Что такое лекарственный менеджмент

Особенности менеджмента в фармации

Менеджмент в фармации имеет свои специфические особенности, обусловленные сложностью, многоаспектностью, социально-экономическим характером отрасли. Здесь можно говорить об управлении в широком понимании: управление поиском, разработкой или созданием, исследованием, производством, стандартизацией, хранением и реализацией лекарственных препаратов. Кроме лекарственных средств, предметом деятельности фармацевтических и аптечных предприятий являются также биологические пищевые добавки (парафармацевтики, нутрицевтики, эубиотики), изделия медицинского назначения (ИМН), детское питание, парфюмерно-косметические средства, индивидуальные диагностические приборы, предметы ухода за больными, санитарно-гигиенические средства, минеральные воды и т.п.

Для фармацевтических и аптечных предприятий характерны как производственные (технологические), так и коммерческие процессы и функции с учетом особенностей лекарственных средств как товара, к которому предъявляются повышенные требования контроля со стороны государства.

Особенность менеджмента фармацевтических предприятий связана с совмещением функций лекарственного обеспечения с научной, производственной, контрольно-аналитической, коммерческой, медицинской, информационной, контрольной и вспомогательными функциями.

В аптечных предприятиях широко применяются приемы торгового менеджмента в сочетании со знаниями организационно-правовых вопросов работы аптек, технологии лекарств, фармацевтического анализа и контроля, фармакологии, фармакотерапии, фармацевтической опеки, фармацевтической этики и деонтологии, психологии и др. Важным является процесс реализации лекарственных средств и других товаров, предполагающий непосредственный контакт с потребителями. Следует подчеркнуть особенность контингента посетителей аптек. Это, как правило, больные или их родственники, инвалиды, пенсионеры, требующие бережного, корректного отношения. Работа провизора по отпуску лекарственных препаратов требует профессиональных знаний, творческого подхода, а ее результативность во многом определяется личными качествами, уровнем консультативных услуг, знаниями в области психологии продаж.

Аптечные предприятия являются конечным звеном в цепи товародвижения фармацевтической продукции. Это определяет такие задачи менеджмента как формирование информации о рынке, спросе на лекарственные препараты и другие товары аптечного ассортимента, о предпочтениях потребителей. С ростом конкуренции между аптеками важное значение приобретают организационные формы работы, привлечение покупателей, расширение дополнительных услуг, контакты с лечебно-профилактическими и другими организациями-потребителями, формирование и сохранение имиджа аптеки.

Специфика менеджмента аптечных предприятий обусловлена социально-психологическими особенностями преимущественно женских коллективов, отсюда – проблемы организационных и межличностных коммуникаций, повышение их эффективности, урегулирование конфликтов. С целью повышения квалификации персонала сегодня все большее значение приобретают, наряду с плановым обучением на курсах, участие или проведение тренингов, тематических семинаров.

Источник

Введение в фармацевтический менеджмент

доктор мед. наук,

зав. кафедрой Управления и экономики фармации

ГОУ ВПО « Воронежская государственная медицинская академия им. »

доктор фарм. наук, профессор

зав. кафедрой Организации и экономики фармации,

Печатается по решению центрального методического совета

Волгоградского государственного медицинского университета.

Назаренко в фармацевтический менеджмент: Учебное пособие для студентов фармацевтических факультетов/ В. Н Назаренко.- Волгоград: Изд-во ВолГМУ, 2008. – 81 с.

В настоящем учебном пособии рассмотрены исторический обзор, классические школы и современные направления менеджмента, основные подходы к фармацевтическому менеджменту. Разобран менеджмент аптечных организаций. Даны рекомендации по использованию основных направлений менеджмента в работе аптечных организаций.

Учебное пособие предназначено для студентов фармацевтических учебных заведений.

