Информационная система лекарственного обеспечения это

Как устроена система ведения электронных рецептов

Гельзин Илья,
Руководитель разработки программного обеспечения

Гельзин Илья Евгеньевич

Руководитель команды «КМИС.Регион»

Оперативное руководство командой разработки региональной медицинской информационной системы «КМИС.Регион»

Биография

Родился в 1990 году. В 2013 г. окончил физико-технический факультет Петрозаводского государственного университета (ПетрГУ), квалификация — инженер по специальности “Информационно-измерительная техника и технологии”.

Опыт работы

В период с 2012 по 2013 г. принимал участие в проектировании, разработке и внедрении нового сегмента корпоративной вычислительной сети беспроводного доступа ПетрГУ от компании “Региональный Центр Новых Информационных Технологий”.

С 2013 г. работает в компании К-МИС. В период с 2013 по 2016 г. принимал участие в реализации проектов по автоматизации учреждений здравоохранения – от отдельных учреждений до региональных внедрений. Обладает руководящим опытом работы по проектированию, внедрению и сопровождению региональных информационных сервисов компании К-МИС. В 2017 г. возглавил отдел разработки региональных web-систем.

Увлечения

Спорт, музыка, автомобили, путешествия

Введение

В последнее время у нас в стране стала активно обсуждаться тема внедрения электронных рецептов и перехода на их безбумажное (полностью электронное) ведение по аналогии с тем, как это сейчас сделано с возможностью выписки электронных листков нетрудоспособности (этот вопрос детально разобран в статье http://www.kmis.ru/blog/ob-integratsii-meditsinskikh-informatsionnykh-sistem-s-eiis-sotsstrakh-v-chasti-vedeniia-elektronnykh-listkov-netrudosposobnosti).

Юридический взгляд

Начать нужно, конечно, с ответа на вопрос — а можно ли вообще выписывать электронные рецепты для ведения безбумажного обмена ими между медицинскими и фармацевтическими организациями? Ответ простой: да, можно! Начиная с 1 января 2018 г. региональные органы управления здравоохранением (ОУЗ) имеют полное право перейти на ведение электронных (безбумажных) рецептов на лекарственные средства. Согласно принятому 242-ФЗ, в федеральный закон № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (ст. 4, п. 53) внесено изменённое определение термина «рецепт на лекарственный препарат», которое, по сути, и разрешило выписку рецептов в электронном виде.

Действующее в настоящее время определение выглядит следующим образом:

«Рецепт на лекарственный препарат — медицинский документ установленной [прим.: приказами Минздрава] формы, содержащий назначение лекарственного препарата для медицинского применения, выданный медицинским работником в целях отпуска лекарственного препарата или его изготовления и отпуска на бумажном носителе или с согласия пациента или его законного представителя в форме электронного документа, подписанного с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинского работника, либо документ установленной формы, содержащий назначение лекарственного препарата для ветеринарного применения, выданный ветеринарным работником в целях отпуска лекарственного препарата или его изготовления и отпуска на бумажном носителе»

При этом п.4 ст.4 дает следующее определение лекарственного препарата:

«Лекарственные препараты — лекарственные средства в виде лекарственных форм, применяемые для профилактики, диагностики, лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности».

Таким образом, выписывать электронные (безбумажные) рецепты на лекарственные средства с точки зрения законодательства – можно. Обратим внимание, что законодатель не ограничивает возможность выписки только льготных электронных рецептов – можно выписывать и обычные рецепты.

Обратим внимание, что 242-ФЗ внес изменения в 61-ФЗ новую редакцию ст.6, согласно которой региональные ОУЗ получили право самостоятельно принимать решение о внедрении электронных рецептов, п.4 который гласит:

«К полномочиям органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации при обращении лекарственных средств относится: … принятие решения об использовании на территории субъекта Российской Федерации наряду с рецептами на лекарственные препараты, оформленными на бумажном носителе, рецептов на лекарственные препараты, сформированных в форме электронных документов.»

Однако при этом заметим, что речь идет именно о возможности выписать рецепт только на лекарственное средство. Законодатель не предусмотрел разрешение на выписку электронных рецептов на изделия медицинского назначения, очки и контактные линзы. Поэтому рецепты на них в настоящее время можно оформлять только в привычном бумажном виде.

С точки зрения действующего законодательства, если региональный регулятор в лице органа управления здравоохранением (ОУЗ) разработает и утвердит собственные соответствующие нормативные документы, то в таком регионе появится возможность перейти на ведение электронных рецептов.

