Духовно нравственное воспитание средствами народного искусства

Реализация духовно-нравственного воспитания средствами народного декоративно-прикладного искусства

Татьяна Семченко
Реализация духовно-нравственного воспитания средствами народного декоративно-прикладного искусства

Семченко Татьяна Сергеевна, воспитатель

БДОУ г. Омска «Детский сад №366»

Реализация духовно – нравственного воспитания средствами народного декоративно-прикладного искусства

«Человек по натуре своей – художник.

Он всюду так или иначе,

стремится вносить в свою жизнь красоту…»

«Давайте детям больше и больше

созерцания общего, человеческого, мирового;

но преимущественно старайтесь знакомить

их с этими через родные и национальные явления»

Народное декоративно-прикладное искусство, будучи одним из средств этетического воспитания, помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и искусстве. Народное искусство по содержанию национальное и способно активно воздействовать на духовное развитие человека. [2]

Первые годы жизни ребёнка – важный этап его воспитания. В этот период начинаются развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают его со своим народом, своей страной и в значительной мере определяют последующий путь жизни. В этом возрасте подготавливается почва для нравственного роста и любви к окружающему. Природа родного края – неиссякаемый источник для творчества. Близость детям творчества народа обусловлена тем, что его образы связаны с укладом окружающего мира, родной природой. Ощущение ветра, солнца, запаха земли, леса, моря, степи – это целый мир переживаний. Народное искусство живёт наблюдением природы, окружающей жизни. В своей практике мы обращаем большое внимание детей на окружающую красоту природы. Заостряем внимание дошкольника на красоте деталей, например на цвет и изящную форму листьев деревьев, травинок, цветов, разнообразие снежинок,зимние узоры на окнах. Накопленные впечатления дети реализуют в своих рисунках, росписях тарелок, узорах на глиняных фигурках.

Ребёнок нуждается в ярких образах, звуках, красках. Сказки, загадки, поговорки, пословицы – устное народное творчество — соединяют в себе всю мудрость и красоту языка. [1] Всё это мы ежедневно внедряем в своей деятельности. Чтение, инсценировка сказок с использованием дымковской, филимоновой, каргопольской, богородской игрушки. В создании сказочной атмосферы используем народные песни, мелодии.

Мелодии, ритмы, движения, песня пляска – выражает характер и широту души русской. В музыкальные минутки шалости включаем подборку заводных русских народных песн.

Лепка, резьба, вышивание, роспись и другие виды изобразительного искусства передают вкус, чувство формы, цвета, образа, которым владеет народ. В утренние и вечерние часы в индивидуальной работе дети закрепляют знания о народной игрушки, полученные на занятиях. Каждый вид народного творчества развивает духовно ребёнка. Важно, чтобы воспитатели сами были проникнуты уважением к народности. [2]

Произведения народного искусства всегда яркие по цвету, просты по форме, по замыслу приближенны к жизни, поэтому легко воспринимаются детьми. В своей практике используем наглядные материалы – плакаты с узорами, игрушками, жёстовскими подносами, показываем видео о народных промыслах в рамках недельных выставок по тому или иному народному промыслу.

В области народного искусства есть много красивого, простого, что с успехом можно использовать в работе с дошкольниками. Эта деятельность воспитывает у детей трудолюбие, развивает умения, навыки, знакомит с разнообразием художественного материала. В своей работе мы используем такой материал для поделок, как древесная кора, листья, яичная скорлупа, крупы глина, ветки, шишки и другие природные материалы.

Важно преподнести разнообразие народного творчества и заинтересовать дошкольника. Так у нас постоянно действует выставка «Мир красоты», где рядом с игрушками, декоративной посудой располагаются книги, иллюстрации, подборка народных мелодий, фото мастериц занятые за народными промыслами поможет познакомить детей с богатством и разнообразием творчества народных художников. Необходимо чтобы предметы русского народного творчества внедрялись в быт. [1] В группе использована отделка детской мебели элементами народного творчества, жёстовские подносы служат для размещения наглядного материала, композиции с дымковской игрушкой украшают полочки. Внедряя народное творчество в быт детей кукольная мебель, постельные принадлежности, бельё, игрушечная посуда силами воспитателей и родителей украшена элементами народной росписи. Обращая внимание ребёнка на элементы оформления вещей, мы приобщает дошкольника к прекрасному, зарождая искру божью, искру творчества, которая спрятана у каждого в душе.

