Экзамен по биологии лечебное дело

Примерный вариант экзаменационного теста по биологии (МГМСУ)

При выполнении заданий части А выберите один правильный ответ.

А1. Общим признаком животной и растительной клетки является:

  1. наличие хлоропластов
  2. наличие клеточной стенки
  3. гетеротрофность
  4. наличие митохондрий

А2. Наследственная информация прокариот зашифрована в молекуле:

АЗ. Клеточный центр участвует в:

  1. синтезе белков
  2. делении клетки
  3. синтезе лизосом
  4. фагоцитозе

А4. Комплементарные пары нуклеотидов удерживаются связями:

  1. дисульфидными мостиками
  2. водородными
  3. пептидными
  4. ковалентными

А5. Транскрипция — это:

  1. доставка аминокислот к рибосомам
  2. процесс сборки молекулы белка
  3. перенос информации с и-РНК
  4. синтез молекулы пре-и-РНК

А6. Продолговатый мозг человека регулирует:

  1. психическую деятельность
  2. половые функции
  3. дыхание
  4. цветовое зрение

А7. Наибольшее влияние на рост человека оказывают гормоны:

А8. Нервная регуляция работы сердца осуществляется

  1. ионами натрия
  2. ионами кальция
  3. парасимпатической нервной системой
  4. соматической нервной системой

А9. Крахмал, как сложный углевод, в пищеварительной системе расщепляется до:

А10. Образование эритроцитов происходит в:

  1. мышцах
  2. красном костном мозге
  3. лимфатических узлах
  4. печени

А11. Черепицеобразное расположение контурных перьев на теле птицы:

  1. увеличивает количество воздуха между перьями
  2. уменьшает среднюю плотность тела
  3. увеличивает обтекаемость формы тела
  4. способствует сохранению тепла в теле птицы

А12. У амфибий малый круг кровообращения заканчивается:

  1. в правом предсердии
  2. в левом предсердии
  3. в желудочке
  4. в брюшной аорте

А13. Нервная система Круглых червей состоит из:

  1. нервной трубки
  2. брюшной нервной цепочки
  3. ганглиев и стволов
  4. окологлоточного ганглия и стволов

А14. Связь между дыхательной поверхностью и кровеносной системой имеется у представителей:

  1. Насекомых
  2. Круглых червей
  3. Плоских червей
  4. Кольчатых червей

А15. В эритроцитах человека паразитирует:

  1. лейшмания
  2. трипаносома
  3. дизентерийная амеба
  4. малярийный плазмодий

А16. Цветок — это орган:

  1. вегетативный
  2. генеративный
  3. семенного размножения
  4. генеративный, обеспечивающий семенное размножение

А17. Для успешного проведения прививки, соединяемые растения должны соприкасаться участками ткани:

  1. покровной
  2. проводящей
  3. образовательной
  4. механической

А18. Губчатая ткань листа служит для:

  1. фотосинтеза
  2. газообмена
  3. транспирации
  4. фотосинтеза, газообмена, транспирации

А19. На поперечном срезе стебля внутрь от камбия располагается:

  1. сердцевина
  2. луб
  3. древесина
  4. сердцевина, луб, древесина

А20. Прикорневая розетка — это:

  1. вид корневой системы
  2. вид почек
  3. листья, расположенные на сильно укороченном стебле
  4. вид соцветия

А21. Верхние границы жизни в атмосфере определяются озоновым экраном — тонким слоем газа на высоте:

А22. Гигрофиты — это растения, обитающие:

  1. при среднем увлажнении среды
  2. в условиях постоянно высокой влажности
  3. в условиях недостаточного увлажнения
  4. на мелководье

А23. Литосфера заселена организмами на глубину до:

А24. Биотические отношения, возникающие между видами со сходными экологическими требованиями, называются:

А25. Одной из особенностей наземно-воздушной среды является:

  1. высокое содержание молекулярного азота
  2. возможность свободного перемещения
  3. существенные колебания температуры
  4. действие геомагнитных полей

В заданиях части В выберите несколько правильных ответов, установите соответствие, установите правильную последовательность событий, дополнит утверждение.

