Где находится учитель по первой помощи при

Универсальный алгоритм оказания первой помощи

Правила поведения

Общая последовательность действий на месте происшествия с наличием пострадавших

Оказывать первую помощь необходимо в соответствии с Универсальным алгоритмом оказания первой помощи . Схематично алгоритм выглядит следующим образом.

Согласно Универсальному алгоритму первой помощи в случае, если человек стал участником или очевидцем происшествия, он должен выполнить следующие действия:

1. Провести оценку обстановки и обеспечить безопасные условия для оказания первой помощи:

1) определить угрожающие факторы для собственной жизни и здоровья;

2) определить угрожающие факторы для жизни и здоровья пострадавшего;

3) устранить угрожающие факторы для жизни и здоровья;

4) прекратить действие повреждающих факторов на пострадавшего;

5) при необходимости, оценить количество пострадавших;

6) извлечь пострадавшего из транспортного средства или других труднодоступных мест (при необходимости);

7) переместить пострадавшего (при необходимости).

2. Определить наличие сознания у пострадавшего.

При наличии сознания перейти к п. 7 Алгоритма; при отсутствии сознания перейти к п. 3 Алгоритма.

3. Восстановить проходимость дыхательных путей и определить признаки жизни:

1) запрокинуть голову с подъемом подбородка;

2) выдвинуть нижнюю челюсть (при необходимости);

3) определить наличие нормального дыхания с помощью слуха, зрения и осязания;

4) определить наличие кровообращения путем проверки пульса на магистральных артериях (одновременно с определением дыхания и при наличии соответствующей подготовки).

При наличии дыхания перейти к п. 6 Алгоритма; при отсутствии дыхания перейти к п. 4 Алгоритма.

4. Вызвать скорую медицинскую помощь, другие специальные службы, сотрудники которых обязаны оказывать первую помощь в соответствии с федеральным законом или со специальным правилом (по тел. 03, 103 или 112, привлекая помощника или с использованием громкой связи на телефоне).

5. Начать проведение сердечно-легочной реанимации путем чередования:

1) давления руками на грудину пострадавшего;

2) искусственного дыхания «Рот ко рту», «Рот к носу», с использованием устройств для искусственного дыхания.

При появлении признаков жизни перейти к п. 6 Алгоритма.

6. При появлении (или наличии) признаков жизни выполнить мероприятия по поддержанию проходимости дыхательных путей одним или несколькими способами:

1) придать устойчивое боковое положение;

2) запрокинуть голову с подъемом подбородка;

3) выдвинуть нижнюю челюсть.

7. Провести обзорный осмотр пострадавшего и осуществить мероприятия по временной остановке наружного кровотечения одним или несколькими способами:

1) наложением давящей повязки;

2) пальцевым прижатием артерии;

3) прямым давлением на рану;

4) максимальным сгибанием конечности в суставе;

5) наложением жгута.

8. Провести подробный осмотр пострадавшего в целях выявления признаков травм, отравлений и других состояний, угрожающих его жизни и здоровью, осуществить вызов скорой медицинской помощи (если она не была вызвана ранее) и выполнить мероприятия по оказанию первой помощи:

1) провести осмотр головы;

2) провести осмотр шеи;

3) провести осмотр груди;

4) провести осмотр спины;

5) провести осмотр живота и таза;

6) осмотр конечностей;

7) наложить повязки при травмах различных областей тела, в том числе окклюзионную (герметизирующую) при ранении грудной клетки;

8) провести иммобилизацию (с помощью подручных средств, аутоиммобилизацию, с использованием медицинских изделий);

9) зафиксировать шейный отдел позвоночника (вручную, подручными средствами, с использованием медицинских изделий);

10) прекратить воздействие опасных химических веществ на пострадавшего (промыть желудок путем приема воды и вызывания рвоты, удалить с поврежденной поверхности и промыть поврежденные поверхности проточной водой);

11) провести местное охлаждение при травмах, термических ожогах и иных воздействиях высоких температур или теплового излучения;

12) провести термоизоляцию при отморожениях и других эффектах воздействия низких температур.

9. Придать пострадавшему оптимальное положение тела (для обеспечения ему комфорта и уменьшения степени его страданий).

10. Постоянно контролировать состояние пострадавшего (наличие сознания, дыхания и кровообращения) и оказывать психологическую поддержку.

11. Передать пострадавшего бригаде скорой медицинской помощи, другим специальным службам, сотрудники которых обязаны оказывать первую помощь в соответствии с федеральным законом или со специальным правилом при их прибытии и распоряжении о передаче им пострадавшего, сообщив необходимую информацию.

Источник

Учитель — спаситель: правила оказания первой медицинской помощи

Составили четкие инструкции, чтобы учителя знали, как действовать в случае опасности для здоровья или жизни ученика до приезда медиков.

