Народное искусство как важное средство художественно-эстетического воспитания и развития творческой активности детей
Наталья Тарасова
Народное искусство как важное средство художественно-эстетического воспитания и развития творческой активности детей
ажным средством эстетического воспитания и формирования активной личности является народное искусство, в котором объединены устный фольклор, музыкальное и изобразительное искусство. В народном искусстве обобщены представления о прекрасном, эстетические идеалы. мудрость народа, которые передаются из поколения в поколение. Через народное искусство ребенок познает народные традиции. Обычаи. Особенности жизни своего народа, приобщается к его культуре. Народное творчество богато ритмами и повторами. Оно несет в себе конкретные образы. Краски, доступно и интересно ребенку. Что является основой пробуждения и упрочения эмоционально- положительного отношения детей к нему. Народное искусство воздействует на чувства ребенка благодаря средствам выразительности. И это воздействие носит естественный, ненасильственный характер. В силу этого оно доступно детям с разным уровнем развития. И каждый ребенок получает от этого удовольствие и эмоциональный заряд. Оно привлекает внимание детей, и поэтому на основе выделения элементов народного искусства, цветового строя, композиции. Его можно использовать для развития ребенка; воздействуя на чувственную сферу ребенка народное искусство стимулирует развитие творческих способностей личности. Успешность решения задач по художественно- эстетическому воспитанию складывается из целого ряда факторов;
1) воспитание и обучение в полном соответствии уровня трудности программы детского сада и возрастных и индивидуальных психологических особенностей детей,
2) сотрудничество педагога и ребенка.
3) Использование таких средств и методов воспитания и обучения, которые способствовали бы развитию ребенка без диктата и давления со стороны взрослого и
Без ущерба для творческих проявлений ребенка.
Сила воздействия на ребенка произведений народного творчества возрастает, если ознакомление с ними осуществляется на основе собственной деятельности дошкольника. Исходя из этого, в работе с детьми необходимо добиваться, чтобы ни были не только активными слушателями и зрителями, но и активными исполнителями песен, плясок, хороводов, музыкальных и подвижных игр и т. п., активно включались в работу на занятиях по изобразительной деятельности, в том числе и по подготовке к праздникам и развлечениям.
В центре внимания эстетического воспитания детей должны быть такие кардинальные задачи, как развитие эстетического восприятия, творческой активности, формирование эстетической оценки.
Произведения музыкального и изобразительного народного творчества отобранные для детей должны учитывать
—доступность по содержанию и по форме для восприятия дошкольников и использования в самостоятельной творческой деятельности
привлекательность, яркость образов и элементов, что обеспечивает воздействие на эмоциональную сферу ребенка вызывает положительные эмоции и интерес
-возможность активного включения эстетического аспекта в жизнь ребенка, различные доступные ему виды деятельности
-единство содержания и формы
—коллективность эстетических переживаний и творчества
-учет возрастных особенностей.
На этой же основе строится и детская художественная деятельность.
«Кружковая работа как средство художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста» ФГОС ДО ориентировал педагогов на признание самоценности дошкольного детства как уникального периода в жизни человека, исходя из этого,.
Консультация для воспитателей «Театр — это средство эмоционально-эстетического воспитания детей в ДОУ» Целью данной работы является: совершенствование эстетического воспитания через развитие личностной культуры ребёнка и формирование всесторонне.
Дидактические игры для художественно-эстетического развития через декоративно-прикладное искусство Методические рекомендации к набору дидактических игр для художественно-эстетического развития через декоративно-прикладное искусство. Дымковская.
Дидактические игры для художественно — эстетического развития через декоративно — прикладное искусство. В нашей разновозрастной группе (дети от 4-х до 7 лет) дети с удовольствием играют в дидактические игры » Дымковские народные игрушки».
Доклад на педагогическом совете: Музыкальный фольклор как средство нравственного — эстетического воспитания детей ДЕТСКИЙ САНАТОРИЙ № 47 КРАТОВО МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ ЕГОРОВА ОЛЬГА МИХАЙЛОВНА 2012 г. Музыкальный фольклор как средство нравственного.
Игра — как средство эстетического воспитания детей дошкольного возраста Мир, окружающий ребёнка очень богат. Как научить детей видеть, чувствовать и любить прекрасное в этом мире? Немало места уделяется изобразительной.
Классическая музыка как основа художественно-эстетического воспитания детей 6–7 лет Введение Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков, жаворонка в бездонном.
Консультация «Художественное слово в театральной деятельности дошкольников как средство эстетического воспитания детей» Консультация МАДОУ: детский сад № 3 ст. Новодеревянкоская,ул. Садовая,95, Ст. воспитатель: Попович Татьяна Петровна. По теме: «Художественное.
