Импортозамещение лекарственных препаратов это

Фарма-2021: актуальные тенденции

virinaflora / Depositphotos.com

Пандемия новой коронавирусной инфекции стала настоящим вызовом для фармацевтического рынка России. Вынужденные ограничения заставили многие страны пересмотреть допуск лекарственных препаратов для медицинского применения. Как отметила глава евразийского подразделения «Босналек» Валентина Бучнева, для фармацевтического рынка 2020 год стал своего рода проверкой на прочность и во многом определил вектор развития на последующие годы. Помимо коронавируса, серьезное влияние на индустрию оказало усиление государственного регулирования и старт нескольких масштабных инициатив, к которым участники были готовы не в полной мере.

Промежуточные итоги программы «Фарма-2030»

В 2018 году был принят указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», одной из задач которых стала разработка национальной программы по направлению здравоохранения – Стратегии развития фармацевтической промышленности РФ на период до 2030 года (далее – Фарма-2030).

Подробнее о программе читайте в нашем материале

Член комитета Госдумы по охране здоровья Александр Петров на мероприятии «Фарма 2021: вызовы и перспективы» ИД «Коммерсант» оценил промежуточные достижения результатов программы в соответствии с заданными параметрами. По словам чиновника, физические – в виде количества производимых лекарственных препаратов – и финансовые показатели радуют, однако, по состоянию на март 2021 года фармацевтический рынок все еще представляется отстающим. Основную обеспокоенность вызывает производство жизненно важных лекарственных препаратов, производство которых по полному циклу должна достигать 90% от общего количества. Александр Петров считает, что выход на этот показатель гарантирует первый этап лекарственного обеспечения населения.

При достижении целей программы «Фарма-2030» предлагается сделать основной акцент на потребности по определенным группам препаратов. Глава Союза профессиональных фармацевтических организаций Лилия Титова считает, что в преференции государства должна находиться обязанность по предоставлению информации по товародвижению всех препаратов на рынке России. К такой информации относится местонахождение и количество препаратов на складах, в производстве, в аптеках. Эксперт полагает, что с соответствующей задачей может успешно справиться внедрение цифровой маркировки – механизм позволит отобразить реальную картину соответствующих сведений о препарате, а такая информация поможет более точно спрогнозировать потребность. На данный момент такое прогнозирование компании осуществляют на основании данных, которые предоставляют аналитические агентства, а потребность формируется с небольшим допуском. Напротив, система мониторинга наглядно продемонстрирует местонахождение товара и отобразит более четкую потребность.

Хотя на сегодняшний день российский фармрынок не может соперничать с лидерами отрасли, в целом он показывает положительную динамику развития, заметила Валентина Бучнева. Появляются новые заводы, растут отечественные производители, а объем качественных дженериков постоянно увеличивается. Но пока все еще преждевременно говорить о российском рынке как о независимом — поскольку основная доля фармацевтических субстанций для разработки лекарственных препаратов привозится из других стран: Китая, Индии, стран Европы. Чтобы ситуация изменилась, собственные субстанции должны охватывать не менее 50% производства, считает эксперт.

Новое в законодательном регулировании фармацевтической отрасли

Валентина Бучнева отметила, что если говорить о безусловно положительных инициативах, в первую очередь следует назвать законодательное регулирование онлайн-торговли лекарственными препаратами (Федеральный закон от 3 апреля 2020 г. № 105-ФЗ «О внесении изменений в статью 15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств»). Пандемия помогла сдвинуть ситуацию с мертвой точки, и проекту, который до этого обсуждался годами, наконец был дан старт. Со своей стороны, потребители быстро привыкли заказывать лекарства на дом: по данным DSM, суммарная стоимость проданных через интернет лекарств за год достигла 14 млрд рублей.

Но история с разрешением дистанционной продажи лекарств еще далека от завершения, подчеркнула эксперт. Так, существующие правила онлайн-торговли (например, требование о наличии не менее 10 аптек в регионе) ограничивают выход на рынок для многих ритейлеров.