В1. Этапы энергетического обмена в клетках аэробов проходят в:

  1. центросомах
  2. рибосомах
  3. цитоплазматическом матриксе
  4. митохондриях
  5. пластинчатом комплексе
  6. ядре

В2. Прогрессивными признаками в строении вторичной почки по сравнению с первичной являются:

  1. потеря воронки нефридия
  2. уменьшение числа нефронов
  3. увеличение числа нефронов
  4. удлинение и дифференцировка почечного канальца
  5. усиление осморегулирующей и экскреторной функций
  6. увеличение размеров почечного тельца

В3. Промежуточными хозяевами кошачьего сосальщика являются:

  1. моллюск
  2. крупный и мелкий рогатый скот
  3. рыба
  4. плотоядные животные
  5. человек
  6. пресноводные раки и крабы

В4. Установите соответствие:

Позвоночные животные Соответствующие им отделы позвоночника
  1. Рыбы
  2. Земноводные
  3. Пресмыкающиеся
  4. Млекопитающие
  5. Человек
  1. шейный, туловищный, крестцовый, хвостовой
  2. туловищный, хвостовой
  3. шейный, грудной, поясничный, крестцовый, копчик
  4. шейный, грудной, поясничный, крестцовый, хвостовой
  5. шейный, грудной, поясничный, крестцовый
Читайте также:  Артроз ноги лечебная гимнастика

В5. Установите последовательность реакций трансляции:

  1. присоединение аминокислоты к т-РНК
  2. начало синтеза полипептидной цепи на рибосоме
  3. присоединение и-РНК к рибосоме
  4. окончание синтеза белка
  5. удлинение полипептидной цепи
  6. соединение кодона с антикодоном

В6. Совокупность мелких организмов, свободно плавающих в водной среде, называется .

Решите генетическую задачу.

У кур черное оперение (R) доминирует над рыжим (r), ген узких ноздрей (U) — над высокими (u). Скрещивали черных кур с нормальными узкими ноздрями с рыжим петухом с высокими ноздрями. Гибридов F1 скрещивали между собой. Получили 320 цыплят F2. Определите количество черных цыплят с узкими ноздрями и рыжих цыплят с узкими ноздрями.

Источник

Промежуточная аттестация

ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ ПО БИОЛОГИИ

специальности Сестринское дело, Акушерское дело, Медицинская оптика

1. Предмет, задачи и методы биологии. Значение биологии для медицины.

2. Разнообразие живых организмов. Прокариоты, эукариоты. Уровни организации живой природы. Свойства, отличающие живые системы от объектов неживой природы.

3. Различные взгляды на происхождение жизни на Земле. Гипотеза А.И. Опарина и Дж. Холдейна.

4. Неорганические вещества клетки (вода, соли) и их роль в жизнедеятельности клетки.

5. Органические вещества клетки. Белки, их химический состав, структура, свойства и роль в клетке.

6. Органические вещества клетки. Углеводы, липиды, их химический состав и роль в клетке. Классификация углеводов.

7. Органические вещества клетки. ДНК, химический состав, строение, комплементарность, самоудвоение и роль в клетке.

8. Органические вещества клетки. РНК, химический состав, строение. Виды РНК и их роль в клетке. АТФ, химический состав и роль в клетке.

9. Цитоплазма и её органоиды. Митохондрии, рибосомы, комплекс Гольджи, лизосомы, клеточный центр, их строение и роль в клетке.

10. Обмен веществ и его функции. Автотрофы, гетеротрофы. Энергетический обмен, его этапы и значение в клетке.

11. Пластический обмен у автотрофов. Фотосинтез, его этапы и значение в биосфере. Хемосинтез.

12. Пластический обмен у гетеротрофов. Биосинтез белка, его этапы и их характеристика. Триплетный код биосинтеза белка, понятие о гене, свойства генетического кода.

13. Основные компоненты клетки. Клеточная оболочка, её строение и значение. Эндоплазматическая сеть, её строение, типы и роль в клетке.

14. Ядро клетки и его строение. Хромосомы, их строение и роль в клетке.

15. Деление клетки. Амитоз. Митотический цикл клетки. Митоз, фазы митоза и их характеристика. Биологическое значение митоза.

16. Клеточная теория Т. Шванна. Современная клеточная теория. Формы жизни. Характеристика прокариотов и эукариотов.

17. Бесполое и половое размножение. Мейоз, фазы мейоза и их характеристика. Биологическое значение мейоза.

18. Строение мужских и женских гамет. Гаметогенез и его периоды. Овогенез. Сперматогенез. Оплодотворение, его фазы и биологическое значение. Партеногенез.

19. Эмбриональное развитие животных и его стадии: зигота, бластула, гаструла. Зародышевые листки и их производные. Первичный органогенез. Влияние на развитие зародыша физико-химических факторов.

20. Постэмбриональное развитие и его периоды. Влияние вредных привычек на развитие организма человека.

21. Предмет, задачи и методы генетики. Понятия генетики: наследственная изменчивость, фенотип, генотип, генофонд. Этапы развития генетики.

22. Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание. I и II законы Г. Менделя. Доминантные и рецессивные признаки, гомозиготные и гетерозиготные организмы. Аллельные и неаллельные гены.

23. Анализирующее скрещивание и его значение для генетических исследований. Закон «чистых гамет» и его цитологическое обоснование.

24. Дигибридное скрещивание. I и III законы Г. Менделя.

25. Генетика пола. Хромосомная теория определения пола.

