Демонстрационный материал лекарственные растения для дошкольников

Дидактическое пособие «Лекарственные травы»

Распопина Елена
Дидактическое пособие «Лекарственные травы»

Хвощ – мочегонное средство при отеках на почве недостаточности кровообращения, при плевритах с большим количеством экссудата, а также при воспалительных процессах мочевого пузыря и мочевыводящих путей. Наружно отвар рекомендуется для ванн и компрессов при трудно-заживающих ранах и фурункулах, для полосканий рта и горла при воспалительных явлениях, для промываний носовых полостей при частых кровотечениях.

Полынь — Из полыни делают веники и метелки, листья употребляют в пищу как горькую приправу к мясным блюдам. Раньше побегами полыни окрашивали ткани в различные оттенки зеленого цвета. В народной медицине полынь используют как противоглистное средство, настой травы пьют при малокровии, им полощут рот для устранения дурного запаха.

Пижма — с давних пор применялась в народной медицине в качестве противогельминтного средства при заражениях паразитическими червями – аскаридами, острицами, бычьим и свиным солитёром. Лечебные свойства пижмы использовались также при заболеваниях печени, желчного пузыря, желудочно-кишечного тракта. Пижма также оказывает лечебное воздействие при ломоте в суставах и лихорадочных состояниях. Успокаивающий эффект от принятия лечебных средств из пижмы наблюдается при нервных расстройствах и головной боли.

Лопух — В пищу употребляют молодые листья и корни лопуха. Из листьев варят супы, их добавляют в салаты. Корни молодых растений едят сырыми, вареными, печеными, жареными; кладут в супы и другие первые блюда. Сырыми едят также мякоть оснований и нижней части стебля, очистив ее от грубой наружной части. Корни употребляют только от растений первого года жизни. Из корней варят повидло, поджаренные используют для приготовления «кофейного» напитка.В народной медицине корень лопуха находит широкое применение: при почечнокаменной болезни, диабете, подагре, ревматизме, водянке, геморрое, рахите и золотухе, фурункулезе, хронической экземе, запоре, при отравлении ртутными препаратами, при укусах ядовитых животных и для укрепления волос.

Василек — В народной медицине используется василёк синий, его цветки обладают мочегонным действием, применяются при отёках, связанных с болезнями почек. Это так же хорошее желчегонное средство. В народе применяли отвар как жаропонижающее, а также на примочки при воспалении глаз. Василек синий оказывает, потогонное и желчегонное действие, помогает при простудах, коньюктивите, блефарите. Имеет ранозаживляющие свойства. Ванны из травы василька принимают при кожных заболеваниях.

Мать-и-мачеха — Русское название объясняется тем, что если приложить к телу лист нижней стороной, он кажется теплым (мать, а верхней — холодит (мачеха). Цветки мать-и-мачехи обладают отхаркивающим действием. Листья мать-и-мачехи чаще, чем цветки, применяются как отхаркивающее, мягчительное, дезинфицирующее и противовоспалительное средство. Их назначают при бронхитах, кашле, плевритах, ларингитах, фарингитах, бронхоэктазах в виде настоя.

Иван-чай — чай заваривают из высушенных листьев растения. Из молодых побегов кипрея, а это второе название иван-чая, готовятся многие блюда, например, салаты, супы, а спаржу можно заменить на корни Иван-чая, которые можно есть и в сыром виде. Из этих же корней можно приготовить муку, а в последствии готовить из нее восхитительные хлеб, оладья и блинчики. Вот такие они, лечебные свойства травы Иван-чай. Иван-чай хорошее успокаивающее средство, мощное противовоспалительное средство, а также он благотворно влияет на кишечник, желудок, сердце, мозг и кровь.

Ромашка — лекарственная обладает тремя основными лечебными свойствами — противовоспалительным, спазмолитическим и ветрогонноым. Ромашку применяют при повышенной возбудимости, невралгических болях, зубной боли, поносах и др. Для лечения применяют настои, отвары. Настоем ромашки промывают воспаленную слизистую глаз. В виде настоя для компрессов она употребляется при ожогах, фурункулах, болезненных ранах, при мокнущих и труднозаживающих кожных сыпях, для ножных ванн при неприятной потливости ног, и для поддержания свежести кожи. Эта трава является еще и прекрасным косметическим средством. Отваром из цветков ромашки моют голову, что способствует росту и укреплению волос, избавлению от перхоти. Также отваром ромашки подкрашивают волосы в светлый тон, особенно седые.

