Для вожатого первая медицинская помощь при
Работая в лагере, вожатый отвечает за жизнь и здоровье детей, отдыхающих в лагере. Часто случаются непредвиденные ситуации, когда рядом нет квалифицированного мед. работника. Во всех лагерях должен дежурить врач, но не везде он дежурит круглосуточно, не везде он идёт в походы с отрядом, т.е. не всегда доступен. Вожатый должен знать основные меры предосторожности, технику безопасности при купании детей в реке или на море летом, при катании на лыжах, санках или коньках зимой и прочее.
Несмотря на все меры предосторожности, случается всякое, и вожатый – первый помощник в беде. Если вожатый заметил, что простынь ребёнка мокрая, необходимо постараться сохранить это в тайне от других, тихо поменять простынь, побеседовать с ребёнком наедине, узнать причину (может, страшно было ночью идти в туалет одному) и успокоить. Нельзя потом напоминать об этом ребёнку, чтоб не повредить его развитию.
Если у ребёнка расстройство желудка (понос), то он захочет это сохранить в тайне, но вожатый обязан сообщить мед. работнику, но не детям в отряде. Медработник обязан дать лекарства, а если заболело несколько детей, то государство займётся этим лагерем. Вожатый отвечает перед государством за ребёнка и, в случае чего, может «сесть» на 10 лет (в Молдове).
Вожатый должен иметь с собой аптечку (особенно в походах): Спирт, йод, бинт, вата, валерьяна (лучше в таблетках), пластырь, ножницы, таблетки от головной боли и расстройства желудка, леденцы от тошноты из-за качки в автобусе, витамины и др.
Десятка основных опасных болезней детей в лагере: Зимний лагерь
- Расстройства пищеварения и питания;
- Отравления;
- Болезни органов дыхания:
- верхних дыхательных путей (чаще ангина, ларингит, ринофарингит);
- бронхо-лёгочные заболевания (чаще бронхит, пневмония);
- Воздушно-капельные инфекции (ОРВИ, ГРИПП);
- Травмы, ранения;
- Переохлаждения;
- Поражения уголков рта, носа герпесом;
- Заболевания органа слуха (чаще отиты);
- Глазные болезни (чаще конъюнктивиты);
- Аллергические реакции.
Летний лагерь
- Расстройства пищеварения и питания;
- Отравления;
- Ожоги, перегревание;
- Помощь утопающему;
- Помощь при укусе ядовитыми животными (пчёлы, осы, шмель и др.);
- Инфекционные заболевания кожи (чаще лишаи, чесотка);
- Заболевания органа слуха (чаще отиты);
- Глазные болезни (чаще конъюнктивиты);
- Поражения уголков рта, носа герпесом;
- Аллергические реакции.
С утра вожатый, заходя к детям, может мило побеседовать с ними, узнать, что снилось и, приложив ладошку к их лбу, спросить, не болит ли что-то, заодно проверит, нет ли температуры. Если есть – вожатый отводит ребёнка в медпункт. Нельзя браться за лечение самостоятельно.
В неотложных случаях
При простуде, ангине, гриппе (и подобных) вожатый измерит температуру и проверит фонариком горло – воспалены ли нёбные миндалины. Опасны осложнения, поэтому нельзя запускать болезнь, нужно сообщить врачу, родителям, позаботиться о лекарствах и посидеть с ребёнком. Иногда нужно приносить ребёнку еду в комнату, чтоб заболевший не сидел в общей столовой с ещё не заболевшими. Если приходится лечить, то: необходим постельный режим, покой, много питья, полоскание горла и лекарства (по назначению врача). Вожатому нужно чаще мыть руки с мылом.
Иногда в лагере у детей болит горло не из-за простуды и инфекций. Просто весь отряд хором кричит речёвки, скандируют громко, кто перекричит чужой девиз… голосовые связки напрягаются и болит горло. В Молдове есть леденцы, помогающие вожатому снять боль в горле у детей.
