Энтеральное применение лекарственных средств
Энтеральный способ введения лекарственных средств включает в себя введение лекарств: через рот, сублингвально, в прямую кишку.
Прием лекарств через рот:
Самый распространенный, простой, удобный способ введения.
Внутрь в основном принимают:
твердые лекарственные формы (таблетки, драже, капсулы, порошки); таблетки дети глотают с трудом, а дети младше 3 лет не могут проглотить их, поэтому перед приемом таблетки размельчают;
жидкие лекарственные формы (растворы, отвары, микстуры, лекарственные средства в сиропе); чем меньше возраст ребенка, тем чаще используется назначение жидких лекарственных форм;
Недостаткиспособа введения лекарств через рот:
Препараты могут разрушаться желудочным и кишечным соком, относительно медленно поступают в кровь, всосавшуюся дозу препарата иногда трудно учесть.
Лекарственные средства способны вызывать диспептические нарушения: тошноту, рефлекторную рвоту, диарею, запор.
Отказ ребенка от приема лекарства может быть связан с неприятным запахом, вкусом, большими размерами таблеток, капсул, драже.
Правилаприема лекарств через рот.
Препараты в сухих формах (таблетки) измельчают, разбавляют в небольшом количестве воды, молока, или сиропа.
Смешивать лекарства с пищей не рекомендуется.
Если внутрь назначено несколько лекарственных средств, каждое дают поочередно, не смешивая с другими, учитывая время приема – до или после еды.
Средства с пометкой «до еды» необходимо дать ребенку за 15 минут до приема пищи, с пометкой «после еды» — через 15 минут после приема пищи; лекарства, предназначенные для приема «натощак» дают утром, за час до завтрака.
Следует строго соблюдать назначенную дозу лекарства.
Лекарства без этикеток, с истекшим сроком годности или хранившиеся с нарушением режима, в том числе температурного, применять категорически запрещается.
В случае отказа ребенка принимать лекарство нельзя его принуждать, следует сообщить об этом врачу и, возможно, изменить способ его применения.
Необходим контроль приема лекарственных препаратов больными детьми.
Методика введения лекарственных средств через рот
Медицинская сестра должна давать лекарственные средства для внутреннего употребления сама, не передоверяя это матерям детей раннего возраста или самим детям школьного возраста.
Раздача лекарствосуществляется на основании записей в листе врачебных назначений. Следует помнить и соблюдать следующие правила:
Лекарства раздаются в строго определенное время, причем по показаниям их прием необходим до, во время или после еды.
Необходимо знать лекарства по цвету, величине, запаху, вкусу, чтобы избежать возможных ошибок.
Приступая к раздаче препаратов, медицинская сестра должна привести себя в порядок, вымыть руки с мылом.
Существует несколько способов раздачи лекарственных средств в условиях детского отделения, Можно пользоваться лотками, разделенными на ячейки с указанием фамилии больных. В них заранее раскладывают лекарственные средства. Затем медицинская сестра обходит с лотком все палаты. Другой способ — использование передвижного столика.
При раздаче лекарств у медицинской сестры должны быть: графин (чайник) с кипяченой водой, пинцет для раздачи пилюль и таблеток, одноразовые пипетки для капель, чистые мензурки для жидких лекарств
Необходимо внимательно прочитывать этикетку на упаковке и запись в листе назначений, чтобы не спутать лекарственные средства.
Ребенок должен проглотить и запить лекарство под контролем медицинской сестры.
Детям старшего возраста твердые лекарственные формы таблетки, капсулы, драже – медицинская сестра помещает на корень языка и дает запить большим количеством воды;порошоквысыпает на корень языка;жидкие лекарственные формы(настои, растворы, микстуры, отвары) дает выпить с ложки или из мензурки и запить водой;спиртовые настойки, экстракты назначают в каплях — медицинская сестра отмеряет в мензурку нужное количество капель, добавляет немного воды, дает выпить ребенку и запить чистой водой.
