Домашнее задание как средство формирования самостоятельной деятельности школьников

Содержание
  1. Домашние задания как способ развития у учащихся инициативы, самостоятельности, индивидуальности, творческого воображения методическая разработка по математике по теме
  2. Скачать:
  3. Предварительный просмотр:
  4. Необходимость домашней учебной работы обусловливается следующими факторами:
  5. Этапы процесса усвоения
  6. Домашнее задание обеспечивает ученику:
  7. Значение домашнего задания
  8. Принципы составления домашних заданий
  9. Соответствие заданий базовому или углубленному уровню.
  10. Взаимосвязь с материалом, изученным на уроке.
  11. Учет индивидуальных особенностей учащихся.
  12. Сбалансированность домашнего задания по сложности и посильности его учащимся.
  13. Разнообразность видов домашних заданий.
  14. Учет здорвьесберегающих факторов в домашних заданиях.
  15. XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2020
  16. ДОМАШНЯЯ РАБОТА КАК ФОРМА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ И ОСОБЕННОСТИ ЕЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Домашние задания как способ развития у учащихся инициативы, самостоятельности, индивидуальности, творческого воображения
методическая разработка по математике по теме

Значение домашних заданий

Скачать:

Вложение Размер
dom.zad_.dokl_.doc 96 КБ

Предварительный просмотр:

Домашние задания как способ развития у учащихся инициативы, самостоятельности, индивидуальности, творческого воображения

Учитель математики школы №388

Домашние задания как способ развития у учащихся инициативы, самостоятельности, индивидуальности, творческого воображения

Выполнение учащимися домашних учебных заданий является, одной из форм обучения. Попытки отдельных учителей под видом преодоления перегрузок учащихся осуществлять обучение без организации домашней работы являются несостоятельными.

Необходимость домашней учебной работы обусловливается следующими факторами:

  1. на уроке имеет место концентрированное (т.е. сжатое) усвоение изучаемого материала, после чего знания быстро забываются. Чтобы предотвратить это забывание, нужна домашняя учебная работа;
  2. овладение научными понятиями требует их неоднократного осмысления и усвоения;
  3. обстоятельность и прочность усвоения изучаемого материала достигается только при рассредоточенном его запоминании (т.е. не в один прием);
  4. домашняя учебная работа имеет важное значение для развития творческих задатков и способностей учащихся .

Процесс усвоения учебного материала проходит через обязательные этапы: восприятие, осмысление, закрепление, формирование умений, применение на практике новых знаний и умений.

Этапы процесса усвоения

  1. закрепление
  2. формулирование формирование умений
  3. применение на практике новых знаний и умений

Эти этапы «не вкладываются» в отдельный урок и «вложиться» никак не могут.

Никогда ни один материал не может быть усвоенным на одном уроке. Процесс усвоения только начинается. Даже отличные ответы учащихся на уроке не свидетельство того, что новый материал ими понят и усвоен. Иначе говоря, б ез домашних заданий полного усвоения быть не может.

Домашнее задание обеспечивает ученику:

  1. возможность трудиться без спешки;
  2. никто его не оценивает (кроме себя самого);
  3. можно выбрать оптимальный ритм работы;
  4. самостоятельно спланировать ход работы;
  5. привлечь все необходимые источники информации.

Значение домашнего задания

  1. закрепление в памяти материала, разобранного в классе (иногда — углублёние и расширение);
  2. повторение ранее пройденного материала;
  3. закрепление и расширение разнообразных умений, необходимых для самостоятельной работы.

При составлении домашних заданий нужно руководствоваться следующими принципами.

Принципы составления домашних заданий

  1. Соответствие заданий базовому или углубленному уровню.
  2. Взаимосвязь с материалом, изученным на уроке.
  3. Учет индивидуальных особенностей учащихся.
  4. Сбалансированность домашнего задания по сложности и посильности его учащимся.
  5. Разнообразность видов заданий.
  6. Учет здорвьесберегающих факторов в домашних заданиях.

Соответствие заданий базовому или углубленному уровню.

Цель домашнего задания отработка основных знаний и умений и актуализация знаний (т.е. повторение) для дальнейшего изучения материала.

Взаимосвязь с материалом, изученным на уроке.

