- Универсальный алгоритм оказания первой помощи
- Правила поведения
- Учитель — спаситель: правила оказания первой медицинской помощи
- Что как и когда делать: алгоритм оказания первой помощи
- Состав классной аптечки
- Техника выполнения непрямого массажа сердца
- Действия в случае кровотечения
- Первая помощь при переломе конечности
- Первая помощь при потере сознания
- Что делаеть, если ученик получил ожог?
- Попадание инородных тел в верхних дыхательных путях
- Обязан ли учитель оказывать первую помощь ученику?
Универсальный алгоритм оказания первой помощи
Правила поведения
Общая последовательность действий на месте происшествия с наличием пострадавших
Оказывать первую помощь необходимо в соответствии с Универсальным алгоритмом оказания первой помощи . Схематично алгоритм выглядит следующим образом.
Согласно Универсальному алгоритму первой помощи в случае, если человек стал участником или очевидцем происшествия, он должен выполнить следующие действия:
1. Провести оценку обстановки и обеспечить безопасные условия для оказания первой помощи:
1) определить угрожающие факторы для собственной жизни и здоровья;
2) определить угрожающие факторы для жизни и здоровья пострадавшего;
3) устранить угрожающие факторы для жизни и здоровья;
4) прекратить действие повреждающих факторов на пострадавшего;
5) при необходимости, оценить количество пострадавших;
6) извлечь пострадавшего из транспортного средства или других труднодоступных мест (при необходимости);
7) переместить пострадавшего (при необходимости).
2. Определить наличие сознания у пострадавшего.
При наличии сознания перейти к п. 7 Алгоритма; при отсутствии сознания перейти к п. 3 Алгоритма.
3. Восстановить проходимость дыхательных путей и определить признаки жизни:
1) запрокинуть голову с подъемом подбородка;
2) выдвинуть нижнюю челюсть (при необходимости);
3) определить наличие нормального дыхания с помощью слуха, зрения и осязания;
4) определить наличие кровообращения путем проверки пульса на магистральных артериях (одновременно с определением дыхания и при наличии соответствующей подготовки).
При наличии дыхания перейти к п. 6 Алгоритма; при отсутствии дыхания перейти к п. 4 Алгоритма.
4. Вызвать скорую медицинскую помощь, другие специальные службы, сотрудники которых обязаны оказывать первую помощь в соответствии с федеральным законом или со специальным правилом (по тел. 03, 103 или 112, привлекая помощника или с использованием громкой связи на телефоне).
5. Начать проведение сердечно-легочной реанимации путем чередования:
1) давления руками на грудину пострадавшего;
2) искусственного дыхания «Рот ко рту», «Рот к носу», с использованием устройств для искусственного дыхания.
При появлении признаков жизни перейти к п. 6 Алгоритма.
6. При появлении (или наличии) признаков жизни выполнить мероприятия по поддержанию проходимости дыхательных путей одним или несколькими способами:
1) придать устойчивое боковое положение;
2) запрокинуть голову с подъемом подбородка;
3) выдвинуть нижнюю челюсть.
7. Провести обзорный осмотр пострадавшего и осуществить мероприятия по временной остановке наружного кровотечения одним или несколькими способами:
1) наложением давящей повязки;
2) пальцевым прижатием артерии;
3) прямым давлением на рану;
4) максимальным сгибанием конечности в суставе;
5) наложением жгута.
8. Провести подробный осмотр пострадавшего в целях выявления признаков травм, отравлений и других состояний, угрожающих его жизни и здоровью, осуществить вызов скорой медицинской помощи (если она не была вызвана ранее) и выполнить мероприятия по оказанию первой помощи:
1) провести осмотр головы;
2) провести осмотр шеи;
3) провести осмотр груди;
4) провести осмотр спины;
5) провести осмотр живота и таза;
6) осмотр конечностей;
7) наложить повязки при травмах различных областей тела, в том числе окклюзионную (герметизирующую) при ранении грудной клетки;
8) провести иммобилизацию (с помощью подручных средств, аутоиммобилизацию, с использованием медицинских изделий);
9) зафиксировать шейный отдел позвоночника (вручную, подручными средствами, с использованием медицинских изделий);
10) прекратить воздействие опасных химических веществ на пострадавшего (промыть желудок путем приема воды и вызывания рвоты, удалить с поврежденной поверхности и промыть поврежденные поверхности проточной водой);
11) провести местное охлаждение при травмах, термических ожогах и иных воздействиях высоких температур или теплового излучения;
12) провести термоизоляцию при отморожениях и других эффектах воздействия низких температур.
9. Придать пострадавшему оптимальное положение тела (для обеспечения ему комфорта и уменьшения степени его страданий).
