Горчичники при кашле
Такой всем известный «бабушкин» способ лечения, как горчичники, лучше всего применять при первых же признаках простуды, осложненных кашлем.
Горчичники обладают хорошим прогревающим и сосудорасширяющим эффектом, во время этой процедуры усиливается кровообращение, улучшается доставка кислорода к тканям легких. Горчичники можно ставить и при застарелом кашле, чтобы ликвидировать застойные явления в легких. В результате процесс отхождения мокроты заметно ускоряется, больному становится легче дышать.
Врачи считают, что горчичники нецелесообразно применять, если заболевание вызвано вирусной инфекцией. Кроме того, «жгучие картонки» не рекомендуется применять беременным и кормящим женщинам, а также маленьким детям. Применение горчичников может негативно повлиять на ход беременности и даже вызвать ее прерывание.
У маленьких же детей слишком тонкая и нежная кожа, применение горчичников может вызвать боль и ожог.
Запомните! Горчичники и другие прогревающие средства нельзя применять при высокой температуре, ознобе и лихорадке, это даст слишком большую нагрузку на сердце. Лучше подождать, пока температура спадет. Их нельзя прикладывать на область сердца, почек, костные выступы, а также на молочные железы. Обратите внимание, что кожа на месте расположения горчичников не должна содержать прыщиков, воспаленных участков, царапин и родинок.
Горчичники не надо ставить слишком часто, максимум 4 дня подряд. Если такой способ лечения не приносит видимых результатов, лучше применить другой метод борьбы с кашлем.
Куда же лучше всего ставить горчичники, чтобы лечение принесло результат? Чаще всего горчичники при кашле ставят на грудь и верхнюю часть спины, располагая их между лопатками и под ними. Также можно наложить горчичники на ступни ног и на икры, надев для лучшего эффекта теплые шерстяные носки.
До проведения процедуры убедитесь, что срок годности горчичников не кончился. Горчица не должна осыпаться. Поместите горчичники в неглубокую миску с умеренно горячей водой, несколько секунд подержите и сразу приложите их к коже больного. Укройте больного махровым полотенцем и одеялом.
Еще один полезный совет – не надо слишком долго держать горчичники на теле, пользы от этого не прибавится, а вот ожог можно получить. Максимальное время этой процедуры – 15-25 минут, но можно подержать горчичники и 5-10 минут. Если больной жалуется на дискомфорт, лучше сразу же снять горчичники.
После процедуры аккуратно уберите остатки горчицы с кожи больного чистым полотенцем. При сильном покраснении можно смазать кожу маслом. После процедуры больному лучше не вставать и не выходить из комнаты, поэтому горчичники обычно ставят перед сном. Для лучшего прогревающего эффекта дайте больному выпить чая с малиной или молока с маслом и медом.
Источник
Простейшие физиотерапевтические процедуры.Применение горчичников и термоодеяла.
Новые аудиокурсы повышения квалификации для педагогов
Слушайте учебный материал в удобное для Вас время в любом месте
откроется в новом окне
Выдаем Удостоверение установленного образца:
ЧУ «Уральский медицинский колледж «Максат»»
по учебной работе
« Техника постановки горчичников и применение термоодеяла »
«ОСНОВЫ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА»
0302000 «Сестринское дело»
на заседании цикловой методической комиссии №4 клинических дисциплин
Тема: « Техника постановки горчичников и применение термоодеяла »
Предмет: «Основы сестринского дела»
Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков, целевого применения усвоенного.
Вид урок: Урок проблемного обучения с использованием «деловой игры».
-Познакомить студентов с механизмом действия простейших физиотерапевтических процедур.
-Познакомить с тактикой медицинской сестры при проведении простейших физиопроцедур.
-Научить студентов технике применения горчичников,термоодеяла.
-Познакомить студентов с показаниями и противопоказаниями применения простейших физиотерапевтических процедур.
-Ознакомить с возможными проблемами пациента и тактикой медицинской сестры для их решения.
-Воспитание профессиональной аккуратности исполнительности, ответственности к порученному делу.
