Дозирование лекарственных веществ принципы дозирования

Принципы дозирования лекарств

Доза — это количество ЛС, вводимого в организм и вызывающего какой-либо фармакологический эффект.

Обычно дозы выражают в единицах массы, объема (граммы, миллилитры). В единицах действия (ЕД) дозируются некоторые лекарства биологического происхождения с непостоянной активностью (гормоны, антибиотики, гепарин и др.).

По времени введения :

По силе действия :

лечебная или терапевтическая (минимальная, средняя, высшая);

токсическая (минимальная, средняя, летальная).

Насыщающая доза — доза, с помощью которой удается создать в тканях необходимые концентрации ЛС (например, при лечении сердечными гликозидами).

Поддерживающая доза — доза, с помощью которой можно поддерживать плазменную и тканевую концентрацию ЛС, восполняя убыль препарата в процессе элиминации (например, дигитализиция).

Ударная доза — доза, позволяющая создать оптимальные концентрации препарата, необходимые для его конкуренции с определенным эндогенным субстратом (например, ударная доза сульфаниламидов, необходимая для конкуренции с парааминобензойной кислотой (ПАБК) за место в структуре молекулы фолиевой кислоты на этапе ее синтеза).Как правило, лекарства назначают в средних терапевтических дозах, которые у большинства больных оказывают оптимальный лечебный эффект без токсических проявлений. Обычно такая доза составляет 1/2 или 1/3 от максимальной терапевтической.

О безопасности лекарственного вещества судят по широте терапевтического действия или по терапевтическому индексу.

Диапазон доз между минимальной терапевтической и минимальной токсической называют широтой терапевтического действия (ШТД). Чем больше широта терапевтического действия, тем безопаснее ЛС (рис. 16).

Рис. 16. Широта терапевтического действия

1 — минимальная терапевтическая доза, 2 — средняя терапевтическая доза,

3 — максимальная терапевтическая доза, 4 — минимальная токсическая доза

Терапевтический индекс (ТИ) — это отношение токсической дозы к средней терапевтической, определяемое по формуле :

,

где ТД50 — доза, вызывающая отравление у 50% пациентов;

ЕД50 — средняя терапевтическая доза, т. е. доза, которая вызывает лечебный эффект у 50% пациентов.

Чем больше ТИ, тем безопаснее ЛС. Для того, чтобы препарат был безопасен, его ТИ должен быть более 3.

У детей и людей старческого возраста дозирование ЛС имеет свои особенности, что связано с физиологическими отличиями этих групп.

Особенности детского организма :

несостоятельность метаболизирующей функции печени (поэтому лекарства более токсичны);

кожа и слизистые оболочки обильно васкуляризированы (поэтому ЛС всасываются лучше, чем у взрослых);

ГЭБ более проницаем (это создает сравнительно большие концентрации лекарств в мозге);

высокое содержание воды в тканях;

меньшее количество жировой ткани;

ЛС в меньшей степени связываются с белками плазмы (это может привести к токсическим реакциям, так как увеличивается свободная (активная) фракция);

снижена выделительная функция почек (это приводит к более длительному действию ЛС).

Таким образом, незавершенность развития организма новорожденных приводит к тому, что у них риск появления побочных эффектов на прием ЛС в существенной мере выше, чем у взрослых.

Ввиду наличия достаточно существенных различий в фармакодинамике и фармакокинетике ЛС у детей и взрослых простое пропорциональное возрасту уменьшение дозы взрослых при расчете дозы ЛС для ребенка недопустимо, т.к. может привести к непредсказуемым последствиям.

Дозу у детей рассчитывают на 1 килограмм массы тела, на год жизни, на площадь поверхности тела. Например:

Доза ребенка = Взрослая доза × масса ребенка/70 кг

Физиологические особенности людей старческого возраста :

нарушение метаболизма ЛС в печени в результате атрофических и дистрофических изменений;

низкое содержание воды в организме и большее содержание жировой ткани;

снижение белков в плазме (это ведет к увеличению свободной фракции ЛС);

прогрессивное снижение выделительной функции почек;

ЦНС и сердечно-сосудистая система более чувствительны к действию лекарственных веществ.

Учитывая неполноценный метаболизм лекарственных средств в печени и замедление экскреторной функции почек у пожилых людей, следует уменьшать начальные дозы препаратов до 1/2–2/3 от дозы, обычно рекомендуемой больным более молодого возраста.

Вариант 7. (неточно).

Сравнительная характеристика парентеральных путей введения

Источник

15. Доза. Виды доз. Единицы дозирования лекарственных средств. Цели дозирования лекарств, способы и варианты введения, интервал введения.

Действие ЛС на организм в большей степени определяется их дозой.

