Формы лечебной физической культуры лфк

Формы лечебной физкультуры

Лечебная гимнастика (ЛФК) – метод лечения, который заключается в применении естественных природных факторов и физических упражнений с лечебно-профилактическими целями. Известны следующие формы ЛФК:

  • занятия лечебной гимнастикой;
  • самостоятельные занятия физическими упражнениями;
  • утренняя гигиеническая гимнастика;
  • ходьба, прогулки;
  • массовые формы оздоровительной физической культуры;
  • дозированные восхождения;
  • элементы спортивных игр;
  • ближний туризм;
  • экскурсии;
  • элементы спорта.

Реабилитологи Юсуповской больницы индивидуально подходят к выбору формы лечебной физкультуры в зависимости от диагноза, стадии заболевания, возраста пациента, его физической подготовленности, наличия сопутствующих заболеваний. Клиника реабилитации оснащена современным оборудованием ведущих производителей Европы и США. Занятия проходят под контролем инструкторов ЛФК. Пациентов консультирует невролог, терапевт или кардиолог, эндокринолог. Во время занятий проводится мониторирование электрокардиограммы и артериального давления.

Основной формой лечебной физкультуры является занятие лечебной гимнастикой. Каждая процедура состоит из 3 разделов: вводного, основного и заключительного. Вводный раздел занятия готовит организм пациента к возрастающей физической нагрузке. Для этого используют дыхательные упражнения, движения для средних и мелких суставов, мышечных групп. На протяжении основного раздела происходит общее и специальное тренирующее воздействие на организм пациента. В заключительном периоде вновь проводят дыхательные упражнения и движения, которые охватывают мелкие и средние группы мышц и суставов. Это снижает общее физическое напряжение.

Методики ЛФК

Реабилитологи Юсуповской больницы при составлении комплекса ЛФК подбирают упражнения, характер которых, дозировка, физиологическая нагрузка и исходные положения адекватны общему состоянию пациента, его тренированности и возрастным особенностям. В процедуре сочетается общее и специальное воздействие на организм пациента, поэтому инструктора ЛФК используют как общеукрепляющие, так и специальные упражнения. При составлении процедуры соблюдают принцип последовательности и постепенности повышения и снижения физической нагрузки. Во время занятия чередуют нагрузку на все мышечные группы, которые вовлекаются в выполнение физических нагрузок.

Реабилитологи ежедневно обновляют и усложняют упражнения. В процедуру занятия вводят 10-15% уже освоенных упражнений для закрепления двигательных навыков. Вместе с тем последовательно усложняют методику. В течение последних трёх дней курса лечения обучают пациентов гимнастическим упражнениям, рекомендуемым для занятий дома.

В лечебной гимнастике 3 исходных положения:

  • лёжа (на животе, на спине, на боку);
  • сидя (на кушетке, на стуле, в постели);
  • стоя (с опорой на спинку стула, костыли, брусья или на четвереньках).

Инструктора ЛФК клиники реабилитации индивидуально выбирают исходное положение при разных заболеваниях. Пациенты с патологией органов дыхания могут выполнять физические упражнения в исходном положении стоя, сидя, лёжа, полулёжа, с приподнятым головным концом кровати. Если наложено скелетное вытяжение при повреждении трубчатых костей нижних конечностей, упражнения выполняются лёжа на спине. После инсульта пациентам начинают лечебную гимнастику в постели, затем сидя и стоя. После восстановления двигательной функции переходят к дозированной ходьбе.

Задачи лечебной физкультуры

Задачи лечебной физкультуры определяются представлениями о причине и механизме развития заболевания или травмы. Ведущей задачей ЛФК при развитии дыхательной недостаточности в остром периоде пневмонии является компенсация дыхательной недостаточности. При бронхиальной астме в связи с изменениями внешнего дыхания возникает необходимость в улучшении бронхиальной проходимости, снятии спазма и эвакуации патологического содержимого бронхов. Задачей комплексной лечебной физкультуры является нормализация вегетативных нарушений, восстановление нарушенных или утраченных двигательных навыков, нормальной структуры движения после травмы.

Специальные задачи ЛФК характерны для определённой формы патологии и сочетания морфофункциональных изменений. Для решения специальных задач средства лечебной физкультуры выбирают с учётом механизмов компенсаторного и трофического действия. Избирательный массаж воздействует на ткани массируемого участка тела и соответствующего внутреннего органа, который связан с раздражаемой зоной сегментарной иннервации. Специально подобранные дыхательные упражнения оказывают специфическое действие на дыхательную систему.