-Воспитать чувство высокой ответственности при проведении простейших физиопроцедур.
-Научить студентов этико-деонтологическому общению с пациентами.
Воспитание у студентов наиболее важных личностно-профессиональных качеств медицинского работника:
— умение осознавать ответственность за жизнь пациента;
— умение анализировать свое поведение;
— воспитание умения работать по стандартам, алгоритмам.
— Помощь студентам в развитии логического мышления при составлении плана ухода за пациентом по теме.
— Формирование у студентов:
навыка анализа и синтеза изучаемого материала;
способности осуществлять внутрипредметные связи;
способности применять межпредметные связи.
— Умение решать проблемные и ситуационные задачи.
— Развитие умений анализировать ошибки.
Фармакология «Дезинфицирующие химические средства». «Лекарственные препараты»
Психология «Общение медицинского работника и пациента»
Анатомия и физиология человека «Строение человека»
Основы микробиологии, вирусологии, иммунологии «Возбудители инфекционных
Основы сестринского дела «Дезинфекция», «Стерилизация», «Профилактика ВБИ»,
«Потребности человека», «Сестринский процесс», «Общение в сестринском деле»,
«Обучение в сестринском деле»
Место проведения: кабинет доклинической практики по основам сестринского дела
Подготовка рабочего места и материальное обеспечение занятия:
Методические рекомендации для самостоятельной работы на уроке, алгоритмы практических манипуляций, а также тестовые задания, ситуационные задачи.
Учебно-методические средства обучения помогают эффективно перерабатывать информацию, упражняться в приобретении и закреплении знаний, умений и навыков, позволяют индивидуализировать обучение с учетом умственных способностей каждого студента.
В кабинете доклинической практике:
-Ситуационные задачи и ответы;
-Задания в тестовой форме и эталоны к ним.
-Презентация на тему: « Применение горчичников».
-Компьютер, проектор, экран.
Температурный лист или лист сестринского наблюдения, ручка, бумага.
1.Организация занятия 2-3 мин
2.Целепологание, знакомство с темой, проблемой урока 3-5 мин
3.Контроль исходного уровня знаний по теме 15-25 мин
4.Демонстрация преподавателем манипуляции на фантоме: « Техника постановки горчичников и применение термоодеяла » 20-25 мин
5.Самостоятельная работа студентов 175-180 мин
6.Контроль итогового уровня знаний и умений 15-20 мин
7.Подведение итогов знания, оценка работы студентов 10 мин
8.Задание на дом 3-4 мин
1.Организация занятия-2-3 мин
Проверка готовности учащихся к занятию, готовность обучающихся к занятию, наличие формы и т. д.
2.Изложение плана и методике проведения занятия 3-5 мин
Учащимся сообщается цель, план занятия, подготовить студентов к работе на учебном занятии, создать у них положительный эмоциональный настрой. Аргументировать значимость для медсестры техники выполнения простейших физиотерапевтических процедур.
Данная тема актуальна, так как последнее время в лечебных учреждениях значительно увеличилось число простейших физиотерапевтических процедур.
Студент должен знать:
1/Простейшие методы физиотерапевтических процедур, определения терминов, употребляемых при проведении процедур.
2/Области тела, разрешаемые для выполнения процедур.
3/Осложнения, возникающие при неправильной технике проведения процедур.
4/ Горчичники, показания и противопоказания к их применению.
8/ Роль медсестры при проведении простейших физиопроцедур.
Перечень практических навыков, самостоятельно выполняемых учащимися.
Студент должен уметь:
Повторение пройденного учебного материала
1.Осуществить выборку назначений из истории болезни
2.Заполнить журналы и сделать запись в историю болезни о проведённой процедуре.
3.Предоставить пациенту необходимую информацию о физипроцедуре.
Закрепление текущего учебного материала
1/ Применить горчичники.
2/ Объяснить пациенту правила применения горчичников.
3/ Моделировать сестринский процесс с использованием манипуляционной техники по заданным конкретным ситуациям.
4/Обработать предметы медицинского назначения после их применения согласно нормативным документам.