Для того, чтобы обеспечить безбумажное ведение электронных рецептов, необходимо будет учесть несколько моментов:
1. Для выписки электронного рецепта пациент или его законный представитель должны будут оформить соответствующее письменное согласие. Законодателем не уточнено, как именно оформляется это согласие – на каждый рецепт или один раз на все лечение пациента в какой-то МО – это, видимо, необходимо будет решить региональному регулятору
2. Для придания электронному рецепту юридической силы необходимо использовать усиленную квалицированную электронную подпись (УКЭП) у всех медработников, имеющих право на выписку рецептов.

Читайте также:  Домашнее средство очистить духовку

Нормативное регулирование порядка выдачи (формирования) электронных рецептов Минздравом РФ в настоящий момент пока отсутствует.

Как должна быть устроена информационная система ведения электронных рецептов?

Для ведения электронных рецептов в субъекте РФ должна быть создана соответствующая информационная система обеспечения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, в том числе льготного лекарственного обеспечения. Такая система может быть представлена как автономным специализированным продуктом, так и являться частью общей региональной медицинской информационной системы (РМИС). Для краткости назовем далее такое решение «Региональной системой лекарственного обеспечения» (РСЛО).

В минимальном (базовом) уровне своего функционального развития РСЛО должна обеспечивать обслуживание рецептурных (льготных и обычных) назначений, включая:

  • учет выписанных рецептов на лекарственное обеспечение и приобретение изделий медицинского назначения, в том числе льготного;
  • учет сведений о результатах обслуживания рецептов в аптечной сети.

Расширенный уровень развития функциональных возможностей предусматривает следующее:

  • учет выписанных рецептов на лекарственное обеспечение и приобретение изделий медицинского назначения с проверкой уровня «льготности» пациента путем получения соответствующих первичных сведений из МИС МО, а также путем внесения данных о выписанных рецептах непосредственно в РМИС;
  • учет сведений о результатах обслуживания рецептов в аптечной сети;
  • ведение справочников лекарственных средств и изделий медицинского назначения, используемых в лекарственном обеспечении пациентов региона;
  • передачу сведений по рецептурному обеспечению пациентов из региональной подсистемы в подсистему федерального льготного лекарственного обеспечения, в соответствии с регламентами;
  • формирование необходимых отчетных форм для анализа информации о лекарственном обеспечении и обороте ЛС.

В соответствии с действующим Федеральным законом №425-ФЗ от 28.12.2017 года «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств»», РСЛО должна обеспечивать на каждом этапе движения лекарственного средства от их закупки до списания по конкретному рецепту интеграцию с ФГИСЗ МДЛП (ИС «Маркировка»), о чем у нас подробно рассказано тут http://www.kmis.ru/blog/o-sisteme-monitoringa-dvizheniia-lekarstv-na-osnove-markirovki-k-chemu-sleduet-podgotovitsia-mo-i-razrabotchikam-mis

Так как выписка рецептов осуществляется медицинскими работниками, автоматизация труда которых осуществляется соответствующими медицинскими информационными системами медицинской организации (МИС МО) – то конечно РСЛО обязана поддерживать интеграцию с ней любых МИС МО. Для этого в составе РСЛО должно быть реализовано соответствующее интеграционное API. Для редких случаев, когда по какой-то причине медицинский работник не подключен к МИС МО, должна обеспечиваться возможность внесения сведений о рецепте через пользовательский интерфейс самой РСЛО.

Кроме этого, РСЛО должна взаимодействовать в своей работе с информационной системой фармацевтической организации (ИС ФО), предназначенной для автоматизации деятельности аптечных и фармацевтических организаций и информационной поддержки их сотрудников. Как минимум, должна быть обеспечена передача данных о выписанных рецептах из РСЛО в ИС ФО, а также обратный процесс – передача сведений об отпуске лекарства по выписанному рецепту из РСЛО в МИС МО.

Очевидно, что для эффективного управления всей системой регионального лекарственного обеспечения, РСЛО должна предоставлять соответствующие аналитические возможности: формировать различные отчеты и сводки, обеспечивать данные, необходимые для прогнозирования потребности в лекарствах и процедурах из закупки и т.д.