26. Наследование признаков, сцепленных с полом. Примеры признаков, сцепленных с X- и Y- хромосомами у человека.

27. Сцепленное наследование. Закон Т. Моргана. Кроссинговер и нарушение сцепления генов.

Читайте также:  Полип матки симптомы лечение народным средством

28. Множественный аллелизм. Группы крови системы АВО и их наследование. Наследование резус-фактора.

29. Взаимодействие генов. Взаимодействие аллельных генов: полное и неполное доминирование, кодоминирование, сверхдоминирование. Примеры.

30. Взаимодействие неаллельных генов: комплементарность, эпистаз, полимерия, плейотропия. Генотип – система генов.

31. Хромосомная теория наследственности.

32. Модификационная изменчивость и её значение. Норма реакции. Вариационный ряд и вариационная кривая. Правило Кетле.

33. Мутационная изменчивость. Основные положения мутационной теории.

34. Мутагенные факторы. Мутагены физико-химической и биологической природы и их воздействие на наследственный аппарат клетки.

35. Генные мутации. Примеры заболеваний обмена веществ у человека. Доминантные и рецессивные генные мутации.

36. Геномные мутации. Полиплоидия. Гетероплоидия. Примеры заболеваний человека, обусловленные геномными мутациями.

37. Хромосомные аберрации и их виды.

38. Особенности человека как объекта генетических исследований. Методы изучения генетики человека: генеалогический, биохимический, цитогенетический, близнецовый, популяционно-статистический; их значение для изучения генетики человека.

39. Развитие эволюционных представлений в додарвиновский период. Креационизм. Сущность метафизических представлений на природу. К. Линней и Ж.-Б. Ламарк.

40. Методы цитологии, биохимии, молекулярной генетики как доказательство эволюции органического мира.

41. Сравнительно-анатомические доказательства эволюции: гомологичные (аналогичные) органы, рудименты, атавизмы. Переходные формы.

42. Палеонтологические и биографические доказательства эволюции органического мира.

43. Социально-экономические и естественно-научные предпосылки создания теории эволюции Ч. Дарвина.

44. Эмбриональные доказательства эволюции. Биогенетический закон Геккеля-Мюллера.

45. Изменчивость и её формы. Борьба за существование и её формы. Искусственный и естественный отбор, их значение.

46. Борьба за существование и её формы. Естественный отбор и его формы (стабилизирующий, движущий). Примеры.

47. Вид и его критерии. Определение вида. Популяция – форма существования вида.

48. Видообразование путём дивергенции по Ч. Дарвину. Конвергенция. Приспособленность организма к среде обитания и её относительный характер.

49. Понятие о микроэволюции. Современные представления о видообразовании.

50. Понятие о макроэволюции. Биологический прогресс, биологический регресс и их характерные черты. Биологический прогресс и пути его достижения. Ароморфоз. Идиоадаптация. Общая дегенерация. Примеры.

51. Основные положения синтетической теории эволюции.

52. Основные этапы эволюции человека. Дриопитеки. Австралопитеки. Древнейшие люди. Древние люди. Ископаемые люди современного типа. Роль труда в происхождении человека. Соотношение биологических и социальных факторов в эволюции человека.

53. Эры и периоды Земли. Архейская и протерозойская эры и их ароморфозы.

54. Палеозойская эра и её периоды. Выход растений и позвоночных животных на сушу. Ароморфозы палеозойской эры.

55. Мезозойская и кайнозойская эры, их периоды и ароморфозы.

56. Положение человека в системе животного мира. Сходство и различия человека и высших человекообразных обезьян.

57. Доказательства животного происхождения человека. Рудименты и атавизмы у человека. Расы человека и их особенности.

58. Экология и её задачи. Среда обитания. Экологические факторы. Экологический оптимум. Толерантность. Экологическая пластичность. Эврибионты. Стенобионты. Ограничивающий фактор. Закон минимума Ю. Либиха. Закон толерантности В. Шелфорда.

59. Экологические факторы. Схема действия экологических факторов на живые организмы. Зона оптимума, нормальной жизнедеятельности, угнетения. Критические точки. Диапазон выносливости (толерантности). Экстремальные условия.

60. Экологические факторы. Абиотические факторы и их влияние на организм.

61. Экологические факторы. Биотические факторы. Внутривидовые и межвидовые взаимодействия между организмами.

62. Популяция и её экологическая характеристика. Колебания и регуляция численности популяции. Демографическая характеристика популяции. Основные процессы, происходящие в популяции.

63. Генетические процессы в популяциях: мутационный процесс, популяционные волны, миграция, изоляция и их значение.

64. Сезонные изменения в живой природе. Биологические ритмы и их причины. Биологические часы. Фотопериодизм.

65. Основные среды жизни и их характеристика.

