- Статья 9. Государственный контроль (надзор) в сфере обращения лекарственных средств
- Информация об изменениях:
- ГАРАНТ:
- Правила проведения фармацевтических инспекций
- Правила проведения фармацевтических инспекций
- Общие положения
- Порядок действий
- Порядок составления отчетности
- Последующий контроль по итогам инспекции
- Порядок выдачи, приостановления и прекращения действия сертификата
- Приложение №1 (Программа проведения фармацевтической инспекции производства лекарственных средств)
- Приложение №2 (Форма бланка сертификата соответствия производителя требованиям правил надлежащей производственной практики Союза
- Приложение №3 (Контрольный лист)
- Приложение №4 (Отчет о проведении фармацевтической инфекции)
Статья 9. Государственный контроль (надзор) в сфере обращения лекарственных средств
Информация об изменениях:
Статья 9 изменена с 1 июля 2021 г. — Федеральный закон от 11 июня 2021 г. N 170-ФЗ
Статья 9. Государственный контроль (надзор) в сфере обращения лекарственных средств
1. Государственный контроль (надзор) в сфере обращения лекарственных средств осуществляется посредством федерального государственного контроля (надзора) в сфере обращения лекарственных средств и федерального государственного лицензионного контроля деятельности по производству лекарственных средств, осуществляемых федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Правительством Российской Федерации.
2. Предметом федерального государственного контроля (надзора) в сфере обращения лекарственных средств являются:
1) соблюдение обязательных требований в сфере обращения лекарственных средств, в том числе:
а) требований к доклиническим исследованиям лекарственных средств, клиническим исследованиям лекарственных препаратов, изготовлению, хранению, перевозке, ввозу в Российскую Федерацию, отпуску, реализации, передаче, продаже лекарственных средств, применению лекарственных препаратов, уничтожению лекарственных средств, установлению производителями лекарственных препаратов цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов;
б) требований к соответствию лекарственных средств, находящихся в обращении, показателям качества, эффективности и безопасности, установленным в соответствии с настоящим Федеральным законом;
в) требований к соблюдению субъектами обращения лекарственных средств, указанных в части 1 статьи 67.1 настоящего Федерального закона, ограничений, налагаемых статьями 67.1 и 67.2 настоящего Федерального закона;
2) соблюдение лицензионных требований к осуществлению фармацевтической деятельности;
3) соблюдение требований к предоставлению субъектами обращения лекарственных средств информации о лекарственных средствах и (или) лекарственных препаратах, предусмотренной статьями 9.1, 52.1 и 64 настоящего Федерального закона.
3. При осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере обращения лекарственных средств проводятся следующие виды контрольных (надзорных) мероприятий:
1) документарная проверка;
2) выездная проверка;
3) выборочный контроль качества;
4) контрольная закупка;
5) инспекционный визит;
6) наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности) (фармаконадзор).
4. Организация и осуществление федерального государственного контроля (надзора) в сфере обращения лекарственных средств регулируются Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
5. Внеплановый выборочный контроль качества проводится в том числе на основании программы проверок.
6. Плановый выборочный контроль качества не проводится.
7. По результатам выборочного контроля качества наряду с решениями, предусмотренными Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление выборочного контроля качества, принимаются следующие решения:
1) о дальнейшем гражданском обороте серии, партии соответствующего лекарственного средства в случае подтверждения по результатам проведенных испытаний соответствия качества лекарственного средства установленным требованиям;
2) об изъятии из гражданского оборота серии, партии соответствующего лекарственного средства в случае выявления по результатам проведенных испытаний несоответствия качества лекарственного средства установленным требованиям;
3) о переводе лекарственного средства на посерийный выборочный контроль качества лекарственных средств в случае повторного выявления несоответствия качества лекарственного средства установленным требованиям и (при необходимости) о проверке субъекта обращения лекарственных средств. Расходы, связанные с проведением посерийного выборочного контроля, оплачиваются производителем лекарственного средства либо держателем или владельцем регистрационного удостоверения лекарственного препарата.
8. Федеральный государственный лицензионный контроль деятельности по производству лекарственных средств осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 9 настоящего Федерального закона
Источник
Правила проведения фармацевтических инспекций
Содержимое (Table of Contents)
Правила проведения фармацевтических инспекций
Общие положения
- Настоящие Правила устанавливают единый порядок проведения фармацевтических инспекций производства лекарственных средств на соответствие требованиям правил надлежащей производственной практики Евразийского экономического союза, утверждаемых Евразийской экономической комиссией (далее соответственно — инспекция, правила надлежащей производственной практики).
