Экскурсия по лекарственным растениям

Занятие по ознакомлению детей с лекарственными растениями «Экскурсия по экологической тропе»

Елена Владимировна Григорьева
Занятие по ознакомлению детей с лекарственными растениями «Экскурсия по экологической тропе»

Тема: «Экскурсия по экологической тропе»

Возрастная группа – средняя

Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное, физическое развитие.

Цель: Расширение представлений детей о растениях

1. Продолжать учить различать и называть растения.

2. Познакомить с «Подорожником»

3. Ввести в активный словарь понятие «Лекарственные травы»

4. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, желание и умение оказывать ей помощь.

5. Формировать навыки поведения в природе.

Методы и приемы:

Материалы и оборудование: грамзапись «Голоса птиц»,

Ход занятия:

Воспитатель читает стихотворение В. Туманского «Птичка»

Птичка над моим окошком

Гнездышко для деток вьет

То соломинку тащит в ножках

То пушок в носу несет

Птичка домик делать хочет,

Солнышко взойдет, зайдет.

Целый день она хлопочет,

Но и целый день поет»

(Звучит грамзапись «Голоса птиц»)

Как красиво поют птицы! Мы слышим их голоса, записанные на компактдиск. А где можно услышать голоса птиц в природе?

Дети: в лесу, в парке.

Воспитатель: Можно послушать пение птиц и на территории детского сада. Каких птиц мы встречали здесь?

Дети: К нам прилетали синицы, воробьи, галки, голуби, снегири. Из окна группы мы наблюдали, как «лечил» старую березу дятел.

Воспитатель: Как мы с вами заботимся о птицах?

Дети: зимой делали кормушки,насыпали в них корм: семечки, сало, хлебные крошки. Весной повесили скворечники, которые сделали наши родители.

Воспитатель: Для того, чтобы на территории детского сада пели птицы, взрослые и старшие дети охраняют зеленые насаждения, сажают цветы.

А вот и наш «Зеленый патруль» (входят дети из подготовительной группы, здороваются). «Зеленый патруль», Зоя Ивановна, ваши дети знают правила поведения на территории детского сада? Давайте повторим их.

Дети: Ходить надо только по дорожкам, чтобы не вытоптать растения и цветы. Если кто-то идет навстречу, надо уступить дорогу, не надо вставать на газон. Если увидишь мусор, надо подобрать его. Нельзя рвать цветы, ломать ветки. («Зеленый патруль дает разрешение на прогулку по территории детского сада. Воспитатель подводит детей к «зеленой аптеке», предлагает назвать знакомые травы).

Дети: Мат-и-мачеха, крапива, лопух, одуванчик, медуница.

Воспитатель: Многие растения не только украшают лес, поляну, но и приносят большую пользу людям – лечат их.

Например, подорожник! Если кто-то поранит руку, надо вымыть лист подорожника, приложить его к ранке, тогда она быстрее заживет.

Здесь растет много лекарственных трав, и этот участок леса в нашем детском саду мы называем «Зеленая аптека».

Воспитатель: Какие правила поведения вы знаете?

Дети: В лесу надо ходить по тропинкам, чтобы не мять траву, чтобы нечаянно не наступить на жучков, муравьев.

«Зеленый патруль» приглашает детей пройти за ними по тропинке в уголок леса. Читают стихотворение С.Погореловского:

«Здравствуй лес, дремучий лес, полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою ночью темной, грозовою?

Что нам шепчешь на заре, весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей томится? Что за зверь? Какая птица?

Все открой не утаи: Ты же видишь, мы свои.

Воспитатель: Послушайте, как шумит лес, полюбуйтесь его красотой. Назовите деревья, которые растут в лесу.

Дети: липа, береза, осина, ель, сосна, клен.

Воспитатель: Много разных деревьев в лесу, вы правильно назвали их, а как их отличить?