Другим важным событием для рынка стал запуск программы по маркировке лекарственных препаратов (Постановление Правительства РФ от 2 ноября 2020 г. № 1779 «О внесении изменений в Положение о системе мониторинга движения лекарственных препаратов для медицинского применения»). По своей сути маркировка направлена на повышение прозрачности товарооборота и призвана исключить возможность незаконных перемещений лекарств и контрафакта, отметила Валентина Бучнева. Но рынок оказался не в полной мере готов к столь масштабной инициативе — а на фоне пандемии, вызвавшей ажиотажный спрос на лекарства, ситуация осложнилась еще больше. Все это привело к ряду проблем, в том числе к увеличению срока отпуска лекарств и осеннему дефициту препаратов в аптеках. Тем не менее, Центр развития перспективных технологий – оператор системы маркировки – старается оперативно реагировать на все возникающие трудности — например, осенью работа системы была переведена в упрощенный режим. По мнению эксперта, система маркировки заработает в полной мере уже в ближайшем времени, и ее преимущества ощутят на себе все участники рынка.

Налоговый вычет за лекарственные средства

Лилия Титова отметила, что одним из инструментов, позволяющим увеличить доступность лекарственных препаратов с помощью механизма возмещения, является получение налогового вычета в сумме расходов на лекарственные средства. Александр Петров высказал обеспокоенность по данному вопросу: по словам чиновника, данный инструмент не используется широко населением, поэтому следует информировать население о наличии такой возможности.

НАША СПРАВКА

Налоговый вычет за покупку лекарственных средств

За какие лекарства можно получить налоговый вычет

Налоговый вычет можно получить за лекарства, назначенные врачом и приобретенные за счет собственных средств (абз. 1 подп. 3 ст. 219 НК РФ). При этом сюда относятся не только лекарства, приобретенные для самого налогоплательщика, но и для его супруга (супруги), родителей, детей (в том числе усыновленных) и подопечных в возрасте до 18 лет.

Кто имеет право на получение налогового вычета

Налоговый вычет за лекарственные препараты может получить налоговый резидент РФ (п. 2 ст. 207 НК РФ), который приобрел лекарственные средства за собственные средства – так, например, если лекарства оплатил работодатель, налоговый вычет не предоставляется (абз. 6 подп. 3 ст. 219 НК РФ). У налогоплательщика должен быть доход, облагаемый НДФЛ по налоговой ставке 13 % (подп. 3, 4 ст. 210 НК РФ).

Необходимые документы

Для подтверждения налогового вычета потребуется:

  • бланк рецепта;
  • платежные документы, подтверждающие покупку лекарственных средств;
  • документ, подтверждающий родство – в случае, когда лекарства приобретались не для себя.

Рецепт должен быть оформлен в специально установленном законе форме (бланк № 107-1/у, форма утверждена в Приложении № 2 к Приказу Минздрава России от 14.01.2019 № 4н). Врач должен выписать два рецепта – один для предоставления в аптеке, второй – для получения вычета (на этом экземпляре врач ставит специальный штамп «Для налоговых органов Российской Федерации, ИНН налогоплательщика» или аналогичная напечатанная подпись) (Приказ Минздрава России от 14.01.2019 № 4н). Бланк должен быть заверен подписью врача, его личной печатью и печатью медицинской организации.

Платежный документ (платежное поручение, кассовый чек) должен содержать элементы товарного чека, а именно: наименование, количество и цену приобретенного лекарства. При этом платежные документы должны быть оформлены на того человека, который заявляет налоговый вычет, кроме супругов – их доход считается общим (п. 1 ст. 256 Гражданского кодекса, подп. 1, 2 ст. 35 Семейного кодекса).

Способы получения налогового вычета

Налоговый вычет можно получить до окончания календарного года, в котором приобретены лекарства, у работодателя (абз. 2 п. 2 ст. 219 НК РФ) или по окончании года в налоговом органе при подачи декларации.

Усиление государственного контроля

2020 год ознаменовался для отрасли усилением государственного регулирования. Во многом это было обосновано необходимостью быстрого реагирования в условиях пандемии, отметила Валентина Бучнева. Большая часть текущих законодательных инициатив направлена на то, чтобы обеспечить населению доступ к качественным лекарственным средствам. Так, в марте прошлого года в страну разрешили ввоз ряда незарегистрированных в России препаратов — в том числе тех, которых исчезли с рынка из-за недочетов в системе госзакупок. Так, буквально на днях начались поставки препарата для лечения эпилепсии на основе клобазама. В том же месяце был принят закон о заморозке цен на лекарства во время эпидемий (Федеральный закон от 26 марта 2020 г. № 67-ФЗ «О внесении изменений в статью 60 Федерального закона «Об обращении лекарственных средств» и статью 38 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»), а в апреле Госдума разрешила проводить ускоренную процедуру регистрации лекарств (Постановление Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. № 441) и медицинских изделий (Постановление Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. № 430) во время чрезвычайных ситуаций.