- Для проведения инспекции создается инспекционная группа, в которую входят ведущий фармацевтический инспектор, члены группы, включая фармацевтических инспекторов, привлекаемых экспертов и стажеров.
Ответственность за достоверность результатов инспекции, изложенных в инспекционном отчете, возлагается на фармацевтических инспекторов.
Порядок действий
3. Инспекция проводится фармацевтическим инспекторатом на основании плана проведения инспекций, заявки на проведение инспекции или по требованию уполномоченного органа государства — члена Евразийского экономического союза (далее соответственно — уполномоченный орган, государство-член, Союз) (например, в целях лицензирования, регистрации или проведения расследований, связанных с качеством лекарственных препаратов) в соответствии с программой проведения инспекции производства лекарственных средств по форме согласно приложению № 1 (далее — программа инспекции).
Фармацевтический инспекторат проводит инспекции производства лекарственных средств на соответствие требованиям правил надлежащей производственной практики.
При положительном результате инспекции уполномоченным органом выдается сертификат по форме согласно приложению № 2 (на бланке уполномоченного органа), подтверждающий соответствие объекта требованиям правил надлежащей производственной практики (далее — сертификат). Срок действия сертификата составляет 3 года.
В случае отрицательного результата действие сертификата может быть приостановлено или прекращено. Порядок выдачи, приостановления и прекращения действия сертификата установлен разделом V настоящих Правил.
- Инспекция подразделяется на плановую, внеплановую и повторную (контрольную).
Плановая инспекция — инспекция, проводимая по плану фармацевтического инспектората, с учетом срока действия сертификата на основании заявки субъекта в сфере обращения лекарственных средств на получение сертификат или продление его действия.
Внеплановая инспекция — инспекция, проводимая фармацевтическим инспекторатом на основании заявления субъекта в сфере обращения лекарственных средств, а также по требованию уполномоченного органа.
Повторная (контрольная) инспекция — инспекция, проводимая уполномоченным органом (уполномоченной организацией) по результатам ранее проведенной инспекции с целью подтверждения устранения выявленных несоответствий.
- При подаче заявки на проведение плановой инспекции инспекция проводится фармацевтическим инспекторатом государства- члена, на территории которого находится инспектируемая производственная площадка. В случае инспекции производственной площадки (организации-производителя нерезидента), находящейся за пределами Союза, инспектируемый субъект вправе выбрать для ее проведения фармацевтический инспекторат государства-члена.
Внеплановая инспекция, инициированная в рамках регистрационных процедур, проводится фармацевтическим инспекторатом государства, определенного в соответствии с правилами регистрации и экспертизы лекарственных средств для медицинского применения, утвержденными Комиссией.
При выполнении повторной (контрольной) инспекции дата проведения инспекции определяется фармацевтическим инспекторатом.
- Инспекционная группа формируется на основании соответствующего распоряжения руководителя фармацевтического инспектората из сотрудников фармацевтического инспектората и привлеченных экспертов (если это предусмотрено) в соответствии с процедурами, установленными руководством по качеству фармацевтического инспектората согласно общим требованиям к системе качества фармацевтических инспекторатов государств — членов Евразийского экономического союза, утверждаемым Евразийской экономической комиссией (далее — общие требования к системе качества фармацевтических инспекторатов).
Требования к численности инспекционной группы, уровню квалификации сотрудников фармацевтического инспектората и привлеченных к работе инспекционной группы экспертов должны соответствовать требованиям, установленным руководством по качеству для инспекции данного вида фармацевтического производства.
При включении в состав инспекционной группы стажеров их статус отмечается в распоряжении о формировании инспекционной группы. Стажеры не участвуют в классификации свидетельств, полученных по результатам проведенной инспекции.
- Ведущий инспектор и члены инспекционной группы обязаны предварительно изучить документы и другую доступную информацию, относящуюся к инспектируемой деятельности.
Ведущий инспектор обеспечивает разработку программы инспекции и подготовку контрольных листов по форме согласно приложению № 3 либо иных форм рабочих записей, предусмотренных руководством по качеству фармацевтического инспектората, не позднее чем за 30 календарных дней до дня начала инспекции.
