Что такое лечебное дело кратко

Лечебное дело

Одно из самых популярных направлений обучения в медицине – Лечебное дело. Что это за специальность, какие профессии в нее входят, где получить образование, как поступить и кем можно будет работать? Давайте узнаем!

Специальность лечебное дело – универсальный путь в медицинскую профессию, через который проходит большинство студентов медицинского института.

По специальности лечебное дело учат в вузах и ссузах.

Что означает Лечебное дело?

Это направление медицинской деятельности широкой направленности, которое подразумевает не конкретную врачебную специализацию, а общую подготовку медицинского специалиста.

То есть лечебное дело значит не конкретный профиль и специализацию, а пока только обучение на универсального медика, который получает основной багаж медицинских знаний, которым должен обладать врач любой специализации. Большинство врачей получают именно эту специальность.

Но при этом, окончание лишь факультета Лечебное дело еще не означает получение узкой специализации. Чтобы стать врачом определенного профиля, после получения диплома по соответствующей специальности, выпускнику предстоит определиться со специализацией – кем он хочет стать – и пройти по ней дополнительное обучение.

Что такое факультет лечебного дела?

Это то структурное подразделение учебного заведения, которое осуществляет организацию и контроль обучения студентов по соответствующей специальности, а также проводит вступительные испытания, проводит оценку баллов ЕГЭ и принимает решение о зачислении или незачислении конкретных студентов на учебу.

В вузах понятно, а что такое факультет лечебного дела в колледже?

Факультет лечебного дела встречается не только в вузах, но и средних профессиональных учебных заведениях – ссузах.

Если окончить факультет лечебного дела при вузе, выпускнику присваивается квалификация врача общей практики, на основе которой можно выбрать дальнейшую специализацию.

А если выпускник оканчивает факультет лечебного дела при колледже, он также получает квалификацию, но какую конкретно – зависит от специализации. Например, можно стать фельдшером или акушером.

Какие профессии входят в Лечебное дело?

Поскольку это образование является основой для получения всех базовых медицинских знаний, перечень профессий и специальностей, которые входят в лечебное дело практически не ограничен.

При получении высшего образования, сюда можно отнести как самые известные: терапевт и педиатр, гинеколог и уролог, хирург, кардиолог и эндокринолог, так и очень серьезные: онколог, инфекционист и многие другие.

А при получении среднего профессионального образования, в лечебное дело входят специальности фельдшера, акушера, медицинской сестры. Так что, окончив колледж или медицинское училище, выпускник тоже не останется без работы и легко сможет найти применение своим медицинским знаниям.

Полный перечень специальностей в Лечебном деле – это почти 90 процентов всех медицинских профессий с уровнем образования от среднего профессионального до высшего медицинского.

Образование по специальности Лечебное дело

Логично, что при получении среднего профессионального образования, специальность Лечебное дело не осваивается в технических или гуманитарных колледжах и техникумах – ведь это прерогатива исключительно медицинских учебных заведений. Тем ни менее, нередко данную специальность все-таки можно найти и в технических или гуманитарных ссузах страны.

А вот сказать то же самое о вузах точно нельзя. Учеба будет идти исключительно в медицинских академиях, институтах и университетах.

Сколько учиться будет зависеть от места учебы. Средний срок получения образования по специальности лечебное дело составит около 6 лет, если поступать в вуз и около 4х лет, если стать студентом ссуза.

При этом, то, что включает в себя лечебное дело в процессе обучения в вузе дает возможность стать врачом узкой квалификации, а то, что входит в программу учебы в колледже такой возможности не даст.

Важно отметить: получить образование по направлению Лечебное дело можно очно и очно-заочно, но обучение в исключительно заочном режиме невозможно. То же самое касается и дистанционного обучения. Стать медиком через интернет нельзя.

Лечебное дело: кем можно работать?

С дипломом колледжа или медицинского училища выпускникам доступно несколько вариантов трудоустройства. Самыми популярными будут направления: медсестра, акушер, фельдшер. Так что, получив среднее профессиональное образование, по специальности Лечебное дело можно работать без дополнительной подготовки.

