Как устроена система ведения электронных рецептов
Гельзин Илья,
Руководитель разработки программного обеспечения
Гельзин Илья Евгеньевич
Руководитель команды «КМИС.Регион»
Оперативное руководство командой разработки региональной медицинской информационной системы «КМИС.Регион»
Биография
Родился в 1990 году. В 2013 г. окончил физико-технический факультет Петрозаводского государственного университета (ПетрГУ), квалификация — инженер по специальности “Информационно-измерительная техника и технологии”.
Опыт работы
В период с 2012 по 2013 г. принимал участие в проектировании, разработке и внедрении нового сегмента корпоративной вычислительной сети беспроводного доступа ПетрГУ от компании “Региональный Центр Новых Информационных Технологий”.
С 2013 г. работает в компании К-МИС. В период с 2013 по 2016 г. принимал участие в реализации проектов по автоматизации учреждений здравоохранения – от отдельных учреждений до региональных внедрений. Обладает руководящим опытом работы по проектированию, внедрению и сопровождению региональных информационных сервисов компании К-МИС. В 2017 г. возглавил отдел разработки региональных web-систем.
Увлечения
Спорт, музыка, автомобили, путешествия
Введение
В последнее время у нас в стране стала активно обсуждаться тема внедрения электронных рецептов и перехода на их безбумажное (полностью электронное) ведение по аналогии с тем, как это сейчас сделано с возможностью выписки электронных листков нетрудоспособности (этот вопрос детально разобран в статье http://www.kmis.ru/blog/ob-integratsii-meditsinskikh-informatsionnykh-sistem-s-eiis-sotsstrakh-v-chasti-vedeniia-elektronnykh-listkov-netrudosposobnosti).
Юридический взгляд
Начать нужно, конечно, с ответа на вопрос — а можно ли вообще выписывать электронные рецепты для ведения безбумажного обмена ими между медицинскими и фармацевтическими организациями? Ответ простой: да, можно! Начиная с 1 января 2018 г. региональные органы управления здравоохранением (ОУЗ) имеют полное право перейти на ведение электронных (безбумажных) рецептов на лекарственные средства. Согласно принятому 242-ФЗ, в федеральный закон № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (ст. 4, п. 53) внесено изменённое определение термина «рецепт на лекарственный препарат», которое, по сути, и разрешило выписку рецептов в электронном виде.
Действующее в настоящее время определение выглядит следующим образом:
«Рецепт на лекарственный препарат — медицинский документ установленной [прим.: приказами Минздрава] формы, содержащий назначение лекарственного препарата для медицинского применения, выданный медицинским работником в целях отпуска лекарственного препарата или его изготовления и отпуска на бумажном носителе или с согласия пациента или его законного представителя в форме электронного документа, подписанного с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинского работника, либо документ установленной формы, содержащий назначение лекарственного препарата для ветеринарного применения, выданный ветеринарным работником в целях отпуска лекарственного препарата или его изготовления и отпуска на бумажном носителе»
При этом п.4 ст.4 дает следующее определение лекарственного препарата:
«Лекарственные препараты — лекарственные средства в виде лекарственных форм, применяемые для профилактики, диагностики, лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности».
Таким образом, выписывать электронные (безбумажные) рецепты на лекарственные средства с точки зрения законодательства – можно. Обратим внимание, что законодатель не ограничивает возможность выписки только льготных электронных рецептов – можно выписывать и обычные рецепты.
Обратим внимание, что 242-ФЗ внес изменения в 61-ФЗ новую редакцию ст.6, согласно которой региональные ОУЗ получили право самостоятельно принимать решение о внедрении электронных рецептов, п.4 который гласит:
«К полномочиям органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации при обращении лекарственных средств относится: … принятие решения об использовании на территории субъекта Российской Федерации наряду с рецептами на лекарственные препараты, оформленными на бумажном носителе, рецептов на лекарственные препараты, сформированных в форме электронных документов.»
Однако при этом заметим, что речь идет именно о возможности выписать рецепт только на лекарственное средство. Законодатель не предусмотрел разрешение на выписку электронных рецептов на изделия медицинского назначения, очки и контактные линзы. Поэтому рецепты на них в настоящее время можно оформлять только в привычном бумажном виде.
С точки зрения действующего законодательства, если региональный регулятор в лице органа управления здравоохранением (ОУЗ) разработает и утвердит собственные соответствующие нормативные документы, то в таком регионе появится возможность перейти на ведение электронных рецептов.
