Конспект занятия «Путешествие в мир лекарственных растений»
Светлана Толстова
Конспект занятия «Путешествие в мир лекарственных растений»
Путешествие в мир лекарственных растений»
Пр.сод: Закрепить умение узнавать и правильно называть лекарственные травы(5-6 видов).Расширить знания о пользе и применении лекарственных растений. Закрепить правила поведения при сборе лекарственных трав.
Словарная работа: настои, отвары, лекарственные растения
Экскурсия по улицам города, вокруг детского сада, в рощу, на пришкольный участок. Сбор лекарственных растений, подготовка их к употреблению. Беседа о лекарственных травах.
Материалы и оборудование: засушенные пучки лек. растений,пакеты с травами,настойка (календулы)
Ход занятия
1. создание проблемной ситуации
Дети сидят за столом. На столах лежат картинки лекарственных растений,сухие веточки,брикеты,коробки лек. трав Раздается стук в дверь. Входят Колобок с корзиной.
Колобок:Здравствуйте,ребята! Я катился по полям,по лугам и собрал много лекарственных трав,а как они называются,не знаю. Помогите мне.
Воспитатель :Давайте поможем Колобку и назовем растения (педагог достает растения,показывая их детям,они называют:ромашка,тысячелистник. мать-и-мачеха,душица,крапива)
2. Чтение Колобку стихотворения,которое дети учили. Как оно называется(«что растет»)
На лугу растёт ромашка,
Лютик едкий, клевер – кашка!
Что ещё? Гвоздика. Смолка,
Колокольчик, хвощ – как ёлка.
А ещё? Кошачьи лапки,
Ещё много разных травок,
У тропинок, у канавок,
И красивых, и пушистых,
Разноцветных и душистых!
3. Беседа о лекарственных травах:
-кто знает,как хранятся травы (в брикетах,пакетах,в коробках)
-что можно приготовить из сухих растений (настойки,отвары)
Вывод :Правильно,засушенные растение упаковывают в пакеты,коробки и брикеты. Потом помещают на склады. в аптеки,где они хранятся в хорошо проветренном помещении
4. А теперь поиграем в игру «Назови и расскажи» Воспитатель. Перед вами лежат лекарственные растения (сухие и нарисованные на картинках). Я покажу вам какое-нибудь растение, а вы должны рассказать, где и когда его собирают, как используют. Но сначала назовите места, где обычно произрастают лекарственные растения
Дети. На обочинах дорог и тропинок, в полях, лугах, лесу, оврагах, у ручейков.
Воспитатель. Правильно. Я покажу вам на примерах, как нужно рассказывать о растениях. Ромашку двудольную (цветы) собирают летом; Подорожник (только листики без ножек)-весной и в начале лета, одуванчики (все части растения)-когда они цветут; Крапиву –весной, когда она только-только вырастет; лопух (корни)— на протяжении всего лета, душицу и тысячелистник (верх стебля с цветками)— тоже в течение лета. Отваром ромашки или календулы полощут горло при ангине; листья подорожника прикладывают к ране; из душицы и мяты заваривают успокоительный чай; для улучшения аппетита пьют отвар тысячелистника весной; когда организму не хватает витаминов рекомендуется пить отвар шиповника. (Воспитатель может рассказать лишь об одном растении, если дошкольники изучали подробно лекарственные травы)
Воспитатель выслушивает два-три рассказа детей.
Воспитатель. Ребята, перечислите правила поведения при сборе лекарственных трав.
Дети. Нельзя рвать много растений. Нельзя пробовать плоды, корневища. После сбора лекарственных трав следует тщательно вымыть руки.
Игра «Узнай растение»
Воспитатель. Я буду описывать лекарственные растения, а вы должны найти его на картинках и показать.
— Листья узорные, головка белая; используется в виде отвара, когда болит горло. (Ромашка)
— Растет у дороги, семена идут в стрелку. Применяют для остановки кровотечения. (Подорожник)
— Растет на клумбах; цветочки оранжевые или желтые; применяют при ангине и для промывания ран. (Календула).
Итак, перечислите еще раз растения, которые собрал Незнайка. Скажите, почему они называются лекарственными?
Дети. Их употребляют для лечения различных заболеваний.
5. Назовите Колобку еще раз растения,которые он собрал.