Читайте также:  Водянка яичка лечение народными средствами у мужчины

С суждением об увеличении влияния госсектора согласились и другие эксперты. При этом Виталий Шахназаров, директор по качеству COREX Logistics, отметил, что фармацевтический рынок продолжает расти, но темпы роста несколько снизились в коммерческом секторе и в то же время сильно возросли в госсекторе. Наблюдается разнонаправленная переориентация по типам препаратов: коммерческий сектор демонстрирует повышение интереса к дженерикам, госсектор – к оригинальным препаратам. Связано это, в первом случае, с повышением цен и ограниченной покупательной способностью основных потребителей, а во втором – с масштабными закупками по программам редких заболеваний. Также происходит некоторое перераспределение рынка дистрибуции: крупнейшие игроки теряют часть рынка, что связано с ростом долей средних региональных дистрибьюторов, способных предложить более гибкие, но в то же время более рискованные финансовые условия для ритейлеров.

Что касается изменений, не связанных с эпидемией напрямую, одной из самых обсуждаемых в последнее инициатив стал законопроект № 912246-7 о регулировании аптечной деятельности, призванный ограничить монополизацию крупных сетей 1 . Валентина Бучнева отметила, что законопроект предлагает установить предельные значения для доли, которую аптечная сеть может занимать в одном регионе, а также сократить размер маркетинговых выплат от фармацевтических компаний. С одной стороны, это должно исключить ситуации, когда один игрок наращивает свое присутствие в коммерчески выгодной точке, и перенаправить внимание компаний на небольшие и удаленные населенные пункты, считает эксперт. С другой стороны, законопроект существенно меняет правила игры на рынке, особенно в розничном звене, и возможные побочные эффекты этой инициативы пока предугадать сложно.

***
Безусловно, пандемия существенно изменили ландшафт фармацевтической отрасли и направления ее развития, обратила внимание Валентина Бучнева. По подсчетам DSM, за 2020 год объем рынка вырос на 9,8% — до 2040 млрд рублей, — но в текущем году эксперты прогнозируют падение темпов роста: индустрия начнет постепенно возвращаться к «доковидным» временам. Что касается актуальных тенденций в российской фармацевтической индустрии, то помимо усиления государственного вмешательства, еще одним важным трендом можно назвать усиление прозрачности рынка, и важнейшим шагом здесь стала система мониторинга товарооборота, заметила эксперт.

Федеральные органы исполнительной власти и участники товаропроводящей цепочки научились взаимодействовать быстро и слажено, заметила Лилия Титова. Это позволило в быстром темпе принимать решения в отношении принятия некоторых законодательных актов. В сравнении с другими отраслями экономики фармацевтическая не переходила в режим замедления, а наоборот превысила свой потенциал – помимо штатной работы аптечных сетей разрабатывались и внедрялись на рынок новые лекарственные препараты. Однако ряд вопросов, критически важных для слаженной работы по обеспечению населения лекарственными препаратами, остаются нерешенными.

1 С текстом законопроекта № № 912246-7 О внесении изменений в Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств» и Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (в части совершенствования лекарственного обеспечения граждан) и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.

Источник

Политика импортозамещения в России: от слов к делу

Проблема импортозамещения, то есть замены на российском рынке товаров иностранного производства отечественными, не нова и периодически поднимается, в том числе и руководством страны. В первую очередь, импортозамещение связывают с решением одной из основных задач экономики России – ее диверсификацией. Однако попытку разработать целостную политику власти предприняли только после введения санкций. Так, о необходимости преодоления критической зависимости от зарубежных технологий и промышленной продукции говорилось в послании Президента РФ Федеральному Собранию в конце 2014 года. Использовать складывающуюся в связи с санкциями ситуацию для выхода на новые рубежи развития Президент РФ Владимир Путин призывал и в ходе «прямой линии» в апреле текущего года.

