Ибн сина лекарственные средства

Система врачевания Авиценны

Самые известные в истории теории о долгой и здоровой жизни

Система врачевания Авиценны

Авиценна (Абу Али Хусейн Ибн Абдаллах Ибн Сина) (980-1037) — выдающийся среднеазиатский ученый и философ, врач и музыкант, естествоиспытатель и математик, поэт и литературовед. Из 274 трудов Ибн Сины, ныне известных в мире, медицине посвящено только 20. Наиболее известные из них — семнадцатитомная «Китаб аш-шифа» («Книга исцеления»), пятитомный «Аль-Канун фи-т-тибб» («Канон врачебной науки»), который до XVII в. был основным медицинским руководством как в странах Востока, так и Запада и «Урджуза» («Ал-урджуза фи-т-тибб») состоящий более чем из 1300 двустиший, в котором изложены основные положения медицины.

Всемирную славу ученому принес «Канон врачебной науки» — первое в истории системное изложение научных взглядов на медицинские проблемы в пяти книгах. Каждая книга, в свою очередь, делится на части (фан), отделы (джумла), статьи (макала) и параграфы (фасл).

Я говорю, что лечение совершается тремя вещами. Одна из них — режим и питание, вторая — применение лекарств и третья — применение действия рукой. Под режимом мы разумеем регулирование ограниченных числом, необходимых факторов, которые существуют обычно; к ним относится и пища.
Авиценна создал такое учение о пульсе, к которому с тех пор трудно было что-нибудь добавить. «Пульс может быть волнообразный и веретенообразный, двухударный, долгий, дрожащий, короткий, малый, медленный, муравьиный. Пульс бывает также мягкий, напряженный, низкий, пилообразный, полный и пустой» — говорится в «Каноне».
Он подробно объяснил строение глаза. До него все считали, что глаз, словно фонарик, испускает особые лучи, и эти лучи, отражаясь от предметов, идут назад и дают изображение.

В своем главном труде Авиценна впервые научно подошел к проблеме здорового долголетия: физические упражнения, которые он считал «самым главным условием» сохранения здоровья, на второе место ставил режим питания и режим сна, на третье – здоровый образ жизни.
Впервые в «Каноне врачебной науки» Ибн Сины предложил подойти к проблемам воспитания и ухода за ребенком с медицинской точки зрения. Еще одной сильной стороной «Канона врачебной науки» является точное описание клинической картины болезней, тонкости диагностики. Первые описания ряда клинических явлений и их объяснения стали основой всех последующих медицинских теорий средневековья. Ибн Сина впервые предложил в диагностике заболеваний использовать состояние пульса, влажности или сухости кожи, осмотр мочи и испражнений. Ему же принадлежит заслуга первоисследователя человеческой психики и взаимосвязи психического состояния человека с причинами многих заболеваний: ни у кого раньше не встречается столь четкого представления о связи отдельных психических процессов с функцией определенных участков головного мозга, например, «ушибы, разрушающие отдельные части мозга расстраивают чувствительность и вызывают выпадение некоторых функций».

Цвет ландыша. Взять ландышевого цвету горсть, настоять на ковше белого вина, подслащенного медом, и принимать по чайной ложке один раз или два раза, по мере надобности. Возвращает речь косноязычным, исцеляет скрюченные тела, унимает сердечные боли, особенно от тоски любовной, укрепляет память, и притягательность возвращает тем, кто утратил ее. А если цвет ландыша положить в стеклянную посуду да плотно умять, воткнуть в муравейник и оставить так на месяц, после чего вынуть, тогда увидишь, что цветы пустили сок, а его хранить в пузырьке. Полезен он и больным и здоровым, восстанавливает силу мужскую и восстанавливает любовь женскую»

Красный гранат. Берут корки сладкого граната (зерна имеют темно-бордовый цвет) и корки кислого граната (светло-розовые зерна) орки граната можно заменить кипарисовыми шишками. Любое из выбранных веществ размельчают в кофемолке или с помощью мясорубки. Заливают это красным вином, подогретым до 50-60 градусов, в соотношении 1:10 и две недели настаивают в плотно закрытом сосуде в теплом месте без доступа света. Затем мякоть отделяют, вино процеживают и пьют по 30 граммов натощак и еще дважды в день перед едой. Длительность лечения зависит от величины язвы (язва диаметром с копеечную монету затягивается в течение месяца). При повышенной кислотности вино должно быть десертным, при пониженной — сухим. Исцеление пройдет быстрей, если вино не содержит консерванта, добавляемого для лучшей сохранности напитка (такое вино можно приобрести в разгар сезона в винодельческих районах или воспользоваться вином домашнего приготовления).
Лечебные свойства растений по Авиценне