Для детей раннего возраста делают специальные расфасовки препаратов: лекарственные препараты медицинская сестра дает в виде порошка, разведя его в ложке или в маленькой бутылочке в небольшом количестве воды, молока или сиропа; удобнее для применения лекарственные средства в растворах, в суспензиях с добавлением сахарных или фруктовых сиропов.
Детям грудного возраста назначенную дозу лекарственного средства в жидкой форме часто дают дробно, чтобы ребенок не поперхнулся; микстуры дают в градуированных стаканчиках с делениями 5, 10, 15, 20 мл; при отсутствии градуированной посуды учитывают, что водного раствора в чайной ложке 5 мл, в десертной — 10 мл, в столовой – 15 мл.
Спиртовые настои, а также жидкие экстракты отмеряют с помощью чистых пипеток одноразового пользования. Использование одной и той же пипетки для раздачи разных лекарственных средств запрещается.
Если ребенок не хочет принимать лекарство, то приходится насильно открывать рот следующим образом: а) двумя пальцами нажимают на щеки; зажимают нос и в этот момент ребенок открывает рот.
Необходимо предупреждать детей (родителей) о возможном побочном действии лекарств (например, сонливость при приеме димедрола), или влиянии лекарств на изменение цвета мочи, кала (прием хинолиновых препаратов, висмута, железа, карболен, метиленовый синий) и т.д.
Следует строго соблюдать гигиенические правила. После каждого использования стеклянные стаканчики, керамические ступки для растирания таблеток подлежать обеззараживанию. После обеззараживания их хранят в закрытой емкости или крафт-бумаге.
Введение лекарственных средств сублингвально (под язык)
Некоторые лекарственные препараты (валидол, нитроглицерин, глицин) принимают под язык. У детей такая методика применяется редко и только в старшем школьном возрасте.
Медицинская сестра помещает таблетку под язык больного ребенка, предварительно объяснив ему, что таблетку не надо жевать, проглатывать, а надо только держать под языком до полного её растворения (рассасывания).
Введение лекарственных средств в прямую кишку
Лекарственный препарат, введенный в прямую кишку:
быстро всасывается в общий круг кровообращения, минуя печень;
не подвергается воздействию ферментов кишечного сока;
доза всосавшегося препарата почти соответствует введенной;
из-за отсутствия ферментов в прямой кишке лекарства белковой природы, жиры, полисахаридные комплексы не проникают через её стенку и оказывают местное действие.
Через прямую кишку вводят свечи (суппозитории) и лекарственные растворы с помощью клизм.
Свечи (суппозитории) рекомендуется вводить утром или на ночь. Перед введением свечи необходимо опорожнить кишечник самостоятельно или с помощью очистительной клизмы.
Методика введения свечи (суппозитория)
Достает упаковку со свечами из холодильника, читает название.
Ребенка укладывает на левый бок с полусогнутыми в коленных и тазобедренных суставах (детей до 6 месяцев укладывают на спину с приведенными к животу ногами) и фиксирует в таком положении.
Вскрывает оболочку, в которую упакован суппозиторий, извлекая его из оболочки.
Левой рукой разводит ягодицы ребенку, а правой – вводит суппозиторий в анальное отверстие так, что оболочка от него остается у неё в руке.
Прижимает ягодицы дуг к другу в течение 1-2 минут для предупреждения рефлекторного выдавливания свечи из прямой кишки.
Источник
Презентация «Особенности введения лекарственных средств детям»
Новые аудиокурсы повышения квалификации для педагогов
Слушайте учебный материал в удобное для Вас время в любом месте
откроется в новом окне
Выдаем Удостоверение установленного образца:
Описание презентации по отдельным слайдам:
ГБОУ СПО» МУ №4 ДЗМ» ОСОБЕННОСТИ введения ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ детям Выполнила преподаватель ПМ 02 Беседина ТП 2014 год.
