Беспокойные дети и применение препаратов растительного происхождения
Детским неврологам и педиатрам особенно часто приходится выслушивать жалобы на то, что ребенок возбудим, раздражителен, плохо засыпает, быстро утомляется; поведение вызывает непонимание и опасения родителей. Хотя далеко не всегда описанная
Детским неврологам и педиатрам особенно часто приходится выслушивать жалобы на то, что ребенок возбудим, раздражителен, плохо засыпает, быстро утомляется; поведение вызывает непонимание и опасения родителей. Хотя далеко не всегда описанная симптоматика означает наличие у ребенка истинной патологии или расстройств нервной системы, родители ожидают от врача конкретной помощи.
Зачастую имеет смысл, не прибегая к аллопатическим лекарственным средствам, использовать препараты растительного происхождения, обладающие мягким седативным действием. Сами родители в большей степени склонны отдавать предпочтение так называемым натуральным (растительным) лекарственным средствам, считая их более безопасными и полезными. Так, в недалеком прошлом в нашей стране колоссальную и порой необъяснимую популярность приобрело использование в грудном и раннем возрасте так называемой микстуры с цитралем (в ее состав, в зависимости от используемой прописи, могут входить экстракт/вытяжка корня валерианы, настойка пустырника, бромид натрия, сульфат магния, а также раствор глюкозы или дистиллированная вода и т. д.).
Арсенал препаратов на основе лечебных растений постоянно пополняется. В настоящее время он довольно широк, что позволяет подобрать соответствующие лечебные средства или их сочетание для каждого конкретного пациента. Поскольку многие лечебные растения относятся к пищевым, применение препаратов на их основе вполне можно рассматривать в качестве одного из компонентов нейродиетологии — нового направления нейронауки, основанного на использовании нутриентов для модулирования состояния и функций нервной системы [4]. A. Richardson et al. (2006) подчеркивают возможность влияния питания не только на психомоторное развитие детей, состояние центральной нервной системы (ЦНС) и когнитивные функции, но и на их эмоции и настроение.
Cледует отметить: когда речь заходит о назначении седативных препаратов в детском возрасте, необходимо помнить о своего рода «исключении из правил». Это значительная часть детей раннего возраста (второй-третий годы жизни), среди которых нередко наблюдаются случаи выраженного беспокойства и активно негативное поведение, зачастую не подлежащие иной коррекции, кроме педагогической. Описываемое поведение является, в сущности, «болезнью роста» и сопряжено с особенностями адаптации детей к условиям окружения при относительной незрелости психоэмоциональной сферы и ограниченной способности к вербальному общению. Пол ребенка при этом не имеет определяющего значения, так как состояния, подпадающие под рубрики Международной классификации болезней 10-го пересмотра (МКБ-10), — R45.0 («нервозность»), R45.1 («беспокойство и возбуждение»), R45.4 («раздражительность и озлобление») и т. д. — в равной степени типичны как для мальчиков, так и для девочек данной возрастной группы. Ранее в МКБ-9 указанным рубрикам соответствовало понятие «невропатия», которое в настоящее время вышло из употребления и теперь не используется. При необходимости (невротизация, тикозные расстройства и т. д.) седативные препараты растительного происхождения могут применяться и в описываемых клинических ситуациях — с умеренным или ограниченным эффектом.
Обратите внимание, что речь не идет о детях с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ); данный диагноз устанавливается по достижении не менее чем 5-летнего возраста, а для лечения этого состояния в России в настоящее время зарегистрирован и применяется конкретный препарат — атомоксетин (а также средства ноотропного действия и витамины).
Важно подчеркнуть, что использование препаратов растительного происхождения ни в коей мере не является эквивалентом гомеопатии, хотя представители указанной медицинской дисциплины также нередко пользуются препаратами фитотерапии при назначении лечения детям и взрослым.
Ниже мы рассмотрим некоторые растения, которые традиционно используются для изготовления седативных препаратов.
Валериана лекарственная (Valeriana officinalis L.). Растение является представителем семейства валериановых (Valerianaceae), а также одним из наиболее широко употребляемых в медицине растительных средств из числа седативных.
