Формы лечебной физкультуры
Лечебная гимнастика (ЛФК) – метод лечения, который заключается в применении естественных природных факторов и физических упражнений с лечебно-профилактическими целями. Известны следующие формы ЛФК:
- занятия лечебной гимнастикой;
- самостоятельные занятия физическими упражнениями;
- утренняя гигиеническая гимнастика;
- ходьба, прогулки;
- массовые формы оздоровительной физической культуры;
- дозированные восхождения;
- элементы спортивных игр;
- ближний туризм;
- экскурсии;
- элементы спорта.
Реабилитологи Юсуповской больницы индивидуально подходят к выбору формы лечебной физкультуры в зависимости от диагноза, стадии заболевания, возраста пациента, его физической подготовленности, наличия сопутствующих заболеваний. Клиника реабилитации оснащена современным оборудованием ведущих производителей Европы и США. Занятия проходят под контролем инструкторов ЛФК. Пациентов консультирует невролог, терапевт или кардиолог, эндокринолог. Во время занятий проводится мониторирование электрокардиограммы и артериального давления.
Основной формой лечебной физкультуры является занятие лечебной гимнастикой. Каждая процедура состоит из 3 разделов: вводного, основного и заключительного. Вводный раздел занятия готовит организм пациента к возрастающей физической нагрузке. Для этого используют дыхательные упражнения, движения для средних и мелких суставов, мышечных групп. На протяжении основного раздела происходит общее и специальное тренирующее воздействие на организм пациента. В заключительном периоде вновь проводят дыхательные упражнения и движения, которые охватывают мелкие и средние группы мышц и суставов. Это снижает общее физическое напряжение.
Методики ЛФК
Реабилитологи Юсуповской больницы при составлении комплекса ЛФК подбирают упражнения, характер которых, дозировка, физиологическая нагрузка и исходные положения адекватны общему состоянию пациента, его тренированности и возрастным особенностям. В процедуре сочетается общее и специальное воздействие на организм пациента, поэтому инструктора ЛФК используют как общеукрепляющие, так и специальные упражнения. При составлении процедуры соблюдают принцип последовательности и постепенности повышения и снижения физической нагрузки. Во время занятия чередуют нагрузку на все мышечные группы, которые вовлекаются в выполнение физических нагрузок.
Реабилитологи ежедневно обновляют и усложняют упражнения. В процедуру занятия вводят 10-15% уже освоенных упражнений для закрепления двигательных навыков. Вместе с тем последовательно усложняют методику. В течение последних трёх дней курса лечения обучают пациентов гимнастическим упражнениям, рекомендуемым для занятий дома.
В лечебной гимнастике 3 исходных положения:
- лёжа (на животе, на спине, на боку);
- сидя (на кушетке, на стуле, в постели);
- стоя (с опорой на спинку стула, костыли, брусья или на четвереньках).
Инструктора ЛФК клиники реабилитации индивидуально выбирают исходное положение при разных заболеваниях. Пациенты с патологией органов дыхания могут выполнять физические упражнения в исходном положении стоя, сидя, лёжа, полулёжа, с приподнятым головным концом кровати. Если наложено скелетное вытяжение при повреждении трубчатых костей нижних конечностей, упражнения выполняются лёжа на спине. После инсульта пациентам начинают лечебную гимнастику в постели, затем сидя и стоя. После восстановления двигательной функции переходят к дозированной ходьбе.
Задачи лечебной физкультуры
Задачи лечебной физкультуры определяются представлениями о причине и механизме развития заболевания или травмы. Ведущей задачей ЛФК при развитии дыхательной недостаточности в остром периоде пневмонии является компенсация дыхательной недостаточности. При бронхиальной астме в связи с изменениями внешнего дыхания возникает необходимость в улучшении бронхиальной проходимости, снятии спазма и эвакуации патологического содержимого бронхов. Задачей комплексной лечебной физкультуры является нормализация вегетативных нарушений, восстановление нарушенных или утраченных двигательных навыков, нормальной структуры движения после травмы.
Специальные задачи ЛФК характерны для определённой формы патологии и сочетания морфофункциональных изменений. Для решения специальных задач средства лечебной физкультуры выбирают с учётом механизмов компенсаторного и трофического действия. Избирательный массаж воздействует на ткани массируемого участка тела и соответствующего внутреннего органа, который связан с раздражаемой зоной сегментарной иннервации. Специально подобранные дыхательные упражнения оказывают специфическое действие на дыхательную систему.
