Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами народной культуры (из опыта работы)
Ольга Гусева
Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами народной культуры (из опыта работы)
Я, Гусева О. А. МБДОУ Д/С №3. Разрешите приветствовать вас Преосвященнейший Владыка, все честные отцы, уважаемые участники конференции. Мое выступление посвящено «Духовно- нравственному воспитанию детей дошкольного возраста средством народной культуры основанной на православных традициях.
«Дошкольный возраст – это время воспитания души, а не образования ребенка… Духовно-нравственное воспитание дошкольников – это, прежде всего воспитаниечувств по отношению к самым близким им людям: родителям, братьям, сестрам, воспитателям детского сада, детям группы, Родине»
В нашем ДОУ духовно-нравственные ценности у детей формируются в процессе приобщения к истокам народной культуры основанной на православных традициях.
Живя в двадцать первом веке, наше общество достигло высоких результатов в технологическом и научном развитии, но, к сожалению, мы далеко отстаем от наших предков в духовной сфере. Для духовного возрастания нашему обществу нужен достойный пример. Знакомство с житием подвижников и святых является тем самым примером. Образ святого является носителем духовно-нравственных ценностей, добра, справедливости, милосердия, трудолюбия.
Через русскую святость ребенок приобщается к истории страны, к идеалам, ценностям, питающим ее веками, жизненному укладу. Житийная литература поучительна и назидательна, насыщена яркими образами и примерами добродетельной жизни. Святые формировали нравственный идеал народа. Через это нравоучительное чтение человек познавал образцы благочестивого поведения, приобретал ориентиры в окружающем мире, научался различать добро и зло. Действия святого, его подвиги становились эталоном жизненных ценностей. Неслучайно житие называют поучением, наставлением и назиданием о благочестивой жизни.
И наша задача как педагогов помочь ребёнку увидеть ценные черты этого человека, осмыслить его конкретные дела.
Сегодня, 8 октября, Православная Церковь чтит память преподобного Сергия Радонежского.
Личность Преподобного Сергия Радонежского сияет огромной путеводной звездой на небосклоне русской святости, освещая путь каждому человеку, чьё сердце открывается навстречу добру, правде, любви и милосердию.
Чем же может обогатить юную душу знакомство с личностью Преподобного Сергия? Дети, слушая об этом удивительном святом, знакомятся с такими понятиями, как Послушание, Терпение, Смирение, Мудрость, Подвиг и другими, которые в совокупности являют школу святости. Жизнь Преподобного Сергия Радонежского – это настоящие уроки нравственности для любого христианина.
Первый урок Сергия – урок смирения. Когда Варфоломею не давалась грамота, ему явился ангел в образе старца и благословил его читать слово Божие. Варфоломей понял, что даже простое дело невозможно без помощи свыше. Поэтому каждое дело он начинал и заканчивал молитвой Богу.
Второй урок – урок послушания родителям. Как ни хотел Варфоломей ещё при жизни праведных Кирилла и Марии принять монашество и уединиться, он не смог отказать им в просьбе охранять их старость до кончины. На примере послушания Варфоломея своим родителям, мы учим детей быть послушными старшим.
Третий урок – урок терпения и верности выбранному пути.Варфоломей претерпевает все невзгоды: стужу, зной, голод, страх от диких зверей и тёмной силы. Дети, в ДОУ капризны, не усидчивы. Рассказ о Ярославе.
Четвёртый урок – урок трудолюбия.Преподобный Сергий трудился больше всех и служил всем: носил воду с дальнего источника, рубил дрова, шил одежду и обувь, пёк хлеб, возводил монастырские постройки. На этом примере мы воспитываем трудолюбие у детей.
Пятый урок – урок безупречной скромности. Преподобный Сергий одевался в ветхие одежды, никогда не повышал голоса, был терпелив и постоянен. Он запрещал рассказывать о случаях чудесной помощи больным, об исцелениях и воскрешении из мёртвых, происшедшим по его молитвам.
Шестой урок – урок любви Преподобного Сергия Радонежского к своему Отечеству. Он нёс людям слова мира и любви.
Жизнь Преподобного Сергия Радонежского – это не подвиг героических поступков. Он постоянно помнил о Боге и строил свою жизнь в соответствии с заповедями Божьими.
