- Что такое жизненно необходимые лекарственные препараты
- Жизненно необходимые препараты: что это за список и зачем он нужен?
- Как появился ЖНВЛП?
- Зачем нужен перечень ЖНВЛП?
- Почему перечень ЖНВЛП не всегда работает, как надо?
- Новости перинатального центра
- ЖНВЛП: что это такое и кому положено
- Федеральный закон от 13 июля 2020 г. N 206-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения граждан лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания»
- Документ является поправкой к
- Комментарии Российской Газеты
Что такое жизненно необходимые лекарственные препараты
У всех на слуху аббревиатура ЖВНЛП. Но мало кто знает, что она означает.ЖНВЛП – это жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты, перечень которых ежегодно утверждается Правительством Российской Федерации в целях государственного регулирования цен на лекарственные средства.
Жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты (ЖНВЛП) – перечень лекарственных препаратов,утверждаемый Правительством Российской Федерации в целях государственного регулирования цен на лекарственные средства.
Перечень ЖНВЛП содержит список лекарственных средств под международными непатентованными наименованиями и охватывает практически все виды медицинской помощи, предоставляемой гражданам Российской Федерации в рамках государственных гарантий: скорую медицинскую помощь; стационарную помощь; специализированную амбулаторную помощь.
Кроме того, существует 8 льготных категорий пациентов, которым в рамках перечня ЖНВЛП положены бесплатные или льготные препараты. Это инвалиды, инвалиды Великой Отечественной войны, дети-инвалиды и еще ряд льготных групп, которые регулируются федеральным законом № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».
Чтобы получить рецепт на препараты, входящие в список ЖНВЛП, на бесплатной основе, необходимо:
1) Посетить участкового терапевта;
2) Предоставить ему следующие документы:
— документы, которые удостоверяют ваше право на льготу (удостоверение ветеранское или пенсионное, свидетельство о многодетной семье и т. п.);
— справка, выданная местным отделением Пенсионного фонда РФ, в которой указано, что вы не отказывались от получения льгот в обмен на денежную компенсацию;
3) Получить у врача рецепт, выписанный по форме № 148-1у-06(л).
4). Уточнить, записал ли врач все ваши назначения в медицинскую карту.
5). Подписать рецепт у заведующего поликлиникой и проверить на месте правильность заполнения данного рецептурного бланка, а также наличие всех необходимых печатей: штамп медорганизации и печать лечащего врача.
6). Обратиться в аптеку, указанную доктором. Если выписанного лекарства в указанной врачом аптеке нет, необходимо записаться на т.н. «отсроченное обслуживание».
7. Если лекарство не появилось в течение периода действия рецепта и препарат пришлось приобретать самостоятельно – рекомендуется сохранять чеки, чтобы впоследствии обратиться в свою страховую медицинскую организацию за соответствующей компенсацией.
Обращаем внимание, что в случае отказа в выдаче рецепта на получение соответствующего препарата со стороны медицинской организации рекомендуем обращаться в прокуратуру с соответствующим заявлением.
Источник
Жизненно необходимые препараты: что это за список и зачем он нужен?
Перечни основных лекарств появились в 1977 году, когда первый из них опубликовала ВОЗ. Вслед за ней многие страны переняли эту практику. Для небогатых государств такой список — возможность с минимальными затратами обеспечить население защитой хотя бы от основных болезней, а другим он помогает планировать объемы выпуска препаратов.
Как появился ЖНВЛП?
Россия в этом смысле уже прошла свой довольно длинный путь. Первая версия ЖНВЛП — жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов — появилась в нашей стране в 1992 году. Тогда еще не было ни современного названия, ни формата списка. Не выработана была и прозрачная процедура помещения в него лекарств: специальная комиссия на свое усмотрение, без единых критериев принимала или отклоняла заявки. Кроме того, в перечень могли попадать коммерческие наименования; сейчас это невозможно.
С тех пор список значительно менялся. Количество наименований увеличивалось до 1000, менялась классификация и даже его назначение. Его использовали для производства и закупки лекарств, отмены налога на прибыль, закупок на госнужды и региональных квот для льготников. Сегодня основная функция перечня — сдерживание и регулирование цен.
Сегодня процедура добавления очередного препарата четко описана и состоит из нескольких этапов: устанавливается безопасность лекарства, эффективность и экономическое обоснование включения в ЖНВЛП. Начиная с 2014 года документ в обязательном порядке пересматривается ежегодно.
В 2020 году список увеличился на 23 позиции, и всего в нем теперь 758 наименований. В частности, добавлены 8 противоопухолевых препаратов, 4 — от бронхиальной астмы, 3 антибиотика и противогрибковых средства, по 2 — для лечения гепатита С и ревматоидного артрита, по 1 — от инсулинозависимого сахарного диабета, избытка гормона роста, псориаза, шизофрении, и 1 диагностический препарат для проведения МРТ.
