Эксперименты с лекарственными препаратами

Методическая разработка внеурочного занятия по программе «Наука и техника» по теме:» Цветные опыты с лекарствами из домашней аптечки» для 5-7 класса.
методическая разработка (5 класс) на тему

Цель разработки — привить учащимся интерес к изучению химии и закрепить полученные навыки экспериментальной работы.

Скачать:

Вложение Размер
tsvetnye_opyty_s_lekarstvami_iz_domashney_aptechki.docx 23.48 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка внеурочного занятия по программе “Наука и техника” по теме: ”Цветные опыты с лекарствами из домашней аптечки” для 5-7 класса.

Автор: учитель химии ГБОУ СОШ №868 Скворцова Л.П.

  1. Закрепить полученные навыки проведения несложных лабораторных опытов.
  2. Углубить интерес учащихся к химии.
  3. Привить учащимся практические навыки в разработке и осуществления опытов.

Для проведения опытов нам понадобится:

  • 10% раствор гидроксид натрия
  • Обычная зеленка из домашней аптечки (спиртовой раствор бриллиантового зеленого)
  • Марганцовка сухая (калия перманганат)
  • Фурацилин в таблетках
  • Таблетки ампициллина
  • 2-5% раствор соляной кислоты
  • 10% раствор медного купороса
  • Cтаканы на 250 мл
  • Пробирки лабораторные
  • Фарфоровая чашка и пестик
  • Пинцет
  • Стеклянная палочка
  • Стеклянная воронка
  • Фильтровальная бумага
  • Водяная баня
  • Перчатки
  • Клеёнка на парту

I.Вводное слово учителя.

В каждой семье есть домашняя аптечка с лекарства. В таблице указаны препараты, которые мы будем использовать для опытов.

Таблица: “Лекарственные препараты из домашней аптечки.”

Название препарата, его синонемы

Область применения и формы выпуска

Зелёнка, или раствор бриллиантовой зелени

— применяется наружно при обработке мелких повреждений кожи;

— 1%-ный или 2%-ный спиртовой или водный раствор.

Марганцовка, или калия перманганат

— водные растворы применяют для промывания ран, полоскания горла, промывания желудка при отравлении;

— кристаллы для приготовления водных растворов.

— водный раствор наружно для лечения гнойно-воспалительных процессов, полоскания горла;

— таблетки для приготовления водного раствора.

— противомикробное средство, антибиотик при инфекции дыхательных путей и лор-органов;

— гранулы или капсулы для приготовления водного раствора.

Все предлагаемые лекарства недорогие и их легко купить в аптеке.

II. Экспериментальная часть. Перед проведением опытов постелить клеёнку на парту.

Опыт №1. Изменение цвета раствора марганцовки.

Налейте в стакан 40-50 мл воды. Аккуратно возьмите пинцетом 1 кристаллик марганцовки. Больше не надо, иначе трудно будет увидеть изменение окраски. Растворите его в воде, хорошенько размешайте стеклянной палочкой, чтобы он растворился, — должен получится раствор _____________цвета.

Теперь очень аккуратно прилейте к этому раствору марганцовки приблизительно 10 мл водного раствора гидрооксида натрия. Подождите 2-3 минуты и увидите, как раствор становится_______________.

Отставьте этот раствор в сторонку на 20 минут.

Опыт №2. Получение яркого осадка.

Опыт выполняется в перчатках.

Налейте в пробирку 3 мл раствора бриллиантовой зелени. К раствору бриллиантовой зелени прилейте 1-2 мл раствора гидроксида натрия. Получается яркий ____________ осадок.

Опыт №3. Изменение цвета раствора бриллиантовой зелени.

Опыт выполняется в перчатках.

Налить в пробирку 1 мл раствора бриллиантовой зелени и добавить 1 мл 2-5% раствор соляной кислоты, получится раствор ____________цвета.

Опыт №4. Изменение цвета раствора фурацилина.

