Фитотерапия для детей детского сада

Фитотерапия как направление здоровьесберегающих технологий в ДОУ.
статья по теме

В статье подробно рассказывается о применении фитотерапии с дошкольниками в ДОУ. Даны рекомендации по использованию лекарственных растений.

Скачать:

Вложение Размер
fitoterapiya_kak_napravlenie_zdorovesberegayushchih.docx 23.06 КБ

Предварительный просмотр:

ФИТОТЕРАПИЯ КАК НАПРАВЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ

ТЕХНОЛОГИЙ В ДОУ.

Состояние здоровья детей и молодежи — показатель здоровья нации, одна из характеристик социально — экономического, духовно — нравственного, научного и культурного развития общества. К сожалению, Россия относится к числу стран, где за последние десятилетия наблюдается тенденция ухудшения здоровья детей и молодежи. Свою долю ответственности за сложившуюся ситуацию несет система образования. По сравнению с недавним прошлым, неизмеримо возрастает ответственность общественности, педагогов, родителей за здоровую жизнь и счастливую судьбу каждого ребенка.

В настоящее время ведутся актуальные исследования, направленные на системное построение физического воспитания дошкольников, повышение оздоровительного воздействия занятий физической культурой, разработку здоровьесберегающих технологий.

Сегодня для поддержания и укрепления здоровья применяются различные способы: традиционная лекарственная терапия, гомеопатия, биологически активные добавки к пище и многое другое. Однако самым древним и пр о веренным временем способом остается фитотерапия. Что же означает этот термин? Использование фитотерапии как одного из направлений здоровьесбережения в ДОУ является актуальным, т.к. преимущества фитотерапии перед применением химиопрепаратов — в более лёгком воздействии на организм. Уникальным является так же комплексность действия лекарственных растений за счёт содержания в них биологически активных и сопутствующих веществ.

Фитотерапия — это метод лечения с использованием частей растений, обладающих целебными свойствами, — лекарственных трав, листьев кустарников, коры деревьев и т. п. отмечают исследователи в данной области З.С. Макарова, Л.Г. Голубева.

Фитолечение сопутствовало людям с древнейших времен, поскольку именно части растений служили первой пищей для человека. Испытывая на себе действие различных растений, наблюдая за тем, как излечиваются животные, поедая различные травы, человечество накапливало бесценный опыт фитотерапии и передавало его из поколения в поколение. С появлением письменности различные рецепты лечения травами закреплялись в рукописном наследии, и дошли до наших дней в египетских папирусах, древнеиндийских и китайских трактатах, берестяных грамотах Древней Руси.

В профилактической педиатрии лекарственным растениям отводится важная роль в связи с их мягким действием, возможностью длительного пр и менения, отсутствием привыкания и побочных эффектов, широким спектром рабочих концентраций. Они усваиваются гораздо лучше, чем витамины в ы деленные синтетическим путём.

Фитотерапию как здоровьесберегающее направление можно применять в

ДОУ. Фитотерапия может проводиться всем детям дошкольного учреждения, начиная с трехлетнего возраста без специальных ограничений. Детям более младшего возраста фитотерапия проводится по индивидуальным медицинским показаниям отмечают исследователи в данной области З.С. Макарова, Л.Г. Голубева, и др.

Лекарственные растения могут вводиться различными способами:

—внутрь — в виде настоев, отваров отдельных растений, сборов, подбираемых индивидуально для каждого конкретного ребенка, фиточаев, кислородных коктейлей;

—наружно (местная фитотерапия) — орошения, пульверизация, промывания, полоскания, смазывания;

—ингаляционно — тепло-влажные, ультразвуковые ингаляции, арома- аэрофитотерапия;

в виде ванн — бальнеофитотерапия.

Мною, совместно со старшей медсестрой была разработана методика применения фитотерапии, и предложен примерный план оздоровительных мероприятий, рекомендуемый для использования в ДОУ при оздоровлении и реабилитации часто болеющих детей, куда входила схема применения фитотерапии в ДОУ с использованием различных способов введения лекарственных растений. Были подобраны консультации, рекомендации, советы для воспитателей и родителей, конспекты занятий и развлечения для детей, которые содержали интересную и познавательную информацию по фитотерапии:

  • рекомендации воспитателям «Ассортимент фитобара»;
  • конспект педагогического совета на тему «Обеспечение восхождения дошкольника к культуре здоровья через совершенствование здоровьесберегающей среды детского сада»;
  • консультации для родителей «Общие сведения о лекарственных растениях»; «Лекарственные растения в быту»; «Живая аптека».
  • конспекты познавательных занятий для детей:

Путешествие в мир лекарственных растений, Лекарственные растения, Растения которые нас лечат.

