- Дикие и культурные растения: признаки, различие, примеры и значение в жизни человека
- В чем отличие культурных растений от дикорастущих?
- Дикорастущие растения
- Культурные растения
- В чем различия дикорастущих и культурных растений?
- Как, почему и когда появились культурные растения?
- Роль культурных растений в жизни человека
- ЛЕКА́РСТВЕННЫЕ РАСТЕ́НИЯ
- Технология. 6 класс
Дикие и культурные растения: признаки, различие, примеры и значение в жизни человека
Растения являются одними из наиболее распространенных живых организмов на Земле. Они населяют большинство сред обитания, от засушливых пустынь и высоких гор до морских и пресноводных водоемов. В далеком прошлом, когда люди освоили земледелие, мир растений стал подразделяться на две группы: дикорастущие и культурные растения.
В чем отличие культурных растений от дикорастущих?
Как мы уже писали ранее, все растения на Земле условно можно разделить на дикорастущие и культурные. А теперь давайте узнаем, каковы различия между ними и почему растения подразделяют эти две группы.
Дикорастущие растения
К дикорастущим растениям относятся все травы, кустарники и деревья, которые растут без помощи или вмешательства людей. Они не были специально посажены руками человека. Дикорастущие растения используют для роста природные ресурсы своего местообитания, и способны адаптироваться к самым суровым условиям окружающей среды.
Многие из более мелких диких растений часто воспринимаются как сорняки, и кто-то однажды сказал, что сорняки — это цветы, растущие не в том месте! Огородники и садоводы предпочитают, чтобы на их клумбах не было сорняков, подавляющих рост культурных растений. Хотя дикорастущие растения можно найти где угодно, даже в самых ухоженных садах, обычно к ним относится флора более диких мест, таких как степи, леса, водно-болотные угодья, холмы, горные и прибрежные районы.
Дикие растения являются частью биоразнообразия природы. Они дают пищу и убежище, необходимое для поддержания богатого и здорового разнообразия насекомых, птиц и животных. Некоторые животные питаются только определенными растениями, поэтому потеря даже одного вида может привести к исчезновению этих животных!
Культурные растения
К культурным растениям относятся все растения, которые выращиваются людьми для получения продуктов питания, сельскохозяйственных кормов, лекарственных препаратов, промышленного и другого сырья, а также иных целей, удовлетворяющих человеческие потребности. Все культурные растения являются потомками дикорастущих видов. В следствии селекции люди смогли повысить их урожайность и приспособить к росту в непривычных для них условиях — на новой территории или другом климате.
Культурные растения подразделяют на следующие группы:
- Декоративные(розы, нарциссы, гладиолусы, кактусы, каланхоэ и т.п.) — используются для облагораживания садовых, приусадебных, парковых и других территорий в населенных пунктах, а также жилых или рабочих помещений;
- Зерновые и хлебные злаки(гречиха, рожь, пшеница, ячмень, овес, рис и т.п.) — наиболее ценная категория культурных растений, которая обеспечивает человечество продуктами питания, а также сырьем для промышленной и кормами для сельскохозяйственной отраслей экономики;
- Бобовые(горох, чечевица, нут, фасоль, соя, арахис, люцерна, вика и т.п.) — все виды бобовых, возделываемые человеком для пищевых, технических и кормовых целей;
- Крахмалоносные(батат, картофель, маниок, ямс и т.п.) — сельскохозяйственные культуры, которые служат сырьем для изготовления крахмала или продуктов питания с высокой концентрацией крахмала;
- Сахароносные(сахарная свёкла, сахарный тростник, сахарная пальма, топинамбур и т.п.) — растения, содержащие в своих в стеблях, клубнях или плодах большое количество сахарозы или глюкозы;
- Масличные(подсолнечник, рапс, олива, кунжут, лен и т.п.) — растения, из семян или плодов которых в процессе прессования получают растительные масла;
- Волокнистые(лен, конопля, хлопок и т.п.) — культурные растения, возделываемые для получения волокон, из которых изготовляют бумагу, ткань, веревку и другие изделия;
- Бахчевые(арбуз, тыква, дыня, кабачок и т.п.) — сельскохозяйственные растения из семейства тыквенные, используемые в пищевых, кормовых, а также медицинских целях.