Две таблетки фурацилина растереть в ступке до мелкого порошка, пересыпать в стакан и растворить в 50 мл воды на водяной бане. Работать нужно аккуратно, пятна от фурацилина выводится трудно. Затем прилить к нему 1-2 мл гидроксида натрия — получилось очень красивое _______________ окрашивание.

Опыт №5. Изменение цвета раствора ампициллина.

Для проведения этого опыта одну таблетку ампициллина измельчить в ступке и растворить в 20-30 мл воды при помешивании на водяной бане. Дайте постоять немного, чтобы лекарство хорошо растворилось. Раствор отфильтровать. К фильтрату добавить 1-2 мл гидрооксида натрия и 2-3 капли раствора медного купороса.

Сначала появляется _____________ окраска, которая затем становится ________________.

Переход окраски из __________ в ____________ происходит очень быстро.

Вернемся к опыту с марганцовкой. Посмотрите, что получилось, какого цвета стал раствор? По всем законам химии он должен стать красивого ________ цвета.

III. Итог занятия. Ответить на вопросы:

  1. Понравилось на занятие?
  2. Что нового узнал?
  1. Ольгин О.М. Занимательные опыты по химии. Москва Детская литература 2001.
  2. Ольгин О.М. Чудеса на выбор, или химические опыты для новичков.
  3. Данилова Е.А. Методическая разработка. 70 занимательных химических опытов.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данное занятие обобщает знания обучающихся по темам «Любимый цвет», «Мои игрушки», «Путешествие в зоопарк». Занятие проходит в игровой форме с использованием мультимедиа презентации.

Данная работа отвечает требованиям ФГОС второго поколения, так как содержание занятия внеурочной деятельности направлено на реализацию такой формы его организации, как поисковые исследования. Занятие .

Экспериментальная часть занятия состоит из органолептического метода исследования сливок и физико-химического метода на обнаружения примисей.

Представленная прогулка рассчитана на учащихся 5 класса. Учащиеся выполняют задания в ходе образовательной прогулки и знакомятся с объектами города-музея Санкт-Петербурга, которые напоминают о наследи.

Методическая разработка внеурочного занятия тема: «Чудо весны» (4 класс) Номинация: «Островок природы&raquo.

Сценарий внеурочного занятия по обществознанию в 5 классе по теме «Турнир знатоков права» составлен в виде соревнования трех команд.

Источник

Мастер-класс химических экспериментов с веществами из домашней аптечки

Технологическая карта мастер–класса в 4 классе

«Мастер – класс химических экспериментов с веществами из домашней аптечки».

ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ

Организационный момент (2-3 минуты)

Эксперименты должны проводиться в специальном кабинете, оборудованном вытяжным шкафом, так как при демонстрации опытов выделяются вредные вещества.

Главный вопрос урока: Как ведут себя разные вещества если из нагреть с помощью горелки?

Вещества могут сильно пахнуть.

Вещества могут дымить.

Вещества могут сильно гореть и разбрасывать брызги в разные стороны.

При выполнении химических экспериментов можно навредить здоровью.

Рассмотрение вопросов техники безопасности при работе с различными химическими веществами.

Фронтально о возможных последствиях проведения химических опытов и технике безопасности при работе с горелкой

–высказывает собственное мнение (ЛР)

–формулирует тему урока (МР)

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Что такое фараоновы змеи и как их получить? (8 минут)

История фараоновых змей

Так почему же такое название – «фараоновы змеи»? Змеи – понятно, но почему фараоновы? В литературе можно найти следующее объяснение: «В одном из библейских преданий говорится, как пророк Моисей, исчерпав все иные аргументы в споре с фараоном, совершил чудо, превратив жезл в извивающуюся змею. Фараон был посрамлен и напуган, Моисей получил разрешение покинуть Египет, а мир получил очередную загадку».

Пророк Моисей убедил фараона отпустить из рабства евреев, использовав куда более мощные аргументы; их назвали «Десять казней египетских». Это были разные беды, которые Господь насылал на Египет после очередного отказа фараона отпустить еврейский народ.