10. Постоянно контролировать состояние пострадавшего (наличие сознания, дыхания и кровообращения) и оказывать психологическую поддержку.
11. Передать пострадавшего бригаде скорой медицинской помощи, другим специальным службам, сотрудники которых обязаны оказывать первую помощь в соответствии с федеральным законом или со специальным правилом при их прибытии и распоряжении о передаче им пострадавшего, сообщив необходимую информацию.
Источник
Учитель — спаситель: правила оказания первой медицинской помощи
Составили четкие инструкции, чтобы учителя знали, как действовать в случае опасности для здоровья или жизни ученика до приезда медиков.
Должен ли классный руководитель уметь останавливать кровотечение и оказывать помощь до прибытия скорой помощи? И да, и нет. Раньше было проще: в каждой муниципальной школе был кабинет врача или медсестры.
Именно медики, согласно «Закону об образовании (ч. 2 ст. 41)», должны были оказывать первую медицинскую помощь. Но сейчас наличие кабинета врача зависит от самой школы, точнее, от региональных властей.
У родителей возникает вопрос: а кто окажет моему ребенку первую помощь, если в учебном заведении нет врача или медсестры? Согласно ч. 3 ст. 41 «Закона об образовании», эта миссия возложена на педагогов. Часть 1 статьи 31 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» выделяет состояния, требующие домедицинской помощи:
- Отсутствие сознания
- Остановка дыхания и кровообращения
- Наружные кровотечения
- Инородные тела верхних дыхательных путей
- Травмы различных областей тела
- Ожоги, эффекты воздействия высоких температур, теплового излучения
- Отморожение и другие эффекты воздействия низких температур
- Отравления
Что как и когда делать: алгоритм оказания первой помощи
В любом случае главное — не паниковать. Действовать согласно алгоритму: учитель оказывает помощь, ученик или коллега звонит в скорую помощь (103). Также важно, чтобы в классе была аптечка в ящике учительского стола или шкафу, который закрывается на ключ.
Состав классной аптечки
Важно: Если человек без сознания, но пульс прощупывается и есть дыхание или подозрение на перелом грудной клетки, то искусственное дыхание и непрямой массаж сердца не делаются.
Алгоритм действий должен выглядеть следующим образом:
1. Уложить пациента на ровную поверхность. Под шею можно положить импровизированный валик.
2. Запрокинуть голову вверх на 45 градусов и выдвинуть немного нижнюю челюсть.
При необходимости очистить указательным пальцем дыхательные пути от пены, рвотных масс, слизи.
3. Чередовать искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Рекомендованное соотношение техник: 1/5 – если реанимация проводится одним человеком, 1/10 или 1/15 – если участие принимают двое.
Для того чтобы применить методику искусственного дыхания, следует произвести следующие действия:
- Зажать нос пострадавшего. Второй рукой взяться за его подбородок
- Сделать очень глубокий вдох ртом
- Обхватить губами рот пациента так, чтобы не потерять лишний воздух
- Сделать энергичный выдох
- Технику можно осуществлять двумя способами: «изо рта в рот» и «изо рта в нос». При желании рот или нос можно прикрыть чистым носовым платком или отрезом марли.
Техника выполнения непрямого массажа сердца
Правила оказания первой помощи в виде непрямого массажа сердца выглядят следующим образом:
- Занять удобное положение около потерпевшего, справа или слева от него
- Положить одну ладонь на нижнюю часть грудной клетки так, чтобы она располагалась строго посередине
- Вторую руку положить сверху первой в перпендикулярном положении. При этом руки должны быть прямыми
- Начать делать энергичные надавливания руками. Применять при этом необходимо вес всего тела. Грудина должна прогибаться примерно на 3 см, а при повышенной массе тела пациента – на 5 см
- После каждого нажатия руки удерживаются в конечном положении 1/3 секунды. Общий темп толчков должен быть не менее 1 в секунду
Действия в случае кровотечения
- Посадить пострадавшего
- Освободить рану от одежды
- Промыть водой и перекисью водорода
- Обработать спиртом
- Наложить стерильную марлевую повязку
Носовое кровотечение
- Посадить пострадавшего
- Попросить наклонить голову вперед
- Сжать ноздри на 10 минут
Первая помощь при переломе конечности
- Обездвижить конечность с помощью шины из аптечки. Если ее нет, то — зонта, любого другого длинного прямого и твердого предмета
- Дать обезболивающее
- Ждать медиков
Первая помощь при потере сознания
- Уложить пострадавшего горизонтально на пол, немного приподняв ноги
- Расстегнуть воротник, развязать шарф
- Открыть окна в классе, обеспечить доступ воздуха
- Обтереть лицо мокрым холодным компрессом
- Дать понюхать ватку, смоченную нашатырем
Что делаеть, если ученик получил ожог?