Ведущий инспектор распределяет функции в инспекционной группе и координирует подготовительные мероприятия.
- В начале инспекции проводится вступительное совещание с представителями инспектируемого субъекта в сфере обращения лекарственных средств, на котором ведущий инспектор представляет членов инспекционной группы, знакомится с руководством и ответственными лицами инспектируемого субъекта, оглашает цели и область инспекции, уточняет программу инспекции и график ее проведения, делает заявление о конфиденциальности и отвечает на вопросы инспектируемой стороны.
- В ходе проведения инспекции члены инспекционной группы в соответствии с программой инспекции выполняют осмотр проверяемых объектов, осуществляют ознакомление с документацией и записями, опрос ответственных лиц инспектируемого субъекта и наблюдение за их деятельностью на рабочих местах. Полученная информация вносится в контрольный лист либо в иные формы рабочих записей.
- В случае необходимости в ходе проведения инспекции осуществляется отбор проб (образцов) материалов или продукции, которые направляются для испытаний в уполномоченную испытательную лабораторию. При этом стоимость образцов компенсации не подлежит.
- Ведущий инспектор по завершении каждого дня инспекции проводит совещания с членами инспекционной группы для обсуждения предварительных наблюдений, которые при необходимости также обсуждаются с ответственными лицами инспектируемого субъекта в сфере обращения лекарственных средств. В случае возникновения разногласий члены инспекционной группы должны ответить на вопросы представителей инспектируемого субъекта в сфере обращения лекарственных средств.
Представленная ответственными лицами инспектируемого субъекта информация об устранении замечаний, сделанных во время проведения инспекции, принимается инспекционной группой к сведению.
- На заключительном совещании с ответственными лицами инспектируемого субъекта в сфере обращения лекарственных средств оглашаются предварительные итоги инспекции с обсуждением
выявленных несоответствий с целью их устранения путем выполнения необходимых корректирующих и предупреждающих действий.
В случае выявления критических несоответствий ведущий инспектор незамедлительно направляет информацию об этом в соответствующий уполномоченный орган.
Порядок составления отчетности
- Члены инспекционной группы заполняют контрольные листы или иные формы рабочих записей и представляют их ведущему инспектору.
- Ведущий инспектор составляет отчет по форме согласно приложению № 4 в установленные руководством по качеству фармацевтического инспектора сроки, но не позднее 30 календарных дней со дня завершения инспекции.
В случае отбора проб (образцов) материалов или продукции отчет составляется после получения от испытательной лаборатории результатов их испытаний. При этом срок, указанный в абзаце первом настоящего пункта, начинает исчисляться со дня получения ведущим инспектором результатов указанных испытаний.
Отчет составляется в 2 экземплярах и подписывается ведущим инспектором и членами инспекционной группы.
Один экземпляр отчета направляется инспектируемому субъекту (с сопроводительным письмом) не позднее 5 календарных дней со дня его подписания, второй экземпляр хранится в архиве фармацевтического инспектората.
По запросу уполномоченного органа ему представляется копия отчета.
- Фармацевтический инспекторат обеспечивает сохранность и конфиденциальность информации, содержащейся в документах инспекции.
Последующий контроль по итогам инспекции
16. В случае если при проведении инспекции были выявлены несоответствия, инспектируемый субъект в сфере обращения лекарственных препаратов в установленные руководством по качеству фармацевтического инспектората сроки, но не позднее 30 календарных дней со дня получения отчета, направляет в фармацевтический инспекторат ответ с приложением плана корректирующих и предупреждающих действий и отчета о его выполнении, с которыми должны быть ознакомлены ведущий инспектор и все члены инспекционной группы, проводившей инспекцию.
В течение 30 календарных дней со дня получения указанного ответа фармацевтический инспекторат осуществляет оценку содержащейся в нем информации и при необходимости выполняет повторную (контрольную) инспекцию. Результаты оценки и повторной (контрольной) инспекции доводятся до инспектируемого субъекта в порядке, предусмотренном разделом III настоящих Правил.
- В случае если инспектируемым субъектом в сфере обращения лекарственных средств представлены документальные свидетельства, подтверждающие выполнение корректирующих и предупреждающих действий, повторная (контрольная) инспекция может не проводиться.