Дети: У липы ствол черный. У березы ствол белый, листочки мелкие с зубчиками. У осины ствол серо-зеленый, листочки круглые, с одной стороны светлее, с другой темнее.

Воспитатель: Молодцы, ребята, а знаете ли вы, какое дерево называют сладким?

Воспитатель: Правильно, это медоносное дерево, мы с вами много раз наблюдали, как слетаются к липам пчелы. А какое дерево наряжают один раз в году?

Воспитатель:Про какое дерево можно сказать: Ствол белый, ветви тонкие, кудрявые, развесистые, листочки нежные, зеленые, с маленькими зубчиками, на дереве растут сережки? (Ответы детей)

Читайте также:  Что можно принять при сильном похмелье

Правильно, про березу.А теперь отгадайте загадку:

Русская красавица стоит на поляне, в зеленой кофточке, в белом сарафане.

Затем педагог читает стихотворение Вс. Рождественского “Березка”:

Чуть солнце пригрело откосы и стало в лесу потеплей,

Березка зеленые косы развесила с тонкими ветвей.

Вся в белое платье одета, в сережках, в листве круженой

Встречает горячее лето она на опушке лесной.

Воспитатель предлагает вспомнить пословицы и поговорки о природе.Дети с помощью старших дошкольников называют их: “Лес-богатство и краса, береги свои леса”, “Много леса-не губи, мало леса-береги, нет леса-посади”, ”Зеленый патруль” мы в этом году идем в школу, а вы переходите в старшую группу. Заботьтесь о родной природе так же, как мы заботились о ней, чтобы в нашем детском саду было красиво, чтобы цветы цвели, пели птицы. (Вручают детям пилотки и повязки “Зеленого патруля”).

Конспект зимней прогулки по экологической тропе Познавательная, оздоровительная, развитие эмоциональной и сенсорной сферы, знакомство с правильным общением с природой. ЗИМА. Маршрут.

Исследовательский проект «Экскурсия-путешествие по экологической тропе» Актуальность: Экскурсия по экологической тропе для детей на сегодняшний день становится одной из самых актуальных форм работы по экологическому.

Конспект занятия в старшей группе «Экскурсия по экологической тропе» Задачи: закрепить название птиц (синица, ворона, воробей, сорока, дятел); понятие «Лекарственные растения»; названия деревьев, находящихся.

Позновательно-исследовательская деятельность на экологической тропе. И только Россия еще способна сегодня потрясти богатством своего природного наследия. Сберечь эту удивительную природу – вот шанс выжить.

Презентация «Роль организованных наблюдений на экологической тропе» Слайд 1. Тема выступления: «Роль организованных наблюдений на экологической тропе» выполнила воспитатель МАДОУ д/с № 14 «Аленушка», Бальчюнене.

Прогулка по экологической тропе весной Весенняя прогулка по экологической тропе детского сада. Цель: продолжать учить детей видеть весенние изменения в природе, развивать разговорную.

Прогулка с детьми подготовительной группы «По экологической тропе» Материал: — вырезанные из картона листья — письма деревьев: клёна, берёзы, сирени; -украшенная ленточками ель; -лопаты, письмо Боровичка,.

Конспект занятия «Путешествие по экологической тропе» «Путешествие по экологической тропе» Содержание прогулки. Воспитатель: ребята, оглянитесь вокруг! Обратите внимание на окружающую нас.

Путешествие по экологической тропе в гости к сосне Наш детский сад называется «Лютик», он окружен со всех сторон растениями. Растения называют зеленым нарядом Земли. В нашем саду много лиственных.

Источник

План-конспект на экологической тропе «В гости к Аптекарю, или Экскурсия к лекарственным растениям»

Юлия Гандина
План-конспект на экологической тропе «В гости к Аптекарю, или Экскурсия к лекарственным растениям»

План-конспект на экологической тропе

«В гости к Аптекарю, или экскурсия к лекарственным растениям»

(старший возраст, весна)

Задачи:

• Способствовать формированию представлений детей о лекарственных растениях и их целебных свойствах;

• Развивать умение работать с планом экологической тропинки;

• Формировать умение ухаживать за растениями, выбирать способы ухода за ними;

• Воспитывать заботливое отношение ко всему живому.