Для работы такой системы потребуется множество справочников, включая главный из них – это справочник лекарственных средств (СЛС). Учитывая действующую нормативную базу, РСЛО должна базироваться на сервисах региональной нормативно-справочной информации (НСИ), включая интеграцию с федеральным «Паспортом МО» (ФРМО) и федеральным «Регистром медицинских работников» (ФРМР). В качестве справочника лекарственных средств должен использоваться Единый справочник классификатор лекарственных препаратов (ЕСКЛП), описание которого доступно на портале ЕГИСЗ.

Кроме этого, РСЛО должна поддерживать интеграцию с региональным реестром электронных медицинских документов (РЭМД), а через него – интеграцию с федеральным РЭМД, т.к. вполне может потребоваться передача электронных копий рецептов в личный кабинет пациента «Мое здоровье» ЕПГУ.

Схема работы регионального лекарственного обеспечения состоит в следующем:
1. Закупка лекарственных препаратов, осуществляется на основании Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 N 44-ФЗ. Нередко непосредственно процедурой закупки занимается отдельный региональный орган управления по госзакупкам, но бывают случаи – когда за это отвечает региональный Минздрав.
2. Получение закупленных лекарств на региональный склад, осуществляет фармацевтическая организация (ФО), нередко по форме собственности — это государственное унитарное предприятие. Роль ФО состоит в ведении регионального склада лекарств. Бывает, что в субъекте РФ их может быть несколько.
3. Передача лекарств в аптеки. По заявкам аптечных организацией (АО) лекарства передаются из регионального склада в склады и пункты отпуска соответствующий аптек.
4. Выписка рецепта осуществляется медицинскими работниками медицинских организаций.
5. Отпуск лекарственных средств осуществляется в аптеках (пунктах отпуска) по выписанным рецептам.
6. Вывод из оборота нереализованных лекарственных средств (списание и уничтожение) осуществляется ФО или АО.

Читайте также:  Если язва желудка как лечить с народными средствами

Схема работы региональной системы лекарственного обеспечения и ее взаимодействия с другими информационными системами в сфере здравоохранения представлена на рисунке ниже.

Как видно из схемы, создание информационной системы, которая бы обеспечивала в соответствии с действующим законодательством полноценную информационную поддержку ведения безбумажных электронных рецептов, не является такой уж и простой задачей. Тем не менее, в отдельных субъектах России такие проекты созданы и развиваются уже не первый год.

Источник

Алгоритм выписки рецепта по программе ИСЛО

ОПРЕДЕЛЕНИЕ:

ИСЛО- информационная система лекарственного обеспечения, выписка и обеспечение рецептов осуществляется в электронном формате.

РЕСУРСЫ:

  • Стол
  • Стулья
  • ручка
  • Компьютер, програмное обеспечение ( ИС ЛО, РПН, РДБ, КМИС «ДАМУ МЕД»)

Работа в портале ИС ЛО.

Цель: внедрение ИС ЛО, выработка общих правил выписки лекарственных средств на амбулаторном уровне в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи.

ДОКУМЕНТИРОВАНИЕ:

— Амбулаторная карта форма 025/у

-Статистическая карта амбулаторного пациента форма 025-5/у

-Журнал регистрации амбулаторных больных форма 05-301

-Паспорт участка форма 05-27

-журнал переписи населения

-журнал для учета бесплатных рецептов форма 05-03

Алгоритм выписки рецепта:

В целях рационального использования лекарственных средств на амбулаторном уровне лечения в соответствии с утвержденным Перечнем применяются следующие принципы:

— Диагноз подтвержден и верифицирован в соответствии с протоколами диагностики и лечения в целях подбора оптимальной фармокотерапии

— Лекарственные средства назначаются пациентам в соответствии с заболеваниями , категорией населения, показаниями, диспансерными группами и ограничениями к применению в соответствии с Перечнем

— В целях предотвращения полипрагмазии общее количество лекарственных средств, выписываемых одному пациенту не должно превышать пяти препаратов в рамках Перечня , выписанных в установленном Правительством Республики казахстан порядке. Назначение большего количества лекарственных средств , производится по решению консилиума медицинской организации.

— Назначаемые лекарственные средства в соответствии с утвержденным Перечнем выписываются по рецепту на одного пациента не более 1 раза в месяц. При длительном курсовом лечении пациенту выписывается достаточное на 1 месяц количество лекарственных средств.

— При этом , на одном бланке может быть выписано одно лекарственное средство.