Чистотел — свое название получил благодаря своим свойствам исцелять различные заболевания кожи. В связи со способностью выводить бородавки, чистотел в простонародье еще называют бородавником. Также им выводят мозоли, веснушки, кондиломы, смазывают трещинки на пятках и на руках. Сок излечивает носоглотку, аденоиды, полипы, гланды, гайморит, десны, прыщи, нарывы, фурункулы, свищи, чесотку, экзему, грибок, герпес (на губах, раздражение кожи после бритья, ожоги, вызванные огнем, паром, горячим молоком, солнечными лучами, химическими веществами.

Подорожник — Свежие листья подорожника применяются при ранениях, ушибах, ожогах, укусах насекомых как кровоостанавливающее средство. Подорожник обладает хорошим противовоспалительное свойством. Настой из листьев подорожника обладает отхаркивающим свойством, благодаря чему и используется при лечении бронхитов, коклюша, бронхиальной астмы, туберкулеза легких. Молодые и нежные листья подорожника широко применяются для приготовления салатов с луком, картофелем, крапивой и хреном. Подорожник добавляют во многие блюда, такие как омлеты и запеканки, в каши и напитки, в пюре и котлеты. Из подорожника получаются великолепные щи, которые готовятся по такому же рецепту, что и щи из крапивы

Одуванчик — В его листьях много витамина C, а также кальция, железа, фосфора. Полезно как можно чаще делать салаты из листьев одуванчика или смешивать их с другой зеленью. Из цветков варят варенье, напоминающее по вкусу мед. Корень одуванчика можно использовать в жареном виде, он становится сладковатым и теряет горечь. Сильно поджаренный, коричневый корень применяется как хороший суррогат кофе с приятным запахом. Одуванчик улучшает память, деятельность желудочно-кишечного тракта, общее состояние больных.

Крапива — известна с древних времен, ее применяли в качестве ранозаживляющего, мочегонного, общеукрепляющего, слабительного, витаминного, противосудорожного, отхаркивающего средства.Крапиву используют народные целители при лечении многих недугов: для остановки кровотечений, для лечения геморроя, желчекаменной, почечно-каменной болезни. Ею лечили удушье, болезни печени, желчных путей, с ее помощью устраняли отеки, лечили запоры, заболевания сердца, туберкулез, бронхиальную астму, бронхиты и аллергии. В качестве наружного средства крапиву применяли при заболеваниях кожи, для волос, их укрепления и роста, для заживления ран. Молодую крапиву употребляют в пищу (готовят зеленые щи).

Зверобой — из него делают растительные антибиотики, применяемые при тяжёлых ожогах, гнойных ранах, острых катарах дыхательных путей (рините, гайморите, фарингите, при абсцессе, флегмоне, мастите. Крепкий настой зверобоя применяют для укрепления десен, устранения неприятного запаха изо рта, а также используют в качестве противовоспалительного средства. В народной медицине зверобой очень популярное лечебное средство, которое применяют при желудочно-кишечных (поносы, хронические гастриты, язвенная болезнь, сердечнососудистых заболеваниях, как кровоостанавливающее средство при маточных кровотечениях; болезнях печени, почек и как глистогонное средство, при невралгиях, истерии, бессоннице, эпилепсии, параличах. Отваром травы зверобоя моют детей при диатезах, туберкулёзе кожи, при сыпях, нарывах, при болезнях молочных желёз прикладывают компрессы.

Клевер — Отвары соцветий пьют при головной боли, малярии, простудах, бронхиальной астме. Примочки из отвара или распаренной головки клевера прикладывают к ожогам и нарывам. Клевер применяют для целебных ванн. Настои соцветий употребляют как общеукрепляющее лекарство.