В занятиях лечебной физкультурой большое значение имеет дозировка физической нагрузки. Она во многом определяет лечебное действие массажа и физических упражнений. При передозировке ухудшается общее состояние пациента, а недостаточная нагрузка не даёт необходимого эффекта. Оказать лечебное действие и оптимально улучшить функции различных систем организма может лечебная гимнастика при соответствии физической нагрузки состоянию пациента и его возможностям. Дозировка физической нагрузки зависит от отношения длительности фактического выполнения упражнения к продолжительности всего занятия.

В зависимости от задач, которые стоят в различные периоды лечения, реабилитологи применяют лечебные, тонизирующие (поддерживающие) и тренирующие дозировки нагрузок. Лечебную дозировку применяют в том случае, когда необходимо оказать терапевтическое воздействие на пораженный орган или систему, компенсировать их функцию, предупредить осложнения. В этом случае общая физическая нагрузка во время занятия обычно небольшая. Её каждый раз незначительно увеличивают.

Тонизирующую (поддерживающую) дозировку применяют в случае удовлетворительного состояния пациента, страдающего хроническими заболеваниями с волнообразным течением, при длительной иммобилизации, после окончания восстановительного периода терапии с максимально возможным лечебным эффектом. Общие и местные физические нагрузки оказывают тонизирующее действие и поддерживают достигнутые результаты. С этой целью применяются физические упражнения умеренной или большой интенсивности.

Тренирующую дозировку применяют в период восстановительного лечения. Их задачей является нормализация всех функций организма, повышение работоспособности. Для определения объёма физических нагрузок, оказывающих тренирующее воздействие, реабилитологи Юсуповской больницы проводят различные тесты. При заболеваниях сердечно-сосудистой системы определяют предельно допустимые физические нагрузки с помощью пробы толерантности к ним. Величину осевой нагрузки при наличии диафизарных переломов определяют с помощью давления иммобилизованной повреждённой ногой на весы до момента появления болевых ощущений. Оптимальная нагрузка составляет 80% полученной величины.

Методы лечебной физкультуры

Реабилитологи применяют индивидуальные и групповые методы ЛФК. Индивидуальный метод используют у пациентов в тяжёлом состоянии с ограниченной двигательной активностью. Вариантом индивидуального метода являются самостоятельные занятия. Их назначают пациентам, которым трудно регулярно посещать клинику реабилитации или выписанным для долечивания дома.

При применении группового метода ЛФК реабилитологи формируют группы, ориентируясь на основное заболевание и функциональное состояние пациентов. Инструктора ЛФК Юсуповской больницы комбинируют оба метода лечебной физкультуры. Обычно вначале проводят индивидуальные занятия, а затем групповые.

ЛФК при сколиозе

Одним из наиболее эффективных методов лечения сколиоза является лечебная физическая культура. Исправить искривление позвоночника при помощи комплекса физических упражнений можно в случае приобретённого сколиоза. При врождённом сколиозе, вызванном аномальным развитием структур тела, ЛФК проводят после комплексного обследования пациента с помощью современных диагностических методов.

В Юсуповской больнице ЛФК при сколиозе дополняют массажем и физиотерапевтическими процедурами. Реабилитологи для снижения нагрузки на позвоночник применяют качественное оборудование европейского уровня (тренажёры, вертикализаторы, аппараты Экзарта, подвесные системы, работающие аналогично бассейну). Пациентам рекомендуют носить ортопедический корсет.

Выполнение следующих правил позволяет пациенту получить максимальный эффект от занятий лечебной физкультурой, а обезопасить себя от травм и нежелательных последствий:

  • перед началом занятий необходимо выполнить разминку для того чтобы разогреть мышцы и связки;
  • упражнения должны выполняться в медленном темпе;
  • не следует делать резких движений, выполнять прыжки;
  • необходимо исключить повышенную физическую нагрузку на позвоночник (недопустимо использование штанги и гантелей).

Реабилитологи Юсуповской больницы предписывают лечебную физкультуру с учётом вида сколиоза. Инструктора ЛФК индивидуально подбирают наиболее подходящие упражнения. Пациенту рекомендуют ежедневно дома выполнять комплекс ЛФК при сколиозе, который состоит из разминки, основных упражнений и заключительной части. Все упражнения являются симметричными. Асимметричные виды упражнений выполняются только под контролем реабилитолога.