В домашнее задание включают изучение пройденного на данном уроке материала по учебнику и записям в тетради. Основную часть домашнего задания непременно должны составлять упражнения и задания, посвященные отработке и закреплению изученного на уроке материала.

Учет индивидуальных особенностей учащихся.

Объем, структура и характер домашних заданий должны определяться учителем исходя из интересов и особенностей каждого отдельного учащегося. Можно давать одно общее задание и добавляем к нему одно или два посложнее. Учащихся следует предупредить, что эти дополнительные упражнения для всех не обязательны, но интересно попробовать на них свои силы. Учащиеся обычно привлекает такая «проба сил». При проверке выполнения этой необязательной части задания (на следующем уроке) учитель должен проявить нужный такт: подбодрить тех, кто не сумел выполнить задание, поощрить осиливших его.

Можно разным учащимся в определенных случаях предлагать разные задания или задания на выбор, что позволит им чувствовать себя более комфортно. При этом не следует подчёркивать, что эти задания недоступны остальным – это производит неблагоприятное впечатление.

Индивидуальные домашние задания позволяют испытать чувство успеха и тем школьникам, которые успевают на «плохо» и «удовлетворительно». Такое задание даёт этим школьникам возможность проявить себя, тем самым, делая позитивным их отношение к учебе.

Индивидуальные задания не должны даваться от случая к случаю. Продуманная их система даст возможность неуверенным ученикам укрепиться в своих возможностях, сильным – развить свои интересы до глубокой увлеченности, тех и других научит самостоятельному познанию.

Сбалансированность домашнего задания по сложности и посильности его учащимся.

Обязательные задания при разумных трудо- и временных затратах должны быть посильны практически всем учащимся.

Разнообразность видов домашних заданий.

Виды домашних заданий:

  1. усвоение изучаемого материала по учебнику;
  2. выполнение устных упражнений;
  3. выполнение письменных упражнений;
  4. выполнение творческих работ (сочинения, сказки, кроссворды, модели др.);
  5. подготовку докладов по изучаемому материалу;
  6. проведение наблюдений и опытов;
  7. изготовление по изучаемому материалу таблиц, диаграмм, схем, тестов, дидактических материалов и т. д.;

Иногда практикуются трехступенчатые домашние задания, но за выполнение задания первой ступени учащийся может получить лишь «тройку», за выполнение заданий первой и второй ступени — «четверку», за выполнение же всех трех заданий — «пятерку».

Задания могут быть длительные по времени — исследовательская и про ектная деятельность.

Учет здорвьесберегающих факторов в домашних заданиях.

В школе надомного обучения учитель должен планировать объем домашних заданий, учитывая, что по учебному плану время для выполнения всей домашней работы не должно превышать максимально допустимых норм.

Источник

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2020

ДОМАШНЯЯ РАБОТА КАК ФОРМА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ И ОСОБЕННОСТИ ЕЕ ОРГАНИЗАЦИИ

В исследованиях последних лет по проблемам самостоятельности младших школьников в учебной деятельности внимание обращено на формирование общих умений и навыков (Л. В. Занков, Н. А. Лошкарева); саморегуляцию учебной деятельности (М. В. Гринева, Д. Б. Дмитриев, Г. М. Коджаспирова, И. С. Сивова и другие); активизацию познавательной деятельности школьников (М. П. Осипова, Н. И. Качановская, Н. В. Талызина, Т. И. Шамова); на подготовку преподавателя начальных классов (В. В. Давыдов, А. Е. Дмитриев, М. Р. Львов, А. М. Пышкало); его роль в становлении личности обучающегося (М. И. Алексеева, Ш. А. Амонашвили, А. И. Раев и другие); на стимулирование позитивного отношения к учебной деятельности (Л. С. Дягилева, М. Я. Ситниченко). Проанализировав ряд работ, который стал эмпирической основой нашего исследования, вы выяснили, что по объектной области изученные нами статьи распределяются следующим образом: ориентированные на проблему организации самостоятельной работы на уроке — 78,9 %, на проблему домашней работы как формы организации самостоятельной работы младших школьников – 21,1%. Если обратиться к анализу статей, в которых говорится о форме самостоятельной работы на уроке, то они в большей степени посвящены самостоятельной работе на уроках литературного чтения – 10 статей, на уроках русского языка – 3 статьи, на уроках окружающего мира – 1 статья, на уроках музыки – 1 статья.

