на ВДНХ в Москве.

Для проведения этого занятия педагогам желательно предварительно самим пройти обучение первой помощи.

Памятка для родителей «Оказание первой медицинской помощи на водоемах и реках» Всем доброго времени суток. Вот такую я составила памятку для родителей. Так как приближается долгожданное лето и время отпусков я для.

Презентация «Правила оказания первой помощи ребенку при травмах» Многие из нас сталкивались с ситуацией, когда близкому человеку требуется немедленная помощь, а бригада «скорой помощи» задерживается. Мы,.

Читайте также:  Лечебный уход за кожей лица

Источник

Инструкция по оказанию первой помощи детям при травматических повреждениях

Новые аудиокурсы повышения квалификации для педагогов

Слушайте учебный материал в удобное для Вас время в любом месте

откроется в новом окне

Выдаем Удостоверение установленного образца:

от 06 мая 2016 года


по оказанию первой помощи детям

при травматических повреждениях
ИОТ – 119 – 2016

1. Травма головы

1.1. Все повреждения головного мозга и костей черепа, независимо от их тяжести, должны рассматри­ваться как серьезные повреждения. Клиническая картина имеет много общих симптомов. Утрата сознания, рвота, головная боль, нарушения па­мяти характерны для черепно-моз­говой травмы различной степени тяжести.

1.2. Первая помощь должна быть оказана на месте происшествия и сводится к созданию полного покоя. Пострадавшего поместить в теплое, хорошо проветриваемое помещение; до прибытия медицинского персона­ла обеспечить постоянное наблюде­ние за больным, предотвратив аспи­рацию рвотных масс в дыхатель­ные пути. Больной при рвоте должен находится в положении на боку. В первый час после травмы показан холод к голове (пузыри со льдом, мокрое полотенце и т.д.). Ре­бенок с черепно-мозговой травмой должен быть срочно доставлен в лечебное учреждение. Транспорти­ровать можно только в лежачем по­ложении. Ранняя госпитализация пострадавшего, специализированная помощь позволяет избежать тяже­лых последствий черепно-мозговых повреждений.

2.1. Ушибы характеризуются по­вреждением тканей без нарушений целостности кожных покровов. Они возникают от непосредственных травм различных участков тела ту­пыми предметами.

2.2. В зависимости от тяжести ушиба происходит подкожный раз­рыв мелких кровеносных сосудов с последующим пропитыванием кро­вью мягких тканей. При осмотре места повреждения определяется ог­раниченная припухлость, болезнен­ность при пальпации. Ушибы ко­нечностей нередко сопровождают­ся кровоизлиянием в полость ближайшего сустава, а при ушибах грудной клетки, области живота и головы могут наблюдаться по­вреждения внутренних органов или подлежащих костей. Поэтому важна немедленная транспорти­ровка пострадавшего в лечебное учреждение для установления ха­рактера травмы и необходимого лечения.

2.3. Первая помощь при ушибах заключается в наложении давящей повязки и холода (пузырь со льдом, с холодной водой) на место ушиба, а также надежной фиксации повреж­денных конечностей с помощью специальных или импровизированных транспортных шин. Через один-два дня на место ушиба кладется согревающий компресс.

3.1. В зависимости от особенно­стей ранящего предмета и механиз­ма, различают резаные, колотые, рва­ные и ушибленные раны. Они могут быть поверхностными или глубоки­ми, с повреждениями внутренних органов.

3.2. Основные опасности связа­ны с кровотечением из поврежден­ных тканей и органов, а также с воз­можностью инфицирования раны. По внешнему виду раны не всегда удается установить характер имею­щихся повреждений. Например, при колотых ранах внешнее кровотече­ние может быть незначительным, тогда как внутреннее угрожает жиз­ни пострадавшего, а некоторые даже незначительные по своим размерам раны (вследствие укуса, причинен­ные животными или сильно загряз­ненные землей) требуют проведе­ния специальных профилактических прививок.

3.3. Вопрос об объеме и характе­ре медицинской помощи решает только врач. Однако правильно ока­занная первая помощь на месте про­исшествия во многом определяет ход лечения и часто является реша­ющим в сохранении жизни постра­давшего ребенка (острая потеря даже 1/3 общего объема циркули­рующей крови почти всегда ведет к смерти).

3.4. Всякое ранение мягких тка­ней сопровождается повреждением кровеносных сосудов и неизбеж­ным кровотечением: артериальным, венозным или капиллярным. 3.5. Первая помощь при ранениях состоит из остановки кровотечения, предупреждения инфицирования раны, обеспечения неподвижности места повреждения. Способ оста­новки кровотечения зависит от его характера и силы.

3.6. Инфицирование раны пре­дупреждается промыванием сильно загрязненных ран раствором переки­си водорода или струей чистой воды и обработкой кожи в окруж­ности раны настойкой йода или бриллиантового зеленого. Наклады­ваемая повязка должна быть чистой (стерильной) и хорошо предохра­нять рану от возможного загрязне­ния. Она не должна сильно сдавли­вать ткани за исключением тех слу­чаев, когда накладывается с целью остановки кровотечения.

3.7. Неподвижность места повреж­дения обеспечивается с помощью косыночной повязки, в которую по­мещается поврежденная конечность, специальной или импровизирован­ной шины.

4. Первая помощь при укусах насекомых

4.1. Для детей опасны укусы пчел, ос, слепней. Клиническая кар­тина интоксикации идентична.

4.2. При укусах возможна только местная реакция, которая проявляет­ся в жгучей боли, укусом, окружен­ным поясом покраснения и отеком. Наиболее ярко это выражено при укусе лица и шеи.