При инфекционных кишечных заболеваниях бактерии проникают через рот (причины: дверные ручки, игрушки, деньги, особенно металлические, а также вода и пищевые продукты). Даже при незначительных расстройствах срочно ведите ребенка в медпункт: поздно или неправильно проводимое лечение может привести к развитию хронических форм болезней; кроме того, ребёнок может быть источником инфекции. У многих вожатых есть с собой в аптечке таблетки (и леденцы) от тошноты из-за качки в автобусе и таблетки от поноса (фуразолидон и активированный уголь).
От первой помощи вожатого зависит дальнейшее течение болезни, сроки выздоровления и восстановление трудоспособности.
От первой помощи вожатого зависит дальнейшее течение болезни, сроки выздоровления и восстановление трудоспособности.
В лагере случаются: кровотечения, вывихи, переломы, растяжения, ушибы, ожоги, отравления, обморожения, электротравмы, шок, удушения, утопление.
Вожатый должен вывести ребёнка из обстановки, в которой произошёл несчастный случай, прекратить действие вредного фактора (дать доступ свежего воздуха, погасить пламя, выключить источник тока …); устранить тяжёлое состояние (кровотечение, удушье, шок); оказать на месте первую медицинскую помощь (повязка при ранениях, шина при переломе, остановить кровотечение). В аптечке вожатого должен быть бинт, спирт, йод, ножницы, жгут и т.д.
Ребёнок может бегать, прыгать, споткнуться и упасть, порезавшись, повредив суставы и др.
Вожатый должен спокойно вызвать врача, вымыть руки с мылом, обтереть их спиртом, водкой, одеколоном и только после этого прикасаться к пораженному участку. Постоянно успокаивать ребёнка, постараться аккуратно вытащить стёкла при порезах, перевязать рану (небольшие стёкла могут остаться и ухудшить положение). Для удобства бинтования нужно, чтоб ребёнок удобно расположился, рука или нога должна быть неподвижна, иначе при движениях бинт будет смещаться; рука или нога должна быть в том положении, в котором будет после бинтования. Вожатый стоит лицом к ребёнку, чтоб по выражению лица видеть, не больно ли ему от бинтования. Бинтовать нужно снизу вверх, каждый оборот бинта должен прикрывать предыдущий наполовину или на две трети его ширины, узел не должен беспокоить ребёнка, повязка не должна быть слишком туго наложена, чтоб ребёнок не посинел и не получил отёк.
В летнем лагере у моря и у реки ребёнок может наглотаться воды. При утоплении может наступить внезапная остановка сердца. Первая помощь утопающему – отстранить лишних людей, вызвать врача, с верхней части тела снять одежду, быстро очистить рот и глотку от песка и прочего. Для этого ребёнку открывают рот, платком, намотанным на палец, удаляют всё из-за рта. Удаляют воду из дыхательных путей: ребёнка положить животом на колено вожатого и поколотить по спине (голова и ноги должны свешиваться вниз). Если вода вышла, а ребёнок не дышит, сделать искусственное дыхание. Затем ребёнка укутать, согреть, напоить крепким кофе, чаем и доставить в больницу.
Удушение возникает, когда ребёнок просовывает голову между прутьями, при игре с верёвкой, прыгалками или при падении. Нужно восстановить дыхание. Ребёнка уложить на спину, руки взять за запястья и энергично поднимать к верху (вдох), опускать на грудь, надавливая на неё (выдох). Делать 15-16 раз в минуту. Другой способ – рот в рот, или рот в нос, когда ребёнка кладут на спину лицом вверх, запрокинув голову назад, под лопатки подложив одежду или свёрнутое одеяло. Зажать нос, рот накрыть марлей или платком, глубоко вдохнув, выдыхать воздух в рот ребёнку. Следить, чтоб язык малыша не западал и не закрывал ему глотку.
Лучше предотвратить такие случаи и при купании детей находиться с ними в воде и держать их в поле зрения. Есть правило: в воде 5 детей, остальные на берегу. Одни вышли – другие вошли.