Читайте также:  Корень подсолнуха его лечебные свойства

В качестве разминки предлагается следующее упражнение:

  • прислонитесь спиной ровной вертикальной поверхности или спине таким образом, чтобы ягодицы, икроножные мышцы и пятки упирались в неё;
  • выпрямите спину, придав осанке анатомически правильное положение;
  • сделайте несколько шагов вперёд, сохранив осанку;
  • дышите ровно, без задержек.

Поставьте ноги на ширине плеч, руки опустите вдоль туловища. Делайте приседания, вытягивая при этом руки вперёд. Спину держим прямо. Это упражнение следует выполнять медленно. Во время приседания делается вдох, при подъёме вверх – выдох.

Можно поставить ноги на ширину плеч, руки в свободном положении. На счёт «1» вдохните и поднимите обе руки вверх. На счёт «2» потянитесь вверх, на счёт «3» –выдохните, опустив руки. Во время выполнения этого упражнения держите спину ровно.

После разминки переходим к выполнению базовых симметричных упражнений. Станьте на четвереньки. Не разгибаясь, ягодицы опустите на пятки, сделайте упор ладонями в пол. При помощи рук передвигайте туловище сначала вправо, затем влево. Осуществляйте движения медленно, задерживаясь на несколько секунд в каждой позиции. Выполните по 5 таких движений в каждую сторону.

При сколиозе рекомендуется ежедневно 10 раз выполнять следующее упражнение:

  • возьмите жёсткую подушку, положите на пол и лягте на неё животом;
  • руки сцепите за спиной в замок;
  • поднимайте тело вверх на максимально возможную высоту, не перегружая позвоночник.

После завершения занятия следует отдохнуть в течение 10-15 минут.

Реабилитологи применяют различные формы и методы ЛФК, применяют авторские методики лечебной физкультуры. Инструктора составляют комплекс упражнений, которые пациент может выполнять дома. Звоните по телефону Юсуповской больницы и вас запишут на прием к врачу.

Источник

Формы ЛФК и их характеристика

Разнообразные формы лечебной физической культуры позволяют целенаправленно и комплексно воздействовать на сниженные болезнью функции, последовательно и планомерно нормализовывать двигательную активность человека. Различают: утренняя гигиеническая гимнастика, занятия лечебной гимнастикой, са­мостоятельные занятия физическими упражнениями, лечебная дозированная ходьба и восхождение (терренкур), плавание, игры, прогулки; ближний туризм, массовые формы оздоровительной физической культуры.

Утренней гигиенической гимнастикой (УГГ) занимаются после сна до завтрака в палате, комнате, саду, на веранде, в спортзале. Она должна быть составной частью режима больных в больнице, санатории и дома. УГГ позволяет устранить заторможенность физиологических процессов после сна, усилить деятельность всех органов и систем, повысить общий тонус организма. Утренняя гигиеническая гимнастика для больного организ­ма — это специально подобранный комплекс физических уп­ражнений, способствующий пробуждению и переводу организма из состояния сна—торможения к активному режиму дня.

Занятие лечебной гимнастикой (ЛГ) является основной формой восстановления функций пострадавшего органа и всего орга­низма в целом и состоит из трех частей — вводной, основной и заключительной. Во вводной части даются элементарные гим­настические и дыхательные упражнения, подготавливающие больного к возрастающей физической нагрузке. Основной раз­дел занятия лечебной гимнастикой решает наиболее важные лечебные задачи и включает специальные и общеразвивающие упражнения, оказывающие положительное воздействие на по­страдавший орган и весь организм больного. Специальные упражнения подбираются с учетом формы заболевания, его кли­нического течения, общего состояния больного. В заключитель­ную часть занятия лечебной гимнастикой включаются элемен­тарные гимнастические и дыхательные упражнения, способ­ствующие расслаблению мышечных групп и снижению общей физической нагрузки.

Занятия лечебной гимнастикой проводят индивидуальным, малогрупповым (4-6 человек) и групповым (8-12 человек) способами. Важно общую нагрузку в процессе занятия сначала постоянно увеличивать, а затем снижать. В содержании занятий лечебной гимнастикой большое значение имеют дыхательные упражнения, которые применяются для развития функции дыхания и снижения общей нагрузки.