В пищу употребляют как головки, так и листья клевера. Во время войны клевер занимал заметнее место в некоторых семьях, входя в меню на продолжительные сроки. Свежие головки добавляли к незатейливым «варевам», ими заправляли супы, картофельное пюре. Высушенные головки толкли и подсыпали в муку для выпечки хлеба. Зеленые нежные листья добавляли к овощам салатам, сочетая зелень с яйцами, тертой свеклой. Да и сегодня из листьев клевера и щавеля можно сварить вкусные щи, а сушеными соцветиями улучшить вкус чая.

Читайте также:  Первая помощь эмфизема легкого

«Волшебный календарь» Это дидактическое пособие было изготовлено из старой рекламной фоторамки. Работает оно от батарейки,при нажатии на кнопку перелистывает странички.

Брусника Мне очень нравится собирать ягоду, в этом году брусники много, она очень полезана, ну и конечно же я с большим удовольствием хожу ее.

Источник

Лэпбук «Лекарственные растения»

Игнатова Татьяна Александровна,

первая квалификационная категория;

Клишкина Надежда Борисовна;

высшая квалификационная категория

воспитатели МАДОУ детский сад №186 города Тюмени

Методические рекомендации к использованию дидактического пособия

«Лэпбук «Лекарственные растения» (для старшей группы детского сада)

Введение

Экологическое воспитание — одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней. Мы должны беречь и сохранять их, уметь правильно пользоваться их лечебными свойствами.

В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования современные педагоги ищут новые подходы, идеи, способы обучения, для того чтобы соответствовать современным требованиям, предъявляемым к образованию и воспитанию дошкольников.

Одним из таких средств обучения сегодняшних дошкольников является лэпбук. Лэпбук (lapbook) –в дословном переводе с английского значит «наколенная книга» (lap –колени, book- книга). Это такая книжка раскладушка или самодельная бумажная папка с множеством разнообразных деталей, кармашками всевозможных форм, мини-книжками, книжками-гармошками, конвертами разных форм, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему желанию и за один прием просмотреть все ее содержимое. Но, несмотря на кажущуюся простоту, в ней содержатся все необходимые материалы по теме.

Лэпбук отвечает требованиям ФГОС дошкольного образования к пространственной предметно-развивающей среде:

— информативен (в одной папке можно разместить достаточно много информации по определенной теме, а не подбирать различный дидактический материал),

— полифункционален: способствует развитию творчества, воображения, есть возможность использовать его как с подгруппой детей, так и индивидуально;

— обладает дидактическими свойствами, является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;

— вариативный (существует несколько вариантов использования каждой его части);

— его структура и содержание доступны детям дошкольного возраста,обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.

Работа с лэпбуком отвечает основным направлениям партнерской деятельности взрослого с детьми:

— включенность воспитателя наравне с детьми,

— добровольное присоединение детей к деятельности,

— свободное общение и перемещение детей во время деятельности,

— открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).

Какое значение имеет использование лэпбука в работе педагогов дошкольного образования для ребенка?

— Он поможет ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять, и запомнить материал (особенно если ребенок визуал).

— Ребенок не раз будет возвращаться к тематической папке, чтобы полистать ее, поиграть в игры, распложенные в ней, и незаметно для себя повторить пройденный материал.

— Лэпбук способствует развитию творческого мышления, развивает познавательный интерес.

— Лэпбук, содержащий в себе множество кармашков, окошечек, книжек-раскладушек, по-разному раскрывающихся, способствует развитию мелкой моторики детей.

— Ребенок учится самостоятельно использовать информацию.

— Лэпбук помогает объединить педагогов, детей и родителей.

Какую пользу может принести такая тематическая папка для педагога?

— способствует организации материала по изучаемой теме в рамках комплексно-тематического планирования;

— способствует организации индивидуальной и самостоятельной работы с детьми;

— обеспечивает реализацию партнерских взаимоотношений между взрослыми и детьми;

— способствует творческой самореализации педагога.

Исходя из вышеизложенного, данное дидактическое пособие позволяет воспитателю совместно с детьми и их родителями творчески подойти к изучению темы «Лекарственные растения».