В настоящее время, по оценкам правительства, доля импорта в различных отраслях экономики крайне высока. К примеру, Россия импортирует в гражданском самолетостроении более 80% комплектующих, в тяжелом машиностроении – порядка 70%, в нефтегазовом оборудовании – 60%, в энергетическом оборудовании – около 50%, в сельхозмашиностроении в зависимости от категории продукции – от 50% до 90% деталей и т. д.

Антикризисные меры на 2015 год в новой интернет-версии системы ГАРАНТ. Воспользуйтесь бесплатным доступом на 3 дня!

Популярно мнение, что тяжелые для экономики России моменты, связанные со снижением зарубежного спроса на поставляемое Россией сырье и закономерной девальвацией рубля, являются своеобразным окном возможностей для развития отечественной промышленности и углубления импортозамещения. Однако, несмотря на ряд «удачных» в этом смысле моментов, – это, к примеру, кризисы 1998 и 2008 годов, государство не воспользовалось ими в полной мере. Эту проблему периодически поднимают на различных уровнях. Так, в 2011 году Дмитрий Медведев, занимавший в то время пост Президента РФ, на встрече с представителями малого бизнеса Пензенской области говорил о неэффективности действующей в то время программы импортозамещения.

Владислав Корочкин, вице-президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ»:

«Планы по реализации импортозамещения в России смогут осуществиться, если цена на отечественную продукцию будет конкурентоспособной. Этому в определенной мере поспособствовала девальвация рубля, произошедшая в конце прошлого года: отечественная продукция ощутимо подешевела по сравнению с аналогичной, произведенной за рубежом. Однако девальвация работает на импортозамещение лишь в краткосрочной перспективе. Необходимо максимально активно использовать другие механизмы снижения стоимости продукции, такие, как уменьшение непроизводственных, административных издержек (избыточных требований к бизнесу при получении госуслуг, обязательных платежей и т. д.) и повышение конкуренции на внутреннем рынке. С другой стороны, сами производители, прежде чем приступать непосредственно к производству, должны адекватно проанализировать рынок (причем не только отечественный, но и глобальный, если мы хотим по-настоящему развивать промышленность), для того, чтобы продукция нашла своего покупателя и заняла определенную нишу без использования административных рычагов».

От слов до дела – целая верста

В рамках объявленного руководством страны курса на импортозамещение первые акты уже приняты. В апреле 2014 года кабмин утвердил новую редакцию государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» (постановление от 15 апреля 2014 г. № 328). Одной из главных задач госпрограммы, рассчитанной до 2020 года, заявлено снижение доли импорта продукции, в том числе используемой отечественными производителями, в нашу страну.

Месяцем позже Президент РФ Владимир Путин подписал перечень поручений о дополнительных мерах по стимулированию экономического роста, в том числе по импортозамещению в промышленности и сельском хозяйстве. Во исполнение поручений президента правительством был подготовлен План содействия импортозамещению в промышленности. В конце 2014 года была утверждена программа импортозамещения в сельском хозяйстве (распоряжение Правительства РФ от 2 октября 2014 г. № 1948-р).

Финансовое содействие импортозамещению

Выделение средств для поддержки импортозамещения происходит в форме субсидирования и софинансирования исследований, а также предоставления грантов и преференций при государственных закупках.

Так, осенью 2014 года правительством была принята программа поддержки инвестпроектов, реализуемых в России на основе проектного финансирования (постановление Правительства РФ от 11 октября 2014 № 1044). Эта программа была разработана с целью увеличения объемов кредитования организаций реального сектора экономики на долгосрочных и льготных условиях.

В рамках программы финансируются только отобранные в результате конкурса проекты, реализуемые до 2018 года в определенных секторах экономики:

  • сельское хозяйство;
  • обрабатывающая промышленность;
  • химическое производство;
  • машиностроение;
  • жилищное строительство;
  • транспорт;
  • связь и телекоммуникации;
  • энергетика.