Самостоятельные занятия физическими упражнениями про­водятся больными, умеющими правильно выполнять их и со­знательно относящимися к качеству выполнения каждого уп­ражнения. Такие больные должны иметь комплекс физичес­ких упражнений, составленный специалистом по ЛФК, с уче­том характера заболевания и их индивидуальных особеннос­тей. Эта форма широко применяется для восстановления утра­ченных функций опорно-двигательного аппарата в клинике не­рвных болезней, травматологии и др. Занятия проводятся не­сколько раз в день.

Лечебная дозированная ходьба показана для нормализации походки больного после травм и заболеваний нервной систе­мы, опорно-двигательного аппарата, а также при нарушениях обмена веществ, для тренировки сердечно-сосудистой и дыха­тельной систем. Дозируется лечебная ходьба скоростью пере­движения, длиной дистанции, рельефом местности. Дозиро­ванное восхождение (терренкур) — лечение дозированной ходь­бой с постепенным подъемом и спуском на специальных марш­рутах. Применяется при заболеваниях сердечно-сосудистой, дыхательной систем, нарушениях обмена веществ, при трав­матических поражениях опорно-двигательного аппарата и не­рвной системы. В зависимости от крутизны подъема маршру­ты терренкура делятся на группы: с углом подъема от 4 до 10°, с углом подъема 11—15° и с углом подъема 16—20°. Наиболее известны маршруты терренкура в Кисловодске, Ессентуках, Сочи. Скандинавская ходьба (Nordic Walking) начала приобретать широкую популярность в 2009 году. Это ходьба с модифицированными лыжными палками. Главным преимуществом скандинавской ходьбы является то, что она не требует специальной физической подготовки, подходит для людей всех возрастов и благотворно влияет на сердечно-сосудистую и дыхательную системы. Доступна для санаторного и поликлинического этапов физической реабилитации.

Дозированные плавание, гребля, ходьба на лыжах, катание на коньках и другие могут являться не только средством ЛФК (как разновидность физических упражнений), но и ее самосто­ятельной формой. Они рассчитаны на дальнейшую тренировку функций пораженных органов и всего организма в целом, а также повышение работоспособности выздоравливающих. При­меняются индивидуально с учетом показаний, противопоказа­ний и соответствующих дозировок. Широко используются в реабилитации спортсменов, лиц молодого и среднего возрастов.

Прогулки могут быть пешеходными, на лыжах, лодках, велосипедах. Наиболее распространенными и доступными являются пешеходные прогулки. Ценность их прежде всего состоит в том, что ходьба – наиболее естественный вид передвижения, создающий умеренную нагрузку на организм в целом и сердечно-сосудистую систему в частности.

Ближний туризм проводится чаще всего в виде пешеходного туризма. Активное восприятие окружающей среды в сочетании с дозированной физической нагрузкой способствует уменьшению напряжения нервной системы, улучшению вегетативных функций. В качестве формы ЛФК можно рассматривать райттерапию (иппотерапию), получившую сегодня за рубежом большое распространение. Основным, специфическим фактором, влияющим на организм больного, использующего райттерапию, является езда верхом на лошади (в манеже или на местности). Достаточно выраженную физическую нагрузку при райттерапии дополняют действие изменяющейся окружающей среды и эмоциональное напряжение.

Спортивные упражнения в ЛФК используются обычно в форме прогулок на лыжах и лодках, плавания, гребли, катания на коньках и на велосипеде. Их лучше проводить за городом или поселком, что повышает их оздоровительный потенциал. Элементы спортивных игр – бадминтона, волейбола, баскетбола и других, занимают достойное место в программах физической реабилитации. Применение спортивных упражнений усиливает адаптацию организма к физическим нагрузкам, что особенно важно для реабилитационного процесса.

Интересной и эффективной формой ЛФК являются физические упражнения в воде – гидрокинезотерапия — гимнастика в воде в сочетании с плаванием и играми на воде. При этой форме занятий имеется целый ряд особенностей, связанных с разносторонним действием воды на организм и облегчением выполнения в ней многих упражнений. Такие упражнения сопровождаются механическим, температурным и химическим действием воды, а также психотерапевтическим влиянием. До недавнего времени физические упражнения в воде в основном применяли для восстановления функций органов опоры и движения, при нарушениях обменных процессов. Сегодня они активно используются при заболеваниях внутренних органов, повреждениях и заболеваниях нервной системы.

