- Детская безопасность
- Безопасность детей в период каникул
- Правила поведения
- Безопасность малыша и первая помощь новорожденному
- Посмотрим на квартиру глазами травматолога
- Кодекс маминого поведения
- Мои рекомендации таковы:
- Травмы
- Отравления
- Нельзя провоцировать рвоту, если ребенок:
- Нарушения дыхания
- АВС — «азбука» реанимационных мероприятий
Детская безопасность
Общеобразовательная школа является основным и самым массовым учебно-воспитательным учреждением в Российской Федерации. На протяжении 9-11 лет учащиеся регулярно посещают школу и проводят здесь от четырёх до десяти часов ежедневно. За 11 лет обучения прилежный ученик посещает 11 385 уроков общей продолжительностью 7 590 часов, что составляет 316 суток. Половина времени бодрствования детей школьного возраста проходит на уроках, внеклассных и внеурочных мероприятиях, в общественно-полезном труде и играх на территории школы. Здесь школьники приобретают новые знания, формируют необходимые умения и навыки, разносторонне развиваются, проходят свои первые учебные и жизненные уроки. Раскрытие творческих способностей, общение со сверстниками, подвижные игры, спортивные соревнования несут школьникам мощный заряд положительных эмоций, хорошее настроение, улучшение самочувствия.
Наряду с положительным воздействием процесс обучения в школе оказывает и отрицательное влияние на учащихся. Учёба в школе может стать прямой или косвенной причиной возникновения несчастных случаев, травмирования, заболевания, а порой и гибели школьников.
Для предотвращения травматизма, несчастных случаев, профилактики заболеваемости, сохранения и укрепления здоровья школьники должны строго соблюдать устав общеобразовательного учреждения, требования техники безопасности, правила пожарной безопасности, поведения, личной и учебной гигиены, соблюдать элементарную осторожность.
Дорога в школу и из школы
Чем длиннее расстояние между школой и домом учащегося, тем больше ему приходится затрачивать времени на дорогу, чаще пересекать улицы и перекрёстки, дольше находиться среди незнакомых людей, сильнее уставать. Наибольшую опасность для них представляет проезжая часть улиц и дорог. Здесь возможно возникновение ДТП. Шестьдесят процентов пострадавших на дорогах детей — это учащиеся общеобразовательных заведений в возрасте 7 — 13 лет. В большинстве случаев учащиеся становятся участниками ДТП при переходе проезжей части в неположенном месте либо при внезапном выходе на проезжую часть из-за препятствий.
Другие опасности, подстерегающие школьников по дороге в школу и из школы, представляют преступные действия со стороны других людей, взрывоопасные предметы, бродячие животные, пустыри, стройплощадки, траншеи, котлованы и т.д.
Чтобы избежать неприятностей в процессе передвижения из дома в школу и обратно, нужно выполнять следующие правила:
— заранее выбрать такой путь в школу, на котором будет меньше опасных участков, даже если он и станет длиннее;
— ещё до начала учебных занятий будущая дорога в школу должна быть много раз пройдена и обговорена;
— взрослым следует не первых порах сопровождать своего ребёнка тогда, когда он уже ходит в школу, и контролировать постоянно, делает ли он всё так, как его до этого учили и тренировали.
Безопасность на переменах
Отдых учащихся в течение учебного дня обеспечивается в перерывах между занятиями — на переменах. Результаты анализа школьного травматизма показывают, что большинство травм в школе происходит во время перемен. В основном травмы являются следствием нарушений дисциплины и невоспитанности учеников. После малоподвижных уроков школьники «взрываются» на переменах: бегают, падают, толкаются, бьют друг друга сумками. Эти «безобидные» забавы часто приводят к травмам и трагическим последствиям.
Общие требования безопасности на переменах
1 Не нарушать дисциплину.
2 Быть внимательным и осторожным при активном передвижении по лестницам, бетонному, асфальтовому и ледовому покрытию. Даже незначительное падение на таком твёрдом покрытии может привести к серьёзной травме: перелому конечностей, черепно-мозговой травме, ушибам, растяжениям.
n Не применять самодельных пиротехнических изделий, карбидных и магниевых взрывных устройств. По статистике, именно эти «шалости» являются главной причиной потери зрения школьниками.
3 Не бросать друг в друга камни, палки и другие предметы, а также не фехтовать на «шпагах». Такие действия могут привести к потере зрения, травмам лица, головы и внутренних органов.