И не только на примере нравственных уроков Преподобного Сергия Радонежского мы знакомим детей с духовно-нравственными ценностями.
Лебедянская земля всегда славилась не только значимыми людьми, производством, но наличием храмов и церквей. Это родина подвижников и святых Иоанна Сезеновского, Амвросия Оптинского, Силуана Афонского и многих других.
В один из осенних дней мы с детьми отправились экскурсией в село Шовское, в дом, где вырос Преподобной Силуан Афонский. Здесь расположен небольшой музей. Рядом построена часовня со звонницей. Церковь Рождества Христова, который также называют Храмом Силуана Афонского. При всем внимании к возрасту детей, жития святых нельзя упрощать, искажать, сводить их к волшебной сказке.
В связи с тем, что у дошкольников преобладает непроизвольное внимание, а также их восприятие основано преимущественно на эмоциях, нужно использовать в работе те события из жизни святых, которые могут быть наиболее интересны детям, и вызовут у них эмоциональную реакцию.
Важен искренний подход воспитателя к излагаемому материалу. Если он поделится с ребятами тем, что его задело лично, то рассказ только выиграет. Дети чутко реагируют на правду и на ложь. И если ваш энтузиазм будет показным, то результат труда сведется к нулю. Таким образом, процесс формирования духовно-нравственныхценностей на основе примеров святых становится двусторонним: актуальным как для ребенка, так и для воспитателя. Чем больше сам воспитатель преуспевает в духовной жизни, тем больше в это погружаются и его воспитанники.
Подводя итог, хотелось бы еще раз отметить, что духовно-нравственные ценности формируются в процессе приобщение к истокам народной культуры основанной на православных традициях. Именно поэтому важно проводить беседы о житие святых у детей в дошкольном возрасте, когда у них начинают складываться ценности и нормы, которые они могут перенять, познавая мир.
Духовно-нравственное воспитание детей средствами физической культуры Включение работы по формированию духовно-нравственных ценностей в физическое воспитание детей, на мой взгляд, совершенно необходимо, по.
Духовно-нравственное воспитание детей в ДОУ. Приобщение дошкольников к народной культуре Духовно — нравственное воспитание — воспитание духовно-нравственного человека. В системе образования целенаправленный.
Духовно-нравственное воспитание и развитие детей дошкольного возраста Подготовил: Ларионова Ирина Александровна, воспитатель первой квалификационной категории МБДОУ детского сада «Тополёк» Токарёвского района.
Духовно-нравственное воспитание в ДОУ средствами культуры и искусства своего народа МКДОУ «Левашинский детский сад №1 «Солнышко» ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ В ДОУ СРЕДСТВАМИ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА СВОЕГО НАРОДА Подготовила.
Консультация для родителей «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами народной культуры» Духовно-нравственное воспитание детей средствами народной и православной культуры, на сегодняшний день, является актуальной темой. Актуальность.
Консультация для родителей «Духовно-нравственное воспитание детей посредством русской народной сказки» В настоящее время сказка, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. А ведь именно сказка.
Презентация «Духовно — нравственное воспитание детей дошкольного возраста» Якунина Елена Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста. «Без памяти нет традиций, без традиции нет воспитания, без воспитания.
Презентация опыта работы «Духовно-нравственное воспитание детей в ДОУ» Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к.
Социально-нравственное воспитание детей младшего возраста от 3 до 4 лет (из опыта работы) Социально-нравственное воспитание детей младшего возраста от 3 до 4 лет (из опыта работы) Составитель: Брагина Л. Н., воспитатель Март, 2019.
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста средствами народной культуры Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения – одна из основных проблем педагогики, которой на современном этапе уделяется.
Источник
Консультация для родителей «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами народной культуры»
Жанна Пащенко
Консультация для родителей «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами народной культуры»
Духовно-нравственное воспитание детей средствами народной и православной культуры, на сегодняшний день, является актуальной темой. Актуальность диктуется теми противоречиями, теми трудностями и даже кризисными явлениями, которые сложились в обществе.
Перспектива в работе с детьми заключается в том, чтобы сформировать, чувство причастности к наследию прошлого. Ведь в основе человеческой культуры лежит духовное начало. Жизнь без духа, бездуховность никогда не была присуща русскому человеку и народу в целом, русской истории и культуре. В народе всегда сильна была власть добра, справедливости, праведности, нравственности.