Читайте также:  Народная медицина рецепты масок для волос

То же самое можно сказать и о выпускниках высших учебных заведений. Если после получения диплома вуза выпускник не планирует повышать квалификацию и оканчивать докторантуру или ординатуру, он может работать на административных должностях, стать врачом общей практики, преподавать или заниматься научными исследованиями в области медицины.

При желании получить более узкую специализацию, потребуется дополнительное обучение сроком от 1 года до 2х лет. Тогда, пройдя обучение по специальности лечебное дело + подготовка, можно работать по почти 100 направлениям медицинской деятельности. Так что перечень вариантов очень большой и практически безграничный.

Подведем итог. Специальность лечебное дело в вузах – это основное направление подготовки для медиков, которое дает возможность стать врачом любой медицинской квалификации. Та же специальность в ссузах открывает доступ к работе в должности среднего медицинского персонала.

Поступая на факультет лечебного дела в вуз, студенты учатся около 6 лет, а поступая в ссуз – около 4х. Получив диплом вуза или ссуза, можно сразу искать работу. Но с дипломом вуза есть возможность пройти практику в ординатуре или докторантуре и стать одним из узкоквалифицированных специалистов. Вариантов специальностей множество.

Если вы еще не определились кем именно хотите работать в медицине, но точно решились стать медиком и поступать в медицинский, выбирайте факультет Лечебного дела. Полученные знания необходимы всем врачам, а специализацию можно будет выбрать и позже.

Источник

Специальность «Лечебное дело»

Обучение по специальности «Лечебное дело» ведется по программам специалитета и длится 6 лет. Выпускнику присваивается квалификация «Врач общей практики» или «Врач-лечебник». Для того чтобы самостоятельно вести больных, необходимо пройти следующие ступени обучения: ординатуру, интернатуру или аспирантуру. Лечебное дело – это базовое медицинское образование, после которого можно получить более узкую специализацию: хирург, терапевт, кардиолог, педиатр и др.

На каждом курсе студенты проходят обязательные практики в больницах, поликлиниках и на станциях скорой помощи.

Какие экзамены сдавать?

Для поступления на лечебное дело почти всегда требуется сдать химию, биологию и русский язык. Ситуация отличается только в МГМУ, где иностранцы не сдают биологию. В остальных же вузах список экзаменов в 2018 году примерно одинаковый. Иностранные абитуриенты не обязаны сдавать ЕГЭ и могут поступать по результатам экзаменов, которые проводит сам университет. Уточняйте список экзаменов в выбранном вами вузе.

Где можно получить специальность «Лечебное дело»?

МГМУ (Москва)

Это старейший и крупнейший в России медицинский университет, основанный еще в 1758 году. Лечебный факультет МГМУ – самый большой в стране, здесь обучаются порядка 8000 студентов. Среди преподавателей есть академики и члены-корреспонденты РАН.

Для поступления на лечебное дело иностранному абитуриенту необходимо сдать химию и русский язык. Экзамены проводятся в форме компьютерного тестирования, причем для иностранных абитуриентов существует возможность пройти вступительные испытания на английском языке.

БФУ (Калининград)

Балтийский федеральный университет им. Канта – правопреемник Кенигсбергского университета «Альбертина», основанного еще в 16 веке. Медицинский факультет БФУ с 2006 года принимает абитуриентов на специальность «Лечебное дело». В БФУ существует подготовительное отделение для иностранных абитуриентов и летние интенсивные языковые курсы, позволяющие в краткие сроки освоить русский язык до необходимого для обучения в вузе уровня.

НГУ (Новосибирск)

На базе НГУ существует Институт медицины и психологии, где можно получить образование по специальности «Лечебное дело». ИМТ НГУ ориентирован на подготовку квалифицированных врачей-исследователей – ученых, имеющих не только клиническую, но и научную подготовку. Цель Института – обеспечить связь между практическим здравоохранением и передовой наукой.