Комментируя это решение, вице-премьер Татьяна Голикова добавила, что ЖНВЛП — не единственный подобный реестр. Перечень для льготников, выбирающих лекарства либо денежные выплаты, также увеличен на 23 позиции. К тому же больше нет ограничений на выписывание одного препарата по решению комиссии.
Жизненно важные лекарства разделены на 15 групп согласно анатомо-терапевтическо-химической классификации и в целом покрывают все группы нозологий.
Ими можно лечить пищеварительный тракт, кроветворную и сердечно-сосудистую системы; гормональные и половые нарушения; болезни кожи, костей, мышц, органов дыхания и чувств. И это далеко не все.
Зачем нужен перечень ЖНВЛП?
Так для чего же ведется вся эта работа? В конечном итоге Минздрав фиксирует единую по стране максимальную отпускную цену для производителей. Она может варьироваться в зависимости от формы выпуска, материалов упаковки и стоимости первичных фармацевтических веществ. Кроме того, для импортных лекарств, которых немало в ЖНВЛП, верхний порог цены может меняться в зависимости от курса валют.
Для аптек действует другое ограничение: каждый субъект России устанавливает предельные наценки для оптовой и розничной продаж. При этом в торговом зале обязан висеть стенд с перечнем лекарств и максимально допустимых на них цен.
Препаратами, не входящими в список жизненно важных, торгуют на усмотрение продавца, как, скажем, колбасой в супермаркете. Все остальное регулирование находится в компетенции ФАС.
Есть и льготники, которые имеют право на бесплатное получение лекарств из списка. В их числе дети до 3 лет, дети из многодетных семей до 6 лет, инвалиды любого возраста, участники и тыловики ВОВ, чернобыльцы и люди, страдающие болезнями из списка «7 нозологий». Если в аптеке нет нужного препарата, то аптека обязана предоставить заболевшему его или аналог в течение 10 рабочих дней.
Пожаловаться на нарушение сроков или завышение цен можно Росздравнадзору. Жители столицы могут задать свои вопросы в электронной приемной департамента здравоохранения Москвы.
Почему перечень ЖНВЛП не всегда работает, как надо?
Несмотря на кажущуюся логичность каждого шага, схема дает сбои.
Немало копий ломается вокруг эффективности и безопасности препаратов в списке. Многие производители были бы рады попаданию своего товара в реестр, ведь, хоть это и ограничивает потенциальную маржинальность, все же является в некотором смысле рекламой и знаком качества.
Прохождение всех экспертиз и добавление даже непатентованного наименования в список повысит узнаваемость лекарства.
Умифеновир, более известный под коммерческим названием «Арбидол», не имеет подтвержденной международным научным сообществом доказанной эффективности, но включен в ЖНВЛП. По данным нескольких независимых друг от друга групп исследователей из Франции, Германии и Бельгии, эффект умифеновира мало чем отличается от эффекта плацебо. Российские ученые, напротив, выявляли эффективность вещества.
Иногда решения разных ведомств не удается согласовать. Так, в феврале 2019 года Росздравнадзор отозвал лицензию у фенспирида, являющегося основным компонентом некоторых лекарств от бронхита, ларингита, астмы. Согласно последним данным, лекарство может вызывать нарушения сердечного ритма. Несколько производителей отозвали препарат с рынка. Однако в перечне ЖНВЛП на 2020-й, утвержденном в октябре 2019-го, международное непатентованное наименование «фенспирид» осталось.
Другой проблемой может стать заниженная, по мнению производителей, отпускная цена, что иногда приводит к остановке производства. Импортные препараты на основе фуросемида перестали поставляться в Россию летом этого года. При этом они — важный компонент лечения сердечной недостаточности, отека легких и других состояний, угрожающих жизни. Причина — низкая стоимость, по которой разрешено ввозить в страну раствор фуросемида. Сейчас производство пытается наладить компания «Озон».
Спорные моменты остаются. Список продолжает пополняться, давая заболевшим возможность покупать лекарства по относительно низким и стабильным ценам.
Особенно он актуален для молодых и многодетных родителей, пенсионеров и людей в группах риска или с хроническими заболеваниями. Для них лекарства по умеренным ценам могут стать настоящим подспорьем.
Источник
Новости перинатального центра
ЖНВЛП: что это такое и кому положено
У всех на слуху аббревиатура ЖВНЛП. Но мало кто знает, что она означает. ЖНВЛП – это жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты, перечень которых ежегодно утверждается Правительством Российской Федерации в целях государственного регулирования цен на лекарственные средства.
Жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты (ЖНВЛП) – перечень лекарственных препаратов, утверждаемый Правительством Российской Федерации в целях государственного регулирования цен на лекарственные средства.
Перечень ЖНВЛП содержит список лекарственных средств под международными непатентованными наименованиями и охватывает практически все виды медицинской помощи, предоставляемой гражданам Российской Федерации в рамках государственных гарантий: скорую медицинскую помощь; стационарную помощь; специализированную амбулаторную помощь.
Кроме того, существует 8 льготных категорий пациентов, которым в рамках перечня ЖНВЛП положены бесплатные или льготные препараты. Это инвалиды, инвалиды Великой Отечественной войны, дети-инвалиды и еще ряд льготных групп, которые регулируются федеральным законом № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».
Чтобы получить рецепт на препараты, входящие в список ЖНВЛП, на бесплатной основе, необходимо:
1) Посетить участкового терапевта;
2) Предоставить ему следующие документы:
— документы, которые удостоверяют ваше право на льготу (удостоверение ветеранское или пенсионное, свидетельство о многодетной семье и т. п.);
— справка, выданная местным отделением Пенсионного фонда РФ, в которой указано, что вы не отказывались от получения льгот в обмен на денежную компенсацию;
3) Получить у врача рецепт, выписанный по форме № 148-1у-06(л).
4). Уточнить, записал ли врач все ваши назначения в медицинскую карту.
5). Подписать рецепт у заведующего поликлиникой и проверить на месте правильность заполнения данного рецептурного бланка, а также наличие всех необходимых печатей: штамп медорганизации и печать лечащего врача.
6). Обратиться в аптеку, указанную доктором. Если выписанного лекарства в указанной врачом аптеке нет, необходимо записаться на т.н. «отсроченное обслуживание».
7. Если лекарство не появилось в течение периода действия рецепта и препарат пришлось приобретать самостоятельно – рекомендуется сохранять чеки, чтобы впоследствии обратиться в свою страховую медицинскую организацию за соответствующей компенсацией.
Обращаем внимание, что в случае отказа в выдаче рецепта на получение соответствующего препарата со стороны медицинской организации рекомендуем обращаться в прокуратуру с соответствующим заявлением.
Источник
Федеральный закон от 13 июля 2020 г. N 206-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения граждан лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания»
Документ является поправкой к
Комментарии Российской Газеты
Принят Государственной Думой 7 июля 2020 года
Одобрен Советом Федерации 8 июля 2020 года
Статья 1
Внести в Федеральный закон от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 29, ст. 3699; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 48, ст. 4945; 2007, N 43, ст. 5084; 2009, N 30, ст. 3739; 2010, N 50, ст. 6603; 2013, N 19, ст. 2326; N 48, ст. 6165; 2016, N 1, ст. 8) следующие изменения:
а) пункт 1 части 1 после слов «для медицинского применения» дополнить словами «в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, сформированным в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств»,»;
б) в части 2 слова «перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций,» исключить;
2) статью 6 4 дополнить частью 3 1 следующего содержания:
«3 1 . Орган, осуществляющий ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, обеспечивает предоставление сведений из указанного Федерального регистра в предусмотренный частью 1 статьи 44 1 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» Федеральный регистр граждан, имеющих право на обеспечение лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.»;
3) часть 2 статьи 6 10 дополнить пунктом 6 следующего содержания:
«6) обеспечивает предоставление сведений в предусмотренный частью 1 статьи 44 1 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» Федеральный регистр граждан, имеющих право на обеспечение лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания за счет средств бюджетных ассигнований федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.».
Статья 2
Внести в Федеральный закон от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 16, ст. 1815; N 42, ст. 5293; 2011, N 50, ст. 7351; 2012, N 26, ст. 3446; 2013, N 48, ст. 6165; 2014, N 52, ст. 7540; 2015, N 29, ст. 4367; 2017, N 31, ст. 4791; 2018, N 1, ст. 9; N 49, ст. 7521; 2019, N 23, ст. 2917; N 31, ст. 4456; N 52, ст. 7780, 7793; 2020, N 13, ст. 1856; N 14, ст. 2035) следующие изменения:
1) в пункте 6 статьи 4 слово «ежегодно» исключить;
2) в пункте 1 части 1 статьи 60 слово «сформирован» заменить словами «формируется и не реже одного раза в год пересматривается»;
3) часть 7 1 статьи 67 дополнить предложениями следующего содержания: «Правительство Российской Федерации вправе установить особенности ввода в гражданский оборот лекарственных препаратов для медицинского применения, произведенных в период с 1 июля 2020 года по 1 октября 2020 года. В целях ввода в гражданский оборот лекарственные препараты для медицинского применения, за исключением лекарственных препаратов, предназначенных для обеспечения лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, лиц после трансплантации органов и (или) тканей, произведенные за пределами территории Российской Федерации до 1 октября 2020 года, могут быть ввезены в Российскую Федерацию до 1 января 2021 года в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, без нанесения средств идентификации.».
