Программа элективного курса по биологии для обучающихся 11 класса профильного уровня «Микробиология с основами биотехнологии»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
« Лицей № 12 » городского округа город Стерлитамак
МО учителей биологии, географии, химии и экономики
МАОУ «Лицей № 12» г. Стерлитамак РБ
пр. №___ от ______ 2018г.
________ Л.А. Имангулова
МАОУ « Лицей № 12 »
г. Стерлитамака РБ
Протокол №___ от ____ 2018г.
от «___»____ 2018г.
Микробиология с основами биотехнологии
программа элективного курса по биологии
для обучающихся 11 класса
(52 часа, 1,5 часа в неделю)
Составитель: Ахтямова Н.Д.,
Программа элективного курса по биологии « Микробиология с основами биотехнологии » составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования на основе документов:
Федеральный закон «Об образовании» в РФ № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.;
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования и науки Российской Федерации № 1697 от 17 декабря 2010 года;
Учебный план МАОУ «Лицей № 12» городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан на 2018– 2019 учебный год;
Основная образовательная программа муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Лицей № 12» городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан на 2018-2022 учебный год.
Настоящий курс предназначен для углубленного изучения биологических явлений и закономерностей, свойственных микроорганизмам, расширения базовых знаний, развития практических умений и навыков.
Мельчайшие представители живого мира – бактерии, низшие грибы, простейшие животные и одноклеточные растения изучаются в школьном курсе на протяжении небольшого количества учебных часов, поэтому введение элективного курса позволит углубить знания учащихся по данному разделу биологии, познакомить их с современными направлениями микробиологии, поможет сориентироваться в мире профессий, связанных с биологией.
Изучение микроскопических организмов невозможно без микроскопа, а работа с ним всегда вызывает особый интерес. Исследование живых объектов на занятиях, постановка с ними опытов активизируют познавательную деятельность школьников, развивают практические умения, углубляют связь теории с практикой. Эти навыки необходимы для учащихся, которые выбрали химико-биологический профиль в старшей школе и планируют дальнейшее обучение в медицинских и биологических ВУЗах. Повышение уровня знаний в области микробиологии влечет за собой неизменно и повышение культурного уровня учащихся, т.к. на занятиях по микробиологии затрагиваются многие понятия из области знаний об инфекционных заболеваниях, вирусологии и микологии, методах их диагностики и лечения.
Курс «Микробиология с основами биотехнологии» является актуальным, так как к настоящему времени по уровню развития теоретических и практических исследований микробиология и биотехнология заняли ведущее место среди других биологических наук. Развитие микробиологии и биотехнологии идет в тесной связи с общим научным прогрессом и запросами практики.
Введение данного курса позволит раскрыть перед обучающимися путь решения глобальных проблем человечества — недостаток пищевого белка, дефицит природных ресурсов, антропогенное загрязнение окружающей среды.
В соответствии с этим, целями прохождения настоящего курса являются:
— дать учащимся глубокие современные представления о микроорганизмах;
— показать значимость микроорганизмов в природе и науках;
— ориентировать учащихся на получение профессий биологического профиля.
В ходе достижения целей, решаются следующие задачи:
— привить интерес учащихся к изучению проблем микробиологии клонирования генов, поиска причин возникновения злокачественных опухолей, направленного изменения наследственности
— формирование понятий о микроорганизмах как важных объектов биоценозов планеты и их роли в процессах трансформации основных элементов в биосфере;
— раскрыть связь микробиологии с генетикой, медициной, агрохимией, биотехнологией;
— познакомить с историей развития микробиологии;
— сравнить строение одноклеточных представителей различных царств:
бактерий, растений, животных и грибов;
— формировать умение пользоваться генетическими навыками при решении генетических задач.
— способствовать умению применять теоретические знания в различных жизненных ситуациях.
— создать условия для творческой самореализации обучающихся;
— формировать практические навыки работы с микроскопом лабораторным оборудованием;
— развить исследовательские умения.
— способствовать формированию негативного отношения к факторам снижающим здоровья.
— воспитывать основы здорового образа жизни.
— воспитывать культуру взаимоотношений.
Предлагаемый элективный курс углубляет и расширяет рамки действующего профильного курса биологии, имеет профессиональную направленность. Он предназначен для обучающихся 11 класса химико-биологического профиля и рассчитан на 35 часов, 1 час в неделю.
— лекции с изучением теоретического материала, составлением алгоритмов, опорных конспектов, схем, презентаций;
— семинары, защита рефератов;
— лабораторные работы и практикумы ;
— устные сообщения учащихся с последующей дискуссией.