Таким образом, существуют различные исследования проблемы самостоятельной работы младших школьников, но она по-прежнему остается недостаточно проработанной и систематизированной для применения в практике педагогов начальной школы. Этим определяется актуальность нашего исследования.

Самостоятельная работа представляет собой, с одной стороны, учебное задание, с другой – форму проявления соответствующей деятельности: памяти, мышления, креативного воображения при выполнении обучающимся тренировочного задания, которое, в конечном счете, приводит ученика либо к получению нового, ранее неизвестного ему знания, либо к углублению и расширению сферы действия уже приобретенных знаний.

Любой вид самостоятельной работы имеет свои дидактические цели. Так, самостоятельные работы по образцу нужны с целью вырабатывания умений и навыков и их прочного закрепления. Они формируют фундамент с целью подлинно самостоятельной деятельности обучающегося. Реконструктивные самостоятельные работы обучают исследовать события, явления, факты, формируют приёмы и методы познавательной деятельности, оказывать содействие формированию внутренних мотивов к познанию, создают условия для развития мыслительной активности обучающихся. Самостоятельные работы этого типа формируют основания для дальнейшей творческой деятельности ученика.

Вариативные самостоятельные работы формируют умения и навыки поиска вывода за границами известного образца. Беспрерывный поиск новых решений, составление и классификация приобретенных знаний, перенос их в совершенно самобытные ситуации делают знания обучающегося более гибкими, формируют творческую личность.

Творческие самостоятельные работы являются венцом системы самостоятельной деятельности обучающихся. Эти работы укрепляют навыки самостоятельного поиска знаний, являются одним из самых результативных средств формирования творческой личности.

Обратим особое внимание на статьи, которые посвящены домашней работе как форме организации самостоятельной работы младших школьников. Авторы, статьи которых были проанализированы, приходят к общему выводу о том, что домашняя работа – обязательный характер работы, ее содержание, объем, и виды обусловливаются учителем

Многие учителя начальных классов склоняются к тому, что домашняя работа – это форма самостоятельной работы, которая развивает морально-волевые качества личности.

Например, Рассудовская М. М. определяет ключевые положения улучшения домашней работы: домашняя работа обязана более полно удовлетворять рвения обучающихся, их потребности, идеалы, актуальные планы; защита функциональной позиции обучающихся в домашней работе конечно возможно в системе гибких и вариативных заданий для дома, многообразных в области содержания и способах выполнения; контроль выполнения домашних заданий вынужден постепенно выноситься на взаимоконтроль; развернутый инструктаж, по выполнению домашней работы вынужден постепенно уступать место краткому, сжатому инструктажу по всей теме, разделу; результат выполнения работы должен быть представлен в различных формах [4].

Так же, М. А. Родионов и Н. Н. Храмова считают, что: 1) домашняя работа может помочь индивидуализировать процесс обучения, как с позиции развития индивидуальных качеств обучающихся, так и усвоения знаний и способов деятельности; 2) домашняя учебная работа служит одним из средств развития самостоятельности школьников; 3) домашняя работа, предоставляя ученику, возможность полной самостоятельности, выступает важным фактором нравственного развития личности, в случае если этому способствуют содержание и характер задания [5].

Следовательно, домашняя самостоятельная работа обучающихся — ключевой и неотделимый элемент учебного процесса. Ее цель – увеличить и углубить умения, знания, приобретенные на уроках, не допустить их забывание, развить индивидуальные наклонности, дарования и таланты школьников, самостоятельность мышления и навыки самообразования.

Мы считаем, что организация домашней работы как форма организации самостоятельной работы – это важный компонент между образованием и самообразованием.

Обратим особое внимание на организацию домашней работы по математике как форму организации самостоятельной работы младших школьников. У большинства школьников интерес к предмету «Математика» угасает под гнетом однообразных, объемных и довольно сложных заданий. Практика показывает, что применение необычных заданий на уроках, а также в рамках домашнего задания не только снижает утомляемость, развивает творческие способности детей, но и мотивирует их на обучение.

При организации необычных заданий необходимо помнить о том, что эффективность организации домашней работы также зависит от контроля материала и постановки домашнего задания, оптимизации размера домашнего задания и учета индивидуальных возможностей выполнения домашней работы детьми.

