Домашняя работа как средство обучения

Домашняя работа как средство повышения успеваемости и интереса к учению
статья по теме

Домашние задания играют большую роль в жизни школьника. Задача учителя- научить детей самостоятельно выполнять домашние задания, учить овладевать навыками умственной работы, необходимыми им не только для учения, но и для практической деятельности в настоящем и будущем.

Скачать:

Вложение Размер
domashnyaya_rabota_kak_sredstvo_povysheniya_uspevaemosti_i_interesa_k_ucheniyu.zip 11.51 КБ

Предварительный просмотр:

Дудинкина Елена Викторовна

Учитель начальных классов

«Домашняя работа как средство повышения успеваемости и интереса к учению»

Несмотря на простое название тема сложна. Я считаю, что правильное её понимание необходимо каждому учителю.

Домашние задания играют большую роль в жизни каждого школьника. Задача учителя- научить детей самостоятельно выполнять домашние задания, учить овладевать навыками умственной работы, необходимыми им не только для учения, но и для практической деятельности в настоящем и будущем.

«Научить ребят самостоятельно работать совершенно необходимо, -говорила Н.К.Крупская, -человек, который не умеет сам учиться, а лишь усваивает то, что ему говорит учитель, который умеет ходить лишь на поводу, мало на что годен. Нам надо учить поколение самостоятельно овладевать знаниями».

С переходом школы на новые учебные программы повысились требования к выполнению домашних заданий, к самоподготовке. Ведь знания, полученные на уроке, закрепляются и совершенствуются во время выполнения домашних заданий. А потому выполнение учеником домашней работы- очень важное звено в процессе получения новых знаний.

Если ученик не работает дома, то даже при самой активной работе в классе он не получит глубоких и прочных знаний. Мало того, систематическое невыполнение домашних заданий ведет к утрате знаний, к забыванию фактов и навыков. Ученик теряет ту базу, которая является отправной для получения новых знаний. Его активность на уроке падает, новое усваивается с трудом и постепенно он попадает в число отстающих учеников.

Почему некоторые ученики не выполняют домашние задания?

Одна из причин- недостаточный инструктаж учителя. «Под звонок» называются номера примеров и задач, а пояснения к ним не даются. Дети в этих случаях, как правило, заданное на дом записывают наспех, не вдумываясь в то, что предстоит сделать. Разумеется, дома кто-то из ребят сам сообразит и сделает, кому-то помогут родители или более сообразительные товарищи. А кто-то, оказавшись лицом к лицу с непонятным заданием, так и не выполнит его. Не выполнит раз, другой, третий… Вот один из вариантов того, как начинается запущенность, зарождается неуспеваемость.

На собственном опыте я убедилась в том, что неверная методика объяснения домашнего задания приводит к неправильному выполнению или вовсе невыполнению. Первым необходимым условием, которое должен выполнять каждый учитель, является проверка записи учениками класса домашнего задания. Сделать это нетрудно.

Когда лучше записывать домашнее задание? Как добиться того, чтобы все до единого в классе выполнили работу и пришли на другой день с подготовленным домашним заданием?

Домашнее задание можно задать сразу после названия темы урока, нацелив таким образом всех учащихся для правильного усвоения материала в классе, который потом дома будет использован при подготовке домашнего задания. Возможно задать домашнее задание и в середине урока, когда идет закрепление материала урока.

— Дома вы будете выполнять упражнение № 300

-Прочитайте задание к нему

— Что у вас вызывает затруднение?

А далее на уроке идет тренировка в выполнении учащимися наиболее трудной части задания на другом материале, предложенном учителем. Так учитель заставляет ученика поверить в свои силы.

Детям можно дать задание и в конце урока, но обязательно до подведения итога урока. Это задание творческого характера, обсуждение которого в начале или середине урока отвлекло бы учеников от главной темы урока.

Другой причиной невыполнения домашнего задания является непосильность его. Ученик не знает, как подойти к решению задачи. Часто задача, выполненная в классе, уж очень не похожа на домашнюю. Непосильные задания подрывают веру ученика в свои силы, убивают интерес к предмету и , тем самым, становятся причиной, порождающей неуспеваемость. Отсюда следует вывод: давать задания, используя материал учебника, хорошо усвоенный детьми.