Корневища и корни валерианы содержат от 0,5 до 2% эфирного масла, состоящего из борнеола (сложного эфира) и изовалериановой киcлоты, камфена, пинена и других терпенов борнеола. Более всего богаты эфирным маслом корни валерианы; кроме того, в них содержатся свободная валериановая кислота, алкалоиды валерин и хатинин, летучие основания, дубильные вещества, органические кислоты и сахара. Препараты валерианы уменьшают возбудимость ЦНС и обладают спазмолитическими свойствами.
Лечебное действие валерианы обусловлено комплексом содержащихся в ней действующих веществ, прежде всего эфирным маслом и алкалоидами. Применение препаратов валерианы способствует уменьшению рефлекторной возбудимости, усилению тормозных процессов в нейронах корковых и подкорковых структур ЦНС, поэтому их принято использовать в качестве седативных средств при нервном возбуждении, при нарушениях сна и подобных состояниях.
Настой корня валерианы — традиционное средство в лечении детей грудного, раннего, дошкольного и школьного возрастов.
Мята перечная (Mentha piperita L.). Один из наиболее известных представителей семейства губоцветных (Labiatae). Спектр показаний к применению мяты перечной с лечебной целью довольно широк, а вытяжки из растения используются в связи с имеющимся спазмолитическим и успокаивающим эффектами, а также рефлекторным коронарорасширяющим действием.
Лекарственным сырьем служит надземная часть мяты перечной. Зелень мяты содержит эфирное масло (состоящее из ментола и эфиров изовалериановой и уксусной кислот), медь, марганец и другие микроэлементы, а также каротин, бетаин, флавоноиды, гесперидин, дубильные и прочие вещества.
Препараты мяты оказывают успокаивающее и болеутоляющее действие, расслабляют гладкую мускулатуру. Эти эффекты обусловлены ментолом, который рефлекторно расширяет сосуды сердца и головного мозга. Мяту используют при неврозах, бессоннице и повышенной возбудимости.
Имеются сведения, что мята перечная (в виде эфирного масла) способствует устранению нервного напряжения, оказывает общетонизирующее, антистрессовое, а также антидепрессивное действие.
Желчегонный и болеутоляющий эффекты мяты перечной — ценное дополнение к фармакологическим свойствам растения, используемым в соматоневрологии.
Мелисса лекарственная, или мята лимонная (Melissa оfficinalis). Еще одно эфирномасличное растение из семейства губоцветных (Labiatae). Обладает фармакологическими эффектами, сходными с таковыми мяты перечной, описанными выше. Характеризуется седативным, спазмолитическим и даже противосудорожным действием.
Основные действующие вещества мяты лимонной:
- компоненты эфирного масла (от 0,06 до 1%);
- гераниол;
- линалоол;
- нераль;
- кариофиллен;
- терпеноиды;
- глюкозиды эвгенола;
- бензиловый спирт;
- фенолкарбоновые кислоты и др.
Благотворное действие на функции нервной системы наряду с эфирным маслом оказывают витамины B1 (тиамин), B2 (рибофлавин), C (аскорбиновая кислота) и комплекс микроэлементов, включая калий.
В связи с наличием целого комплекса биологически активных веществ препараты на основе мелиссы обеспечивают выраженный антигипоксический эффект, который определяет нейропротекторные свойства растения.
Из приведенных выше данных видно, что роль лекарственных растений в коррекции нарушений эмоционально-поведенческих нарушений у детей не следует игнорировать. Вполне естественно, что список седативных препаратов растительного происхождения вполне может быть продолжен, но мы сочли необходимым сфокусировать внимание именно на перечисленных лекарственных растениях как наиболее широкоупотребительных.
Иногда лекарственные растения входят в состав биологически активных добавок и продуктов функционального питания, что не позволяет официально рассматривать их в качестве лекарственных средств. В этой связи, к сожалению, далеко не все препараты растительного происхождения представлены в таких базовых справочно-фармакологических изданиях, как «Регистр лекарственных средств» (2007), «Справочник Видаль» (2007) и «Федеральное руководство по использованию лекарственных средств / формулярная система» (2007).