4 Не лазать по деревьям, заборам, крышам зданий и сооружений, высотным конструкциям. При нахождении на высоте достаточно одного неловкого движения, чтобы произошло падение, которое может привести к ушибам, ссадинам, переломам, черепно-мозговой травме, гибели упавшего.
5 Не выбегать на проезжую часть близлежащих улиц.
6 Не провоцировать конфликты с окружающими, не участвовать в них.
Нередки случаи, когда детей оставляют дома одних, а потом приходится вызывать пожарных, и, слава Богу, если те подоспеют вовремя. Причем причины бед весьма просты — взрослые оставляют в доступных местах спички, зажигалки или отопительные электроприборы, не говоря уже о том, что последние иногда забывают выключить. Кроме того, если дети вздумают открыть дверцу печки, где горят дрова или уголь, то горящие головни или искры могут выпасть на пол. Шалости детей, казалось бы, с безобидными электрообогревательными приборами тоже могут довести до беды.
Детская шаловливость и невнимательность иногда являются причиной того, что падает горящая свеча, опрокидывается керосиновая лампа, падает раскаленный утюг или кипятильник. Причем, подражая взрослым, дети в своих играх стремятся употреблять не только спички, зажигалки, курительные трубки, но и утюги, ки пятильники, иные небезопасные приборы.
Меры по предупреждению пожаров от детской шалости с огнем:
1. Не оставляйте на виду спички, зажигалки.
2. Следите, как дети проводят свободное время, чем интересуются, отвлекайте их от пустого времяпрепровождения.
3. По возможности не оставляйте детей без присмотра.
4. Не позволяйте маленьким детям пользоваться нагревательными и газовыми приборами.
Источник
Безопасность детей в период каникул
Правила поведения
Бытовой травматизм — самый распространенный, и причина его в большинстве случаев — невнимательность родителей, которые не только оставляют ребенка без присмотра, но и оставляют в доступных местах опасные для ребенка предметы, не закрывают окна и т.п. Оставляя ребенка одного дома, нужно учить его самостоятельно определять степень опасности. Расскажите детям, что спичками и утюгом можно обжечься, ножом — порезаться, а кипятком — ошпариться.
Из всевозможных травм улично-транспортная одна из самых опасных. Ребенок должен знать и соблюдать правила дорожного движения. Во избежание несчастных случаев детей нужно учить ходить по тротуарам лицом к автомобильному движению. Старших детей необходимо научить присматривать за младшими. При перевозке ребенка в автомобиле, необходимо использовать специальное кресло и ремни безопасности, ребенка надо посадить сзади и справа.
Позаботьтесь о том, чтобы ребёнок был заметен на дороге в тёмное время суток. Чтобы сделать ребёнка заметным на дороге, необходимо использовать светоотражающие элементы на одежде. Для этих целей подходят светоотражающие элементы: стикеры, фликеры-подсветки, фликеры-браслеты. Наиболее заметными являются фликеры белого или лимонно-жёлтого сета. Чтобы ребёнок был заметен даже издалека, рекомендуется размещать светоотражающие элементы на верхней одежде со всех сторон, в том числе на рукавах.
Дети могут получить серьезные повреждения, воткнув пальцы или какие-либо предметы в электрические розетки. Их необходимо закрывать, чтобы предотвратить поражение электрическим током. Электрические провода должны быть недоступны детям — обнаженные провода представляют для них особую опасность.
Кроме того, ребенок должен знать и основные правила пожарной безопасности. О том, что нельзя играть со спичками и зажигалками, нельзя оставлять без присмотра электроприборы и т.д.
Нельзя забывать и о безопасности на воде. Уважаемые родители, не отпускайте детей к водоёмам без сопровождения взрослых.
Также очень важно для взрослых самим правильно вести себя во всех ситуациях, демонстрируя детям безопасный образ жизни.
Обязательно расскажите ребенку о телефонах экстренных служб, позвонив по которым ребенок, попавший в сложную ситуацию, будет сориентирован специалистом службы спасения о дальнейших правильных действиях. Такой список телефонов должен лежать в доме на видном месте. А еще лучше выучить наизусть телефоны – служба спасения — «01» «101», а с сотового телефона существует единый для всех абонентов сотовой связи номер — «112».
Полезную информацию в понятной и адаптированной для ребенка и подростка форме Вы можете получить на сайте Межведомственный портал детской безопасности.