Проведение оздоровления с использованием фитотерапии целесообразно осуществлять в периоды, являющиеся критическими для формирования и прогрессирования отклонений в состоянии здоровья детей. К ним относятся:

  • адаптация к дошкольному учреждению;
  • период подъема заболеваемости ОРВИ и гриппом;
  • период реконвалесценции после перенесенных острых заболеваний.

Фитореабилитацию необходимо включать также в курсы противореци- дивного лечения часто болеющих детей, проводимого 2—3 раза в год.

Местная фитотерапия проводится в виде орошений, пульверизации (с помощью ирригатора или распылителя жидких лекарственных средств), полосканий, смазываний, промываний (ирригационная терапия носоглотки)

В этом случае используются лекарственные растения, сборы трав, обладающие противовоспалительными, бактерицидными, мягчительными, дубящими свойствами, способствующие эпителизации тканей (цветки ромашки аптечной, календулы, липы; трава зверобоя, душицы; листья шалфея, эвкалипта, мяты перечной и т. д.).

Методика приготовления: 1 ст. ложку лекарственного сырья заливают 1 стаканом кипятка. Настаивают в термосе или при комнатной температуре 30 мин, процеживают. При длительном использовании рекомендуется менять травы не реже, чем 1 раз в 10 дней.

Ингаляционное использование лекарственных растений осуществляется в виде тепло-влажных (с настоями, отварами трав), ультразвуковых (с настойками трав) ингаляций, арома-аэрофитотерапии (с эфирными маслами растений). Используются лекарственные растения, сборы трав, обладающие отхаркивающими, противовоспалительными, бактерицидными, мягчительными, регенерирующими свойствами (листья мать-и-мачехи, подорожника большого, корень алтея, солодки голой, трава душицы, чабреца, тимьяна, зверобоя, цветки ромашки аптечной, календулы, почки сосны, плоды фенхеля, аниса, грудной сбор № 1, № 2 и др.).

Методика приготовления настоев и отваров для тепло-влажных ингаляций та же. Ультразвуковые ингаляции готовятся с настойками трав (цветки календулы, листья шалфея, эвкалипта, трава зверобоя и т. д.) из расчета 18—20 капель настойки на 180 мл дистиллированной воды.

Использование лекарственных растений для внутреннего применения.

Часто болеющим детям целесообразно назначать лекарственные растения, обладающие следующими свойствами:

Иммуномодулирующими: —фитоадаптогены — корень и корневища элеутерококка, корень аралии, родиолы розовой;

—растения, содержащие природные полисахариды — корень алтея, лен,

ламинария, листья подорожника, мать-и-мачехи и т. д.; —растения, содержащие антоцианы (природные индукторы интерферона) — плоды аронии черноплодной, черной смородины, черники; трава зверобоя, фиалки трехцветной и т. д.;

— растения, содержащие инулин (корень лопуха, девясила и т. д.), комплекс флавоноидов и витамина Р (кожура лимона, трава гречихи), дубильные вещества, катехины.

Основными лекарственными формами при использовании растений являются настои и отвары, которые обычно готовятся в соотношении 1:10 (1 весовая часть растительного сырья и 10 весовых частей воды).

Настои готовят из хрупкого сырья (листья, цветки, трава, корень валерианы). Для приготовления настоев лекарственное сырье заливают теплой кипяченой водой в нужном соотношении, закрывают крышкой и ставят на кипящую водяную баню на 15 мин, затем настаивают при комнатной температуре в течение 30 мин., отжимают, фильтруют. Полученный настой доводят до первоначального объема и хранят в холодильнике не более двух суток.

Отвары готовят из грубого растительного сырья (плоды, кора, подземные части), исключение составляют кожистые листья брусники и толокнянки. Для приготовления отваров лекарственное сырье заливают теплой кипяченой водой в нужном соотношении, нагревают под крышкой на кипящей водяной бане в течение 30 мин. Настаивают при комнатной температуре 15 мин, отжимают, фильтруют, доводят до первоначального объема и хранят в холодильнике не более двух суток.