-скажите,почему они называются лекарственными (употребляются для лечения различных болезней)
6.Предложить детям ситуацию:
У куклы болит горло. Что вы ей предложите? (Полоскать горло отваром ромашки, календулы.) У лисички сильный кашель. Чем мы ее полечим? (Отвар мать-и-мачехи, чабреца, сироп корня солодки.) Посмотрите, какая бледная кукла! У нее плохой аппетит. (Ей поможет отвар шиповника, зверобоя, тысячелистника.) Медвежонок простыл, купаясь в речке. Он слаб, мерзнет даже под теплым одеялом! (Ему дадим теплый липовый или малиновый чай.) А волчонок лапку поцарапал, хромает. Чем ему помочь? (Сорвать свежий листочек подорожника, промыть водой и приложить к ране.)
7. Закончить занятие чаепитием. Предложить детям выпить напиток «Здоровье» с использованием лекарственных трав.
Дидактическая игра «Фитодоктор» Цель: — Дать понятие о пользе лекарственных растений; — Дать знания о простейших способах использования некоторых лекарственных растений.
Экологический проект «Друзья природы» для детей подготовительной группы. Блок «Царство полей и лугов» БЛОК «Царство полей и лугов»МАРТТема: «Знакомство с царством Полей» (НОД № 1) Цель: — познакомить детей с развитием растения от зарождения.
Источник
Виртуальная экскурсия «Аптека под ногами»
/data/files/v1587365473.ppt (Аптека под ногами) Виртуальная экскурсия «Аптека под ногами». Цель: формирование представлений о разнообразии и значении лекарственных растений. пополнить знания обучающихся о лекарственных растениях; познакомить с рецептами, применением некоторых из них в лечебных и оздоровительных целях; развивать интерес к познанию мира природы. воспитывать бережное отношение к растениям; воспитывать у слепого и слабовидящего ребёнка потребность в общении с природой; способствовать усвоению норм и правил поведения детей в природном окружении. развивать умение видеть красоту и понимать уникальность природы расширять кругозор обучающихся, способствовать развитию логического мышления, памяти, речи; формировать наглядно-практические умения; обогащать словарный запас детей; способствовать коррекции эмоционально-волевой сферы обучающихся с ОВЗ. Стимулировать познавательную активности, учить осознавать себя как часть природы. Развивать способность у обучающихся принимать и сохранять цель, контролировать и оценивать свои действия. Развивать умение работать в группе и сотрудничество с воспитателем. Формировать адекватную мотивацию деятельности, привлечь внимание детей с нарушениями зрения к проблемам окружающей среды. Оборудование: мультимедийная установка, презентация аудиозапись «Звуки природы», таблички с названиями лекарственных трав, мягкие игрушки, костюм Доктора Айболита. Организационный момент. Целеполагание. — Ребята, сегодня на занятии мы отправимся с вами на экскурсию. Посмотрите, куда привела нас тропинка? Вы ощущаете аромат? Мы с вами оказались в царстве растений, а каких – вы сейчас мне скажете сами. Издавна люди заметили, что больные животные уходят, чтобы найти какую-то травку, съев которую, они выздоравливают. Так и человек стал искать помощи у разных растений. Наши предки знали полезные свойства многих цветов и трав: больных и раненых лечили травяными бальзамами и настоями, заваривали чай из разных трав. — Вы, наверное, уже догадались, с какими растениями мы сегодня встретимся. (С лекарственными растениями). — А что мы о них можем узнать на занятии? (Ответы детей) Лечение растениями зародилось в глубокой древности. Для того, чтобы заниматься этим весьма непростым делом, надо научиться узнавать лекарственные растения в лицо. Как найти в природе нужное растение? Где его искать? В лесу, в поле, на болоте? Нужно знать, как и когда растения надо собирать, чтобы оно не потеряло своих лекарственных свойств, как правильно хранить собранные растения. У одних растений ценные вещества находятся в листьях – значит, нужно собирать листья, у других – в корнях, у некоторых – в цветках и плодах. Это всё надо знать, это целая наука. Много книг надо прочитать, чтобы научиться лечить себя и других людей лекарственными растениями. Особую помощь оказывают лекарственные растения в походе, на прогулке, вдали от дома, когда нет таблеток, нельзя сделать уколы. II . Основная часть. Парад растений. Внимание! На территории нашей школы открылась зелёная аптека. Сейчас наши экскурсоводы познакомят нас с некоторыми лекарственными растениями, научат находить их в природе, расскажут об использовании их человеком. На тропинке первым нас встречает растение, которое цветёт до