Энтеральный путь введения лекарственных средств тесты

Тесты для самоконтроля по разделу «Пути введения лекарственных средств: наружный способ применения и энтеральный»

Выполните задания в тестовой форме, выберите один правильный ответ

1. Какой способ введения лекарств следует назвать энтеральным:

в) интраспинальный (в спинномозговой канал)

г) пероральный (через рот)

2. За какое время до сна осуществляется пациентом прием снотворных лекарственных средств:

б) 30 мин.

3. Укажите, как осуществляется прием лекарственных средств пациентом:

б) в присутствии родственников

в) в присутствии медсестры

г) в присутствии пациентов

Какие лекарственные формы чаще всего вводят ректально:

в) суппозитории

5. Укажите вместимость одной столовой ложки (в мл):

б) 15

6. Как следует принимать ферментные препараты, улучшающие пищеварение:

б) во время еды

в) после еды, запивая молоком или водой

г) между приемами пищи

7. Укажите наружный способ применения лекарственных средств:

б) через прямую кишку

г) на кожу, слизистые

8. Назовите энтеральный путь введения лекарственных средств:

а) через ЖКТ

б) через дыхательные пути

9. Какое воздействие на организм оказывают лекарственные вещества, применяемые наружно:

а) местное

10. Каким способом капсулы применяются внутрь:

а) в разжеванном виде

б) содержимое высыпается под язык

в) в неизменном виде

г) содержимое высыпать, растворить в воде, выпить

11. Как пациентом принимаются препараты, назначенные «натощак»:

а) за 30 мин. до еды

б) за 15-20 мин. до еды

в) за 10 мин. до еды

г) непосредственно перед едой

Укажите, какой из способов введение лекарственных средств относится к ингаляционному:

а) в дыхательные пути

г) на слизистые оболочки

13. Назовите способ введение лекарственных средств, который относится к наружному:

а) закапывание в глаза

в) в переднюю брюшную стенку

г) через прямую кишку

14. До какой температуры (в °С) необходимо подогреть раствор перед закапыванием в ухо:

в) 37

Внутривенные вливания, забор крови

Задание 1

Укажите правила техники безопасности при работе с кровью:

  1. Рассматривать кровь и биологические жидкости пациента, все образцы лабораторных анализов, белье (загрязненное кровью и выделениями пациента) потенциально-инфицированными.
  2. Медработники при поступлении на работу проходят медицинский осмотр с обследованием на сифилис, вирусные гепатиты В, С и ВИЧ-инфекцию. Повторные медосмотр и обследование проводятся согласно нормативных документов.
  3. Медперсонал должен проходить инструктаж по технике безопасности.
  4. Медицинские работники, контактирующие с кровью и биологическими средами (жидкостями), должны быть привиты против вирусного гепатита В.
  5. Медицинские манипуляции, диагностические исследования следует проводить в отведенных для этих целей помещениях.
  6. В рабочих помещениях, где существует риск профессионального заражения, запрещается есть, пить, курить, пользоваться косметикой, брать в руки контактные линзы (в каждом лечебно-диагностическом отделении должны быть помещения для персонала).
  7. Необходимо правильно организовать рабочее место: безопасный, непрокалываемый контейнер необходимо установить на столе или другой поверхности на расстоянии вытянутой руки. Заполнять медицинскую документацию необходимо на чистом столе.
  8. В ходе проведения манипуляций пациенту, персонал не должен вести записи, прикасаться к телефонной трубке и т.п.
  9. В ходе выполнения манипуляции, не следует садиться на постель пациента.
  10. В кабинетах, где проводится инвазивные манипуляции необходимо иметь аварийную аптечку.
  11. При наличии на коже микротравм, экземы и дерматита перед началом рабочего дня необходимо закрывать поврежденные участки лейкопластырем, водонепроницаемыми повязками, напальчниками.
  12. При работе использовать защитную спецодежду (халат, шапочка, сменная обувь) и средства индивидуальной защиты (перчатки, очки, щитки (экраны), маски (респираторы), фартуки). Халат, шапочка должны максимально защищать открытые участки кожи и волосистую часть головы. Сменная обувь, легко моющаяся из нетканых материалов. Перчатки при работе с кровью, биологическими средами, при возможном контакте со слизистыми и поврежденными участками кожи, а также при парентеральных манипуляциях — должны быть из латекса или синтетических материалов, приравненных к латексу. Если при выполнении манипуляций есть вероятность разбрызгивания биологических жидкостей необходимо использовать защитные очки, щитки (экраны), маски, респираторы и фартуки. Средствами индивидуальной защиты персонал должен обеспечиваться в необходимом количестве и соответствующего размера.
  13. Строго соблюдать правила мытья рук и снятия перчаток. Перчатки снятые в процессе проведения манипуляции не использовать повторно.
  14. При загрязнении перчаток кровью и выделениями пациента без их разрыва, во избежание загрязнения рук в процессе их снятия, следует тампоном (салфеткой), смоченным раствором дезинфицирующего средства (или антисептика), снять видимые загрязнения, затем снять перчатки в дезраствор. После снятия перчаток руки обработать антисептиком.
  15. По возможности не прикасаться к инфицированному материалу.
  16. Использовать безопасный, удобный медицинский инструментарий (атравматический) и устройства с защитными приспособлениями (самоблокирующиеся шприцы, вакуумные системы для бесконтактного забора крови и др.).
  17. Осторожно обращаться с острым инструментарием, избегая случайных повреждений:

— осторожно открывать флаконы и ампулы;

— не передавать острые предметы из рук в руки, а через нейтральную зону (лоток);

— не следует надевать колпачок на иглу после инъекции;

— не следует вручную отсоединять иглу, а пользоваться деструктором, иглоотсекателем (пинцетом);

— не следует сгибать или ломать использованную иглу;

— убирать использованный колющий и режущий инструментарий в непрокалываемые контейнеры;

— проводить выемку инструментов после дезинфекции с помощью пинцета, корнцанга;

— упавшие иглы поднимать пинцетом или магнитом.

  1. Забор крови осуществлять иглой со шприцем или вакуумными системами для взятия венозной крови. Пробирки с кровью должны быть закрыты пробками. Перемешивать кровь только в пробирках, закрытых пробкой. Бланк направления в лабораторию не помещать на пробирки с кровью. Пробирки маркировать, а номер ставить в направлении, которое помещается в специальный контейнер отдельно от штатива с пробирками.
  2. Забор анализов мочи, рвотных масс, кала и других биологических сред организма осуществлять в ёмкости с крышками, используя спецодежду, средства индивидуальной защиты и соблюдая технику безопасности. Бланк направления помещать отдельно от ёмкостей с анализами, доставку анализов в лабораторию производить в специальном контейнере.
  3. Предстерилизационную обработку использованного инструментария многократного применения проводить в плотных латексных перчатках или синтетических перчатках приравненных к латексу после предварительной дезинфекции. Работа с медицинскими отходами класса Б и В производится в таких же перчатках.
  4. Смену и сортировку загрязненного белья кровью и биологическими средами, следует проводить в перчатках, маске, халате и шапочке; при сортировке дополнительно использовать фартук. Загрязненное кровью и биологическими жидкостями бельё замачивают в дезрастворе.
  5. При попадании крови или биологических жидкостей на халат (одежду) необходимо снять его и погрузить в дезраствор (халат однократного применения можно продезинфицировать физическими методами, например: паровым) в концентрации соответствующей режиму дезинфекции при вирусных гепатитах.
  6. При попадании крови и биологических жидкостей на поверхность проводят дезинфекцию препаратами, имеющими режимы обеззараживания крови согласно методическим рекомендациям (например: Виркон, Дензибак супер, Хлормикс, Септусин М).
  7. При аварийной ситуации проводить постконтактную профилактику, в том числе экстренную вакцинацию против вирусного гепатита В.
Читайте также:  Вакцина это лекарственный препарат или нет

Задание 2

Дайте определение: что такое венепункция?