Источник
Безопасность малыша и первая помощь новорожденному
Экстренная помощь «грудничкам». Что делать маме и чего ей делать не стоит? И как избежать ситуаций, угрожающих здоровью ребенка
Малыш еще не родился, а будущая мама уже думает о подстерегающих его опасностях, о том, как его защитить. Что ж, это вполне оправдано. Помните пословицу: «Знал бы, где упасть, соломку бы подстелил»? Так вот, молодая мама вполне может «подстелить соломку» на случай опасных для малыша неожиданностей. Именно с этого мы и начнем обсуждение темы экстренной помощи «грудничкам» — с разговора о том, как избежать ситуаций, угрожающих здоровью ребенка.
Чтобы этого не случилось…
Посмотрим на квартиру глазами травматолога
Для начала пойдите в детскую комнату и… лягте на пол. «Это еще зачем?» — спросите вы. Ответ прост: отсюда, снизу, легче увидеть то, что угрожает и тому ребенку, который уже ходит, и тому, который лишь начинает ползать. Таким способом, например, легко обнаружить все острые углы на мебели. Их можно закрыть специальными защитными насадками, продающимися в магазинах. Посмотрите, нет ли мест (углов, коробок и т.п.), где могут храниться или случайно заваляться мелкие предметы: маленькие дети очень любят брать в рот все, что попадается на пути. Третья опасность, таящаяся в «нижнем ярусе» комнаты, — электрические розетки и провода. Закройте розетки заглушками или купите розетки, включающиеся только с поворотом крышки. К розеткам, в которые включены бытовые приборы, и к электрическим проводам доступ нужно обязательно перекрыть. Лучше всего спрятать их за тяжелой мебелью.
Теперь вставайте с пола и посмотрим повыше. Вы не забыли закрыть углы столов и шкафов? Отлично. Не висит ли край скатерти или салфетки, потянув за который малыш может свалить на себя посуду, книги, цветочный горшок? От всей этой красоты придется на время отказаться.
А что на столе, на низких полках, на подоконнике? Нет ли у вас привычки бросать где попало таблетки, кремы, лак для ногтей? Придется с ней расстаться. Теперь от этого будет зависеть не просто порядок в квартире, но здоровье, а подчас и жизнь вашего малыша. Поднимите все опасные вещества, способные вызвать отравление, на высоту не ниже 1,5 м, а лучше всего лекарства, витамины, косметику, средства бытовой химии и т.п. держать под замком.
Еще раз оглядев комнаты, идите на кухню. Малыш обязательно сюда попадет. Здесь к «факторам риска» прибавляются еще и горячие предметы — от них нужно будет держаться подальше. Спрячьте столь привлекательные для малыша баночки и скляночки — ведь дотянувшись, например, до бутылочки с уксусом, он может получить тяжелейший ожог пищевода. Посуду с ручками ставьте ручкой к стене; уберите подставки, скатерти и клеенки, края которых неплотно прилегают к столу или свисают.
Кодекс маминого поведения
Будем реалистами: невозможно ни на миг не спускать глаз с ребенка. Вам поневоле придется ненадолго отлучаться и хотя бы на несколько минут оставлять малыша одного. Если вы при этом будете соблюдать ряд несложных правил, ничего плохого не случится.
Мои рекомендации таковы:
- Ребенка, даже не умеющего переворачиваться, ни на секунду нельзя оставлять одного на высоте (пеленальном столе, диване, кровати): положите его в кроватку или даже на пол.
- Детей постарше, уже умеющих ползать, отучите приближаться к плите, подоконникам, всякий раз предупреждая: «Опасно!». Не оставляйте их спать при открытом окне, ограничьтесь открытой форточкой: даже маленькие дети могут выпасть из окна!
- Не оставляйте ребенка наедине с домашними животными. Самый добродушный и умный пес вряд ли стерпит, если маленький естествоиспытатель будет проверять, вынимаются ли у него глазки и можно ли оторвать ему нос.
- Никогда не готовьте еду с малышом на руках: он может получить ожог паром, так как вам трудно будет одновременно обеспечить процесс приготовления пищи, собственную безопасность и безопасность ребенка. Не наливайте в посуду горячую жидкость, находясь поблизости от малыша.
Вот наиболее распространенные ситуации, таящие в себе опасность для ребенка. Избегая их, вы предупредите возникновение травм, ожогов, отравлений и других неприятностей, а кроме того, будете избавлены от необходимости все время одергивать ребенка: пусть растет спокойным и любознательным.