Ход экскурсии:

1. Игровой момент. К детям на участок приходит письмо от Аптекаря, в котором находится карта-схема экологической тропы детского сада, и приглашение для ребят в гости.

2. Беседа по карте-схеме, рассматривание ее, нахождение объекта, к которому их пригласили. Воспитатель предлагает детям обозначить это место маркером, и все отправляются на экскурсию. На лекарственной грядке находят еще одно письмо Аптекаря: «Здравствуйте ребята, я очень рад вас приветствовать на нашей тропинке. Вы получили карту и правильно пришли по ней к нашим друзьям. А теперь ответьте правильно на мои вопросы-задания».

3. Исследовательская деятельность. Совместно с воспитателем дети работают над заданиями Аптекаря:

Найдите на грядке мяту (по запаху, внешнему виду). Какая она?

— какими лечебными свойствами обладает?

— какие виды мяты растут на грядке? (лимонная, перечная, мелисса)

— какую лекарственную траву вы еще знаете? (крапива)

— кто знает загадки о крапиве? (дети вспоминают и загадывают загадки)

— найдите на грядке крапиву.

— А можно взять ее в руки? Почему нет? А как можно рассмотреть крапиву? (через лупу)

Аптекарь благодарит детей за проявленные знания о лекарственных травах. Вместе с детьми через лупу рассматривают строение мяты и крапивы.

— Как нужно ухаживать за растениями?

— Как вы думаете, что еще нужно нашим растениям для роста?

Аптекарь заранее приготовил, грабли, лейки, палочки для взятия пробы почвы (рыхлая, мокрая, влажная, сухая). Дети сначала определяют потребность растений в определенном виде ухода, и выполняют трудовые действия (полив, прополка, рыхление).

Читайте также:  Лучшие курсы оказания первой медицинской помощи

Аптекарь проверяет работу детей и предлагает поиграть с ним в игру.

4.Игра с мячом: если называют лекарственное растение – мяч нужно поймать, если нет – то мяч нужно отбросить. После игры дети прощаются с Аптекарем и возвращаются в группу.

5. Изобразительная деятельность. Дети рисуют лекарственные растения которые видели в гостях у Аптекаря.

6. Воспитатель устраивает для детей чаепитие с мятой.

Открытый просмотр прогулки по экологической тропе Цель: Обобщить знания детей об объектов экологической тропы Задачи: Закреплять умение детей узнавать и называть деревья на экологической.

Фотоотчет о создании на экологической тропе зоны отдыха Доброго времени суток, уважаемые коллеги. Сегодня хочу поделиться с Вами фотоотчетом о создании на экологической тропе зоны отдыха. Экологическая.

Фотоотчет Увлекательное путешествие по экологической тропе «В гости к Лесовичку» Конспект организованной образовательной деятельности /ООД / по познавательному развитию детей в средней группеУвлекательное путешествие.

Конспект итогового занятия по природному миру в старшей группе на экологической тропе «У ежика в гостях» Конспект ОД (природный мир + экология + трудовая деятельность + здоровьесберегающие технологии) Тема: «У ежика в гостях» (старшая группа).

Конспект ООД по ознакомлению детей с миром природы «Прогулка по экологической тропе осенью» Задачи. Образовательные: расширять представления детей об объектах экологической тропы и сезонных изменениях в природе. Формировать эстетическое.

План-конспект занятия прогулки по экологической тропе здоровья «Листопад» Цель:Продолжать формировать интерес у детей к природе. Задачи: Уточнить знания у детей о природном явлении листопаде, совершенствовать навыки.