Читайте также:  Как избавится от гипертонии народными средствами

Должен ли классный руководитель уметь останавливать кровотечение и оказывать помощь до прибытия скорой помощи? И да, и нет. Раньше было проще: в каждой муниципальной школе был кабинет врача или медсестры.

Именно медики, согласно «Закону об образовании (ч. 2 ст. 41)», должны были оказывать первую медицинскую помощь. Но сейчас наличие кабинета врача зависит от самой школы, точнее, от региональных властей.

У родителей возникает вопрос: а кто окажет моему ребенку первую помощь, если в учебном заведении нет врача или медсестры? Согласно ч. 3 ст. 41 «Закона об образовании», эта миссия возложена на педагогов. Часть 1 статьи 31 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» выделяет состояния, требующие домедицинской помощи:

  1. Отсутствие сознания
  2. Остановка дыхания и кровообращения
  3. Наружные кровотечения
  4. Инородные тела верхних дыхательных путей
  5. Травмы различных областей тела
  6. Ожоги, эффекты воздействия высоких температур, теплового излучения
  7. Отморожение и другие эффекты воздействия низких температур
  8. Отравления

Что как и когда делать: алгоритм оказания первой помощи

В любом случае главное — не паниковать. Действовать согласно алгоритму: учитель оказывает помощь, ученик или коллега звонит в скорую помощь (103). Также важно, чтобы в классе была аптечка в ящике учительского стола или шкафу, который закрывается на ключ.

Состав классной аптечки

Важно: Если человек без сознания, но пульс прощупывается и есть дыхание или подозрение на перелом грудной клетки, то искусственное дыхание и непрямой массаж сердца не делаются.

Алгоритм действий должен выглядеть следующим образом:

1. Уложить пациента на ровную поверхность. Под шею можно положить импровизированный валик.
2. Запрокинуть голову вверх на 45 градусов и выдвинуть немного нижнюю челюсть.
При необходимости очистить указательным пальцем дыхательные пути от пены, рвотных масс, слизи.
3. Чередовать искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Рекомендованное соотношение техник: 1/5 – если реанимация проводится одним человеком, 1/10 или 1/15 – если участие принимают двое.

Для того чтобы применить методику искусственного дыхания, следует произвести следующие действия:

  1. Зажать нос пострадавшего. Второй рукой взяться за его подбородок
  2. Сделать очень глубокий вдох ртом
  3. Обхватить губами рот пациента так, чтобы не потерять лишний воздух
  4. Сделать энергичный выдох
  5. Технику можно осуществлять двумя способами: «изо рта в рот» и «изо рта в нос». При желании рот или нос можно прикрыть чистым носовым платком или отрезом марли.

Техника выполнения непрямого массажа сердца

Правила оказания первой помощи в виде непрямого массажа сердца выглядят следующим образом:

  • Занять удобное положение около потерпевшего, справа или слева от него
  • Положить одну ладонь на нижнюю часть грудной клетки так, чтобы она располагалась строго посередине
  • Вторую руку положить сверху первой в перпендикулярном положении. При этом руки должны быть прямыми
  • Начать делать энергичные надавливания руками. Применять при этом необходимо вес всего тела. Грудина должна прогибаться примерно на 3 см, а при повышенной массе тела пациента – на 5 см
  • После каждого нажатия руки удерживаются в конечном положении 1/3 секунды. Общий темп толчков должен быть не менее 1 в секунду

Действия в случае кровотечения

  • Посадить пострадавшего
  • Освободить рану от одежды
  • Промыть водой и перекисью водорода
  • Обработать спиртом
  • Наложить стерильную марлевую повязку

Носовое кровотечение

  • Посадить пострадавшего
  • Попросить наклонить голову вперед
  • Сжать ноздри на 10 минут

Первая помощь при переломе конечности

  • Обездвижить конечность с помощью шины из аптечки. Если ее нет, то — зонта, любого другого длинного прямого и твердого предмета
  • Дать обезболивающее
  • Ждать медиков

Первая помощь при потере сознания

  • Уложить пострадавшего горизонтально на пол, немного приподняв ноги
  • Расстегнуть воротник, развязать шарф
  • Открыть окна в классе, обеспечить доступ воздуха
  • Обтереть лицо мокрым холодным компрессом
  • Дать понюхать ватку, смоченную нашатырем

Что делаеть, если ученик получил ожог?

  • Охладить пораженную поверхность водой
  • Избавить поврежденный участок от одежды
  • Дать обезболивающее
  • Сделать повязку (не тугую!)

