Всё о первой помощи
Важное!
Опрос
Последние новости
Вход в систему
24 марта 2021 года в онлайн-формате состоялась конференция «Обучение первой помощи в курсе предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»: новые учебники и современные рекомендации». Организаторами мероприятия выступили ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Минздрава России и Федеральный центр медицины катастроф ФГБУ «Национальный медико-хирургический Центр имени Н.И. Пирогова» Минздрава России. Спикерами конференции стали: Никитина Татьяна Ивановна, заместитель директора ФКУ «Центр экстренной психологической помощи МЧС России»; Дежурный Леонид Игоревич, главный внештатный специалист по первой помощи Минздрава России, главный научный сотрудник ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Минздрава России; Закурдаева Алина Юрьевна, ведущий научный сотрудник ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Минздрава России, секретарь Профильной комиссии Министерства здравоохранения Российской Федерации по направлению «Первая помощь» Минздрава России и др.
В ходе мероприятия специалисты поделились опытом и обменялись мнениями по вопросам текущего обучения первой помощи в школе и способах его дальнейшего совершенствования.
С записью конференции вы можете ознакомиться, перейдя по данной ссылке https://youtu.be/5CMJG5E09hU
00:02:20 «ОБЖ: вчера, сегодня, завтра»
00:15:15 «Современное учебно-методическое сопровождение обучения первой помощи в школе»
00:31:00 «Обзор первой помощи в Российской Федерации на современном этапе»
00:52:35 «Первая помощь в школе: правовые аспекты оказания и преподавания»
01:10:35 «Основные подходы и особенности разработки заданий, методики и критериев оценивания по теме «Первая помощь» при проведении всероссийской олимпиады школьников по ОБЖ»
01:32:05 «Опыт работы Территориального медицины катастроф города Москвы в обучении преподавателей общеобразовательных учреждений навыкам оказания первой помощи. Перспективы развития»
01:44:00 «Использование четырехступенчатого метода обучения комплексным навыкам в рамках раздела «Первая помощь» предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»
02:05:27 «Опыт использования учебно-методического комплекса «Первая помощь» в рамках предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»
Источник
Тестовые вопросы по педагогике
Тестовые вопросы по педагогике
1. Наиболее эффективной формой обучения при изучении теоретического материала по первой помощи, является:
А) традиционная лекция;
Б) лекция с демонстрацией;
В) интерактивная лекция;
Г) лекция-семинар.
2. В начале лекционного занятия необходимо озвучить обучающимся:
А) цели и задачи лекции;
Б) цели, задачи и формы работы;
В) классификацию способов и приемов обучения;
Г) цель занятия.
3. Мотивация к обучению навыкам оказания первой помощи проводится:
А) в начале курса обучения;
Б) в течение всего курса обучения;
В) в начале каждой темы;
Г) в начале и в конце курса.
4. Главной целью обучения по первой помощи является:
А) повысить у обучающихся мотивацию к оказанию первой помощи;
Б) подготовить обучающихся к оказанию первой помощи, к чётким и быстрым их действиям в случае происшествия с наличием пострадавших;
В) обеспечить обучающихся необходимым комплексом знаний по первой помощи;
Г) сформировать у обучающихся качественные умения, необходимые для оказания первой помощи пострадавшему.
5. Для закрепления у обучающихся навыков по первой помощи используются следующие формы и приёмы:
А) решение ситуационной задачи;
Б) интерактивная лекция;
В) самоподготовка (выполнение домашнего задания);
Г) дистанционное обучение.
6. Целью решения ситуационной задачи является:
А) показ инструктором приёмов оказания первой помощи;
Б) формирование умений по оказанию первой помощи;
В) формирование навыков по оказанию первой помощи при непосредственном участии инструктора, с указанием ошибок и недочётов;
Г) отработка обучающимися навыков по оказанию первой помощи в игровой ситуации, приближенной к реальной.
7.Что является особенностью проведения занятий по первой помощи у взрослых граждан:
А) отсутствие у обучающихся жизненного опыта;
Б) обучение должно носить императивный характер;
В) занятие следует проводить максимально серьезно;
Г) обучение успешно при понимании его практической значимости.
8. Должны ли обучающиеся во время лекции активно участвовать в процессе обсуждения (задавать вопросы и т.д.):
А) да, потому что лекция должна быть интерактивной;
Б) да, потому что целью лекции является закрепление навыков оказания первой помощи;
В) да, потому что лекции занимают основную часть времени при изучении первой помощи;
Г) нет, потому что лекция не предусматривает наличие обратной связи.
9. С какого момента начинается процесс обучения по первой помощи:
А) с первой темы программы ;
Б) со знакомства преподавателя (инструктора) и обучающихся;
В) с предварительного тестирования;
Г) со вступительного слова.
