- Методическая разработка внеурочного занятия по программе «Наука и техника» по теме:» Цветные опыты с лекарствами из домашней аптечки» для 5-7 класса. методическая разработка (5 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Мастер-класс химических экспериментов с веществами из домашней аптечки
- Похимичим в аптеке — опыты с лекарствами
Методическая разработка внеурочного занятия по программе «Наука и техника» по теме:» Цветные опыты с лекарствами из домашней аптечки» для 5-7 класса.
методическая разработка (5 класс) на тему
Цель разработки — привить учащимся интерес к изучению химии и закрепить полученные навыки экспериментальной работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tsvetnye_opyty_s_lekarstvami_iz_domashney_aptechki.docx | 23.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка внеурочного занятия по программе “Наука и техника” по теме: ”Цветные опыты с лекарствами из домашней аптечки” для 5-7 класса.
Автор: учитель химии ГБОУ СОШ №868 Скворцова Л.П.
- Закрепить полученные навыки проведения несложных лабораторных опытов.
- Углубить интерес учащихся к химии.
- Привить учащимся практические навыки в разработке и осуществления опытов.
Для проведения опытов нам понадобится:
- 10% раствор гидроксид натрия
- Обычная зеленка из домашней аптечки (спиртовой раствор бриллиантового зеленого)
- Марганцовка сухая (калия перманганат)
- Фурацилин в таблетках
- Таблетки ампициллина
- 2-5% раствор соляной кислоты
- 10% раствор медного купороса
- Cтаканы на 250 мл
- Пробирки лабораторные
- Фарфоровая чашка и пестик
- Пинцет
- Стеклянная палочка
- Стеклянная воронка
- Фильтровальная бумага
- Водяная баня
- Перчатки
- Клеёнка на парту
I.Вводное слово учителя.
В каждой семье есть домашняя аптечка с лекарства. В таблице указаны препараты, которые мы будем использовать для опытов.
Таблица: “Лекарственные препараты из домашней аптечки.”
Название препарата, его синонемы
Область применения и формы выпуска
Зелёнка, или раствор бриллиантовой зелени
— применяется наружно при обработке мелких повреждений кожи;
— 1%-ный или 2%-ный спиртовой или водный раствор.
Марганцовка, или калия перманганат
— водные растворы применяют для промывания ран, полоскания горла, промывания желудка при отравлении;
— кристаллы для приготовления водных растворов.
— водный раствор наружно для лечения гнойно-воспалительных процессов, полоскания горла;
— таблетки для приготовления водного раствора.
— противомикробное средство, антибиотик при инфекции дыхательных путей и лор-органов;
— гранулы или капсулы для приготовления водного раствора.
Все предлагаемые лекарства недорогие и их легко купить в аптеке.
II. Экспериментальная часть. Перед проведением опытов постелить клеёнку на парту.
Опыт №1. Изменение цвета раствора марганцовки.
Налейте в стакан 40-50 мл воды. Аккуратно возьмите пинцетом 1 кристаллик марганцовки. Больше не надо, иначе трудно будет увидеть изменение окраски. Растворите его в воде, хорошенько размешайте стеклянной палочкой, чтобы он растворился, — должен получится раствор _____________цвета.
Теперь очень аккуратно прилейте к этому раствору марганцовки приблизительно 10 мл водного раствора гидрооксида натрия. Подождите 2-3 минуты и увидите, как раствор становится_______________.
Отставьте этот раствор в сторонку на 20 минут.
Опыт №2. Получение яркого осадка.
Опыт выполняется в перчатках.
Налейте в пробирку 3 мл раствора бриллиантовой зелени. К раствору бриллиантовой зелени прилейте 1-2 мл раствора гидроксида натрия. Получается яркий ____________ осадок.
Опыт №3. Изменение цвета раствора бриллиантовой зелени.
Опыт выполняется в перчатках.
Налить в пробирку 1 мл раствора бриллиантовой зелени и добавить 1 мл 2-5% раствор соляной кислоты, получится раствор ____________цвета.
Опыт №4. Изменение цвета раствора фурацилина.
Две таблетки фурацилина растереть в ступке до мелкого порошка, пересыпать в стакан и растворить в 50 мл воды на водяной бане. Работать нужно аккуратно, пятна от фурацилина выводится трудно. Затем прилить к нему 1-2 мл гидроксида натрия — получилось очень красивое _______________ окрашивание.
Опыт №5. Изменение цвета раствора ампициллина.
Для проведения этого опыта одну таблетку ампициллина измельчить в ступке и растворить в 20-30 мл воды при помешивании на водяной бане. Дайте постоять немного, чтобы лекарство хорошо растворилось. Раствор отфильтровать. К фильтрату добавить 1-2 мл гидрооксида натрия и 2-3 капли раствора медного купороса.
Сначала появляется _____________ окраска, которая затем становится ________________.
Переход окраски из __________ в ____________ происходит очень быстро.
Вернемся к опыту с марганцовкой. Посмотрите, что получилось, какого цвета стал раствор? По всем законам химии он должен стать красивого ________ цвета.
III. Итог занятия. Ответить на вопросы:
- Понравилось на занятие?