медицинский университет, 2008

2. Часть 1. УПРАВЛЕНИЕ И МЕНЕДЖМЕНТ. ПОПЫТКА РАЗОБРАТЬСЯ В ТЕРМИНОЛОГИИ. …………………………………………………………….5

3. Часть 2. МЕНЕДЖМЕНТ И МЕНЕДЖЕРЫ. ………………………………..9

4. Часть 3. ВЗГЛЯДЫ НА УПРАВЛЕНИЕ И МЕНЕДЖМЕНТ. КРАТКИЙ

3.1 . КЛАССИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ МЕНЕДЖМЕНТА…………………16

3.1.2. КОНЦЕПЦИЯ БЮРОКРАТИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ………………………. 21

3.1.3. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ШКОЛА УПРАВЛЕНИЯ……………………………. 24

3.2. ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ……………………………. 27

3.2.1. ШКОЛА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ…………………………………….27

3.2.2 ШКОЛА ПОВЕДЕНЧЕСКИХ НАУК. КОНЦЕПЦИЯ

3.3. СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МЕНЕДЖМЕНТА………………. 35

3.3.1. МЕНЕДЖМЕНТ КАК НАУКА УПРАЛЕНИЯ ИЛИ КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ

3.3.3. СИТУАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ………………………………………………. 39

3.4. ПРИНЦИПЫ СОВРЕМЕННОГО МЕНЕДЖМЕНТА…………………. 39

3.5. МЕНЕДЖМЕНТ СЕГОДНЯ: ВИДЫ, РАЗДЕЛЫ, СОСТАВЛЯЮЩИЕ…45

3.6. КАКОВ ОН – МЕНЕДЖМЕНТ БУДУЩЕГО? КАКИЕ МЕНЕДЖЕРЫ

БУДУТ НУЖНЫ? ЛИДЕРЫ — КТО ОНИ? ……………………………… 65

Управление и экономика фармации является комплексной дисциплиной, включающей несколько разделов. Изучение вопросов организации фармацевтической деятельности, учета и отчетности, анализа и экономики позволяет выпускникам фармацевтических учебных заведений использовать профессиональные знания на различных должностях.

Для работы в должности руководителя кроме знаний по специальности необходимы знания и умения, которые в целом определяют как профессиональную управленческую культуру: информационная и правовая грамотность, документальное оформление управления, а также искусство управления людьми для достижения целей организации (включая основы психологических знаний).

Многие из перечисленных вопросов были включены в учебные пособия и программы подготовки специалистов высшего фармацевтического звена и во времена так называемой плановой экономики.

Изучение менеджмента в качестве самостоятельного раздела – дело сравнительно недавнее. Что мы понимаем под термином “управление”? Что такое “менеджмент” вообще и “менеджмент в фармации”? В предлагаемом пособии делается попытка разобраться в этих вопросах.

Часть 1. Управление и менеджмент.

Попытка разобраться в терминологии.

Что означает термин «управление» и что подразумевается под глаголом «управлять»? Обратимся к энциклопедическим источникам:

Управление – элемент, функция организованных систем

различной природы (биологических, социальных, технических),

обеспечивающих сохранение их определенной структуры,

поддержание режима деятельности, реализацию их программ и

Социальное управление – воздействие на общество с целью его

упорядочения, сохранения качественной специфики, совершенствования

Большой энциклопедический словарь

Управить, управлять — править, давая ход, направленье;

распоряжаться, заведовать, быть хозяином, распорядителем

Государь управляет народом, государством, министры управляют каждый

своей частью. Именьем управляет староста, он из крестьян. Безумным

человеком управляют страсти. Управлять лошадьми, судном рулем – давать

направленье, заставлять идти правым нужным путем.

Управить говорится только в значении направить. «Не управишь

собою, не управишь и другимъ. Кто сам собой не управитъ, тот и

других не поставитъ.»

Управлять чем-либо – успешно распоряжаться, делаться, ладить;

одолевать препоны, трудности, своеволие, успевая в чем-либо;

приводить в порядок.

Вл. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка.

Теперь попытаемся разобраться с понятием «менеджмент». Внесем ясность в вопрос проникновения в русский язык слова «менеджмент».

«Менеджмент» – слово английского происхождения. В английском языке есть глаголы: to control ( управлять в сфере техники – машины, технические средства);

to governe (управлять в политической сфере – правительство, региональные органы власти) и to manage (управлять в хозяйственной сфере – фирма, магазин, оптовая база).

В связи с этим можно согласиться с определениями менеджмента как управления применительно к коммерческим организациям:

Менеджмент – управление производством; совокупность

знаний, принципов, средств и форм управления производством в

условиях рыночной экономики.