Это чрескожный прокол стенки венозного сосуда с последующим введением инъекционной иглы в вену.

Задание 3

Дайте определение: что такое струйное вливание?

Это вливание, производящееся непрерывной или прерывистой струей при помощи нагнетающей аппаратуры или самотеком

Задание 4

Назовите, какой объем жидкости допустимо вводить струйно? Не более 500 мл

Задание 5

Укажите основные правила введения препаратов в вену:

Масляные растворы и суспензии внутривенно вводить НЕЛЬЗЯ!

Перед тем, как вводить иглу в вену, нужно тщательно выпустить из шприца воздух: вводить лекарство в вену не до конца, а оставив в шприце 1-2 мм на тот случай, если в шприце останутся мелкие пузырьки воздуха

Внутривенное введение осуществляется путём венепункции и венесекции.

Венепункция– введение иглы в вену через кожу для взятия крови или вливания лекарственных растворов, крови, кровезаменителей. Длина иглы для внутривенных вливаний составляет 40 мм, диаметр 0,8 мм.

Первым и непременным условием при этом способе введения лекарственных препаратов является строжайшее соблюдение правил асептики (мытье и обработка рук, кожи больного и др.). Вводить лекарство внутривенно и забирать кровь для исследований необходимо только в резиновых перчатках (согласно приказу №408 от 01.02.89 г. «О мерах по снижению заболеваемости вирусным гепатитом в стране»).

Задание 6

Какие осложнения могут встречаться при внутривенном введении лекарственных средств?

1. Инфильтрат (уплотнение).

2. Абсцесс (гнойное воспаление мягких тканей с образованием полости, заполненной гноем и ограниченной от окружающих тканей пиогенной мембраной).

4. Масляная эмболия.

5. Воздушная эмболия.

6. Ошибочное введение лекарственного препарата.

7. Повреждение нервных стволов.

8. Тромбофлебит (воспаление вены с образованием в ней тромба).

9. Некроз (омертвение тканей).

10. Гематома (кровоизлияние под кожу).

11. Липодистрофия (дистрофические изменения подкожно-жировой клетчатки в результате частых подкожных инъекций).

12. Сепсис, СПИД, вирусный гепатит.

Источник

Методические рекомендации для преподавателя ПМ 04 на тему «Энтеральный путь введения лекарственных веществ»

Новые аудиокурсы повышения квалификации для педагогов

Слушайте учебный материал в удобное для Вас время в любом месте

откроется в новом окне

Выдаем Удостоверение установленного образца:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ № 2»

Методические рекомендации преподавателю

Профессиональный модуль 04

Выполнение работ по профессии

«Младшая медицинская сестра по уходу за больными»

по специальности 34.02.01 «Сестринское дело» (базовая подготовка)

«Энтеральный путь введения ЛВ»

Квалификация: медицинская сестра /медицинский брат

Форма обучения: очная; очно-заочная

Профиль получаемого профессионального образования: естественнонаучный

Составитель: Баннова О.В

_____________ Баннова О.В

«_____» ___________ 2016 г.

Применение комплекса методов обучения:

воспроизводящие, тренировочные упражнения;

проблемно-поисковые методы (решение задач);

частично-поисковые методы — самостоятельная работа;

метод проблемного изложения – сочетание словесной информации с элементами проблемности;

индивидуальные имитационные методы (имитационные упражнения, анализ конкретных ситуаций).

Расширить знания о введении лекарственных средств per os и сублингвально.

Разъяснить взаимодействие лекарственных препаратов с пищей.

Работа с алгоритмами (выбор назначений из истории болезни, раздача лекарственных средст для энтерального применения, обучение пациента сублингвальному приему лекарственных средств).

Дать практику (выполнение навыков) об обучении пациента приему различных форм лекарственных средств энтерально, сублингвально.

Формирование умений — осуществление выборки назначений из истории болезни,

заполнение журнала «учета лекарственных средств».

