Фольклор как средство воспитания и развития детей
статья по музыке
Сурнина Татьяна Анатольевна, учитель музыки
ГБОУ СОШ №6 Василеостровского района Санкт-Петербурга.
Педагогический стаж 25 лет
Фольклор, как средство эмоционального воспитания и развития детей
В современных семьях появился интерес к своим корням, что выражается в традициях, связанных с экскурсом в родословную своей семьи. Начинать приобщение к культуре надо с представлений об окружающем мире. Народ – единственный и неиссякаемый источник духовных ценностей. Сколько детских сказок, загадок, поговорок в народном творчестве! Все они преследуют определенные воспитательные цели. Погружение детей в традиционную фольклорную среду – один из факторов воспитания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
folklor_kak_sredstvo_emotsionalnogo_vospitaniya_i_razvitiya_detei.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Сурнина Татьяна Анатольевна, учитель музыки
ГБОУ СОШ №6 Василеостровского района Санкт-Петербурга.
Педагогический стаж 25 лет
Фольклор, как средство эмоционального воспитания и развития детей
В современных семьях появился интерес к своим корням, что выражается в традициях, связанных с экскурсом в родословную своей семьи. Начинать приобщение к культуре надо с представлений об окружающем мире. Народ – единственный и неиссякаемый источник духовных ценностей. Сколько детских сказок, загадок, поговорок в народном творчестве! Все они преследуют определенные воспитательные цели. Погружение детей в традиционную фольклорную среду – один из факторов воспитания
Что же относится к детскому фольклору?
Пестушки – песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.
Потешки – игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).
Заклички – обращение к явлениям природы (солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям).
Считалки – коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.
Скороговорки и чистоговорки, незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.
Прибаутки, шутки, перевертыши – забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.
Без этих веселых стишков ребенок никогда не овладеет своим родным языком в совершенстве, формирование культурно-гигиенических навыков превратится в скучное безрадостное выполнение указаний взрослого, выполнение каких – то движений е вызывает интереса радости, желание повторить еще и еще.
Колыбельные – народный фольклор сопровождает жизнь малыша с самых первых дней появления на свет. Самыми первыми произведениями фольклора, с которыми знакомится ребенок, являются колыбельные песни. Колыбельные песни, по мнению народа – спутник детства. Они на ряду с другими жанрами заключает в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей и образное восприятие.
Поэтому, использование фольклора имеет огромное значение в жизни ребёнка.
Дошкольный и младший школьный возраст — особый период детства, которому свойственна эмоциональность, развитое образное мышление, творческое воображение, он является сензитивным для физического, психического, личностного развития детей, что во многом предопределяет будущий облик человека и в то же время становится исключительно благоприятным фактором для взаимодействия со сверстниками и взрослыми. В нем различаются два переходных (кризисных) периода: из раннего детства в дошкольный возраст (кризис 3 лет); из детского сада в школу (кризис 7 лет), который характеризуется сменой ведущего вида деятельности (на смену игре приходит учебная деятельность), переживанием нового социального статуса ребенка-школьника. Переход из детского сада в школу часто нарушает саму «природу детства» (Д.Б. Эльконин): в период формирования базовых качеств личности в детском саду наблюдается перегрузка детей, объясняемая необходимостью подготовки их к школе. Отсюда соблюдение преемственности в воспитании, снятие и преодоление трудностей адаптационного периода становится важнейшей задачей педагогов. В решении этой задачи большая роль определена детскому фольклору как самому естественному и органичному средству воспитания, научению жизни, важному фактору социализации ребенка.
Фольклор, сопровождая жизнь ребенка, способствует гармоничному вхождению в последующий возрастной этап бесконфликтно, так как он сообразен самой природе образного мышления детей дошкольного и младшего школьного возраста. Применение детского фольклора в воспитании способствует установлению педагогической преемственности между различными этапами развития (дошкольники — младшие школьники), создает перспективу для развития личности ребенка с опорой на предыдущий опыт и знания. Детский фольклор как испытанное средство народной педагогики является надежным механизмом природосообразного воспитания. Устное народное творчество, в целом народное искусство, есть та же природа, но рожденная человеком (человек — дитя природы), его способностью видеть, слышать, чувствовать в природе целесообразную красоту и гармонию. Психологически, физиологически, природно ребенок расположен к фольклору как способу, позволяющему ему со всей полнотой погружаться в жизнь, во все ее проявления.
