Безопасность товара безопасность лекарственных средств

Фармацевтическая безопасность

Одним из жизненно важных интересов личности является сохранение и поддержание здоровья, что зависит не только от профилактических мер, но и медицинских вмешательств с использованием медицинских технологий. В соответствии с законом РФ «О безопасности» от 05.03.1992 № 2446−1 безопасность — это состояние защищенности жизненно важных интересов личности и государства от внутренних и внешних угроз, при этом угрозой безопасности является целый блок факторов и условий, создающих опасность жизненно важным интересам граждан.

Особое место в структуре медицинских технологий занимают лекарственные средства (ЛП) и в целом система их обращения, в том числе фармацевтические организации. В рамках фармацевтических организаций, как правило, рассматривается финансовая безопасность, кадровая, технологическая, правовая, информационная, что в конечном итоге формирует фармацевтическую безопасность в целом. Вопросы фармацевтической безопасности исследовались многими Российскими и зарубежными учеными Мошковой Л.В., Геллер Л.Н., Наркевич И.А., Филипповым А.Е., Кузнецовым Д.А., Аносовым И.С., Черных В. и др.

Элементами фармацевтической безопасности может рассматриваться лекарственная безопасность, безопасность других товаров аптечного ассортимента, безопасность фармацевтических услуг, что нашло свое отражение в стратегии национальной безопасности в РФ до 2020 года (2009г.). Этим документом предусмотрено совершенствование стандартов медицинской помощи, а так же контроля качества, эффективности и безопасности ЛП; необходимость снижения зависимости российской фармацевтической промышленности от импорта фармацевтических субстанций; повышение уровня инноваций и технологий, используемых при разработке и производстве ЛП.

Реализация этого документа реализуется в полном объеме. Постоянно растет фармацевтический рынок России. В частности аптечный рынок в 2017 году вырос на 6,5% в стоимостном выражении и на 3,5% в натуральных единицах. При этом рост рынка ЛП составил 7,4%, изделий медицинского назначения — 6,1% в суммовом выражении.

Как гласит непреложная истина — при правильном и своевременном использовании, хранении лекарственные средства являются безопасными, а при прочих условиях становятся опасностью для их потребителей. На профессиональных форумах, научных и научно — практических конференциях уделяется большое внимание вопросам фармацевтической опасности и фармацевтической безопасности (табл.1).

Элементы фармацевтической опасности (табл.1)

Нарушение правил приемки товара

Не соответствующая работа с информационными письмами по качеству товара

Не соответствующий уровень компетенций специалистов

Нарушение правил уничтожения ЛП

Несвоевременное изъятие из реализации некачественных товаров

Отсутствие анализа ошибок в деятельности специалистов

Нет регистрации претензий потребителей

Отсутствие системы мониторинга качества и эффективности ЛП

Реализация ЛП в магазинах

Допуск к фармацевтической деятельности специалистов без фармобразования

На устранение и предупреждение фармацевтической опасности направлены нормы и правила фармацевтической деятельности. Наиболее детализированы эти правила в приказе Минздрава РФ от 31 августа 2016 г. N 647н «Об утверждении правил надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения», который рассматривается как средство для изменения аптечной практики, и включает требования к осуществлению розничной торговли ЛП и другими ТАА, обеспечение населения качественными, эффективными и безопасными ЛП и другими ТАА, процессам деятельности, отбору и оценке поставщиков, закупке, приемка ТАА.

С нашей точки зрения, в качестве привентивных мер, предупреждающих фармацевтическую опасность и обеспечивающих управление фармацевтической безопасностью на уровне потребителя и фармацевтической организации должны реализовываться стандартные операционные процедуры в фармацевтических организациях (табл.2).

Стандартные операционные процедуры в фармацевтической организации (табл.2)

