Энергичные люди спектакль с лебедевым похмелье

Шукшин на века

Премьера спектакля по пьесе Василия Шукшина состоялась в 1974 году в ленинградском БДТ. «Сатирическую повесть для театра» Георгию Товстоногову принес сам Василий Макарович. История свидетельствует, что «Энергичных людей» критика тогда приняла в штыки, а публика — с восторгом. Это было смело и дерзко. Спектакль несколько десятилетий оставался в репертуаре театра.

Сейчас по Питеру проносится: «Видела (помню) постановку в БДТ с Лебедевым и Ковель. Это было так смешно! Интересна новая интерпретация. «. Кануло в Лету время, когда как огня боялись ОБХСС, когда доставали по блату дубленки, «стенку», книжный шкаф. Когда вызывало улыбку: «Кричи, все равно никто не услышит — все на сдаче норм ГТО». «Вы же интеллигентные люди, в шляпах, в галстуках. «? Но это по-прежнему интересно. И смешно.

— Мы рады, что имя Шукшина появилось в репертуаре нашего театра. В пьесе отлично выписанные характеры, диалоги. Ретро? И прекрасно! Сколько людей жило в то время и помнит его. Интересно посмотреть, как молодые будут воспринимать спектакль. Очень приятно, что все билеты раскуплены, публика принимает замечательно, — говорит художественный руководитель театра Татьяна Казакова.

Народный артист России Валерий Никитенко играет Чернявого. Актер, работающий в акимовском театре 55 лет, рассказал «РГ»:

— Василий Макарович сначала читал «Энергичных людей» у нас в театре. С ним была дружна актриса Елизавета Уварова, она и привела Шукшина. Но Акимов пьесу не стал ставить, и она вышла в БДТ. Многие театралы помнят тот спектакль. Евгений Лебедев и Валентина Ковель проехали через всю страну с концертным номером, фрагментом из спектакля, смешным до упада, ставшим легендарным (сцена похмелья). 50 лет назад эта сатира была как бомба. Сегодня — уже как ретро. За полвека мы сильно продвинулись вперед: если тогда речь шла о пяти украденных покрышках, то теперь — о пяти миллиардах рублей, верно? Но если в те годы был дефицит товаров, то сейчас дефицит чувств. У Шукшина это «вечные» темы: любовь, верность, доброта, честность.

Спектакль «Энергичные люди», Театр Комедии имени Н.П. Акимова, Санкт-Петербург, 8 февраля

Источник

teachron

Театральный хронограф

«Энергичные люди» в Губернском театре или «Балаган» Безрукова

Балаган — театральное зрелище, преимущественно ком ического
характера на ярмарках и народных гулянья х (в России
с середины XVIII века); (перен.) нечто несерьезное, шутовское,
грубовато-пошлое (Большой Энциклопедический словарь)

31 марта «Театральный хронограф» с удовольствием посмотрел караоке-спектакль «Энергичные люди» в постановке режиссёра и художественного руководителя Московского Губернского театра Сергея Безрукова. Основой для этого действа послужила одноименная «сатирическая повесть для театра» Василия Шукшина, написанная в 1974 году.

Желающие ниже могут прочитать краткое содержание повести Шукшина, а не желающие могут пропустить несколько следующих абзацев.

Действие происходит в доме заведующего магазином Аристарха Петровича Кузькина и его жены, продавщицы ювелирного магазина «Сапфир», Веры Сергеевны.
Аристарх, затейник и балагур, регулярно собирает у себя компанию: Брюхатого, Чернявого, Лысого, Курносого и Простого человека — спекулянтов, называющих себя «деловые и энергичные люди». Они проводят время, опустошая рюмки и изображая то перелетных птиц, то поезд. Пляшут, ссорятся и мирятся.
Вера Сергеевна терпит такую «веселую жизнь», пока не находит в кармане мужа любовную записку от некой Сони. Чтобы проучить и наказать изменника, женщина решается сообщить о спекуляциях мужа и его товарищей в прокуратуру. Кузькин находит копию письма прокурору и собирает компанию с целью успокоить жену.
Начинается настоящая комедия. Брюхатый рассказывает Вере о своем пребывании в тюрьме. Курносый пробует соблазнить женщину. Лысый утверждает, что посадят всех. Приятели даже делают вид, что решили убить непокорную. Соня, которую привел Чернявый, просит прощения за записку. Аристарх кается перед женой на коленях. Помирившись, все рассаживаются за столом.
Раздается звонок в двери. Входят милиционеры и просят предъявить документы.

Читайте также:  Грецкий ореха лечебные свойства противопоказания

22 июня 1974 года спектакль «Энергичные люди» был впервые поставлен Георгием Товстоноговым на сцене Ленинградского БДТ с гениальным Евгением Лебедевым в главной роли и в дальнейшем неоднократно и с различным успехом ставился на ведущих сценах театров СССР и уже нынешней России.