Эмоциональное состояние у детей предполагает уровень развития высших чувств и формирование эмоциональных свойств личности. Одним из основных условий нормального развития ребенка является своевременное и полноценное формирование его эмоциональной сферы. Чувства и эмоции у младших дошкольников преобладают над всеми сторонами жизни ребенка, придавая им окраску и выразительность.
Эмоции, которые ребенок чаще все испытывает и проявляет, оказывают влияние на успешность его взаимодействия с окружающими людьми, и, как следствие, на успешность его социального развития. Формирование эмоций и чувств осуществляется во время взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками.
Фольклор является одним из понятных и доступных средств развития эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста. Он обладает огромными воспитательными возможностями: фольклор может удовлетворить любые интересы детей, так как его тематика не ограничена. Систематическое и целенаправленное использование фольклорных произведений в детском саду и школе дает возможность заложить основу физического благополучия ребенка, которое определяет успешность его общего развития в дошкольный период детства.
Общение с фольклором облагораживает ребёнка, делает его мягким, чутким, добрым, мудрым. В работе на основе народных традиций ребёнок раскрывается как цветок. И родители, видя работу педагога , начинают интересоваться народным творчеством, замечая изменения в своём ребёнке. Фольклор всегда самобытен и современен. Именно по этой причине он сохранил свою воспитательную функцию и в настоящее время,
Одним из главных элементов устного народного творчества является ПЕСНЯ, сопровождающая человека всю его жизнь — в труде, на празднике, в быту. В песнях воспеваются трудовые и героические подвиги народа, красота природы, приветствуется доброта, высмеиваются недостатки. Песни воспитывают музыкой и словом, нравственным содержанием.
С первыми народными песнями дети сталкиваются ещё в бессознательном возрасте, когда мама поёт им колыбельные. Становясь старше, через музыку они познают культуру своей страны. Именно в этот период первого знакомства происходит формирование музыкального вкуса, который с годами будет развиваться. Разучивать наизусть песню гораздо легче, чем стихи, она более образна, насыщена эмоциями. Когда малыш сам может повторить композицию, пора переходить к танцам. Для начала под музыку можно просто водить хороводы, поднимая и опуская руки, смыкая и размыкая круг. Со временем малышу можно предоставить больше свободы, чтобы он сам решал, как двигаться под музыку, опираясь на внутренние ощущения. И это – уже элемент творчества! И именно через музыкальные композиции может произойти первое знакомство ребёнка с шутками и юмором. Редко используемые в образовательном процессе частушки могут научить ребёнка понимать смешное. Главное при этом – правильный подбор «репертуара».
Интересен для восприятия вид детского фольклора – это сказки. Конечно, родители читают их детям ещё с того возраста, когда они не могут понять смысла истории и уловить нить повествования. Просто тембр голоса читающих мамы или папы успокаивает и помогает заснуть. Но со временем рассказываемые истории обретают смысл – дети не просто понимают сюжет сказки, но и запоминают его, а со временем по тому же принципу составляют собственные истории.
Сказка – это всегда демонстрация какой-то ситуации из жизни. Даже если сам малыш в неё ещё не попадал, он легко понимает, кто положительный герой, а кто – отрицательный, что зло всегда бывает наказано, а общение героев строится на основе некоторых правил. В иносказательной форме ребёнку рассказывают о нормах поведения и хорошего тона –основах морали и нравственности. Сказка дарит малышу веру в добро и справедливость, воспитывает, но без нравоучений. Той же цели служат поучительные пословицы: «любишь кататься, люби и саночки возить», «делу – время, потехе – час».
Фольклор в любом виде, будь то смешные потешки и прибаутки или сказки и поговорки, позволяет ребёнку ассоциировать себя с героями произведений. А герои эти – собирательный образ всего русского народа, передававшийся из поколения в поколение. Именно поэтому особо отмечали важность детского фольклора Максим Горький, Корней Чуковский и Самуил Маршак, выдающиеся отечественные педагоги и психологи. Читайте детям, вместе пойте и рассказывайте истории – это очень поможет в их воспитании.