Миндаль. Горький миндаль употребляется от веснушек, кровоподтеков, пятен, загара, разглаживает опухоль лица. А корень дерева горького миндаля, если его отварить и намазать на веснушки, является сильным лекарством. Употребление в пищу сладкого миндаля утучняет. Опухоли и прыщи. Горький миндаль с вином от крапивницы. Язвы. Миндалем с медом смазывают ползучие язвы и герпис, а с уксусом и вином — лишаи. Горький миндаль, при всем этом, действенней. Органы головы. Миндаль хорош от болей, шума в ушах, особенно горький, а именно его масло или растертый миндаль, как он есть. Если миндалем с вином вымыть голову, это очищает от перхоти и усыпляет. Выпить горького миндаля перед вином, особенно в количестве пяти штук, препятствует опьянению. Если корень миндального дерева мелко истолочь, смешав с уксусом и розовым маслом, и приложить в виде лекарственной повязки на лоб, это поможет от головной боли; также помогает от этого лекарственная повязка из масла горького миндаля. Органы глаза. Укрепляет зрение. Органы дыхания и груди. Горький миндаль с пшеничным крахмалом хорош от крово­харканья и полезен от хронического кашля, астмы и плеврита. Особенно полезно миндальное масло. Толокно из миндаля помогает от кашля и кровохарканья. Органы пищеварения. Миндаль открывает закупорки в печени и в селезенке; особенно полезен горький миндаль, ибо он открывает закупорки в концах сосудов. Если есть миндаль свежим с кожурой, это очищает желудок от влаги. Миндаль трудно переваривается, порождает хороший сок, но малопитателен. Если же его съесть с сахаром, он быстро спускается. Его толокно тяжелое и вследствие своей сладости возбуждает желчь. Органы извержения. Горький миндаль открывает закупорки в почках, а масло горького миндаля, особенно в виде питья с «фиалковым корнем», очищает почки и мочевой пузырь и дробит камни. Миндаль также полезен от болей, горячих опухолей и затвердений в матке, от «удушения матки», затрудненного мочеиспускания и болей в почках.

Нарцисс. Корень нарцисса, особенно в смеси с мукой из плев и медом, извлекает шипы и острия стрел. Опухоли и прыщи. Корень нарцисса замешивают с медом и викой чечевицеобразной, и эта смесь способствует вскрытию трудно созревавщих гнойников. Из его корня делают лекарственные повязки против опухоли нервов. Раны и язвы. Нарцисс сушит раны и крепко их склеивает, даже разрывы сухожилий. Растертый с медом нарцисс прикладывают на ожёг огнем, на ранения нервов и на глубоко лежащие язвы. Смешанный нарцисс с викой чечевицеобразной и медом очищает язвы от грязи. Орудия с суставами. Масло нарцисса полезно для нервов, а из корня его делают лекарственные повязки при опухоли нервов, при их узловатости и при болях в суставах. Органы головы. Нарцисс открывает закупорки в мозгу и полезен при влажной и черножелчной головной боли; так же действует его масло, которое подходит для этого, но вызывает боль в голове, горячей по натуре. Органы дыхания. Масло нарцисса рассасывает твердые и холодные опухоли в грудобрюшной преграде, если им натирать грудь. Органы питания. Если поесть корня нарцисса как он есть, это вызывает тошноту и возбуждает рвоту; так же действует и его отвар.

Читайте также:  Как мыть ванну народными средствами

Это только примеры множества рецептов от различных болезней и описаний лечебных свойств десятков растений и продуктов питания.