появления листьев. Жёлтые маковки — солнце на ножках, В апреле встречают весну на дорожках. Эти цветы любят влагу и кочки — Как называются эти цветочки? Снег только что сошёл, земля ещё голая, а на солнечном припёке уже появились жёлтые цветочки на голых стебельках: один, другой, третий. Будто маленькие лампочки зажглись, засигналили: весна пришла! Это зацвела ….. (мать-и-мачеха). С наступлением вечера и в сырую погоду цветки закрываются и поникают. А через некоторое время на стебельках растения появляются листья. С виду, самые обычные, а потрогаешь – вот так диво: одна сторона у листьев тёплая, и покрыта мягким пушком, а другая гладкая и потому холодная. Тёплая – мать, холодная – мачеха. И хоть в жизни мачеха далеко не всегда холодна и неприветлива, а цветок так и прозвали – мать-и-мачеха. Понюхав цветок, вы почувствуете запах мёда. Поэтому бабочки, пчёлы спешат к нему напиться сладкого нектара. Когда цветы отцветут, на их месте появятся белые пуховые шарики. Как у одуванчиков, только поменьше. В этих пуховых шариках – парашютики с семенами. Мать-и-мачеха – очень ценное лекарственное растение. Листья её сушат, заваривают как чай, и пьют такой чай от кашля.… Идём дальше. И вдруг… В беленькое платьице, А пока стоит одетый В жёлтый сарафанчик. И зовут его ребята Где только его не встретишь! На лугах, на полянах, в придорожных канавах и на пустырях, у обочин тротуаров. Таков уж он, вездесущий цветок – одуванчик. Весь день, пока светит солнце, следом за солнцем поворачивают одуванчики свои золотые головы. Вечером, когда скроется солнце, одуванчики свёртывают свои лепестки и засыпают. С восходом солнца они просыпаются, и как бы радостно улыбаются, широко раскрывают свои золотые лепестки. Лужайка такая яркая, что даже чуть-чуть больно смотреть на её желтизну. А пройдёт немного времени, и она уже будто снегом покрытая. Там, где росли жёлтые цветы, теперь покачиваются белые шарики. Вот налетел ветер, и сразу поднялось лёгкое облачко. Это семена одуванчиков. И жёлтые, и белые головки одуванчиков можно видеть до самой осени: одни одуванчики отцветают, другие зацветают. Перед ненастьем жёлтый цветок сжимает свои лепестки и опускает головку. А белый складывает, как зонтик, свои пушинки-парашютики, чтоб семена крепче держались. Словно знает одуванчик, что дождь прибьёт семена к земле и не даст им улететь. О лекарственных свойствах одуванчика знали давно. В народной медицине России одуванчик считали «жизненным эликсиром». Настой корней одуванчика применяют для возбуждения аппетита, улучшения деятельности пищеварительных органов. Листья одуванчика богаты каротином, витамином С и В2, никотиновой кислотой, кальцием, калием, марганцем, железом и фосфором. Одуванчик помогает при хронических заболеваниях печени, почек, атеросклероза, при желудочных заболеваниях, понижает температуру. А ещё из листьев одуванчика делают салат. Злая, как волчица, Жжётся, как горчица. Что это за диво? Это же …. (крапива). Растёт зелёный кустик, дотронешься – укусит. Крапива как лекарственное растение известна очень давно. «Одна крапива заменяет семерых врачей» — гласит народная мудрость. Её используют как кровеостанавливающее средство, настой из цветков применяют при заболеваниях кожи, применяют как ранозаживляющее средство, настой из листьев крапивы используют для полоскания горла при ангинах, а также для укрепления корней волос. Свойство крапивы «кусаться» издавна используют в медицине как отвлекающее средство при ревматизме и ломоте суставов. Несмотря на жгучесть, листья крапивы съедобны после кулинарной обработки, годятся для щей и салатов. Подул ветерок. Как двигаются растения, если дует ветерок? Каждый лист разбит на дольки. Подсчитайте, долек сколько? Тут легко со счёта сбиться! У кого желанье есть Снова дольки перечесть? — Посмотрите на это растение. Его можно встретить на лугах и лесных опушках, и называется оно – тысячелистник. Посмотрите на его листья. Теперь вам понятно, почему оно так называется? (Ответы детей) Да, каждый лист состоит из множества крохотных листиков, и у каждого листика ажурные края. Тысячелистник – лекарственное растение. Издавна его использовали для остановки кровотечений, а также для улучшения аппетита. Тонкий стебель у дорожки, На конце его серёжки. Нам он как хороший друг, Лечит ранки ног и рук. Путника друг, подорожник, Скромный, невзрачный листок, Ты на порезанный палец влажной заплаткою лёг. Путника друг, подорожник, Многим из нас невдомёк, Что отыскалось лекарство Тут же, на тропке, у ног. Вы