РУДН (Москва)

Медицинский факультет Российского университета дружбы народов – крупнейший факультет этого вуза, на нем обучается почти 3000 студентов, из которых около 40 % – это иностранцы. У студентов-медиков есть возможность изучать иностранные языки (английский, французский, немецкий, китайский) и получить дополнительно диплом переводчика в сфере профессиональной деятельности. Медицинский факультет РУДН активно занимается внедрением новых медицинских технологий и инновационных образовательных программ в процесс обучения студентов.

ДВФУ (Владивосток)

В Дальневосточном федеральном университете образование по специальности «Лечебное дело» можно получить в Школе биомедицины. Деятельность Школы ориентирована на взаимодействие фундаментальной науки и здравоохранения и на проведение инновационных исследований в области биомедицины. У иностранных абитуриентов есть возможность подготовиться к вступительным экзаменам и прослушать курс русского как иностранного (для абитуриентов с любым уровнем владения русским языком начиная с нулевого) на подготовительном отделении ДВФУ.

МИФИ (Москва)

Специальность «Лечебное дело» существует и на медицинском факультете Инженерно-физического института биомедицины Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ». Деятельность ИФИБ нацелена на внедрение в образовательный процесс новейших биомедицинских технологий и трансляцию этих знаний в практическую медицину.

Читайте также:  Лечение панкреатита лечебными травами

Обучение на специальности «Лечебное дело» ведется на русском и английском языках. Для иностранных абитуриентов существует также специальный Факультет иностранных учащихся, где можно пройти годовую подготовку по медико-биологическому профилю. В нее входит изучение русского языка и основных таких предметов как химия, физика, математика и информатика.

КФУ (Казань)

Институт фундаментальной медицины и биологии Казанского (Приволжского) федерального университета является продолжателем традиций медицинского факультета КФУ, созданного еще в 1806 году. Образовательные программы ИФМБ уделяют особое внимание междисциплинарным исследованиям и ориентированы на получение студентами фундаментального медицинского образования. На сегодняшний день в Институте обучаются более 1600 студентов, среди которых почти 500 иностранцев.

Источник

Красноярского края

Профессиограмма

Врач-лечебник

Врач, по определению толкового словаря Ожегова С.И., это лицо с высшим медицинским образованием, лечащее больных.
Вся деятельность врача посвящена людям, борьбе за их здоровье и долголетие.

Эмблема медицины – змея, обвивающая чашу. Эта эмблема восходит к древнему культу животных. Змея издавна считалась олицетворением мудрости. А чаша – вместилищем змеиного яда, с незапамятных времен применявшегося людьми в лечебных целях.

В государствах Древнего мира (Индии, Риме, Греции) уже за несколько веков до нашей эры были люди, которые занимались врачеванием (лечением) людей. Их называли хирургами. У греков и римлян времен Гиппократа хирургия достигла высокого уровня развития. Первым хирургом считается Хирон. В средние века хирурги-ремесленники вели кочевой образ жизни. Они раскидывали палатки прямо на площади и принимали больных.

В настоящее время в стране создана разветвленная сеть больниц, диспансеров и медицинских институтов, аптек и лабораторий, санаториев и оздоровительных комплексов, в которых трудятся сотни тысяч врачей.

В сфере медицины существует пять специальностей:

  1. «Лечебное дело» – врач-лечебник подготовлен для организации и проведения профилактической и лечебной деятельности среди взрослого населения;
  2. «Педиатрия» – врач-педиатр лечит детей;
  3. «Гигиена, санитария и эпидемиология» – врач гигиенист-эпидемиолог осуществляет мероприятия по предупреждению и снижению заболеваний;
  4. «Стоматология» – врач-стоматолог лечит заболевания зубов;
  5. «Фармация» – провизор обеспечивает население лекарственными средствами и медицинскими препаратами.

«Лечебное дело» – самая популярная медицинская специальность. Врач-лечебник занимается профилактикой и лечением заболеваний у взрослого населения.