- В случае если корректирующие и предупреждающие действия не признаются приемлемыми, обмен информацией, указанной в пункте 16 настоящих Правил, должен быть продолжен. Объем повторной (контрольной) инспекции должен соответствовать выявленным несоответствиям, а также корректирующим и предупреждающим действиям.
- Сертификат выдается при условии устранения всех критических и существенных несоответствий, а также прочих несоответствий, если в совокупности они представляют собой существенные несоответствия.
Порядок выдачи, приостановления и прекращения действия сертификата
20. Уполномоченный орган обеспечивает выдачу, приостановление, прекращение действия сертификата по результатам инспекции.
21. Для получения сертификата в заявительном порядке представляются следующие документы:
а) организацией-производителем (резидентом), расположенной на территории государства-члена:
- заявление;
- копия лицензии на осуществление деятельности по производству лекарственных средств (при наличии);
- копия досье производственного участка (мастер-файла) согласно части III правил надлежащей производственной практики;
- перечень лекарственных средств, производимых (планируемых к производству) на производственном участке;
б) организацией-производителем (нерезидентом):
- заявление на русском языке и при наличии соответствующих требований в законодательстве государства-члена на государственном языке государства-члена;
- заверенная копия документа, дающего право на осуществление деятельности по производству лекарственных средств на производственном участке;
- заверенная копия документа, выданного уполномоченным органом (уполномоченной организацией) страны производства лекарственных средств, о соответствии производства (производственного участка) требованиям правил надлежащей производственной практики, применяемых в стране производства (при наличии);
- копия досье (мастер-файла) производственного участка (на русском языке);
- перечень лекарственных средств, производимых (планируемых к производству) на производственном участке.
- Процедура инспекции включает в себя следующие этапы:
- а) прием и экспертизу представленных документов;
- б) согласование с субъектом в сфере обращения лекарственных средств сроков проведения инспекции и направление ему программы инспекции;
- в) проведение инспекции производственного участка;
- г) проведение лабораторных испытаний отобранных проб (образцов) материалов или продукции (при необходимости);
- д) составление отчета о проведении инспекции;
- е) принятие решения о выдаче сертификата или о невозможности выдачи сертификата.
- Заявления на получение сертификата, требования уполномоченных органов по проведению инспекции, решения о выдаче, отказе в выдаче, приостановлении и прекращении действия сертификатов регистрируются в порядке, установленном в руководстве по качеству фармацевтического инспектората.
- Сроки проведения отдельных этапов инспекции, указанных в пункте 22 настоящих Правил, устанавливаются в соответствии с законодательством государств-членов.
Срок выдачи сертификата не должен превышать 90 календарных дней после последнего дня последней инспекции.
- В случае выявления при проведении инспекции критических несоответствий требованиям правил надлежащей производственной практики фармацевтический инспекторат направляет в уполномоченный орган соответствующий отчет о выявленных несоответствиях, на основании которого уполномоченный орган может принять решение о приостановлении или прекращении действия сертификата, о чем письменно уведомляет проинспектированного субъекта в сфере обращения лекарственных средств, а также уполномоченные органы других государств-членов и Евразийскую экономическую комиссию.
Решение о приостановлении или прекращении действия разрешения (лицензии) на производство лекарственных средств принимается уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством государства-члена.
- В случае если инспектируемый субъект в сфере обращения лекарственных средств обжалует результаты фармацевтической инспекции, рассмотрение жалоб фармацевтическим инспекторатом осуществляется в порядке и сроки, установленные руководством по качеству фармацевтического инспектората.
Подача жалоб (апелляций) на решения фармацевтического инспектората осуществляется в порядке, установленном законодательством государств-членов.
- Сведения о выданных, отозванных сертификатах и сертификатах, действие которых приостановлено или прекращено, размещаются в базах данных уполномоченных органов и интегрированной инфоррмационной системе Союза.
Приложение №1 (Программа проведения фармацевтической инспекции производства лекарственных средств)
Приложение №2 (Форма бланка сертификата соответствия производителя требованиям правил надлежащей производственной практики Союза
Приложение №3 (Контрольный лист)
Приложение №4 (Отчет о проведении фармацевтической инфекции)
[1] В случае неоднократного проведения фармацевтических инспекций в отношении данного инспектируемого субъекта указываются даты всех предыдущих инспекций.
Источник