Ошибки фармацевтов и провизоров при отпуске ЛП и других ТАА Продажи ЛП через интернет
Искажение информации при отпуске ЛП Нарушение правил хранения товара
  • Порядок отбора и оценки поставщиков товаров аптечного ассортимента
  • Организация зоны приемки ТАА
  • Приемка лекарственных препаратов
  • Приемка ТАА
  • Возврат термо-контейнеров поставщику
  • Возврат транспортной тары поставщику (коробок)
  • Уборка помещений АО
  • Обработка оборудования (витрин, фармацевтических холодильников, рабочих поверхностей)
  • Отпуск лекарственных препаратов по рецептам (формы бланков № 148−1/у-88 и №. 107−1/у)
  • Порядок отпуска лекарственных препаратов, содержащих кодеин или его соли (в пересчете на чистое вещество) в количестве до 20 мг (на 1 дозу твердой лекарственной формы) или в количестве до 200 мг (на 100 мл или 100 г жидкой лекарственной формы для внутреннего применения)
  • Отпуск НС и ПВ
  • Порядок реализации аптечной организацией лекарственных препаратов без рецепта врача.
  • Обмен и возврат лекарственных препаратов и товаров аптечного ассортимента
  • Оформление витрин
  • Работа аптеки во время эпидемий респираторных заболеваний
  • Хранение и архивация учетных данных
  • Адаптация нового работника в аптеке, деятельность наставника
  • Консультирование покупателей по применению ЛП и МИ
  • Проверка сроков годности лекарственных препаратов и фармацевтических товаров в аптечной организации
  • Контроль температуры и влажности в помещениях аптечной организации и температуры в холодильниках
  • Поверка и калибровка измерительных приборов
  • Инвентаризация ТАА
  • Порядок организации работы с информацией о приостановлении реализации, изъятии из обращения лекарственных препаратов, медицинских изделий
  • Проведение фармаконадзорных мероприятий
  • Порядок учета НС и ПВ в аптечной организации
  • Работа с лекарственными препаратами, подлежащими предметно-количественному учету (для аптеки готовых лекарственных средств)
  • Порядок уничтожения рецептурных бланков.
  • Организация изготовления экстемпоральных лекарственных форм
  • Гигиеническая обработка рук персонала
  • Внешний вид и выполнение правил личной гигиены
  • Организация прохождения медосмотров в аптечной организации
Читайте также:  Инсульт лечение народные средства лечения

В указанном приказе отмечено, что «…правила направлены на обеспечение населения качественными, эффективными и безопасными лекарственными препаратами…» и «…все процессы деятельности субъекта розничной торговли, влияющие на качество, эффективность и безопасность товаров аптечного ассортимента, осуществляются в соответствии с утвержденными СОПами…».

Кроме того, приказ предусматривает обязанность руководителя субъекта розничной торговли обеспечивать проведение по утвержденному им плану-графику первичной и последующей подготовки (инструктажа) работников по следующим вопросам: «…методы обработки данных, полученных от покупателей по вопросам применения лекарственных препаратов, выявленным в процессе применения, побочным действиям, доведение этой информации до заинтересованных лиц…», что является элементом системы фармаконадзора, в задачи которого входит выявление, оценка, понимание и предупреждение нежелательных реакций или любых других возможных проблем, связанных с лекарственными средствами.

Эта деятельность направлена на улучшение лечения и повышение безопасности пациентов в отношении применения лекарственных препаратов, улучшения общественного здравоохранения и безопасности, выявления проблем, связанных с применением лекарственных препаратов и своевременным доведением до сведения общественности новой информации, внесения вклада в оценку пользы, вреда, эффективности и риска применения лекарственных препаратов, для предотвращения вреда и максимального увеличения пользы (ВОЗ, Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26 августа 2010 N 757н «Об утверждении порядка осуществления мониторинга безопасности лекарственных препаратов для медицинского применения, регистрации побочных действий, серьезных нежелательных реакций, непредвиденных нежелательных реакций при применении лекарственных препаратов для медицинского применения», Приказ Росздравнадзора от 15 февраля 2017 N 1071 «Об утверждении Порядка осуществления фармаконадзора»).

И, безусловно, является обязанностью фармацевтического работника и нашло отражене, в том числе, в Распоряжении Правительства РФ от 12.01.2018 №9-р «Об утверждении плана мероприятий („дорожной карты“) „Развитие конкуренции в здравоохранении“».

Таким образом, перед фармацевтическими работниками в современных условиях все более актуальными становятся факторные задачи по обеспечению фармацевтической безопасности на уровне потребителя и фармацевтической организации (табл.3).

Факторы влияния на фармацевтическую безопасность (табл.3)

Фармацевтическое образование, аккредитация, непрерывное фармацевтическое образование, уровень компетентности, лояльность ответственность

Товар (ЛП и другие ТАА)

Отбор поставщиков, приемка, хранение, возврат, реализация, информирование и консультирование, учет, контроль качества, структура спроса

Оборудование, приборы, техническое оснащение, санитарное состояние, зонирование

Ценовая политика, формирование цен, изменения цен, уровень конкуренции. Структура рынка

Источник

Безопасность лекарственных препаратов

» data-shape=»round» data-use-links data-color-scheme=»normal» data-direction=»horizontal» data-services=»messenger,vkontakte,facebook,odnoklassniki,telegram,twitter,viber,whatsapp,moimir,lj,blogger»>