4.3. Особенно опасны и болез­ненны укусы в глаза и слизис­тые рта, губы. При этом возможно серьезное повреждение органов зрения. Отек, развивающийся при укусах в губы и слизистую рта, может привести к удушью и смерти.

4.4. Общие симптомы при уку­сах: озноб, повышение температуры, одышка, головокружение, головная боль, учащение сердцебиения, боли в области сердца, тошнота, рвота, обмороки.

Читайте также:  Золототысячника трава любистока лекарственного корни розмарина обыкновенного листья таблетки

4.5. При оказании помощи в пер­вую очередь следует удалить жало из места укуса, затем промыть ранку спиртом и положить холод. При раз­витии удушья ребенок нуждается в немедленной госпитализации.

5. Вывихи, разрывы, растяжение связок

5.1. Все виды повреждений сус­тавов характеризуются частичны­ми или полными разрывами отдель­ных связок или суставной сумки в целом. При вывихах, помимо этого, имеется нарушение соотношения отдельных костей, образующих сус­тав. Травма, как правило, сопровож­дается кровоизлиянием в полость сустава и окружающей ткани. В детском возрасте наиболее часты­ми являются повреждения голенос­топного, коленного, локтевого и лучезапястного суставов. При осмотре поврежденного сустава отмечаются отечность, изменение его контуров. Движения, как активные, так и пас­сивные, из-за болезненности резко ограничены. При вывихе отмечает­ся грубая деформация контуров су­става.

5.2. Вывихи часто сопровождают­ся переломами внутрисуставных участков кости. Установление ха­рактера повреждения сустава воз­можно только опытным хирургом в условиях специализированного ста­ционара. Поэтому следует удержаться от любых попыток «вправле­ния вывиха», так как это неизбежно приведет к дополнительной травме и осложнит прогноз.

5.3. Первая помощь: покой (шинирование) поврежденной конечно­сти, особенно места предполагаемо­го повреждения, осуществляемый с помощью специальных или импро­визированных шин. Длина шины должна быть достаточной для обес­печения неподвижности места по­вреждения, а также выше и ниже расположенных суставов. Повреж­денная конечность прибинтовывает­ся к транспортной шине. На об­ласть повреждения кладется холод. После оказания первой помощи по­страдавший доставляется в меди­цинское учреждение.

6. Носовое кровотечение

Носовое кровотечение чаще воз­никает при ушибах лица и носа, а также при некоторых заболеваниях (корь, грипп, коклюш и др.). Степень кровотечения бывает различной: от кратковременного с потерей не­скольких капель крови до длитель­ного и обильного.

При кровотечении из носа ребен­ка надо успокоить, расстегнуть ему ворот, пояс, усадить со слегка отки­нутой головой и прижать пальцами мягкие части (крылья) носа.

Если это не поможет, носовые ходы можно плотно заложить там­понами из ваты, смоченными раство­ром перекиси водорода, а на перено­сицу положить холодную примочку или кусочек льда, снега, завернутые в непромокаемую ткань.

После остановки кровотечения ребенок в течение часа не должен чихать, сморкаться, кашлять, так как сгустки крови, закупорившие сосуд, могут оторваться и кровотечение возобновится. Если эти меры не помогут, ребен­ка следует доставить в медицин­ское учреждение.

7. Попадание инородного тела в глаз

Инородное тело в конъюнктиве и роговице глаз (песчинка, соринка и т.д.) вызывает жжение, слезоте­чение, светобоязнь. Если при ос­мотре глаза инородное тело хоро­шо видно, его надо удалить кусоч­ком марли, смоченным в 1%-ном растворе борной кислоты. Можно попытаться удалить инородное тело, интенсивно промывая глаз во­дой из пипетки. Если это не помо­гает, ребенка необходимо отправить к специалисту, так как длительное пребывание инородного тела в гла­зу вызывает воспаление конъюнк­тивы и роговицы.

Если обморок случился в поме­щении, необходимо обеспечить при­ток свежего воздуха больному. У больного расстегивают ворот и укладывают его на спину так, что­бы голова была слегка ниже, а ноги на 30—40 см выше туловища, при таком положении тела приток кро­ви к голове усиливается. Затем смачивают нашатырным спиртом ватный тампон и подносят его к носу больного на 20—30 см. Запах нашатыря расширяет сосуды голов­ного мозга, однако большие его концентрации могут вызвать вре­менный паралич сосудодвигательного центра, поэтому долго вдыхать нашатырь не рекомендуется. Целе­сообразней делать интервалы по 20—30 с с паузами в 1—2 мин до тех пор, пока больной не придет в сознание.

При глубоком обмороке, помимо всех процедур, желательно сделать искусственное дыхание. В случае появления у больного рвотной мас­сы его голову необходимо повер­нуть набок и удалить рвотную мас­су во избежание ее попадания в дыхательные пути. Когда больной придет в себя, желательно ему дать чай или кофе.

9. Тепловой удар, солнечный удар

У ребенка, длительное время на­ходящегося в сильно натопленном помещении или в жаркую безвет­ренную погоду в тени, может про­изойти тепловой удар: нормальная терморегуляция организма наруша­ется, температура тела повышается, появляются вялость, покраснение лица, обильное потоотделение, го­ловная боль, нарушается координа­ция движения. В более тяжелых случаях дыхание учащается, лицо бледнеет, наступает потеря созна­ния.

Тоже происходит и при длитель­ном воздействии на непокрытую голову ребенка прямых солнечных лучей.

При первых признаках теплового или солнечного удара пострадавше­го необходимо перевести в тенис­тое, прохладное место, снять одежду, смочить голову и грудь прохладной водой. При отсутствии дыхания или сильном его ослаблении сделать ис­кусственное дыхание.

Источник

Оцените статью