Доза — количество вещества, введенное в организм за один прием; выражается в весовых, объемных или условных (биологических) единицах.

а) разовая доза – количество вещества на один прием

б) суточная доза — количество препарата, назначаемое на сутки в один или несколько приемов

в) курсовая доза — общее количество препарата на курс лечения

г) терапевтические дозы — дозы, в которых препарат используют с лечебными или профилактическими целями (пороговые, или минимальные действующие, средние терапевтические и высшие терапевтические дозы).

д) токсические и смертельные дозы – дозы ЛВ, при которых они начинают оказывать выраженные токсические эффекты или вызывать смерть организма.

е) загрузочная (вводная) доза – кол-во вводимого ЛС, которое заполняет весь объем распределения организма в действующей (терапевтической) концентрации: ВД = (Css * Vd)/F

ж) поддерживающая доза – систематически вводимое количество ЛС, которое компенсирует потери ЛС с клиренсом: ПД = (Css * Cl * T)/F

Единицы дозирования ЛС:

1) в граммах или долях грамма ЛС

2) количество ЛС в расчете на 1 кг массы тела (например, 1 мг/кг) или на единицу поверхности тела (например, 1 мг/м 2 )

Цели дозирования ЛС:

1) определить количество ЛС, необходимое для того, чтобы вызвать нужный терапевтический эффект с определенной длительностью

2) избежать явлений интоксикации и побочных эффектов при введении ЛС

Способы введения ЛС: 1) энтерально 2) парентерально (см. в. 5)

Варианты введения ЛС:

а) непрерывный (путем длительных внутрисосудистых инфузий ЛС капельно или через автоматические дозаторы). При непрерывном введении ЛС его концентрация в организме изменяется плавно и не подвергается значительным колебаниям

б) прерывистое введение (инъекционным или неинъекционным способами) — введение лекарства через определенные промежутки времени (интервалы дозирования). При прерывистом введении ЛС его концентрация в организме непрерывно колеблется. После приема определенной дозы она вначале повышается, а затем постепенно снижается, достигая минимальных значений перед очередным введением лекарства. Колебания концентрации тем значительнее, чем больше вводимая доза лекарства и интервал между введениями.

Интервал введения – интервал между вводимыми дозами, обеспечивающий поддержание терапевтической концентрации вещества в крови.

16. Введение лекарств с постоянной скоростью. Кинетика концентрации препарата в крови. Стационарная концентрация препарата в крови (Css), время ее достижения, расчет и управление ею.

Особенность введения ЛС с постоянной скоростью — плавное изменение его концентрации в крови при введении, при этом:

1) время достижения стационарной концентрации лекарства составляет 4-5t½ и не зависит от скорости инфузии (величины вводимой дозы)

2) при увеличении скорости инфузии (вводимой дозы) величина СSS также увеличивается в пропорциональное число раз

3) элиминация лекарства из организма после прекращения инфузии занимает 4-5t½.

Сss – равновесная стационарная концентрация – концентрация ЛС, достигаемая при скорости введения равной скорости выведения, поэтому:

(из определения клиренса)

За каждый последующий период полувыведения концентрация ЛС прирастает на половину от оставшейся концентрации. Все ЛС, подчиняющиеся закону элиминации первого порядка, будут достигать Css через 4-5 периодов полувыведения.

Подходы к управлению уровнем Сss: изменить вводимую дозу ЛС или интервал введения

17. Прерывистое введение лекарств. Кинетика концентрации препарата в крови, терапевтический и токсический диапазон концентраций. Расчет стационарной концентрации (C ss), границ ее колебаний и управление ею. Адекватный интервал введения дискретных доз.

Колебания концентрации ЛС в плазме крови:1 — при постоянном внутривенном капельном введении; 2 —при дробном введении той же суточной дозы с интервалом 8 ч;3 — при введении суточной дозы с интервалом 24 ч.

Прерывистое введение ЛС – введение определенного количества ЛС через некоторые промежутки времени.

Читайте также:  Как вывести вши у человека народные средства

Равновесная стационарная концентрация достигается через 4-5 периодов полуэлиминации, время ее достижения не зависит от дозы (в начале, когда уровень концентрации ЛС невысок, скорость его элиминации также невысока; по мере увеличения количества вещества в организме нарастает и скорость его элиминации, поэтому рано или поздно наступит такой момент, когда возросшая скорость элиминации уравновесит вводимую дозу ЛС и дальнейший рост концентрации прекратиться)

,Css прямо пропорциональна дозе ЛС и обратно пропорциональна интервалу введения и клиренсу ЛС.

Границы колебаний Css: ; Css min = Css max × (1 – эл. фр.). Колебания концентрации ЛС пропорциональны T/t1/2.