В нашем детском саду из лекарственных растений мы используем приготовление фиточаев (фитококтейлей).

Методика приготовления фиточаев (фитококтейлей этот способ более удобный и быстрый, хотя в этом случае биологически активные вещества извлекаются не полностью): 1 ст. ложку лекарственного сырья или сбора заливают 1 стаканом кипятка. Настаивают в термосе 30 мин, отжимают, фильтруют. Используют сразу же, не оставляя на хранение, за 15—20 мин до еды. Продолжительность курса 1—1,5 мес.

При использовании лекарственных растений для детей следует придерживаться правила, чтобы фитопродукция была приятна по своим вкусовым качествам и не вызывала у ребенка негативной реакции. Для этого применяются вкусовые добавки в виде сахара, меда (при отсутствии непереносимости), сиропа шиповника, сиропа алтейного корня, варенья.

Система комплексной фитореабилитации разработанная нами способс т вует повышению интереса к проблеме фитотерапии, как одного из наиболее важных направлений здоровьесберегающих технологий и решает проблему реабилитации и оздоровления часто болеющих детей.

Таким образом, используя фитотерапию как одно из важнейших направлений здоровьесберегающих технологий в ДОУ, мы создаём условия для повышения качества здоровья и развития детей, активного их включения в социум, формирования основ здорового образа жизни.

Источник

Исследовательский проект Фитотерапия
материал (младшая группа)

Исследовательский проект «Фитотерапия»

Скачать:

Вложение Размер
fito.docx 32.86 КБ

Предварительный просмотр:

Любовь воспитателя к детям – это любовь не к избранным, а к каждому, к любому ребенку: покладистому и трудному, подвижному и медлительному, дерзкому и вежливому, застенчивому и бойкому. Нам, воспитателям, доверено самое дорогое – ДЕТИ! Слова В. А. Сухомлинского очень близки и понятны каждому педагогу.

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим.

В группе у нас дети в возрасте 2 -3 лет. В этот период происходит быстрый рост тела, перестройка психики, адаптация к детскому коллективу (группа в детском саду, сверстники во дворе и т. д.). Все это может повлечь за собой различные расстройства.

Вот некоторые симптомы таких расстройств, которые часто списывают на возрастные особенности: беспокойный сон, детский сомнамбулизм (лунатизм), мышечный гипертонус, гиперактивность и чрезмерная возбудимость, навязчивые идеи, а также боли и другие неприятные ощущения в различных частях тела (голова, живот, конечности).

На основе этих знаний и педагогического опыта основной целью, стоящей перед нами, является воспитание здорового подрастающего поколения, сохранение и укрепление здоровья детей.

Сегодня для поддержания и укрепления здоровья применяются различные способы: традиционная лекарственная терапия, гомеопатия, биологически активные добавки к пище и многое другое. Однако самым древним и проверенным временем способом остается фитотерапия.

Хочется отметить, что Фитотерапия, как одно из направлений здоровьесберегающей технологии используемых в группе. Так как в профилактической педиатрии лекарственным растениям отводится важная роль в связи с их мягким действием, возможностью длительного применения, отсутствием привыкания и побочных эффектов, широким спектром рабочих концентраций. Они усваиваются гораздо лучше, чем витамины выделенные синтетическим путём.

А что же это такое фитотерапия?

Фитотерапия — это метод лечения с использованием частей растений, обладающих целебными свойствами, — лекарственных трав, листьев кустарников, коры деревьев.

А когда появилась фитотерапия?

Никто точно не знает, когда люди начали использовать травы в лечебных целях. Первый письменный отчет о травяной медицине появился в 2800 году до нашей эры в Китае. С тех пор использование трав получило и выпало из, много раз пользуясь медицинской сферой.
Семена, листья, стебли, кора, корни, цветы и экстракты из всех этих веществ использовались в фитотерапии на протяжении тысячелетий. Вначале растения потреблялись в сыром виде или в сочетании с горячей водой в виде супа или чая. Позднее растения высушивали и измельчали для длительного сохранения их свойств. Растения часто использовались для лечения организма, потому что они были сформированы как эта часть тела или потому, что они росли в определенной области. Когда наука стала более внимательно относиться к растительным средствам, их использование стало более точным.

Сегодня многие современные российские и западные врачи начинают изучать возможности применения травяных средств для некоторых распространенных и редких болезней. Более низкая стоимость производства лекарства на основе травы и часто более безопасное использование привлекли многих медицинских ученых в это направление. Некоторые врачи используют травы, чтобы компенсировать побочные эффекты фармацевтических препаратов.