- Охладить пораженную поверхность водой
- Избавить поврежденный участок от одежды
- Дать обезболивающее
- Сделать повязку (не тугую!)
Попадание инородных тел в верхних дыхательных путях
Главное правило — сразу оказывайте помощь. Без осмотра ротовой полости и попыток вытащить инородный предмет руками или пинцетом.
Метод американских полицейских
- Встать сзади пострадавшего
- Положить руки на его плечи
- Отстранить его от себя и с силой ударить спиной о свою грудь
- Повторить этот удар несколько раз
Это важно: такой способ стоит выполнять людям тренированным: спасателям, прошедшим специальную подготовку
Метод «Буратино»
Запомните! На попытку извлечения инородного тела из дыхательных путей таким способом можно затратить не более 10-15 секунд. Если инородное тело имеет вид пластины или монеты, то извлечь ее способом «Буратино» практически невозможно — «эффект копилки». Монету легко в нее опустить, а вот вытрясти монету из копилки невозможно.
1. Положить пострадавшего на свое колено (лучше использовать спинку стула, когда голова упирается в сиденье, а живот в его спинку)
2. Похлопать 3-4 раза ладонью по спине
Метод Геймлиха
- Встать сзади пострадавшего
- Обхватить его руками так, чтобы руки, сложенные в замок, оказались между реберной дугой и пупком пострадавшего
- Отстранить его от себя и с силой ударить спиной о свою грудь, а сложенными в замок кистями — в надчревную область
Подпишитесь и мы будем присылать вам статьи на почту
Дистанционные
олимпиады и конкурсы
для школьников и учителей
популярное в блоге
Подпишитесь и мы будем присылать вам статьи на почту
Источник
Обязан ли учитель оказывать первую помощь ученику?
Главная > Консультации > Омбудсмен > Обязан ли учитель оказывать первую помощь ученику?
Сохранение здоровья детей в школе является одним из важнейших приоритетов деятельности учителей. Образовательная организация является местом большого скопления детей разных возрастов, детей с различными особенностями физиологического развития, детей с ограниченными возможностями здоровья. Нередко в школе возникают ситуации, когда ученики травмируются, ухудшается их самочувствие, резко могут обостриться их хронические заболевания. Бывают случаи, когда дети нуждаются в неотложной помощи. Во многих школах в экстренных случаях на помощь учителям готовы прийти и медсестры, и врачи, которые постоянно работают в медицинском школьном кабинете.
Охране здоровья обучающихся посвящена статья 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». В данной статье говорится о том, что охрана здоровья обучающихся включает в себя:
- оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья;
- обучение педагогических работников навыкам оказания первой помощи;
- пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда;
- прохождение обучающимися медицинских осмотров, в том числе профилактических медицинских осмотров, в связи с занятиями физической культурой и спортом, и диспансеризации;
- обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность;
- профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность и т. д.
Помимо Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» существует целый ряд документов, регламентирующий особенности оказания медицинской помощи детям, которые находятся в школе:
- Приказ Минздравсоцразвития России от 04.05.2012 № 477н «Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи»;
- Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;
- Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 11.04.2017 № 15–2/В-950 «Об обучении работников оказанию первой помощи пострадавшим»;
- Приложение к приказу Министерства здравоохранения РФ от 05.11.2013 № 822н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях».
Организация охраны здоровья несовершеннолетних в период обучения и воспитания (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями.
Следует четко разграничивать оказание первичной медико-санитарной помощи и первой помощи. В одном случае помощь могут оказывать только медицинские работники, а в другом лица, имеющие специальную подготовку. Рассмотрим особенности оказания разных видов помощи обучающимся при ухудшении состояния здоровья ребенка, который находится в школе.
Оказание первичной медико-санитарной помощи несовершеннолетним
Законодательство гарантирует несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях, оказание бесплатной медицинской помощи в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, а также на основе стандартов медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам медицинской помощи. Такая помощь может быть оказана в виде:
- первичной медико-санитарной помощи, в том числе доврачебной, врачебной и специализированной;
- специализированной медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной;
- скорой медицинской помощи, в том числе скорой специализированной;
- паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях.
Говоря об оказании медицинской помощи в образовательной организации стоит подробнее рассмотреть особенности оказания первичной медико-санитарной помощи.
Первичная медико-санитарная помощь подразумевает мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения.