Во II классе дети знакомятся с уравнениями сложного типа. Нельзя после первого урока по этой теме дать детям решить самостоятельно уравнение дома. Ведь лучше предупредить ошибку в классе, чем исправлять ошибку, допущенную дома. Всем известно, что дети обратятся за помощью к родителям, а те начнут переучивать их на свой лад, по своему умению. И только тогда, когда убедишься, что большая часть ребят усвоила тему, возможно дать им самостоятельно решить уравнение дома. А с остальными ребятами вести дополнительную индивидуальную работу до тех пор, пока данная тема не будет усвоена учеником. Это вовсе не значит, что хорошо успевающему ученику надо ждать, когда усвоит тему весь класс. Таким детям следует дать индивидуальное задание.(творческого, развивающего характера).

Но бывает и так, что ученик подготовлен к выполнению домашней работы, способен выполнить более трудное задание, но не желает работать дома и приходит с невыполненным заданием. В начальной школе такие случаи редки, но если они и бывают, то здесь вина учителя:

  1. Не заинтересовал ученика своим предметом
  2. Возможно, домашние условия не позволяют ученику плодотворно работать
  3. У ученика отсутствует чувство ответственности
  4. Нет контроля со стороны родителей

На активизацию домашней работы учащихся большое влияние оказывает методика проверки выполнения домашней работы. Проверка может быть разнообразной, как и разнообразны домашние задания. От характера заданий зависит и форма их проверки. Следует помнить, что домашняя работа, если она дана по материалу, недавно изученному на уроке, на следующий день должна обязательно проверяться в классе. Проверка носит обучающий характер. Оценивая индивидуальную работу каждого ученика, мы имеем возможность выявить характерные ошибки каждого из них создать статистику ошибок всего класса, что в дальнейшем позволит скорректировать работу учителя в нужном направлении. Оценивая работу детей, тем самым мы оцениваем свою работу, то есть здесь осуществляется та самая обратная связь, которая позволяет найти оптимальную методику преподавания того или иного вопроса. Однако необходимо помнить, что к оценке работы учеников надо подходить дифференцированно, то есть учитывать всё: характер, способности ребёнка, домашние условия.

Причина неуспеваемости может заключаться в неумении работать самостоятельно. Самостоятельное выполнение любого задания требует прежде всего, чтобы ребенок умел правильно и быстро подготовить рабочее место так, чтобы все необходимое для занятий было удобно расположено и на столе не было ничего лишнего. У школьника должна быть выработана привычка поддерживать на столе нужный порядок в течение всей работы.

Важно, чтобы ученик умел заранее продумать ход предстоящей работы: определить в каком порядке следует готовить уроки по разным предметам, разобраться в чём смысл и какова цель каждого задания, наметить наиболее рациональный путь его выполнения, а затем действовать в соответствии с этим планом.

Необходимо также уметь проверить выполненное задание, найти и исправить ошибки, разобраться, какие причины привели к этим ошибкам.

Наконец, самостоятельная работа требует умения экономно расходовать рабочее время.

Всему этому детей надо учить, учить не только потому, что иначе школьник не сможет в будущем самостоятельно приобретать знания, но и потому, что без этих умений он не в состоянии собственными силами выполнить заданные на дом уроки.

А потому с первых дней пребывания ребенка в школе учителя начальных классов должны прививать навыки, необходимые им для самостоятельной работы.

Особенно благоприятные условия имеются для обучения самоподготовке в группах продленного дня. Именно здесь дети должны приобрести нужные умения при выполнении самостоятельной работы.

В помощь ученикам учителя должны создавать памятки- советы, как организовать выполнение домашних заданий; как решать задачу; как работать над ошибками и т. п.

На родительских собраниях нужно знакомить родителей с приемами обучения выполнения домашней работы.

Научить ребят хорошо выполнять домашнюю учебную работу- это одно из важных средств повышения успеваемости и интереса к учению.

Рекомендации к планированию домашних заданий

  1. В полной мере использовать весь материал учебника, не пренебрегая заданиями к каждому виду работы
  2. Систематически учить правильно выполнять задания к каждому упражнению
  3. Планировать подобные домашним упражнениям, задачам задания для самостоятельной работы в классе
  4. Разнообразить домашние задания привлечением различных источников (словарей, книг по чтению, статей, Интернет-ресурсов)
  5. Включать в домашнюю работу задания с элементами творчества
  6. В задания по математике, русскому языку включать составление ребусов, шарад, викторин, занимательных квадратов
  7. Для слабых учащихся составлять индивидуальные задания на карточках

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический опыт учителя начальных классов был опубликован на сайте МОУ «Отрадненская ООШ Белгородского района Белгородской области» в 2007 году Источник: http://www.otradnoeoch.narod.

