Четырехступенчатый метод обучения первой помощи

Всё о первой помощи

Важное!

Опрос

Последние новости

Вход в систему

24 марта 2021 года в онлайн-формате состоялась конференция «Обучение первой помощи в курсе предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»: новые учебники и современные рекомендации». Организаторами мероприятия выступили ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Минздрава России и Федеральный центр медицины катастроф ФГБУ «Национальный медико-хирургический Центр имени Н.И. Пирогова» Минздрава России. Спикерами конференции стали: Никитина Татьяна Ивановна, заместитель директора ФКУ «Центр экстренной психологической помощи МЧС России»; Дежурный Леонид Игоревич, главный внештатный специалист по первой помощи Минздрава России, главный научный сотрудник ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Минздрава России; Закурдаева Алина Юрьевна, ведущий научный сотрудник ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Минздрава России, секретарь Профильной комиссии Министерства здравоохранения Российской Федерации по направлению «Первая помощь» Минздрава России и др.

В ходе мероприятия специалисты поделились опытом и обменялись мнениями по вопросам текущего обучения первой помощи в школе и способах его дальнейшего совершенствования.

С записью конференции вы можете ознакомиться, перейдя по данной ссылке https://youtu.be/5CMJG5E09hU

00:02:20 «ОБЖ: вчера, сегодня, завтра»

00:15:15 «Современное учебно-методическое сопровождение обучения первой помощи в школе»

00:31:00 «Обзор первой помощи в Российской Федерации на современном этапе»

00:52:35 «Первая помощь в школе: правовые аспекты оказания и преподавания»

01:10:35 «Основные подходы и особенности разработки заданий, методики и критериев оценивания по теме «Первая помощь» при проведении всероссийской олимпиады школьников по ОБЖ»

01:32:05 «Опыт работы Территориального медицины катастроф города Москвы в обучении преподавателей общеобразовательных учреждений навыкам оказания первой помощи. Перспективы развития»

01:44:00 «Использование четырехступенчатого метода обучения комплексным навыкам в рамках раздела «Первая помощь» предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»

02:05:27 «Опыт использования учебно-методического комплекса «Первая помощь» в рамках предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»

Источник

Тестовые вопросы по педагогике

Тестовые вопросы по педагогике

1. Наиболее эффективной формой обучения при изучении теоретического материала по первой помощи, является:

А) традиционная лекция;
Б) лекция с демонстрацией;
В) интерактивная лекция;
Г) лекция-семинар.

2. В начале лекционного занятия необходимо озвучить обучающимся:
А) цели и задачи лекции;
Б) цели, задачи и формы работы;
В) классификацию способов и приемов обучения;
Г) цель занятия.

3. Мотивация к обучению навыкам оказания первой помощи проводится:
А) в начале курса обучения;
Б) в течение всего курса обучения;
В) в начале каждой темы;
Г) в начале и в конце курса.

4. Главной целью обучения по первой помощи является:
А) повысить у обучающихся мотивацию к оказанию первой помощи;
Б) подготовить обучающихся к оказанию первой помощи, к чётким и быстрым их действиям в случае происшествия с наличием пострадавших;
В) обеспечить обучающихся необходимым комплексом знаний по первой помощи;
Г) сформировать у обучающихся качественные умения, необходимые для оказания первой помощи пострадавшему.

5. Для закрепления у обучающихся навыков по первой помощи используются следующие формы и приёмы:
А) решение ситуационной задачи;
Б) интерактивная лекция;
В) самоподготовка (выполнение домашнего задания);
Г) дистанционное обучение.

6. Целью решения ситуационной задачи является:
А) показ инструктором приёмов оказания первой помощи;
Б) формирование умений по оказанию первой помощи;
В) формирование навыков по оказанию первой помощи при непосредственном участии инструктора, с указанием ошибок и недочётов;
Г) отработка обучающимися навыков по оказанию первой помощи в игровой ситуации, приближенной к реальной.

7.Что является особенностью проведения занятий по первой помощи у взрослых граждан:
А) отсутствие у обучающихся жизненного опыта;
Б) обучение должно носить императивный характер;
В) занятие следует проводить максимально серьезно;
Г) обучение успешно при понимании его практической значимости.

8. Должны ли обучающиеся во время лекции активно участвовать в процессе обсуждения (задавать вопросы и т.д.):
А) да, потому что лекция должна быть интерактивной;
Б) да, потому что целью лекции является закрепление навыков оказания первой помощи;
В) да, потому что лекции занимают основную часть времени при изучении первой помощи;
Г) нет, потому что лекция не предусматривает наличие обратной связи.

9. С какого момента начинается процесс обучения по первой помощи:
А) с первой темы программы ;
Б) со знакомства преподавателя (инструктора) и обучающихся;
В) с предварительного тестирования;
Г) со вступительного слова.