При ожогах – быстро освободить ребёнка от тлеющей одежды, прилипшего к телу белья, срезав его ножницами. Ребёнку будет больно. Постарайтесь охладить ожог струей воды в течении 20 минут, или наложить смоченную повязку (смоченную раствором марганцовокислого калия).
Перегревание может быть из-за жарко натопленного и плохо проветриваемого помещения, при неправильном загорании. У ребёнка появляется слабость, тошнота, головная боль, рвота, учащается пульс, дыхание, расширяются зрачки, возможен обморок. Ребёнка нужно вынести на открытое место, защищённое от солнца, освободить от верхней одежды, смочить лицо водой, похлопывая мокрым полотенцем, на голову положить пузырь с водой, опахать тело.
Переохлаждение – от длительного действия низкой температуры (чаще руки, ноги). Кожа может покраснеть, посинеть. Ознобление сопровождается зудом, жжением, болью, которая усиливается, если участок кожи быстро согревать. Зимой нужно следить, чтоб обувь и варежки были сухими. Первая помощь замёрзшему ребёнку – согреть его в водяной ванне ( t0 до 370), одновременно делая массаж. Затем дать ему горячее питьё, еду, уложить в согретую постель, вызвать врача. Нельзя обмороженное место растирать снегом, лучше мягкой шерстяной варежкой или рукой.
При отравлениях трудно узнать, что его вызвало. Необходимо промыть желудок или вызвать рвоту, затем дать горячего чая, согреть ребёнка. Если промыть желудок не удалось – дать выпить молока, молочной сыворотки или киселя, чтоб слизистая обволакивалась. Вызвать врача.
Летом часто детей кусают ядовитые животные: пчела, оса, скорпион, шмель, некоторые пауки, ящерица, ядозуб, змея. Если укусила пчела, оса – осторожно удалить жало и наложить повязку с нашатырным спиртом. Нельзя к месту укуса прикладывать землю. Если укусила змея – в больнице вводят сыворотку. из ранки выдавливают в течении 4-5 секунд несколько капель крови. Рекомендуется прижечь места укуса горящей спичкой.
В летнем лагере к месту укуса пчелы, осы длительное время прикладывают смоченную повязку, платок (постоянно сохранять влажной, одой или нашатырным спиртом). Есть таблетки от аллергии, которые помогают легче перенести укус.
При заболевании органа слуха (чаще отиты) ребёнок может плохо спать, плохо есть, поднимается температура. Иногда он может купаться летом и просквозить ухо на ветру, или солнце и песок повлияют на ухо и оно будет болеть. Зимой отит также может быть от сквозняка после душа или из-за последствий простудных заболеваний. У вожатого иногда есть витамины, их можно дать ребёнку и вызвать врача. Самому не лечить. (Сложно выбрать лечение, некоторые капли в ухо нужно подогревать).
При глазных болезнях – это чаще всего конъюнктивиты, когда ребёнок не может полностью открыть глаз и чувствует в оболочке век припухлость. Важно всех детей заставлять мыть лицо и замечать, когда по утрам склеиваются веки. В аптеках есть капли и мазь для глаз, которую наносят чистыми руками.
Всегда лучше отвести ребёнка к врачу, иначе вожатый будет виновен в ухудшении состояния ребенка. Нужно предпринимать меры, когда никто, кроме вожатого, не окажет более квалифицированную помощь
Ребёнок всегда должен чувствовать заботу и переживание вожатого и не стесняться говорить вожатому, если что-то болит.
Источник
Универсальный алгоритм оказания первой помощи
Правила поведения
Общая последовательность действий на месте происшествия с наличием пострадавших
Оказывать первую помощь необходимо в соответствии с Универсальным алгоритмом оказания первой помощи . Схематично алгоритм выглядит следующим образом.