Воспитание профессиональной аккуратности, исполнительности, ответственности к порученному делу, доводить дело до конца, прививать любовь к своей профессии.

Воспитание у студентов наиболее важных личностно-профессиональных качеств медицинского работника:

умение осознавать ответственность за жизнь пациента;

умение анализировать свое поведение;

воспитание умения работать по стандартам, алгоритмам.

Формирование у студентов:

навыка анализа и синтеза изучаемого материала;

способности осуществлять внутрипредметные связи;

способности применять межпредметные связи.

Умение решать проблемные и ситуационные задачи.

Развитие умений анализировать ошибки, делать выводы и обобщения.

Место занятия: Медицинский техникум № 2, доклинический кабинет

Продолжительность занятия: 4 час

Специальность: 34.02.01 «Сестринское дело»

Студент должен знать:

Взаимодействие лекарственных препаратов с пищей (элемент ПК 4.4. Оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий);

Определения терминов, употребляемых при проведении процедур; (элемент ПК 4.8. Участвовать в санитарно-просветительской работе среди населения; элемент ПК 4.4. Консультировать пациентов и его окружение по вопросам ухода и самоухода).

Студент должен уметь:

делать выборку назначений из истории болезни (элемент ПК 4.4. Оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий);

раздавать лекарственные средства для энтерального применения (элемент ПК 4.4. Оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий; элемент ПК 4.5. Обеспечивать безопасную больничную среду для пациента и персонала);

обучать пациента приему различных лекарственных средств энтерально и сублингвально (элемент ПК 4.4. Оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий; элемент ПК 4.1.Эффективно общаться с пациентом и его окружением).

Методические указания для преподавателя по этапам занятия

отметка отсутствующих студентов, выяснение причины;

проверка внешнего вида студентов (соблюдение формы одежды);

проверка готовности студентов к занятию (наличие дневников и тетрадей манипуляций).

организует и дисциплинирует студентов;

воспитывает актуальность, ответственность;

воспитывает требовательность к себе;

ознакомление с темой, планом, целью занятия;

обоснование значения данной темы занятия в будущей практической деятельности

создает рабочую обстановку;

активизирует внимание студентов;

формирует познавательный интерес к занятию.

Актуализация опорных знаний .

Контроль исходного уровня знаний :

Фронтальный опрос по теме: «Энтеральный путь введения ЛВ». (Приложение №1).

воспроизведение ранее изученного материала;

выявление уровня самостоятельного мышления.

Формирование новых знаний и умений :

Поэтапное изложение нового материла

1. Введение лекарственных средств per os и сублингвально (Приложение №2)

2. Преимущества и недостатки энтерального пути введения ЛВ (Приложение №3).

3. Выбор назначений из истории болезни (Приложение №4).

4. Раздача лекарственных средств для энтерального применения (Приложение №5).

5. Обучение пациента сублингвальному приему лекарственных средств (Приложение №6).

Студентам предлагается поэтапная запись плана в дневники.

Преподаватель, используя таблицы, схемы

поэтапно излагает новый материал

информирует студентов о новых элементах знаний, умений

объясняет наиболее важные моменты

организует текущий контроль знаний для усвоения материала.

2) Демонстрация преподавателем манипуляции «раздача лекарственных средств для энтерального применеия»

3) Самостоятельная работа студентов:

Отработка манипуляций (согласно алгоритмам)

Выбор назначений из истории болезни

раздача лекарственных средств для энтерального применения

4) Закрепление темы:

Ответить на вопросы (Приложение 7, 7а)

5) Работа с методическими указаниями:

составление словаря терминов (Приложение № 8)

Настои и отвары

позволяет излагать новый материал в логической последовательности с разъяснением понятий и сути;

позволяет устанавливать связь нового материала с ранее изученным;

закрепляет знания по теме;

развивает зрительную память;

развивает познавательный интерес у студентов;

подводит обучаемых к пониманию проблемы;

углубляет знания по теме;

формирует умения работать по набору правил;

воспитывает чувства ответственности и собственной ориентации по вопросу приоритета своего здоровья;

Читайте также:  Правилами оказания первой помощи пострадавшим от электрического тока

закрепляет использование здоровье сберегающих технологий в рабочем процессе.

