Беседа с детьми средней группы о лекарственных растениях и ягодах «Зеленая аптека»
Оксана Чекман
Беседа с детьми средней группы о лекарственных растениях и ягодах «Зеленая аптека»
«Зеленая аптека» в «Сказке». Беседа детей средней группы с доктором «Травкиным».
• Расширить знания и представления детей средней группы о лекарственных растениях и ягодах.
• Воспитывать бережное отношение к природе.
• Развивать любознательность, наблюдательность.
• Подбор и чтение детской познавательной литературы о лекарственных растениях.
• Разучивание стихотворений, отгадывание загадок о лекарственных растениях и ягодах.
• Беседы о пользе лекарственных растений и ягод.
Словарная работа: одуванчик, ромашка, подорожник, календула.
Оборудование: иллюстрации растений: подорожник, ромашка, одуванчик, мать-и-мачеха, календула; костюм доктора Травкина, иллюстрации ягод.
Ход занятия
В. Здравствуйте ребята, я доктор Травкин. Пришел к вам в гости, для того чтоб познакомить вас с лекарственными растениями и ягодами.
Игра «Зеленая аптека»
(На столе разложены карточки с изображением лекарственных растений и ягод)
Вы пришли в зеленую аптеку. Чтобы купить растение, нужно про него обязательно узнать.
(Дети по очереди подходят к столу и беседуют о травах с доктором).
1. Вот это лекарственное растение, которое прикладывают при ссадинах, ожогах, при укусах насекомых (подорожник)
2. Если случится нам простудиться,
Появится кашель, поднимется жар,
Подвинь к себе кружку, в которой дымится
Слегка горьковатый, душистый отвар (ромашка)
3. Вот это корень растения, от которого появляется аппетит. Его охотно едят и животные (одуванчик).
4. Растение, которое поможет от кашля (мать-и-мачеха).
5. Семена желто-красного цветка, который помогает от боли в горле.
Дети. А. Кто же их не знает. Это календула.
В. Ребята, давайте мы с вами подышим чудесным и целебным воздухом.
В. А сейчас послушайте меня внимательно и скажите, что это за ягода.
Ягодку сорвать легко,
Ведь растет невысоко.
Под листочки загляни-ка,
Там созрела. (земляника)
В. Земляника маленькая, но очень вкусная и полезная лесная ягода. По вкусу она напоминает садовую клубнику, но только она более сладкая и душистая. Земляника растёт на лесных обочинах и полянках.
Под листом на каждой ветке,
Сидят маленькие детки.
Тот, кто деток соберёт,
Руки вымажет и рот. (Черника)
В. Черника растет на небольших кустиках в лесу. Эта сине-черная ягода похожа на маленький шарик. Черника сладкая, ароматная и очень полезная. Чернику едят в свежем и сушёном виде. Из неё делают сироп, компот, желе, мармелад, кисель и варенье. Послушайте ребятки, следующую загадку.
В северных районах,
Ягода растёт,
Средь зелёных кочек,
Торфяных болот! (Клюква)
В. Клюква — одна из самых кислых ягод. Она растёт во влажных лесах на болотах. Ягоды — маленькие, круглые и красные. Созревает клюква поздней осенью. Ее плоды можно увидеть даже под снегом. Клюква богата витаминами и помогает в борьбе с простудой. Из клюквы варят варенье, кисели, делают морс, квас и желе.
Листики — с глянцем,
Ягодки — с румянцем,
А сами кусточки — Не выше кочки. Брусника
В. Брусника — шаровидная ягода, вначале зеленовато-белая, к концу созревания — ярко-красная, кисло-сладкая на вкус.
Брусника — широко распространённое растение. Растёт по всей лесной зоне, в тундре, доходит до берегов Северного Ледовитого океана. Самая хорошая по качеству брусника, которая растёт на сухих местах в сосновых лесах. Цветёт в мае — июне. Плоды созревают в конце августа — начале сентября.
В. А сейчас мы с вами пойдём собирать ягоды.
Динамическая пауза «По чернику в лес пойдём».
По чернику в лес пойдём,
В лес пойдём, в лес пойдём, (Идут по кругу.)
Мы чернику наберём,
(Имитация «собирают» чернику и «складывают» в корзинку.)
Солнышко во дворе, (Поднимаются на носочки, руки вверх.)