Терра-лексикон: Иллюстрированный энциклопедический

Менеджмент – это система текущего и перспективного

планирования, прогнозирования и организации производства,

реализации продукции и услуг в целях получения прибыли.

Читайте также:  Воспаление пяточного сустава лечение народными средствами

Менеджмент – процесс управления людьми, осуществляющими

свою деятельность в рыночных условиях.

Труды некоторых авторов содержат разделы, посвященные менеджменту так называемых некоммерческих организаций (общественные организации, религиозные объединения, больницы и др.). Очевидно, что в таких организациях на первый план должны выступать такие аспекты менеджмента как коммуникации, мотивация и пр. Здесь также важно эффективное управление и потому вполне логичным кажется такое определение менеджмента:

Менеджмент – это эффективное и производительное достижение

целей организации посредством планирования, организации, лидерства

(руководства) и контроля над организационными ресурсами.

Понимание того, что менеджмент является самостоятельной областью знаний, междисциплинарной областью, уже перестало быть предметом дискуссий. Существует также мнение, что между понятиями «управление» и «менеджмент» нельзя поставить знак равенства.

Возможно объяснения профессора помогут определиться в этом вопросе. Согласно его высказываниям, всякий процесс управления, будучи целенаправленным действием, состоит из двух основополагающих и неразрывно связанных частей:

1) субъект управления – та часть, которая собственно производит указанные целенаправленные действия;

2) объект управления – часть, которая является предметом приложения этих действий.

Субъектами управления могут быть техническое устройство (в технических системах), отдельный руководитель (менеджер) или коллегиальный орган управления (система управления).

С объектами управления дело обстоит следующим образом:

— если объект управления представляет собой некую техническую систему, обычно употребляют термин «управление»;

— если же объектом управления является организационная структура (организация), имеющая в качестве компонентов и людские ресурсы, применительно к такому виду управления чаще употребляется термин «менеджмент».

Несмотря на все выше перечисленные мнения и доводы, в некоторых источниках понятия “менеджмент” и “управление” используются как идентичные, взаимозаменяемые.

Термин «менеджмент» в мировой литературе трактуется очень широко (рис.1). О менеджменте говорят как о процессе, виде деятельности, науке и искусстве. Менеджмент – это особый класс руководителей (категория людей) и экономический орган предприятия, общества.

Наука и Менеджмент Процесс

искусство

Категория людей Орган предприятия

Рис.1. Подходы к определению понятия «менеджмент».

При всем многообразии мнений и подходов наверное ни одно из определений не будет полным. И, тем не менее, необходимо определиться с тем видом менеджмента, который представляет для нас наибольший интерес, а именно: фармацевтический менеджмент.

Фармацевтические организации, осуществляющие производственные и/или торговые функции, главной своей целью имеют осуществление лекарственного обеспечения лечебных учреждений и населения лекарственными средствами и другой продукцией лечебного и профилактического назначения. Получение прибыли при этом является одним из основных условий, позволяющих достичь обозначенную цель.

Однако не будет лишним учитывать и мнение, считающее некоммерческие (в результате деятельности не получающие прибыль) организации, одной из сфер применения управленческих талантов.

И, совершенно очевидно, что менеджмент фармацевтической организации (аптеки), финансируемой за счет средств бюджетов и фондов, не менее сложен. Цель сохраняется – качественная лекарственная помощь, но при этом имеет место дефицит ресурсов, ограниченные финансовые возможности для мотивации персонала и др.

Таким образом, для выражения сущности понятия «фармацевтический менеджмент», можно предложить следующие варианты определений:

ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТпроцесс управления

производством, финансами и людьми в организации с целью обеспечения

эффективного решения задач по оказанию качественной и

своевременной лекарственной помощи.

ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ – совокупность теории и практики управления имеющимися ресурсами (производственные, финансовые, людские) организации, позволяющая последней выполнять свою миссию (охрана здоровья), достигать основной цели (качественная и своевременная лекарственная помощь) и обеспечивать устойчивость и дальнейшее развитие.

Контрольные вопросы и задания:

1. Что означают термины “управление” и “менеджмент”?

2. Дайте определение понятию “фармацевтический менеджмент”.

1. Бажин системы менеджмента. – М. Ж: ГУ-ВШЭ, 2000.