- Овощные(томаты, огурцы, морковь, капуста, редис, петрушка, укроп, сельдерей и т.п.) — травянистые культуры, которые выращиваются для получения плодов, корнеплодов, луковиц, кочанов и зелени;
- Плодовые(виноград, яблоко, черешня, абрикос, персик, манго, апельсин, папайя и т.п.) — культурные растения, выращиваемые для получения плодов, ягод и орехов;
- Стимулирующие(чай, кофе, какао и т.п.) — растительные культуры, возделываемые для изготовления пищевых продуктов или лекарств, оказывающих стимулирующее (бодрящее) воздействие на нервную систему человека.
В чем различия дикорастущих и культурных растений?
Делая вывод из вышеописанного, становиться понятно, что разница между этими двумя группами заключается в следующем:
- Дикорастущие растения:
- не посажены людьми;
- растут самостоятельно;
- хорошо приспосабливаются к разным условиям окружающей среды;
- могут приносить вред культурным растениям (сорняки).
- Культурные растения:
- посажены людьми;
- получают уход (полив, удобрения, борьба с вредителями и сорняками);
- зачастую искусственно изменены в результате селекции;
- используются человеком для пищевых, кормовых, медицинских, промышленных и других целей;
- не имеют естественного ареала.
Как, почему и когда появились культурные растения?
Люди выращивают растения и практикуют сельское хозяйство более 10 000 лет. Некоторые виды постепенно адаптировались к потребностям людей и окультурились.
Культурные растения, как правило, являются потомками дикорастущих, которые были съедобными и представляли ценность для первобытных людей. Зарождение сельского хозяйства произошло, когда охотники и собиратели нашли полезные растение в одном месте и захотели выращивать их в другом, в случае миграции. Они собирали семена или черенки, чтобы попытаться вырастить их самостоятельно.
Первые земледельцы также заметили, что некоторые растения могут вытеснить другие полезные виды, которые они выращивали, поэтому начали их пропалывать. Растения, которые мы сегодня выращиваем, могут быть результатом тысяч лет удачных находок и экспериментов или межкультурного обмена. Многие растения, используемые в сельском хозяйстве, были намеренно изменены человеком (окультурены), чтобы добиться от них лучшей урожайности, вкуса и питательной ценности.
Роль культурных растений в жизни человека
Когда растения стали культурными, они потеряли адаптационные свойства, которые позволяли им приспосабливаться к условиям дикой среды обитания. Вместо этого с помощью людей они развили другие качества. Культурные растения внесли огромный вклад в то, чтобы люди начали жить в постоянных поселениях, обеспечивая едой, одеждой и лекарствами все большую численность населения и развивать искусство, ремесло и технические навыки.
Значение культурных растений в жизни современного общества сложно переоценить. Они играют важную роль в большинстве отраслей экономики, от сельского хозяйства и промышленности до общественного питания, здравоохранения, науки, торговли и т.д. Культурные растения обеспечивают нас продуктами питания, сырьем для изготовления одежды, лекарств, кормов для животных, а также служат для рекреационных или эстетических целей (декоративные растения).
Источник
ЛЕКА́РСТВЕННЫЕ РАСТЕ́НИЯ
В книжной версии
Том 17. Москва, 2010, стр. 193-196
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛЕКА́РСТВЕННЫЕ РАСТЕ́НИЯ, дикорастущие и культивируемые растения, применяемые для профилактики и лечения болезней человека и животных. На земном шаре используются ок. 20 000 видов Л. р. Их применение известно с глубокой древности. Наиболее обширны группы Л. р., используемых в нар. и традиц. медицине разных стран – арабской, индийской (в т. ч. аюрведической), китайской, тибетской, иранской и др. Представители этих групп Л. р., изученные экспериментально и прошедшие клинич. испытания, вводятся в науч. медицину под назв. официнальных (от лат. officina – аптека). Их использование осуществляется на основе нормативных документов, утверждённых гос. органами. Наиболее важные Л. р. включаются в Гос. фармакопеи разл. стран. В России систематич. сбор и выращивание Л. р. были организованы в нач. 17 в., после образования Аптекарского приказа. Во всех изданиях Российских (и СССР) гос. фармакопей (ныне действует 11-е изд.) насчитывается 440 официнальных видов Л. р. Система лечения с преимуществ. использованием Л. р. называется фитотерапией.