К массовым формам оздоровительной физической культу­ры относятся элементы спортивных игр, ближний туризм, эле­менты спорта, экскурсии, массовые физкультурные выступле­ния, праздники. Эти формы применяются в период окончатель­ного выздоровления и тренировки всех органов и систем орга­низма, подбираются индивидуально. Массовые формы ЛФК применяются не только с лечебной и реабилитационной, но и с профилактической целью, особенно в группах «Здоровье» и для занятий с лицами пожилого возраста.

Читайте также:  Народные средства сгущающие кровь

2.5 Общие требования к методике применения физических уп­ражнений.

Перед назначением занятий лечебной гимнастикой определяются задачи использования физических упражнений, подбираются средства и формы занятий для их решения. Во всех случаях важно соблюдать принципы сочетания общего и местного воздействия физических упражнений, помня, что выздоровление всегда во многом зависит от общего состояния организма больного. Методика применения физических упраж­нений в каждом конкретном случае зависит от диагноза и ста­дии заболевания, индивидуальных особенностей больного, уров­ня его физической подготовленности, возраста и сопутствую­щих заболеваний, т. е. опирается на принцип индивидуального подхода. Вместе с тем в методике ЛФК необходимо придер­живаться и других общепедагогических дидактических прин­ципов. В занятиях ЛФК необходимы системность и правильный подбор физических упражнений в соответствии с поставленными задачами. Подбор и дозировка физических упражнений проводятся с учетом методических основ физической тренировки, главными из которых являются повторность, постепенность, всесторонность, доступность физических упражнений.

Многократное повторение отдельных упражнений, регулярные и длительные занятия ЛФК закрепляют двигательный навык и способствуют стойкому улучшению функционального состояния упражняемых систем, их восстановлению.

Постепенное повышение физической нагрузки помогает адаптации организма к возрастающей физической нагрузке и является мерой профилактики перенапряжения.

Всестороннее воздействие физических упражнений, охват различных мышечных групп обеспечивают общеукрепляющее действие на организм человека.

Доступность упражнений предусматривает вначале выполнение наиболее простых физических упражнений, соответствующих двигательному уровню и здоровью занимающихся, и последующее усложнение движений.

Нередко больные и выздо­равливающие имеют недостаточный опыт физической культу­ры, поэтому следует особенно тщательно придерживаться этих принципов. Иначе ЛФК не только не улучшит течение заболе­вания и последующую реабилитацию, а вызовет нежелатель­ные осложнения и отвратит больного от использования физи­ческих упражнений.

2.5.1 Способы дозировки физической нагрузки.

Важнейшим принципом методики применения физичес­ких упражнений в целях лечения и реабилитации является их дозировка, учитывающая общий объем и интенсивность фи­зической нагрузки. Интенсивность физических упражнений может быть малой, умеренной, большой (В.К. Добровольский). К упражнениям малой интенсивности относятся движения небольших мышечных групп, выполняе­мые преимущественно в медленном темпе: движения паль­цев, мелких суставов; физиологические сдвиги при этом не­значительные. К упражнениям умеренной интенсивности от­носятся движения, выполняемые средними и крупными мы­шечными группами в медленном и среднем темпе: упражне­ния на гимнастических снарядах, тренажерах с утяжелением, ускорением, ходьба, бег, ходьба на лыжах и т.п. Эти упраж­нения предъявляют значительные требования к сердечно-со­судистой, дыхательной и нервно-мышечной системам, вызы­вая значительные физиологические сдвиги, которые восста­навливаются в течение десятков минут. Упражнения большой интенсивности характеризуются вовлечением в рабо­ту большого числа мышц и быстрым темпом движений: бег на скорость, значительные нагрузки на тренажерах, спортив­ные игры и др. При этом наблюдаются субмаксимальные и максимальные сдвиги пульса и частоты дыхания. Восстанов­ление затягивается на часы и дни.

Дозировка физических упражнений зависит от заболевания, его стадии и функционального состояния различных систем организма, прежде всего сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

По мнению В. Н. Мошкова, «под дозировкой в лечебной физкультуре сле­дует понимать установление суммарной дозы (величины) физической нагрузки при применении как одного физического уп­ражнения, так и какого-либо комплекса (утренняя гимнастика, занятие лечебной гимнастикой, прогулка и др.)». Физическая нагрузка должна быть адекватна функциональным возможно­стям больного и не быть ни чрезмерно малой, ни чрезмерно большой, так как в одном случае не окажет достаточного ле­чебного эффекта, а в другом — ухудшит состояние больного.