Безопасность лекарственных препаратов

Безопасность лекарственных препаратов является важной частью производства. За последние 40 лет с фармацевтического рынка по причинам, связанным с недостаточной безопасностью, было изъято более 130 ЛС. Треть этих изъятий происходила в течение 2 лет, а половина — в течение 5 лет после регистрации препарата. Несмотря на глобальное внедрение систем наблюдения за фармакологической безопасностью (ФБ), неблагоприятные побочные реакции (НПР) все еще остаются одной из значимых причин смертности во всем мире. В 1994 г. НПР послужили причиной более 100 тыс. летальных исходов в США, став четвертой по значимости причиной смертности.

Безопасность лекарственных препаратов. Система контроля
В СССР Отдел учета, систематизации и экспресс— информации о побочном действии лекарственных средств был создан в 1969 г. В апреле 1973 г. указанный отдел был преобразован во Всесоюзный организационно—методический центр по изучению побочных действий лекарств (ВЦПДЛ). За годы его существования была проделана достаточно большая работа — создана специальная форма карты— извещения о НПР; на основании получаемой информации о выявленных НПР разрабатывались меры их коррекции и профилактики. Однако в связи с ликвидацией в 1991 г. Минздрава СССР работа по выявлению и регистрации НПР в нашей стране была приостановлена. В 1997 году была вновь создана система фармаконадзора, принципиальным отличием которой является организация, наряду с Федеральным центром, региональных центров по контролю безопасности ЛС. В настоящее время на территории России функционирует 30 таких центров. В результате ряда реорганизаций Федеральный центр по изучению побочных действий ЛС на сегодняшний день функционирует на базе Научного центра экспертизы средств медицинского применения. Недавно ВОЗ расширила определение наблюдения за ФБ до следующего: «Фармаконадзор — это научные исследования и виды деятельности, связанные с выявлением, оценкой, пониманием и предотвращением побочных эффектов или любых других проблем, связанных с препаратом».
С целью предоставления информации о побочных эффектах препаратов по унифицированному образцу была разработана индивидуальная форма— извещение о НПР и инструкция по ее заполнению, в которой объясняется, какая информация должна быть предоставлена в Научный центр при выявлении НПР (см. приложения 7, 8).
Наиболее распространенным и удобным методом постмаркетинговой регистрации НПР является система спонтанных сообщений. Основным принципом данного метода является добровольное или законодательно оговоренное информирование врачами и фармацевтами соответствующих регуляторных органов о выявляемых НПР.

Читайте также:  Народные средства для профилактики при простуде

Согласно требованиям служб фармаконадзора следует сообщать о:

  • всех новых, не указанных в аннотациях, нежелательных эффектах и неожиданных эффектах «старых» препаратов;
  • серьезных НПР любых препаратов.

Основным преимуществом системы спонтанных сообщений является возможность зарегистрировать очень редкие или неожиданные НПР, так как ЛС в течение длительного времени применяется в очень большой популяции. Например, поражение клапанов сердца при приеме фенфлурамина было зарегистрировано через 24 года после появления данного ЛС на рынке, в основном из—за учащения его применения в качестве средства, вызывающего анорексию. Система спонтанных сообщений позволила выявить такие важные НПР, как увеит при приеме метипранолола, нарушение полей зрения при применении вигабатрина и удлинение интервала QT при приеме цизаприда.
Основным недостатком спонтанной системы сообщений является, как это ни парадоксально, ее опора на работников сферы здравоохранения, поскольку они сообщают далеко не обо всех НПР. Даже в странах с хорошо отлаженной системой фармаконадзора (Австралия, Новая Зеландия, Великобритания, Швеция, Канада) сообщается не более чем о 10 % НПР от числа выявляемых. Причинами этого являются недостаток времени, плохое знание системы и трудности в установлении причинной связи между реакцией и приемом ЛС.