В занятиях лечебной физкультурой большое значение имеет дозировка физической нагрузки. Она во многом определяет лечебное действие массажа и физических упражнений. При передозировке ухудшается общее состояние пациента, а недостаточная нагрузка не даёт необходимого эффекта. Оказать лечебное действие и оптимально улучшить функции различных систем организма может лечебная гимнастика при соответствии физической нагрузки состоянию пациента и его возможностям. Дозировка физической нагрузки зависит от отношения длительности фактического выполнения упражнения к продолжительности всего занятия.
В зависимости от задач, которые стоят в различные периоды лечения, реабилитологи применяют лечебные, тонизирующие (поддерживающие) и тренирующие дозировки нагрузок. Лечебную дозировку применяют в том случае, когда необходимо оказать терапевтическое воздействие на пораженный орган или систему, компенсировать их функцию, предупредить осложнения. В этом случае общая физическая нагрузка во время занятия обычно небольшая. Её каждый раз незначительно увеличивают.
Тонизирующую (поддерживающую) дозировку применяют в случае удовлетворительного состояния пациента, страдающего хроническими заболеваниями с волнообразным течением, при длительной иммобилизации, после окончания восстановительного периода терапии с максимально возможным лечебным эффектом. Общие и местные физические нагрузки оказывают тонизирующее действие и поддерживают достигнутые результаты. С этой целью применяются физические упражнения умеренной или большой интенсивности.
Тренирующую дозировку применяют в период восстановительного лечения. Их задачей является нормализация всех функций организма, повышение работоспособности. Для определения объёма физических нагрузок, оказывающих тренирующее воздействие, реабилитологи Юсуповской больницы проводят различные тесты. При заболеваниях сердечно-сосудистой системы определяют предельно допустимые физические нагрузки с помощью пробы толерантности к ним. Величину осевой нагрузки при наличии диафизарных переломов определяют с помощью давления иммобилизованной повреждённой ногой на весы до момента появления болевых ощущений. Оптимальная нагрузка составляет 80% полученной величины.
Методы лечебной физкультуры
Реабилитологи применяют индивидуальные и групповые методы ЛФК. Индивидуальный метод используют у пациентов в тяжёлом состоянии с ограниченной двигательной активностью. Вариантом индивидуального метода являются самостоятельные занятия. Их назначают пациентам, которым трудно регулярно посещать клинику реабилитации или выписанным для долечивания дома.
При применении группового метода ЛФК реабилитологи формируют группы, ориентируясь на основное заболевание и функциональное состояние пациентов. Инструктора ЛФК Юсуповской больницы комбинируют оба метода лечебной физкультуры. Обычно вначале проводят индивидуальные занятия, а затем групповые.
ЛФК при сколиозе
Одним из наиболее эффективных методов лечения сколиоза является лечебная физическая культура. Исправить искривление позвоночника при помощи комплекса физических упражнений можно в случае приобретённого сколиоза. При врождённом сколиозе, вызванном аномальным развитием структур тела, ЛФК проводят после комплексного обследования пациента с помощью современных диагностических методов.
В Юсуповской больнице ЛФК при сколиозе дополняют массажем и физиотерапевтическими процедурами. Реабилитологи для снижения нагрузки на позвоночник применяют качественное оборудование европейского уровня (тренажёры, вертикализаторы, аппараты Экзарта, подвесные системы, работающие аналогично бассейну). Пациентам рекомендуют носить ортопедический корсет.
Выполнение следующих правил позволяет пациенту получить максимальный эффект от занятий лечебной физкультурой, а обезопасить себя от травм и нежелательных последствий:
- перед началом занятий необходимо выполнить разминку для того чтобы разогреть мышцы и связки;
- упражнения должны выполняться в медленном темпе;
- не следует делать резких движений, выполнять прыжки;
- необходимо исключить повышенную физическую нагрузку на позвоночник (недопустимо использование штанги и гантелей).
Реабилитологи Юсуповской больницы предписывают лечебную физкультуру с учётом вида сколиоза. Инструктора ЛФК индивидуально подбирают наиболее подходящие упражнения. Пациенту рекомендуют ежедневно дома выполнять комплекс ЛФК при сколиозе, который состоит из разминки, основных упражнений и заключительной части. Все упражнения являются симметричными. Асимметричные виды упражнений выполняются только под контролем реабилитолога.