Даже врачи, не имеющие особого опыта в области применения фитотерапии, нередко склонны прибегать к назначению детям тех или иных препаратов растительного происхождения, прочно вошедших в арсенал лекарственных средств в повседневной практике. Так, среди препаратов растительного происхождения, успешно используемых в коррекции поведения детей с эмоциональным и двигательным беспокойством, особого внимания заслуживает Персен (таблетки и капсулы).
Персен (таблетки) включает в свой состав растительные компоненты, свойства которых рассмотрены выше: (сухие) экстракты валерианы (50 мг), мяты перечной (25 мг) и мелиссы (25 мг). Персен (таблетки) применяется в лечении детей, достигших 3-летнего возраста. Персен форте в форме капсул, в которых содержание экстракта валерианы достигает 125 мг, предназначен только для детей старше 12 лет.
Сочетание описанных растительных компонентов препарата позволяет рассчитывать на седативный и спазмолитический эффекты, а в числе показаний к применению Персена фигурируют повышенная нервная возбудимость, раздражительность и бессонница.
Принадлежность Персена к «чистым» фитопрепаратам, отсутствие в нем веществ, являющихся продуктами химического синтеза, а также этанола, определяют основные преимущества препарата при его использовании в детском возрасте.
Проблема беспокойного ребенка может быть следствием как социальной депривации, так и гиперопеки. В ряде случаев ее можно решить, используя режимные мероприятия (контроль продолжительности сна, прогулки на свежем воздухе, рациональное питание и др.), щадящее закаливание, лечебные ванны (со сборами трав), педагогические приемы (воспитание), адекватный психоэмоциональный климат в семье и т. д.. Посещение детьми по достижении соответствующего возраста организованных дошкольных учреждений (ясли, детские сады, центры эстетического воспитания) в подавляющем большинстве случаев позволяет обеспечить социально-педагогическую составляющую коррекции проблем поведенческой сферы.
В свою очередь, медикаментозная коррекция эмоционально-поведенческих и/или двигательных нарушений с использованием седативных средств растительного происхождения представляется немаловажным компонентом комплексной коррекции лечения нарушений психоэмоциональной сферы у детей различного возраста. Применение фитотерапевтических средств в ряде случаев позволяет избежать нежелательных «антитерапевтических» действий таких аллопатических средств, как, например, транквилизаторы/анксиолитики, использование которых в детском возрасте может индуцировать излишнюю седацию, снижение когнитивных функций и патологическое угнетение физической и эмоциональной активности.
В. М. Студеникин, доктор медицинских наук, профессор
С. В. Балканская, кандидат медицинских наук
В. И. Шелковский, кандидат медицинских наук, заслуженный врач РФ
НЦЗД РАМН, Москва
Источник
Фитотерапия для детей
Нина Ивановна Воробьёва
Фитотерапия для детей
Несмотря на бурный расцвет химии, появление новых высокоэффективных лекарств в последнее время наблюдается возврат к древним методам народной медицины, накопившим бесценный опыт по восстановлению здоровья человека и проверенный годами. Одним из таких методов является фитотерапия.
Наука располагает многочисленными сведениями о широком использовании растений для лечения болезней. Этнография и археология свидетельствуют о том, что не существовало такого племени, рода, которые не имели бы представления о лечебных свойствах растений, в том числе пищевых.
Много сведений о растениях – целителях содержат письменные источники древности. В Египте за четыре тысячи до нашей эры был создан специальный справочник лекарственных растений. На стенах древнеегипетских храмов и пирамид ученые находят изображения декоративных растений. Большое внимание лекарственным растениям уделялось в Древней Греции и Риме.