Фольклор, как «кладезь народной мудрости» в силу своей эмоциональной насыщенности может оказать комплексное воздействие на картину мира ребенка, определяя толерантность в его отношениях с окружающими, стиль поведения.
Функции и воспитательный потенциал фольклора
1)фольклор способствует углублению знаний о народной духовной культуре в ее прошлом и настоящем. Фольклор знакомит с бытом, традициями, обычаями своего и «народа-соседа».
2)с помощью фольклора осуществляется усвоение нравственно-поведенческих культурных норм и ценностей.
3)с помощью фольклора возможно воспитание уважительного отношения как к культуре собственного этноса, так и толерантного отношения к другим этническим культурам.
4)фольклор способствует развитию эстетического вкуса. Ребенок чувствует красоту народной мысли, у него возникает потребность в общении с народом.
Эстетическая функция фольклора заключается в том, что он формирует у детей художественный вкус, вырабатывает умение ценить и понимать прекрасное, способствует формированию гармонически развитой личности.
Суть воспитательной функции заключается в том, что устное народное творчество, являясь средством народной педагогики, формирует качества человеческого характера. Пословицы, поговорки, сказки наполнены высоким моральным и нравственным смыслом и дают характерологические оценки личности с позиций «хорошо» и «плохо».
Фольклор развивает устную речь ребёнка, влияет на его духовное развитие, на его фантазию. Каждый жанр детского фольклора учит определённым нравственным нормам. Таким образом, приобщение ребёнка к народной культуре начинается с детства, где закладываются основные понятия и примеры поведения. Культурное наследие передаётся из поколения в поколение, развивая и обогащая мир ребёнка. Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития.
Источник
Консультация «Фольклор как средство воспитания»
Оксана Савичева
Консультация «Фольклор как средство воспитания»
Фольклор как средство воспитания.
Идеи народной педагогики находят отражение в разных жанрах фольклора. К словесному фольклору можно отнести малые фольклорные и большие фольклорные жанровые формы :потешки, частушки,пословицы,поговорки,дразнилки,прибаутки,небылицы,докучные сказки,небылицы-перевёртыши, сказки, легенды т. д.
В раннем и младшем дошкольном возрасте в воспитании детей преобладают пестушки,заклички,потешки,прибаутки,колыбельные.
Их использование позволяет реализовать идем воспитания оптимистического мироощущения, традиции доброжелательного, активизирующего отношения к ребёнку как объекту и субъекту совместной жизни, связи с природой, идеи самостроительства личности ребёнка, приоритета семейного воспитания.
В среднем дошкольном возрасте, помимо названных жанров фольклора, детей знакомят с докучными сказками,небылицами,загадками,пословицами.
В работе с детьми старшего дошкольного возраста представлены все жанры фольклора. Большое место занимают пословицы и поговорки, небылицы, дразнилки, загадки. В старшем дошкольном возрасте, помимо русского фольклора, детей знакомят с фольклором других народов (татар, башкир), проживающих в регионе, а также с легендами и преданиями родного края.
В процессе воспитания детей на идеях народной педагогики средствами фольклорарешаются следующие задачи :
1. Приобщение детей к народным традициям.
2. Воспитание интереса к народному слову, к образам произведений фольклора.
3. Развитие эмоционального отклика на произведения устного народного творчества.
4. Формирование понимания основного содержания фольклорных произведений.
5. Формирование представлений об отличительных особенностях (назначение, происхождение, форма) разных жанров фольклора.
6. Формирование умения выделять выразительные средства фольклорных произведений (сравнения, эпитеты, олицетворения).
7. Развитие исполнительских умений детей на материале фольклорных произведений.
8. Развитие творческих способностей детей (придумывание колыбельных, небылиц, дразнилок) .
9. Воспитание умения использовать фольклорные произведения в повседневной жизни в соответствующих ситуациях.
10. Обогащение речи детей лексикой фольклорных произведений.