3.Контроль исходного уровня знаний по теме -20-30 мин
Основная цель его — выявление общей картины усвоения пройденного, повторение, закрепление знаний учащихся в течение 20-30 мин
ВОПРОСЫ ДЛЯ ФРОНТАЛЬНОГО ОПРОСА
1. Что такое физиотерапия?
2. Перечислить простейшие методы физиотерапии.
3. Как вы понимаете «Меры воздействия на органы кровообращения».
4. Что представляют собой горчичники и их хранение.
5. Показания к применению горчичников.
6. Назовите противопоказания к применению горчичников.
7. Назовите места постановки горчичников.
8. Назовите механизм действия горчичников.
9. Возможные осложнения при применении горчичников. Помощь.
4.Демонстрация техника выполнения внутривенных инъекции-20-25 мин
преподаватель определяет на данном этапе урока, изложение и демонстрация основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен студентами.
преподаватель демонстрирует практические навыки техники выполнения постановки горчичников.
5.Самостоятельная работа учащихся -175-180 мин
отработка навыков выполнения постановки горчичников на фантоме (см.алгоритм манипуляции)
отработка практических умений и навыков по технике выполнения постановки горчичников , привитие умений и навыков учебной работы и коллективного труда, формирование профессиональной направленности специалиста.
Студенты разбиваются на малые группы по 2 человека и отрабатывают навыки выполнения манипуляции на фантомах. Преподаватель напоминает о технике безопасности и бережном отношении к оборудованию, контролирует работу студентов.
6.Контроль итогового уровня знаний и умений -15-20 мин
преподаватель оценивает правильность выполнения манипуляции.
решение ситуационных задач
проведение тестового контроля знаний
Выявление уровня практической подготовки студентов. Закрепить учебный материал; использовать методы, побуждающие студентов самостоятельно рассуждать.
7.Подведение итогов знания, оценка работы учащихся -10 мин
Преподаватель подчеркивает положительные и отрицательные моменты деятельности студентов, анализирует работу каждого студента, определяет степень достижения целей и задач занятия, объявляет и комментирует оценки студентам, сообщает об общем впечатлении от занятия.
Объяснить способы выполнения домашнего задания; организовать студентов для поиска дополнительной информации, необходимой для решения учебной задачи; сформулировать критерии, на основе которых преподаватель будет оценивать ответы студентов.
Тема домашнего задания: «Техника постановки холодных и горячих компрессов».
«Основы сестринского дела», С.К.Муратбекова, Алматы, 2014г.
«Основы сестринского дела», Т.П.Обуховец, Ростов-на-Дону, «Феникс, 2015г.
«Основы сестринского дела. Практикум», Т.П.Обуховец, Ростов-на-Дону, «Феникс, 2011г.
«Теоретические основы сестринского дела», С.А.Мухина, И.И.Тарновская, Москва, 2014г.,
«Основы сестринского дела» Практикум, С.А.Мухина, И.И.Тарновская, Москва, 2010г.,
Физиотерапия – целенаправленное воздействие на организм различными природными физическими факторами.
Анестезия – обезболивание, отсутствие чувствительности.
Антикоагулянты – препараты, препятствующие свертыванию крови.
Аппендицит – воспаление аппендикулярного отростка.
Аппликация – наложение на поверхность тела источников физического воздействия.
Бронхит – воспаление бронхов.
Гемостаз – остановка кровотока.
Гипертонический криз – резкое повышение АД.
Инфаркт миокарда – некроз сердечной мышцы.
Колика – острая, приступообразная боль.
Компресс – лечебная многослойная повязка.
Метаболизм – обмен веществ в организме.
Невралгия – боль по ходу нерва.
Пневмония – воспаление легких.
Радикулит – воспаление нервных корешков в области поясницы.
Спазм сосудов – сужение просвета сосудов.
Средний отит – воспаление среднего уха.
Стенокардия – сжимающие боли в области сердца.
Тонизирующее действие – повышение тонуса.
Тромбоз – закупорка сосудов.