Для того, чтобы повысить интерес к предмету «Математика» нужно задавать детям домашнее задание в нетрадиционной форме.

Так, в изученном нами педагогическом опыте встречаются различные примеры заданий, которые способны повысить познавательную мотивацию учения при применении в выполнении домашнего задания по математике последующих приемов и средств.

1. Установление компонента новизны. Для увеличения предприимчивости исполнения в домашние задания подключался обусловленный элемент новизны в работу обучающихся. Он осуществлялся в различных конфигурациях учебной работы, в том числе:

2. Интересные задачи (кроссворды, головоломки, ребусы и т. п.). В частности, переставляя буквы в некоторых местах отгадать слова: марзер, ядол, тинервал, жарывение, риавация. Результат: размер, доля, промежуток, выражение, вариация.

3. Познавательные вопросы. Одним из путей активации деятельности обучающихся является и указание связи постигаемого материала с окружающей деятельностью.

4. Необычная обычность: учитель задает домашнее задание необычным способом. Например, зашифровав его с помощью математических примеров.

5. Задание массивом. Например, учитель дает 10 задач, из которых ученик должен сам выбрать и сделать не менее заранее оговоренного объема задания. В рамках большой изучаемой или повторяемой темы может задаваться большой массив задач сразу (не к следующему уроку, а на более продолжительный срок).

6. Тематический кроссворд. Многие ребята увлекаются разгадыванием кроссвордов. Чтобы интересно проверить домашнее задание, учителю необходимо составить кроссворд по соответствующей теме и предложить его обучающимся. Особенно дети любят интерактивные кроссворды, которые можно разгадывать всем классом.

7. Детям, имеющим достаточно высокие интеллектуальные способности интересны задания типа: самостоятельное составление задач, разработка новых вариантов правил, формулировок и т.п.; подготовка карточек для контроля и самоконтроля; проектная деятельность и многое другое.

По мнению Л.П. Стойловой, особенное место в структуре математических способностей занимают подобные способности, которые можно развить при выполнении домашней работы: легкая обобщаемость математического материала; свернутость рассуждений; гибкость мыслительных процессов при решении математических задач; рвение к наиболее рациональным методам решения задач; стремительная перестройка направленности мыслительного процесса с прямого на обратный; превосходная память на математические отношения, схемы рассуждений, технологии решения задач [6].

Такая организация домашнего задания стимулирует интерес к предмету, формирует самостоятельность, а также развивает творческое воображение.

Изложенное позволяет сформулировать следующие важные выводы. Самостоятельная работа младших школьников служит средством развития самостоятельности. Организация домашней работы – важный компонент между образованием и самообразованием. При организации домашнего задания необходимо учитывать контроль материала и постановка домашнего задания, оптимизация размера домашнего задания и учет индивидуальных возможностей детей. Домашнее задание можно организовывать в нетрадиционной форме, чтобы вызвать интерес учеников к предмету.

Все вышеперечисленное может свидетельствовать о том, что самостоятельная работа младших школьников — многообразная организованная учителем усиленная работа обучающихся, направленная на выполнение определенной дидактической цели в специально назначенное для этого время: поиск, осознание, фиксирование, развитие, формирование, обобщение и систематизацию универсальных учебных действий.

Горина Л.В. Теоретические основы обучения младших школьников/ Л.В. Горин, И.В. Кошкина. – Саратов: ИЦ «Наука», 2007. – С. 103.

Данилов М.А. Воспитание у школьников самостоятельности и творческой активности в процессе обучения / М.А. Данилов //Сов. Педагогика. – 2005. – № 8. – С. 32-42.

Пидкасистый П.И. Педагогика / П.И. Пидкасистый. – М.: 1995.

Рассудовская М.М. Домашние задания для всего класса / М.М. Рассудовская// Математика в школе. – 2012. – № 6. – С.38-40.

Родионов М. А., Храмова Н. Н. Многомерный подход к оценке эффективности домашней учебной работы школьников по математике // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. — 2010. — № 18 (22). — С. 231-233.

Стойлова Л.П. Развитие математических способностей у младших школьников в современных условиях // Начальная школа, 2013. – №11. – С. 56-57.

Стрезикозин В.П. Организация процесса обучения в школе. — М.,1968. – С.280.

Источник

Читайте также:  Лечебная трава с красными цветами
Оцените статью