2. , Наумов : Учебник.- М. Гардарики, 2000.

3. ФрэнсисД. Раскрепощенный менеджер. Для руководителя-практика: Пер. с англ. – М.: Дело, 1991.

4. Дафт .– СПб.: Питер, 2000.

5. Друкер менеджмента: Пер. с англ. : Уч. пособ.. – М. – Издательский дом “Вильямс”, 2000.

6. Кузубова менеджмент в работе фармацевтических организаций. – М.: МЦФЭР, 2003.

7. , риск-менеджмент и прикладной маркетинг фармацевтической организации: Учебное пособие.- М.: МЦФЭР, 2001.

8. , , Глембоцкая фармацевтической организации: Учебное пособие. – М.: МЦФЭР,2000.

9. Менеджмент: Век XX – век XXI: Cборник статей/ под ред. , ; сост. И.А. Петровская. – М.: Экономистъ, 2004.

10. Менеджмент организации. Учебное пособие. , , и др. – М. – ИНФАРМА, 1995.

11. Основы менеджмента. Пер. с англ. – М.: Дело, 1994.

12. BTL – акции в аптечном бизнесе. //Аптечный бизнес, 2007, №3.

13. , Сбоева менеджмент аптечного предприятия: МЦФЭР,2000.

14. Щегорцов : учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления / , В. А Таран; под ред. проф. . – М.: ЮНИТИ-ДАНА,2005.

15. Сборник ситуационных задач, деловых и психологических игр, тестов, контрольных заданий, вопросов для самопроверки по курсу “Менеджмент”. – М.: Финансы и статистика, 2000.

16. Уткин менеджмент. – М.: Ассоциация авторов и издателей “Тандем”,Изд-во “ЭКМОС”, 1999.

на соответствие индивидуальных особенностей человека основным чертам профессии менеджера

Дайте ответы “да” или “нет” на следующие вопросы:

1. Есть ли у Вас желание начать собственное дело, т. е. стать предпринимателем, трудиться на себя вместо того, чтобы работать на других, и “вкалывать на всю катушку”, не считаясь со временем, выходными днями и т. д.?

2. Располагаете ли Вы необходимой энергией для самых решительных действий при любых неожиданных жизненных поворотах?

3. Согласны ли Вы принять участие в сделке, когда нет достаточной ясности и определенности, но выигрыш, возможно, будет большой?

4. Откажетесь ли Вы от гарантированной работы со средним заработком, предпочтя ей менее надежную, но более доходную?

5. Любите ли Вы новые идеи и концепции, причем самые неожиданные?

6. Способны ли Вы постоянно генерировать оригинальные идеи, реализация которых дает прибыль?

7. Желаете ли Вы испытать себя в рискованных ситуациях?

8. Способны ли Вы принять пари на сумму, которой Вы в данный момент не располагаете?

9. Откажетесь ли Вы от малопривлекательной работы, если нет гарантии, что будет другая, лучше оплачиваемая?

10. Будете ли Вы предлагать новые идеи, если реакция на них Вашего руководителя неопределенна?

11. Независимый ли у Вас характер?

12. Располагаете ли Вы большим запасом жизненной энергии?

13. Любите ли Вы острые ощущения, события, которые “щекочут” нервы?

14. Пойдете ли Вы на работу, связанную с многочисленными разъездами?

15. Если бы Вам пришлось играть в азартные игры, то предпочли бы Вы самые крупные ставки?

16. Опасаетесь ли Вы крутых жизненных поворотов?

Читайте также:  Женские гинекологические лечебные тампоны

на лидерство (“кто Вы: капитан или рядовой?”)

1. Дружба для Вас:

2. Настоящий художник (артист) должен прежде всего обладать:

3. На вечеринке Вы чаще чувствуете себя:

4. Если бы Вы были геометрической фигурой, то были бы:

5. Когда Вам нравится женщина (мужчина), Вы:

А – делаете первый шаг;

Б – ждете, пока она (он) сделает первый шаг;

В – делаете мелкие шажки.

6. Вы сталкиваетесь с неожиданностью (не только сидя за рулем) и:

Б – прибавляете скорость;

1. Если Вам приходится говорить на публике, Вы чувствуете что:

В – Вы смущаетесь.