Число групп лекарственных средств, применяемых у детей, ограничено: из 12 тысяч препаратов, зарегистрированных в России, в педиатрии применяют менее тысячи. Несмотря на то, что лекарственная терапия составляет основу всей лечебной работы педиатров. Эта деятельность, главным образом, построена на экстраполяции — переносе принципов фармакотерапии болезней взрослых на лечение болезней детского возраста. Применение многих высокоэффективных лекарств допускается лишь с определенного возраста только потому, что соответствующие клинико-фармакологические исследования не были проведены у детей раннего возраста. Это объясняется трудностями проведения подобных исследований у новорожденных и детей раннего возраста, отсутствием адаптированных к раннему детскому возрасту согласованных рекомендаций по испытанию лекарственных препаратов.
При назначении лекарственного препарата для ребенка необходимо учитывать: 1. Его вес 2. Его возраст 3. Форму лекарственного препарата
Следует знать, что не все лекарственные препараты можно назначать детям в раннем возрасте, например применение антибиотиков в первые месяцы и, особенно, дни жизни ребенка может привести к формированию стойкого дисбактериоза, вторичной ферментативной недостаточности и развитию такого грозного осложнения, как псевдомембранозный энтероколит. Причём наиболее опасным в этом отношении является ампициллин. Также препараты, в состав которых входят действующие вещества, нарушающие рост и развитие тканей, понижающие иммунитет, обладающие повышенной токсичностью, не должны назначаться детям. Например, тетрациклины не применяют у детей в возрасте до 8 лет, так как они накапливаются в костной ткани, нарушая рост и развитие зубов и костей. Детям в возрасте до 1 года запрещено давать лекарства, содержащие спирт. Новорожденным и детям грудного возраста противопоказана ацетилсалициловая кислота, так как она может вызывать тяжелейшие осложнения, одним из которых является синдром Рея. В педиатрии у детей раннего возраста не применяются кодеин содержащие противокашлевые препараты, так как вызывают развитие не только повышенной чувствительности, но и наркотической зависимости от препарата. Существует немало заблуждений и относительно выбора растительных препаратов. Так как они далеко не всегда являются безопасными и эффективными. Так, растительные слабительные эффективны, но небезопасны, поскольку могут вызывать раздражение слизистой оболочки, а при длительном приеме — даже изменения на генетическом уровне. Растительные отхаркивающие препараты могут вызывать аллергические реакции, оказывать раздражающее действие на слизистую оболочку желудка. Травы при их обычном применении плохо дозируются, не отвечают по вкусовым качествам требованиям, предъявляемым к препаратам для детей.
Выбирая форму лекарственного препарата, следует учитывать предпочтения ребенка. Обычно ЛС для детей содержат вспомогательные вещества (мед, фруктовые сиропы) которые имеют приятный вкус и запах, что значительно облегчает прием препарата.
Особенности применения некоторых лекарственных препаратов. Анальгетики — антипиретики. В соответствии с рекомендациями ВОЗ «Лечение лихорадки при острых респираторных инфекциях у детей» (1993) и отечественными рекомендациями, жаропонижающие препараты следует назначать, когда температура у ребенка превышает 39,0 ºC(измеренная ректально) или 38,5 ºC(измеренная субаксиллярно). Исключение составляют дети с риском развития фебрильных судорог, дети с тяжелым заболеванием легочной или сердечнососудистой системы и дети первых 2-х месяцев жизни. Не опиоидные анальгетики (анальгетики-антипиретики) относятся к числу наиболее широко используемых в педиатрической практике лекарственных средств. Их отличает уникальное сочетание жаропонижающего, противовоспалительного, анальгезирующего и антитромботического механизмов действия, что делает возможным применение этих лекарственных средств, для облегчения симптомов многих заболеваний. Несмотря на высокую эффективность анальгетиков-антипиретиков, использование