Читайте также:  Народные средства эффективного лечения геморроя

Стимулом для самостоятельных игр «Музей», «Театр» «Магазин игрушек», «Прогулка в парке»могут послужить атрибуты костюмов: кокошники, юбки, расписные вёдра коромысла, зонтики, шкатулки и т. д. Самое главное – ребенок приобретает навыки самостоятельно находить выход из сложившейся ситуации. Например, если в игровой ситуации возникла необходимость в дополнительном атрибуте,наши ребята сделают его сами: нарисуют, лепят, вырезают. [1] Чтобы привлечь детей к подобным занятиям, мы сами вместе с детьми вступаем в игру, лепим, рисуем, вырезаем, создавая красивые предметы. Почти у каждого ребёнка появляется желание сделать так же. Работами детей украшаем группу, оформляем выставку для родителей в приёмной или для всего детского сада, участвуем в выставках за пределами дошкольного учреждения. Так постепенно у детей формируется положительное отношение к подобному виду деятельности, желание делать красивые вещи.

Необходимо привлекать родителей к тому, что делает дошкольное учреждение по ознакомлению детей с прикладным народным искусством. Информацию об этом родители получают на собраниях, в беседах и консультациях, через наглядные материалы, размещённые в «уголке родителей», на сайте детского сада или на страничке группы в социальной сети.

Приобщение дошкольников к декоративно-прикладному искусству, которое хранит в себе накопленный веками духовный потенциал, поможет вырастить и воспитать в ребенке гармоничное духовно-нравственное начало. По этому поводу В. А.Сухомлинский писал: «Искусство — это время и пространство, в котором живёт красота человеческого духа. Как гимнастика выпрямляет тело, так искусство выпрямляет душу. Познавая ценности искусства, человек познаёт человеческое в человеке, поднимает себя до прекрасного». [1]

1. Н. Б. Халезова. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду. — М. : Просвещение, 1990г.

2. А. П. Усова. Русское народное творчество детскому саду. — М. : Просвещение, 2001г.

3. Народное искусство в воспитании детей. – М. : Российское педагогическое агенство. — 1997г.

4. Журнал «Юный художник» — №8,1991г, №10,1993 год.

Фольклор как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Фольклор как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возрастаСлайд № 2Современная социально-психологическая ситуация,.

Консультация для воспитателей «Игра как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» Игра, как ведущая деятельность дошкольника имеет важнейшее значение в формировании личности. Каждый вид игры (дидактическая, строительная,.

Мини-музей как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Грачева О. Ф., воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №31 «Аленький цветочек» г. Губкин, Белгородская область МИНИ-МУЗЕЙ КАК.

Особенности духовно-нравственного воспитания Духовно-нравственное воспитание – одна из важных составляющих воспитания ребенка. Педагог, формируя индивидуальное нравственное сознание.

Проблемы духовно-нравственного воспитания дошкольников Потурнакова Воспитатель МК ДОУ Павловский детский сад №11 Проблемы духовно- нравственного воспитания дошкольников. Министерство образования.

Читайте также:  Лечебный массаж для лежачих больных

Проект духовно-нравственного воспитания в подготовительной группе (возраст 6–7 лет) Проект духовно-нравственного воспитания в подготовительной группе (возраст 6-7 лет) Название: «Кто на свете всех милее?» Дидактическая.

Проект «Декоративно-прикладное искусство как средство духовно-нравственного развития детей» Видео ль проекта: Формирование и развитие основ духовно-нравственного воспитания детей через декоративно-прикладное искусство. Задачи проекта:.

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям.

Театрализованная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников В настоящее время перед обществом необычайно остро стоит проблема нравственного воспитания детей всех возрастов, педагоги заново пытаются.

Консультация «Возрождение традиций православного семейного воспитания в системе духовно-нравственного воспитания дошкольников» Испокон веков семья была защитой и убежищем для подрастающего человека, местом, где он с младенчества впитывал основы родной культуры, обычаев,.

Источник

Духовно нравственное воспитание средствами народного искусства

« Любовь к родному краю, знание его культуры – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества. Культура, как растение, у нее есть не только ветки, но и корни. Чрезвычайно важно, чтобы рост начинался именно с корней.» Д.С.Лихачев.

Как известно, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения. Двигаясь путем проб и ошибок, он овладевает нормами жизни в человеческом обществе.

Это делает дошкольный возраст наиболее благоприятным для духовно-нравственного воспитания. Воспитывать и формировать миропонимание ребенка необходимо тогда, когда его жизненный опыт только начинает накапливаться. Именно в детстве определяется направленность личности, проявляются первые моральные установки, взгляды.

Содержание нравственного воспитания представляет собой свод этических норм, которые являются моральным кодексом и своеобразной энциклопедией педагог знаний. Народ всегда прославлял такие нравственные качества как: преданность Родине, любовь к своему народу, героизм, скромность, доброта, вежливость, правдивость, дружелюбие и др. Поэтому, для духовно – нравственного воспитания детей необходимо использовать средства народного искусства.