Первичная медико-санитарная помощь бывает доврачебная и врачебная:
- первичная доврачебная медико-санитарная помощь, которая оказывается фельдшерами, акушерами, другими медицинскими работниками со средним медицинским образованием фельдшерских здравпунктов, фельдшерско-акушерских пунктов, врачебных амбулаторий, здравпунктов, поликлиник, поликлинических подразделений медицинских организаций, отделений (кабинетов) медицинской профилактики, центров здоровья;
- первичная врачебная медико-санитарная помощь, которая оказывается врачами-терапевтами, врачами-терапевтами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами) врачебных амбулаторий, здравпунктов, поликлиник, поликлинических подразделений медицинских организаций, кабинетов и центров (отделений) общей врачебной практики (семейной медицины), центров здоровья и отделений (кабинетов) медицинской профилактики.
Может ли педагог оказывать такую помощь детям? Такую помощь могут оказывать только фельдшеры, акушеры и другие медицинские работники. Это означает, что учитель не имеет право оказывать первичную медико-санитарную помощь. Оказывать, именно медицинскую помощь — давать лекарство, делать непрямой массаж сердца, искусственное дыхание — вправе только врач или специалист, имеющий знания и подтверждающие это документы.
Кто имеет право оказывать первую помощь детям в школе?
В Федеральном законе от 21.11.2011 № 323‑ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» указан еще один вид помощи — первая помощь, которая определяется как особый вид помощи, оказываемой лицами, не имеющими медицинского образования. Согласно ч. 4 ст. 31 указанного закона каждый гражданин вправе добровольно оказывать первую помощь при наличии соответствующей подготовки и (или) навыков. Сотрудники органов внутренних дел, военнослужащие, работники противопожарной службы, спасатели аварийно-спасательных формирований и аварийно-спасательных служб — это именно те работники, которые имеют соответствующую подготовку. Эти специалисты могут оказывать первую помощь или мероприятия по оказанию первой помощи. Перечень состояний, при которых оказывается первая помощь, включает в себя следующие состояния.
- Отсутствие сознания.
- Остановка дыхания и кровообращения.
- Наружные кровотечения.
- Инородные тела верхних дыхательных путей.
- Травмы различных областей тела.
- Ожоги, эффекты воздействия высоких температур, теплового излучения.
- Отморожение и другие эффекты воздействия низких температур.
- Отравления.
Согласно п. 1 ст. 41 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя обучение педагогических работников навыкам оказания первой помощи. Соответственно, все педагогические работники всех образовательных проходят обучение навыкам оказания первой помощи. В настоящее время порядок обучения первой помощи в нормативных правовых актах не конкретизирован. Обучение приемам оказания первой помощи проводится в общем порядке, установленном для обучения в области охраны труда. Каждый педагог в соответствии со статьей 225 Трудового кодекса Российской Федерации, обязан проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда. Это означает, что педагог имеет право оказывать первую помощь детям в экстренных случаях.
Чаще всего работники образовательных учреждений действуют по определенному алгоритму, если ученик почувствовал себя плохо. Классный руководитель может заметить, что ребенку стало плохо, он внезапно заболел, или у него обострилось хроническое заболевание, или обучающийся получил травму, но его состояние расценено медицинским работником как не представляющее угрозу жизни, то медицинский работник должен:
1) вызвать неотложную помощь;
2) проинформировать родителей о случившемся и получить согласие на медицинское вмешательство;
3) после оказания неотложной помощи — оформить направление обучающегося в медицинскую организацию, на обслуживании которой он находится.
Педагогический персонал (классный руководитель, администрация школы) должны безотлагательно связаться по телефону с родителями ребенка. Если ребенок находится в состоянии, не представляющем угрозу его жизни, и ожидается приезд неотложной помощи, то родителей целесообразно вызвать в образовательную организацию. Это нужно сделать для того, чтобы родители дали согласие на оказание неотложной помощи, сами побеседовали с медицинским персоналом, получили соответствующие рекомендации по уходу и дальнейшему обследованию больного, а после улучшения состояния решили вопрос с транспортировкой ребенка домой из образовательной организации. Если родители не могут сразу приехать в образовательную организацию, то необходимо получить по телефону их согласие на оказание неотложной медицинской помощи.
Где может быть организовано оказание медицинской помощи обучающимся в школе?
В школе для оказания медицинской помощи обучающимся предусматривается медицинский блок, который размещается в помещениях образовательной организации. Медицинский блок отделения медицинской помощи обучающимся состоит из кабинета врача-педиатра (фельдшера) и процедурного кабинета. Помещения, предоставляемые образовательной организацией, должны соответствовать установленным санитарно-эпидемиологическим нормам и правилам, и установленным требованиям для осуществления медицинской деятельности. Помещения медицинского блока оснащаются образовательной организацией мебелью, оргтехникой и медицинскими изделиями согласно стандарту.
Необходимым предварительным условием медицинского вмешательства при оказании помощи является дача информированного добровольного согласия несовершеннолетнего или иного законного представителя на медицинское вмешательство.
Источник