Терапевтический диапазон (коридор безопасности, терапевтическое окно) – это интервал концентраций от минимальной терапевтической до вызывающей появление первых признаков побочных действий.

Токсический диапазон – интервал концентрации от высшей терапевтической до смертельной.

Адекватный режим введения дискретных доз: такой режим введения, при котором флюктуация концентрации препарата в крови укладывается в терапевтический диапазон. Для определения адекватного режима введения ЛС необходимо рассчитать. Разница между Css max и Css min при этом не должна превысить 2Css.

Размах колебаний Css прямо пропорционален дозе ЛС и обратно пропорционален интервалу его введения.

1. Изменить дозу ЛС: при увеличении дозы ЛС диапазон колебаний его Css пропорционально увеличивается

2. Изменить интервал введения ЛС: при увеличении интервала введения ЛС диапазон колебаний его Css пропорционально уменьшается

3. Одновременно изменить дозу и интервал введения

Источник

ПРИНЦИПЫ ДОЗИРОВАНИЯ ЛЕКАРСТВ ДЕТЯМ

Ведущие специалисты в области педиатрии

Дудникова Элеонора Васильевна, Профессор, Доктор медицинских наук, Заведующая кафедрой детских болезней №1

Симованьян Эмма Никитична, Профессор, Доктор медицинских наук, Заведующая кафедрой детских инфекционных болезней РостГМУ

Чепурная Мария Михайловна, Профессор, Доктор Медицинских наук, Заслуженный врач РФ, Заведующая пульмонологическим отделением

Карпов Владимир Владимирович, Профессор, врач — педиатр

Андриященко Ирина Ивановна, Врач-педиатр высшей квалификационной категории

Редактор страницы: Крючкова Оксана Александровна

ПРИНЦИПЫ ДОЗИРОВАНИЯ ЛЕКАРСТВ ДЕТЯМ

Действие лекарственного вещества — результат реакции между лекарственным препаратом и организмом. Количествен­ная и качественная характеристики этого процесса зависят как от лекарства (физико-химические свойства, доза, концент­рация, путь введения, длительность лечения, последователь­ность применения и рациональное сочетание ингредиентов), так и организма (возраст, пол, масса тела, функциональное и патологическое состояние, индивидуальные особенности об­мена веществ, генетические факторы).

В предопределении своеобразия конечной реакции лекар­ство организм существенное значение имеет фармакокине­тика препарата, а также факторы внешней среды (питание, условия жизни и работы, географический район жительства, активность солнечной радиации, время года).

Химическая структура и физико-химические свойства пре­парата определяют специфику фармакотерапевтического дей­ствия, а доза характеризует его количественные стороны, ко­торые при определенных условиях проявляют качественно но­вые действия.

Дозой называется количество вещества, выраженное в ве­совых, объемных или биологических единицах.

Дозология раскрывает основные количественные парамет­ры применения лекарственного вещества в условиях экспери­мента, а также в клинической практике в зависимости от по­ла, возраста, реактивности организма, исходного состояния и т. д.

В каждом новом явлении, наблюдаемом при введении ле­карственного средства, видна его специфичность и качественно новая характеристика. В этом методологическое значение для клинической фармакологии закона взаимного перехода коли­чественных изменений в качественные. В аспекте дозологии рассматривается взаимосвязь таких категорий марксистской философии, как количество, качество и мера. В зависимости от количества, введенного в детский организм препарата сте­пень и характер его ответной реакции будут различны. На многочисленных примерах (влияние холино- и адреноблокаторов на гладкомышечные органы или солей тяжелых металлов на кожу и т. д.) иллюстрируется важная диалектическая за­кономерность: количественные изменения непрерывны, а качественные — прерывны. Именно непрерывность количествен­ных изменений в определенный момент опосредует возникно­вение нового качества. Так, соли тяжелых металлов в зависи­мости от концентрации могут оказывать вяжущий, раздража­ющий и прижигающий эффект.

Большинство лекарственных препаратов дозируется едини­цами массы. За единицу массы принимается 1 грамм, обозна­чаемый в рецепте 1,0. В рецептуре пользуются десятыми, со­тыми, тысячными, десятитысячными долями грамма (соответ­ственно 0,1; 0,01; 0,001; 0,0001) и т. д. Жидкие лекарственные вещества дозируются объемными единицами. За единицу объ­ема принят 1 миллилитр (1 мл).

В практике фармакотерапии детских заболеваний исполь­зуют также биологические единицы действия для дозирова­ния препаратов, действующее начало которых невозможно определить или сложно выделить в чистом виде. В этих слу­чаях за единицу действия принимают то минимальное количе­ство вещества, которое вызывает заранее обусловленный эффект. Подобным образом дозируются гормональные и анти­бактериальные препараты, сердечные гликозиды и др.