Для того, чтобы обеспечить безбумажное ведение электронных рецептов, необходимо будет учесть несколько моментов:
1. Для выписки электронного рецепта пациент или его законный представитель должны будут оформить соответствующее письменное согласие. Законодателем не уточнено, как именно оформляется это согласие – на каждый рецепт или один раз на все лечение пациента в какой-то МО – это, видимо, необходимо будет решить региональному регулятору
2. Для придания электронному рецепту юридической силы необходимо использовать усиленную квалицированную электронную подпись (УКЭП) у всех медработников, имеющих право на выписку рецептов.
Нормативное регулирование порядка выдачи (формирования) электронных рецептов Минздравом РФ в настоящий момент пока отсутствует.
Как должна быть устроена информационная система ведения электронных рецептов?
Для ведения электронных рецептов в субъекте РФ должна быть создана соответствующая информационная система обеспечения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, в том числе льготного лекарственного обеспечения. Такая система может быть представлена как автономным специализированным продуктом, так и являться частью общей региональной медицинской информационной системы (РМИС). Для краткости назовем далее такое решение «Региональной системой лекарственного обеспечения» (РСЛО).
В минимальном (базовом) уровне своего функционального развития РСЛО должна обеспечивать обслуживание рецептурных (льготных и обычных) назначений, включая:
- учет выписанных рецептов на лекарственное обеспечение и приобретение изделий медицинского назначения, в том числе льготного;
- учет сведений о результатах обслуживания рецептов в аптечной сети.
Расширенный уровень развития функциональных возможностей предусматривает следующее:
- учет выписанных рецептов на лекарственное обеспечение и приобретение изделий медицинского назначения с проверкой уровня «льготности» пациента путем получения соответствующих первичных сведений из МИС МО, а также путем внесения данных о выписанных рецептах непосредственно в РМИС;
- учет сведений о результатах обслуживания рецептов в аптечной сети;
- ведение справочников лекарственных средств и изделий медицинского назначения, используемых в лекарственном обеспечении пациентов региона;
- передачу сведений по рецептурному обеспечению пациентов из региональной подсистемы в подсистему федерального льготного лекарственного обеспечения, в соответствии с регламентами;
- формирование необходимых отчетных форм для анализа информации о лекарственном обеспечении и обороте ЛС.
В соответствии с действующим Федеральным законом №425-ФЗ от 28.12.2017 года «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств»», РСЛО должна обеспечивать на каждом этапе движения лекарственного средства от их закупки до списания по конкретному рецепту интеграцию с ФГИСЗ МДЛП (ИС «Маркировка»), о чем у нас подробно рассказано тут http://www.kmis.ru/blog/o-sisteme-monitoringa-dvizheniia-lekarstv-na-osnove-markirovki-k-chemu-sleduet-podgotovitsia-mo-i-razrabotchikam-mis
Так как выписка рецептов осуществляется медицинскими работниками, автоматизация труда которых осуществляется соответствующими медицинскими информационными системами медицинской организации (МИС МО) – то конечно РСЛО обязана поддерживать интеграцию с ней любых МИС МО. Для этого в составе РСЛО должно быть реализовано соответствующее интеграционное API. Для редких случаев, когда по какой-то причине медицинский работник не подключен к МИС МО, должна обеспечиваться возможность внесения сведений о рецепте через пользовательский интерфейс самой РСЛО.
Кроме этого, РСЛО должна взаимодействовать в своей работе с информационной системой фармацевтической организации (ИС ФО), предназначенной для автоматизации деятельности аптечных и фармацевтических организаций и информационной поддержки их сотрудников. Как минимум, должна быть обеспечена передача данных о выписанных рецептах из РСЛО в ИС ФО, а также обратный процесс – передача сведений об отпуске лекарства по выписанному рецепту из РСЛО в МИС МО.
Очевидно, что для эффективного управления всей системой регионального лекарственного обеспечения, РСЛО должна предоставлять соответствующие аналитические возможности: формировать различные отчеты и сводки, обеспечивать данные, необходимые для прогнозирования потребности в лекарствах и процедурах из закупки и т.д.