Тромбофлебит – воспаление и закупорка вены тромбом.
МЕТОДЫ ПРОСТЕЙШИЙ ФИЗИОТЕРАПИИ.
Еще в глубокой древности люди исцеляли страждущих природными явлениями. Однако лишь развитие естественных наук послужило основой научной физиотерапии. Большое значение в этой области имели работы выдающихся отечественных физиологов и клиницистов: И.М. Сеченова, И.П. Павлова, П.К. Анохина, С.П. Боткина, Г.А. Захарьина.
Физиотерапией (гр. physis — природа и therapeia — лечение) называют целенаправленное воздействие на организм человека с лечебной целью различными природными физическими факторами: водой, теплом, холодом, светом, электричеством, электромагнитным полем, ультразвуком и др.
Многообразие физических факторов послужило развитию специализированных направлений в медицине:
бальнеотерапия — использование минеральных вод или лечебных грязей;
гирудотерапия — применение медицинских пиявок;
магнитотерапия — воздействие магнитными полями;
оксигенотерапия — применение кислорода;
аэротерапия — воздействие открытого воздуха без прямого солнечного облучения;
гелиотерапия — солнечное облучение.
Известно, что при раздражении кожных покровов возникают определенные функциональные изменения в органах и тканях — изменения сосудистого тонуса, секреторной и моторной активности, метаболизма клеток. Нередко возникают и общие реакции, выражающиеся в улучшении сна, аппетита, настроения. Подобное воздействие на кожные покровы с целью изменения функционального состояния органов и систем организма получило название сегментарно-рефлекторная терапия.
Процедуры тепла и холода оказывают общее и местное действие на организм человека.
повышает температуру тканей при местном применении;
усиливает приток крови к пораженному участку, вызывая улучшение кровоснажнения/лимфообращения определенной области тела человека и уменьшая застой крови внутренних органов;
стимулирует интенсивность обменных процессов.
Тепловые процедуры могут вызвать и неблагоприятный эффект:
местно — ожоги, отеки;
системно — предобморочное состояние, обморок (отток крови от головы, внутренних органов к периферии).
уменьшает интенсивность кровообращения и замедление метаболизма;
вызывает сужение кровеносных сосудов;
замедляет бактериальную активность при угрозе инфицирования;
способствует ослаблению застойных явлений;
понижает температуру тела;
дает временный анестезирующий эффект.
Местное применение холода изменяет болевую чувствительность — блокирует или замедляет проведение нервных импульсов, а также усиливает мышечный спазм вследствие снижения нервно-мышечной проводимости. Длительное воздействие холода приводит к нарушению кровообращения (лимфообращения), повреждению тканей из-за дефицита кислорода.
Применение горчичников, грелки, пузыря со льдом, компрессов. Эффект физиотерапевтических процедур обусловлен их рефлекторным воздействием на рецепторы кожи.
Применение порошка горчицы основано на том, что выделяющееся при соприкосновении с водой эфирное (аллиловое) масло, вызывая раздражение рецепторов кожи и ее гиперемию, приводить к рефлекторному расширению кровеносных сосудов внутренних органов. За счет этого достигается болеутоляющий эффект, ускоряется рассасывание некоторых воспалительных процессов.
Второе составляющее горчицы — фитонциды. Под влиянием воды они выделяются из фермента мирозина. Эфирное масло и фитонциды являются целительными свойствами горчицы.
Нужно предупредить пациента, что гиперемия и болезненность кожи там, где были горчичники, могут держаться несколько часов, даже дней. После частого применения горчичников иногда появляется пигментация кожи.
Показания к использованию горчичников определяет врач. Часто они применяются без консультации врача, поэтому нужно знать о противопоказаниях, казалось бы, безвредной процедуры.
Запомните! Нельзя ставить горчичники при заболеваниях кожи, высокой температуре (выше 38°С), легочном кровотечении, резком снижении или отсутствии кожной чувствительности, злокачественных образованиях.
Алгоритм манипуляции постановка горчичников
Цель: лечебная (отвлекающий, болеутоляющий эффект, стимуляция рассасывающего действия при воспалительных процессах).