Понятие «фитотерапия» введено в науку французским врачом Анри Леклером (1870-1955).

Чтобы нам начать использовать фитотерапию в группе, совместно со старшей медсестрой был проведён мониторинг здоровья детей в нашей группе. С результатами его мы сейчас Вас ознакомим.

Первая группа – это полностью здоровые дети, которые не имеют никаких дефектов, проблем. Их психическое и физическое здоровье соответствуют стандартным измерениям, у них не имеется никаких пороков развития, дефектов и иных нарушений в организации и деятельности органов таких в группе – 8 детей ,

Вторая группа – является самой распространенной на фоне других, здесь есть небольшие отклонения в здоровье, сопротивляемость к внешним факторам и заболеваниям снижена. Нет яркого выраженного отставания в развитии, например, нет хронических болезней, но есть функциональные нарушения. Общая задержка в физическом развитии – избыточная масса тела, дефицит массы, ослабленное зрение и другое. Если ребенок зачастую болеет острыми респираторными болезнями, то у него так же 2 группа, таких – 9 детей

Третья группа – детишки, у которых есть хронические болезни, но они находятся в процессе ремиссии, иногда случаются обострения, осложненность основного заболевания отсутствует. Дети, относящиеся к такой группе, имеют нормальное физическое здоровье, но у них выявлены некоторые отклонения в массе – избыток или дефицит, маленький рост. Психологическое развитие зачастую отстает от нормальных показателей, таких– 10 детей.

По результатам видно, что в группе преобладают дети с III и II группой здоровья. По этому использование фитотерапии считаем целесообразным в группе.

По результатам мониторинга здоровья детей, опираясь на медицинские показания детей с ранней неврологией и детей без особенностей по здоровью, мы со старшей медсестрой разработали мероприятия, которые касались одного из направлений здоровьесбережения – фитотерапия., а так же создали проект по данной теме. Участниками проекта являются дети, родители, воспитатели, старшая медсестра;

Цель проекта: создание условий для повышения качества здоровья и развития детей, формирования основ здорового образа жизни.

Задачи данного проекта следующие:

Формировать представления родителей о пользе и применении лекарственных растений их ценности для здоровья;

Формировать положительное отношение к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста;

Включить родителей в процесс воспитания дошкольников.

Для ознакомления родителей с фитотерапией и включении родителей в проект «Фитотерапия для детей младшего возраста», стало родительское собрание. При подготовке к родительскому собранию провели анкетирование родителей по теме «Фитотерапия». На собрании мы озвучили результаты по анкете, рассказали о пользе фитотерапии на здоровье детей, какие противопоказания существуют при использовании этого направления, какие мероприятия мы бы хотели вместе сделать для укрепления здоровья детей, выслушали предложения родителей по этому направлению здоровьесбережения.

По окончанию собрания, мы раздали согласия на участие в проекте. Согласие 100% участия.

Провели индивидуальные консультации с родителями по особенностям использования фитотерапии с детьми раннего возраста. Старшая медсестра рассказывала в индивидуальном порядке, как будет проходит мероприятия по фитотерапии, какие побочные эффекты могут быть и как действовать при их выявлении . Для родителей оформили индивидуальные консультации о растениях и их пользе.

Так же провели с родителями мастер–класс «Травяная подушечка для ребенка». Родители с большим удовольствием собственными руками изготавливали подушечки для детей, сами подбирали травы. Внутри в подушечку вложен сбор трав, аромат которых может успокоить ребенка, и будет полезен для его здоровья. Это такие травы, как: листья мелиссы, шишки хмеля, цветки лаванды, зверобой, укроп, хмель, мята, пустырник, душица, и т.д. Под воздействием тепла от тела травы выделяют эфирные масла, успокаивающие и благоприятно воздействующие на сон. Можно положить подушечку для сна в кроватку, на подушку, или подвесить над кроваткой. Дети часто не могут заснуть: переволновались, зубки режутся, животик беспокоит, новое место и т.п. Ароматная подушечка в таких случаях очень помогает. Кроме этого, если ребенок простудился, в такую подушку можно положить соответствующие травы (шалфей, эвкалипт, чабрец, ромашка, сосновые, березовые почки, и т.д.), аромат которых оказывает лечебный эффект. Такую подушку можно использовать 1-1,5 месяца, затем ее нужно менять на новую. Так же можно комбинировать различные травы и масла. Травяная подушка – элемент еще одного направления здоровьесбережения, как ароматерапия.