Формы организации учебного процесса:
— По источнику знаний: словесные, наглядные, практические;
— По уровню познавательной активности: проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный;
— По принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, синтетический, сравнительный, обобщающий, классификационный.
Формами контроля по изучению данного элективного курса будут являться:
— устные и письменные тестовые работы;
— выполнение лабораторных работ;
— итоговая контрольная работа.
Планируемые результаты освоения курса
Личностные результаты освоения элективного курса
У учащегося будут сформированы:
— ценности здорового и безопасного образа жизни (в том числе усвоены правила индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей);
— основы экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления;
— умение управлять своей познавательной деятельностью;
— осознание единства и целостности окружающего мира, возможностей его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
Учащийся получит возможность для формирования:
— чувства гордости за российскую биологическую науку, гуманизма, целеустремленности;
— готовности к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
— опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
— умения постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение: осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
Метапредметные результаты освоения элективного курса
— составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы;
— работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
— в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки;
— называть трудности, с которыми столкнулся при решении задачи, и предлагать пути их преодоления .
Учащийся получит возможность научиться:
— выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
— самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
— самостоятельно строить жизненные планы во временной перспективе;
— при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и средства их достижения.
— критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
— искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи.
Учащийся получит возможность научиться:
— находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
— выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
— находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития.
— осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
— при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.).
Учащийся получит возможность научиться:
— координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
— развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
— распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
Предметные результаты освоения элективного курса
— объяснять современные методы исследования биологических свойств и явлений;
— объяснять о собенности строения микроорганизмов, закономерности их размножения, питания, роста;
— понимать сущность и роль микроорганизмов в различных экосистемах;
— понимать сущность изменчивости и наследственности микроорганизмов, особенности регуляции работы генов;
— объяснять виды иммунитета, способы вакцинации;
— применять важнейшие открытия и труды Л. Пастера, Э. Дженнера, С. Н. Виноградского, И. И. Мечникова;
— анализировать современное состояние и достижения биотехнологии, селекции, медицины, агрономии.
— доказывать влияние окружающей среды на проявление признаков (фенотипа) .
Выпускник получит возможность научиться:
— организовывать и проводить индивидуальную исследовательскую деятельность по биологии: выдвигать гипотезы, планировать работу, отбирать и преобразовывать необходимую информацию, проводить эксперименты, интерпретировать результаты, делать выводы на основе полученных результатов, представлять продукт своих исследований;
— прогнозировать последствия собственных исследований с учетом этических норм и экологических требований;
— анализировать и использовать в решении учебных и исследовательских задач информацию о современных исследованиях в биологии, медицине и экологии.
— делать выводы о физиологических основах здорового образа жизни и сохранения здоровья.
Источник
Элективный курс по биологии «Микробиология» 11 класс
Программа нацелена на получение школьниками знаний и умений, необходимых для формирования целостного представления о мире микроорганизмов, об их роли в природных процессах и в жизни человека, а также о методах исследования микромира.
Просмотр содержимого документа
«Элективный курс по биологии «Микробиология» 11 класс»
Рецензия на программу элективного курса «Микробиология» в 11 классе.
Программа элективного курса «Микробиология» адресована учащимся 11класса. Она нацелена на получение школьниками знаний и умений, необходимых для формирования целостного представления о мире микроорганизмов, об их роли в природных процессах и в жизни человека, а также о методах исследования микромира.
Весьма скромное положение, которое занимают микроорганизмы в образовательных программах и учебных пособиях по биологии для средней школы, не соответствует современным требованиям к уровню микробиологического образования выпускников школы. Сложившееся противоречие нуждается в преодолении, а ознакомление учащихся с основами микробиологии целесообразно начинать уже в средней школе. Вышеизложенное обусловливает актуальность включения элективного курса «Микробиология» в программу биологического образования.
Весь объем предлагаемого учебного материала распределен по пяти главам.
Введение имеет цель, с одной стороны, ознакомить учащихся с наиболее общими признаками микроорганизмов, а с другой — дать представление о многообразии микромира. Три первых главы раздела программы элективного курса посвящены традиционным объектам микромира — вирусам, бактериям и грибам. В каждой из этих глав рассматриваются особенности организации соответствующей группы, ее роль в природных процессах и значение для человека.
Поскольку важнейшая отрасль биотехнологии — генетическая инженерия за сравнительно короткий срок из «чистой» науки превратилась в непосредственную производительную силу и заняла ведущую позицию в народном хозяйстве, четвертая глава программы посвящена исключительной роли использования микроорганизмов в развитии этого научного направления.