Цель данного пособия:Ознакомление дошкольников с лекарственными растениями и их значением в жизни человека, формирование начал экологической культуры.

Программные задачи:

Познавательное развитие:

Сформировать представления о лекарственных растениях и месте их произрастания (растения луга, сада, леса); знания о целебной силе многих растений; представления о профессиональных действиях фармацевта, аптекаря. Познакомить детей с лекарственными растениями «Красной книги».

Формировать навыки экологической безопасности; умение определять алгоритм собственной деятельности; с помощью взрослого составлять модели и использовать их в познавательно-исследовательской деятельности.

Упражнять детей в составлении множества (лекарственное средство) из разных по качеству элементов (лекарственных растений).

Развивать восприятие, умение выделять разнообразные свойства растений, включая органы чувств: зрение, осязание, обоняние; умение сравнивать лекарственные растения по запаху и строению цветов; интерес, любознательность и познавательную мотивацию по отношению к окружающему миру; воображение и творческую активность.

Воспитывать гуманное эмоционально-доброжелательное и бережное отношение к природе, желание охранять и защищать ее.

Речевое развитие:

Обогащать речь детей существительными, обозначающими названия лекарственных растений; прилагательными, характеризующими свойства и качества растений.

Совершенствовать диалогическую форму речи, поощрять попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.

Развивать монологическую форму речи; умение (по мнемотаблице) рассказывать о растении, составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием.

Художественно- эстетическое развитие:

Формирование нравственно-эстетического отношения к окружающей действительности через общение с природой.

Социально-коммуникативное развитие:

Побуждать детей к самостоятельности в игре, вызывая у них эмоционально-положительный отклик на игровое действие. Учить подчиняться правилам в групповых играх. Воспитывать творческую самостоятельность.

Физическое развитие:

Учить укреплять свое здоровье в процессе общения с природой. Развивать навыки здорового образа жизни, ценностно — смысловое отношение к своему здоровью.

Развитие мелкой моторики рук.

Данное пособие предназначено для работы с детьми 5-7 лет и может быть использовано в разных вариантах:

— как наглядный материал для работы воспитателя в процессе индивидуальной НОД;

— в ходе индивидуальной работы воспитателя с детьми по закреплению изучаемого материала;

— в совместной деятельности родителей и ребенка дома.

Содержание пособия включает 20 заданий. Обеспечивается постепенное усложнение материала от простого к сложному. Одновременно происходит развитие мелкой моторики рук. Каждое задание включает в себя яркий наглядный материал, что способствует активизации внимания ребенка.

Описание заданий Лэпбука на тему «Лекарственные растения».

Дидактическая игра «Узнай и назови»

Игра предназначена для детей 5-7 лет. В игре могут участвовать от 1 до 9 детей.

Дидактическая задача: Учить детей разгадывать загадки. Закрепить знания цифр от 1 до 20.Расширять представления о лекарственных растениях: внешний вид, целебная сила, место произрастания.

Используемое оборудование: Игра состоит из 20 карточек с изображениями различных лекарственных растений (отгадок) и 20 карточек с текстом загадок.

Игровые правила: Цифры карточек-загадок и отгадок должны совпасть.

Игровые действия:

Вариант 1.Взрослый раздает детям по картинке, если играют группой из 9 человек, и читает загадку с карточки. Подняв карточку с правильным ответам ребенок называет отгадку, взрослый если
ответ правильный показывает карточку с текстом загадки , цифры на них должны быть одинаковыми. Правильно отгаданную загадку ребенок оставляет у себя. Выигрывает тот, кто отгадал большее количество загадок.

Вариант 2. Можно играть с 3 детьми, выложив карточки с изображениями лекарственных растений на стол. Взрослый загадывает загадку и тот, кто первый отгадает,берет карточку себе. Ребенок должен правильно назвать лекарственное растение (отгадку) и цифру. Выигрывает тот, кто наберет большее количество отгадок.

Читайте также:  Противошоковые мероприятия при оказании первой помощи

Вариант 3.Можно использовать игру для индивидуальной работы с ребенком. Взрослый загадывает загадки, а ребенок ищет отгадку среди карточек с изображением лекарственных растений. Если отгадка правильна, цифра карточки-отгадки совпадает с цифрой карточки-загадки.