Ни одна из них, к слову, никак не была связана со змеями. Часть из этих ужасных чудес действительно сопровождались взмахами знаменитым жезлом. А знаменит он тем, что ему действительно приходилось побыть змеей, но сотворил это чудо вовсе не Моисей, а сам Господь, когда возлагал на него великую миссию, а Моисей стал проявлять малодушие.

2. Рассмотрим различные виды фараоновых змей

Фараоновыми змеями называют целый ряд реакций, которые сопровождаются образованием пористого продукта и небольшого объема реагирующих веществ. Эти реакции сопровождаются бурным выделением газа. В итоге выглядит реакция так, будто из смеси реагентов выползает большая змея и ползет по столу, как настоящая.

Таким образом, остается непонятным, почему химических змей назвали «фараоновыми». Возможно, лишь потому, что такое название звучит солидно — под стать эффектности этого типа реакций.

3. Мастер–класс по созданию глюконатной змеи (10–12 минут)

Это самый простой и безопасный способ получения глюконатной змеи – для этого достаточно поднести к пламени таблетку глюконата кальция, который продается в каждой аптеке. Можно положить таблетку глюконата кальция на таблетку сухого спирта и поджечь его. Из таблетки выползет светло–серая «змея» с белыми пятнами, объем которой намного превышает объем исходного вещества – она может достигнуть длины 10 – 15 см. Разложение глюконата кальция, приводит к образованию оксида кальция, углерода, углекислого газа и воды. Светлый оттенок «змее» придает оксид кальция.

Недостатком образующейся «змеи» является ее хрупкость — она достаточно легко рассыпается.

4. Мастер–класс по созданию змеи из сульфаниламида (8–10 минут)

Очень простой способ получения «фараоновых змей» – это окислительное разложение сульфаниламидных лекарственных препаратов (к ним относятся, например, стрептоцид, сульгин, сульфадиметоксин, этазол, сульфадимезин, фталазол, бисептол). В ходе окисления сульфаниламидных препаратов выделяется много газообразных продуктов реакции, которые вспучивают массу и формируют пористую «змею».

На таблетку сухого горючего помещают 1 таблетку лекарственного препарата и поджигают горючее. При этом происходит выделение блестящей «фараоновой змеи» серого цвета.

По своей структуре «змея» напоминает кукурузные палочки. Если выделяющуюся «змею» аккуратно подцепить пинцетом и осторожно вытягивать, то можно получить достаточно длинный «экземпляр».

Источник

Похимичим в аптеке — опыты с лекарствами

Всем привет!

Майские праздники проносятся как одно мгновение, даже не успеваешь оглянуться. Нам в Казахстане вообще повезло — у нас праздники 1 мая — День единства народов Казахстана, 7 мая — День батыра, аналог советского 23 февраля, и традиционное 9 мая — День Победы. Кстати, что интересно, в Европе День победы отмечают 8 мая. Интересно, почему? Может, кто-то из вас знает?

Ну а пока вернемся к нашему традиционному развлечению — химичить с подручными средствами. И сегодня мы заглянем в аптеку. Или домашнюю аптечку с лекарствами. Надеюсь, все необходимые растворы у вас готовы, так что можно смело браться за опыты с лекарствами.

Сегодня мы посмотрим, что получается при взаимодействии «Крота» (не забываем, что это гидроксид натрия) с зеленкой, марганцовкой, фурацилином и ампициллином.

Для проведения опытов нам понадобится:

  • Раствор «Крота» (гидроксид натрия)
  • Обычная зеленка из домашней аптечки (спиртовой раствор бриллиантового зеленого)
  • Марганцовка сухая (калия перманганат)
  • Фурацилин в таблетках или уже готовый раствор, не важно (я брала таблетки)
  • Таблетки ампициллина
  • Баночки, в которых будем проводить опыты

Все предлагаемые мною лекарства недорогие и их легко купить, по крайней мере в нашей стране. Интересно, а как у вас?

Предлагаю начать с марганцовки. Почему именно с нее — чуть позже объясню.