Для каждого ребенка, который приходит в школу, встреча с первым учителем — это, прежде всего встреча с новым, особо значимым человеком. Учитель начальных классов воплощает в себе все, что связано с уч.

1.Для чего нужна игра на уроке?2.Игры и игровые моменты на уроках.

Игра способствует развитию познавательной активности учащихся в изучении иностранного языка. Она несёт в себе немалое нравственное начало, ибо делает учебный процесс радостным, творческим и коллективн.

Главная забота учителей, работающих с детьми младшего школьного возраста – помочь детям усвоить программный материал и в то же время сохранить им детство.

Домашнее задание как средство повышения учебной мотивации младших школьников.

Домашняя самостоятельная работа учеников — важная и неотъемлемая часть учебного процесса. Ее цель — расширить и углубить знания, умения, полученные на уроках, предотвратить их забывание, р.

Источник

Статья «Домашняя работа как одна из организационных форм обучения»

МИнИстерство ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

Образовательная организация высшего профессионального образования

«ГорлОвский Институт ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ»

Кафедра ПЕДАГОГИКИ И МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

на тему: ДОМАШНЯЯ РАБОТА КАК ВИД САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ ШКОЛЫ

Студентки 4 курса 414 группы

Направление подготовки 45.03.01 филология

специальности английский язык и литература

Прожоги Татьяны Юрьевны

Научный руководитель: к.п.н., доцент

Погромская Анна Ивановна

Национальная шкала ________________

Количество баллов: __________Оценка: ECTS _____

Члены комиссии ________________ ___________________________

(подпись) (фамилия, инициалы)

(подпись) (фамилия, инициалы)

(подпись) (фамилия, инициалы)

Домашняя работа как одна из организационных форм обучения

Домашняя работа по Коджаспировой Г. М. – это форма организации учебного процесса, а также самостоятельная работа учащихся, которая выполняется самостоятельно без непосредственной помощи учителя, но под его влиянием.

Харламов И. Ф. выделяет сущность домашней работы в самостоятельном выполнении задания по повторению или более глубокому изучению материала, применение изученного материала на практике. Также домашняя работа помогает развить творческие способности в совершенствовании умений и навыков.

Домашняя работа является одной из дополнительных организационных форм обучения. Целью данной работы является формирование умений и навыков самостоятельной работы и подготовка учащихся к самообразованию. От классной работы она отличается тем, что происходит без непосредственного участия учителя. Самостоятельная работы имеет следующие характеристики: самостоятельность, активность, сознательность и инициативность школьника. Ученик самостоятельно выбирает место выполнения домашней работы, время и темп работы. Домашняя работы несет в себе не только образовательный характер, но и воспитательный, т.к. у учеников формируются навыки самостоятельной работы, появляется ответственность, аккуратность, усидчивость и другие качества, необходимые для развития личности. Домашнее задание можно разделить на следующие виды:

— задания, направленные на помощь ученикам в восприятии нового материала;

— задания, направленные закрепление знаний, умений и навыков учащихся;

— задания для применения полученных знаний на практике;

— задания для развития творческого потенциала школьников.

Каждый из видов заданий может носить как индивидуальный характер (выполнение заданий индивидуально каждым учеником), так и групповой (задания выполняются группой учащихся). Задания составляются с учетом возрастных особенностей школьников: 1-2 класс – от 1 до 1,5 часа; 3-6 классы – от 2 до 2,5 часа; 7-8 класс – 3 часа и 9-11 класс – до 4 часов. Задания-минимум даются одинаково для всех учеников класса, но для тех, кто проявляет особый интерес и стремление в изучении материала даются задания-максимум.

Домашнее задание должно выводить ученика на новый уровень изучения материала, пробуждать интерес и стимулировать любознательность. Главный признак домашней работы – поисковый характер задания. Это означает, что домашнее задание не должно сводится к зазубриванию того материала, который учитель представлял в классе, решению аналогичных задач, которые ученики делали в классе. Учащимся должна быть предоставлена возможность в выборе домашнего задания и каждое из заданий должно быть тщательно проинструктировано учителем.

Домашнее задание должно включать в себя:

— усвоение изучаемого материала по учебнику;

— выполнение устных и письменных упражнений из учебника;

— выполнение творческих работ;

— подготовка рефератов и докладов в средней и старшей школе;

— проведение наблюдений, практических и лабораторных работ;

— изготовление диаграмм, таблиц, схем по изучаемому материалу.