Картинки и текст загадок, представленные в этой игре, можно использовать в образовательной деятельности с детьми.

Дидактическая игра «Угадай кто я?»

Игра предназначена для детей 5-7 лет. В игре могут участвовать от 2 до 10 детей.

Дидактическая задача: Учить узнавать растение по словесному описанию. Расширять представления о лекарственных растениях: внешний вид, целебная сила, место произрастания. Развивать умение (по мнемотаблице) рассказывать о растении.

Используемое оборудование: Эмблемы лекарственных растений, мнемотаблица составления описательного рассказа о лекарственном растении, цветные фишки.

Игровые правила: Описывая растение, нельзя произносить его название.

Игровые действия:

Вариант 1. В игре могут принимать участие до 5 детей. Дети надевают шапочки-эмблемы лекарственных растений и встают в круг. Взрослый дает последовательное описание растения. Дети должны узнать и правильно назвать растение. За правильный ответ ребенок получает фишку. Выигрывает тот, кто наберет наибольшее количество фишек.

Вариант 2. В игре могут участвовать до 10 детей. Ребенок-ведущий выбирает любую эмблему лекарственного растения, надевает ее и последовательно описывает это растение от 1-го лица («Я – лекарственное растение. У меня…» и т.д.), пользуясь мнемотаблицей. Кто правильно узнает растение по описанию, становится ведущим. Игра повторяется.


Дидактическая игра «Узнай по запаху»

Игра предназначена для детей 5-7 лет. В игре могут участвовать от 1 до 6 детей.

Дидактическая задача: Познакомить с ароматерапией.Расширять представления о лекарственных растениях. Развивать умение сравнивать лекарственные растения по запаху и строению цветов; восприятие, умение выделять разнообразные свойства растений, включая органы чувств: зрение, осязание, обоняние.

Используемое оборудование: коробочка, разделенная на 6 секций разных цветов с вкладышами-пакетиками лекарственных растений.На каждом пакетике-вкладыше изображен круг определенного цвета. 6 кукол-травниц с платочками и фартуками определенного цвета. Платочки для того, чтобы завязывать глаза.

Игровые правила: Цвета на секции коробочки, на пакетике-вкладыше, на косыночке и фартуке куклы-травницы должны совпасть.

Игровые действия:

Вариант 1. В игре могут принимать участие до 6 детей. На столе стоит коробочка, разделенная на секции, и лежат пакетики с лекарственными растениями картинкой вниз. Воспитатель называет растение, дети находят пакетик с этим растением. Тот, кто правильно нашел растение, помещает его в секцию. Выигрывает тот, кто узнал наибольшее количество растений.

Вариант 2. Можно использовать игру для индивидуальной работы с ребенком. На столе стоят куклы-травницы, стоит коробочка, разделенная на секции, в которых лежат пакетики-вкладыши с лекарственными растениями. Ребенку завязывают глаза и предлагают по запаху определить лекарственное растение и назвать его запах(кислый, сладкий, горький). Затем предлагается найти пакетик-вкладыш с этим растением в секциях коробочки и поставить туда куклу-травницу. Если цвет на секции, пакете-вкладыше и платочке куклы-травницы совпадут, то задание выполнено правильно.

Вариант 3.В игре могут принимать участие до 6 детей. На столе стоят куклы-травницы, стоит коробочка, разделенная на секции, лежат пакетики-вкладыши с лекарственными растениями. Детям завязывают глаза и предлагают по запаху определить и назвать лекарственное растение. Тот ребенок, который правильно отгадал растение, должен найти пакетик-вкладыш с этим растением в секциях коробочки и поставить туда куклу-травницу. Если цвет на секции, пакете-вкладыше и платочке куклы-травницы совпадут, то задание выполнено правильно. Выигрывает тот, кто «расселил по домикам» наибольшее количество кукол.