Попадание инородных тел в верхних дыхательных путях

Главное правило — сразу оказывайте помощь. Без осмотра ротовой полости и попыток вытащить инородный предмет руками или пинцетом.

Метод американских полицейских
  • Встать сзади пострадавшего
  • Положить руки на его плечи
  • Отстранить его от себя и с силой ударить спиной о свою грудь
  • Повторить этот удар несколько раз

Это важно: такой способ стоит выполнять людям тренированным: спасателям, прошедшим специальную подготовку

Читайте также:  Минздрав начальник отдела лекарственного обеспечения
Метод «Буратино»

Запомните! На попытку извлечения инородного тела из дыхательных путей таким способом можно затратить не более 10-15 секунд. Если инородное тело имеет вид пластины или монеты, то извлечь ее способом «Буратино» практически невозможно — «эффект копилки». Монету легко в нее опустить, а вот вытрясти монету из копилки невозможно.

1. Положить пострадавшего на свое колено (лучше использовать спинку стула, когда голова упирается в сиденье, а живот в его спинку)

2. Похлопать 3-4 раза ладонью по спине

Метод Геймлиха
  • Встать сзади пострадавшего
  • Обхватить его руками так, чтобы руки, сложенные в замок, оказались между реберной дугой и пупком пострадавшего
  • Отстранить его от себя и с силой ударить спиной о свою грудь, а сложенными в замок кистями — в надчревную область

Подпишитесь и мы будем присылать вам статьи на почту

Дистанционные
олимпиады и конкурсы
для школьников и учителей

популярное в блоге

Подпишитесь и мы будем присылать вам статьи на почту

Источник

Обязан ли учитель оказывать первую помощь ученику?

Главная > Консультации > Омбудсмен > Обязан ли учитель оказывать первую помощь ученику?

Сохранение здоровья детей в школе является одним из важнейших приоритетов деятельности учителей. Образовательная организация является местом большого скопления детей разных возрастов, детей с различными особенностями физиологического развития, детей с ограниченными возможностями здоровья. Нередко в школе возникают ситуации, когда ученики травмируются, ухудшается их самочувствие, резко могут обостриться их хронические заболевания. Бывают случаи, когда дети нуждаются в неотложной помощи. Во многих школах в экстренных случаях на помощь учителям готовы прийти и медсестры, и врачи, которые постоянно работают в медицинском школьном кабинете.

Охране здоровья обучающихся посвящена статья 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». В данной статье говорится о том, что охрана здоровья обучающихся включает в себя:

  • оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья;
  • обучение педагогических работников навыкам оказания первой помощи;
  • пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда;
  • прохождение обучающимися медицинских осмотров, в том числе профилактических медицинских осмотров, в связи с занятиями физической культурой и спортом, и диспансеризации;
  • обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность;
  • профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность и т. д.

Помимо Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» существует целый ряд документов, регламентирующий особенности оказания медицинской помощи детям, которые находятся в школе:

  • Приказ Минздравсоцразвития России от 04.05.2012 № 477н «Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи»;
  • Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;
  • Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 11.04.2017 № 15–2/В-950 «Об обучении работников оказанию первой помощи пострадавшим»;
  • Приложение к приказу Министерства здравоохранения РФ от 05.11.2013 № 822н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях».

Организация охраны здоровья несовершеннолетних в период обучения и воспитания (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями.
Следует четко разграничивать оказание первичной медико-санитарной помощи и первой помощи. В одном случае помощь могут оказывать только медицинские работники, а в другом лица, имеющие специальную подготовку. Рассмотрим особенности оказания разных видов помощи обучающимся при ухудшении состояния здоровья ребенка, который находится в школе.

Оказание первичной медико-санитарной помощи несовершеннолетним

Законодательство гарантирует несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях, оказание бесплатной медицинской помощи в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, а также на основе стандартов медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам медицинской помощи. Такая помощь может быть оказана в виде:

  • первичной медико-санитарной помощи, в том числе доврачебной, врачебной и специализированной;
  • специализированной медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной;
  • скорой медицинской помощи, в том числе скорой специализированной;
  • паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях.