Образовательная среда ДОУ как фактор художественно-эстетического развития детей в условиях ФГОС Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды детского сада на сегодняшний день стоит особо актуально. Одним из главных.
Реализация задач художественно — эстетического развития в процессе совместной деятельности взрослого и детей 3–4 лет Формирование творческой личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Человек будущего должен.
Источник
Народное декоративно-прикладное искусство как средство эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Дата публикации: 25.05.2018
Статья просмотрена: 1105 раз
Библиографическое описание:
Кошелева, Л. Ю. Народное декоративно-прикладное искусство как средство эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста / Л. Ю. Кошелева, О. В. Гаврюк. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2018 г.). — Москва : Буки-Веди, 2018. — С. 35-37. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/279/14288/ (дата обращения: 22.09.2021).
В статье рассматривается такая важнейшая проблема дошкольной педагогики как поиск эффективных форм и средств эстетического воспитания. Ее актуальность в настоящее время подтверждается необходимостью для каждого воспитателя реализации требований ФГОС (федеральные государственные образовательные стандарты) дошкольного образования, предполагающими как одну из главных задач общее и эстетическое развитие личности. В качестве важного средства эффективного эстетического воспитания авторы статьи рассматривают ознакомление дошкольников с народным искусством, а именно с традиционным хакасским искусством — национальной вышивкой.
Ключевые слова: эстетическое воспитание, художественное воспитание, народное декоративно-прикладное искусство, хакасская традиционная вышивка.
Введение Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования дошкольного образования в 2014 году усилило внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания, признанное одним из основных направлений в формировании личности ребенка. Эстетическое отношение к окружающему миру является важнейшим средством нравственного и умственного воспитания, формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности. Важное условие духовной жизни человека заключается в способности воспринимать и переживать красоту мира, испытывать глубокие эстетические чувства.
Проблемы эстетического воспитания в разные годы исследовались такими известными учеными как Ю. Б. Борев, В. В. Ванслов, Н. А. Ветлугина, А. Н. Зимина, Т. С. Комарова, Н. И. Киященко, А. Ф. Лосев, Е. М. Торшилова и д. р.
Эстетическое воспитание представляет собой целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности [8]. Оно тесно связано с художественным воспитанием, направленном на приобщение детей к искусству — «ключику», который раскрывает в детях творческий потенциал, дает реальную возможность адаптироваться в социальной среде.
Н. А. Ветлугина утверждала, что развивать эстетические способности нужно и можно у всех детей. Она подчеркнула такие важные для эстетического воспитания дошкольников условия как художественность предъявляемых произведений искусства и развитие эстетической деятельности в различных областях окружающей ребенка жизни (труде, природе, общественных отношениях, искусстве) [7].
Ознакомление с различными видами искусства, такими как живопись, музыка, декоративно-прикладное искусство, театр являются неотъемлемой частью эстетического воспитания.
Особым средством эстетического воспитания является народное декоративно-прикладное искусство как явление живое, изменяющееся и развивающееся в соответствия с общими закономерностями традиционной культуры и тенденциями развития всего русского искусства. Лепка, резьба, вышивание и другие виды декоративно-прикладного искусства передают вкус, чувство формы, цвета, образа, которыми владеет народ и навыки, мастерство изготовления художественных предметов. Воспитательные возможности народного декоративно-прикладного искусства изучались еще в самом начале становления советской системы образования такими педагогами, как А. В. Бакушинский, Г. В. Лабунская, Н. П. Сакулина. Особенности образного языка народного искусства позволяют развивать эстетическую восприимчивость ребенка к явлениям и предметам окружающего мира. Народные художественные ремесла отвечают естественной потребности детей в ярких цветах, красочных мотивах.
Русское народное изобразительное искусство чрезвычайно разнообразно по сюжетам, мотивам, приемам. Зарождаясь в художественных ремеслах, оно поднимается на уровень искусства в художественной росписи Палеха, Мстеры, составляющих наше отечественное богатство, которое заключено и в хохломской, жостовской росписи, мастерстве вологодских кружевниц, в игрушечном мастерстве Дымково, Городца, Загорска. Именно в этих простых вещах, наполняющих и укрепляющих наш быт, заложено начало искусства. Народное изобразительное искусство сильное образами, красками, смелостью и оригинальностью замысла, простотой и умелым использованием материала, воспитывает в детях чувство прекрасного на родном и близком.