Вариант 4. В игре могут принимать участие до 6 детей. На столе перед детьми стоит коробочка, разделенная на секции и куклы-травницы. Воспитатель напоминает детям, что некоторые растения помогают человеку даже своим запахом. Детям завязывают глаза и предлагают по запаху определить и назвать лекарственное растение. Тот ребенок, который правильно отгадал растение, должен назвать его запах(кислый, сладкий, горький), лечебные свойства запаха растения и поставить куклу-травницу в секцию коробочки с соответствующей картинкой. Если цвет на секции и платочке куклы-травницы совпадут, то задание выполнено правильно. Выигрывает тот, «расселит» наибольшее количество кукол.

Материал, представленный в этой игре, можно использовать в образовательной деятельности с детьми.

Дидактическая игра «Что где растет?»

Игра предназначена для детей 5-7 лет. В игре могут участвовать от 1 до 3 детей.

Дидактическая задача: Расширять и уточнять представления детей о лекарственных растениях: внешний вид, место произрастания; о растениях луга, сада, леса.Закрепить знания цифр. Развивать мелкую моторику рук.

Используемое оборудование: карточки с изображением луга, сада, леса, картинки с изображением лекарственных растений.

Игровые правила: Цифра на картинке растения и на карточке с изображением луга, сада, леса, должны совпасть.

Игровые действия:

Вариант 1. В игре могут участвовать до 3 детей. У воспитателя картинки с изображением лекарственных растений, а у детей – с изображениями мест их произрастания (луг, сад, лес). Воспитатель показывает картинку с изображением растения. Ребёнок должен определить, где оно растет и, если совпадает с его картинкой, «поселить» у себя, показывая карточку воспитателю и правильно называя растение.

Если задание выполнено правильно, цифра картинки растения совпадает с цифрой на карточке с изображением луга, сада, леса.

Вариант 2. Можно использовать игру для индивидуальной работы с ребенком. Взрослый показывает картинку с изображение лекарственного растения, Ребёнок должен назвать растение, определить, где оно растет и «поселить» это растение на нужной карточке (лес, сад, луг). Если задание выполнено правильно, цифра картинки растения совпадает с цифрой на карточке с изображением луга, сада, леса.

Материал, представленный в этой игре, можно использовать в образовательной деятельности с детьми.

Дидактическая игра «Кто как лечит?»

Дидактическая задача: Сформировать знания о целебной силе многих растений. Расширять представления о лекарственных растениях. Учить укреплять свое здоровье в процессе общения с природой. Закреплять знания детей об основных цветах. Развивать навыки здорового образа жизни, ценностно смысловое отношение к своему здоровью.

Используемое оборудование: Карточки-пазлы «лепестки» с изображением лекарственных растений, и «серединки» с изображением разных состояний больных людей.

Игровые правила: Цвет на карточках-пазлах «лепестках» и «серединках» должны совпасть.

Игровые действия:

В игре могут участвовать до 3 детей. На столе разложены карточки «серединки» картинками вниз и карточки «лепестки» картинкой наверх. Воспитатель предлагает детям взять по одной карточке «серединке» и определить, чем болен человек, изображенный на картинке и найти карточки «лепестки» с изображением растений, которые могут ему помочь, и правильно назвать их. Если цвет пазла на «серединке» и «лепестках» совпадут, то задание выполнено правильно.

Дидактическая игра «Какая часть пригодится»

Дидактическая задача: Сформировать знания о целебной силе многих растений.Учить детей, используя схемы-модели, узнавать те части лекарственных растений, которые являются целебными. Упражнять в умении распознавать растение по его частям.Формировать навыки экологической безопасности.

Используемое оборудование:карточки с изображением лекарственных растений, карточки-пазлы с изображением цветка, листа, корня.

Игровые правила: Пазл на картинке с изображением лекарственного растения должен совпасть с карточкой-пазлом с изображением цветка, листа, корня.

Игровые действия:

Вариант 1. В игре могут участвовать до 6 детей. На столе разложены карточки с изображением лекарственных растений, которые перевёрнуты изображением вниз. Детям составить это растение из частей (карточек-пазлов с изображением цветов, стеблей, листьев, корней), правильно назвать и сказать, какая часть растения является целебной. Если задание выполнено правильно, то пазлы совпадут.