Работа студентов малыми группами (по 2-3 человека):

— закрепляет навыки самостоятельной работы с алгорипмами;

— активизирует интерес к занятию;

— побуждает к активной учебно-познавательной деятельности;

— совершенствует умение работать в коллективе.

Текущий контроль знаний для оценки усвоения материала :

(Приложение № 9, 9а)

выявляет умение применять полученные знания на практике;

определяет уровень профессионального мышления.

Подведение итогов занятия:

определяется достижение целей занятия;

комментируются ошибки, положительные и отрицательные моменты в работе;

разрешаются возникшие вопросы;

выставляется поурочный балл. (Пример таблицы в приложение №10, таблицы прилагаются отдельно).

Нацеливает студентов на использование знаний, умений и опыта, приобретенных на занятии в дальнейшей работе.

Задание к следующему занятию :

Основы сестринского дела: учебное пособие. /Т.П Обуховец, О.В. Чернова — Ростов н/Д: Феникс, 2015. — 766 с. – стр. 458- 460.

Закрепление пройденного материала

для расширения самообразования;

формирует принцип сознательности и активности.

Введение лекарственных средств per os, сублингвально.

Преимущества и недостатки введения лекарственных средств per os, сублингвально.

Взаимодействие лекарственных препаратов с пищей.

Обучение пациента приему различных форм лекарственных средств энтерально, сублингвально.

Введение лекарственных средств per os и сублингвально

Энтеральный путь — это введение лекарственных веществ через желудочно-кишечный тракт.

Варианты введения лекарственных средств энтеральным путем:

через рот (ре r os );

под язык ( syb lingua);

через прямую кишку (рет rectum).

Пероральный путь введения (реr os)

Введение лекарственных веществ через рот является наиболее распространённым и желательным. При приёме внутрь препараты действуют медленно, абсорбируясь слизистой оболочкой желудочно-кишечного тракта. Всасывание происходит, в основном, в тонком кишечнике; в печени возможна инактивация препаратов, затем, поступая в кровоток, оказывают общее (системное) действие.

Лекарственные формы : таблетки, капсулы, капли, порошки, настойки, микстуры, настои, сиропы.

Ø « натощак » — за 20-60 минут до завтрака – для ускорения лечебного эффекта (слабительные, противоглистные);

Ø до еды — за 15-30 минут до приема пищи (обволакивающие);

Ø во время еды — улучшают процесс пищеварения (ферментативные препараты);

Ø после еды — все остальные препараты раздражающего действия.

Вещество начинает действовать обычно через 15-30 минут, возможно разрушение под действием пищеварительных ферментов. Прием препаратов зависит от особенностей фармакокинетики, поэтому их приём осуществляют в соответствии с аннотацией.

Дозировка лекарственных препаратов

Доза — количество лекарственного вещества (в миллилитрах — мл, граммах — г, единицах действия — ЕД) для одного приёма, зависит от массы тела и возраста человека (ребенок, взрослый).

Назначаемые дозы препаратов:

· разовая — на один приём;

· ударная (высшая разовая) — максимальное количество лекарственного вещества на один прием;

· суточная — предел приёма лекарства в сутки;

· курсовая — прием лекарства на один лечебный цикл.

в неизмененном виде, преимущественно

запивают водой, некоторые средства — молоком

Микстуры, отвары, настои

обычно дозируют столовыми ложками

дозируют каплями (сердечные

препараты: корвалол, валокордин)

Сублингвальный (подъязычный) путь введения

Используют как доврачебную помощь при неотложных состояниях (применяют препараты быстрого действия — нитроглицерин, валидол).

Лекарственные формы: таблетки, капсулы, растворы.