Специалист по специальности «Лечебное дело» готовится к следующим видам профессиональной деятельности:
-профилактическая;
-диагностическая;
-лечебная;
-реабилитационная;
-психолого-педагогическая;
-организационно-управленческая;
-научно-исследовательская.

Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится специалист, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей.

По окончании обучения по специальности «Лечебное дело» наряду с квалификацией «специалист» присваивается специальное звание врача.
Преимущества профессии: большая востребованность профессии на рынке труда, самостоятельность в принятии решений, социальная значимость профессии.

Ограничения профессии: высокий уровень ответственности за жизнь и здоровье пациентов (которые зависят от принятых врачом решений); необходимость постоянно развивать свои навыки и умения, осваивать все новые средства труда (препараты, медицинское оборудование), новые приемы и методы работы.

Профессия относится к типу: «Человек – Человек», ведь она связана с общением и взаимодействием с людьми. Для успешного выполнения такой работы требуется умение устанавливать и поддерживать деловые контакты, понимать людей, проявлять активность, общительность, обладать развитыми лексическими способностями и вербальным мышлением, обладать эмоциональной устойчивостью и умением понимать других людей.

Дополнительный тип: «Человек – Природа», поскольку работа врача связана с изучением, наблюдением за объектами живой природы, с профилактикой и лечением заболеваний.

Профессия врача относится к классу эвристических. Она предполагает профессиональную деятельность, которая связана с анализом, исследованиями и испытаниями, контролем и планированием, управлением другими людьми. Она требует высокой эрудиции, оригинальности мышления, стремления к развитию и постоянному обучению.

Содержание деятельности
Область профессиональной деятельности по специальности «Лечебное дело» включает: совокупность технологий, средств, способов и методов человеческой деятельности, направленных на сохранение и улучшение здоровья населения путем обеспечения надлежащего качества оказания медицинской помощи (лечебно-профилактической, медико-социальной) и диспансерного наблюдения.
Независимо от специализации и места трудовой деятельности, в обязанности врача входят:

  • Выявление причин различных заболеваний, оказание плановой и экстренной медицинской помощи.
  • Проведение диагностики и лечения больных в больнице (стационарно) либо в поликлинике (амбулаторно).
  • Оказание срочной помощи при неотложных и острых состояниях.
  • Проведение профилактической работы (своевременное выявление ранних и скрытых форм заболеваний, групп риска), а также реабилитация больных в период восстановления.
  • Проведение санитарно-просветительской работы среди населения.
  • Пропаганда среди пациентов здорового образа жизни, проведение активных мероприятий, направленных против наркотиков, алкоголизма и курения.
Читайте также:  Сколько можно не есть при лечебном голодании

В научно-исследовательских институтах, в экспериментальных клиниках разработка и внедрение новых методов диагностики и лечения заболеваний.

Требования к знаниям и умениям специалиста
Для успешного освоения профессии «Врач-лечебник» необходимы как базовые знания по химии, биологии, анатомии человека, так и специализированные знания в областях медицины, фармакологии, экономики.

Врач-лечебник должен знать:

  • основы лечебного дела;
  • основы экономики и принципы организации лечебно-профилактической работы;
  • разные заболевания и их проявления, симптомы и синдромы;
  • анатомические и физиологические отличительные особенности здорового и больного человека, с учетом его возраста и пола;
  • основное, сопутствующее и побочное действие лекарственных средств, а также их использование с целью предупреждения заболевания и в ходе лечения;
  • дозировки лекарственных средств, препаратов;
  • растительные препараты, их действующие вещества и принципы использования;
  • правила проведения противоэпидемических мероприятий и организации лечения при массовых инфекционных заболеваниях;
  • основы законодательства по охране здоровья населения, структуру и основные принципы здравоохранения, права, обязанности, ответственность, принципы сотрудничества с другими специалистами и службами (социальная служба, страховая компания и т.п.);
  • принципы врачебной этики и медицинской деонтологии;
  • правила оформления медицинской документации.