Вариант 2.На столе разложены карточки с изображением лекарственных растений, которые перевёрнуты изображением вниз. Воспитатель предлагает ребёнку взять карточку, посмотреть и назвать, какое лекарственное растение изображено на картинке. Затем рассказать, какая часть у этого растения целебная (цветок, корень, стебель и т.д.) и соответственно составить пазл. Если задание выполнено правильно, то пазлы совпадут. За каждый правильный ответ ребёнок получает фишку. Побеждает тот, наберет наибольшее количество фишек.

Читайте также:  Первая помощь при травмах перелома ребер

Дидактическая игра «Приготовь лекарство»

Дидактическая задача: Сформировать знания о целебной силе многих растений; представления о профессиональных действиях фармацевта, аптекаря. Расширять представления о лекарственных растениях. Упражнять детей в составлении множества (лекарственное средство) из разных по качеству элементов (лекарственных растений).

Используемое оборудование:Баночки-кармашки, пакетики-кармашки, коробочки-кармашки, бутылочки-кармашки, картинки с изображением лекарственных растений, «рецепты» (состав лекарственного средства).

Игровые правила: Компоненты лекарственного средства должны соответствовать «рецепту».

Игровые действия:

В игре могут участвовать до 4 детей. Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Аптека» и стать фармацевтами — людьми, которые работают в аптеках и готовят лекарство. Перед детьми лежат баночки-кармашки, пакетики-кармашки, коробочки-кармашки, бутылочки-кармашки, картинки с изображением лекарственных растений. Воспитатель раскладывает перед детьми «рецепты» (состав лекарственного средства) картинками вниз и предлагает выбрать по одному «рецепту». Ребенок выбирает любую карточку и определяет, при каком заболевании поможет это лекарство. Затем ищет картинки с изображением лекарственных трав, отсчитывает необходимое количество карточек (согласно рецепту), говорит, какую часть этого растения мы будем использовать, и подбирает необходимую «посуду» (исходя из того, в каком виде будет приготовлено лекарство: коробочка для лекарственного сбора, баночка для мазей, коробочка для таблеток, бутылочка для микстуры). После выполнения задания «фармацевт» рассказывает о своем лекарстве. Выигрывает тот, кто правильно «приготовил лекарство» и рассказал о нем.


Дидактическая игра «Помоги Мите»

Дидактическая задача: Формировать представления детей о лекарственных растениях, которые используют при простудных заболеваниях, их значении для здоровья человека; умение определять алгоритм собственной деятельности; с помощью взрослого составлять модели и использовать их в познавательно-исследовательской деятельности; навыки экологической безопасности. Учить правилам сбора, заготовки, применения лекарственных растений. Развивать умение составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием.

Используемое оборудование: модель-пазл «правила сбора, заготовки, применения лекарственных растений»

Игровые правила: При составлении модели пазлы должны совпасть.

Игровые действия:

Вариант 1. Можно использовать игру для индивидуальной работы с ребенком. Воспитатель сообщает ребенку, что мальчик Митя простудился и ему нужно помочь. Митя – сын лесника, они живут в лесной сторожке, и аптеки по близости нет. Как мы можем помочь? Ребенок называет лекарственные растения, которые помогают при простуде, и рассказывает о правилах сбора и заготовки лекарственных растений, составляя модель: ребенок должен найти нужную карточку символ, объяснить правила сбора и заготовки, и составить алгоритм действий. Если модель составлена верно, то пазлы совпадут.

Вариант 2. В игре могут участвовать до 4 человек. Воспитатель сообщает детям, что мальчик Митя простудился и ему нужно помочь. Митя – сын лесника, они живут в лесной сторожке, и аптеки по близости нет. Как мы можем помочь? Дети называют лекарственные растения, которые помогают при простуде. Воспитатель предлагает назвать, что нужно сделать сначала. Ребенок, который первым даст правильный ответ, объяснит правило сбора и заготовки, изображенное на карточке, получает фишку. Если модель составлена верно, то пазлы совпадут. Выигрывает тот, наберет наибольшее количество фишек.