Ректальный путь введения (рег rectum )

Ректальный путь введения (per rectum) — введение лекарств через прямую кишку в виде жидких форм (отвары, растворы, слизи) и твердых (ректальные суппозитории).

Лекарственные препараты оказывают резорбтивное действие на организм и местное действие на слизистую оболочку прямой кишки.

Перед введением некоторых лекарственных препаратов следует ставить очистительную клизму.

Свечи — это конические, цилиндрические или овальные лекарственные формы, твердые при обычных условиях, растворяются или расплываются при контакте со слизистой оболочкой прямой кишки. Оказывают местное и резорбтивное действие.

ректальные — применяют при тошноте или рвоте у пациента, запорах, иногда при неприятном запахе и вкусе лекарства, что исключает его пероральный прием. В составе свечей лекарство не раздражает верхний отдел желудочно-кишечного тракта. При введении свечей системного действия желательно опорожнить кишечник, чтобы не нарушить абсорбцию (всасывание) лекарства.

вагинальные — обеспечивают местное противомикробное или противовоспалительное действие.

Введение ректалъныx суппозиториев

1. Обработать руки, надеть перчатки.

2. Извлечь суппозиторий из упаковки.

3. Уложить пациента на бок, согнув ноги в коленях.

4. Надеть перчатки.

5. Вскрыть оболочку упаковки суппозитория.

6. Поднять левой рукой верхнюю ягодицу и ввести правой рукой суппозиторий заостренным концом в анус на глубину 2-3 см за наружный сфинктер.

7. Снять перчатки, сбросить в дезраствор, вымыть и осушить руки.

8. Придать пациенту комфортное положение в постели.

Преимущества и недостатки энтерального введения лекарственных средств

Пероральный путь введения (реr os)

Ø безопасность и эффективность;

Ø простота и доступность;

Ø не требует профессиональных знаний;

Ø возможность использования различных лекарственных форм.

Ø неточность дозировки вследствие частичной инактивации препаратов в печени;

Ø зависимость действия от возраста, состояния организма, индивидуальной чувствительности организма;

Ø медленное и неполное всасывание в пищеварительном тракте;

Ø зависимость от патологического состояния (рвота, судороги, отсутствие сознания);

Ø невозможность оказания помощи в неотложных ситуациях;

Ø побочное воздействие на слизистую оболочку желудочно-кишечного тракта.

Сублингвальный (подъязычный) путь введения

· при меняют в основном в острых состояниях. Лекарственные средства хорошо всасываются через слизистую оболочку подъязычной области и быстро попадают в кровь, минуя печень и не разрушаясь пищеварительными ферментами;

· не требует профессиональных навыков.

· малый перечень лекарственных форм.

Ректальный путь введения (рег rectum )

· вводимые лекарственные вещества всасываются в кровь, минуя барьер печени, не разрушаются;

· безопасный альтернативный способ введения препаратов.

· лекарства не расщепляются в прямой кишке из-за отсутствия ферментов.

Выбор назначений из истории болезни

1 . Палатная медсестра ежедневно делает выборку врачебных назначений из истории болезни.

Для этого она должна приготовить:

· листы врачебных назначений;

· журналы (листы) процедурного или манипуляционного кабинета;

· журналы записей консультаций и лабораторных исследований.

2. Листок назначений заполняется на больного в день поступления. В нем отмечается:

· Отделение и № палаты;

· Режим и диета больного.

3. На одну сторону листа выписываются лекарственные средства для внутреннего и наружного применения, а на другой – для парентерального введения.

4. Выписывая назначения из истории болезни в листок назначений, медсестра отмечает:

· способ и частоту приема.

5. При отмене лекарственного средства напротив его ставится дата отмены.

6. Ежедневно после раздачи лекарств больным медсестра ставит свою подпись в листе назначений в графе «Отметка о выполнении».

7. Ежедневно из листка назначений палатная медсестра переносит сведения о назначенных больным инъекциях в процедурный журнал (листок).