Безопасность лекарственных препаратов. Принципы контроля
С целью профилактики развития побочных эффектов лекарств необходимо соблюдение следующих правил:

  1. учитывать не только основное лечебное свойство ЛС, но и его возможные побочные эффекты, особенно если они обусловлены структурой вещества или механизмом действия;
  2. назначать оптимальные дозы лекарств, соблюдать курсовые дозы и правила отмены некоторых ЛП;
  3. при комбинированной фармакотерапии учитывать возможное взаимодействие ЛС между собой и с пищей. При установлении такового предусматривать интервалы между приемом взаимно реагирующих субстратов;
  4. не использовать одновременно лекарства со сходным механизмом действия и избегать полипрагмазии и политерапии, которые повышают риск нежелательных явлений;
  5. избегать (по возможности) инъекционного метода введения, при котором побочное действие ЛС проявляются наиболее сильно;
  6. соблюдать индивидуальный подход к назначению лекарственных препаратов с учетом возраста (особенно для детей и людей преклонного возраста), особенностей естественных (беременность, кормление грудью) и патологических состояний пациентов и наличия сопутствующих заболеваний, сопровождающихся функциональным изменением важных органов и систем (печень, почки, ЖКТ, сердечно-сосудистая система и др.), что существенно влияет на биотрансформацию лекарств;
  7. более широко применять метод «прикрытия» побочного действия лекарств другими препаратами, например, профилактика развития кандидоза путем использования антигрибковых препаратов и др.
  8. в случаях известного негативного взаимодействия назначенного препарата с алкоголем, кофе, цитрусовыми, а также с курением следует отказаться от последних;
  9. лекарственные препараты, наиболее часто вызывающие побочные эффекты, необходимо назначать по строгим показаниям.

Для оптимальной фармакотерапии очень важное значение имеют медицинская культура и дисциплинированность пациентов при выполнении рекомендаций врача. Просветительная работа специалистов-медиков иногда играет решающую роль в повышении эффективности лекарственной терапии и приверженности пациентов лечению.

Безопасность лекарственных препаратов. Сбор фармако-терапевтического анамнеза:
Фармако-терапевтический анамнез – совокупность сведений о ранее принимавшихся больным лекарствах:

  • Название лекарственного препарата (МНН, торговое название),
  • Повод к назначению данного лекарственного препарата,
  • Способ применения ЛП,
    Дозы ЛП,
  • Эффективность ЛП,
  • Побочные действия,
  • Признаки непереносимости,
  • Лекарственная зависимость,
  • Срок применения,
  • Одновременный прием данного ЛП с другими ЛП и т.п.

Цель: избежать ошибочного, недостаточно эффективного или вызывающего нежелательные последствия назначения лекарственных препаратов.

Безопасность лекарственных препаратов. Общие принципы оценки
Клинико-экономический анализ лекарственной терапии является основополагающим и предопределяющим направлением при планировании и определении приоритетных лечебных мероприятий. Сравнительная оценка качества двух и более методов профилактики, диагностики, лекарственного и нелекарственного лечения является основной методикой клинико-экономического анализа.

Увеличение стоимости медицинской помощи привело к пониманию медицинской общественностью ограниченности ресурсов системы здравоохранения. На современном этапе выбор лечения осуществляется с учетом не только эффективности и безопасности, но и стоимости, что требует проведения клинико-экономических исследований .Использование результатов клинико-экономического анализа может упорядочить систему назначения тех или иных препаратов для лечения, отсечь случаи назначения излишних лекарственных средств.

Фармакоэкономический анализ даст возможность получить данные об экономической эффективности того или иного лекарственного средства. В настоящее время во всем мире к проблеме комплексного клинико-экономического анализа включаются врачи – практики, организаторы здравоохранения, фармакологи, фармацевты, производители и распространители лекарственных препаратов.

В соответствии с Федеральным законом от 22.06.1998 N 86-ФЗ “О лекарственных средствах” (с изменениями и дополнениями, Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 26, ст. 3006; 2000, N 2, ст. 126; 2002, N 1, ст. 2; 2003, N 2, ст. 167), Положением о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2002 N 284 (Собрание законодательства Российской Федерации 2002, N 18, ст. 1771) приказываю:
Утвердить Положение о порядке проведения государственного контроля эффективности и безопасности лекарственных средств на территории Российской Федерации (приложение).
Настоящее положение устанавливает порядок проведения государственного контроля эффективности и безопасности лекарственных средств, произведенных на территории Российской Федерации и ввозимых на территорию Российской Федерации. Государственный контроль эффективности и безопасности лекарственных средств осуществляется в форме предрегистрационной и пострегистрационной экспертизы с использованием документальных, лабораторных и клинических данных, представляемых в форме экспертных заключений уполномоченного подведомственного учреждения по экспертизе эффективности и безопасности лекарственных средств.