66. Биоценоз, его компоненты. Цепи питания, примеры. Трофические уровни. «Правило десяти процентов».

67. Биогеоценоз как экологическая система. Видовое разнообразие и пространственная структура биогеоценоза. Саморегуляция биогеоценоза. Смена биогеоценоза и её причины. Примеры/

Читайте также:  Как лечит импотенцию народными средствами

68. Биосфера. Границы биосферы. Компоненты биосферы.

69. Воздействие человека на растительный и животный мир. Красная книга России. Охраняемые природные территории и объекты.

70. Круговорот веществ в природе и превращение энергии в биосфере. Функции живого вещества.

71. Понятие о ноосфере (В.И. Вернадский). Коэволюция общества и природы.

72. Загрязнение среды обитания радиоактивными веществами. Природные и искусственные источники радиации. Курение – источник облучения организма. Гигиенические правила для уменьшения поступления радионуклидов с пищей. Радиопротекторы. Радиочувствительность. Полулетальная доза.

73. «Парниковый эффект», его причины и возможные последствия.

74. Охрана среды обитания и её основные мероприятия. Понятие «предельно допустимая концентрация» (ПДК).

75. Экология человека. Определение понятия «здоровье». Здоровый образ жизни. Среда обитания человека и её особенности.

76. Механизмы приспособления организма к окружающей среде. Понятие о гомеостазе и резистентности организма. Стресс-реакция и её этапы. Иммунная система и её роль в адаптации организма. Понятия: «эндемические заболевания», ксенобиотики, мутагены, канцерогены, аллергены, тератогены, сенсибилизация.

77. Определение понятия «социальная экология». Воздействие человека на окружающую среду. Источники загрязнения атмосферы, воды, почвы.

78. Промышленная экология. Вторичное использование отходов.

79. Геоэкология. Природные ресурсы и их использование.

80. Урбоэкология. Особенности городских экосистем и их влияние на компоненты природной среды и на здоровье человека.

82. Проблема отходов города и её решение.

83. Пылевое загрязнение. Влияние пыли на здоровье человека.

84. Понятие «экологичный город». Пути решения проблемы превращения современного города в «экологичный город».

85. Понятие «агроэкология». Агробиогеоценоз. Отличия агробиогеоценозов и естественных биогеоценозов. Мелиорация. Пути повышения продуктивности агробиогеоценозов.

86. Ведение сельского хозяйства на биогеоценотической основе и пути решения этой проблемы.

87. Бионика и использование принципов организации живых объектов в решении разнообразных научно-технических задач.

88. Генная инженерия, её задачи и значение для медицины. Методы генной инженерии.

Список основной литературы

1. Андреева, Н.Д. Биология. 10-11классы: учебник для общеобразовательных учреждений (базовый уровень). – М.: Мнемозина, 2010.-327 с.

2. Биология. Общая биология. 10-11 классы: учебник для учащихся биологических, медицинских, психологических и экологических классов школ (профильный уровень) в 2 частях. Часть 2 . / Под. ред. В.К. Шумного, Г.М. Дымшица, А.О. Рувинского – М.: Просвещение, 2010.-378 с.

3. Беляев, Д.К., Бородин, П.М., Воронцов, Н.Н. Биология. Общая биология 10-11классы: учебник для общеобразовательных учреждений (базовый уровень). – М.: Просвещение, 2010.-303 с.

Не пропустите

17 сентября Всемирный день безопасности пациента

7 сентября III Областной конкурс «Лучший волонтёр движения «Абилимпикс» в Свердловской области – 2021

Преподаватели колледжа — ветераны Великой Отечественной Войны Трусов Михаил Степанович

Родился 1 февраля 1926 года, в селе Трусово Курьинского района, Алтайского края, в рабочей семье.

Школу окончил в городе Барнауле. С 1940 года семья жила в г. Свердловске.

В 1943 году поступил в Свердловский Государственный университет. В начале 1944 года сбежал на Балтийский фронт в дважды Краснознаменный 1-й флотский экипаж города Ленинграда. С октября 1944 года по май 1945 года был матросом в 462-м морском полку

414-й отдельной стрелковой роты на Карело-Финском фронте. Имеет правительственные награды: орден «Отечественной войны» 2-й степени, медаль «За участие в Великой Отечественной войне 1941-1945г.г.», медаль «За оборону Ленинграда».

Демобилизовался из рядов Советской армии 8 августа 1946 года и продолжил учебу в университете. Несколько лет работал в Свердловском областном медицинском колледже преподавателем истории и литературы.

Работал в управлении железной дороги инспектором отдела учебных заведений, в органах системы МВД старшим оперуполномоченным (27 лет), в том числе в отделе по борьбе с экономическими преступлениями. Ушел в отставку в звании подполковника.

Источник

Оцените статью