А в лесу тропинка. (Приседают.)
Ягодка-черника (Руки на поясе, «Пружинка».)
В. Мы с вами вспомнили, какие бывают ягоды, а давайте расскажем, что можно приготовить из ягод?
Ответы детей: (Компот, варенье, сок, джем, желе.)
Дидактическая игра «Какое варенье?»
Из земляники какое варенье?
Из земляники земляничное варенье и т. д.
Из земляники — Из черники — Из клюквы — Из брусники — Из рябины —
Дидактическая игра «Какой компот?»:
Из земляники какой компот?
Из земляники земляничный компот и т. д.
Из черники — Из клюквы — Из брусники —
Дидактическая игра «Исправь ошибки»:
Земляника растёт на дереве.
Черника растёт на грядке.
Брусника растёт на кусте.
Клюква растёт на рябине и т. д.
В. На этом и заканчивается наша беседа о лекарственных травах и ягодах. Но я думаю, что вы ещё обязательно должны рассказать своим родителям и друзьям о пользе растений.
Поэтому я подготовила вот эту чудесную папку о лекарственных растениях. Их вы будете по очереди брать домой и рассказывать своим родителям и друзьям.
Беседа с детьми младшей группы «Спичка-невеличка» Цели: • формировать представление детей о пожароопасных предметах, которыми нельзя самостоятельно пользоваться; • дать представление о том,.
Беседа с детьми о Дне Победы в средней группе Беседа с детьми о Дне Победы в средней группе. Программное содержание: Закрепить знания детей о том, как защищали свою страну русские люди.
Беседа с детьми средней группы «Как надо обращаться с домашними животными» Беседа с детьми средней группы «Как надо обращаться с домашними животными» Цель:Познакомить детей с домашними животными,воспитывать заботливое.
Беседа с детьми средней группы «Витамины я люблю — быть здоровым я хочу!» Цель: расширять знания о пользе витаминов, закрепить знания о полезных и вредных продуктах. Воспитывать желание заботиться о своем здоровье.
Беседа с детьми старшей группы «Детям о войне» Воспитатель. У каждой страны, у каждого народа бывают такие моменты в истории, когда наступают тяжелые испытания. Чтобы их достойно.
Беседа с детьми старшей группы по теме «Моя семья» Беседа с детьми старшей группы по теме «Моя семья». Подготовила: Казарина Н. Н, воспитатель первой квалификационной категории. Цель: Формировать.
Конспект НОД по познавательному развитию «Зеленая аптека Владимирского края» НОД познавательного цикла «Зеленая аптека Владимирского края» Цель: Обогатить представления детей о лекарственных растениях Владимирской.
Проект «Елочка — зеленая иголочка» для детей средней группы Познавательно — творческий проект для детей средней группы «Ёлочка — зелёная иголочка» Актуальность: Новый год — самый радостный, красивый,.
Экологическая викторина в рамках проекта «Зеленая аптека» Экологическая викторина «Русское разнотравье» Экологическая викторина «Русское разнотравье» подготовительный возраст в рамках проекта «Зеленая.
Экологический проект «Зеленая аптека» для 6–7 лет Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №23 с. Шурскол» Экологический проект «Зеленая аптека» (для детей.
Источник
Конспект беседы «Путешествия в мир лекарственных растений»
Татьяна Мирошникова
Конспект беседы «Путешествия в мир лекарственных растений»
1. Научить детей внимательно слушать и отвечать на вопросы.
2. Научить детей делать соответствующие выводы, какое значение имеют растения в здоровье их организма.
3. Закрепить знания о лекарственных растениях и их целебных свойствах.
Воспитатель: Лес всегда прекрасен и молод! Всегда был и будет другом человека. Когда выйдешь в лес в любое время года, хочется молчать и слушать тишину, пение птиц. А как приятно побегать в лесу в летнюю пору и подышать полной грудью живительным воздухом, наполненным ароматом трав и цветов. Прогулка в лес в любое время года — это источник радости и здоровья.
— Когда вы заболеете, мама лечит вас микстурой и отварами из лекарственных трав. Эти травы называют зеленой аптекой. Почему?
— Потому что, они помогают нам избавиться от болезней. Особую помощь они оказывают человеку в походе, на прогулке вдали от дома. Растительной аптекой пользуются и животные. А теперь познакомимся с вами с некоторыми лекарственными травами.