Поэтические заповеди Ибн Сина (Авиценны)

Кто стар, тому болезнь повсюду мнится:
Теряет быстро силы поясница.
Желудок слаб и, чтобы не страдать,
Едой нельзя его утяжелять.
Умеренность во всем, душе — покой, —
Полезен старикам режим такой .
На склоне лет разумнее всего
Поддерживать умело естество .
Запомни: что полезно молодым,
То в старости быть может роковым
***

Лечи болезнь, пока она снаружи,
Загонишь внутрь — больному станет хуже .
Лекарства разрушают постепенно:
Лекарств остерегись, корми отменно .
И снова повторю: лечи причины —
В том главный принцип нашей медицины.
***

Незримо ты к летам приходишь белым,
Пока ты в силах, занимайся делом.
Скажи, что можешь завтра сотворить,
Коль станешь немощен душой и телом?
***

С гимнастикой дружи,
всегда веселым будь,
и проживешь сто лет,
а может быть, и боле.
Микстуры, порошки —
к здоровью ложный путь.
Природою лечись —
в саду и в чистом поле.
***

Умерен будь в еде – вот заповедь одна,
Вторая заповедь: поменьше пей вина.
***

Периоды пульсаций и покоя
Прощупывай умелою рукою.
Зависит пульс от возраста людского,
Он част у человека молодого.
На ритм его влияют время года,
Холодная и знойная погода.
И местность тоже – горы и долины
Влиянием своим неумолимы.
***

Источник

Король медицины

Ибн Сина (Авиценна)

Не будет у Хусейна сына, семьи у него своей тоже не будет. Станет он скитаться всю жизнь по караванным путям от города к городу, от правителя к правителю…

…Родителям мальчика очень нравилось имя Хусейн. Но в те далёкие времена в благородных домах нужно было дать сыну и кунью (прозвище). «У моего мальчика обязательно будет свой сын, – смеялся Абдалла. – Так пусть же не мучается мой мальчик Хусейн. Я уже дал имя его будущему сыну Али. Кунья будет Абу Али». Откуда же было знать Абдаллаху, что вся его идея со вторым именем напрасна. А зовут этого мальчика Абу Али аль-Хусейн ибн Абдаллах ибн Сина. Другое его латинизированное имя – Авиценна.

Вот его биография, составленная им самим (охватывает первые 30 лет жизни) и продолженная его учеником ал-Джузджани.

Родился ибн Сина в сентябре 960 года в небольшом селении Афшана близ Бухары, Узбекистан. Начальное образование получил от отца Абдуллы – чиновника саманидской администрации. Затем он десять лет проучился в начальной мусульманской школе – мактаб, и к десяти годам ибн Сина уже знал наизусть священный Коран. На экзамене Авиценна рассказал все суры, не пропустив ни одного слова. С того времени он поражал всех своей памятью, цитируя наизусть текст всего Корана, им восхищались и из-за его знания арабской литературы. Он усиленно изучал математику, физику, логику, законоведение, астрономию, философию, географию и многие другие науки.

Читайте также:  Банан кожура лечебные свойства

Обстановка в семье способствовала духовному развитию юноши. С 15 лет он начал заниматься самостоятельно и к 18 годам уже сложился как зрелый учёный; в это время он стал известен в Бухаре и как искусный врач.

В 1002 году, вскоре после смерти отца, ибн Сина переезжает в столицу Хорезма Гургандж (ныне Ургенч), в котором жили видные учёные. Следующие годы он скитался, меняя города. В 1015–1024 годах жил в Хамадане, сочетая научную деятельность с весьма активным участием в политических и государственных делах.

Ибн Сина – ярчайший представитель арабского мусульманского мира, последователь Аристотеля, знаменитый учёный-энциклопедист.

По данным учёных, Авиценна написал более 450 трудов, из них до нас дошли около 240. Ибн Сина оставил огромное наследие: книги по медицине, логике, физике, математике и другим наукам. Труды Авиценны написаны в основном по-арабски и фарси. Они охватывают, помимо философских дисциплин, химию, геологию, грамматику, поэтику, историю. Ибн Сина прославился главным образом благодаря своим трудам по философии и медицине. К числу дошедших до нас философских трудов учёного относятся «Книга исцеления», «Книга спасения», «Указания и наставления» и «Книга знания». Ибн Сина использовал всё ценное, что было выработано его предшественниками в области естествознания и философии. Его труды стали вершиной развития теоретической мысли в странах Ближнего и Среднего Востока в эпоху раннего Средневековья.