10. Что должен делать инструктор первой помощи во время 1 ступени четырехступенчатого метода отработки практических навыков:
А) подробно показать и прокомментировать выполнение мероприятий первой помощи;
Б) устно рассказать о том, как необходимо выполнять определенное мероприятие первой помощи;
В) продемонстрировать мероприятие первой помощи в режиме реального времени без комментариев;
Г) просить обучающихся прокомментировать его действия при выполнении мероприятий первой помощи.
11. Вы проводите занятия по первой помощи. В группе имеется обучающийся, задающий много вопросов не по теме занятия («болтун»). Как Вы поступите в первую очередь:
А) предложите «болтуну» выйти из учебной комнаты;
Б) поговорите с ним после окончания занятий с глазу на глаз за пределами учебной комнаты;
В) при задании вопроса аудитории будете адресовать вопрос конкретному человеку или группе, игнорируя «болтуна»;
Г) предупредите его о том, что своей болтовней он мешает другим обучающимся.
12. Преподаватель может ответить на вопрос, на который не знает ответа, любым способом, за исключением:
А) цитировать ответ из учебного пособия;
Б) честно признаться в незнании ответа на заданный вопрос;
В) рекомендовать обучающемуся, задавшему вопрос, самостоятельно найти ответ на вопрос и сообщить его на следующем занятии;
Г) сообщить обучающемуся, что данный вопрос не входит в программу курса.
13. Что должен сделать инструктор во время 2 ступени четырехступенчатого метода отработки практических навыков?
А) опросить обучающихся, чтобы выяснить, уяснили ли они, как выполняются мероприятия первой помощи;
Б) попросить обучающихся повторить за ним все продемонстрированные ранее мероприятия первой помощи;
В) вызвать одного из обучающихся и вместе с ним выполнить необходимые мероприятия первой помощи;
Г) показать навык, подробно объясняя все свои действия.
14. Как Вы считаете, возможно ли использование преподавателем при чтении лекции «подсказок» в виде записей, конспектов:
А) нет, потому что лекция должна доноситься «живым» языком;
Б) нет, потому что обучающиеся будут не вполне уверены в компетентности и профессионализме преподавателя;
В) да, потому что преподаватель может сбиться с плана занятия и ему будет необходимо обратиться к конспекту;
Г) да, потому что это повысит авторитет преподавателя в глазах обучающихся.
15. Как поступить с участником курса первой помощи, который активно критикует информацию, излагаемую инструктором:
А) поощрить его активность, похвалить;
Б) не вступать с ним в спор и дискуссии, постараться отделить его идеи от основной группы;
В) удалить его из класса;
Г) лишить его права слова.
16.Что рекомендуется делать с обучающимся, который не взаимодействует с другими участниками группы, не участвует в обсуждении, не задает вопросов:
А) задать ему прямой вопрос по содержанию курса;
Б) обратить на него внимание всей группы;
В) попытаться выяснить, чем вызвана его замкнутость;
Г) мягко побуждать его к проявлению активности.
17.Что должен делать инструктор первой помощи во время 3 ступени четырехступенчатого метода отработки практических навыков:
А) попросить обучающихся самостоятельно выполнить мероприятия первой помощи;
Б) подробно показать и прокомментировать выполнение мероприятий первой помощи;
В) выполнить мероприятия первой помощи под руководством обучающихся;
Г) продемонстрировать мероприятия первой помощи без комментариев.
18.Если один из участников курса всегда готов помочь инструктору, подсказывает ему («добровольный помощник») то необходимо:
А) попросить его замолчать и не мешать другим слушать инструктора;
Б) не позволять ему лидировать и объективно оценивать навыки такого «персонажа», несмотря на его дружелюбность;
В) освободить его от занятия, раз он обладает такими полноценными знаниями по первой помощи;
Г) пошутить над его высказываниями, обратив внимание других обучающихся.
19. Укажите способ демотивации к оказанию первой помощи:
А) рассказать об актуальности первой помощи;
Б) сообщить об уголовной ответственности за неоказание первой помощи;
В) рассказать о правах и обязанностях при оказании первой помощи;
Г) попросить обучающихся рассказать о реальных случаях оказания первой помощи.
20. Выберите вариант, в котором перечислены основные части лекции:
А) начало, середина, окончание, итоговая проверка;
Б) предварительное тестирование, изложение лекционного материала, заключительное тестирование;
В) введение, обсуждение, заключительное испытание;
Г) введение, основная часть (обсуждение), заключение.
21. Паравербальный компонент общения это способ передачи информации:
А) с помощью слов;
Б) с помощью жестов, мимики;
В) через тон, тембр речи;
Г) через учебные пособия и материалы.