— Сначала отгадайте такую загадку:
Тонкий стебелёк у дорожки,
На конце его серёжки.
На земле лежат листочки-
Нам он как хороший друг,
Лечит ранки ног и рук.
Ответы детей: Подорожник.
Воспитатель: Путника друг — подорожник,
скромный, невзрачный листок, —
Ты на порезанный палец
Влажной заплаткою лег.
Многим из нас невдомек,
Что отыскалось лекарство
Тут же, на тропке, у ног.
Свежий лист подорожника нужно помять в руках, чтобы появился сок, и приложить к ранке или ожогу. Вскоре станет легче.
Воспитатель: Растёт зелёный кустик.
Ответы детей: Крапива
-Чем полезна крапива?
— Кто- ни будь из вас, ребята, помнит почему обжигает крапива?
На её стебле и листьях сидят жесткие волоски. Внутри волосков – едкая жидкость. Если прикоснутся к растению, иголочки вопьются в кожу, обломятся, и едкая жидкость выльется.
-Ещё я хочу напомнить о том что из крапивы наши бабушки готовили полезные щи. Листья крапивы содержат соли, витамины и вещества, которые убивают микробов.
В ней лежит росинка
И сверкает солнце.
Мы домой ее возьмем
И на стол поставим.
Если вдруг мы прихворнем —
Ответы детей: Ромашка
Воспитатель: -Ромашка очень полезное растение для организма.
Трудно перечислить все лечебные и целебные свойства ромашки. Мы применяем настой ромашки, если вдруг заболел живот, а так же употребляем его для полоскания горла при ангине.
А вот еще один рецепт:
Если случится тебе простудиться,
Привяжется кашель, поднимется жар,
Придвинь к себе кружку, в которой дымится
Слегка горьковатый, душистый отвар.
Так говорится об отваре из ромашки аптечной.
И так можно рассказывать дальше о лекарственных травах: ведь их в природе очень много — в огороде, в саду, на лугу, у водоема, в лесу. Это еще и деревья, многие кустарники.
Дидактическая игра: Какие растения помогут, если?»
(заболел животик, ты простудился, ты поранился, ты растроился)
Ход: дети из общего количества вкладышей с изображением лекарственных растений выбирают те, которые помогают справиться с той или иной проблемой со здоровьем.
«Гербарий лекарственных растений» в работе воспитателя для ознакомления детей с флорой малой Родины Автор: Федосеева Юлия Владимировна Описание: Публикация предназначена для воспитателей дошкольного образования. Назначение: Гербарий можно.
День лекарственных растений в средней группе «Полезные травы у нас на участке» Цель: формирование представлений детей о лекарственных растениях, их использовании в повседневной жизни. Задачи: образовательные: 1. Познакомить.
Фоторепортаж «Сад лекарственных трав» Травы – лекарственные растения содержат в себе огромное количество полезных для организма человека веществ. В современном мире всё больше.
Конспект игры-путешествия по ПДД «Кузя просит о помощи» Образовательная область: социально-коммуникативное развитие. Цель: создание условий для ознакомления детей с правилами дорожного движения.
Источник
Беседа «Лекарственные растения»
Елена Чипыжова
Беседа «Лекарственные растения»
Цель: формировать представления детей о лекарственных растениях,
Расширять знания детей о лекарственных дикорастущих растениях, их ценности для здоровья, правил пользования.
Воспитывать у детей любознательность, бережное отношение к растениям, любовь к природе родного края.
1. Иллюстрации с изображением лекарственных растений: Мать-и-мачеха, подорожник, ромашка.
Ход беседы:
Воспитатель: Ребята,отгадайте загадку:
«А если кашель у тебя,
Ты кипятком залей меня.
Отвар лечебный нацеди,
Выпей, и в кровать иди»
-О каком растении идет речь?
— Рано весной на оттаявших полянках появляются маленькие золотисто-желтые цветы.