Физическая нагрузка в ЛФК дозируется путем выбора ис­ходных положений, подбора физических упражнений, их про­должительности, количеством повторений каждого упражне­ния, темпом, амплитудой движений, степенью силового на­пряжения, сложностью движений, их ритмом, количеством общеразвивающих и дыхательных упражнений, использовани­ем эмоционального фактора и моторной плотности нагрузки в занятиях лечебной гимнастикой.

Важным элементом в регулировании нагрузки при заняти­ях физическими упражнениями является исходное положение тела . В лечебной физической культуре выбор исходных поло­жений зависит от двигательного режима, назначенного врачом. Различают три основных исходных положениялежа, сидя и стоя, каждое из которых имеет свои варианты: лежа на спине, на животе, на боку; сидя в постели, на стуле, на ковре с пря­мыми ногами; сидя в постели или на стуле со спущенными ногами; стоя на четвереньках и получетвереньках; стоя без опоры; стоя с опорой на костыли, палки, «ходилки», на брусья, с опорой на перекладину и гимнастическую стенку, спинку сту­ла, и т.д. Например, при заболевании сердечно-сосудистой и дыхательной систем исходными могут быть положения лежа, полулежа с высоким положением головы, сидя, стоя; при по­вреждении позвоночника — лежа на спине и на животе, в по­ложении на четвереньках, стоя.

Подбор физических упражнений и определение их продол­жительности производят с учетом принципа постепенности — от легкого к трудному, от простого к сложному, а также осо­бенностей течения болезни и физической подготовленности больного.

Продолжительность физических упражнений определяется фактическим временем, затрачиваемым больным на их выпол­нение, и зависит от сложности упражнений. Количество упражнений в комплексе и количество повторений каждого зависит от особенностей течения болезни, характера и вида упражне­ний, входящих в данный комплекс, и продолжительности их выполнения. Количество повторений гимнастических упраж­нений для мелких мышечных групп может быть большим, чем для крупных. Темп движения, или быстрота их выполнения, различны. Существуют медленный, средний и быстрый темп движения. В условиях стационара применяют медленный и средний темп, на поликлиническом и санаторном этапах реа­билитации — медленный, средний и быстрый темпы. Умень­шение или увеличение амплитуды движений также позволяет регулировать физическую нагрузку. Степень усилия при вы­полнении движений также влияет на величину нагрузки. При занятиях лечебной физкультурой необходимо постепенно уве­личивать нагрузки в упражнениях по мере овладения ими и роста функциональных возможностей организма. Степень слож­ности движений также влияет на величину нагрузки. При заня­тиях ЛФК необходимо постепенно усложнять упражнения по мере овладения ими и роста функциональных возможностей организма. Ритм движений, или система их чередований, ока­зывает большое влияние на работоспособность. Правильно по­добранный ритм движений отдаляет наступление утомления, способствует уменьшению нагрузки на нервную систему за счет выработки автоматизма.

Соотношение общеразвивающих и дыхательных упражне­ний зависит от периода заболевания. По мере выздоровления уменьшают количество дыхательных упражнений, увеличивая число специальных упражнений. На занятиях физическими уп­ражнениями важно вызвать у больного положительные эмо­ции, что повышает лечебно-оздоровительный эффект и отда­ляет наступление утомления.

Большое значение при дозировке физической нагрузки имеет моторная плотность. Плотность нагрузки определяют отноше­нием длительности времени фактического выполнения упраж­нений к длительности всего занятия. На занятиях лечебной гимнастикой моторная плотность нагрузки должна составлять 50—60%, в санаторно-курортных условиях при тренировочном двигатель­ном режиме она может достигать 75% и более. Включая в за­нятия дыхательные упражнения и упражнения на расслабление мышц, чередуя упражнения для различных групп мышц, можно поддерживать высокую плотность занятия, не вызывая утомления у занимающихся.

2.6 Периоды ЛФК и соответствующие им режимы двигательной активности.

Методика физических упражнений изменяется на протяжении курса лечения и реабилитации в зависимости от характера заболевания, его течения, состояния и физической подготовленности больного, а также от типа лечебно-профи­лактического учреждения (стационар, поликлиника, санаторий). ЛФК широко используется в процессе физической реабилита­ции, и ее применение условно делится на соответствующие этапы (отдельный момент, стадия какого-нибудь процесса) и пе­риоды (отрезки времени, характеризующиеся анатомо-функциональным состоянием поврежденного органа и всего организма в целом). Как известно, различают три этапа реабилитации: стационарный, санаторный и поликлинический, каждый из которых дополнительно подразделяется на периоды.