Дидактическая игра «Друзья природы»

Дидактическая задача: Формировать представления о том, что человек — часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать ее. Развивать гуманное эмоционально-доброжелательное и бережное отношение к окружающему миру. Закреплять умение правильно вести себя в природе (любоваться красотой природы, наблюдать за растениями, не нанося им вред).

Используемое оборудование: карточки-символы «экологические знаки».

Игровые правила: Правильно назвать значение «экологического знака» и объяснить, почему следует так поступать.

Игровые действия:

В игре могут участвовать до 10 детей. Педагог показывает карточку со знаком, напоминающим правила поведения в природе, и предлагает детям рассказывать, что означает каждый знак. Спрашивает у детей, почему следует поступать, так или иначе. Если ребенок правильно выполнил задание, он забирает знак себе. Выигрывает тот, кто собрал большее количество знаков. (фото 26,27,28)

Дидактическая игра «Красная книга»

Дидактическая задача: Познакомить детей с лекарственными растениями «Красной книги».Формировать представления о том, что человек — часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать ее. Закреплять умение (по мнемотаблице) рассказывать о растении.

Развивать гуманное эмоционально-доброжелательное и бережное отношение к окружающему миру; умение правильно вести себя в природе (любоваться красотой природы, наблюдать за растениями, не нанося им вред).

Используемое оборудование: Книжка-малышка «Красная книга лекарственных растений».

Игровые правила: Правильно назвать лекарственное растение, место произрастание и лечебные свойства растения.

Игровые действия:

Вариант 1. В игре могут участвовать до 10 человек. Воспитатель показывает детям иллюстрацию из книги и предлагает назвать растение, рассказать о местах, где оно произрастает и какими лечебными свойствами оно обладает. За каждый правильный ответ ребенок получает фишку. Выигрывает тот, кто наберет наибольшее количество фишек.

Вариант 2. Ребенок ведущий загадывает любое растение из книжки, и рассказывает о нем, используя мнемотаблицу «лекарственные растения». Кто правильно отгадывает растения, становится ведущим.

Список литературы:

  1. Бонева, Б.Н. Формирование представлений и понятий о сезонных явлениях в жизни лекарственных растений у детей старшего дошкольного возраста [Текст]: автореф. дис.кан. пед. наук / Б.Н. Бонева. – М., 1973.
  2. Бабаева, Т. И. Программа «Детство» [Текст] Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайловой [и др.] / ООО « Издательство « Детство-Пресс», 2011.
  3. Веретенникова, С. А. Ознакомление дошкольников с природой [Текст] / С.А. Веретенникова. – М.: Просвещение, 2004.
  4. Виноградова, Н. Ф. Воспитание положительного отношения к природе [Текст] / Н.Ф. Виноградова. — Дошкольное воспитание. – 2010. — № 5.
  5. Игра и ознакомление дошкольников с растениями [Текст]/ сост. И. Г. Комарова. – Могилев, 2009
  6. Масленникова О.М. Экологические проекты в детском саду / О. М. Масленникова, А. А. Филипенко. – Изд. 2-е. – Волгоград : Учитель : ИП Гринин Л. Е., 2014.
  7. Николаева, С. Н. Экологическое воспитание дошкольников [Текст] / С.Н. Николаева, Н.В. Лункевич. – М., Академия, 2008.
  8. Скоролупова О. А. Цветущая весна. Травы. Тематическая неделя в детском саду: Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных организаций. – М.: Издательство СКРИПТОРИЙ 2003, 2015.
  9. https://multiurok.ru/files/didaktichieskiie-ighry-po-oznakomlieniiu-s-komnatnymi-rastieniiami.html
  10. https://vscolu.ru/didakticheskie-igry/obuchayushhie-igry-k-po-teme-rasteniya-doktora-prostudnyx-zabolevanij.html
  11. https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2017/02/04/kartoteka-didakticheskih-igr-dlya-oznakomleniya

«Свидетельства о публикации в СМИ» Серия А № 0004648 — № 0004649

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
— Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
— Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. «Детские сады Тюменской области» официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 — 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем «Свидетельство о публикации» в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. «Свидетельство о публикации» в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Источник

Оцените статью