Для работы такой системы потребуется множество справочников, включая главный из них – это справочник лекарственных средств (СЛС). Учитывая действующую нормативную базу, РСЛО должна базироваться на сервисах региональной нормативно-справочной информации (НСИ), включая интеграцию с федеральным «Паспортом МО» (ФРМО) и федеральным «Регистром медицинских работников» (ФРМР). В качестве справочника лекарственных средств должен использоваться Единый справочник классификатор лекарственных препаратов (ЕСКЛП), описание которого доступно на портале ЕГИСЗ.
Кроме этого, РСЛО должна поддерживать интеграцию с региональным реестром электронных медицинских документов (РЭМД), а через него – интеграцию с федеральным РЭМД, т.к. вполне может потребоваться передача электронных копий рецептов в личный кабинет пациента «Мое здоровье» ЕПГУ.
Схема работы регионального лекарственного обеспечения состоит в следующем:
1. Закупка лекарственных препаратов, осуществляется на основании Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 N 44-ФЗ. Нередко непосредственно процедурой закупки занимается отдельный региональный орган управления по госзакупкам, но бывают случаи – когда за это отвечает региональный Минздрав.
2. Получение закупленных лекарств на региональный склад, осуществляет фармацевтическая организация (ФО), нередко по форме собственности — это государственное унитарное предприятие. Роль ФО состоит в ведении регионального склада лекарств. Бывает, что в субъекте РФ их может быть несколько.
3. Передача лекарств в аптеки. По заявкам аптечных организацией (АО) лекарства передаются из регионального склада в склады и пункты отпуска соответствующий аптек.
4. Выписка рецепта осуществляется медицинскими работниками медицинских организаций.
5. Отпуск лекарственных средств осуществляется в аптеках (пунктах отпуска) по выписанным рецептам.
6. Вывод из оборота нереализованных лекарственных средств (списание и уничтожение) осуществляется ФО или АО.
Схема работы региональной системы лекарственного обеспечения и ее взаимодействия с другими информационными системами в сфере здравоохранения представлена на рисунке ниже.
Как видно из схемы, создание информационной системы, которая бы обеспечивала в соответствии с действующим законодательством полноценную информационную поддержку ведения безбумажных электронных рецептов, не является такой уж и простой задачей. Тем не менее, в отдельных субъектах России такие проекты созданы и развиваются уже не первый год.
Источник
Алгоритм выписки рецепта по программе ИСЛО
ОПРЕДЕЛЕНИЕ:
ИСЛО- информационная система лекарственного обеспечения, выписка и обеспечение рецептов осуществляется в электронном формате.
РЕСУРСЫ:
- Стол
- Стулья
- ручка
- Компьютер, програмное обеспечение ( ИС ЛО, РПН, РДБ, КМИС «ДАМУ МЕД»)
Работа в портале ИС ЛО.
Цель: внедрение ИС ЛО, выработка общих правил выписки лекарственных средств на амбулаторном уровне в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи.
ДОКУМЕНТИРОВАНИЕ:
— Амбулаторная карта форма 025/у
-Статистическая карта амбулаторного пациента форма 025-5/у
-Журнал регистрации амбулаторных больных форма 05-301
-Паспорт участка форма 05-27
-журнал переписи населения
-журнал для учета бесплатных рецептов форма 05-03
Алгоритм выписки рецепта:
В целях рационального использования лекарственных средств на амбулаторном уровне лечения в соответствии с утвержденным Перечнем применяются следующие принципы:
— Диагноз подтвержден и верифицирован в соответствии с протоколами диагностики и лечения в целях подбора оптимальной фармокотерапии
— Лекарственные средства назначаются пациентам в соответствии с заболеваниями , категорией населения, показаниями, диспансерными группами и ограничениями к применению в соответствии с Перечнем
— В целях предотвращения полипрагмазии общее количество лекарственных средств, выписываемых одному пациенту не должно превышать пяти препаратов в рамках Перечня , выписанных в установленном Правительством Республики казахстан порядке. Назначение большего количества лекарственных средств , производится по решению консилиума медицинской организации.
— Назначаемые лекарственные средства в соответствии с утвержденным Перечнем выписываются по рецепту на одного пациента не более 1 раза в месяц. При длительном курсовом лечении пациенту выписывается достаточное на 1 месяц количество лекарственных средств.
— При этом , на одном бланке может быть выписано одно лекарственное средство.