В качестве разминки предлагается следующее упражнение:
- прислонитесь спиной ровной вертикальной поверхности или спине таким образом, чтобы ягодицы, икроножные мышцы и пятки упирались в неё;
- выпрямите спину, придав осанке анатомически правильное положение;
- сделайте несколько шагов вперёд, сохранив осанку;
- дышите ровно, без задержек.
Поставьте ноги на ширине плеч, руки опустите вдоль туловища. Делайте приседания, вытягивая при этом руки вперёд. Спину держим прямо. Это упражнение следует выполнять медленно. Во время приседания делается вдох, при подъёме вверх – выдох.
Можно поставить ноги на ширину плеч, руки в свободном положении. На счёт «1» вдохните и поднимите обе руки вверх. На счёт «2» потянитесь вверх, на счёт «3» –выдохните, опустив руки. Во время выполнения этого упражнения держите спину ровно.
После разминки переходим к выполнению базовых симметричных упражнений. Станьте на четвереньки. Не разгибаясь, ягодицы опустите на пятки, сделайте упор ладонями в пол. При помощи рук передвигайте туловище сначала вправо, затем влево. Осуществляйте движения медленно, задерживаясь на несколько секунд в каждой позиции. Выполните по 5 таких движений в каждую сторону.
При сколиозе рекомендуется ежедневно 10 раз выполнять следующее упражнение:
- возьмите жёсткую подушку, положите на пол и лягте на неё животом;
- руки сцепите за спиной в замок;
- поднимайте тело вверх на максимально возможную высоту, не перегружая позвоночник.
После завершения занятия следует отдохнуть в течение 10-15 минут.
Реабилитологи применяют различные формы и методы ЛФК, применяют авторские методики лечебной физкультуры. Инструктора составляют комплекс упражнений, которые пациент может выполнять дома. Звоните по телефону Юсуповской больницы и вас запишут на прием к врачу.
Источник
ОБЩАЯ И ЧАСТНАЯ МЕТОДИКА ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Новые аудиокурсы повышения квалификации для педагогов
Слушайте учебный материал в удобное для Вас время в любом месте
откроется в новом окне
Выдаем Удостоверение установленного образца:
1. Классификация физических упражнений…………………………………….4
2.Дозировка физической нагрузки……………………………………………….4
3. Периоды лечебного процесса…………………………………………………6
4. Правила построения отдельного занятия……………………………………..7
6. Двигательные режимы в лечебно-профилактических учреждений………. 8
7. Принципы построения частной методики лечебной физкультуры………..10
8. Особенности частной методики в лечебной физкультуре………………. 11
ЛФК – это естественно-биологический метод, в основе которого лежит обращение к основной биологической функции организма – движение (мышечное сокращение).
Различают общую и частные методики ЛФК.
Общая методика ЛФК предусматривает правила проведения занятий (процедур), классификацию физических упражнений, дозировку физической нагрузки, схему проведения занятий в различные периоды курса лечения, правила построения отдельного занятия), формы применения ЛФК, схемы режимов движения.
Частные методики ЛФК предназначены для определенной нозологической формы заболевания, травмы и индивидуализируются с учетом этиологии, патогенеза, клинических особенностей, возраста, физической подготовленности больного. Специальные упражнения для воздействия на пораженные системы, органы. Физические упражнения обязательно должны сочетаться с общеукрепляющими, что обеспечивает общую и специальную тренировки.
Классификация физических упражнений
В основу классификации ФУ положено несколько признаков:
1. анатомический признак;
2. характер мышечного сокращения;
По анатомическому признаку выделяют несколько упражнений:
1. Для крупных мышечных групп – мышцы туловища ( мышцы спины , груди , живота , тазового пояса ).
2. Для средних мышечных групп – мышцы шеи, мышцы предплечья, мышцы плеча, мышцы голени, мышцы бедра.
3. Для мелких мышечных групп – мышцы кисти, стопы, лица.
По характеру мышечного сокращения ФУ подразделяются на изотонические (динамические), изометрические (статические)
Динамические упражнения – это чередование периода сокращения с периодами расслабления (сгибание – разгибание).
Статические упражнения – это сокращение мышц, при котором они развивают напряжение, но не изменяют своей длинны.
По степени активности:
Активные и пассивные упражнения
Активные упражнения – выполняются больным самостоятельно.