В соответствии с условиями программы государственную финансовую поддержку получают инвестиционные проекты стоимостью от 1 млрд до 20 млрд руб. Не менее 20% стоимости проекта заемщик должен будет оплатить сам. Заемщику предоставляется целевой заем уполномоченным банком в рублях под 9% в год. Причем средства, затраченные банками, на предоставление кредитов, будут Банком России им возмещены. В настоящий момент для участия в программе отобраны 10 российских кредитных организаций и международных финансовых организаций – с их списком можно ознакомиться на официальном сайте Минэкономразвития России. Процентная ставка по заему рассчитывается по следующей формуле: 6,5% – определяемая Банком России ставка рефинансирования кредитов на инвестиционные проекты (информация Банка России от 25 апреля 2014 года) + 2,5%. Первая составляющая может быть впоследствии установлена в другом размере, а это значит, что условия финансирования предпринимателей могут поменяться.

Читайте также:  Что поможет от высокого давления при похмелье

Важным условием программы является требование о размещении производственной площадки реализуемого проекта на территории России.

Также предусмотрено предоставление государственных гарантий по кредитам, выдаваемых в рамках программы. Гарантии даются по кредитам, выданным на срок от трех до 20 лет, в объеме до 25% обязательств заемщика. Общий объем выделяемых на эти цели средств в текущем году составляет 60 млрд руб (п. 8 раздела 1.1 приложения 39 к Федеральному закону от 1 декабря № 384-ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов»).

В реестр отобранных инвестиционных проектов уже попали:

  • запуск 4-го оператора мобильной связи в г. Москве;
  • строительство животноводческого комплекса и приобретение племенного молодняка в Воронежской области;
  • строительство двух энергоблоков Казанской ТЭЦ-1;
  • создание нового аэропортового комплекса «Южный» (г. Ростов-на-Дону) и другие (с полным списком проектов можно ознакомиться на официальном сайте Минэкономразвития России).

Алексей Вялкин, директор Департамента содействия инвестициям и инновациям Торгово-промышленной палаты Российской Федерации:

«К сожалению, финансовая система сейчас устроена таким образом, что банкам неинтересно финансировать производство. Поэтому правильно, что правительство запускает программу поддержки банков и реального сектора экономики дешевыми деньгами через проектное финансирование. И здесь необходимо максимально упростить процедуру отбора таких проектов, регламентировать время от подачи заявки до выделения ресурсов, снизить требования к проектным показателям. Практика работы ТПП РФ с региональными инвестпроектами доказывает необходимость снижения нижней планки вдвое – до 500 млн руб., что позволит помочь привлечь капитал в свои проекты не только крупным, но и средним компаниям. Также важно проработать возможность снижения требуемого объема софинансирования со стороны инициатора проекта. Следующим шагом, возможно, через подзаконные акты, необходимо определить, что в распределении господдержки будет учитываться доля добавленной стоимости: чем она выше, тем на большую поддержку сможет рассчитывать предприятие. Аналогичным образом должна устанавливаться и налоговая нагрузка: чем выше доля добавленной стоимости, тем ниже налог».

Аналогичной мерой финансовой поддержки импортозамещения стало выделение правительством, за счет средств федерального бюджета целевых займов предприятиям, реализующим проекты по импортозамещению. С августа 2014 года действует Фонд развития промышленности, в задачи которого входит финансирование проектов на предпроизводственной стадии. Правда, бюджет его не так велик: 20 млрд руб., при том, что, по данным фонда, с января по апрель 2015 года поступило более 800 заявок на общую сумму порядка 280 млрд руб. от разных компаний. Фонд предоставляет промышленным предприятиям заем на срок от пяти до семи лет по ставке 5% годовых. Предприятия-заемщики должны соответствовать ряду требований:

  • иметь положительную кредитную историю;
  • сумма займа должна быть обеспечена чистыми активами заявителя или предоставленным обеспечением, например, гарантией банка;
  • финансируемый проект должен быть направлен на внедрение передовых технологий, создание новых продуктов или организацию импортозамещающих производств.

Заем от фонда не смогут получить иностранные компании, и компании с офшорной «пропиской», за исключением компаний, получивших статус национального производителя и заключивших специальный инвестиционный контракт.

Новое для российского права понятие «специальный инвестиционный контракт» содержит пока еще не вступивший в силу Федеральный закон «О промышленной политике в Российской Федерации» (ст. 16 Федерального закона от 31 декабря 2014 года № 488-ФЗ). Такой контракт представляет собой форму сотрудничества инвесторов и государства, желающих создать, модернизировать либо освоить производство определенной промышленной продукции в России. При этом органы власти обязуются предоставить инвесторам налоговые льготы и льготы по уплате таможенных платежей, а также гарантии от неблагоприятных изменений действующего законодательства в течение срока действия контракта.