В педиатрической практике врач манипулирует терапевти­ческой дозой, то есть количеством лекарственного вещества, которое при введении в детский организм оказывает лечебное или профилактическое действие, не вызывая патологических сдвигов в органах. Различают пороговую или минимально

действующую дозу — минимальное количество лекарственного вещества, которое, будучи введенно в организм, оказывает определенный фармакологический эффект.

Для более полного проявления терапевтического эффекта и предупреждения возможных осложнений фармакотерапии в Государственной Фармакопее СССР (X издание) приведены высшие разовые и суточные дозы сильнодействующих и ядови­тых веществ как для детей, так и взрослых.

В условиях клиники используются дозы, расположенные в диапазоне между минимально действующей и минимально токсической. Эта разница носит название широты терапевти­ческого действия. Оптимальными характеристиками обладают препараты, подобные кофеину, с большой терапевтической ши­ротой. Более ограниченное применение находит стрихнин, у которого диапазон между минимальными терапевтической и токсической дозами чрезвычайно мал. Разовая и суточная до­зы лекарственного препарата указываются в рецепте. Поэтому рецептура (правила выписывания рецептов и приготовления по ним лекарств) имеет большое значение для врачей.

В целях более рационального использования лекарствен­ных препаратов, повышения ответственности медицинских ра­ботников за их назначение и оформление рецептов, а фарма­цевтических работников — за строгое соблюдение правил отпуска лекарств из аптек М3 СССР издало 27 декабря 1976 г, приказ № 1230 «О порядке выписывания рецептов для амбу­латорных больных и отпуска по ним лекарств».

Детям лекарственные препараты назначаются в различных лекарственных формах (твердые, жидкие, мягкие), отлича­ющихся как по способу приготовления, так и особенностям врачебной рецептуры.

ПРИНЦИПЫ ДОЗИРОВАНИЯ ЛЕКАРСТВ ДЕТЯМ

Из недозированных порошков в детской практике приме­няются в основном присыпки. Состав присыпки определяется показаниями к ее назначению.

Выписывая присыпку, врач должен тщательно подбирать концентрацию препарата, учитывая чрезвычайную ранимость кожи ребенка и высокую ее всасывательную способность.

Rp.: Xeroformii 1,5

M. f. pulv. subtilissimus

D. S. Присыпать пораженные участки кожи (ребенку 5 лет)

Наиболее широко применяются дозированные порошки, так как позволяют точно дозировать лекарственные препараты в соответствии с возрастом ребенка. Они удобны для при­ема — даже очень маленьким детям можно дать порошок с молоком, кашей и т. д.

S. Принимать внутрь по 1 порошку

2 раза в день на молоке (ребенку 4 мес)

Rp.: Pulv. fol. Digitalis 0,05

M. f. pulv. D. t. d. N. 20

S. Принимать внутрь по 1 порошку 3 раза в день после еды (ребенку 8 лет)

В настоящее время одной из наиболее распространенной лекарственной формой являются таблетки. Правда, не все ле­карственные вещества в таблетках выпускаются в детской до­зировке. В этих случаях выписываются таблетки, приготовлен­ные для взрослых, а в сигнатуре обозначается, какую часть таблетки следует дать ребенку с учетом его возраста.

Для младшего возраста таблетку (или ее часть) расти­рают в порошок и дают с молоком или водой.

Rp.: Calcii gluconatis 0,5

D. t. d. N. 10 in tabul.

S. По 1 таблетке 3 раза в день перед едой (ребенку 8 лет)

Rp.: Sulfadimezini 0,5

D. t. d. N. 20 in tabul.

S. По 1/2 таблетки через 4 ч ( 1/2 таб­летки растереть, высыпать в ложеч­ку с молоком и дать принять ребен­ку 1 года)

Иногда лекарственные препараты в форме таблеток и дра­же выписывают так называемым сокращенным способом.

Rp.: Tab. Calcii gluconatis a 0,5 N. 10

D. S. По 1 таблетке 3 раза в день пе­ред едой (ребенку 8 лет)

В педиатрической практике широкое применение нашли суппозитории ректальные (свечи). Это обусловлено тем, что слизистая оболочка прямой кишки обладает высокой всасывающей способностью. Многие лекарственные препараты прак­тически полностью всасываются при ректальном пути введе­ния. При внутривенном введении кальция глюконата уровень кальция в крови повышается очень быстро (с 9,2 до 10,65 мг%) С постепенным снижением его до исходных величин в течение 6 ч. При приеме препарата внутрь уровень кальция в крови увеличивается постепенно до 9,6 мг% и удерживается на протяжении 10—12 ч. Назначение препарата в суппозиториях спо­собствует повышению уровня кальция в крови до 10,6 мг% в течение 8—10 ч.