Прогулка по летней экологической тропе в младшей группе Прогулка по летней экологической тропинке с детьми младшей группы. Летом всё свободное время дети играют на участке. Воспитатели проводят.

Прогулка по экологической тропе — фотоотчёт. При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой.

Конспект прогулки «Путешествие по экологической тропе «Лес полон чудес!» Цель: Дать детям представление о сезонных изменениях в природе. Задачи: Учить детей называть и различать деревья, растущие на близлежащей.

Экоквест «Путешествие по экологической тропе» Эко — квест » Путешествие по экологической тропе » Цель: создать условия для формирования представлений и элементарных знаний об экологии,.

Источник

Экскурсия в лес на тему: «Лекарственные растения»
занимательные факты (подготовительная группа) на тему

Цель: Уточнить и расширить представления детей о лекарственных растениях леса.

Задачи:

1. Раскрыть ценность лекарственных растений для здоровья человека.

2. Учить детей различать растения по внешнему виду.

3. Познакомить с правилами сбора и использования лечебных трав.

4. Расширять кругозор дошкольников.

1. Развивать речь: обогащать словарный запас, побуждать задавать вопросы.

2. Развивать память, логическое мышление, внимание, умение анализировать.

1. Воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю.

2. Прививать желание вести здоровый образ жизни..

I. Мотивация и актуализация знаний

Здравствуйте ребята! (ребята поздоровались)

Всегда когда вы встречаетесь с друзьями и родными, или просто с незнакомыми людьми, то вы, как воспитанные дети, говорите слова приветствия. Поделитесь с нами вежливыми словами – приветствия. (Здравствуйте, привет, доброе утро, добрый день, добрый вечер, я вас приветствую, я рад встрече с вами)

Одним из слов приветствия было самое первое и часто употребляемое – это слово здравствуйте. Что мы желаем, когда приветствуем друг друга? (здоровья)

Что такое здоровье? Здоровье – это богатство, которое хранится внутри нас. Каждый должен беречь свое здоровье. Что может произойти, если неправильно относиться к своему здоровью? (можно заболеть)

А если вдруг человек заболел, что надо делать? (лечиться)

Чем мы лечимся? (лекарствами)

Ребята, а лекарственные препараты – это полезно или опасно?

Кто может назначать лекарства для больных людей? (врач) Кто может самостоятельно брать лекарства для приема? (взрослые)

Один из препаратов – это растения. Издавна люди заметили, что больные животные ходили в лес, на луг, чтобы съесть нужную траву, и выздоравливали. Люди стали искать помощи у разных растений и заметили, что одна трава помогает заживлять раны, другая — лечит от кашля, третья – придает сил энергии. А раз травы лечат, то люди решили назвать их как? (лекарственными)

мы с вами отправились сегодня в лес на экскурсию по изучению лекарственных растений леса. В процессе нашей экскурсии мы свами раскроем ценность лекарственных растений для здоровья человека, поучимся различать растения по внешнему виду, познакомить с правилами сбора и использования лечебных трав.

Читайте также:  Золотой ус как лечебное средство

Ребята, давайте вспомним правила поведения в природе.

Предварительная беседа перед экскурсией

1. Правила поведения младших дошкольников во время проведения экскурсий

2. Выполняй все требования воспитателя.

3. Будь дисциплинированным. Не отставай от группы и не уходи самовольно.

4. Помни и соблюдай правила поведения на улицах и дорогах, в общественных местах, в лесу.

5. Бережно относись к окружающей природе,

6. Не трогай и не бери в руки подозрительные предметы. Сообщи о них воспитателю.

7. Не оставляй после себя мусор в общественных местах, в местах отдыха и привалов.

Основная часть экскурсии

Беседа о лекарственных растений, совместное нахождение и определение растений с помощью атласа.

Пользуются ли в вашей семье народными рецептами для лечения?

Какие болезни можно вылечить лекарственными растениями?