Вот и Московский Губернский театр под руководством народного артиста РФ Сергея Безрукова решил отметить 90-летие со дня рождения Василия Шукшина (1929–1974) инсценировкой его сатирической повести «Энергичные люди», премьера которой состоялась 30 и 31 марта с.г.

И что же в итоге видит зритель на сцене МГТ?

«Энергичные люди» Безрукова по словам самого худрука — это караоке-спектакль, где «трагическое» развитие событий, связанных с возможным арестом действующих лиц по вине супруги главного героя, сопровождается постоянным перформансом вокально-инструментального ансамбля под тем же названием «Энергичные люди» и сольными песнями практически всех героев, поющих до боли знакомые песни 70-х и 80-х годов. Зритель может подпевать и это даже приветствуется, а для забывших текст на видеоэкране задника сцены бегут слова почти как в караоке, так полюбившимся в современной России.

Вообще создаётся такое впечатление, что современные театральные режиссёры освоили несколько рецептов успешных, с их точки зрения, театральных постановок. Это обязательное использование микрофонов актёрами, трансляция видеоряда на заднике сцены, непременное пение популярных и не очень песен и суета на театральных подмостках, называемая в театре сценографией.

И спектаклю «Энергичные люди» всё это присуще. Особое внимание режиссёр уделяет гротескным образам персонажей. По его же словам, это практически такая комедия дель-арте, в которой уже изначально задаются характеристики масок на сцене. Брюхатый, Чернявый, Лысый, Курносый, Человек с простым лицом — это почти как Панталоне, Арлекин и другие персонажи комедии масок. К тому же одеты и обуты они по последней моде того времени, а их внешний вид полностью соответствует » узнаваемому шукшинскому миру». Вот Вам уже и первое проявление «балагана».

Нельзя не рассказать об интерактивном фойе театра, практически полностью погружающим зрителя в атмосферу 70-х. Это и инсталляции, имитирующие интерьеры того времени, и комната Шукшина в его родных Сростках, кухня, где висит мокрое белье, а с него капает в тазик; гостиная с включенным телевизором, где идут передачи того времени; гардеробная, где можно примерить платья и модные туфли на платформе.
Безруков пообещал, что зрители смогут посмотреть телепередачи того времени или сесть за кухонный стол с бутылкой «Пшеничной водки» и настоящими пельменями, однако и водка и пельмени на самом деле оказались ненастоящими.

Читайте также:  Укрепление вен ног народными средствами



Смотрим, что будет дальше. Итак, практически всю первую половину спектакля артисты на сцене с таким упоением и энтузиазмом упиваются различными напитками из советских 70-х. Кажется, ещё чуть-чуть и самые смелые зрители составят компанию артистам на сцене. А что стоит вертуозное исполнение известных мелодий главным героем пьесы Аристархом Петровичем (артист Сергей Вершинин) на бокалах различных величины, поскольку «Аристархушка крепко пил. И пил, собака, изобретательно.»

Редко в театральных постановках встретишь такое воспевание дружеских застолий, а уж «творческие» страдания того же Аристархушки на следующий день с банкой огурцов надо обязательно увидеть. По одобрительной реакции зала и даже аплодисментам можно сделать однозначный вывод, что эта тема, как никакая другая, очень знакома российскому зрителю особенно мужского пола. Как в свое время говорил русский князь Владимир Красно Солнышко «Руси есть веселие пити, не можем без того быти». Чем Вам не балаган?

Конечно Аристархушке в исполнении Сергея Вершинина далеко до образа Евгения Лебедева в постановке 45-летней давности, но он смог придать обаяние и вызвать сочувствие к своему герою, оказавшемуся в сложной ситуации.

Однако «пьянка» персонажей проходит в такой страшной суете и «броуновском» движении, что практически дошло до производственной травмы на театральных подмостках. Герой «человека с простым лицом» (артист Олег Курлов) получил чем-то или о кого-то по своему лицу и весь остаток спектакля отсвечивал большой ссадиной под глазом.

Сюжет продолжает развиваться, и с каждой неудачной попыткой «энергичных людей» уговорить «правдолюбку» Веру Сергеевну не стучать на родного мужа зрителю становится уже не так весело, а в конце спектакля, когда приходит время с морализаторской концовкой о любви, которую не достанешь за деньги, суете сует можно и вовсе заскучать. В принципе спекталь немного затянут, и если его сократить на полчаса его художественная ценность только выиграет.

Но вот наступает финал, и наших героев после неукратимого веселия настигает заслуженная кара в виде прихода милиционеров и посадки в милицийский «воронок» в лучших традициях «Джентельменов удачи», да ещё на видеоэкране и с участием самого Сергея Безрукова.