Читайте также:  Народные средства которые понижают повышенное давление

10. Что должен делать инструктор первой помощи во время 1 ступени четырехступенчатого метода отработки практических навыков:
А) подробно показать и прокомментировать выполнение мероприятий первой помощи;
Б) устно рассказать о том, как необходимо выполнять определенное мероприятие первой помощи;
В) продемонстрировать мероприятие первой помощи в режиме реального времени без комментариев;
Г) просить обучающихся прокомментировать его действия при выполнении мероприятий первой помощи.

11. Вы проводите занятия по первой помощи. В группе имеется обучающийся, задающий много вопросов не по теме занятия («болтун»). Как Вы поступите в первую очередь:
А) предложите «болтуну» выйти из учебной комнаты;
Б) поговорите с ним после окончания занятий с глазу на глаз за пределами учебной комнаты;
В) при задании вопроса аудитории будете адресовать вопрос конкретному человеку или группе, игнорируя «болтуна»;
Г) предупредите его о том, что своей болтовней он мешает другим обучающимся.

12. Преподаватель может ответить на вопрос, на который не знает ответа, любым способом, за исключением:
А) цитировать ответ из учебного пособия;
Б) честно признаться в незнании ответа на заданный вопрос;
В) рекомендовать обучающемуся, задавшему вопрос, самостоятельно найти ответ на вопрос и сообщить его на следующем занятии;
Г) сообщить обучающемуся, что данный вопрос не входит в программу курса.

13. Что должен сделать инструктор во время 2 ступени четырехступенчатого метода отработки практических навыков?
А) опросить обучающихся, чтобы выяснить, уяснили ли они, как выполняются мероприятия первой помощи;
Б) попросить обучающихся повторить за ним все продемонстрированные ранее мероприятия первой помощи;
В) вызвать одного из обучающихся и вместе с ним выполнить необходимые мероприятия первой помощи;
Г) показать навык, подробно объясняя все свои действия.

14. Как Вы считаете, возможно ли использование преподавателем при чтении лекции «подсказок» в виде записей, конспектов:
А) нет, потому что лекция должна доноситься «живым» языком;
Б) нет, потому что обучающиеся будут не вполне уверены в компетентности и профессионализме преподавателя;
В) да, потому что преподаватель может сбиться с плана занятия и ему будет необходимо обратиться к конспекту;
Г) да, потому что это повысит авторитет преподавателя в глазах обучающихся.

15. Как поступить с участником курса первой помощи, который активно критикует информацию, излагаемую инструктором:
А) поощрить его активность, похвалить;
Б) не вступать с ним в спор и дискуссии, постараться отделить его идеи от основной группы;
В) удалить его из класса;
Г) лишить его права слова.

16.Что рекомендуется делать с обучающимся, который не взаимодействует с другими участниками группы, не участвует в обсуждении, не задает вопросов:
А) задать ему прямой вопрос по содержанию курса;
Б) обратить на него внимание всей группы;
В) попытаться выяснить, чем вызвана его замкнутость;
Г) мягко побуждать его к проявлению активности.

17.Что должен делать инструктор первой помощи во время 3 ступени четырехступенчатого метода отработки практических навыков:
А) попросить обучающихся самостоятельно выполнить мероприятия первой помощи;
Б) подробно показать и прокомментировать выполнение мероприятий первой помощи;
В) выполнить мероприятия первой помощи под руководством обучающихся;
Г) продемонстрировать мероприятия первой помощи без комментариев.

18.Если один из участников курса всегда готов помочь инструктору, подсказывает ему («добровольный помощник») то необходимо:
А) попросить его замолчать и не мешать другим слушать инструктора;
Б) не позволять ему лидировать и объективно оценивать навыки такого «персонажа», несмотря на его дружелюбность;
В) освободить его от занятия, раз он обладает такими полноценными знаниями по первой помощи;
Г) пошутить над его высказываниями, обратив внимание других обучающихся.

19. Укажите способ демотивации к оказанию первой помощи:
А) рассказать об актуальности первой помощи;
Б) сообщить об уголовной ответственности за неоказание первой помощи;
В) рассказать о правах и обязанностях при оказании первой помощи;
Г) попросить обучающихся рассказать о реальных случаях оказания первой помощи.

20. Выберите вариант, в котором перечислены основные части лекции:
А) начало, середина, окончание, итоговая проверка;
Б) предварительное тестирование, изложение лекционного материала, заключительное тестирование;
В) введение, обсуждение, заключительное испытание;
Г) введение, основная часть (обсуждение), заключение.

21. Паравербальный компонент общения это способ передачи информации:
А) с помощью слов;
Б) с помощью жестов, мимики;
В) через тон, тембр речи;
Г) через учебные пособия и материалы.