Его справедливо можно назвать королём медицины. Он один из величайших учёных-медиков в истории человечества. По данным разных источников, общее число медицинских трудов ибн Сины доходит до 50, но до нас дошло всего 30. Однако главным медицинским трудом ибн Сины, принёсшим ему многовековую славу во всём культурном мире, является «Канон врачебной науки». Это подлинно медицинская энциклопедия, в которой с логической стройностью излагается всё, что относится к профилактике и лечению болезней. Он оказал огромное влияние на учёных Востока и Европы в течение нескольких столетий. «Канон» также оказал громадное влияние на развитие медицины во всех странах мира. Он многократно переводился на многие европейские языки.

В «Каноне врачебной науки» содержатся указания на необходимость выявления побочного действия лекарств, на наличие взаимного усиления их и взаимного ослабления действия лекарственных средств при их совместном назначении. Ибн Сина описал множество новых лекарственных средств растительного, животного и минерального происхождения. Например, с его именем связывают первое применение ртути.

Во всех старейших университетах Европы до середины 12 в. изучение и преподавание медицины основывалось на труде ибн Сины.

Сохранились немногочисленные стихи ибн Сины на арабском языке и на фарси – в основном в форме рубаи. Более того, многие свои научные трактаты он написал стихами в размере раджаз. Им написано несколько произведений, которые оказали заметное влияние на последующую персоязычную литературу.

Умер Абу Али Хусейн ибн Сина 24 июня 1037 года.

Пожалуй, нет ни одного учёного и целителя древности, который оказал столь сильное влияние на медицину и философию Востока (под именем ибн Сина) и Запада (под именем Авиценна), как этот замечательный учёный.

Источник

Ибн сина лекарственные средства

Великий персидский ученый, врач, философ, музыкант.
Европейцы часто называют Ибн-Сину Авиценной, т.к. в процессе перевода на латынь в XII в. латинское произношение его имени «Абен» или «Авен Сина» трансформировалось в «Авиценну», и под этим именем он стал известен на Западе.

Родился 16 августа 980 г. в селении Афшана, вблизи Бухары. Его отец был крупным чиновником в правительстве Саманидов. С раннего возраста проявлял исключительные способности и одаренность. Уже к десяти годам он знал наизусть почти весь Коран. С 20 лет Ибн Сина начал лечить людей, не беря за это никакой платы, а в 22 года его уже стали называть «князем врачей». В 27-летнем возрасте он вылечил Нух-ибн-Мансура, эмира Бухары из династии Саманидов, за что был назначен придворным врачом. Так Ибн-Сина получил доступ к великолепной библиотеке эмира Бухары, где и проводил долгие часы, занимаясь изучением медицины, математики, астрономии и философии.

Ибн Сина жил в неспокойную эпоху, и такой же переменчивой была его жизнь: годы благополучия сменялись годами скитания. В силу гениального дарования в различных областях и, прежде всего, медицины, он пользовался благосклонностью власть имущих, был видным государственным деятелем и советником крупнейших правителей, а при переменах во власти и политических потрясениях вынужден был спасаться от преследований то пешком, то верхом, и скитаться в поисках убежища по различным городам Средней Азии и Ирака; порой он кормился только врачеванием. Многие свои работы он писал в седле во время долгих переездов. Не раз его бросали в тюрьму, где он также написал часть своих сочинений.

Читайте также:  Первая помощь при разных отравлениях

В жизнеописании Ибн-Сины приводится история о пребывании его в заточении в крепости Фарджан, возведенной на высокой скале неподалеку от Хамадана для защиты подступов к столице. Комендант крепости страдал от глухоты, и глухота его все усиливалась. На третий день заключения Ибн-Сина осмотрел его уши, промыл их и вытащил серные пробки, после чего старик стал различать привычные звуки. В благодарность за исцеление он приказал освободить ученого от цепей, даже принес узнику бумагу из собственной канцелярии, чернильницу и тростниковое перо, и в заключении Ибн-Сина написал «Книгу о правильном пути», переделал «Книгу о коликах».

Ибн Сине пришлось побывать при дворах нескольких султанов и эмиров того времени, он был придворным врачом саманидских и даилемитских султанов, некоторое время был визирем в Хамадане, поселился затем в Исфахане, но нигде не знал полного покоя, безопасности и умиротворения.