Помимо обязательного домашнего задания для всех школьников, существует также дополнительное индивидуальное домашнее задание. Они предназначены для того, чтобы заполнять пробелы в знаниях учащихся, а также для увеличения тренировочных упражнений для выработки практических умений и навыков. Для хорошо успевающих учеников даются задания повышенной трудности с целью развития их творческих способностей и наклонностей.

Однако, помимо самостоятельной направленности обучения, существует ряд недостатков домашней работы. Многие школьники при выполнении домашнего задания сбиваются при чтении материала, не умеют делить его на отдельные смысловые части и не пытаются осуществить самоконтроль за усвоением полученных знаний. Вторым главным недостатком домашней работы в школе является неумение учеников организовывать свое рабочее время, твердо установленный режим работы. Это приводит к неэффективному и поверхностному изучению материала и к поспешности в работе.

Третий недостаток характеризуется тем, что большинство письменных и устных упражнений выполняются без предварительного изучения необходимого теоретического материала. И, как правило, ученики допускают большое количество ошибок при выполнении заданий, и не могут провести параллели между теоретическим и практическим заданиями. Однако большинство проблем возникает из-за того, что учитель, желая, чтобы ученики больше времени уделяли именно его предмету, задают слишком объемные и трудные задания.

Существует несколько правил при выполнении домашнего задания:

1. Для успешного процесса осмысления и усвоений знаний необходимо вдумчиво учить уроки не один раз, а повторять на протяжении определенного количества времени. Только при таком подходе происходит осмысленное запоминание материала и знания сохраняются на долгое время.

2. Домашнее задание необходимо начинать в день его получения. Изученный материал начинает забываться практически сразу после его восприятия, приблизительно через 10-12 часов. Поэтому важно провести работу по закреплению материала, чтобы предотвратить забывание знаний, полученных на уроке.

3. Прежде, чем приступить к выполнению заданий, необходимо создать благоприятный психологический фон. Именно правильно созданная психологическая атмосфера гарантирует успех выполняемого задания.

4. Если домашнее задание состоит в выполнении заданий из учебника и тетради, то лучше начинать выполнение именно с учебника. Для начала нужно вспомнить тот материал, который был представлен на уроке. Затем следует приступить к чтению параграфа, выделить в нем важнейшие правила, пункты, выводы для того, чтобы глубоко понять и усвоить изучаемый материал. Для этого можно выполнять следующие рекомендации: чтение вслух, пересказ прочитанного, составление плана, ответы на вопросы из учебника и т.д. Если в процессе проверки изученного материала возникли трудности, то следует еще раз обратиться к учебнику или дополнительной литературе. Ушинский К. Д. обозначал, что в процессе самоконтроля усвоенных знаний достигается более высокая степень сосредоточенности внимания на восприятие и усвоение необходимых знаний, и именно поэтому они лучше и прочнее запоминаются.

5. Перед тем, как приступить к выполнению практических заданий, необходимо для начала просмотреть упражнения по теме, которые выполнялись на уроке. Затем важно продумать теоретический материал, который использовался в процессе их решения.

6. Между домашними заданиями по различным предметам очень важно делать перерыв на 15 минут и менять вид деятельности. Доказано, что после усвоения полученных знаний процесс запоминания продолжается и после того, как ребенок прекратил выполнять учебную работу.

7. Во время перерывов между занятиями нежелательно заниматься делами, которые имеют сильное внешнее воздействие: вступать в дискуссии, смотреть телевизор и т.д. Лучше совершать прогулку на свежем воздухе, заниматься легкой физической работой. Это помогает не отвлекаться на постороннее предметы и помогает содержать умственную деятельность в нормальном нервном напряжении.

8. Важную роль в усвоении нового материала играет время и место выполнения задания. Школьникам следует выполнять домашнюю работу каждый день в одно и то же время, и на одном и том же месте. Данная процедура позволяет быстро сосредоточить внимание на выполнении заданий, а также помогает приучить дисциплинированности и упорядоченности процесса обучения.

9. После выполнения домашнего задания по урокам, которые были сегодня, необходимо сделать 30 минутный перерыв и повторить материал, который был задан на следующий день.

10. Непосредственно перед сном учащиеся должны уделить около 10 минут на повторение изученного материала по учебникам. Это способствует более прочному запоминанию изучаемого материала [20, с. 425].

В данном пункте мы рассмотрели сущность и основные свойства домашнего задания, выделили достоинства и недостатки домашней работы на современном этапе обучения, а также определили правила при выполнении домашней работы. В следующем пункте мы рассмотрим роль самостоятельной работы в процессе обучения.

Источник

Читайте также:  Народные средства от небольшого ожога
Оцените статью