Источниками народного творчества является родная природа, окружающий быт, декоративно-прикладное искусство, художественная литература.

Народное искусство, включая все его виды, обладает большими воспитательными возможностями. Оно несет в себе огромный дух заряд, эстетические и нравственные идеалы, веру в торжество прекрасного, веру добра и справедливости.

Приобщение детей к народному творчеству, искусству, непосредственное участие детей в национальных праздниках, например, «Зимние святки» , «Масленица» позволяют познакомить с традициями русского народа, воспитывают нравственные чувства, развивают. Наполняют эмоциональную сферу ребенка радостью, поднимают настроение, формируют эстетический вкус, обогащают речь ребенка.

Народное искусство позволяет приобщать детей к духовной культуре своего народа, частью которого оно является. Слушая произведения устного народного творчества, рассматривая изделия прикладного искусства, дети приобретают новые знания о жизни: о труде людей, о том, что ценит народ в человеке, а что порицает, как понимает красоту, о чем мечтает.

Например, при знакомстве с Городецкой и дымковской росписью, мы знакомим не только с элементами, но прежде всего, с историей возникновения декоративно –прикладного искусства, место возникновения, традициями, способами изготовления, а потом — с характерными элементами росписи. Рассматривая произведения декоративно-прикладного искусства, дети испытывают чувство радости, удовольствия от ярких цветов, богатства и разнообразия видов и мотивов, проникаются уважением к мастеру создавшему их, у них возникает стремление самим научиться создавать прекрасное.

Читайте также:  Генитальный герпес женщин лечение народными средствами

Знакомим детей с русским народными костюмами. Это очень важно, т.к. позволяет показать непрерывную связь поколений и связь с искусством.

Для духовно-нравственного воспитания используем сказки, русский фольклор. При чтении народных произведений дети знакомятся с художественным языком ( например, добрый молодец, девица, матушка, батюшка, малые детушки).

Слушая сказку получают представления о добре и зле, представления о крестьянской семье, как нравственной и хозяйственной основой национального образа, позволяет познакомить с семейным укладом, обычаями и обрядами, роли семьи в сохранении и передаче традиций, знакомство с основными занятиями крестьян: земледелием, животноводством, орудиями производства.

Вообще русские народные сказки имеют большой воспитательный материал для развития нравственных качеств у детей, т.к всегда в них противостоят друг другу хорошее и плохое: добро и зло, щедрость и жадность ,правда и ложь, послушание и упрямство, трудолюбие и лень. В сказках, русском фольклоре виден, быт народа, его домашняя жизнь, его нравственные понятия и лукавый русский ум. В русских сказках присутствует образ русской земли. Поэтически дана характеристика русской природы: чистое поле, береза, калина, т.е. показана тесная связь человека, привязанность к родному краю. На все это мы должны обратить внимание детей.

Наряду со сказками, поговорки и пословицы являются важнейшим средством нравственного воспитания детей, своеобразным учебником жизни, так восхваляются хорошие черты человека и порицаются плохие, например: «Ласковым словом много добьешься», «Коня ведут уздечкой, а человека словом», «Труд человека кормит, а лень портит», «Время – делу, а потехе – час», «Запасливый лучше богатого», «Без труда не выловишь и рыбку из пруда».

Мир детства не может быть без игры. Игра в жизни ребенка – это минуты радости, забавы, соревнования, она ведет ребенка по жизни. Русские народные игры имеют многовековую историю. В этих играх отражается любовь народа к движениям, удальству. Народные игры помогают усваивать знания, полученные на занятиях: например, чтобы закрепить представление о цветах, оттенках, мы с детьми играем в игру « Краски». Детям очень нравиться. В ней присутствует своеобразие игровых действий: и диалогическая речь, диалог « монаха» и « продавца», прыжки на одной ноге и стихотворный текст. В народных играх много юмора, соревнований, задора, движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными моментами, любимыми детьми считалками и зазывалками ( например, зазывалка: приглашаю детвору на веселую игру, а кого не примем за уши поднимем. Уши будут красными до того прекрасными.) или игра « уголки». Она вырабатывает внимание, ловкость, чувство такта, здесь перебежки сопровождаются подпевкой. Через игры, забавы дети приобщаются к социальным отношениям, общению, добротворчеству, воспитывая и обучая одновременно.

Таким образом, для духовно-нравственного воспитания детей необходимо использовать все средства народного искусства, с помощью которых происходит приобщение ребенка к миру общечеловеческих ценностей, формирование отношения к природе, к рукотворному миру, людям , труду, искусству, культуре народного края. Именно так ребенок постепенно принимает возрастные нормы поведения, исследует границы дозволенного, решает свои эмоциональные проблемы, познает мир, приобретает социальный опыт.

Источник

Оцените статью