Микроскопические растения и животные обзорно рассматриваются в пятой главе настоящей программы. Поскольку эти группы микроорганизмов достаточно полно отражены в соответствующих разделах базовых дисциплин «Растения» и «Животные», в элективном курсе этот учебный материал предложен в качестве дополнительного.
Программа элективного курса «Микробиология» основана на интеграции знаний предметов естественнонаучного цикла (биологии, химии, физики, экологии), что становится возможным только на старшей ступени обучения в школе. Она предусматривает наряду с поиском, анализом и интеграцией необходимой информации, выполнение учащимися практических заданий, предложенные темы которых можно конкретизировать в соответствии с задачами элективного курса и имеющимися возможностями.
Интеграция теоретической и практической частей программы возможна в форме проектной деятельности учащихся. Выполненные учащимися проекты могут быть представлены на олимпиаду или научную конференцию, оформлены в виде публикации в сборнике исследовательских работ школьников. Технология реализации программы предусматривает использование учащимися научной и научно-популярной литературы, справочников, энциклопедий, видеофильмов, компьютерных программ, экспозиций музеев, лабораторного оборудования (как школьного, так и учреждений — партнеров школы).
Заместитель директора по учебной работе: ______________________
Программа элективного курса составлена на основе нормативных документов:
1. Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 г.
2. Закона Республики Татарстан «Об образовании» (в действующей редакции)
3. Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего общего образования на базовом уровне, утвержденного 5 марта 2004 года приказ № 1089, на основе примерной программы по биологии для средней школы;
2. Демонстрационных вариантов контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена по биологии;
3. Кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения единого государственного экзамена по биологии.
4. Федерального Государственного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. №1897.
5. Учебного плана МБОУ «Нижнесуньская СОШ» на 2016 — 2017 учебный год.
6. В соответствии с санитарно – эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН 2.4.2. 2821-10 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрированными в Минюсте России 3 марта 2011 года, регистрационный № 19993).
Программа элективного курса «Микробиология» адресована учащимся 11 класса. Она нацелена на получение школьниками знаний и умений, необходимых для формирования целостного представления о мире микроорганизмов, об их роли в природных процессах и в жизни человека, а также о методах исследования микромира.
Микроорганизмы по их значению для биосферных процессов, для человека как биологического вида и для хозяйственной деятельности людей вполне сопоставимы с представителями макромира — растениями и животными, а в некоторых областях существенно их превосходят. Медицина и экологическая безопасность, генетическая инженерия и промышленная биотехнология, ветеринария и фитосанитария — развитие этих и многих других сфер деятельности человека невозможно без глубоких знаний о мире микроорганизмов.
В то же время весьма скромное положение, которое занимают микроорганизмы в образовательных программах и учебных пособиях по биологии для средней школы, не соответствует современным требованиям к уровню микробиологического образования выпускников школы. Сложившееся противоречие нуждается в преодолении, а ознакомление учащихся с основами микробиологии целесообразно начинать уже в средней школе. Выше изложенное обусловливает актуальность включения элективного курса «Микробиология» в программу биологического образования.
1. Уточнить представления учащихся о содержании и знании науки микробиологии для человека и человечества.
2. Актуализировать знания о характерных особенностях вирусов как представителей неклеточной формы жизни.
3. Рассмотреть методы обнаружения вируса и их использование в практической вирусологии.
4. Расширить представление учащихся о вирусах:
— вызывающих заболевания растений;
— вызывающих заболевания у животных и человека;
5. Актуализировать и углубить знания о бактериях: азотфиксирующих, фотосинтезирующих, симбионтах организмов животных и человека, бактериях – паразитах, молочнокислых бактерий.
6. Расширить знания о грибах, их использование в биотехнологии.
1. Рассмотреть особенности организации различных групп организмов (вирусы, бактерии, грибы), их роли в природных процессах и значение для человека.
2. Дополнить знания о микроскопических растениях и животных.
Методы работы: лекции, семинары, практические занятия.
1. Владеть определениями основных понятий и терминологией;
2. Иметь представление о диагностики и профилактики вирусных и бактериальных заболеваний растений, животных, человека.
3. Использовать знания о микроорганизмах для ведения здорового образа жизни.
4. Уметь готовить питательные среды для эксперимента, а так же микропрепарат для микроскопических исследований;
5. Желание применить свои знания при выборе профессий и специальностей: микробиолога, биотехнолога, эколога, врача, ветеринара, специалиста по экологической безопасности и защите растений, а также педагога.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
Источник