Пассивные упражнения выполняются — с помощью инструктора или врача без волевого усилия больного при этом активное сокращение мышц отсутствует
От поставленных задач
От состояния больного
От характера заболевания, повреждения
Дозировка физической нагрузки
Использование ФУ с лечебной и реабилитационной целью требует тщательной дозировки физической нагрузки. Чрезмерная нагрузка может ухудшить состояние больного. Вместе с тем, незначительные нагрузки не способствуют должному повышению адаптационных возможностей организма и развитию компенсаторных механизмов. Физические нагрузки в ЛФК должны стать для больного своеобразной тренировкой, в которой требования, предъявляемые к организму, должны возрастать постепенно, по мере повышения его функциональных возможностей.
Чтобы, с одной стороны, не превысить адаптационные возможности больного, а с другой стороны – не занизить нагрузки, инструктор ЛФК должен уметь грамотно оценивать воздействие применяемых упражнений, знать способы дозирования физической нагрузки и владеть ими в полной мере.
Нагрузку на занятиях можно дозировать:
— выполнения ФУ (ходьбы, легкого бега, релаксации, дыхательных упражнений статического характера);
— вводной, основной и заключительной частей занятия (увеличение времени основной части повышает общую нагрузку на организм и т.д.);
— занятия в целом (в зависимости от состояния больного, его двигательного режима, занятие ЛГ в стационаре может длится от 5 – 45 мин., в санаторно-курортных условиях – от 30 – 90 мин.).
— повторений каждого ФУ (динамических упражнений для мышц брюшного пресса и т.д.);
— упражнений в каждой части занятия (увеличение количества ФУ в заключительной части снижает общую нагрузку на организм и т.д.);
3. Исходным положением
В ЛФК выбор и.п. зависит от двигательного режима. Упражнения выполняемые из и.п. стоя, несут большую нагрузку, чем из и.п. лежа или сидя. Поэтому их применение целесообразно только в периоде выздоровления. Существуют также облегченные и.п. (полусидя, стоя с опорой на спинку кровати, костыли и т.д., и.п. лежа на животе с согнутыми ногами облегчает брюшное дыхание и т.д.);
— по анатомическому признаку (чем больше на занятии упражнений для мелких мышечных групп, тем меньше нагрузка);
— по степени сложности (чем сложнее упражнения, тем выше нагрузка). С учетом принципа постепенности – от простого к сложному;
— по степени усиления (чем больше усилие при выполнении движения, тем больше нагрузка). Нагрузку также необходимо увеличивать по мере роста функциональных возможностей организма. Этого можно достичь включением в занятие упражнений с сопротивлением, отягощением, на снарядах.
Быстрый темп выполнения ФУ обеспечивает наибольшую нагрузку.
Чем больше амплитуда движений, тем больше нагрузка.
Соотношением дыхательных и других упражнений.
По мере выздоровления уменьшается количество дыхательных упражнений и увеличивается количество ОРУ (ОУУ).
Последовательность применения ФУ.
На величину нагрузки влияет умелое сочетание и рассеянность упражнений на мелкие, средние и крупные мышечные группы, простых, сложных, дыхательных и других ФУ.
Сопровождение занятий положительными эмоциями способствует отдалению наступления утомления и большему усвоению нагрузки.
На занятиях ЛГ в стационаре плотность нагрузки должна быть 50 – 60%, в санаторно-курортных условиях в тренировочном периоде она может достигать 75% и выше. Включая в занятие дыхательные и релаксационные ФУ, чередуя упражнения для различных групп мышц, можно поддерживать высокую плотность занятия, не вызывая утомление у занимающихся.
4. Периоды лечебного процесса
В протекании любого патологического процесса в организме можно выделить несколько периодов:
— острый, когда симптомы заболевания наиболее выражены;
Методика использования ФУ изменяется на протяжении курса лечения и реабилитации в зависимости от характера патологического процесса, его течения, состояния и физической подготовленности больного, а также от типа ЛПУ (стационар, поликлиника, санаторий).
Проведение ЛФК условно делится на три периода.
Периодом ЛФК – называется временной отрезок, характеризующий анатомо-функциональное состояние поврежденного органа и организма в целом.
Первый период (щадящий) – период вынужденного положения, или иммобилизации, когда анатомическая и функциональное состояние органа, системы органов и всего организма нарушены.
— профилактика застойных явлений;
— предупреждение возможных осложнений;
— стимуляция процессов восстановления.
Второй период (функциональный) – период восстановление функций, когда анатомический орган практически восстанавливается, а функция его по прежнему нарушена.