Врач-лечебник должен уметь:

  • освоить следующие виды деятельности и соответствующие им персональные задачи: профилактика, диагностика, лечение наиболее распространенных заболеваний и реабилитация пациентов; оказание экстренной и неотложной медицинской помощи; выполнение медицинских манипуляций; организационная работа.
    В ходе проведения профилактической деятельности:
  • осуществлять мероприятия по формированию мотивированного отношения взрослого населения и подростков к сохранению и укреплению своего здоровья и здоровья окружающих;
  • проводить профилактические и противоэпидемиологические мероприятия, направленные на предупреждение возникновения инфекционных заболеваний;
  • проводить мероприятия по гигиеническому воспитанию и профилактике заболеваний среди взрослого населения и подростков, созданию в медицинских организациях благоприятных условий для пребывания больных и трудовой деятельности медицинского персонала;
  • осуществлять диспансерное наблюдение за взрослым населением и подростками с учетом возраста, пола и исходного состояния здоровья;
  • проводить мероприятия, направленные на повышение эффективности диспансеризации среди декретированных контингентов и хронических больных;
  • проводить сбор и анализ медико-статистической информации о показателях здоровья населения различных возрастно-половых групп, характеризующих состояние их здоровья;
    В ходе проведения диагностической деятельности:
  • осуществлять диагностику заболеваний и патологических состояний у взрослого населения и подростков на основе владения пропедевтическими и лабораторно-инструментальными методами исследования;
  • осуществлять диагностику неотложных состояний у взрослого населения и подростков, диагностику беременности;
  • осуществлять проведение судебно-медицинской экспертизы;
    В ходе проведения лечебной деятельности:
  • осуществлять оказание первой помощи взрослому населению и подросткам при неотложных состояниях; лечение взрослого населения и подростков с использованием терапевтических и хирургических методов; осуществлять ведение физиологической беременности, прием родов;
  • осуществлять проведение лечебно-эвакуационных мероприятий в условиях чрезвычайной ситуации и оказание медицинской помощи взрослому населению и подросткам в экстремальных условиях эпидемий, в очагах массового поражения;
  • организовать работы с медикаментозными средствами и соблюдение правил их хранения;

    В ходе проведения реабилитационной деятельности:

  • осуществлять проведение реабилитационных мероприятий среди взрослого населения и подростков, перенесших соматическое заболевание, травму или оперативное вмешательство; использовать средства лечебной физкультуры, физиотерапии, нетрадиционных методов терапии (рефлексотерапии, фитотерапии, гомеопатии) и основных курортных факторов у взрослого населения и подростков, нуждающихся в реабилитации;
    В ходе проведения психолого-педагогической деятельности:
  • формировать у взрослого населения и подростков позитивное поведения, направленное на сохранение и повышение уровня здоровья, мотивацию к внедрению элементов здорового образа жизни, в том числе к устранению вредных привычек, неблагоприятно влияющих на состояние здоровья подрастающего поколения;
  • проводить обучение младшего и среднего медицинского персонала основным манипуляциям и процедурам, элементам здорового образа жизни;
    В ходе проведения организационно-управленческой деятельности:

    заниматься организацией мероприятий по охране труда и технике безопасности, профилактике профессиональных заболеваний, контроль соблюдения и обеспечения экологической безопасности;

    вести учетно-отчетную медицинскую документацию в медицинских организациях;

    проводить экспертизы временной и стойкой утраты трудоспособности;

    оценивать качество оказания лечебно-диагностической и реабилитационно-профилактической помощи взрослому населению и подросткам;

    вести деловую переписку (служебные записки, докладные, письма);

    проводить научно-исследовательскую деятельность. хорошее развитие долговременной памяти (способность долго хранить в памяти нужную информацию);

    высокое развитие образной памяти;

    логическое и аналитическое мышление;

    высокая координация кистей рук, пальцев;

    тонкая осязательная чувствительность пальцев рук;

    способность к концентрации внимания в течение длительного времени;

    развитый социальный интеллект (умение понимать поведение других людей);

    Источник

Оцените статью