(Рассматривание лекарственного растения: предметная картинка или растение из гербария)
Это цветы мать-и-мачехи. Это необычное растение. Сначала она цветет, а потом отращивает листья. И листья у нее необычные. Верхняя сторона гладкая, блестящая и прохладная. Нижняя сторона покрыта белыми волосками, теплая и мягкая. Теплая сторона – это мать, а холодная – мачеха. Летом мало кто обращает внимание на широкие листья мать-и-мачехи. А ведь это лекарственное растение. Из этих листьев и цветков заваривают чай и пьют от кашля и простуды. Такой вот замечательный цветок мать-и-мачеха. Ранней весной он удивляет и радует нас своим появлением из-под снега, а летом заботится о нашем здоровье.
Отгадайте следующую загадку:
Поранил ты в дороге ногу,
Усталость не дает идти,
Нагнись, солдатик у дороги
Готов помочь тебе в пути.
О каком лекарственном растении говорится в загадке?
(Демонстрация картинки подорожника или растения из гербария).
Подорожник такой привычный, что не обращаешь на него внимания. Где люди ходят, там и подорожник растет. Это растение – доктор. Приложи чистый листочек к ушибу, боль будет меньше. А если поранился, то подорожник остановит кровь, убьет микробов, и ранка быстро заживет.
«Подорожник у дороги –
Листики да лопушки.
Применяй меня от боли,
Зажили раны чтоб твои!»
Рассказ о подорожнике: Один подорожник рос возле дороги, ему было скучно. Вдруг он увидел едущего по дороге мальчика. На дороге мальчику попался камень, и не успел мальчик оглянуться, как упал и разбил себе колено. У него не было с собой бинта, но возле дороги он увидел подорожник. Мальчик не растерялся, сорвал листочек и приложил к ранке, кровь остановилась. Мальчик сел на велосипед и поехал домой. С тех пор подорожник не пропускает мимо себя тех, кто нуждается в быстрой помощи.
А этот цветок я думаю знают все из вас.
(Показ растения).
«Я – ромашка – красота.
По мне гадает детвора.
Но и в другом полезна я:
Простуда если у тебя,
То завари ромашку в кружке
(Я через час уже готова).
Рекомендуй меня подружке –
И обе будете здоровы»
Ромашка растет на полянах в лесу, по обочинам дорог. В лечебных целях собирают цветки ромашки и сушат в проветриваемых помещениях. Ромашка полезна при многих заболеваниях. Ее применяют при заболеваниях печени, почек, простуде, бессоннице. Заваривают чай из ромашки. А настой из цветков ромашки полезен при ангине.
Итог беседы:
-О каких растениях мы с вами говорили?
-Какие это растения?
-А почему их называют лекарственными?
Беседа о лекарственных растениях.
Цель: закрепить умение узнавать и называть лекарственные травы (5-6 наименований). Расширить знания о пользе и применении лекарственных
растений. Закрепить правила поведения при сборе лекарственных растений.
1. Иллюстрации с изображением лекарственных растений: одуванчик, крапива, подорожник, хвощ, мать-и-мачеха, ромашка.
2. Засушенные растения, отвары трав.
3. Гербарий «Растения нашего края».
Ход беседы:
(Дети сидят полукругом.Перед ними: доска с картинками
лекарственных растений. На столах — гербарий.)_
Ведущий колобок: Здравствуйте, ребята! Я катился по полям, лугам, дорогам. Собрал много лекарственных растений, а как они называются, не знаю. Помогите мне.
(На колобке приколоты растения из гербария. Колобок снимает с себя
КОЛОБОК: Что это за растение?
КОЛОБОК: а вы знаете, почему оно так называется?
ДЕТИ: у него с одной стороны листочек тёплый — мать, а с другой холодный — мачеха, как в сказке «Крошечка хаврошечка». Она была злая.
КОЛОБОК: Отчего же эта травка, которая раньше всех появляется?
ДЕТИ: Да, она самый первый весенний цветок, а лечат им кашель.
КОЛОБОК: припоминаю, еётак и называли дедушка с бабушкой: кашель. Верно, вспомнил.
А что это за цветок, похожий на мать-и-мачеху?
КОЛОБОК: а кто знает, как его бабушка с дедушкой называет?
Если дети не знают, колобок объясняет.
«одуван». Дети должны объяснить почему. Если не смогут, Колобок
КОЛОБОК: А зачем он нужен?
ДЕТИ: Из его цветов варят первое варенье или иначе «майский мёд»
КОЛОБОК: Молодцы, всё знаете. А листья одуванчика пригодятся?