2. В экспедицию лучше брать товарищей:

3. Скажем правду. Золушка была:

А – несчастная девочка;

4. Как бы Вы определили свою жизнь:

А — партия в шахматы;

В — игра в покер.

на способность к абстрактному мышлению

Ум предпринимателя, бизнесмена, менеджера во много сродни уму полководца, поскольку сходны стоящие перед ними трудности; огромное количество исходных данных; непредсказуемость ответов “противника” (конкурентов); необходимость строить несколько взаимодополняющих и взаимодублирующих планов и быстро их реализовывать; необходимость действовать в условиях “шума” (помех) в условиях опасности (риска).

Творческая деятельность полководца была предметом изучения советского психолога Б. Теплова. Согласно его исследованиям, деятельность полководца предъявляет высокие требования к его уму.

Прежде всего неверно расхожее мнение, что функцией ума является разработка планов, а их исполнение – это уже дело воли. На самом деле исполнение планов требует ума не меньше, чем воли, причем, если для планирования требуется главным образом, абстрактное мышление, то для исполнения планов – конкретное мышление. Как оказалось, мышление талантливых полководцев всегда отличалось равновесием между абстрактным и конкретным мышлением, между мыслительными операциями анализа и синтеза. То же в полной мере относится и к сфере бизнеса, к работе предпринимателя, бизнесмена, менеджера.

В отношении конкретного мышления у предпринимателя все более или менее ясно. Любой из них хорошо знает свои слабые и сильные стороны в конкретной деятельности, в сфере принятия решений. Что же касается абстрактного мышления, тут далеко не все ясно – и человеку зачастую трудно определить свой “рейтинг”.

Вот один из простых тестов: позволяющий достаточно быстро оценить способность человека к абстрактному мышлению, к отыскиванию “далеких ассоциаций”, т. е. тех, которые не “лежат на поверхности”.

Абстрактные загадки и отгадки. Далее приводятся 10 загадок и 10

отгадок, Ваша задача: за 2 минуты найти отгадки для всех или для большинства загадок.

1 – атмосферный окурок; 2 – ваза с видом изо рта; 3 – ежик под

наркозом; 4 – мост через ночь; 5 – шарикоподшипник с кубическим шариками; 6- горстка вечных конфет; 7- таблетки от безденежья; 8 – интеллектуальное ведро; 9- яма вверх дном; 10 – туземцы уверяют, что на черный день красного вина не напасешься.

а – пессимизм, б — зубы; в – кровать; г – коллектив из несовместимых людей; д — монеты; е – кактус; ж – метеорит; з – труба (в оркестре); и – парашют; к – каска.

на обладание качествами, необходимыми для руководства другими, и на определение того, какой начальник получится из тестируемого

1. Обычно Вы предпочитаете:

А – планировать свою деятельность;

Б – действовать спонтанно.

А – часто изливают Вам душу;

Б – редко делятся с Вами личными проблемами.

3. Что скорее могло бы стать Вашим хобби?

Б – игра в теннис.

4. Большое удовольствие Вам доставляет игра:

Б – в карты или вообще в азартные игры.

А – Вам нравится всех развеселить;

Б – Вы не любите оказываться в роли клоуна.

6. Обычно Вам удается понравиться лицу противоположного пола:

А – с первого взгляда;

Б – после непродолжительной беседы.

7. Лучший способ заставить человека что-то делать – доказать, что:

А – предстоящая ему работа приятна и интересна;

Б – этим он сможет принести пользу себе и другим.

8. Даете ли Вы людям советы?

В – да, если ощущаете себя действительно способным помочь;

Г – нет, потому что не хотите оказаться виноватым в чужих

9. Чужие советы чаще:

В – раздражают Вас;

Г – содержат полезную информацию.

10. Какое качество “вреднее” в работе:

11. Когда Вам поручают очень ответственную работу:

В – Вам это помогает работать лучше, чем обычно;

Г – Вы боитесь не оправдать доверие, нервничаете и поэтому

12. Хороший начальник в любой проблемной ситуации знает:

В – что нужно делать;

13. Человек, который позволяет себе рисковать:

В – должен быть достаточно сильным;

Г – в любом случае – человек надежный.

14. Кто может принести больше пользы на работе:

В – безалаберный гений;

Г – добросовестный дурак.