8. Затем в соответствующие журналы записывают лабораторные и инструментальные исследования, назначенные данному больному.

Читайте также:  Последовательность оказания первой доврачебной помощи при отравлениях

9. Закончив выборку, медсестра расписывается в истории болезни под врачебными назначениями.

Раздача лекарственных средств для энтерального применения

Цель. Подготовить лекарственные средства к раздаче и приему пациентами.

Показания: Назначение врача.

Противопоказания. Выявляются в процессе обследования пациента медицинской сестрой.

1. Листы назначений.

2. Лекарственные средства для внутреннего употребления.

3. Передвижной столик для раскладки лекарственных средств.

4. Мензурки, пипетки (отдельно для каждого флакона с каплями).

5. Емкость с кипячёной водой.

7. Дезинфицирующие растворы.

8. Емкость для дезинфекции.

Возможные проблемы пациента:

1. Необоснованный отказ.

4. Бессознательное состояние.

Последовательность действий м/с с обеспечением безопасности окружающей среды.

При введении лекарственных средств через рот:

1. Вымойте руки и вытрите их насухо.

2. Ознакомьтесь внимательно с листами назначений.

3. Прочтите внимательно название лекарственного средства и дозировку на упаковке, сверьте его с листом назначения.

4. Обратите внимание на срок годности лекарственного средства.

5. Разложите назначенные лекарственные средства по ячейкам на каждого пациента на один прием.

6. Не оставляйте лекарственные средства на тумбочках у постели пациента (за исключением нитроглицерина или валидола).

7. Информируйте пациента о назначенных ему лекарственных средствах, о правилах его приема и о возможных побочных действиях.

8. Проследите, чтобы пациент принял назначенные лекарственные средства в вашем присутствии.

9. Обработайте использованные мензурки и пипетки в соответствии с требованиями санэпидрежима.

Оценка достигнутых результатов: Лекарственные средства разложены в соответствии с листами назначений и обеспечен своевременный прием их пациентами.

Обучение пациента или его родственников: Консультативный тип вмешательства в соответствии с вышеописанной последовательностью действий медицинской сестры.

1. Нельзя заменять лекарственное средство другим без согласования с врачом.

2. Нельзя хранить лекарственные средства без этикеток.

3. Перед приемом порошка пациентом разведите его предварительно водой.

4. Водные растворы (микстуры, отвары, настои) давайте из ложки (1 ст. ложка — 15 г, 1 д.л. — 10 г, 1 ч.л. – 5 г) или мензурки.

5. Запрещается любое перетаривание лекарственных средств.

Обучение пациента сублингвальному приему лекарственных средств

Цель: Научить пациента технике приема сублингвальных лекарственных средств.

Показания : Сердечный болевой приступ.

1. Валидол (таблетки, капли, капсулы).

2. Нитроглицерин (таблетки, капли, капсулы).

3. Кусочек сахара.

Последовательность действий м/с с обеспечением безопасности окружающей среды:

1. Информируйте пациента о данных лекарственных средствах.

2. Обучите пациента правилам хранения этих препаратов.

3. Предложите пациенту остановиться и присесть при возникновении болевого приступа.

4. Положите под язык таблетку и держите ее до полного рассасывания и купирования болей.

5. Капните на кусочек сахара 2-3 капли валидола или нитроглицерина (если они в растворе), положите его под язык и держите до полного рассасывания, не проглатывая.

Оценка достигнутых результатов: Сердечный болевой приступ купирован.

Обучение пациента или его родственников: Консультативный тип сестринской помощи в соответствии с вышеописанной последовательностью действий медицинской сестры.

Вопросы для закрепления темы

Что такое энтеральный путь введения лекарственного средства?

Перечислить возможные варианты введения лекарственных веществ энтеральным путем.

Прием препаратов при пероральном пути введения лекарственного средства.

В каких случаях(ситуациях) применяют сублингвальный путь введения лекарственных препаратов?

Энтеральный путь — это введение лекарственных веществ через желудочно-кишечный тракт.