— Режим дозирования, лекарственные формы, продолжительность лечения, комбинирование препаратов соответствует степени тяжести заболевания, возрасту и физиологическому состоянию (например , беременность) пациентов в целях проведения оптимальной и безопасной фармакотерапии.

— Выписка рецептов производится с внесением данных пациента в Регистр в соответствии с утвержденным Перечнем и при наличии прикрипления данного пациента к организации, имеющими право на выписку рецептов на лекарственные средства.

Алгоритм действий:

— Дображелательно приветствовать пациента.

— Устанавливает доверительные отношения с пациентом

— Идентифицировать личность на амбулаторной карте форма 025/у и базе РПН.

— Сверяет данные по порталу РДБ о том , что больной состоит на диспансерном учете.

— Регистрирует больного в журнале амбулаторного приема форма F38-001

— Делает запись в амбулаторную карту: жалобы, анамнез заболевания.

— Выписывает рецепты в объеме гарантированной бесплатной медицинской помощи.

— Сведения о назначениях лекарственных средств и продолжении терапии вносить в «Контрольную карту диспансерного наблюдения больного» (форма 30-6/у) не реже 1 раа в месяц.

Индикаторы эффективности: Рациональное использование лекарственных средств, стабилизация/улучшениесостояния пациента, уменьшение качества или отсутствие обострений заболеваний и их осложнений, улучшение качества жизни пациента.

ПРИМЕЧАНИЕ:

— Кодекс Республики Казахстан от 18.09.2009 года «О здоровье народа и системе здравоохранения».

— Трудовой кодекс Республики Казахстан от 13.11.2015г №414-V;

— Приказ Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 30.04.2015г №304 «Правила и условия оказания платных услуг в организациях здравоохранения».

— Устав Городской клинической больницы №5 на ПВХ .

— Приказ и.о. Министра здравоохранения РК от 28.04.2015г. №281 «Правила оказания первичной медико-санитарной помощи и Правил прикрепления граждан к организациям первичной медико-санитарной помощи»

— Приказ Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 3 февраля 2016 года № 85 «Об утверждении Стандарта организации оказания первичной медико-санитарной помощи в Республике Казахстан»

— Приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан от 27 октября 2010 года № 850 «Об утверждении минимальных стандартов (нормативов) оснащения медицинской техникой и изделиями медицинского назначения государственных организаций здравоохранения».

— Приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан от 31 мая 2017 года № 357 «Об утверждении санитарных правил «Санитарно-эпидемиологические требования к объектам здравоохранения».

— Приказ Председателя Комитета государственного санитарно-эпидемиологического надзора Министерства здравоохранения Республики Казахстан 23. 04.2013 № 111 «Об утверждении методических рекомендаций по обработке рук сотрудников медицинских организаций Республики Казахстан».

— Постановления Правительства Республики Казахстан от 7 июня 2017 года № 397«Об утверждении Правил выбора поставщика услуг по оказанию гарантированного объема бесплатной медицинской помощи и возмещения его затрат»

— Приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан №995 от 25.12.2017г. О внесении изменений и дополнений в приказ и.о. Министра здравоохранения РК от 10 ноября 2009 г. №685 «Об утверждении Правил проведения профилактических медицинских осмотров целевых групп населения»

Читайте также:  Лекарственные препараты при онкозаболеваниях

— Приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан №105 дополнение к №666 от 29.08.2017г.

— Приказ МЗ РК от 24.03.2017 года № 92 «О внесении изменений и дополнений в приказ исполняющего обязанности Министра здравоохранения Республики Казахстан от 23 ноября 2010 года № 907 «Об утверждении форм первичной медицинской документации организаций здравоохранения»

— Приказ МЗСР РК № 281 от 28.04.2015г. «Об утверждении Правил оказания первичной медико-санитарной помощи и Правил прикрепления граждан к организациям первичной медико-санитарной помощи» . Зарегистрирован в МЮ РК РК 04.06.2015г. №11268.

— Приказ №КР ДСМ 10 МЗСР РК от 05.09.2018 г. «Об утверждении для медицинских организаций, финансируемых из республиканского бюджета, тарифов на медицинские расходы, поправочных коэффициентов и коэффициентов затратоемкости».