Оценить реальный эффект от такого партнерства пока нельзя, так как соответствующие нормы начнут действовать лишь с 1 июля 2015 года. Однако, есть основания предполагать, что облечение отношений производителя и государства в подобную форму даст большую уверенность в успех таких проектов, чем, например, государственно-частное партнерство за счет создания условий стабильности правового регулирования.

В то же время, перечень инструментов поддержки проектов в сфере импортозамещения планируется расширить. По словам Аркадия Дворковича, полный их комплекс будет разработан к 1 июля текущего года. Так, в конце мая, правительство приняло решение внести на рассмотрение в Госдуму предложение о снижении налоговой нагрузки на вновь создаваемые предприятия по производству товаров (распоряжение Правительства РФ от 22 мая 2015 года № 926-р). Законопроектом предлагается предоставить субъектам РФ право уменьшать налоги для участников региональных инвестиционных проектов путем снижения до 10% налога на прибыль организаций в части налога, поступающей в региональный бюджет, и до 0% – в части налога, поступающей в федеральный бюджет.

Помимо прямой поддержки предприятий планируется введение специальных мер, стимулирующих импортозамещение, в том числе и за счет государственных и муниципальных закупок. Так, правительство достаточно активно пользуется правом ограничивать закупки товаров, происходящих из иностранных государств.

Ограничены закупки отдельных видов товаров иностранного производства, таких, как медицинские изделия, товары машиностроения и легкой промышленности, а также товаров, закупаемых для целей обороны страны (постановление Правительства РФ от 5 февраля 2015 г. № 102, постановление Правительства РФ от 11 августа 2014 г. № 791, постановление Правительства РФ от 14 июля 2014 г. № 656, постановление Правительства РФ от 24 декабря 2013 года № 1224).

Минпромторг России возлагает большие надежды на стандартизацию, как инструмент импортозамещения в государственных закупках. Соответствующие поправки 1 в законодательство о контрактной системе находятся в Госдуме на рассмотрении. Планируется уточнить правила описания объекта закупки таким образом, чтобы при их осуществлении преимущество отдавалось продукции, соответствующей национальным стандартам.

Импортозамещение в реальном времени

Во исполнение январского антикризисного плана (распоряжение Правительства РФ от 27 января 2015 года № 98-р) в апреле текущего года Минпромторгом, Минкомсвязью, Минтрансом и Минэнерго России было разработано 19 отраслевых программ импортозамещения на ближайшие годы. В рамках подготовленных программ запланированы мероприятия в таких отраслях промышленности, как:

Как сообщил на брифинге по итогам правительственного совещания в начале апреля текущего года зампред правительства Аркадий Дворкович, в рамках этих программ планируется реализовать в общей сложности примерно 2,5 тыс. проектов. Директор Департамента содействия инвестициям и инновациям ТПП РФ Алексей Вялкин добавляет, что реализация этих программ позволит даже в самых чувствительных секторах, например, станкостроении, сократить импортозависимость с текущих 88% до 40% к 2020 году. Осуществление этих мер потребует 159 млрд руб. бюджетных средств. Однако планируется, что в 20-летней перспективе это послужит привлечению в бюджет доходов в объеме до 2,2 трлн руб. (прирост в 13,6 раз).

ПОЛЕЗНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

Толкование юридического или экономического термина можно узнать в системе ГАРАНТ. Для этого нужно вызвать вкладку со списком терминов толкового словаря (F12) и ввести соответствующий запрос, например «импортозамещение». Для термина, встретившегося при чтении документа, можно вызвать словарь выделив нужный фрагмент (или наведя курсор на отдельное слово) и вызвав команду «Найти в Толковом словаре», нажав правую кнопку мыши.