Соприкосновение с народными и православными традициями, участие в народных праздниках, духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в котором народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков. Дети должны знать традиции, обычаи русского народа, историю народной культуры, проникнуться чувством понимания её древности и величия, чтобы приобщиться к её истокам.
Ребенок, начиная активную жизнь, сталкивается с множеством проблем и трудностей, связанных не только с тем, что ещё мало знает об этом мире, но должен и хочет познать его, ему нужно научиться жить в окружении себе подобных. И не только физически жить, но и хорошо, комфортно чувствовать себя среди людей, развиваться и совершенствоваться. А для этого важно понять, как люди общаются друг с другом, что они ценят, что порицают, за что хвалят, а за что ругают и даже наказывают. В процессе этого сложного познания ребенок становится личностью со своим мировоззрением, пониманием добра и зла, со своими реакциями на поступки других и собственное поведение.
Духовно-нравственное воспитание детей возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства. Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно нравственной личности показывают, что самым слабым местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований. Поэтому важно помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычая и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.
В последние годы в системе дошкольного образования произошли определенные перемены. Обновляется содержание образования и воспитания детей. Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-новому, многое для себя открываем заново и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа.
Воспитанию нравственных чувств в истории педагогики всегда уделялось большое внимание. В. Г. Белинский. К. Д. Ушинский, Н. А. Добролюбов и другие считали, что воспитание в ребенке гражданина своей Родины неотделимо от воспитанияв нем гуманных чувств: доброты, справедливости, способности противостоять лжи и жестокости.
Русский философ И. А.Ильин писал: «Судьбы народа сокрыты в его истории. Она таит в себе не только его прошлое, но и его будущее; она являет собой его духовное естество и его силу, и его дар, и его задание, и его призвание. История народа есть молчаливый глагол его духа, таинственная запись его судеб, пророческое знамение грядущего».
Народная культура и основанная на ней народная педагогика — неисчерпаемый кладезь мудрости, нравственных начал, духовности, необъятного запаса любви, доброты и бережного отношения ко всему,что окружает человека: к природе, её богатству, к людям, к народным традициям. «Ведь все живое и неживое создано Творцом и дано нам в виде бесценного подарка. Так будем же, братии, беречь его», — так обращался к своей пастве Феофан Затворник, известный толкователь евангельских притч.
Основной целью в работе по духовно-нравственному воспитанию детей на основе формирования представлений о народной и православной культуре русского народаявляются следующие задачи:
• Знакомство детей с основами духовно-нравственных народных традиций русского народа и традиционного уклада жизни. Важно чтобы, окружающие предметы, впервые пробудившие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность были национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они — часть великого русского народа.
• Использование всех видов фольклора с учетом регионального компонента (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.);
• Знакомство с русскими народными традициями, православными праздниками. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
Духовно-нравственное воспитание на основе народныхи православных традиций благотворно влияет на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал.
В работе с детьми для большего понимания смысла обычаев, обрядов нужно использовать фольклорные произведения. Содержание фольклора отражает жизнь народа, его опыт, просеянный сквозь сито веков, духовный мир, мысли, чувства наших предков.
Фольклор, как сокровищница русского народа, находит свое применение в разных разделах работы с дошкольниками: речевой, игровой, изобразительной, музыкальной. В устном народном творчестве как нигде отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности — представление о добре, красоте, правде, верности. Особое место в таких произведениях занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. При организации занятий нужно использовать методические приемы, связанные с поиском игровых персонажей. Использовать игрушки в виде животных, наиболее часто встречающиеся в фольклорных произведениях (котик, мышка, петушок, мишка). По-иному звучат песенки, потешки, сказки из уст детей, выразительнее получаются роли в играх-драматизациях. Все это превращает детский сад не в учреждение, а добрый теплый дом.