- Что нового узнал?
- Ольгин О.М. Занимательные опыты по химии. Москва Детская литература 2001.
- Ольгин О.М. Чудеса на выбор, или химические опыты для новичков.
- Данилова Е.А. Методическая разработка. 70 занимательных химических опытов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Данное занятие обобщает знания обучающихся по темам «Любимый цвет», «Мои игрушки», «Путешествие в зоопарк». Занятие проходит в игровой форме с использованием мультимедиа презентации.
Данная работа отвечает требованиям ФГОС второго поколения, так как содержание занятия внеурочной деятельности направлено на реализацию такой формы его организации, как поисковые исследования. Занятие .
Экспериментальная часть занятия состоит из органолептического метода исследования сливок и физико-химического метода на обнаружения примисей.
Представленная прогулка рассчитана на учащихся 5 класса. Учащиеся выполняют задания в ходе образовательной прогулки и знакомятся с объектами города-музея Санкт-Петербурга, которые напоминают о наследи.
Методическая разработка внеурочного занятия тема: «Чудо весны» (4 класс) Номинация: «Островок природы».
Сценарий внеурочного занятия по обществознанию в 5 классе по теме «Турнир знатоков права» составлен в виде соревнования трех команд.
Источник
Мастер-класс химических экспериментов с веществами из домашней аптечки
Технологическая карта мастер–класса в 4 классе «Мастер – класс химических экспериментов с веществами из домашней аптечки». ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ Организационный момент (2-3 минуты) Эксперименты должны проводиться в специальном кабинете, оборудованном вытяжным шкафом, так как при демонстрации опытов выделяются вредные вещества. Главный вопрос урока: Как ведут себя разные вещества если из нагреть с помощью горелки? Вещества могут сильно пахнуть. Вещества могут дымить. Вещества могут сильно гореть и разбрасывать брызги в разные стороны. При выполнении химических экспериментов можно навредить здоровью. Рассмотрение вопросов техники безопасности при работе с различными химическими веществами. Фронтально о возможных последствиях проведения химических опытов и технике безопасности при работе с горелкой –высказывает собственное мнение (ЛР) –формулирует тему урока (МР) ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА 1. Что такое фараоновы змеи и как их получить? (8 минут) История фараоновых змей Так почему же такое название – «фараоновы змеи»? Змеи – понятно, но почему фараоновы? В литературе можно найти следующее объяснение: «В одном из библейских преданий говорится, как пророк Моисей, исчерпав все иные аргументы в споре с фараоном, совершил чудо, превратив жезл в извивающуюся змею. Фараон был посрамлен и напуган, Моисей получил разрешение покинуть Египет, а мир получил очередную загадку». Пророк Моисей убедил фараона отпустить из рабства евреев, использовав куда более мощные аргументы; их назвали «Десять казней египетских». Это были разные беды, которые Господь насылал на Египет после очередного отказа фараона отпустить еврейский народ. Ни одна из них, к слову, никак не была связана со змеями. Часть из этих ужасных чудес действительно сопровождались взмахами знаменитым жезлом. А знаменит он тем, что ему действительно приходилось побыть змеей, но сотворил это чудо вовсе не Моисей, а сам Господь, когда возлагал на него великую миссию, а Моисей стал проявлять малодушие. 2. Рассмотрим различные виды фараоновых змей Фараоновыми змеями называют целый ряд реакций, которые сопровождаются образованием пористого продукта и небольшого объема реагирующих веществ. Эти реакции сопровождаются бурным выделением газа. В итоге выглядит реакция так, будто из смеси реагентов выползает большая змея и ползет по столу, как настоящая. Таким образом, остается непонятным, почему химических змей назвали «фараоновыми». Возможно, лишь потому, что такое название звучит солидно — под стать эффектности этого типа реакций. 3. Мастер–класс по созданию глюконатной змеи (10–12 минут) Это самый простой и безопасный способ получения глюконатной змеи – для этого достаточно поднести к пламени таблетку глюконата кальция, который продается в каждой аптеке. Можно положить таблетку глюконата кальция на таблетку сухого спирта и поджечь его. Из таблетки выползет светло–серая «змея» с белыми пятнами, объем которой намного превышает объем исходного вещества – она может достигнуть длины 10 – 15 см. Разложение глюконата кальция, приводит к образованию оксида кальция, углерода, углекислого газа и воды. Светлый оттенок «змее» придает оксид кальция. Недостатком образующейся «змеи» является ее хрупкость — она достаточно легко рассыпается. 