22. Какому из «трудных персонажей» нельзя задавать вопросы «в лоб»:
А) конфликтному;
Б) застенчивому;
В) замкнутому;
Г) «всезнайке».
23. Определение «Трудный персонаж» в процессе проведения занятий необходимо для:
а) выявления обучающегося, который мешает проведению занятий;
б) классификации человеческих качеств обучающегося по отношению к окружающим;
в) выявления обучающегося, нуждающегося в психологической помощи;
г) предупреждения возникновения несчастного случая при проведении занятий;
д) выбора приёмов индивидуального подхода к обучающимся.
24.Четырёхступенчатый метод это:
а) метод, повышающий знания каждого слушателя на одну ступень;
б) метод, подразумевающий 4 степени сложности преподношения информации;
в) метод, который используется при подготовке волонтеров пожарных дружин;
г) основная часть практического занятия, направлен на повышение качества освоения навыков оказания первой помощи.
25. Четырёхступенчатый метод применяется при:
а) разделении группы по возрастному, половому, образовательному, статусному признаку;
б) обучении приёмам оказания первой помощи в высших учебных заведениях;
в) обучении всех категорий слушателей приёмам оказания первой помощи;
г) обучении слушателей, которые дают согласие на применение этого метода.
26. Обязательным требованием для применения четырёхступенчатого метода является:
а) согласие слушателей;
б) количество группы не менее 16 человек;
в) наличие в группе специалистов с педагогическим образованием;
г) обязательные требования к применению четырёхступенчатого метода отсутствуют.
27. Решение ситуационных задач в обучении первой помощи необходимо:
а) по просьбе большинства в группе;
б) при проведении занятий на свежем воздухе;
в) в любом случае;
г) при количестве слушателей более 25 человек.
28. Практические занятия при обучении первой помощи:
а) обязательны;
б) желательны;
в) не нужны, достаточно теоретических знаний;
г) по желанию группы обучающихся.
29. При выявлении «Трудного персонажа» в группе необходимо:
а) попросить «Трудного персонажа» выйти и не приходить;
б) не реагировать никак, даже если его поведение явно мешает проведению занятий;
г) обратиться к организаторам курса за помощью в усмирении «Трудного персонажа»;
д) использовать индивидуальный подход, в зависимости от классификации «Трудного персонажа».
30. Четырёхступенчатый метод используется:
А) на практическом занятии;
Б) при решении ситуационных задач;
В) на лекционном занятии;
Г) может использоваться на любом занятии.
31. Практическое занятие включает в себя следующие этапы:
А) демонстрация, обсуждение, заключение;
Б) введение, основная часть, заключение;
В) демонстрация, обсуждение, отработка навыка.
Источник
Методы и средства обучения педагогических работников основам первой помощи
Дата публикации: 01.06.2020 2020-06-01
Статья просмотрена: 120 раз
Библиографическое описание:
Искандарова, Д. Б. Методы и средства обучения педагогических работников основам первой помощи / Д. Б. Искандарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 22 (312). — С. 526-528. — URL: https://moluch.ru/archive/312/70948/ (дата обращения: 21.09.2021).
Статья посвящена актуальности обучения педагогических работников дошкольных образовательных учреждений навыкам оказания первой помощи. Раскрыты методы и средства обучения педагогических работников основам первой помощи.
Ключевые слова: методы, средства, первая помощь, педагогические работники.
Тема оказания первой помощи каждому работнику, а особенно детям в дошкольных образовательных организациях (далее ДОО) педагогическими работниками очень актуальна. Ребенок, находясь в стенах этого здания ежедневно подвергается различным опасностям: во время приема пищи он может подавиться, во время физкультурного занятия получить различные виды травм и др. Помимо этого, вследствие различных причин у ребенка и любого работника может наступить критическая ситуация — это остановка сердца и отсутствие дыхания, при которой ему потребуется незамедлительное оказание первой помощи.
В связи с этим встает целый ряд вопросов: что должен делать педагог в экстренной ситуации, если ребенок, к примеру, перестал дышать, или у него кровотечение, а медицинский работник отсутствует или находится далеко от места происшествия.
Согласно пункту 11 статьи 41 ФЗ № 313 от 3 июля 2016г. «Об образовании в Российской Федерации» педагогические работники обязаны обучаться навыкам оказания первой помощи. [6]. Поэтому правила оказания первой помощи, необходимо знать всем педагогическим работникам ДОО, так как правильно и своевременно оказанная первая помощь имеет большое значение для выздоровления. В том числе своевременное оказание первой помощи позволит снизить материальные потери государства, вызванные лечением, медицинской и социальной реабилитацией пострадавших.