на соответствие здоровья человека профессии менеджера

1. Трудно ли Вам обратиться к кому — либо с просьбой о помощи?

2. Думаете ли Вы о своих проблемах даже в свободное время?

3. У человека что-то не получается, испытываете ли Вы желание сделать это вместо него?

4. Подолгу ли Вы переживаете из-за неприятностей?

5. Сколько времени Вы уделяете себе вечером?

А – больше трех часов;

В – один-два часа;

6. Перебиваете ли Вы, не дослушав объясняющего Вам что-либо с

В – в зависимости от обстоятельств;

7. О Вас говорят, что Вы вечно спешите:

В – спешу, как и все, иногда;

Г – спешу только в исключительных случаях;

Д – никогда не спешу.

8. Трудно ли Вам отказаться от вкусной еды?

9. Приходится ли Вам делать несколько дел одновременно?

10. Случается ли, что во время разговора Ваши мысли витают где-то далеко?

11. Не кажется ли Вам порой, что люди говорят о скучных и пустых вещах?

12. Нервничаете ли Вы, стоя в очереди?

13. Любите ли Вы давать советы?

14. Долго ли Вы колеблетесь, прежде чем принять решение?

15. Как Вы говорите?

А – торопливо, скороговоркой;

ШКАЛА ОЦЕНКИ ПОТРЕБНОСТИ В ДОСТИЖЕНИИ

Мотивация достижения – стремление к улучшению результатов, неудовлетворенность достигнутым, настойчивость в достижении своих целей, стремление добиться своего во что бы то ни стало – является одним из ядерных свойств личности, оказывающих влияние на всю человеческую жизнь. Многочисленные исследования показали тесную связь между уровнем мотивации достижения и успехом в жизнедеятельности. И это не случайно, ибо доказано, что люди, обладающие высоким уровнем этой самой мотивации, ищут ситуации достижения, уверены в успешном исходе, ищут информацию для суждения о своих успехах, готовы принять на себя ответственность, решительны в неопределенных ситуациях, проявляют настойчивость в стремлении к цели, получают удовольствие от решения интересных задач, не теряются в ситуации соревнования, показывают большое упорство при столкновении с препятствиями. Измерить уровень мотивации достижения можно с помощью разработанной шкалы – небольшого теста-опросника. Шкала состоит из 22 суждений, по поводу которых возможны два варианта ответов – “да” или “нет”. Ответы, совпадающие с ключевыми (по коду), суммируются (по одному баллу за каждый ответ).

Читайте также:  Что лучше народные средства или таблетки

1. Думаю, что успех в жизни, скорее, зависит от случая, чем от расчета.

2. Если я лишусь любимого занятия, жизнь для меня потеряет всякий смысл.

3. Для меня в любом деле важнее не его исполнение, а конечный результат.

4. Считаю, что люди больше страдают от неудач на работе, чем от плохих взаимоотношений с близкими.

5. По моему мнению, большинство людей живут далекими целями, а не близкими.

6. В жизни у меня было больше успехов, чем неудач.

7. Эмоциональные люди мне нравятся больше чем деятельные.

8. Даже в обычной работе я стараюсь усовершенствовать некоторые ее элементы.

9. Поглощенный мыслями об успехе, я могу забыть о мерах предосторожности.

10. Мои близкие считают меня ленивым.

11. Думаю, что в моих неудачах повинны, скорее, обстоятельства, чем я сам.

12. Терпения во мне больше, чем способностей.

13. Мои родители слишком строго контролировали меня.

14. Лень, а не сомнение в успехе вынуждает меня часто отказываться от своих намерений.

15. Думаю, что я уверенный в себе человек.

16. Ради успеха я могу рискнуть, даже если шансы равны 0.

17. Я усердный человек.

18. Когда все идет гладко, моя энергия усиливается.

19. Если бы я был журналистом, я писал бы, скорее, об оригинальных изобретениях людей, чем о происшествиях.

20. Мои близкие обычно не разделяют моих планов.

21. Уровень моих требований к жизни ниже, чем у моих товарищей.

22. Мне кажется, что настойчивости во мне больше, чем способностей.