— Режим дозирования, лекарственные формы, продолжительность лечения, комбинирование препаратов соответствует степени тяжести заболевания, возрасту и физиологическому состоянию (например , беременность) пациентов в целях проведения оптимальной и безопасной фармакотерапии.
— Выписка рецептов производится с внесением данных пациента в Регистр в соответствии с утвержденным Перечнем и при наличии прикрипления данного пациента к организации, имеющими право на выписку рецептов на лекарственные средства.
Алгоритм действий:
— Дображелательно приветствовать пациента.
— Устанавливает доверительные отношения с пациентом
— Идентифицировать личность на амбулаторной карте форма 025/у и базе РПН.
— Сверяет данные по порталу РДБ о том , что больной состоит на диспансерном учете.
— Регистрирует больного в журнале амбулаторного приема форма F38-001
— Делает запись в амбулаторную карту: жалобы, анамнез заболевания.
— Выписывает рецепты в объеме гарантированной бесплатной медицинской помощи.
— Сведения о назначениях лекарственных средств и продолжении терапии вносить в «Контрольную карту диспансерного наблюдения больного» (форма 30-6/у) не реже 1 раа в месяц.
Индикаторы эффективности: Рациональное использование лекарственных средств, стабилизация/улучшениесостояния пациента, уменьшение качества или отсутствие обострений заболеваний и их осложнений, улучшение качества жизни пациента.
ПРИМЕЧАНИЕ:
— Кодекс Республики Казахстан от 18.09.2009 года «О здоровье народа и системе здравоохранения».
— Трудовой кодекс Республики Казахстан от 13.11.2015г №414-V;
— Приказ Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 30.04.2015г №304 «Правила и условия оказания платных услуг в организациях здравоохранения».
— Устав Городской клинической больницы №5 на ПВХ .
— Приказ и.о. Министра здравоохранения РК от 28.04.2015г. №281 «Правила оказания первичной медико-санитарной помощи и Правил прикрепления граждан к организациям первичной медико-санитарной помощи»
— Приказ Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 3 февраля 2016 года № 85 «Об утверждении Стандарта организации оказания первичной медико-санитарной помощи в Республике Казахстан»
— Приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан от 27 октября 2010 года № 850 «Об утверждении минимальных стандартов (нормативов) оснащения медицинской техникой и изделиями медицинского назначения государственных организаций здравоохранения».
— Приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан от 31 мая 2017 года № 357 «Об утверждении санитарных правил «Санитарно-эпидемиологические требования к объектам здравоохранения».
— Приказ Председателя Комитета государственного санитарно-эпидемиологического надзора Министерства здравоохранения Республики Казахстан 23. 04.2013 № 111 «Об утверждении методических рекомендаций по обработке рук сотрудников медицинских организаций Республики Казахстан».
— Постановления Правительства Республики Казахстан от 7 июня 2017 года № 397«Об утверждении Правил выбора поставщика услуг по оказанию гарантированного объема бесплатной медицинской помощи и возмещения его затрат»
— Приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан №995 от 25.12.2017г. О внесении изменений и дополнений в приказ и.о. Министра здравоохранения РК от 10 ноября 2009 г. №685 «Об утверждении Правил проведения профилактических медицинских осмотров целевых групп населения»
— Приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан №105 дополнение к №666 от 29.08.2017г.
— Приказ МЗ РК от 24.03.2017 года № 92 «О внесении изменений и дополнений в приказ исполняющего обязанности Министра здравоохранения Республики Казахстан от 23 ноября 2010 года № 907 «Об утверждении форм первичной медицинской документации организаций здравоохранения»
— Приказ МЗСР РК № 281 от 28.04.2015г. «Об утверждении Правил оказания первичной медико-санитарной помощи и Правил прикрепления граждан к организациям первичной медико-санитарной помощи» . Зарегистрирован в МЮ РК РК 04.06.2015г. №11268.
— Приказ №КР ДСМ 10 МЗСР РК от 05.09.2018 г. «Об утверждении для медицинских организаций, финансируемых из республиканского бюджета, тарифов на медицинские расходы, поправочных коэффициентов и коэффициентов затратоемкости».