В раннем и младшем дошкольном возрасте ведущими задачами являются задачи по развитию эмоционального отклика на произведения, формированию понимания основного содержания произведений.
В среднем дошкольном возрасте начинается целенаправленная работа по формированию представлений об отличительных особенностях произведений различных жанров, развиваются исполнительские навыки. В средней группе важно опираться на ранее накопленный детьми фольклорный опыт. Необходимо создавать условия для самостоятельного исполнения детьми фольклорных произведений в сюжетно-ролевых, театрализованных играх.
В старшем дошкольном возрасте представления о жанровых особенностях уточняются и обобщаются. Большое внимание уделяется воспитанию у детей умение понять основное содержание произведения, соотнести его с жизненной ситуацией. Развивается словесное творчество на материале фольклора.
Важным условием воспитания является создание развивающей среды,включающей два основных компонента:
— речь педагога, обогащенную фольклорной лексикой;
— предметную среду (предметы народного быта, игрушки, картины, книги) ,отражающую содержание фольклорных текстов.
Во всех возрастных группах дополнением к текстам является наглядный материал: предметы быта, иллюстрации, народные игрушки, различные виды книг по материалам фольклорным произведений (книги-игрушки, книги-раскладки, дидактические игры, костюмы и элементы костюмов для педагога детей.
В старших группах целесообразно привлекать детей к созданию предметно-развивающей среды, обогащать среду результатами изобразительного (поделки, рисунки) и словесного (альбомы придуманных детьми закличек, небылиц и др.) творчества детей.
В ознакомлении с фольклором применяются разнообразные методы и приёмы. Особое значение имеют методы, позволяющие вызвать у детей интерес, эмоциональный отклик на произведения фольклора: выразительное исполнение, занимательный рассказ педагога о происхождении, назначении разных форм фольклора, использование музыкальных произведений и произведений изобразительного искусства, отражающих фольклорные образы.
Важны методы, позволяющие обеспечить активную позицию ребёнка, его соучастие в исполнении произведения (воспроизведение диалога, выполнение действий и др., активное сотворчество ребёнка, особенно в исполнении произведений, являющихся проявлением субкультуры детей
В работе по воспитанию детей на идеях народной педагогики средствами фольклора должна поддерживаться тесная связь с семьёй.
Консультация для воспитателей «Дидактическая игра как средство сенсорного воспитания дошкольников» Методическая разработка на тему «Дидактическая игра как средство сенсорного воспитания дошкольников» Актуальность исследования заключается.
Консультация «Народная игра как средство обучения и воспитания дошкольников» «Народная игра как средство обучения и воспитания дошкольников.» Игра — уникальный феномен общечеловеческой культуры. Ребёнок получает.
Консультация для воспитателей «Театр — это средство эмоционально-эстетического воспитания детей в ДОУ» Целью данной работы является: совершенствование эстетического воспитания через развитие личностной культуры ребёнка и формирование всесторонне.
Фольклор как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Фольклор как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возрастаСлайд № 2Современная социально-психологическая ситуация,.
Консультация для воспитателей «Игра как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» Игра, как ведущая деятельность дошкольника имеет важнейшее значение в формировании личности. Каждый вид игры (дидактическая, строительная,.
Консультация для педагогов «Устное народное творчество, как средство начального патриотического воспитания» Консультация «Устное народное творчество (потешки, прибаутки, сказки) как средство начального патриотического воспитания младших дошкольников».
Консультация для воспитателей младших групп «Игра как средство воспитания детей» Для детей игра — это и средство познания окружающего мира, и самая доступная форма деятельности. Игра обогащает ребёнка знаниями, будит.
Консультация для воспитателей «Труд — важнейшее средство воспитания» Дети! Дети! Не ленитесь! Труд всегда приносит плод: Будешь смолоду трудиться — Встретишь старость без забот. Автор: Яков Грот (отрывок).
Консультация «Оригами как средство развития и воспитания детей в игре» Оригами («ори» – сгибать, «гами» – бумага) – японское искусство складывания из бумаги, зародилось в 16 веке в Японии, пользуется большой.
Консультация учителя-логопеда для воспитателей «Фольклор как средство развития речи дошкольников» Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребёнка. Одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве является.
Источник