Налейте в баночку немного воды (не забывайте, какую воду лучше использовать для опытов), где-то 40-50 мл. На кончике ножа аккуратно возьмите 1 кристаллик марганцовки. Больше не надо, иначе трудно будет увидеть изменение окраски. Растворите его в воде, хорошенько размешайте, чтобы он растворился. У меня получился раствор вот такого цвета:

Теперь очень аккуратно прилейте к этому раствору марганцовки приблизительно 10-20 мл «Крота». Хорошо, если он будет достаточно концентрированный, тогда реакция пойдет быстрее. Подождите 2-3 минуты и увидите, как раствор становится фиолетовым:

А теперь отставьте этот раствор в сторонку, туда, где его никто не разольет, и минут на 20 забудьте про него. А в это время пока делайте другие опыты.

Возьмемся за всем вам известный спиртовой раствор бриллиантовой зелени, а проще говоря — зеленку. Предупрежу сразу — если не хотите шокировать окружающих ярко-зелеными пятнами на руках, лучше оденьте перчатки или хотя бы просто тонкие полиэтиленовые мешочки на руки. Как бы аккуратно вы ни работали — все равно где-то но вляпаешься в эту трудно смываемую лягушачью краску

Налейте в баночку немного зеленки, где-то высотой 5-7 мм от донышка. Этого будет достаточно для проведения опыта. К зеленке прилейте немного раствора гидроксида натрия. Получается яркий желто-зеленый осадок. Фотографию выкладывать специально не буду — сделаете и сами все увидите

Еще один опыт с антисептиком — на этот раз с фурацилином. Можно купить в аптеке раствор, а можно взять одну таблетку, измельчить ее в ложке и растворить в воде. Опять же, работайте аккуратно, так как фурацилин оставляет на одежде трудно выводимые желтые пятна.

Я взяла одну таблетку фурацилина, раздавила ее ложкой в очень мелкий порошок, высыпала в баночку, прилила немного воды и подождала пару минут, чтобы фурацилин получше растворился. Затем прилила к нему немного гидроксида натрия — получилось очень красивое ярко-красное окрашивание.

Ну и еще один красивый опыт — с ампициллином. Единственная трудность, которая может здесь возникнуть — это покупка ампициллина, так как это антибиотик, хоть и дешевый. У нас его пока продают без рецепта, и вы попробуйте спросить в аптеках. Напишите потом в комментариях, что у вас получилось.

Для проведения этого опыта возьмите одну таблетку ампициллина, измельчите ее как можно мельче и растворите в воде, немного, 20-30 мл. Дайте постоять немного, чтобы лекарство хорошо растворилось. Некоторые химики рекомендуют потом профильтровать раствор, но я этого не делала, опыт и так получился.

Затем добавьте к этому раствору немного гидроксида натрия, перемешайте и прилейте совсем чуть-чуть, буквально 2-3 капли раствора медного купороса. Сначала появляется ярко-фиолетовая окраска, которая затем становится грязно-бурой. Причем, переход окраски из фиолетовой в бурую происходит настолько быстро, что я даже не успела его сфотографировать, жаль. Так что, будете делать — все увидите сами.

Ну а теперь вернемся к нашему опыту с марганцовкой. Не забыли еще про него? Посмотрите, что получилось, какого цвета стал раствор? По всем законам химии он должен стать красивого изумрудно-зеленого цвета:

Вот пока и все на сегодня. Мы сделали несколько опытов с хорошо известными вам лекарствами — марганцовкой, зеленкой, фурацилином и ампициллином. Понравилось?

Кстати, это еще далеко не все опыты, которые можно проделать с лекарствами. Так что, следите за обновлениями блога, и мы снова скоро будем химичить!

Наталья Брянцева

KidsChemistry теперь есть и в социальных сетях. Присоединяйтесь прямо сейчас! Google+ , В контакте , Одноклассники , Facebook

Источник

Читайте также:  Последовательность действий при оказании первой помощи пострадавшему с синдромом сдавления тест
Оцените статью