Посмотрите пожалуйста, как наши дети полюбили спать с ними, сон стал более глубоким и спокойным, что очень важно для здоровья ребенка. Сразу вспоминается стишок.

Любят мои ушки
Мягкую подушку.
Сразу глазки засыпают,
Ручки, ножки отдыхают,
Широко зевает ротик
И посапывает носик.

Родители нашей группы оказали помощь в создании уголка по фитотерапии. Каждая семья приносила разные рецепты фиточаёв, фитококтейлей и т.д. Кто-то делился своими традициями заваривания фиточаев. Кто-то делился ритуалом чаепития лекарственного отвара. А некоторые описывали благотворное влияние чаев на здоровье всего организма.

Так же мы используем настои и отвары для пульверизации помещения, опрыскивания. Младший воспитатель обрабатывает групповую комнату, спальню. Это называется местная фитотерапия — опрыскивание травяными отварами. Можно использовать разные отвары, но чаще всего используем отвары из ромашки, валерьяны, пустырника, пиона.

С детьми мы готовим фиточай, согласно их индивидуальным особенностям здоровья, соблюдая все пропорции. А потом за большим столом в спокойной обстановке под ароматы трав пьем его.

Хочется уделить ваше внимание на то, что дети в период адаптации очень возбудимые, плаксивые и т.д. На данный момент у нас идет адаптация и мы используем успокаивающие чаи.

Успокаивающие чаи для детей используются при наличии следующих жалоб на состояние ребенка: повышенная возбудимость, плаксивость или постоянные капризы; истерики и стрессы без веских оснований; плохой сон и нарушение засыпания; переходный возрастной период – кризис 3 лет; сложное привыкание к садику.

Травы, на основе которых можно делать чаи:

Ромашка, Череда, в составе которой присутствуют биологически активные компоненты. Последние в силах оказать на детский организм бактерицидное, и противоаллергическое влияние.

Календулу можно и вовсе считать универсальной, поскольку она с равноценным успехом справляется с проблемами в работе ЖКТ ребенка, воспалительными процессами в селезенке и прочими проблемами, повышающими нервозность и возбудимость.

Мятный чай отлично подходит не только для успокоения ребенка, но и дает возможность унять рвотный рефлекс, тошноту, желудочные спазмы и колики.

Родители дома готовят детям чаи, настои и отвары, а так же приучают детей к здоровому образу жизни.

Фитотерапия очень нравится и родителям и детям. Дома, вместе с родителями дети готовят себе ванночки с травами. Ванна с добавлением в неё отваров лекарственных трав оказывает на здоровье человека целебное действие.

Для того, чтобы фитованна действительно принесла ребенку только пользу, следует убедиться в том, что у ребёнка не возникнет аллергической реакции на используемое в её приготовлении растение. Особую осторожность нужно соблюдать, если у ближайших родственников ребёнка есть аллергия на пыльцу, цветы, растения.

В рамках проекта и согласно плану мероприятий профилактической работы по фитотерапии, мы запланировали с семьями воспитанников и детьми группы отправиться в путешествие в мир лекарственных растений, которые помогают сохранить здоровье человека. А так же планируем организовать огород на подоконнике в нашей группе, выращивать не только лук, морковь и др. растения, но и лекарственные травы такие как ромашка, лаванда, мелисса и т.д. Дети вместе с родителями тоже будут организовывать на даче клумбы с различными лекарственными растениями. Делать запасы на зимний период.

Применение фитотерапии является эффективной методикой в формировании психофизического здоровья воспитанников в условиях инновационно-образовательного процесса. Это положительно влияет на уменьшение роста заболеваемости детей, в целом благоприятно сказывается на состоянии здоровья ребенка. Используя фитотерапию с детьми раннего возраста в ДОУ, мы создаем условия для повышения качества здоровья и развития детей, формирования основ здорового образа жизни.

Считаем, что работу с детьми в данном направлении целесообразно продолжить в дальнейшем, изучая методическую литературу по данной теме и активно внедряя полученные знания в практику.

Источник

Читайте также:  Head shoulders supreme шампунь против перхоти восстановление масло арганы
Оцените статью