Механизм воздействия горчицы: проникая в кожу пациента, эфирное горчичное масло раздражает ее и расширяет кожные кровеносные сосуды, приводит к рефлекторному расширению кровеносных сосудов внутренних органов.
Показания: при болях, острых воспалительных процессах органов дыхания: пневмонии, бронхиты, плевриты. Заболевания мышц, нервной системы, невралгии, невриты, остеохондроз, гипертонический криз, при болях в сердце.
Места постановки горчичников:
1.Бронхиты, пневмонии в стадии рассасывания – на грудную клетку спереди и сзади.
2.При гипертоническом кризе – на воротниковую зону и икроножные мышцы.
3.При болях в сердце – на область сердца.
Избегать: область сосков, молочных желез, позвоночника и родимых пятен.
Противопоказания: кровотечения; заболевания кожи; опухоли различной этиологии; аллергические реакции на эфирные масла; нарушение целостности кожных покровов; гипертермия; туберкулез легких.
горчичники (перед применением следует проверить качество горчичников, срок годности; пригодный горчичник имеет острый запах горчичного масла и не осыпается).
лоток с водой температурой 40-45°С,
лоток для отработанного материала,
термометр д ля измерения температуры воды,
Возможные проблемы пациента: ожог кожи; ощущение сильного жжения во время процедуры.
Подготовка к процедуре:
Уточнить у пациента понимание цели и хода предстоящей процедуры и получить его согласие.
Осмотреть кожные покровы пациента на месте постановки горчичников (отсутствие повреждений, гнойничков, сыпи). Уточнить отсутствие аллергии на горчицу.
Проверить пригодность горчичников: срок годности поставлен на каждом 10-м горчичнике, горчица не должна осыпаться с бумаги и иметь специфический (резкий) запах. При использовании горчичников, сделанных по другим технологиям (например, пакетированная горчица), проверить срок годности на упаковке. Подготовить необходимое оснащение.
5. Помочь пациенту снять рубашку, лечь на живот (при постановке горчичников на спину). Попросить его охватить руками подушку, а голову повернуть набок.
6. Положить салфетку на место постановки горчичников.
7. Измерить температуру воды для смачивания горчичников (40—45°С).
При более низкой температуре эфирное масло не выделяется, а при более высокой — разрушается.
8. Смочить горчичники в воде в течение 5 секунд каждый, стряхните и приложите на нужный участок кожи горчицей вниз на салфетку; сверху положите полотенце.
9. Укрыть пациента одеялом.
10. Через 2-3 минуты уточнить ощущение пациента.
11. Держать горчичники 10—15 минут.
12. Снять горчичники при появлении стойкой гиперемии через 10-15 минут или раньше в случае нестерпимого жжения и поместить их в лоток для использованных материалов.
13. Протереть кожу пациента влажной теплой марлевой салфеткой.
14. Вытереть кожу насухо полотенцем. Помочь пациенту надеть рубашку, укрыть его одеялом и предупредить, чтобы он оставался в постели еще не менее 20-30 минут.
15. Спросить самочувствие пациента.
16. Выбросить горчичники. Вымыть и осушить руки.
17. Сделать запись о выполнении процедуры и реакции на нее пациента в медицинской документации.
Запомните! При более длительном воздействии горчичников возможен ожог кожи с образованием пузырей.
КОНТРОЛЬНО – ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ
Задание 1. Дополните предложение
1.Физиотерапия – это целенаправленное воздействие на организм различными __________________________ факторами.
2.При повышении АД горчичника ставят на голову в область — ___________________ и на область ___________ мышц.
3.При боли в сердце медицинская сестра ставит горчичники на область __________ .
4.При воспалительных состояниях верхних дыхательных путей горчичники ставят в области грудной клетки ___________ и мышц____________.
5.Постановка горчичников вызывает расширение поверхностных сосудов раздражением хеморецепторов кожи ____________________ маслом.
6.Температура воды для постановки горчичников _____ °C.
Эталон ответа «Дополните предложение»
Источник