Источник
Технология. 6 класс
Конспект урока
Технология, 6 класс
Урок 28. Дикорастущие растения и их использование человеком
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке
- Основные группы используемых человеком дикорастущих растений.
- Характеристика дикорастущих растений.
- Значение дикорастущих растений для жизнедеятельности человека.
Дикорастущие растения – это растения, за которыми никто не ухаживает, специально не высаживает, не выращивает.
Культурные растения – растения, специально разводимые (культивируемые) человеком для использования в хозяйственной деятельности.
Эфиромасличные – это дикорастущие растения, которые содержат высокие концентрации летучих веществ.
Дубильными называются растения, в корнях, коре, стебле, листьях, плодах которых содержатся вяжущие вещества (таннины), пригодные для дубления кож в кожевенной промышленности.
Лекарственные растения – это группа растений, органы или части которых являются сырьём для получения средств с лечебными или профилактическими целями в народной медицине, производства лекарственных препаратов.
Камеденосные растения – это растения, части которых содержат особые вещества – камеди, способные полностью или частично растворяться в воде, давая клейкие растворы, или набухать, образуя студни.
Красильными – называют растения, части которых содержат красящие вещества, используемые в разных видах промышленности.
Основная и дополнительная литература по теме урока
- Технология. 5 класс: учеб. пособие для общеобразовательных организаций / В. М. Казакевич, Г. В. Пичугина, Г. Ю. Семенова и др.; под ред. В. М. Казакевича. – М.: Просвещение, 2017.
- Дикорастущие полезные растения СССР. И. А. Губанов, И. Л. Крылова, В. Л. Тихонова. –М.: «Мысль», 1976.
- Сайт: https://zooclub.ru/flora/gruppy_poleznyh_rastenii.shtml.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Дикорастущие растения – это растения, которые растут и распространяются без участия человека. Этим растениям не нужен особый уход, они приспособились к естественной среде обитания.
Дикорастущие растения обладают большой энергетической ценностью.
Многие дикорастущие растения можно употреблять в пищу или использовать как сырьё в промышленности, из них делают лекарства, парфюмерию, косметику, получают красители и дубильные вещества.
Человек использует для своих нужд различные части растений: корни, стебли, листья, семена, плоды, соцветия.
Все полезные дикорастущие растения классифицируют разными способами:
1. Деревья, кусты, травы;
2. По основному способу их применения: пищевые эфирно-масличные, дубильные, лекарственные, смолоносные, камеденостные, красильные.
К пищевым дикорастущим растениям относятся те, части которых можно использовать в пищу. Например:
Ягоды: земляника, черника, малина, брусника, клюква;
Орехи: лещина, грецкий орех, кедровый орех;
Корни: корневище аира болотного, одуванчика;
Стебли: сахарный тростник;
Цветы и бутоны: жасмин, настурция, каперсник;
Листья: щавель, крапива, лебеда, сныть.
Дикорастущие растения, которые содержат высокие концентрации летучих веществ называют эфиромасличными растениями. Они представляют большую ценность для ряда производств – парфюмерно-косметического, фармацевтического, пищевого и других, благодаря содержащемуся в них эфирному маслу. Наибольшее количество эфирных масел содержится в цветках и плодах, меньше – в листьях, стеблях и подземных органах. Почти половина всех видов эфиромасличных растений в жарком климате: цитрусовые, гвоздичное дерево, лавровое дерево, коричное дерево, имбирь. В нашей стране собирают в дикорастущем виде в основном травянистые эфиромасличные растения: кориандр, шалфей, базилик, тмин, анис, пачули, укроп, аир.