Статья 3
Внести в Федеральный закон от 21 ноября 2011 года N 323-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6724; 2013, N 39, ст. 4883; N 48, ст. 6165; 2014, N 43, ст. 5798; N 49, ст. 6927; 2015, N 1, ст. 85; N 10, ст. 1425; N 27, ст. 3951; N 29, ст. 4397; 2016, N 18, ст. 2488; N 27, ст. 4219; 2017, N 31, ст. 4765,4791; N 50, ст. 7544; 2018, N 1, ст. 49; N 32, ст. 5092, 5116; N 53, ст. 8415; 2019, N 10, ст. 888; N 49, ст. 6958; N 52, ст. 7770, 7799, 7836; 2020, N 13, ст. 1856; N 14, ст. 2028; Российская газета, 2020, 11 июня) следующие изменения:
а) часть 4 дополнить словами «, и медицинских изделий, зарегистрированных в Российской Федерации в соответствии с международными договорами и актами, составляющими право Евразийского экономического союза»;
б) в части 5 первое предложение изложить в следующей редакции: «На территории Российской Федерации государственной регистрации не подлежат медицинские изделия, перечисленные в пункте 11 статьи 4 Соглашения о единых принципах и правилах обращения медицинских изделий (изделий медицинского назначения и медицинской техники) в рамках Евразийского экономического союза от 23 декабря 2014 года, в том числе медицинские изделия, которые изготовлены по индивидуальным заказам пациентов, к которым предъявляются специальные требования по назначению медицинских работников и которые предназначены исключительно для личного использования конкретным пациентом, а также медицинские изделия, которые предназначены для использования на территории международного медицинского кластера или на территориях инновационных научно технологических центров.»;
2) дополнить статьей 44 1 следующего содержания:
«Статья 44 1 . Федеральный регистр граждан, имеющих право на обеспечение лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации
1. В целях координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, медицинских организаций государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения в части обеспечения граждан лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации уполномоченным федеральным органом исполнительной власти осуществляется ведение Федерального регистра граждан, имеющих право на обеспечение лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации (далее в настоящей статье — Федеральный регистр граждан), содержащего следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета гражданина в системе обязательного пенсионного страхования (при наличии);
2) фамилия, имя, отчество (при наличии) гражданина, а также фамилия, которая была у него при рождении;
3) дата рождения;
5) адрес места жительства, места пребывания или места фактического проживания;
6) серия и номер паспорта (свидетельства о рождении) или удостоверения личности, дата выдачи указанных документов;
7) номер полиса обязательного медицинского страхования застрахованного лица;
8) сведения о гражданстве;
9) сведения об основаниях пребывания или проживания в Российской Федерации (для иностранного гражданина, лица без гражданства, в том числе беженца);
10) дата включения в Федеральный регистр граждан;
11) диагноз заболевания (состояние), включая его код по Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем;
12) категория граждан (группа населения), имеющих право на обеспечение лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания, категория заболевания, которая является основанием для обеспечения лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания, в том числе с учетом Перечня групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, и Перечня групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с пятидесятипроцентной скидкой;
13) сведения о назначении и отпуске лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, указанных в пункте 12 настоящей части;
14) иные сведения, которые вправе определить Правительство Российской Федерации.
2. Порядок ведения Федерального регистра граждан, в том числе порядок доступа к сведениям, содержащимся в нем, порядок и сроки представления сведений в указанный регистр устанавливаются Правительством Российской Федерации.
3. Сведения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи и включаемые в Федеральный регистр граждан, представляются из:
1) федеральных регистров, предусмотренных частью 2 1 статьи 43, частями 4 и 8 статьи 44 настоящего Федерального закона, частью 2 статьи 6 4 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»;
2) единой государственной информационной системы социального обеспечения.
4. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют ведение региональных сегментов Федерального регистра граждан и своевременное представление сведений, содержащихся в них, в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.»;
3) пункт 5 части 2 статьи 81 дополнить словами «, сформированный в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, утверждаемым Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств»;
4) в части 4 статьи 91 1 слова «частями 4, 8 статьи 44» заменить словами «частями 4 и 8 статьи 44, частью 1 статьи 44 1 «.
Статья 4
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2021 года, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу.
2. Статья 2 настоящего Федерального закона вступает в силу со дня официального опубликования настоящего Федерального закона.
3. Статья 3 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 сентября 2020 года.
4. Действие положений части 7 1 статьи 67 Федерального закона от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 июля 2020 года.
Президент Российской Федерации В. Путин
Источник