Лекарственные формы – лекарственные средства, обладающие определенными физико-химическими свойствами и обеспечивающие оптимальное лечебное действие.

Растворы – лекарственные формы, полученные путем растворения одного или нескольких лекарственных средств;

Таблетки – дозированная лекарственная форма, получаемая путем прессования или формирования лекарственного средства, лекарственных смесей и вспомогательных веществ;

Драже – дозированная лекарственная форма округлой формы, получаемая путем многократного наслаивания лекарственных средств и вспомогательных веществ в гранулы;

Гранулы – однородные частицы (крупинки, зернышки) лекарственных средств округлой, цилиндрической или неправильной формы размером 0,2 – 0,3 мм;

Порошки – лекарственные формы, обладающие сыпучестью; различают порошки простые (однокомпонентные) и сложные (из двух и более компонентов), разделенные на отдельные дозы и неразделенные;

Капсулы – дозированные порошкообразные, гранулированные, иногда жидкие лекарственные средства, заключенные в оболочку из желатина, крахмала, иного биополимера;

Суппозитории (свечи) – твердые при комнатной температуре и расплавляющиеся при температуре тела дозированные лекарственные формы, предназначенные для введения в полости тела (ректальные, вагинальные свечи); суппозитории могут иметь форму шарика, конуса, цилиндра, сигары и т.д.

Капли — жидкие лекарственные формы, предназначенные для приема в виде капель в полость рта, в глаза, уши и т.д.

Микстуры — жидкие лекарственные формы для внутреннего применения, дозируемые столовой, десертной или чайной ложками.

Настои и отвары – водяные вытяжки из лекарственного растительного сырья или водные растворы экстрактов;

Настойки – спиртовое, водно-спиртовое или спирто-эфирное прозрачные извлечения из лекарственного растительного сырья, полученные без нагревания и удаления экстрактов;

Экстракты – концентрированные извлечения из лекарственного растительного сырья; различают жидкие, густые, сухие и другие виды экстрактов.

Доза — количество лекарственного вещества (в миллилитрах — мл, граммах — г, единицах действия — ЕД) для одного приёма, зависит от массы тела и возраста человека (ребенок, взрослый).

Введение лекарственных средств через пищеварительный тракт обозначают термином:

а) Энтеральное введение;

б) Парентеральное введение.

2. Энтеральные пути введения лекарственных средств:

д) В двенадцатиперстную кишку;

3. Дать определение понятию «доза».

4. Охарактеризовать виды доз:

· ударная (высшая разовая) — ……………………………;

Эталон ответов на вопросы для закрепления темы

Энтеральный путь — это введение лекарственных веществ через желудочно-кишечный тракт.

Варианты введения лекарственных средств энтеральным путем:

через рот (ре r os );

под язык ( syb lingua);

через прямую кишку (рет rectum).

Ø « натощак » — за 20-60 минут до завтрака – для ускорения лечебного эффекта (слабительные, противоглистные);

Ø до еды — за 15-30 минут до приема пищи (обволакивающие);

Ø во время еды — улучшают процесс пищеварения (ферментативные препараты);

Ø после еды — все остальные препараты раздражающего действия.

Сублингвальный (подъязычный) путь введения — используют как доврачебную помощь при неотложных состояниях (применяют препараты быстрого действия — нитроглицерин, валидол).

Виды свечей: — ректальные, — вагинальные.

Эталон ответов на тест-контроль

3. Доза — количество лекарственного вещества (в миллилитрах — мл, граммах — г, единицах действия — ЕД) для одного приёма, зависит от массы тела и возраста человека (ребенок, взрослый).

4. Охарактеризовать виды доз:

· разовая — на один приём;

· ударная (высшая разовая) — максимальное количество лекарственного вещества на один прием;

· суточная — предел приёма лекарства в сутки;

· курсовая — прием лекарства на один лечебный цикл.

Наличие домашнего задания

Решение ситуационных задач + Манипуляционная техника

Источник

Оцените статью