ДЕТИ: Из листьев делают салат. В нём много витаминов.
КОЛОБОК: Надо попробовать. Ну а это что за растение, маленькие лопушки?
КОЛОБОК: Слышал такое название. Он, наверное, растёт вдоль дороги. Чем же он полезен?
ДЕТИ: Лечит наши раны, когда мы падаем или порежемся.
КОЛОБОК: Надо попробовать. Сейчас как уколюсь или порежусь. Нет, не буду. Лучше другую травку вам покажу. Что это?
КОЛОБОК: Ой, боюсь ужалит. От неё то какая польза?
ДЕТИ: Из крапивы щи варят и голову настоем крапивы моют.
КОЛОБОК: А мне дедушка рассказывал, что из неё раньше ткань делали и шили рубашки и штаны, а рыбаки даже паруса делали.
А вот это растение похоже на «лошадиный хвост» никто не знает что это?
Если дети не знают, то Колобок вспоминает бабушкин рассказ о хвоще. Им его бабушка лечила, когда у него болело горло.
А чем ещё горло поласкают?
КОЛОБОК: Верно, и про этот цветок мне бабушка рассказывала. А вот ещё растение, похожие на гусиные лапки. Это когда я объелся зелёных ягод и у меня болел живот, бабушка мне давала пить эту траву. Запомнили. ?
Теперь давайте поиграем, а потом я ещё чего-нибудь расскажу.
КОЛОБОК говорит: Дождик поливает, солнышко пригревает, одуванчики на поляне растут (дети встают).
-Ветер налетел, стал дуть на одуванчик, (дети раскачивают поднятыми вверх руками).
-Ветер подул еще сильнее, (дети разбегаются в разные стороны на носочках)
-Вдруг с головок одуванчиков полетели белые лёгкие парашутики (дети
-Там где упали парашутики, снова будут расти одуванчики (дети встают)
можно повторить 2-3 раза.
КОЛОБОК: Лето пройдет, цветы отцветут, а мы болеем — то осенью то зимой, когда цветочков уже нет. Поэтому, летом запасают лекарственные растения.Только собирать их надо правильно:
1. нельзя рвать много растений, а то на следующий год они не вырастут на этом месте.
2. нельзя пробовать ягоды,корневища и плоды: можно отравиться.
3. после сбора лекарственных растений следует тщательно вымыть руки, т. к. на руках много пыльцы, грязи.
КОЛОБОК: До свидания, ребята. Не забудьте, про наш разговор, помните о нём и расскажите родителям.
Беседа «Растительный мир: деревья, кустарники, травянистые растения» в подготовительной группе Беседа с показом презентации: «Растительный мир: деревья, кустарники, травянистые растения» в подготовительной группе. Автор: Седова Наталья.
Индивидуальный экологический проект «Лекарственные растения» для воспитанницы семейного детского сада семилетнего возраста Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие,.
Конспект НОД для старшей группы «Комнатные лекарственные растения» Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе на тему «Лекарственные комнатные растения». Задачи. Закрепить и расширить знания.
Конспект НОД «Лекарственные растения — наши доктора» Тема: «Лекарственные растения-наши доктора» Цель: Продолжать знакомить и закреплять знания о лекарственных растениях. Задачи: Развивать.
Конспект занятия «Лекарственные растения» Цель: закрепить представления детей о лекарственных растениях, их ценности для здоровья человека. Задачи: уточнить и расширить представления.
Лэпбук «Лекарственные растения» Для ознакомления воспитанников с лекарственными растениям в средней логопедической группе был изготовлен тематический лэпбук. Цель лэпбука:.
Проектная деятельность «Лекарственные растения Кубани» в средней группе 21 августа на МААМ — День сбора лекарственных трав! В нашем средней группе прошла необычная неделя — неделя неповторимых ароматов, неделя.
Рукотворная книга «Лекарственные растения Костромской области». Фотоотчет об участии в конкурсе Уважаемые коллеги! В рамках проведения Дней защиты от экологической опасности среди дошкольных образовательных учреждений города Костромы.
Урок кубановедения во 2 классе на тему «Лекарственные растения. Правила сбора и использования лекарственных растений» Разумова Юлия Владимировна Урок кубановедения 2 класс (2018 г.) Технологическая карта урока. Этапы урока Виды работы Содержание взаимодействия.
Источник