их у детей не всегда безопасно. В настоящее время только ацетаминофен (парацетамол) и ибупрофен полностью отвечают критериям высокой эффективности и безопасности и рекомендуются ВОЗ и национальными программами в качестве жаропонижающих средств, для применения в педиатрии. Ацетаминофен и ибупрофен могут назначаться детям с 3-месячного возраста. Разовые дозы ацетоминофена — 10—15 мг/кг, ибупрофена 5—10 мг/кг. Повторное использование антипиретиков возможно не ранее чем через 4—5 ч, но не более 4 раз в сутки. Анализ данных 19 исследований с участием более 425 тыс. человек показал, что ацетаминофен увеличивает риск астмы в 1,6 раза. У детей. Получавших препарат внутриутробно, риск развития астмы повышался в 1,3 раз, а сухих хрипов — в 1,5 раз. В одном из исследований было обнаружено, что препарат повышает риск развития астмы у детей в три раза. Однако от применения препарата по этой причине не следует отказываться. Если врач рекомендует ацетаминофен для лечения лихорадки у детей, родители должны рекомендациям, не смотря на то, что «некоторый риск при приеме лекарственных средств существует всегда» Ибупрофен (Нурофен для детей) обладает выраженным жаропонижающим, анальгезирующим и противовоспалительным действием. В 1983 г. В Великобритании ибупрофен впервые получил статус безрецептурного препарата. Успех ибупрофена был поистине потрясающий — уже к концу 1985 г. Более 100 млн. человек применяли этот препарат. Подводя итог, можно отметить, что ибупрофен и парацетамол являются одними из наиболее применяемых лекарственных средств в педиатрической практике.
Препараты, применяемые у младенцев при кишечной колике и срыгивании. Функциональные нарушения желудочно-кишечного тракта возникают у 90 % детей раннего возраста и проявляются в виде: 1. Синдрома кишечной колики 2. Синдрома срыгивания 3. Синдрома нерегулярного стула (задержка и периоды послабления). При выраженных коликах и срыгивании показана лекарственная коррекция: 1. Прием миотропных спазмолитиков, например, Риабал в разовой дозе 0,25 мл. Как правило, достаточно однократного введения препаратов. 2. Использование антацидов (Фосфалюгель, Маалокс, Неосмектин). Курс лечения 14 дней — 1 месяц, ¼ пакетика или 1 чайная ложка после каждого кормления — детям до 6 мес.; ½ пакетика или 2 чайные ложки после каждого кормления — детям 6—12 мес.; [5] Возможности применения спазмолитического препарата направленного действия у детей с абдоминальной болью на этапе диагностического поиска. Для установления причины абдоминальной боли у ребенка может потребоваться дополнительное обследование, которое часто занимает несколько дней. В большинстве случаев такая боль является результатом спазма гладкой мускулатуры ЖКТ. В этой связи применение спазмолитиков направленного действия, в частности гиосцина бутилбромида (Бускопан), представляется обоснованным. Гиосцина бутилбромид — М-холиноблокатор, не проникающий через гематоэнцефалический барьер, не вызывающий общих для холинолитиков сосудистых реакций и падения артериального давления. Препарат длительное время используется в педиатрии, может применяться у детей в возрасте 6 лет, обладает хорошим профилем безопасности
Особенности введения ЛС новорожденным. Лекарственные средства новорожденному чаще вводят в/в, относительно реже в/м и п/к. Однако исходя из особенностей состояния ребенка, ЛС может вводиться peros, ингаляционно или ректально.
Особенности в/в введения ЛС Выбирая вену для введения, следует учитывать тот факт, что ЛС, введенные через кожные вены головы ребенка, очень быстро попадают в сосуды малого круга кровообращения, особенно в тех случаях, когда открыты артериальный проток и овальное отверстие. Необходимо подчеркнуть, что инфузия ЛС в вены кожи головы ребенка, особенно недоношенного, сопровождается изменением реоэнцефалограммы, что косвенно свидетельствует о возможном нарушении мозгового кровотока. Поэтому для введения ЛС желательно использовать вены, расположенные в складках кожи у локтя и предплечья, реже подмышечной области.