4. Мастер–класс по созданию змеи из сульфаниламида (8–10 минут) Очень простой способ получения «фараоновых змей» – это окислительное разложение сульфаниламидных лекарственных препаратов (к ним относятся, например, стрептоцид, сульгин, сульфадиметоксин, этазол, сульфадимезин, фталазол, бисептол). В ходе окисления сульфаниламидных препаратов выделяется много газообразных продуктов реакции, которые вспучивают массу и формируют пористую «змею». На таблетку сухого горючего помещают 1 таблетку лекарственного препарата и поджигают горючее. При этом происходит выделение блестящей «фараоновой змеи» серого цвета. По своей структуре «змея» напоминает кукурузные палочки. Если выделяющуюся «змею» аккуратно подцепить пинцетом и осторожно вытягивать, то можно получить достаточно длинный «экземпляр». Источник Похимичим в аптеке — опыты с лекарствамиВсем привет! Майские праздники проносятся как одно мгновение, даже не успеваешь оглянуться. Нам в Казахстане вообще повезло — у нас праздники 1 мая — День единства народов Казахстана, 7 мая — День батыра, аналог советского 23 февраля, и традиционное 9 мая — День Победы. Кстати, что интересно, в Европе День победы отмечают 8 мая. Интересно, почему? Может, кто-то из вас знает? Ну а пока вернемся к нашему традиционному развлечению — химичить с подручными средствами. И сегодня мы заглянем в аптеку. Или домашнюю аптечку с лекарствами. Надеюсь, все необходимые растворы у вас готовы, так что можно смело браться за опыты с лекарствами. Сегодня мы посмотрим, что получается при взаимодействии «Крота» (не забываем, что это гидроксид натрия) с зеленкой, марганцовкой, фурацилином и ампициллином. Для проведения опытов нам понадобится:
Все предлагаемые мною лекарства недорогие и их легко купить, по крайней мере в нашей стране. Интересно, а как у вас? Предлагаю начать с марганцовки. Почему именно с нее — чуть позже объясню. Налейте в баночку немного воды (не забывайте, какую воду лучше использовать для опытов), где-то 40-50 мл. На кончике ножа аккуратно возьмите 1 кристаллик марганцовки. Больше не надо, иначе трудно будет увидеть изменение окраски. Растворите его в воде, хорошенько размешайте, чтобы он растворился. У меня получился раствор вот такого цвета: Теперь очень аккуратно прилейте к этому раствору марганцовки приблизительно 10-20 мл «Крота». Хорошо, если он будет достаточно концентрированный, тогда реакция пойдет быстрее. Подождите 2-3 минуты и увидите, как раствор становится фиолетовым: А теперь отставьте этот раствор в сторонку, туда, где его никто не разольет, и минут на 20 забудьте про него. А в это время пока делайте другие опыты. Возьмемся за всем вам известный спиртовой раствор бриллиантовой зелени, а проще говоря — зеленку. Предупрежу сразу — если не хотите шокировать окружающих ярко-зелеными пятнами на руках, лучше оденьте перчатки или хотя бы просто тонкие полиэтиленовые мешочки на руки. Как бы аккуратно вы ни работали — все равно где-то но вляпаешься в эту трудно смываемую лягушачью краску Налейте в баночку немного зеленки, где-то высотой 5-7 мм от донышка. Этого будет достаточно для проведения опыта. К зеленке прилейте немного раствора гидроксида натрия. Получается яркий желто-зеленый осадок. Фотографию выкладывать специально не буду — сделаете и сами все увидите Еще один опыт с антисептиком — на этот раз с фурацилином. Можно купить в аптеке раствор, а можно взять одну таблетку, измельчить ее в ложке и растворить в воде. Опять же, работайте аккуратно, так как фурацилин оставляет на одежде трудно выводимые желтые пятна. Я взяла одну таблетку фурацилина, раздавила ее ложкой в очень мелкий порошок, высыпала в баночку, прилила немного воды и подождала пару минут, чтобы фурацилин получше растворился. Затем прилила к нему немного гидроксида натрия — получилось очень красивое ярко-красное окрашивание. Ну и еще один красивый опыт — с ампициллином. Единственная трудность, которая может здесь возникнуть — это покупка ампициллина, так как это антибиотик, хоть и дешевый. У нас его пока продают без рецепта, и вы попробуйте спросить в аптеках. Напишите потом в комментариях, что у вас получилось. Для проведения этого опыта возьмите одну таблетку ампициллина, измельчите ее как можно мельче и растворите в воде, немного, 20-30 мл. Дайте постоять немного, чтобы лекарство хорошо растворилось. Некоторые химики рекомендуют потом профильтровать раствор, но я этого не делала, опыт и так получился. Затем добавьте к этому раствору немного гидроксида натрия, перемешайте и прилейте совсем чуть-чуть, буквально 2-3 капли раствора медного купороса. Сначала появляется ярко-фиолетовая окраска, которая затем становится грязно-бурой. Причем, переход окраски из фиолетовой в бурую происходит настолько быстро, что я даже не успела его сфотографировать, жаль. Так что, будете делать — все увидите сами. Ну а теперь вернемся к нашему опыту с марганцовкой. Не забыли еще про него? Посмотрите, что получилось, какого цвета стал раствор? По всем законам химии он должен стать красивого изумрудно-зеленого цвета: Вот пока и все на сегодня. Мы сделали несколько опытов с хорошо известными вам лекарствами — марганцовкой, зеленкой, фурацилином и ампициллином. Понравилось? Кстати, это еще далеко не все опыты, которые можно проделать с лекарствами. Так что, следите за обновлениями блога, и мы снова скоро будем химичить! Наталья Брянцева
Источник |