Читайте также:  Народные средства при лечении щитовидной железы узел

На стационарном этапе различают три периода.

Первый период (щадящий)— острый период вынужденно­го положения, или иммобилизации, когда анатомическое и функциональное состояние органа и всего организма в целом нарушены. Например, при переломе костей предплечья в это время нарушены анатомическая целостность костей и функции поврежденной конечности. Задачи первого периода: 1) предуп­реждение осложнений; 2) стимуляция процессов реабилитации; 3) профилактика застойных явлений. Физиологическая кривая нагрузки в основном одновершинная с макси­мальным подъемом в середине основной части занятия лечебной гимнастикой. Отношение дыхательных упражнений к общеразвивающим и специальным 2:1. В занятие вклю­чается 25 % специальных и 75 % общеразвиваюших и дыхатель­ных упражнений. Темп медленный и средний.

Второй период (функциональный) — период восстановле­ния функций, когда анатомически орган в основном восстанов­лен, а функция его по-прежнему резко нарушена. Например, при переломе иммобилизация снята, костная мозоль образова­на, но движения в суставах ограничены. Задачи второго перио­да: 1) ускорение ликвидация морфологических и функциональных нарушений; 2) частичное восстанов­ление функции больного органа; 3) формирование компенса­ций. Физиологическая кривая нагрузки двухвер­шинная, исходные положения разные. Отношения дыхатель­ных упражнений к общеразвивающим и специальным 1:1. В занятие включается 50% общеразвиваюших и дыха­тельных упражнений, 50% специальных упражнений. Темп средний.

Третий период (тренировочный) — период вос­становления функции не только пострадавшего органа, но и все­го организма в целом. Например, после перелома костей пред­плечья наступило полное восстановление — костная мозоль ок­репла, подвижность в суставах нормализуется, но полная амплитуда еще не достигнута, боль­шие физические нагрузки — висы, упоры, поднятие тяжестей больной выполнить не может. Необходимо постепенно восста­новить возможность выполнения этих упражнений. Задачи тре­тьего периода: 1) ликвидация остаточных морфологических и функциональных нарушений; 2) адаптация к производственным и бытовым нагрузкам; 3) тренировка всего организма.

В третьем периоде физиологическая кривая нагрузки мно­говершинная, исходные положения различные. Темп медлен­ный, средний и быстрый. Отношение дыхательных упражне­ний к общеразвивающим и специальным 1:3. В занятие вклю­чается 75% специальных упражнений и 25% — общеразвивающих и дыхательных.

На санаторном этапе выделяют: щадящий, щадяще-тренировочный и тренировочный периоды. На поликлиническом этапе выделяют те же периоды, что на санаторном или выделяют два периода подготовительный и основной или другие варианты.

Режимы двигательной активности. При проведении различных форм ЛФК учитывают характер двигательного режима, предписанного больному. В лечебно-профилактических учреждениях (боль­ница, клиника, госпиталь, отделение реабилитации и диспан­сер) двигательным режиме режимы тесно взаимосвязаны с соответствующими периодам ЛФК. Различают четыре двигательных режима: строгий постельный, постельный, полупостельный и свободный.

Первому периоду стационарного лечения соответствуют два двигательных режима: а) строгий постельный режим для обеспечения больному полного покоя, при сохранении минимального объема двигательной активности. Питание и туалет с помощью обслуживающего персонала; б) постельный облегченный режим, при котором разрешается поворачиваться и садиться в постели, выполнять физические упражнения в средних и крупных суставах конечностей, самостоятельно принимать пищу. Туа­лет с помощью обслуживающего персонала.

Второму периоду соответствует — полупостельный или палатный двигательный режим, при котором больной половину дневного времени проводит в положении сидя, ходит по палате и в туалет, вторую половину времени находится в постели.

Третьему пери­оду соответствует — свободный режим, при котором больной почти все дневное время проводит сидя, стоя, в ходьбе.

В санаториях, домах отдыха и профилакториях выделяют следующие периоды: 1) щадящий период, в котором применение физических упражнений соответству­ет свободному режиму стационара. Разрешается ходьба в пределах санатория, прогулки, но половина дня должна про­водиться в положении сидя; 2) щадяще-тренирующий (тони­зирующий) период, при котором назначаются экскурсии, мас­совые развлечения, игры, танцы, купания, прогулки по окре­стностям санатория; 3) тренирующий период, при котором разрешают длительные прогулки (ближний туризм) и учас­тие во всех мероприятиях, проводимых в указанных лечеб­ных учреждениях.