Применялись растения и в средневековой медицине. Большим знатоком лекарственных растений был Абу Али ибн Сина (Авиценна). В своем основном медицинском труде «Канон врачебной науки» он описал несколько сот лекарственных растений с указанием способа применения. На медиков средневековой Европы оказали большое влияние арабские авторы, переводившие труды античных ученых, в том числе и медиков. Европейцы через посредничество арабов познакомились с культурой античного мира. Сведения о лекарственных растениях проникали в Европу так же из Индии, Тибета, других азиатских стран, а с открытием Америки европейцы узнали о растениях Нового Света.
На Руси издавна применялись лекарственные растения, но официально их стали использовать при Иване Грозном в XIV веке с учреждением Аптекарского приказа. В Москве закладывались «аптекарские огороды», где выращивались лекарственные травы. По распоряжению Петра I лекарственные растения стали культивироваться в других городах. На аптекарском острове был заложен самый крупный в России аптекарский огород», превратившийся в советское время в Ботанический институт Академии наук.
Фитотерапия может быть основной, вспомогательной и использоваться наравне с другими методами. Особое значение она имеет для профилактики обострений хронических болезней. Комплексная терапия подчас включает в себя применение антибиотиков, антигистаминных препаратов, гормонов, физиотерапевтических процедур и т. д. Поэтому роль лекарственных растений на каждом этапе лечения определяется возможностями воздействия на патологические процессы.
В исследованиях Б. Н. Гажева, Т. А. Виноградовой, В. К. Мартынова обоснованы основные принципы фитотерапии: принцип показанности и приоритетности, индивидуальности, непрерывности и преемственности, преимущественного лечения сборами лекарственных растений.
На лекарственные растения может развиваться аллергия, поэтому необходимы их тщательный отбор и подбор. Следуя принципам показанности, приоритетности и индивидуальности реализуется правило гласящее, что надо лечить больного, а не болезнь. Фитотерапия менее обременительна для ребенка и, как правило, не вызывает негативного к ней отношения. Это позволяет обеспечить непрерывность лечения, которое обычно проводится длительными курсами с периодической сменой фитосборов или части входящих в них лекарственных растений. Преемственность в лечении – это учет на каждом качественно новом этапе терапии результатов предыдущих этапов и средств, с помощью которых они были достигнуты.
Эффективность траволечения несколько не уступает другим методам терапии. В условиях детского дошкольного учреждения персонал имеет все возможности для широкого использования фитотерапевтических методов профилактики, реабилитации и лечения своих воспитанников. Фитотерапия применяется при заболевании всех органов, систем человека, а также может применяться и как профилактическое средство и может выступать как одно из средств повышения физической активности человека. Существуют травы, растения, обладающие витаминным комплексом, что, конечно, благотворно влияет на самочувствие.
Из лекарственных растений преимущественно стимулирующего действия на нервную систему, Т. В.Усатова использует готовые лекарственные препараты: настойку аралии маньчжурской, настойку женьшеня (золотого корня). Эти препараты применяют в качестве тонизирующих и общеукрепляющих средств, для повышения работоспособности и сопротивляемости организма к стрессовым ситуациям и неблагоприятным воздействиям внешней среды. Женьшень эффективен при астенических и астенодепрессивных состояниях различной этиологии, различных неврозов, бессоннице. Применяют препарат в осеннее — зимний период (весной и летом пить нельзя) и, как результат, отмечаем отсутствие жалоб на вялость, головную боль, повышается общий тонус организма ребёнка.
Этим же целям,а именно: устранению дискомфорта, снятию плохого настроения служат и настойки заманихи и левзеи. Так, профессоры С. Я. Сокалов и И. П. Замотаев о препарате левзеи, что уже на 10-12 день приёма отмечается улучшение общего состояния, нормализация сна и аппетита.
В основе неврозов у детей, как и у взрослых, лежит психотравмирующая конфликтная ситуация, которая глубоко переживается ребёнком и вызывает срыв высшей нервной деятельности. В качестве успокаивающих седативных средств используют как отдельные лекарственные растения, так и сборы 2-3 растений или сложного состава, позволяющих при их применении восстановить нарушенные функции центральной нервной системы, что способствует улучшению самочувствия ребёнка.