— Приказ МЗ РК № 302 от 05.06.2014 О внесении изменения в приказ МЗ РК от 3.07.2010 г. №492 «Об утверждении Инструкции по организации плановой госпитализации в стационар в рамках ГОБМП через Портал бюро госпитализации»
— Приказ МЗ РК от 03.07.2012 года № 452«О мерах совершенствования медицинской помощи беременным женщинам, роженицам, родильницам и женщинам фертильного возраста»
— Приказ МЗ РК от 26.02.2012 года № 885 «Об утверждении протоколов (стандартов) диспансеризации больных с хроническими формами заболеваний»
— Приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан от 31 мая 2017 года № 357 «Об утверждении санитарных правил «Санитарно-эпидемиологические требования к объектам здравоохранения».
— Программа повышения качества медицинских услуг больницы.
— Программа по управлению рисками больницы.
— Приказы главного врача
АЛГОРИТМ ВЕДЕНИЯ ПРОГРАММЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ:
ОПРЕДЕЛЕНИЯ:
ПУЗ – это программа, направленная на снижение затрат здравоохранения и улучшения качества жизни лиц с хроническими заболеваниями путем предотвращения или минимизации последствий заболевания с помощью интегрированной помощи.
Цель: преобразования в вопросах профилактики и борьбы с хроническими неинфекционными заболеваниями, в повышении солидарной ответственности пациентов за свое здоровье, улучшения взаимодействия медицинского персонала и использования всех имеющихся ресурсов, направленных на предотвращение возможных осложнений или утяжеления состояний.
РЕСУРСЫ:
3.Компьютеры с программным обеспечением (РПН, АПП, ЭРДБ, МИС)
8. Весы, ростомер
ДОКУМЕНТИРОВАНИЕ:
— Амбулаторная карта форма 025/у
— Выписка из амбулаторной карты форма 027/у
— Контрольная карта диспансерного наблюдения форма 030/у
— Направление на общий анализ мочи форма 210/у
— Направление на общий анализ крови форма 224/у
— Направление на биохимический анализ крови форма 228/у
— Протоколы УЗИ исследований форма 247-1/у
— Журнал регистрации амбулаторных больных форма 05-301
— Паспорт участка форма 05-27
— Журнал переписи населения форма 05-28
— Журнал учета работы на дому участковой медсестры форма 05-34
— Журнал «Группа риска» форма 05-27
Алгоритм действий:
1. Выявление пациента именно с патологиями, которые выбраны в рамках ПУЗ
2. Анкетирование и приглашение к участию в ПУЗ
3. Ознакомление с программой ПУЗ
4. Заключение договора по программе ПУЗ
- Обучение пациентов
- Направить пациента в школы здоровья организаций ПМСП.
- Организация контакта с участковым терапевтом
- Организация работы мультидисциплинарной группы.
- Мониторинг данных и оценка результатов.
В настоящей процедуре использованы следующие определения и сокращения:
— МСЭ – медико-социальная экспертиза;
— РПН – регистр прикрепленного населения;
— АД – артериальное давление;
— ЧСС – частота сердечных сокращений;
— ЧДД – частота дыхательных движений
МАРШРУТ ПАЦИЕНТА С ХРОНИЧЕСКИМ ЗАБОЛЕВАНИЕМ:
1. Посещение врача общей практики/участкового терапевта с привлечением профильных специалистов поликлиники, т.е. членов мультидисциплинарной группы.
2. Обсуждение индивидуального плана лечения.
3. Разработка плана кратких действий для самоменеджмента.
4. Оформление карты наблюдения с учетом результатов лабораторного и инструментального обследования.
5. Определение статуса заболевания для дальнейшего графика посещения врача общей практики/участкового терапевта
6. Мониторинг показателей: уровень глюкозы, ЛПНВ, ЛПВП, ТГ, АД и других показателей.
ПРИМЕЧАНИЯ:
— Кодекс Республики Казахстан от 18.09.2009 года «О здоровье народа и системе здравоохранения».
— Приказ и.о. Министра здравоохранения РК от 28.04.2015г. №281 «Правила оказания первичной медико-санитарной помощи и Правил прикрепления граждан к организациям первичной медико-санитарной помощи»
— Приказ Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 3 февраля 2016 года № 85 «Об утверждении Стандарта организации оказания первичной медико-санитарной помощи в Республике Казахстан
— Приказ Министра здравоохранения РК от 11.06.2018г.№ 348 «О некоторых вопросах управления хроническими неинфекционными заболеваниями»
— Программа повышения качества медицинских услуг больницы.
— Программа по управлению рисками больницы.
— Приказы главного врача
Дата добавления: 2019-01-14 ; просмотров: 2413 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Источник