Говоря об оказании медицинской помощи в образовательной организации стоит подробнее рассмотреть особенности оказания первичной медико-санитарной помощи.
Первичная медико-санитарная помощь подразумевает мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения.
Первичная медико-санитарная помощь бывает доврачебная и врачебная:

  • первичная доврачебная медико-санитарная помощь, которая оказывается фельдшерами, акушерами, другими медицинскими работниками со средним медицинским образованием фельдшерских здравпунктов, фельдшерско-акушерских пунктов, врачебных амбулаторий, здравпунктов, поликлиник, поликлинических подразделений медицинских организаций, отделений (кабинетов) медицинской профилактики, центров здоровья;
  • первичная врачебная медико-санитарная помощь, которая оказывается врачами-терапевтами, врачами-терапевтами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами) врачебных амбулаторий, здравпунктов, поликлиник, поликлинических подразделений медицинских организаций, кабинетов и центров (отделений) общей врачебной практики (семейной медицины), центров здоровья и отделений (кабинетов) медицинской профилактики.
Читайте также:  Китайские шарики тампоны лечебные

Может ли педагог оказывать такую помощь детям? Такую помощь могут оказывать только фельдшеры, акушеры и другие медицинские работники. Это означает, что учитель не имеет право оказывать первичную медико-санитарную помощь. Оказывать, именно медицинскую помощь — давать лекарство, делать непрямой массаж сердца, искусственное дыхание — вправе только врач или специалист, имеющий знания и подтверждающие это документы.

Кто имеет право оказывать первую помощь детям в школе?

В Федеральном законе от 21.11.2011 № 323‑ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» указан еще один вид помощи — первая помощь, которая определяется как особый вид помощи, оказываемой лицами, не имеющими медицинского образования. Согласно ч. 4 ст. 31 указанного закона каждый гражданин вправе добровольно оказывать первую помощь при наличии соответствующей подготовки и (или) навыков. Сотрудники органов внутренних дел, военнослужащие, работники противопожарной службы, спасатели аварийно-спасательных формирований и аварийно-спасательных служб — это именно те работники, которые имеют соответствующую подготовку. Эти специалисты могут оказывать первую помощь или мероприятия по оказанию первой помощи. Перечень состояний, при которых оказывается первая помощь, включает в себя следующие состояния.

  1. Отсутствие сознания.
  2. Остановка дыхания и кровообращения.
  3. Наружные кровотечения.
  4. Инородные тела верхних дыхательных путей.
  5. Травмы различных областей тела.
  6. Ожоги, эффекты воздействия высоких температур, теплового излучения.
  7. Отморожение и другие эффекты воздействия низких температур.
  8. Отравления.

Согласно п. 1 ст. 41 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя обучение педагогических работников навыкам оказания первой помощи. Соответственно, все педагогические работники всех образовательных проходят обучение навыкам оказания первой помощи. В настоящее время порядок обучения первой помощи в нормативных правовых актах не конкретизирован. Обучение приемам оказания первой помощи проводится в общем порядке, установленном для обучения в области охраны труда. Каждый педагог в соответствии со статьей 225 Трудового кодекса Российской Федерации, обязан проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда. Это означает, что педагог имеет право оказывать первую помощь детям в экстренных случаях.
Чаще всего работники образовательных учреждений действуют по определенному алгоритму, если ученик почувствовал себя плохо. Классный руководитель может заметить, что ребенку стало плохо, он внезапно заболел, или у него обострилось хроническое заболевание, или обучающийся получил травму, но его состояние расценено медицинским работником как не представляющее угрозу жизни, то медицинский работник должен:

1) вызвать неотложную помощь;
2) проинформировать родителей о случившемся и получить согласие на медицинское вмешательство;
3) после оказания неотложной помощи — оформить направление обучающегося в медицинскую организацию, на обслуживании которой он находится.

Педагогический персонал (классный руководитель, администрация школы) должны безотлагательно связаться по телефону с родителями ребенка. Если ребенок находится в состоянии, не представляющем угрозу его жизни, и ожидается приезд неотложной помощи, то родителей целесообразно вызвать в образовательную организацию. Это нужно сделать для того, чтобы родители дали согласие на оказание неотложной помощи, сами побеседовали с медицинским персоналом, получили соответствующие рекомендации по уходу и дальнейшему обследованию больного, а после улучшения состояния решили вопрос с транспортировкой ребенка домой из образовательной организации. Если родители не могут сразу приехать в образовательную организацию, то необходимо получить по телефону их согласие на оказание неотложной медицинской помощи.

Где может быть организовано оказание медицинской помощи обучающимся в школе?

В школе для оказания медицинской помощи обучающимся предусматривается медицинский блок, который размещается в помещениях образовательной организации. Медицинский блок отделения медицинской помощи обучающимся состоит из кабинета врача-педиатра (фельдшера) и процедурного кабинета. Помещения, предоставляемые образовательной организацией, должны соответствовать установленным санитарно-эпидемиологическим нормам и правилам, и установленным требованиям для осуществления медицинской деятельности. Помещения медицинского блока оснащаются образовательной организацией мебелью, оргтехникой и медицинскими изделиями согласно стандарту.

Необходимым предварительным условием медицинского вмешательства при оказании помощи является дача информированного добровольного согласия несовершеннолетнего или иного законного представителя на медицинское вмешательство.

Источник

Оцените статью