Дубильные. Дубильные растения, или таниноносы, содержат в своих органах значительных количествах дубильные вещества (танины). Особенно дубильными веществами богаты ими растения тропиков. В нашей стране дубильные вещества встречаются главным образом у хвойных растений (ель, сосна, пихта, лиственница), таких лиственных растений как дуб, ива, каштан. Для промышленного производства дубильных экстрактов обычно используют кору дуба, кору ели и многих видов ив, листья скумпии и сумаха, корневища бадана и других растений. Получаемые из дубильных растений экстракты используются в кожевенной промышленности, для которой эти растения до сих пор сохранили свое значение. Особое значение имеют дубильные растения как лекарственные средства: плоды черники, корневища горца змеиного, лапчатки прямостоячей, например, обязаны своим лечебным действием содержащимся в них дубильным веществам.
Лекарственными называют растения, части которых используются людьми для лечения и профилактики различных заболеваний, для производства лекарств в фармацевтической промышленности.
Многие растения содержат химические вещества, оказывающие лечебное действие на организм человека. Это эфирные масла, дубильные вещества, алкалоиды, гликозиды и др. Дубильные вещества оказывают вяжущее, противовоспалительное и кровоостанавливающее средство; эфирные масла используют чаще всего как отхаркивающее и дезинфицирующее средство. К лекарственным растениям в широком смысле этого слова можно отнести и растения, содержание витамины. Для производства разных витаминов ежегодно заготовляется тысячи тонн плодов шиповника, облепихи, рябины, смородины — важнейших витаминоносных растений. Это далеко не полный перечень физиологически активных веществ, присутствие которых в растениях дает возможность применять их как лекарственные средства.
Современные исследования растений позволяют синтезировать необходимые вещества и производить лекарственные препараты без использования растительного сырья. Однако лекарственные растения до сих пор играют важнейшую роль в медицине. И сегодня многие заболевания лечат в первую очередь препаратами, полученными из растительного сырья.
Смолоносные растения. Смолы содержатся в разных органах растений в особых вместилищах. Они могут быть твердыми или жидкими. В нашей стране основной источник получения смол — хвойные породы, в первую очередь сосна; из нее подсочкой добывают живицу, в состав которой входят эфирное масло и смоляные кислоты. Из живицы получают скипидар, используемый в лакокрасочной промышленности и медицине, а также канифоль, которую применяют в мыловарении и целлюлозно-бумажной промышленности. Смолы употребляют также в парфюмерии и химической промышленности. Хотя в последние годы натуральные смолы стали вытесняться синтетическими, подсочка и получение живицы до сих пор играют огромную роль в лесохимическом производстве.
Камеденосные растения содержат камеди – вещества, способные полностью или частично растворяться в воде, давая клейкие растворы. У многих растений натеки камеди образуются на местах повреждений (на этом основана добыча камеди подсочкой). Самая известная камедь – «вишневый клей». Растения, образующие камеди, свойственны главным образом областям сухого климата, например, трагакант. Набухающие свойства трагакантовой камеди и её клейкость широко используются в фармацевтической практике для приготовления эмульсий, таблеток и пилюль. Трагакант находит широкое применение в различных отраслях промышленности. Камедь получают также из древесины лиственницы. Камеди находят применение в текстильной промышленности при окраске тканей, в медицине, парфюмерии, кондитерской, лакокрасочной и полиграфической промышленности.
Красильные растения содержат красящие вещества. Большинство красящих веществ растворяется в воде и органических растворителях. Красящие вещества содержатся в разных органах и тканях растений: корнях, корневищах, листьях, коре, древесине, цветках и плодах. Как красители используются лишь наиболее стойкие из этих веществ. Красильные растения раньше широко применяются в текстильной промышленности и ковроделии. Производство синтетических красителей сократило область применения природных красителей, однако в пищевой промышленности они сохраняют свое значение.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание 1. Укажите растения, относящиеся к группе культурных растений. Выберите несколько вариантов ответа.
Правильный вариант ответа: капуста, картофель.
Пояснение: Культурными называются растения, специально выращиваемые человеком, здесь это картофель и капуста.
Задание 2. Установите соответствие между названием группы растений и названием растений.
Правильный вариант ответа:
Пояснение: Травы – это многолетнее или однолетнее растение, не образующее одревесневающих стеблей. Кустарник – многолетнее древовидное растение, не имеющие во взрослом состоянии главного ствола. Дерево – многолетнее растение с одревесневающим прямостоячим главным стеблем – стволом.
Источник