В отличие от многих тестов-опросников шкала потребности в достижениях

имеет децильные (стеновые) нормы, поэтому конкретный результат можно оценить с помощью следующей таблицы:

Уровень мотивации достижения

низкий средний высокий

Сумма баллов 14

Код: ответы “да” на вопросы 2, 6, 7, 8, 14, 16, 18, 19, 21, 22; ответы “нет” на вопросы 1, 3, 4, 5, 9, 10, 11, 12, 13, 15.

Оценка результатов теста 1

Сосчитайте, сколько у Вас получилось положительных ответов, и при числе 13 и более рассчитывайте, что можете попытать силы в предпринимательстве.

Оценка результатов теста 2

За ответы на вопросы начисляются баллы:

16 баллов. В обществе Вы – “рядовой”. Вы слишком уважаете других и отождествляете свои слабости со слабостями ближних, а поэтому не способны командовать и успешно конкурировать, ведь для этого необходимо уметь “поглощать и переваривать” чужие трудности. Может быть, за Вашим отказом от власти скрывается страх или обманутые надежды? Тогда, прежде чем делать какие-либо выводы, проанализируйте, сколько раз Ваши попытки руководить терпели неудачу.

Если же вы и без лидерства чувствуете себя прекрасно, останьтесь несколько в стороне от событий. В сущности это не так уж плохо – так спокойнее.

17-23 балла. Вы – “офицер”. Это довольно неловкое положение: между “молотом и наковальней”. Вы и на работе с трудом принимаете решения, так ведь? Вы немножко “капитан” (руководитель) и немножко – “рядовой”. Вам трудно добиваться признания, Ваши аргументы – слишком рациональны и основаны лишь на собственном опыте.

24 и более баллов. Вы – “капитан”. С детских лет Вы всегда в числе первых предлагали свои услуги, когда речь шла об общественных делах, не так ли? С возрастом Ваше влияние на других людей крепло и особенно проявлялось в трудные минуты. Если Вы честолюбивы и не боитесь работы, этот дар может поднять Вас очень высоко. Если же нет – довольствоваться тем, что Вас считают прекрасным другом (подругой), советчиком, и Вы всегда оказываетесь в центре внимания на вечеринках.

Оценка результатов теста 3

Правильные ответы: 1-ж; 2-з; 3-е; 4-в; 5-г; 6-б; 7-д; 8-к; 9-и; 10-а.

3 правильных ответа – невысокий уровень абстрактного мышления.

От 4 до 6 правильных ответов – средний уровень.

Более 7 правильных ответов – высокий уровень

Оценка результатов теста 4

1. Подсчитайте количество ответов А, Б, В и Г.

2. Сравните А с Б, В с Г.

3. Найдите свой вариант.

А > Б, В > Г. Вы созданы для ответственных постов. Есть основания

предполагать, что еще в школе Вы часто оказывались организатором общественной работы (или срыва уроков). И сейчас, вероятно, Вы уже занимаете начальственное положение – пусть небольших масштабов. Дело в том, что Вы обладаете умением работать с людьми – те, кто находится под Вашим началом, наверняка довольны своей судьбой, и Вас не очень утомляет необходимость постоянно заниматься организацией и контролем их деятельности. Кроме того, Вы умеете принимать решения и брать на себя ответственность за их приятие – не все из претендующих на высокие должности обладают такой способностью. Резюмируя, можно отметить, что Вы – человек, который способен быть начальником, причем хорошим: и с точки зрения подчиненных, и с точки зрения более высокого руководства. Вместе с тем с Вашим набором качеств Вы можете быть прекрасным учителем и воспитателем, а также сделать карьеру политика или юриста.

А Г. Если Вы станете руководителем (а это вполне реально, поскольку Вы обладаете организаторским талантом), то рискуете периодически слышать за своей спиной нелестные отзывы о Вас Ваших подчиненных. Вы прекрасно умеете организовать деятельность других, но очень не любите брать на себя ответственность за что бы то ни было. Руководство для Вас – это право и возможность давать поручения; необходимость наблюдать за их выполнением и отчитываться перед вышестоящими руководителями. Таких руководителей, увы, не любят. Но в отдельных случаях именно такие люди необходимы. Представьте себе коллектив, состоящий из очень талантливых людей, которые все “не от мира сего”. Руководить таким коллективом должны именно Вы.

Источник

Оцените статью