знаете, ребята, что иногда так бывает: пойдёшь на речку или в лес за ягодами, порежешь или натрёшь ногу. Что делать? Где взять лекарство? А оно у нас прямо под ногами. Сорвите лист подорожника, приложите к больному месту. Боль постепенно стихнет. Подорожник растёт там, где ходят люди, так как его семена осенью вместе с грязью прилипают к обуви и путешествуют вместе с нами. Семена подорожника переправились даже в Америку. Индейцы с некоторым ужасом отнеслись к подорожнику и даже назвали его «След белого». Подорожник незаменим в походе. Его прикладывают при ссадинах, укусах насекомых, ожогах. Настой листьев подорожника применяют как отхаркивающее средство при бронхите, пневмонии, коклюше, астме. Отваром полощут полость рта при воспалении дёсен, зубной боли. Меня желтоглазым цветком называют, Сорвали цветок – лепестками гадают. А чтобы счастливым поистине стать, Не стоит, поверьте, ромашки срывать. Родина ромашки – Америка. Ромашка как сорняк, растущий на полях, попала вместе с американским зерном в трюмы пароходов, затем поехала по железной дороге. В мешках от крючков грузчиков оказались дырки, в полу вагонов – щели, и мелкие семена американской ромашки сеялись по полотну железной дороги. Вскоре насыпи покрылись ранее невиданной ароматной травой. Так ромашка расселилась повсеместно и попала в аптеку. Чай из ромашки с мёдом и сахаром дают пить детям. Выпейте отвар ромашки на ночь – сон будет крепким и спокойным. Применяют её от простуды и кашля. Мы познакомились с малым количеством растений, существует ещё очень много других. Нужно ли охранять их? Конечно, надо сделать так, чтобы растение не исчезло навсегда в том месте, где его собрали. Все лекарственные растения охраняются государством, некоторые занесены в Красную книгу. В Москве и других городах страны открыты больницы, медицинские центры, аптеки, где лечат только лекарственными растениями. Воспитатель предлагает детям разместиться поудобнее. Звучит запись «Звуки природы». Закройте глаза. Нам хорошо и приятно. Мы дышим свежим воздухом и вдыхаем аромат этих чудесных цветов. Мы защитники этих растений. Мы будем внимательны ко всему живому на планете. Откройте глаза. Посмотрите, как ярко светит солнце. Какая нежная изумрудная зелень. Какое небо голубое, с редкими воздушными пушистыми облаками. Спасибо тебе, мудрая природа, за создание таких красот! Вот мы и отдохнули. III . Исследовательская деятельность. «На приёме у доктора Айболита». Доктор Айболит: Ребята, вы познакомились с лекарственными травами. Поможете мне вылечить моих пациентов – лесных зверюшек? У нашего Мишки болит горло, давайте порекомендуем ему лечение . (Ответы детей). (Очень полезен отвар календулы. Им можно полоскать горло). А у нашей лисички простуда, сильный кашель. Что мы ей посоветуем? (Ответы детей). (Очень полезно ей будет попить отвар мать-и-мачехи). Вы обратили внимание, какая бледная Белочка? У неё нет сил. Что же делать? (Ответы детей) (Ну, конечно же, ей поможет отвар боярышника, шиповника, зверобоя). Как жалко бедного зайчика: его так знобит. Наверное, он простыл. Что ему дать, чтобы он пропотел? (Ответы детей). (Зайчику очень поможет отвар липы, чай из малины). Доктор Айболит: Вот какие чудеса могут сделать лекарственные травы. А сейчас мы с вами сыграем в игру «Целители». Вам нужно приготовить из трав лекарство (таблички с названиями лекарственных трав): для заживления ран; от кашля. (Ребята предлагают свои варианты) Нужно только не лениться, Нужно только научиться Находить в лесу растенья, Что пригодны для леченья,- Те, что для людей полезны,- И отступят все болезни. IV . Подведение итогов. Рефлексия. — Что нового вы узнали и запомнили о лекарственных растениях? — Достигли мы цели или нет, поставленной в начале занятия? — Кто себя может похвалить? За что? — А кто считает, что мог работать лучше? Почему? — Что больше всего понравилось на занятии? Давайте, ребята, нарисуем знакомое вам лекарственное растение и придумаем знак, напоминающий о его применении при лечении. (Ребята выполняют работу) Нашу виртуальную экскурсию я хочу закончить стихотворением Н. Старшиновой. Нам жить в одной семье, Нам петь в одном кругу, Идти в одном строю, Летать в одном полёте. Ромашку на лугу, Кувшинку на реке И клюкву на болоте. Грехова М.И. В союзе с природой. Эколого-краеведческие игры и развлечения с детьми – М.:ЦГЛ, Ставрополь: Сервисшкола, 2002. Плешаков А.А. Зелёные страницы. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений, — 15-е изд. – М.: Просвещение, 2012. Источник |