На недостатки правового регулирования политики импортозамещения в фармацевтической отрасли сетует генеральный директор Ассоциации Российских фармацевтических производителей Виктор Дмитриев. При этом, подчеркивает он, отечественная фармацевтическая промышленность фактически уже много лет работает в этом направлении, воспроизводя копии оригинальных лекарственных средств. Так, любой так называемый дженерик (воспроизведенный препарат) представляет собой повторение оригинального лекарства, как правило импортного происхождения. поэтому импортозамещение для фармацевтики, по мнению эксперта, – это ежедневная, рутинная работа и принципиальных новелл в этом вопросе не существует. Одновременно, Виктор Дмитриев отмечает проблему, аналогичную сложившейся на рынке программного обеспечения: организация производства лекарства само по себе не столь затруднительна, как вывод созданного препарата на рынок. Правительство еще в сентябре прошлого года разместило для общественного обсуждения проект постановления, которое в отрасли называют «третий – лишний»: об ограничении участия в бюджетных торгах поставщиков импортных препаратов при наличии двух и более участников, предлагающих отечественные лекарственные средства. Однако, дальше проекта, дело до сих пор не продвинулось.

Кроме этого, по словам Виктора Дмитриева, доработки требуют существующие регистрационные процедуры. Например, несмотря на то, что регистрировать фармацевтические субстанции не нужно, закон требует их внесения в государственный реестр лекарственных средств (п. 2 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 12 апреля 2010 г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств»), что фактически является повторением процедуры регистрации. Поэтому российские производители лекарств проигрывают зарубежным конкурентам, которые выходят на рынок с уже готовым лекарственным средством и не обязаны заносить в реестр субстанцию в его составе.

Российская индустрия разработки программного обеспечения по праву считается одной из динамично развивающихся отраслей отечественной экономики. Ряд российских программных продуктов стабильно пользуются спросом не только в странах ближнего зарубежья, но и на глобальном рынке. В этом есть и заслуга государства. Так, начиная с 2011 года разработчики программного обеспечения выплачивают страховые взносы в пониженном размере (п. 6 ч. 1, ч. 3 ст. 58 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»).

Евгения Василенко, исполнительный директор Ассоциации Разработчиков Программных Продуктов «Отечественный софт»:

«В структуре затрат компаний-разработчиков программного обеспечения расходы на оплату труда занимают порядка 80%, поэтому принятое в свое время решение создало для них комфортные условия. В то же время, для реализации комплексной политики импортозамещения в области разработки программных продуктов существующих мер недостаточно. Несмотря на то, что Президент РФ Владимир Путин еще год назад, на XVIII Петербургском международном экономическом форуме, четко обозначил цель на импортозамещение в производстве программного обеспечения, ситуация не изменилась, а в чем-то и ухудшилась. Не было принято ни одного профильного нормативного акта, а иностранные производители софта значительно активизировались на нашем рынке: стало сложнее конкурировать с ними. И тут проблема не в том, чтобы создать продукт, а в том, чтобы довести его до конечного потребителя. У наших компаний нет рекламных бюджетов, сравнимых с выделяемыми на продвижение своих продуктов зарубежными производителями. Не можем мы конкурировать с ними и по цене – будем продавать себе в убыток. Поэтому, лучшее что может сделать государство – помочь компаниям вывести продукт на рынок».

Спустя практически год соответствующие проекты законов 2 и нормативных актов подготовили 3 . В целом снизить зависимость от иностранного программного обеспечения предполагается, сделав рынок государственного заказа более доступным для отечественных компаний. Предложенные проекты подразумевают максимальное ограничение возможности закупать иностранное программное обеспечение, за исключением случаев отсутствия отечественных аналогов необходимых программ, или если имеющееся не соответствуют предъявляемым заказчиком требованиям. В этом случае заказчики должны будут обосновать свой выбор в пользу иностранного софта, чтобы российские разработчики были информированы о потребностях рынка. Одновременно предполагается признавать программное обеспечение отечественным, если оно было внесено Минкомсвязью России в соответствующий реестр.

Получить комментарии о реализации программ импортозамещения от представителей отраслей авиа- и судостроения редакции портала ГАРАНТ.РУ не удалось.

Темпы без качества не темпы, а – профанация

В конце апреля распоряжением правительства была учреждена Автономная некоммерческая организация «Российская система качества» (распоряжение Правительства РФ от 30 апреля 2015 г. № 780-р). Член межведомственной рабочей группы по созданию Российской системы качества Елена Саратцева пояснила порталу ГАРАНТ.РУ, Российская система качества создается в целях продвижения на внутренний и внешние рынки российских товаров высокого качества, а также повышения доверия в отношении российской продукции. Кабмин на своем официальном сайте отмечает, что помимо прочего Российская система качества должна послужить решению задачи импортозамещения. Над созданием АНО «Роскачество», помимо Минпромторга России, работали Минсельхоз России, Росстандарт, ТПП РФ, Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ»и другие общественные и научные организации и объединения.