Так, в 1030 году, после захвата Исфахана Масудом Газневи все вещи Ибн-Сины были разграблены. Исчезла огромная энциклопедия, озаглавленная Китаб аль-Инсаф («Книга беспристрастных суждений», 28000 вопросов и ответов в двадцати томах), где он противопоставлял свою собственную философию, назаванную им «восточной философией» (хикмат машрикийа) произведениям других мыслителей, изобилующим трудностями и неувязками. Ему удалось восстановить лишь несколько фрагментов этого колоссального труда.

Преследуемый до конца жизни врагами и завистниками, он не имел семьи, и с подорванным здоровьем нашел смерть в пути – во время похода эмира Алаед-Дауда – в Хамадане в 1037 году, в возрасте 57 лет. Перед смертью он приказал раздать все свое имущество беднякам. Похоронен в Хамадане (Иран), где и сейчас находится его могила .

Трактаты Ибн-Сины были необычайно популярны на Востоке и на Западе. Всего произведений Ибн Сины насчитывается более двухсот.
Основной труд Ибн-Сины – энциклопедия теоретической и клинической медицины «Канон врачебной науки» (в 5 книгах) – обобщение взглядов и опыта греческих, римских, индийских и среднеазиатских врачей, где изложена его система медицины, в главных чертах имеющая много общего с системой Галена.
«Канон врачебной науки» – одна из самых знаменитых книг в истории медицины. Этот капитальный труд, включающий в себя около 200 печатных листов, уже в двенадцатом веке был переведен с арабского языка на латинский и разошелся во множестве рукописей. Когда был изобретен печатный станок, «Канон. » оказался среди первых печатных книг, и по числу изданий соперничал с Библией. Латинский текст «Канона врачебной науки» был издан впервые в 1473 году, а арабский – в 1593 году (в 4-х томах в Риме). Существует множество переводов «Канона…» на латинский язык. Самый тщательный из них принадлежит Племию (Львов, 1658).
«Канон…» много веков был обязательным руководством для врачей, в том числе – в средневековой Европе, и выдержал около 30 латинских изданий.
Точная дата завершения работы над «Каноном. » не установлена. Предположительно, это 1020 год.

Свои медицинские открытия Ибн Сина изложил и в стихотворной форме в виде поэмы, причем сделал это с умыслом: в форме стиха наставления лучше воспринимаются и запоминаются потомками.
«Поэма о медицине» (Урджуза) , написанная рукой Ибн Сины, жива и сегодня. Она находится в Институте востоковедения Академии наук Узбекистана (г. Ташкент). Это второй по объему и значимости медицинский труд Ибн Сины после знаменитого «Канона врачебной науки».

Из «Поэмы о медицине»: О пище и питье
« Хвалы достойна пища, если вновь
Она заменит и очистит кровь.
Полезна рыба непременно тем,
Кто обессилен, истощен совсем.
Остры и терпки лук, чеснок, горчица,
Но польза в них великая таится».

В «Трактате о пульсе» Ибн-Сина описывает боле 60 разновидностей простого и 30 видов сложного пульса, а также говорит об их диагностическом значении.

Любая книга, написанная Авиценной, содержит отдельные главы, посвященные вопросам частной и общей фармакологии. Он рассматривает свыше 3000 простых и сложных лекарственных средств, более 80% из них – растительные.

Ибн-Сину и поныне называют «бессмертным великим мыслителем Востока». Его открытия относятся не только к медицине, но и к философии, математике, поэзии и литературоведению.

В латинском переводе изданы и его философские сочинения. Особенное внимание схоластиков обратило на себя сочинение Авиценны о метафизике (служащее комментарием к метафизике Аристотеля). Основные философские сочинения – «Книга исцеления», «Книга указаний и наставлений» и другие – содержат также естественнонаучные воззрения, музыкально-теоретические положения Ибн Сины.

Афоризм Авиценны: «О мудрости твердят: она бесценна,
Но за нее гроша не платит мир».

И еще один афоризм: «О том, что у тебя болит живот,
Больному говори – здоровый не поймет».

Об Ибн-Сине слагают легенды, рассказывают сказки, передают из уст в уста притчи.
Мы приводим здесь некоторые из них, напоминая на всякий случай, что народные сказания и предания обычно имеют мало общего с реальностью и не могут использоваться как факты биографии великого Учителя.

__________________
* Текст сказок приведен по книге:
Персидские сказки. Составитель Н. Османов, отв. ред. Д.С. Комиссаров. – М.: Изд-во восточной литературы, 1958. – 512 с.

Источник

Оцените статью