Какие лекарственные растения наших лесов и рецепты из них вы знаете?

Нужно ли охранять лекарственные растения?

Поиск лекарственных растений с помощью атласа определителя по группам

Ученики разделяются на две группы и занимаются исследованием.

См. Карточки инструкции Приложение I/

Самостоятельная работа групп. Дети наблюдают и все фиксируют;

Обсуждение результатов самостоятельной работы.

Отгадывание загадок о лекарственных растениях

Загадки о лекарственных растениях.

Нам запах свежести лесной
Приносит позднею весной
Цветок душистый, нежный
Из кисти белоснежной.
(Ландыш)

Листья этого растенья обжигают нас,

Сок из листьев этого растения спасает нас.

Весной его используют на суп.

Голову мыть его отваром – волосы растут.
(Крапива)

Кисть ягоды прекрасная,
Жёлтая иль красная,
Я достать её боюсь —
О шипы уколюсь.
Но уважаю с детства
Сердечное средство. (боярышник)

Поранил ты в походе ногу,
Усталость не даёт идти –
Нагнись: солдатик у дороги
Готов помочь тебе в пути.

Очень вкусные плоды

Много жира, витаминов.

Как питательны они!

Ядра ели в шоколадке

Скорлупа – краситель яркий.

Что за плод мы рвем с ветвей? (орех)

Эти листья и плоды

Для кулинара и врача

Источник витамина С –

От кашля избавление.

Те разноцветные плоды –

Леченье с наслаждением.

Это прозвище недаром у красивого цветка.

Капля сочного нектара и душиста и сладка.

От простуды излечиться

Сидит на палочке
В красной рубашке,
Брюшко сыто,
Камешками набито.

На кустах с колючками она,
Вроде бы малина, но черна.
(Ежевика)

Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи.
(Малина)

На опушке у пеньков
Много красных огоньков.
Ах, ты только погляди-ка:
Да ведь это …
(Земляника)

Растет зеленый кустик,
Дотронешься – укусит.
(Крапива)

Стоит красавица –
Всем нравится.
Платье потерялось,
А пуговицы остались.
(Черемуха)

Беленькие горошки
На зеленой ножке.
(Ландыш)

У какого дерева детки в шапочках?
(У дуба)

Тонкий стебель у дорожки.
На конце его – сережки.
Лечит ранки и ожоги
Этот лекарь у дороги.
(Подорожник)

В этот гладкий коробок
Спрятан маленький дубок.
(Желудь)

Цветочки – как розы,
Листочки – как слезы,
К шипу прикоснешься —
Слезами зальешься.

III. Подведение итогов

Какое значение имеют лекарственные растения для человека?

Могут ли растения заменить лекарства?

Что делать, чтобы растения-лекари не исчезли?

Какова роль растений в природе и жизни человека?

Какие лекарственные растения наших лесов вам известны?

Как правильно собирать лекарственные растения?

Какие лесные растения нашего края занесены в Красную книгу?

Как можно сохранить редкие растения нашего региона?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познакомить детей с лекарственными растениями Краснодарского края и их лечебными свойствами.

Презентация предназначена для общего ознакомления детей с лекакрственными растениями Краснодарского края (крапива, сирень, черёмуха, цветы липы, мать — и — мачеха, зверобой, малина, чёрная бузина, под.

Презентация педагогического проекта .

Конспект занятия по разделу «Экологическое воспитание детей» по теме: «Лекарственные растения тульского края» с использованием регионального компонентаСтаршая группа.

: Познакомить детей с лекарственными растениями: ромашка, водяная лилия, тысячелистник. Развивать познавательные интересы. Воспитывать любовь к природе , бережное отношение к ней.

Экскурсия с последующей практической работой на тему «Лекарственные растения в нашем дворе».

Через подвижные игры можно закреплять с детьми знания о лекарственных и полезных для человека растениях.

Источник

Оцените статью