Особенности в/м и п/к введения ЛС В/м введение новорожденным используют редко, обычно в тех случаях, когда в/в введение ЛС по каким-либо причинам невозможно. При проведении в/м инъекции следует учитывать тот факт, что ввиду нестабильности системы гемодинамики у новорожденных, особенно при патологии сердечно-сосудистой системы, нарушении дыхания, гиповолемии, токсикоза, ЛС могут накапливаться на месте инъекции, создавая в мышце депо препарата. В случае восстановления скорости кровотока препарат может начать быстро высвобождаться из депо, в результате чего его концентрация в плазме крови резко возрастает и может достичь токсических величин. П/к введение ЛС новорожденным применяют еще реже, так как вероятность создания лекарственного депо еще выше. Кроме того подкожные инъекции могут вызывать у ребенка сильную боль, что естественно отрицательно скажется на состоянии новорожденного
Особенности ингаляционного введения ЛС. Ингаляционный способ введения ЛС наиболее часто применяют для лечения заболеваний легких, например, для профилактики и лечения респираторного дистресс-синдрома у недоношенных. Однако при применении ингаляционного способа введения ЛС следует учитывать, что слизистая оболочка дыхательных путей новорожденных легко ранима, и распыленные во вдыхаемом воздухе препараты могут вызывать ее раздражение, гиперемию, повреждение и т. д.
Особенности интраназального введения ЛС. В последнее время проявились сообщения о высокой эффективности интраназального введения липофильных ЛС детям. Например, для премедикации перед наркозом эффективно используется интраназальное введение снотворного ЛС мидозолама. В этом случае дозы препарата меньше, а эффект развивается быстрее, чем при в/м или ректальном способе введения.
Особенности трансдермального введения ЛС. В отличие от взрослых, у детей, и особенно у новорожденных, ЛС достаточно легко всасываются через кожу, т.е. при трансдермальном способе их введения. Это связано с тем, что кожа новорожденных, с одной стороны, очень хорошо кровоснабжается, а с другой имеет очень тонкий роговой слой. При этом подкожная жировая клетчатка у новорожденных практически отсутствует. Все это приводит к тому, что ЛС, нанесенные на кожу новорожденного, легко и быстро всасываются в кровь и могут достигнуть опасной для жизни ребенка концентрации. Так, например, применение спиртовой настойки йода для обработки кожи новорожденных, особенно недоношенных детей, может сопровождаться быстрой его абсорбцией и резким повышением концентрации йодов в плазме крови, что, в свою очередь, может повлечь за собой угнетение секреторной функции щитовидной железы. Не менее опасно применение у новорожденных присыпок, содержащих борную кислоту. Нанесение присыпки на месте опрелости у детей в неонатальном периоде сопровождается быстрым всасыванием борной кислоты и резким увеличением ее концентрации в тканях и органах, особенно в почках, что может привести даже к летальному исходу
Особенности перорального введения ЛС Per osЛС новорожденным вводятся обычно в виде водных растворов и суспензий. Используя этот способ применения ЛС, необходимо учитывать особенности всасывания препаратов в ЖКТ у новорожденных, т. к. у них существенно понижена секреция соляной кислоты, замедлена эвакуаторная способность желудка. Длительно пребывание ЛС в желудке может способствовать их более полному всасыванию и, следовательно, повышению концентрации препаратов в плазме крови. Время пребывания ЛС в кишечнике новорожденных трудно предсказать, так как перистальтика у них нестабильна и далеко не всегда связана с приемом пищи. Однако необходимо отметить, что у новорожденных в период перед и после кормления скорость всасывания ЛС замедляется. При лечении новорожденных следует учитывать, что гиперосмолярные растворы многих ЛС, даже сахарозы, могут вызвать у них развитие некротического энтероколита.
Особенности ректального введения ЛС. Ректальный способ введения ЛС достаточно прост и удобен. Однако, у новорожденных ЛС, введенное ректально, не одинаковое время удерживается в просвете кишки, что, естественно, сказывается на объеме его всасывания и, следовательно, на концентрации препарата в крови. Необходимо также отметить, что слизистая прямой кишки новорожденных очень нежная и, ЛС могут вызвать ее раздражение и воспаление
Источник