Читайте также:  Как определить что у меня перхоть

Хорошо всасываются в прямой кишке растворимые в воде алкалоиды, ПАСК, сульфаниламидные препараты, калия йодид, барбитураты, амидопирин, эуфиллин, сердечные гликозиды, олеандомицин и другие.

Фармацевтическая промышленность СССР и других стран выпускает свечи, содержащие анальгезирующие, спазмолити­ческие, противоастматические, гормональные препараты, транквилизаторы, снотворные, противогеморройные средства.

При ректальном введении 80—90% препарата по нижней и средней геморроидальным венам через внутреннюю и общую подвздошные вены поступает в нижнюю полую вену, минуя аортальную систему и тем самым печень. Это особенно ценно ври застойных явлениях в печени.

Свечи могут с успехом заменить порошки, таблетки и дра­же. Ими удобно пользоваться, особенно у детей с высокой температурой, а также у больных, находящихся в бессозна­тельном состоянии. При таком пути введения отсутствует не­обходимость использования специально обученного персо­нала, лекарства не подвергаются воздействию ферментов пищевого канала, устраняются неприятный вкус и запах ве­щества.

Суппозитории выписываются развернутым способом.

Rp.: Anaesthesini 0,05

Butyri Cacao 1,5

S. По 1 свече в прямую кишку 2 ра­за в день (ребенку 3 лет)

При выписывании готовых суппозиториев используется официальная дозированная пропись.

Rp.: Supp. Anusoli N. 10

D. S. По 1 свече в прямую кишку 2 ра­за в день (ребенку 12 лет)

Мази и пасты, как мягкие лекарственные формы, также применяются для лечения кожных заболеваний у детей.

Выписываются мази двумя способами — сокращенным и развернутым. Сокращенным способом выписывается простая мазь (содержащая одно лекарственное вещество), где мазе­вой основой может быть вазелин.

Rp.: Ung. Dermatoli 5% 30,0

D. S. Смазывать пораженный участок кожи

При развернутом способе указывается количество лекарственных веществ и мазевой основы.

Rp.: Anaesthesini 1,0

Vaselini ad 50,0

D. S. Смазывать пораженные участки кожи (ребенку 10 лет)

Официнальные мази выписываются сокращенным спосо­бом, без указания концентрации.

Rp.: Ung. Zinci 20,0

D. S. Смазывать пораженный участок кожи (ребенку 10 лет)

Пасты состоят из лекарственных веществ, мазевой основы и индифферентных порошков (загустителей): крахмала, таль­ка, белой глины, цинка окиси. Последние добавляют в том случае, когда количество порошкообразных веществ в пасте меньше 25%.

Магистральные пасты выписываются развернутым спо­собом.

Rp.: Resorcini 5,0

Та lei 20,0 Lanolini ad 50,0

D. S. Наносить на ожоговую поверх­ность (ребенку 10 лет)

Официнальные пасты выписываются так же сокращенным способом, как и официнальные мази. В сравнении с мазями пасты, имеющие более густую концентрацию, обладают адсор­бирующими и подсушивающими свойствами. Это особенно ценно при мокнущих ранах у детей.

Назначая данные лекарственные формы детям, необходи­мо помнить о большой всасывательной способности их кожей,

что увеличивает возможность резорбтивного действия лекар­ственного вещества.

Линимент — лекарственная форма для наружного примене­ния. Представляет собой густую жидкость или студнеобразную массу, которая плавится при температуре тела. В педиатри­ческой практике используется очень редко.

Раствор — жидкая лекарственная форма, получаемая при полном растворении лекарственных веществ в растворителе. Различают растворы для: а) наружного применения (примоч­ки, полоскания, растворы для обмывания, компрессов, инга­ляций, клизм), а также капли для наружного применения (глазные, ушные, капли для носа); б) инъекций; в) внутрен­него применения.

Растворы для наружного применения в педиатрической практике используются широко. При их назначении следует помнить о большой всасывательной способности кожи у детей. Нанесенное на кожу в форме примочки, компресса, обмыва­ния, лекарственное вещество может проявить резорбтивный, часто токсический эффект. Кроме того, детская кожа нежная и концентрации растворов, безвредные для кожи взрослого, у ребенка могут вызвать раздражение или дайте ожог. Поло­скания, часто назначаемые старшим детям, не применяются у маленьких детей.