Читайте также:  Укус пчелы первая помощь детям

Критериями эффективности лекарственной терапии являются следующие:

  • прямые клинические эффекты (снижение артериального давления, прирост гемоглобина, устранение симптомов и синдромов заболевания, потеря или восстановление функций);
    опосредованные клинические эффекты (снижение частоты осложнений, сокращение числа повторных госпитализаций и т. п.);
  • изменение показателей здоровья в группе (смертность, выживаемость, продолжительность жизни, инвалидизация, число сохраненных лет без инвалидности и т. п.);
  • изменение качества жизни, обусловленного здоровьем (например, число сохраненных лет качественной жизни).

Предпочтительным считается оценка эффективности с использованием критериев 3-й и 4-й групп. Отдельные результаты могут не подтвердить заключения об эффективности лечения, сделанного на основании анализа прямых клинических эффектов исследуемого вмешательства.
Экономическая эффективность лекарственной терапии определяется соотношением трех основных факторов – терапевтической эффективности, безопасности и стоимости.

В настоящее время в медицинской практике все большее внимание привлекает безопасность лекарственной терапии, так как, по данным исследований, лекарства являются важной причиной заболеваний и смертности. Так, в 2001 г. с американского рынка в связи с проблемами безопасности (5 смертей в следствии бронхоспазма) был добровольно отозван производитель миорелаксанта Раплон (рапакурония бромид). Кроме того, в период с 1997 по 2000 гг. в связи с проблемами безопасности с фармацевтического рынка США отозвано 9 лекарственных препаратов. Ежегодно в следствии медицинских ошибок в мире погибает больше людей, чем от рака молочной железы и СПИДА.

В США проблемы лекарственной терапии являются причиной 3,5–8,8 миллионов госпитализаций в год, что составляет 11,3–28,2% от их общего количества. Важное место в развитии осложнений фармакотерапии принадлежит взаимодействию лекарств. Их нежелательные последствия проявляются у 3–5% пациентов, получающих одновременно 2–5 препаратов. Нежелательные реакции могут быть и следствием взаимодействия лекарственных средств с пищей.

Безопасность лекарств является одной из основных составных частей безопасности пациентов. Глобальная безопасность лекарств зависит от сильных национальных систем, которые контролируют разработку и качество лекарств, сообщают об опасных последствиях и предоставляют точную информацию для их безопасного использования.

Опасные, непредусмотренные реакции на лекарства, происходящие при обычно используемых для лечения дозах, называются неблагоприятными реакциями на лекарства (НРЛ). НРЛ входят в число десяти ведущих причин смерти во многих странах. Предупреждение и выявление неблагоприятных реакций на лекарства называется фармнадзором. Тщательная оценка рисков и преимуществ лекарственных препаратов проводится на протяжении всего времени существования лекарства, начиная со стадии предварительной оценки до использования пациентами. Глобальный обмен информацией о побочных эффектах укрепляет безопасность лекарств в странах и может способствовать принятию своевременных политических решений для защиты безопасности пациентов в случае возникновения проблем.

Нет ни одного лекарства, прием которого не был бы сопряжен с риском. Все лекарства имеют побочные эффекты, некоторые из которых могут быть смертельными. НРЛ происходят у людей во всех странах мира. В некоторых странах расходы, связанные с НРЛ, такие как расходы на госпитализацию, хирургические вмешательства и в связи с потерей продуктивности, превышают стоимость лекарственной терапии.

В соответствии с законодательством всех стран, фармацевтические компании, или производители лекарств, должны тестировать свои лекарства на добровольных участниках из числа здоровых людей и пациентов перед тем, как эти лекарства станут широко доступными. Эти клинические испытания показывают, насколько эффективно лекарство от определенной болезни и какой потенциальный вред оно может причинить. Однако они не дают информации для более крупных популяций, остающихся за пределами тестирования и имеющих характеристики, отличные от группы, участвующей в испытаниях, такие как возраст, пол, состояние здоровья и этническое происхождение.

Для многих лекарств и, в частности, для комбинированных препаратов, мониторинг безопасности не заканчивается на стадии производства. Необходимо отслеживать безопасность лекарств путем тщательного наблюдения за пациентами и последующего сбора научных данных. Этот аспект мониторинга лекарств называется постмаркетинговым наблюдением. Эффективность национального постмаркетингового наблюдения находится в прямой зависимости от активного участия специалистов здравоохранения.

Специалисты здравоохранения (врачи, фармацевты, медицинские сестры, стоматологи и другие) имеют наилучшую возможность для информирования о подозреваемых НРЛ в качестве составной части их повседневной работы по оказанию медицинской помощи пациентам. Специалисты здравоохранения должны сообщать о НРЛ даже в тех случаях, когда они сомневаются о точной взаимосвязи данного лекарства и реакции.

Источник

Оцените статью