Читайте также:  Лекарство от болезни легких народными средствами

22. Какому из «трудных персонажей» нельзя задавать вопросы «в лоб»:
А) конфликтному;
Б) застенчивому;
В) замкнутому;
Г) «всезнайке».

23. Определение «Трудный персонаж» в процессе проведения занятий необходимо для:
а) выявления обучающегося, который мешает проведению занятий;
б) классификации человеческих качеств обучающегося по отношению к окружающим;
в) выявления обучающегося, нуждающегося в психологической помощи;
г) предупреждения возникновения несчастного случая при проведении занятий;
д) выбора приёмов индивидуального подхода к обучающимся.

24.Четырёхступенчатый метод это:
а) метод, повышающий знания каждого слушателя на одну ступень;
б) метод, подразумевающий 4 степени сложности преподношения информации;
в) метод, который используется при подготовке волонтеров пожарных дружин;
г) основная часть практического занятия, направлен на повышение качества освоения навыков оказания первой помощи.

25. Четырёхступенчатый метод применяется при:
а) разделении группы по возрастному, половому, образовательному, статусному признаку;
б) обучении приёмам оказания первой помощи в высших учебных заведениях;
в) обучении всех категорий слушателей приёмам оказания первой помощи;
г) обучении слушателей, которые дают согласие на применение этого метода.

26. Обязательным требованием для применения четырёхступенчатого метода является:
а) согласие слушателей;
б) количество группы не менее 16 человек;
в) наличие в группе специалистов с педагогическим образованием;
г) обязательные требования к применению четырёхступенчатого метода отсутствуют.

27. Решение ситуационных задач в обучении первой помощи необходимо:
а) по просьбе большинства в группе;
б) при проведении занятий на свежем воздухе;
в) в любом случае;
г) при количестве слушателей более 25 человек.

28. Практические занятия при обучении первой помощи:
а) обязательны;
б) желательны;
в) не нужны, достаточно теоретических знаний;
г) по желанию группы обучающихся.

29. При выявлении «Трудного персонажа» в группе необходимо:
а) попросить «Трудного персонажа» выйти и не приходить;
б) не реагировать никак, даже если его поведение явно мешает проведению занятий;
г) обратиться к организаторам курса за помощью в усмирении «Трудного персонажа»;
д) использовать индивидуальный подход, в зависимости от классификации «Трудного персонажа».

30. Четырёхступенчатый метод используется:
А) на практическом занятии;
Б) при решении ситуационных задач;
В) на лекционном занятии;
Г) может использоваться на любом занятии.

31. Практическое занятие включает в себя следующие этапы:
А) демонстрация, обсуждение, заключение;
Б) введение, основная часть, заключение;
В) демонстрация, обсуждение, отработка навыка.

Источник

Методы и средства обучения педагогических работников основам первой помощи

Дата публикации: 01.06.2020 2020-06-01

Статья просмотрена: 120 раз

Библиографическое описание:

Искандарова, Д. Б. Методы и средства обучения педагогических работников основам первой помощи / Д. Б. Искандарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 22 (312). — С. 526-528. — URL: https://moluch.ru/archive/312/70948/ (дата обращения: 21.09.2021).

Статья посвящена актуальности обучения педагогических работников дошкольных образовательных учреждений навыкам оказания первой помощи. Раскрыты методы и средства обучения педагогических работников основам первой помощи.

Ключевые слова: методы, средства, первая помощь, педагогические работники.

Тема оказания первой помощи каждому работнику, а особенно детям в дошкольных образовательных организациях (далее ДОО) педагогическими работниками очень актуальна. Ребенок, находясь в стенах этого здания ежедневно подвергается различным опасностям: во время приема пищи он может подавиться, во время физкультурного занятия получить различные виды травм и др. Помимо этого, вследствие различных причин у ребенка и любого работника может наступить критическая ситуация — это остановка сердца и отсутствие дыхания, при которой ему потребуется незамедлительное оказание первой помощи.

В связи с этим встает целый ряд вопросов: что должен делать педагог в экстренной ситуации, если ребенок, к примеру, перестал дышать, или у него кровотечение, а медицинский работник отсутствует или находится далеко от места происшествия.

Согласно пункту 11 статьи 41 ФЗ № 313 от 3 июля 2016г. «Об образовании в Российской Федерации» педагогические работники обязаны обучаться навыкам оказания первой помощи. [6]. Поэтому правила оказания первой помощи, необходимо знать всем педагогическим работникам ДОО, так как правильно и своевременно оказанная первая помощь имеет большое значение для выздоровления. В том числе своевременное оказание первой помощи позволит снизить материальные потери государства, вызванные лечением, медицинской и социальной реабилитацией пострадавших.