Наиболее эмоциональный отклик в душе детей, дающие духовные ростки, вызывают народные и православные праздники. Праздники — неиссякаемый источник не только традиций и обрядов, но и жизненного оптимизма. Они вносят радость в наши дома, задают особый ритм духовной жизни человека, обращая его к традициям нашего народа. Детскому восприятию присуща удивительная особенность. В памяти остается незабываемое осеннее многоцветье к Покрову, сияние огоньков и аромат хвои на Рождество, березки — на Троицу, ванильный вкус куличей и пасочек, красные свечи и крашенки на Пасху, а народные гуляния на Масленицу. У каждого праздника есть свой цвет, свой запах, своё звучание, своя музыка. Уже в младшем дошкольном возрасте дети способны воспринимать радостную атмосферу праздников. Учитывая то, что дошкольники находятся еще в том возрасте, когда все события ими воспринимаются очень эмоционально, во время проведения праздников важно создать радостную атмосферу. Перед праздниками Светлого Христова Воскресенья, Рождества Христова, Троицы — праздника русской березки, Масленицы — проводов зимы, разъяснять некоторые обряды, обычаи, слова, связанные с данным праздником. На Пасху принято красить яйца; на праздник Троицы у христиан существует обычай украшать дома, комнаты зелеными ветвями и цветами. Весенняя зелень и цветы указывают на обновление людей силой, сошедшего на них Святого Духа. На Рождество нужно делать с детьми ангелов и украшать рождественскую елку, на Масленицу сжигать чучело Масленицы и лакомиться блинами.
Одна из задач — воспитание таких добродетелей, как милосердие, сострадание, умение прощать обиды и другие. Что же кажется проще, чем общаться друг с другом? Любому человеку, а особенно маленькому, общение необходимо так же, как дыхание для жизни. Нужно научить ребенка видеть в себе движение к добру и злу и различать их, воспитывать желание делать выбор в пользу добра, следовать за добрыми влечения сердца и совести (добронравие, формировать доброе отношение к близким. Народная мудрость гласит: «Кто добро творит, тому зло не вредит».
Народная и православная культура — источник чистый и вечный. В чем бы не выражал себя народ: в танце, в песне, в сохранении своих традиций, ясно одно — это идет от души. А душа народа добра и красива.И дети наши начинают говорить языком доброты: будь красив делом,чтобы о тебе не могли сказать: «На слово скор, да на дело не скор», умей веселиться,но помни: «Делу — время, потехе — час»,береги дружбу и помни: «Нет друга, так ищи, а нашел — береги», люби и цени свою семью; «В семье лад, так не нужен и клад», цени Отчизну свою, ведь не даром в народе говорят: «Дерево красно корнями, а Отчизна сыновьями».Ушинский говорил: «Воспитание существует в русском народе столько веков, сколько существует сам народ — с ним родилось, с ним — выросло, отразило в себе всю его историю».
Воспитание дошкольников в русле духовно-нравственного воспитания является залогом будущего возрождения Святой Руси, фундаментом к процветанию и укреплению нашего народа. Поэтому вся наша работа должна быть направлена на оздоровление нравственной атмосферы в коллективе и семьях, с которыми мы работаем и на возрождение духовно-нравственных традиций.
Духовно-нравственное воспитание дошкольников в традициях русской народной культуры «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду.
Анализ по самообразованию «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» Цель: Создать условия для духовно-нравственного развития ребенка. Организовать в семье совместную творческую деятельность, направленную.
Духовно-нравственное воспитание детей средствами физической культуры Включение работы по формированию духовно-нравственных ценностей в физическое воспитание детей, на мой взгляд, совершенно необходимо, по.
Духовно-нравственное воспитание и развитие детей дошкольного возраста Подготовил: Ларионова Ирина Александровна, воспитатель первой квалификационной категории МБДОУ детского сада «Тополёк» Токарёвского района.
Духовно-нравственное воспитание в ДОУ средствами культуры и искусства своего народа МКДОУ «Левашинский детский сад №1 «Солнышко» ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ В ДОУ СРЕДСТВАМИ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА СВОЕГО НАРОДА Подготовила.
Формирование эстетической культуры детей старшего дошкольного возраста средствами русской народной музыкальной культуры Формирование эстетической культуры детей старшего дошкольного возраста требует комплексный подход. Использование проектной технологии формировании.
Консультация для родителей «Духовно-нравственное воспитание детей посредством русской народной сказки» В настоящее время сказка, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. А ведь именно сказка.
Презентация «Духовно — нравственное воспитание детей дошкольного возраста» Якунина Елена Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста. «Без памяти нет традиций, без традиции нет воспитания, без воспитания.
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста средствами народной культуры Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения – одна из основных проблем педагогики, которой на современном этапе уделяется.
Источник