При назначении лекарства в клизме необходимо учитывать повышенные ранимость и всасывательную способность сли­зистой оболочки прямой кишки. Объем клизмы должен со­ответствовать возрасту ребенка. Особую осторожность следует соблюдать при выписывании ребенку глазных ка­пель.

При выписывании растворов для наружного применения определяющими являются концентрация и объем. В качестве растворителей используются вода дистиллированная, спирт этиловый, глицерин, растительные масла (подсолнечное, олив­ковое, касторовое, льняное), вазелиновое масло, эфир. Для глазных капель, готовящихся в асептических условиях, рас­творителем является вода для инъекций (Aqua pro injectionibus).

При развернутом способе выписывания раствора пере­числяются все ингредиенты с указанием их количества.

Rp.: Aethacridini lactatis 0,2

Aq. destill. 200 ml

M. D. S. Для полоскания ротовой поло­сти (ребенку 5 лет)

Выписывание растворов сокращенным способом мало от­личается от выписывания мазей.

Rp.: Sol. Aethacridini lactatis 0,1% 200 ml

D. S. Для промывания ран

Концентрация раствора чаще выражается в процентном отношении; кроме этого, она может быть выражена в виде отношений и весовых соотношений.

Сокращенным способом обычно выписываются простые растворы (когда растворено одно вещество) и в качестве растворителя может быть взята вода дистиллированная.

Растворы, где растворителем являются спирт этиловый или масло, также можно выписать сокращенным способом с ука­занием специфики растворителя.

Rp.: Sol. Mentholi oleosae 1% 10 ml

D. S. Капли для носа. По 2 капли в каждую ноздрю (ребенку 8 —11 лет)

Растворы для инъекций в педиатрической практике исполь­зуются широко, так как имеют ряд преимуществ — быстрота действия лекарственного вещества, более точная его дози­ровка. При таком способе введения препарат не попадает в пищеварительную систему и печень с их ферментативной активностью.

Основные требования, предъявляемые к растворам для инъекций: стерильность, стойкость, апирогенность, а в опре­деленных случаях и изотоничность.

Растворы для инъекций бывают неампульные и в ампулах.

Неампульные лекарственные формы для инъекций выпи­сываются исходя из дозы вещества, числа введений и коли­чества раствора на одно введение. Сокращенным способом выписываются простые растворы, где растворитель — вода для инъекций. При необходимости в ином растворителе (изотони­ческий раствор натрия хлорида или глюкозы) рецепт должен выписываться развернутым способом.

Стерильность раствора обозначается словами sterilisetur или pro injectionibus. Последнее включает все требования, предусмотренные Фармакопеей СССР X издания к инъекцион­ным формам.

Rp.: Sol. Galanthamini hydrobromitli 0,25%

10 ml pro injectionibus

D. S. По 1 мл подкожно один раз в день (ребенку 7 лет)

Rp.: Sol. Galanthamini hydrobromidi 0,25%

10 ml Sterilisetur!

D. S. По 1 мл подкожно один раз в день (ребенку 7 лет)

Растворы для инъекций, отпускаемые в ампулах, выписы­ваются сокращенным способом; концентрация выражается в виде процента. Указываются объем одной ампулы и количе­ство ампул, которое нужно выдать, после чего обязательно обозначается in ampullis. Последнее опускается, если в про­писи указано pro injectionibus.

Rp.: Sol. Galanthamini hydrobromidi 0,25% 1 ml

D. t. d. N. 10 in amp.

S. По 0,3 мл подкожно 1 раз в день (ребенку 3 лет)

Детям различного возраста раствор в ампулах выписыва­ется в тех концентрации и объеме, в каких выпускаются промышленностью, но в сигнатуре рецепта указывается, какое количество раствора должно быть введено ребенку.

Растворы для внутреннего применения могут дозироваться ложками и каплями. Детям до 3 лет они назначаются чайны­ми ложками, 4—10 лет — десертными, старше 11 лет —сто­ловыми (объем чайной ложки 5 мл, десертной — 10 мл, сто­ловой — 15 мл).

В качестве растворителя для таких растворов обычно при­меняется вода дистиллированная.

Растворителями для растворов-капель, кроме дистилированной воды, могут быть настойки, жидкие экстракты, иногда ароматические воды.

Для выписывания растворов, применяемых внутрь, необ­ходимо знать разовую дозу лекарственного вещества, объем растворителя, общее количество приемов. Выписываются они преимущественно развернутым способом — перечисляются все ингредиенты и указывается их суммарное количество (на всю форму).

Растворы, дозируемые ложками, выписываются на 10— 12 приемов; растворы-капли для внутреннего применения — на 20—30 приемов.

Rp.: Kalii acetatis 12,0

Aq. destill, ad 120 ml.