Периодичность прохождения обучения для специалистов и руководителей устанавливается один раз в три года. Для работников рабочих профессий и педагогических работников обучение оказанию первой помощи должно проводиться периодически — не реже одного раза в год. Новые сотрудники должны быть обучены не позднее, чем через месяц после приема на работу. Такое требование прописано в пункте 2.2.4 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденного постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 г. № 1/29 [4].

Читайте также:  Народное средство при полипах горла

Работодатель сам определяет порядок и форму обучения оказанию первой помощи. Вариантов несколько: направить работников на обучение в специализированный учебный центр или обучать внутри организации.

Обучение по оказанию первой помощи в организации проводит специалист, имеющий соответствующую подготовку и знания, подтвержденные удостоверением о повышении квалификации «Инструктора массового обучения навыкам оказания первой помощи», в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 4 мая 2012 г. № 477н. Этим документом утвержден перечень состояний, при которых оказывают первую помощь, и перечень мероприятий по оказанию первой помощи [5].

Основная цель обучения — подготовить обучающихся к оказанию первой помощи, к четким и быстрым действиям в случае происшествия с наличием пострадавших.

Методы обучения — это система последовательных взаимосвязанных действий преподавателя и обучающихся, обеспечивающих усвоение содержания образования. Метод обучения характеризуется тремя признаками

признаками: обозначает цель обучения, способ усвоения, характер взаимодействия субъектов обучения. [2. с. 9].

В процессе обучения используют активные и интерактивные методы

обучения. Активные методы обучения предполагают равное участие преподавателя и обучающихся в учебном процессе, а интерактивные методы обучения активное взаимодействие обучающихся друг с другом. Преподаватель, при этом, создает условия для этого взаимодействия.

Также используются общепринятые методы такие как:

  1. Словесные методами обучения основам оказания первой помощи являются: лекционные занятия, объяснение, беседа, диалог (диалог преподавателя с обучающимися, диалог обучающихся друг с другом).

Например, лекция — это процесс подачи обучающимся теоретического материала за достаточно короткое время. Чтобы сделать процесс обучения первой помощи наиболее эффективным, лекция должна быть интерактивной.

  1. Наглядные методы основываются на непосредственном восприятии изучаемых предметов посредством использования наглядных материалов (рисунки, плакаты, фотографии; модели, приборы, предметы (образцы изделий, муляжей), видеоматериалы и тому подобное.).
  2. Практические занятия служат формой осуществления связи теоретических знаний с практическими действиями по оказанию первой помощи. Практические занятия призваны расширить и детализировать теоретические знания, сформировать навыки оказания первой помощи.

Эти занятия призваны расширить и детализировать теоретические знания, сформировать навыки оказания первой помощи.

Решение ситуационных задач направлена на отработку обучающимися навыков по оказанию первой помощи в игровой ситуации, приближенной к реальной. Для этого преподавателю необходимо оформить условное место происшествия, назначить условных пострадавших и проинструктировать их.

Средства обучения основам первой помощи — это различные объекты, предметы, материалы, используемые преподавателем и обучающимися в образовательном процессе, которые обеспечивают более эффективную реализацию форм, методов, содержания, цели [6. с.12].

Основные функции средств обучения заключаются в обеспечении:

– наглядности обучения; информативности; интегративности; адаптивности;

– компенсаторности; инструментальности. [1].

По своему функциональному предназначению технические средства (ТО) обучения подразделяются на:

– информационные ТО (телевизоры, компьютеры, и другие). Отличительной особенностью всех этих технических устройств является преобразование информации, записанной на том или ином носителе, в удобную для восприятия форму.

– обучающие ТО обеспечивают предъявление учебной информации обучаемым по определенным программам, заложенным в технические устройства, и самоконтроль усвоения знаний.

– контролирующие ТО это всевозможные технические устройства и комплексы, позволяющие по определенной программе и заданным критериям с той или иной степенью достоверности оценивать степень усвоения учебного материала.

Учебные кабинеты оснащаются средством обучения основам первой помощи. Их условно можно разделить на аудиовизуальные средства, учебно-наглядные пособия (стенды, плакаты, чертежи, таблицы, инструкции, фотографии, рисунки, схемы) и вспомогательное оборудование (тренажёры типа робот-тренажер «Гоша») и контролирующие устройства).

Контролирующие устройства служат для фронтальной проверки знаний учащихся, а также для контроля отдельных параметров практических навыков и действий.

Таким образом можно сделать вывод, что при обучении педагогических работников основам первой помощи использование активных, интерактивных, а также традиционных методов и средств обучения позволяет обеспечить эффективную организацию образовательного процесса для достижения высокой заинтересованности и вовлеченности обучающихся в учебную деятельность.

Источник

Оцените статью