Методические рекомендации к практическому занятию ( для студентов II курса обучения ) по теме: «фармакодинамика»
Название | Методические рекомендации к практическому занятию ( для студентов II курса обучения ) по теме: «фармакодинамика» |
Тип | Методические рекомендации |
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Методические рекомендации
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ (для студентов II курса обучения) ПО ТЕМЕ: «ФАРМАКОДИНАМИКА» Подготовлено в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 34.02.01 Сестринское дело, приказ Минобрнауки № 514 от 12.05.14 г/ приказ Минобрнауки № 502 от 12.05.2014 г Камаева Лариса Викторовна ГПОУ «Тульский областной медицинский колледж» При разработке методических рекомендаций для студентов к занятию по теме «ФАРМАКОДИНАМИКА» учебной дисциплины «ФАРМАКОЛОГИЯ» в основу положены:
В связи с тем, что каждый год на мировом рынке появляется и регистрируется огромное количество лекарственных препаратов, фармакотерапия стала универсальным методом лечения большинства заболеваний. С помощью лекарственных средств можно воздействовать практически на все психические и физиологические функции организма человека. Фармакодинамика – важный раздел общей фармакологии, изучающий механизм специфического действия лекарственных средств на организм, особенности комбинированного применения препаратов и реакции, обусловленные длительным приемом и отменой лекарственных средств. Изучение данной темы позволит будущим медицинским сестрам успешно ориентироваться в возрастающем потоке лекарственных средств и условиях, обеспечивающих эффективное и безопасное их использование. Изучение данной темы учебной дисциплины направлено на формирование у обучающихся следующих общекультурных компетенций (ОК): ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество. ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации. ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности. ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности. и профессиональных компетенций (ПК): ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса. ПК 2.3. Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами. ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования. ПК 2.5. Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса. В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: — механизмы реализации фармакотерапевтического эффекта лекарственных средств; — факторы, влияющие на реализацию фармакотерапевтического воздействия лекарств на организм; — виды действия лекарственных средств; — виды доз лекарственных средств; — побочные эффекты, виды реакций и осложнений лекарственной терапии; — реакции, обусловленные длительным приемом лекарственных средств; — реакции, обусловленные отменой лекарственных средств; — закономерности фармакодинамики лекарственных средств; — понятие и виды ятрогений. В результате освоения данной темы обучающийся должен уметь: — находить сведения о механизме действия лекарственных препаратов в предоставленной к нему аннотации, с использованием справочной литературы, или в доступных базах данных; — ориентироваться в номенклатуре лекарственных средств с определенным механизмом действия; — ориентироваться в результатах взаимодействия лекарственных средств между собой. Продолжительность занятия: 2 часа. 1.Фармакотерапия изучает лечебные действия лекарственных средств при различных заболеваниях, определяет дозы и схемы их применения. 2. Фармакодинамика изучает механизм и особенности специфического действия лекарственных средств на организм, а также изменения органов и систем под влиянием лекарств. 3.Медиаторы – это от латинского «посредник», активные химические вещества, обуславливающие передачу возбуждения в синапсе. 4.Рецепторы – это специфические нервные образования, окончания нервных волокон, способные возбуждаться при действии раздражителя. 5.Терапевтическая широта действия – это диапазон доз от минимальной терапевтической до минимальной токсической (или максимальной терапевтической). 6. Местное действие проявляется в местах приложения (нанесения или введения) лекарственного вещества. 7. Общее (резорбтивное) действие – это действия на весь организм, возникающее после поступления лекарственного вещества из крови в органы и ткани. 8.Привыкание, толерантность – снижение фармакологической эффективности лекарственного средства при повторных приемах . 9. Тахифилаксия – это быстрое привыкание. 10. Синдром отмены – это тяжелый симптомокомплекс, развивающийся при внезапном прекращении приема лекарственных средств или резком снижении его дозы после длительной предшествующей терапии. 11. Лекарственная зависимость – это психическое или физическое состояние, характеризующееся поведенческими и другими реакциями, которые включают непреодолимое желание к повторному приему лекарственного средства, чтобы избежать дискомфорта. 12. Кумуляция – это усиление действия при повторном введении лекарственного средства в результате его накопления в организме. 13. Антагонизм лекарственных средств – это взаимодействие лекарственных средств, при котором происходит снижение или исчезновение части или всех фармакологических эффектов одного лекарственного средства под влиянием другого. 14. Несовместимость лекарственных средств – это такое сочетание компонентов лекарственных средств, при котором в результате взаимодействия веществ между собой или проявления противоположного действия существенно изменяются их свойства и фармакологическая активность. 15. Ятрогения – это изменения здоровья пациента к худшему, вызванные неосторожным действием или словом врача.
Действие на специфические рецепторы. ЦНС (головной и спинной мозг) ПНС (корешки, сплетения, ЧМН, перифер. ЭФФЕРЕНТНАЯ ИННЕРВАЦИЯ АцХ АцХ парасимпатическое МхР NхР волокно НА АцХ симпатическое NхР волокно надпочечник Виды действия лекарственных средств.
Виды ятрогении.
Инструкция по применению лекарственного препарата. 1. Общая характеристика Б) Описание лекарственной формы Г) Фармакологическая группа 2. Фармакологические свойства А) Фармакодинамика
Б) Фармакокинетика 3.Показания к применению 4.Способ применения и дозы 5.Побочное действие
6.Противопоказания 7.Взаимодействие с другими лекарственными препаратами
8. Передозировка
9. Особые указания 11. Условия хранения 12. Срок годности 13.Организация разработчик
Контрольные вопросы по теме «Фармакодинамика» 1. Дайте определение понятию «фармакодинамика», назовите основные механизмы действия лекарственных средств. 2. Перечислите виды действия лекарственных средств. 3. Какие виды доз Вам известны? Какая существует зависимость между дозой лекарственных веществ и весом больного, между дозой и возрастом больного? 4. Что такое терапевтическая широта действия? 5. В чем отличие побочного действия лекарственных веществ от токсического? 6. Какие реакции организма может вызвать повторное применение лекарственных средств? 7. Какие группы аллергических реакций различают? 8. Охарактеризуйте кумуляцию. В чем ее опасность? 9. Чем отличается привыкание организма к лекарственным средствам от ее зависимости? 10. Виды комбинированного действия лекарственных средств и их значение. 11. Какое значение имеет синергизм? 12. Назовите виды антагонизма. В каких случаях в медицине используются явления антагонизма? 13. Раскройте понятие о тератогенном, эмбриотоксическом, фетотоксическом действии лекарственных средств при беременности. 14. Охарактеризуйте понятие ятрогении. Назовите виды ятрогении. Дайте характеристику каждому виду. 15. Назовите виды лекарственной терапии.
|