Первые годы жизни ребенка важный этап его воспитания. В этот период начинают развиваться те чувства, которые незримо уже связывают со своим народом, страной и в значительной мере определяют последующий путь жизни. Корни этого влияния — в языке своего народа, который усваивает ребенок, в народных песнях, музыке, играх и игрушках, впечатлениях природы родного края, труда, быта, нравов и обычаев людей, среди которых он живет. В народном творчестве отображаются и исторически сохраняются присущие народу черты характера и мышления. Богатство и разнообразие природы, труд и быт народа обусловили оригинальность и самобытность, удивительную свежесть и яркость народного творчества. В народных детских играх и игрушках блестяще соединилось художественное и педагогическое начало. В них выступает детский мир во всей прелести его замыслов и интересов.
Большой потенциал для эстетического развития личности ребенка содержит ознакомление с таким видом народного искусства, как традиционная хакасская вышивка. Особенность этого традиционного искусства состоит в том, что способом нанесения рисунка на материал служат трафареты, вырезаемые из бумаги (в прежнее время из бересты), которые хранились на этот случай. Их накладывали на материал и обводили кусочком мыла. Существовало два вида трафаретов: один непрерывный крой узора, когда мастерица складывает вдвое лист бумаги и режет непрерывный узор. Такие выкройки более распространены. Они создаются в зависимости от места будущей вышивки на той или иной части одежды и имеют соответствующие размеры и форму.
Второй тип трафарета, представляет собой отдельные разрозненные элементы узора: трилистники, многолепестковые розетты, лепестки и т. д. Они являются основными составляющими орнамента, так как с их помощью создаются разнообразные орнаментальные композиции.
В традиционном хакасском орнаменте как элементе духовной культуры отражено множество характеристик: религиозные представления народа, особенности социальной психологии и быта, и нравственно-эстетические идеалы. Древние народы Сибири не разграничивали природу не только с культурой, но и с человеком. Образы, созданные древними художниками, воспринимались как изображение и отражение природы и связывались с представлениями о «всеобщей вечной и порождающей самое себя жизни» [4]. Древние народы одухотворяли неживую природу, предметы, созданные человеком. Особую жизненную силу этим предметам мог придавать и орнамент, ряд мотивов которого, воспринимался как материализация духовных представлений, связанных с верованиями и культами.
Основными источниками вдохновения мастериц служила красота родной земли. Они созерцали красоту и гармонию мира, смотрели на восход и заход солнца, на золотой круг луны, на сверкающие звезды, на цветущие в степи ирисы, на бутоны таежных цветов — жарков. Именно образное, поэтическое восприятие природы ожило в узорах и элементах народной художественной вышивки. В течение многих столетий хакасские вышивальщицы выработали свои принципы цветового решения, которые придают вышивке ярко выраженное национальное своеобразие. Цвет наряду с орнаментом играет значительную роль в декоративной выразительности хакасских вышитых изделий. Цвет оживляет орнамент. Благодаря цвету, значительно обогащается ритм: четче акцентируются отдельные мотивы.
В хакасской вышивке первое, что бросается в глаза, — изысканно нарядное звучание, строящееся на контрастном сопоставлении черного или белого фона и чистых ярких тонов блестящих шелковых ниток, которыми вышиты изделия.
Впечатление «живописности» вышитых узоров — результат того, что в вышивках есть элемент глубины, которую создает черный фон, удерживающий все узоры в одной плоскости. Он активен, глубина его не разрушает поверхности вышивки, а придает ей большее пластическое богатство. Фон как бы ярче выявляет каждый мотив, каждый элемент орнамента. Ни один цвет красочной гаммы из узоров не вступает в соперничество с цветом фона, так как фон поддерживает самые смелые сочетания цветов и приглушает их порой излишнюю яркость.
В расцветке употребляется ограниченное количество цветов — красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, белый, лиловый. Разнообразные сочетания этих цветов создают богатый декоративный эффект. Хакасские вышивальщицы не применяли различные градации одного итого же цвета. В расцветке узоров большинства вышивок преобладают ясные, сочные цвета ниток. Более ранние изделия почти монохромны; они вышиты нитками одного или двух-трех цветов. Эти особенности, сложившиеся на протяжении веков, делают творения народных мастериц подлинными шедеврами прикладного искусства [9].
Вслед за Ветлугиной мы может утверждать, что два условия определяют эффективность того или иного средства эстетического воспитания: высоко художественность предъявляемых произведений искусства и творческая активность самого ребенка. Высокий уровень художественности произведений народного искусства подтверждается его многолетним существованием в истории культуры, оценками профессиональных искусствоведов и любовью самого народа. Включение детей в творческий процесс изображения хакасских узоров может осуществляться через такой увлекательный вид изобразительной деятельности, доступной для ребенка-дошкольника как вырезание простейших элементов хакасских узоров из цветной бумаги, служащими основой для вышивки, а также и сама вышивка узоров тамбурным швом.
Таким образом, перечисленные особенности хакасского орнамента раскрывают огромные воспитательные возможности его изучения и этот вид народного искусства может стать эффективным средством эстетического воспитания.
Источник