— Приказ МЗ РК № 302 от 05.06.2014 О внесении изменения в приказ МЗ РК от 3.07.2010 г. №492 «Об утверждении Инструкции по организации плановой госпитализации в стационар в рамках ГОБМП через Портал бюро госпитализации»

— Приказ МЗ РК от 03.07.2012 года № 452«О мерах совершенствования медицинской помощи беременным женщинам, роженицам, родильницам и женщинам фертильного возраста»

— Приказ МЗ РК от 26.02.2012 года № 885 «Об утверждении протоколов (стандартов) диспансеризации больных с хроническими формами заболеваний»

— Приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан от 31 мая 2017 года № 357 «Об утверждении санитарных правил «Санитарно-эпидемиологические требования к объектам здравоохранения».

— Программа повышения качества медицинских услуг больницы.

— Программа по управлению рисками больницы.

— Приказы главного врача

АЛГОРИТМ ВЕДЕНИЯ ПРОГРАММЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ:

ОПРЕДЕЛЕНИЯ:

ПУЗ – это программа, направленная на снижение затрат здравоохранения и улучшения качества жизни лиц с хроническими заболеваниями путем предотвращения или минимизации последствий заболевания с помощью интегрированной помощи.

Цель: преобразования в вопросах профилактики и борьбы с хроническими неинфекционными заболеваниями, в повышении солидарной ответственности пациентов за свое здоровье, улучшения взаимодействия медицинского персонала и использования всех имеющихся ресурсов, направленных на предотвращение возможных осложнений или утяжеления состояний.

РЕСУРСЫ:

3.Компьютеры с программным обеспечением (РПН, АПП, ЭРДБ, МИС)

8. Весы, ростомер

ДОКУМЕНТИРОВАНИЕ:

— Амбулаторная карта форма 025/у

— Выписка из амбулаторной карты форма 027/у

— Контрольная карта диспансерного наблюдения форма 030/у

— Направление на общий анализ мочи форма 210/у

— Направление на общий анализ крови форма 224/у

— Направление на биохимический анализ крови форма 228/у

— Протоколы УЗИ исследований форма 247-1/у

— Журнал регистрации амбулаторных больных форма 05-301

— Паспорт участка форма 05-27

— Журнал переписи населения форма 05-28

— Журнал учета работы на дому участковой медсестры форма 05-34

— Журнал «Группа риска» форма 05-27

Алгоритм действий:

1. Выявление пациента именно с патологиями, которые выбраны в рамках ПУЗ

2. Анкетирование и приглашение к участию в ПУЗ

3. Ознакомление с программой ПУЗ

4. Заключение договора по программе ПУЗ

  1. Обучение пациентов
  2. Направить пациента в школы здоровья организаций ПМСП.
  3. Организация контакта с участковым терапевтом
  4. Организация работы мультидисциплинарной группы.
  5. Мониторинг данных и оценка результатов.

В настоящей процедуре использованы следующие определения и сокращения:

МСЭ – медико-социальная экспертиза;

— РПН – регистр прикрепленного населения;

— АД – артериальное давление;

ЧСС – частота сердечных сокращений;

— ЧДД – частота дыхательных движений

МАРШРУТ ПАЦИЕНТА С ХРОНИЧЕСКИМ ЗАБОЛЕВАНИЕМ:

1. Посещение врача общей практики/участкового терапевта с привлечением профильных специалистов поликлиники, т.е. членов мультидисциплинарной группы.

2. Обсуждение индивидуального плана лечения.

3. Разработка плана кратких действий для самоменеджмента.

4. Оформление карты наблюдения с учетом результатов лабораторного и инструментального обследования.

5. Определение статуса заболевания для дальнейшего графика посещения врача общей практики/участкового терапевта

6. Мониторинг показателей: уровень глюкозы, ЛПНВ, ЛПВП, ТГ, АД и других показателей.

ПРИМЕЧАНИЯ:

— Кодекс Республики Казахстан от 18.09.2009 года «О здоровье народа и системе здравоохранения».

— Приказ и.о. Министра здравоохранения РК от 28.04.2015г. №281 «Правила оказания первичной медико-санитарной помощи и Правил прикрепления граждан к организациям первичной медико-санитарной помощи»

— Приказ Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 3 февраля 2016 года № 85 «Об утверждении Стандарта организации оказания первичной медико-санитарной помощи в Республике Казахстан

— Приказ Министра здравоохранения РК от 11.06.2018г.№ 348 «О некоторых вопросах управления хроническими неинфекционными заболеваниями»

— Программа повышения качества медицинских услуг больницы.

— Программа по управлению рисками больницы.

— Приказы главного врача

Дата добавления: 2019-01-14 ; просмотров: 2413 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Оцените статью