Периодичность прохождения обучения для специалистов и руководителей устанавливается один раз в три года. Для работников рабочих профессий и педагогических работников обучение оказанию первой помощи должно проводиться периодически — не реже одного раза в год. Новые сотрудники должны быть обучены не позднее, чем через месяц после приема на работу. Такое требование прописано в пункте 2.2.4 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденного постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 г. № 1/29 [4].
Работодатель сам определяет порядок и форму обучения оказанию первой помощи. Вариантов несколько: направить работников на обучение в специализированный учебный центр или обучать внутри организации.
Обучение по оказанию первой помощи в организации проводит специалист, имеющий соответствующую подготовку и знания, подтвержденные удостоверением о повышении квалификации «Инструктора массового обучения навыкам оказания первой помощи», в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 4 мая 2012 г. № 477н. Этим документом утвержден перечень состояний, при которых оказывают первую помощь, и перечень мероприятий по оказанию первой помощи [5].
Основная цель обучения — подготовить обучающихся к оказанию первой помощи, к четким и быстрым действиям в случае происшествия с наличием пострадавших.
Методы обучения — это система последовательных взаимосвязанных действий преподавателя и обучающихся, обеспечивающих усвоение содержания образования. Метод обучения характеризуется тремя признаками
признаками: обозначает цель обучения, способ усвоения, характер взаимодействия субъектов обучения. [2. с. 9].
В процессе обучения используют активные и интерактивные методы
обучения. Активные методы обучения предполагают равное участие преподавателя и обучающихся в учебном процессе, а интерактивные методы обучения активное взаимодействие обучающихся друг с другом. Преподаватель, при этом, создает условия для этого взаимодействия.
Также используются общепринятые методы такие как:
- Словесные методами обучения основам оказания первой помощи являются: лекционные занятия, объяснение, беседа, диалог (диалог преподавателя с обучающимися, диалог обучающихся друг с другом).
Например, лекция — это процесс подачи обучающимся теоретического материала за достаточно короткое время. Чтобы сделать процесс обучения первой помощи наиболее эффективным, лекция должна быть интерактивной.
- Наглядные методы основываются на непосредственном восприятии изучаемых предметов посредством использования наглядных материалов (рисунки, плакаты, фотографии; модели, приборы, предметы (образцы изделий, муляжей), видеоматериалы и тому подобное.).
- Практические занятия служат формой осуществления связи теоретических знаний с практическими действиями по оказанию первой помощи. Практические занятия призваны расширить и детализировать теоретические знания, сформировать навыки оказания первой помощи.
Эти занятия призваны расширить и детализировать теоретические знания, сформировать навыки оказания первой помощи.
Решение ситуационных задач направлена на отработку обучающимися навыков по оказанию первой помощи в игровой ситуации, приближенной к реальной. Для этого преподавателю необходимо оформить условное место происшествия, назначить условных пострадавших и проинструктировать их.
Средства обучения основам первой помощи — это различные объекты, предметы, материалы, используемые преподавателем и обучающимися в образовательном процессе, которые обеспечивают более эффективную реализацию форм, методов, содержания, цели [6. с.12].
Основные функции средств обучения заключаются в обеспечении:
– наглядности обучения; информативности; интегративности; адаптивности;
– компенсаторности; инструментальности. [1].
По своему функциональному предназначению технические средства (ТО) обучения подразделяются на:
– информационные ТО (телевизоры, компьютеры, и другие). Отличительной особенностью всех этих технических устройств является преобразование информации, записанной на том или ином носителе, в удобную для восприятия форму.
– обучающие ТО обеспечивают предъявление учебной информации обучаемым по определенным программам, заложенным в технические устройства, и самоконтроль усвоения знаний.
– контролирующие ТО это всевозможные технические устройства и комплексы, позволяющие по определенной программе и заданным критериям с той или иной степенью достоверности оценивать степень усвоения учебного материала.
Учебные кабинеты оснащаются средством обучения основам первой помощи. Их условно можно разделить на аудиовизуальные средства, учебно-наглядные пособия (стенды, плакаты, чертежи, таблицы, инструкции, фотографии, рисунки, схемы) и вспомогательное оборудование (тренажёры типа робот-тренажер «Гоша») и контролирующие устройства).
Контролирующие устройства служат для фронтальной проверки знаний учащихся, а также для контроля отдельных параметров практических навыков и действий.
Таким образом можно сделать вывод, что при обучении педагогических работников основам первой помощи использование активных, интерактивных, а также традиционных методов и средств обучения позволяет обеспечить эффективную организацию образовательного процесса для достижения высокой заинтересованности и вовлеченности обучающихся в учебную деятельность.
Источник