Планируется, что товары для испытаний в аккредитованных при АНО «Роскачество» лабораториях будут закупаться в точках розничных продаж на территории России. Результаты испытаний будут опубликованы в открытом доступе на официальном сайте Роскачества.

Продукции, успешно прошедшей процедуру добровольной сертификации, будет присваиваться российский Знак качества. При этом сертификация продукции для получения будет полностью бесплатной для производителей. Право маркировать продукцию Знаком качества будет выдаваться сроком на два либо на три года (в зависимости от категории продукции), после чего товар может вновь пройти добровольную сертификацию Роскачества. Причем в случае поступления от населения жалоб на качество продукции, получившей российский Знак качества, будут проводиться внеплановые проверки этой продукции. Если информация о несоответствии требованиям по качеству или локализации, подтвердится, то право на использование Знака качества у такого товара будет отозвано.

Организация финансируется за счет средств федерального бюджета, добавляет Елена Саратцева, этим обеспечивается независимость исследований и сертификации. Уже в этом году Роскачество проведет веерные исследования продукции в 30 категориях. В выборку каждого исследования будет включена большая часть товаров, представленных в каждой категории (до 50 образцов). Предполагается, что первые Знаки качества будут присвоены уже в текущем году.

Защитные меры: обратная сторона медали

В то же время, защитные меры, несмотря на свою очевидную пользу для отечественных производителей, могут нести в себе и скрытые угрозы экономике. К примеру, эмбарго на ввоз в нашу страну продуктов питания из поддержавших антироссийские санкции стран ощутимо снизило конкуренцию российских фермеров с зарубежными производителями на продовольственном рынке. На первый взгляд может показаться, что такие внешнеполитические меры сыграли исключительно на руку отечественным производителям-аграриям. Однако Счетная Палата РФ в своем докладе, опубликованном в октябре 2014 года, выражает опасения в связи с возможным ускорением инфляции в случае, если Россия не справится с полным замещением импорта продовольствия и сырья, попавших под эмбарго. А скорость восполнения образовавшегося дефицита, подчеркивает ведомство, ограничена возможностями имеющихся производственных мощностей.

Опять же, при производстве некоторых продуктов питания используется импортное сырье, доступ производителей к которому прекратился. Сергей Фахретдинов, член координационного совета Общероссийской общественной организации «Деловая Россия», член Общественной палаты РФ, добавляет, что проблема нехватки незаменимого для выпуска отечественной продукции сырья остро стоит и в высокотехнологичных отраслях. Так, по его словам, российская нефтехимическая промышленность, продуктами которой пользуются практически все отрасли, сильно отстает от передовых стран. На восполнение дефицита химического сырья за счет внутренних ресурсов потребуются значительные усилия и время.

***

Можно констатировать, что в России дан старт глобальной кампании по удовлетворению внутреннего спроса силами отечественных производителей. В то же время, эксперты говорят о необходимости придания этому процессу большей системности. Так, по мнению первого вице-президента Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» Владислава Корочкина, необходимо создать набор постоянно действующих механизмов, которые бы позволяли ставить конкретные задачи, и внедрить инструменты, позволяющие отслеживать их исполнение, иначе процесс импортозамещения снова примет хаотический характер.

Кроме того, возникает закономерный вопрос: по какому сценарию пойдет процесс? Будет ли финалом этой масштабной работы создание продукта – аналога зарубежного, или мы пойдем дальше и в ряде областей сможем побороться за существующие зарубежные рынки? О планах руководства страны на этот счет можно судить по ряду высказываний. Так, Владимир Путин на XVIII Петербургском международном экономическом форуме в мае прошлого года отдельно подчеркивал необходимость подходить к импортозамещению избирательно, осуществлять его только в тех областях, где это перспективно, где отечественная продукция будет конкурентоспособной. Эту же мысль развил Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев во время ежегодного доклада Госдуме в апреле этого года, добавив, что импортозамещение не приведет к хозяйственной самоизоляции России. Однако как будет развиваться экономика в реальности, покажет время.

Источник

Читайте также:  Лечебные вакцины используют для
Оцените статью