Спектакль закончен и наступает время поклонов и оваций. Апофеозом этого действа является появление на сцене самого Худрука, который вместе с участниками спектакля поёт и самозабвенно танцует под мелодию «Не надо печалится» легендарного ВИА «Самоцветы». Создаётся впечатление что, можно было бы не показывать весь спектакль, а ограничится только выходом Сергея Безрукова. Восторженный и благодарный зритель всё равно остался бы очень доволен.



Зритель в основной своей массе остался очень доволен и начинает строчить восторженные отзывы в духе — «Спектакль замечательный, игра актёров талантлива».

Однако надо заметить, что Шукшин написал свою сатирическую повесть для театра ровно 45 лет назад. Тогда эта сатира была как бомба. Сегодня — уже как ретро. За полвека мы сильно продвинулись вперед: если тогда речь шла о пяти украденных покрышках, то теперь — о пяти миллиардах рублей, верно? Но если в те годы был дефицит товаров, то сейчас дефицит чувств.

У Шукшина всегда звучат «вечные» темы: любовь, верность, доброта, честность. Однако у Сергея Безрукова эти темы не получили должного развития. Практически они потонули в постановочных излишествах и продвинутой сценографии караоке-спектакля. Кажется, что цель режиссёра — не заставить зрителя думать, а всёго лишь развеселить. А с другой стороны, что Вы хотели от «балагана»?

Читайте также:  Эффективное удаление волос народными средствами

Источник

Энергичные люди спектакль с лебедевым похмелье

Действие «Энергичных людей» происходит в 70-е годы прошлого века. Герои пьесы — авантюристы, спекулянты и «импровизаторы» эпохи соцреализма. Сами себя они называют «энергичными людьми» — и действительно, их энергии, изобретательности и предприимчивости можно позавидовать. И, вобщем-то, неплохие они люди, как говорит о них сам Шукшин, — просто вся их кипучая энергия уходит на обустройство собственного достатка и изобилия, достичь которого законными путями невозможно. И все в жизни главного героя Аристарха Петровича Кузькина и его соратников шло прекрасно, — пока не случилось то, чего никто не ожидал…

Задумывая постановку, Сергей Безруков сознательно не стал переносить действие в наши дни, — напротив, он подчеркивает хорошо знакомые приметы того времени, от дефицитной мебели и ковров до модных причесок и эстрадных песен. Но все же спектакль по произведению Василия Шукшина – не просто ностальгическая стилизация той эпохи, — это попытка с иронией, юмором взглянуть на свое прошлое и увидеть в нем черты нашего времени.

Сергей Безруков: «Приступил к репетициям спектакля по повести Василия Макаровича Шукшина «Энергичные люди», работа уже кипит. Главные герои – спекулянты. Кто-то скажет, что тема устарела, спекулянтов сейчас нет, — это неправда! Спекулянты есть, только называют их теперь по-другому, и поле деятельности у них намного шире, чем у шукшинских «энергичных людей». Мы тщательно воссоздаем в нашем спектакле атмосферу тех лет, мещанский быт, о котором много упоминаний в тексте Шукшина. Будет и гарнитур «Рамона», и другие дефицитные вещи: икра, шампанское, коньяк, элитные сорта колбасы, — все, что характеризует эпоху 70-х. Это время моего детства, о котором воспоминания самые светлые и ностальгические — хотя в моей семье, разумеется, не было всего того дефицита, которым богаты энергичные люди. Я родился в 1973-м, и хорошо помню то время: оно в старых фото родителей, где мама с подведенными глазами по тогдашней моде, это и прически с шиньонами, и рубашки с острым воротом, брюки клеш, — для меня все это воспоминания детства.

Это будет яркий, музыкальный, энергичный спектакль. Много юмора, сатиры, яркие образы, типажи, и любимые всеми песни, без которых не обходилось ни одно застолье 70-х годов. Я придумал для этой постановки новый жанр – караоке-спектакль. Жанр возник из самого названия. Энергичные люди — энергия, драйв… Они не просто хапуги – они очень творческие, изобретательные люди, этакие современные Бендеры, «великие импровизаторы». Они живут энергично, драйвово, потому и возникла мысль сделать ансамбль – ВИА «Энергичные люди», который задает действию ритм, драйв. Для меня важно, что они в принципе-то неплохие люди. Но, как у Булгакова, — «их испортил квартирный вопрос». Энергии масса, им бы действительно изобретать, импровизировать и зарабатывать на этом честные деньги, — но сам уклад жизни вынуждает их жить именно так, как они живут. И, казалось бы, эта эпоха в прошлом, но многое созвучно нашему времени: люди, взаимоотношения, проблемы – все те же».

Продолжительность спектакля: 3 часа 50 минут

Источник

Оцените статью