Читайте также:  Лечебный корм кошке при мкб

D. S. Принимать по 1 десертной ложке 6 раз в день после еды (ребенку 10 лет)

Rp.: Kalii bromidi 1,0

T-rae Valerianae 10 ml.

D. S. По 10 капель 2 раза в день (ребенку 8 лет)

Настои и отвары как жидкие лекарственные формы назна­чаются внутрь чайными, десертными или столовыми ложками и широко используются в педиатрической практике. Последнее объясняется тем, что настои и отвары содержат биологически активные лекарственные вещества в растворенном виде, что облегчает и ускоряет их всасывание в пищевом канале. Этим свойством они отличаются от таблеток. Настои и отвары применяются и наружно для примочек, компрессов, обмыва­ний, а детям старшего возраста—для полосканий.

Выписываются настои и отвары сокращенным способом. Рецепт начинается с названия лекарственной формы, затем указываются часть растения, из которой следует приготовить настой или отвар, название растения, доза и общее количе­ство готовой лекарственной формы. При выписывании на­стоев и отваров, назначаемых внутрь, исходят из разовой до­зы сырья, разового объема лекарственной формы (5, 10 или 15 мл) в зависимости от возраста ребенка и общего количе­ства приемов (10—12).

Rp.: Inf. rad. Valerianae ex 2—120 ml

D. S. По 1 десертной ложке 3 раза в день (ребенку 5 лет)

Настой или отвар для наружного применения выписыва­ется с учетом его концентрации, которая выражается только в весовых соотношениях.

Rp.: Dec. cort. Quercus ex 4,0 — 200 ml

D. S. Применять в подогретом виде для полоскания горла по

1/2 стакана 3 раза в день (ребенку 12 лет)

Эмульсии (жидкая лекарственная форма) также исполь­зуются в педиатрической практике. Назначают их чаще всего внутрь, так как эта лекарственная форма хорошо маскирует неприятный вкус и запах лекарств, например рыбьего жира или касторового масла. Кроме того, благодаря обволакиваю­щим свойствам эмульсии уменьшают раздражающее действие некоторых препаратов на слизистую оболочку пищевого ка­нала. Эмульсии применяют как самостоятельную лекарствен­ную форму. Они служат также хорошей основой для миксту­ры, содержащей во взвешенном состоянии нерастворимые в воде препараты. При назначении лекарств в виде эмульсий в значительной степени ускоряется их действие на организм, что объясняется большой величиной свободной поверхности раздробленного вещества, увеличивающей возможности взаимодействия его с тканями.

Выписываются эмульсии в основном сокращенным спо­собом.

Rp.: Emuls. ol. jecoris Aselli 100 ml

D. S. По 1 чайной ложке 3 раза в день (ребенку 2 лет)

В последние годы в форме специальной эмульсии — суспензии начали выпускать некоторые препараты (бактрим и др.), предназначенные для детей. Их особенности: сладкие, без запаха, менее выражено раздражающее влияние на сли­зистую оболочку желудка.

Настойки и экстракты в педиатрической практике исполь­зуются редко.

Микстура — жидкая лекарственная форма, представляю­щая смесь различных лекарственных средств, растворенных или находящихся во взвешенном состоянии в той или иной жидкости. Последние составляют различные воды, отвары, настои, настойки и экстракты, сиропы.

Микстуры широко применяются как внутрь, так и наруж­но, Микстуры для приема внутрь дозируются ложками (чай­ными, десертными, столовыми) в зависимости от возраста ре­бенка. Растворителями могут быть: дистиллированная и аро­матические воды, настои, отвары, эмульсии.

Выписываются микстуры только развернутым способом. Если растворителем являются настой, отвар или эмульсия, то рецепт начинают с написания этой лекарственной формы.

Микстуры удобны в отношении индивидуального дозирова­ния входящих в них веществ, простоты и легкости приема, быстроты наступления резорбтивного действия. При этом меньше проявляется раздражающее действие лекарственных веществ на слизистую оболочку желудка и кишечника.

При выписывании микстуры детям, особенно раннего воз­раста, следует добавлять вещества, исправляющие вкус ле­карства. С этой целью применяют сиропы (5—20% общего объема); исправлению запаха способствуют и ароматические воды, взятые в качестве растворителя.

Сиропы — густоватые, прозрачные, сладкого вкуса жидко­сти для внутреннего употребления, имеющие в зависимости

от состава различный вкус и запах. Они делятся на вкусовые и лекарственные. Из вкусовых сиропов чаще применяются сахарный, вишневый и малиновый.

Для приготовления сиропов, содержащих лекарственные вещества, и фруктовых сиропов используют сахарный сироп, получаемый растворением сахара в воде с последующим ки­пением. Широко применяются алтейный сироп, сироп ревеня, шиповника. Сироп — официальная лекарственная форма. При выписывании указываются только назначение и количество сиропа.