— ликвидация остаточных морфологических нарушений;
— восстановление функций поврежденного органа;
Третий период (тренировочный) – это окончательного восстановления функций не только пострадавшего органа, но и всего организма в целом.
— ликвидация остаточных функциональных нарушений;
— адаптация к бытовым и производственным нагрузкам;
— тренировка всего организма (повышение уровня общей работоспособности).
5. Правила построения отдельного занятия
Правила построения отдельного занятия подразделяется на дидактические принципы:
1. Сознательное отношение больного к выполнению назначенных физических упражнений.
2. Принцип активности.
3. Принцип доступности.
4. Принцип наглядности.
5. Принцип систематичности.
6. Принцип последовательности.
7. Принцип от простого к сложному.
8. Принцип рассеянной нагрузки (на различные группы мышц, не доводить группы мышц до утомления).
При объяснении упражнений следует соблюдать точность, краткость, четкость, эмоциональность.
6. Формы применения ЛФК
В ЛФК различают несколько форм проведения занятий:
— самостоятельные занятия ФУ;
— лечебная дозированная ходьба;
— прогулки с лечебной целью;
Основной формой применения лечебной физической культуры является процедура лечебной гимнастики (ЛГ), ее проводят в индивидуальном и групповом порядке. Постепенное нарастание физической нагрузки достигается путем изменения исходного положения (лежа, сидя, стоя, на боку, на четвереньках и др.), подбора упражнений, усложнения упражнений, увеличения амплитуды движений, степени силового напряжения, темпа выполнения упражнений и дыхательных упражнений.
ЛГ направлена на восстановление функций поврежденного органа и всего организма в целом. Поэтому в занятия включают, как специальные. Так и ОРУ.
Занятия ЛГ состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной.
Вводная часть позволяет постепенно подготовить организм больного к возрастающей физической нагрузки. Выполняются динамические упражнения для мелких и средних мышечных групп, дыхательные упражнения.
Основная часть занимает 75 – 85% времени всего занятия. Решаются задачи общего и локального воздействия на организм больного. В этой части занятия переплетаются элементы общей и специальной тренировки, направленной на повышение функциональных показателей организма. Специальные упражнения используются для восстановления функций, нарушенных патологическим процессом, и подбираются с учетом формы заболевания, его клинического течения, общего состояния больного. ОРУ направлены на развитие физических качеств (силы, гибкости, выносливости и др.) и когнитивных функций (внимания, памяти, мышления, речи), общеукрепляющие – на укрепление всего организма, повышение мышечного и психоэмоционального тонуса, общей физической работоспособности.
На протяжении основной части занятия следует рационально распределять ФУ в соответствии с принципом системности (поочередности) воздействие.
Заключительная часть занятия – решает задачу постепенного перехода организма больного к обыденной нагрузке. Применяются дыхательные упражнения, динамические упражнения для мелких и средних мышечных групп, упражнения на растягивание и расслабление, способствующие снижению общего физического напряжения и восстановлению организма больного после полученной нагрузки.
Процедура ЛГ может длиться от 10 до 40 – 90 минут. Методика построения и проведения занятий ЛГ зависит от этапа реабилитации, режима двигательной активности, состояния пациента и его функциональных возможностей.
7. Двигательные режимы в лечебно-профилактических учреждений
Эффективность лечебно-восстановительного процесса зависит от правильного построения двигательного режима, предусматривающего использование и рациональное распределение различных видов двигательной активности больного на протяжении дня в определенной последовательности по отношению к другим средствам комплексной терапии.
Правильное и своевременное назначение и выполнение соответствующего режима двигательной активности способствует мобилизации и стимуляции защитных и приспособительных механизмов организма больного и его адаптации к возрастающим физическим нагрузкам.
Двигательные режимы в стационаре определяются состоянием больного и периодом течения заболевания.
1. В первый период назначается постельный режим:
2. Во второй период назначается палатный двигательный режим.
3. Период выздоровления:
— свободный двигательный режим
В поликлинике, санатории, профилактории и др. ЛПУ, а также при самостоятельных занятий на дому, режим двигательной активности продолжает расширяться и увеличиваться. Выделяют следующие двигательные режимы:
Двигательный режим назначается с учетом возраста и физической подготовленности больного, а также тяжести заболевания. Продолжительность каждого из режимов индивидуальна и зависит, прежде всего, от состояния больного. Перевод пациента на более расширенный режим двигательной активности осуществляется по мере его адаптации к физической нагрузки и улучшении функциональных показателей.
Источник