Для этих целей в фитобаре имеется настой корня валерианы, пион декоративный, пустырник обыкновенный, настой плодов укропа огородного, травы тысячелистника и обязательно мёд, который используется как составляющий компонент многих настоев. Для снятия спазм, гиперкинеза используем мяту перечную, ромашку аптечную. Комплекс фитотерапии подразумевает использование этих ценных даров природы и при ингаляциях, для которых в оздоровительно-компенсирующем центре есть все условия.
В комплексном воздействии на детей неоценимую пользу приносит экстракт элеутерококка. Он применяется с целью повышения их умственной работоспособности на занятиях, уменьшения утомляемости при физических нагрузках, усиления остроты зрения, улучшения слуха.
С целью профилактики гипо- и авитаминозов С и Р, которые проявляются в снижении сопротивляемости организма к вредным факторам воздействия, применяют плоды шиповника. Дефицит аскорбиновой кислоты наблюдается у детей, испытывающих физическое и нервно-психическое напряжение. Витамины, содержащиеся в плодах шиповника, повышают защитные свойства организма, витамин С играет важную роль в питании тканей глаза человека.
Детям оказывают помощь не только в детском саду, но и дают рекомендации и советы для дома,а именно:
• ванны с использованием трав, действующих успокаивающе на нервную систему, например, ромашковую;
• использование растений для снятия головной боли;
•применение с терапевтической целью соков и фруктов: для повышения тонуса – сок сырой морковки и винограда, для улучшения памяти – свекольный сок и абрикосы, грейпфрут восстанавливает силы организма, дыня влияет успокаивающе на центральную нервную систему, рябина черноплодная улучшает сон, черника – зрение;
• предложение готовых успокоительных сборов.
Беседа «Правила поведения детей на дороге» для детей второй младшей группы Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Солнышко» Солигаличского района Костромской области.
Буклеты: «ФЭМП у детей 3–4 лет», «Знакомим детей с часами», «ФЭМП детей 3–4 лет по методике Л. Венгера» Что же такое время? Чем его измерить? Что такое минута, секунда, год? Для 6-7 летнего ребенка очень сложно научиться определять время по.
Конспект мероприятия «Права и обязанности детей и взрослых» для детей старшей группы Конспект мероприятия на тему «Права и обязанности детей и взрослых» Цели: упорядочить, систематизировать знания детей о гражданских правах.
Конспект занятия «О пользе и вреде воды» для детей 3 группы детей с ОВЗ Цель. Формировать представление о воде, как источнике жизни, воспитывать бережное и аккуратное отношение к воде. Задачи: • Учить детей.
Праздник для детей «Нам друг с другом очень круто!», приуроченный ко Дню защиты детей Сценарий праздника для детей «Нам друг с другом очень круто!» Ведущий: Здравствуйте, друзья! Здравствуйте все те, у кого сто веснушек на.
Проект «Правила поведения детей в детском саду и в группе» для детей 3–4 лет Название проекта: «Правила поведения детей в детском саду и в группе».[/b][/i] Тематическое поле: Проблема, сформулированная детьми и.
Развлечение для детей старшего дошкольного возраста «День защиты детей» Под музыку фонограмма песни «Детство – это я ты», муз. Ю. Чичкова появляются клоуны Клепа и Кнопа. Клепа: -Здравствуйте, ребятишки! Девчонки.
Сценарий развлечения для детей младшей группы к Дню защиты детей «Клоун Тимошка» Игровая площадка празднично украшена. Раздается звон бубенцов и на площадке появляется клоун Тимошка, в руках у него гармошка. Тимошка:.
Собрание для родителей детей раннего возраста «Адаптация детей к детскому саду» Слайд 2. Постарайтесь ответить на вопрос: «Для чего моему ребёнку нужен детский сад?» Слайд 3. — В детском саду ребенок имеет возможность.
Тематическая осенняя прогулка «Наблюдение за ветром» для детей 4 группы детей с ОВЗ Тема: Наблюдение за ветром. Цель: продолжить знакомство с таким природным явлением, как ветер; вырабатывать наблюдательность посредством.
Источник