Согласно Универсальному алгоритму первой помощи в случае, если человек стал участником или очевидцем происшествия, он должен выполнить следующие действия:
1. Провести оценку обстановки и обеспечить безопасные условия для оказания первой помощи:
1) определить угрожающие факторы для собственной жизни и здоровья;
2) определить угрожающие факторы для жизни и здоровья пострадавшего;
3) устранить угрожающие факторы для жизни и здоровья;
4) прекратить действие повреждающих факторов на пострадавшего;
5) при необходимости, оценить количество пострадавших;
6) извлечь пострадавшего из транспортного средства или других труднодоступных мест (при необходимости);
7) переместить пострадавшего (при необходимости).
2. Определить наличие сознания у пострадавшего.
При наличии сознания перейти к п. 7 Алгоритма; при отсутствии сознания перейти к п. 3 Алгоритма.
3. Восстановить проходимость дыхательных путей и определить признаки жизни:
1) запрокинуть голову с подъемом подбородка;
2) выдвинуть нижнюю челюсть (при необходимости);
3) определить наличие нормального дыхания с помощью слуха, зрения и осязания;
4) определить наличие кровообращения путем проверки пульса на магистральных артериях (одновременно с определением дыхания и при наличии соответствующей подготовки).
При наличии дыхания перейти к п. 6 Алгоритма; при отсутствии дыхания перейти к п. 4 Алгоритма.
4. Вызвать скорую медицинскую помощь, другие специальные службы, сотрудники которых обязаны оказывать первую помощь в соответствии с федеральным законом или со специальным правилом (по тел. 03, 103 или 112, привлекая помощника или с использованием громкой связи на телефоне).
5. Начать проведение сердечно-легочной реанимации путем чередования:
1) давления руками на грудину пострадавшего;
2) искусственного дыхания «Рот ко рту», «Рот к носу», с использованием устройств для искусственного дыхания.
При появлении признаков жизни перейти к п. 6 Алгоритма.
6. При появлении (или наличии) признаков жизни выполнить мероприятия по поддержанию проходимости дыхательных путей одним или несколькими способами:
1) придать устойчивое боковое положение;
2) запрокинуть голову с подъемом подбородка;
3) выдвинуть нижнюю челюсть.
7. Провести обзорный осмотр пострадавшего и осуществить мероприятия по временной остановке наружного кровотечения одним или несколькими способами:
1) наложением давящей повязки;
2) пальцевым прижатием артерии;
3) прямым давлением на рану;
4) максимальным сгибанием конечности в суставе;
5) наложением жгута.
8. Провести подробный осмотр пострадавшего в целях выявления признаков травм, отравлений и других состояний, угрожающих его жизни и здоровью, осуществить вызов скорой медицинской помощи (если она не была вызвана ранее) и выполнить мероприятия по оказанию первой помощи:
1) провести осмотр головы;
2) провести осмотр шеи;
3) провести осмотр груди;
4) провести осмотр спины;
5) провести осмотр живота и таза;
6) осмотр конечностей;
7) наложить повязки при травмах различных областей тела, в том числе окклюзионную (герметизирующую) при ранении грудной клетки;
8) провести иммобилизацию (с помощью подручных средств, аутоиммобилизацию, с использованием медицинских изделий);
9) зафиксировать шейный отдел позвоночника (вручную, подручными средствами, с использованием медицинских изделий);
10) прекратить воздействие опасных химических веществ на пострадавшего (промыть желудок путем приема воды и вызывания рвоты, удалить с поврежденной поверхности и промыть поврежденные поверхности проточной водой);
11) провести местное охлаждение при травмах, термических ожогах и иных воздействиях высоких температур или теплового излучения;
12) провести термоизоляцию при отморожениях и других эффектах воздействия низких температур.
9. Придать пострадавшему оптимальное положение тела (для обеспечения ему комфорта и уменьшения степени его страданий).
10. Постоянно контролировать состояние пострадавшего (наличие сознания, дыхания и кровообращения) и оказывать психологическую поддержку.
11. Передать пострадавшего бригаде скорой медицинской помощи, другим специальным службам, сотрудники которых обязаны оказывать первую помощь в соответствии с федеральным законом или со специальным правилом при их прибытии и распоряжении о передаче им пострадавшего, сообщив необходимую информацию.
Источник