Из ароматических вод в детской практике применяют ча­ще всего укропную и мятную.

Rp.: Inf. fol. Digitalis ex 0,12 — 50 ml

Sir. simpl. 10 ml

M. D. S. По 1 чайной ложке 3 раза в день ребенку 2 лет

Rp.: Dec. rad. Althaeae ex 3,0 — 55 ml

Natrii hydrocarbonatis Natrii benzoatis aa 1,0

M. D. S. По 1 чайной ложке 2 раза в день ребенку 2 лет

Выдающиеся отечественные педиатры Н. Ф. Филатов, И. В. Троицкий, А. А. Кисель, а в советский период (1949 г.)—специальная комиссия, руководимая Г. Н. Спе­ранским, разработали общие принципы дозирования лекарств детям с учетом некоторых особенностей реактивности расту­щего организма.

Для определения дозы лекарственных средств детям су­ществует много приемов. Казалось, что самым точным мето­дом является расчет препарата на каждый килограмм массы ребенка. На практике этот метод встречает ряд принципиаль­ных возражений: дети с неустойчивым объемом воды имеют массу несколько большую, чем здоровые дети этого возраста. Исчисляемая по массе доза препарата может оказаться ток­сичной. Дети с аномалиями обмена веществ очень чувстви­тельны ко многим лекарственным веществам.

В Государственной Фармакопее СССР ре­комендуется следующая схема расчета доз для детей. Доза лекарственного вещества для взрослого принимается за еди­ницу: ребенку дается определенная часть дозы взрослого. Так, ребенку до 1 года назначается 1/24—1/12 дозы взрослого,

в 1 год — 1/12, в 2 года —1/8, в 4 года — 1/6, в 6 лет —1/4, в 7 лет — 1/з, в 14 лет — 1/2, в 15—16 лет — 3/4 дозы взрослого.

Разработано несколько схем для определения дозы с уче­том (до некоторой степени) особенности реакции детского организма на лекарственные средства. У детей с избытком или недостатком массы тела рассчитывается индивидуально на основе дозис-фактора. С этой целью разовая доза для взрослого пересчитывается на килограмм массы тела (взрос­лого), а затем умножается на дозис-фактор, соответствую­щий возрасту, и на массу тела ребенка в килограммах.

Возраст в годах Дозис-фактор

0—1
1,8
1—6
1,6
6—10
1,4
10—12
1,2
Взрослый
1,0
Например, доза препарата для взрослого — 0,5; масса тела — 70 кг; 0,5 : 70 = 0,0071. Для 8-летнего ребенка дозис-фактор 1,4. Доза на 1 кг массы тела ребенка — 0,0071 X 1,4 = 0,01142. Суммарная доза — 0,0114 X 32 (кг) = 0,37.

G. Lenart (1959) предложил схему расчета доз лекарств для детей с учетом массы, длины тела ребенка, созревания физиологических функций, а также переносимости детьми тех или иных препаратов.

К = 2 X на возраст (в годах) + масса тела,

где К — % дозы взрослого для ребенка, определенного воз­раста и массы тела. Так, для 3-летнего ребенка массой 15 кг доза составит: 2X3+15 = 21 (21% дозы взрослого).

Для веществ, к которым дети менее чувствительны (сер­дечные гликозиды, бета-адреноблокаторы, антибиотики, суль­фаниламидные, витаминные, ферментные, нестероидные, про­тивовоспалительные препараты и др.) используют формулу:

К + = 2 X возраст (в годах) + масса тела + 12.

К таким препаратам, как группа опия, к которым дети более чувствительны, применяется формула;

К- = 2 X возраст (в годах) + масса тела — 12.

В соответствии с этой формулой детям до 1 года препа­раты наркотических анальгетиков не назначают.

При назначении детям различного возраста лекарственных веществ, относящихся к группам ядовитых и сильнодействующих, в выборе дозы врач руководствуется таблицей, включен­ной в Государственную Фармакопею X издания, составлен­ной на основании экспериментальных исследований и во многом подтвержденной тщательными клиническими наблю­дениями. В таблице высших разовых и суточных доз ядови­тых и сильнодействующих лекарственных средств для детей представлены высшие дозы 93 препаратов для семи возраст­ных групп.

При назначении лекарственных средств детям педиатр должен подобрать удобную лекарственную форму препарата, рассчитать его дозу с учетом фармакодинамики, фармакоки­нетики вещества и особенностей онтогенетического развития ребенка, а также характера и степени тяжести патологиче­ского процесса.

Источник

Оцените статью