2.7 Организация ЛФК в лечебно-профилактических учреждениях. Методы оценки воздействия физических нагрузок и эффективности реабилитации.

Организация возлагается на врача-спе­циалиста, инструктора — методиста по ЛФК (высшее физкультурное или педагогическое образование) или инструктора по ЛФК (среде специальное образование) с привлечением медицинского персонала (врачей, медицинских сестер) лечеб­ного учреждения в соответствии с Приказом №541н МЗСР РФ от 23 июля 2010 «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения».

В обязанности врача ЛФК вхо­дит: проводить осмотры больных, назначенных на ЛФК, до и после курса ЛФК, опреде­лять методику занятий (формы, средства ЛФК, дозировку фи­зических упражнений); руководить и контролировать работу ин­структоров – методистов по ЛФК; давать консультации врачам по вопросам ЛФК, организовывать и проводить санитарно-просветительную работу среди больных и населения. Врач ЛФК присутствует на занятиях с больными и осуществляет врачебно-педагогический контроль. Осуществляет в медицинской организации методическое руководство средним медицинским персоналом (инструкторы по лечебной физкультуре, медицинские сестры) и т.д.

В обязанности инструктора-методиста по ЛФК вхо­дит: разработка гимнастических комплексов, проведение занятий физическими упражнениями, осуществление методического руководства средним медицинским персоналом, участие совместно с врачом в осмотре больных с целью определения методики их реабилитации и т.д.

В обязанности инструктора по ЛФК вхо­дит: подготовка помещений, гимнастических предметов и снарядов для проведения занятий по лечебной гимнастике, контролирует самочувствие больных до и после занятия, проводит занятия с больными в палате, зале, в бассейне и на механотерапевтических аппаратах. По назначению врача проводит отдельные виды лечебного массажа и т.д.

Врач и ин­структор-методист по ЛФК ведут установленную документацию, записи в истории болезни, проводят антропо­метрические и другие исследования, определяют и анализиру­ют эффективность лечения, составляют комплексы и схемы применения уп­ражнений лечебной гимнастики. Инструктор-методист по ЛФК также проводит занятия физическими упражнениями.

Схемы занятий лечебной гимнастикой разрабатывают при­менительно к основным группам заболеваний по следующей форме: 1) часть занятия лечебной гимнастикой; 2) перечень физических упражнений; 3) продолжительность части занятия; 4) задачи части занятия. Примерные комплексы упражнений лечебной гим­настики должны соответствовать содержанию схемы, отвечать принципу индивидуального подхода к больному и составлять­ся по следующей форме: 1) части занятия лечебной гимнас­тикой; 2) порядковый номер групп упражнения; 3) исходное положение больного, 4) описание упражнения; 5) дозировка — количество повторений каждого упражнения и темп.; б) методи­ческие указания (с указанием подробных рекомендаций по правильному выполнению упражнения, их сочетанию с дыха­нием и упражнениями на расслабление).

Зал для проведения групповых занятий по лечебной гимнастике должен иметь пло­щадь не менее 30—40 м 2 , кабинет для индивидуальных и малогруппых занятий — 16— 20 м 2 , из расчета 4 м 2 на одного занимающегося. Кроме того, должен быть кабинет врача, душевая, раз­девалка, кладовая.

Для занятий на воздухе оборудуются спортивные площад­ки. В отделениях реабилитации, в санаториях и на курортах зал ЛФК должен быть площадью около 60 м 2 . Желательно иметь также мастерские для трудотерапии, марш­руты терренкура, бассейны, лыжные и водные станции, катки, пляжи и другие сооружения. В залах отделения реабилитации устанавливают гимнастические стенки, шкафы для хранения спортивного инвентаря: гимнастических палок, резиновых и волейбольных мячей, булав, гантелей и т.п. Зал ЛФК оборудуется несколькими пролетами гимнастических стенок, гимнастическими скамейками, наклонными плоскостями, кушетками; столом со скользящей поверхностью (для разработки движений в суставах пальцев больных в травмато­логической и неврологической клиниках); блоковыми установ­ками, баскетбольными корзинами, большими зеркалами, различными при­способлениями для разработки подвижности суставов и пальцев кисти. В кабинете ЛФК должны быть нагляд­ные пособия по методике лечебной гимнастики при различ­ных заболеваниях и травмах.

Источник

Оцените статью