Однако бывает и так, что меры предосторожности не помогли…
Если это все же случилось…
Травмы
- Небольшие порезы, ссадины и другие нарушения кожного покрова, не сопровождающиеся сильным кровотечением, достаточно просто промыть перекисью водорода, а края смазать зеленкой. Если ребенок не привит от столбняка и поранился на улице, необходимо обратиться в травматологический пункт для проведения прививки.
- Такая же обработка ранки и прививка необходимы при укусах непривитых животных, а при укусах неизвестных животных делают еще прививку от бешенства. Помните, что бешенство неизлечимо, и знайте, что чем раньше вы обратитесь к врачу, тем меньше уколов придется делать. Не теряйте времени на то, чтобы узнать, привита ли собака. Сделайте первую инъекцию, а уж потом выясняйте. После укуса диких животных (ежа, белки и т. д.) прививку надо делать обязательно.
- На глубокий порез или укус также нужно наложить плотную сухую стерильную повязку (не ватную, а то прилипшие к ране волокна будут мешать заживлению!) и отвезти ребенка в больницу.
- Переломы костей у грудных детей имеют ряд особенностей. Кости у младенцев эластичнее, чем у взрослых, и ломаются редко, зато часто происходят разрывы в зонах роста кости. Такие повреждения, например, лучевой кости, могут произойти, если резко дернуть ребенка за кисть. Если ребенок после возможной травмы при движениях щадит ручку или ножку (не двигает ею или двигает меньше по сравнению с симметричной конечностью), срочно обратитесь к врачу. До врачебного осмотра необходимо обездвижить место предполагаемого повреждения — зафиксировать суставы выше и ниже травмированного места. У маленького ребенка проще всего закрепить ручку, припеленав ее к туловищу.
- Если ребенок упал и вы подозреваете, что он мог удариться головой, внимательно понаблюдайте за ним: не стал ли он более вялым; может быть, больше срыгивает? Отсутствие переломов костей у маленьких детей совсем не исключает ушибов и сотрясений головного мозга. Некоторые черепные травмы проявляются не сразу, поэтому, если ребенок ударился головой, немедленно обратитесь к врачу (в травматологических пунктах ведется круглосуточный прием), а до осмотра травматолога создайте ребенку максимальный покой (не качайте!) и воздержитесь от кормления.
- Одна из наиболее частых травм у маленьких детей — ожоги. Место ожога надо сразу охладить под струей холодной воды из-под крана, химические ожоги промывают водой около 10 минут. Мешающую одежду следует осторожно удалить, при этом ее можно разрезать. На место ожога необходимо наложить сухую стерильную повязку; после этого следует обратиться к врачу. Если место ожога чистое и нет вероятности его загрязнения до оказания врачебной помощи, повязку можно и не накладывать.
- Большинство серьезных травм, в том числе ожогов, сопровождаются выраженной болью. Иногда именно болевой шок является причиной тяжелого состояния ребенка. Оказывая малышу первую помощь, избегайте дополнительных болевых воздействий (иногда лучше вообще не трогать ребенка). Если ребенок в сознании и может глотать, можно дать ему обезболивающее — парацетамол в сиропе (от 1 мл месячному ребенку до 4 мл годовалому), «Калпол», «Панадол» (от 1/4 чайной ложки месячному ребенку до 1 чайной ложки годовалому)
- Помощь при травмах слизистой глаза и попадании инородных тел в глаз также начинается с промывания водой в течение 10-20 минут (особенно при попадании химически активных веществ). Для уменьшения боли в глаза капают раствор новокаина.
Отравления
Что делать, если малыш съел таблетки или принял большую дозу какого-либо лекарства или отравляющего вещества? Ребенка нужно как можно скорее доставить в больницу. Запомните, что за лекарство он съел: врачу нужно знать это при назначении лечения. Если ребенок в сознании и только что съел препарат или грибы, ягоды, корни растений и т. п., прежде всего нужно немедленно вызвать рвоту. С этой целью ребенку дают 5-10% раствор поваренной соли (2-4 чайные ложки соли на стакан теплой воды). Раствор сам по себе обладает рвотным действием, но дополнительно можно нажать на корень языка. Нажатием на корень языка провоцируют рвоту и в случае отсутствия под рукой раствора (на прогулке).
Нельзя провоцировать рвоту, если ребенок:
б) выпил бензин, керосин, скипидар, кислоту или щелочь (при рвоте пары этих веществ могут вызвать ожог дыхательных путей),
в) отравился стрихнином.
Даже после рвоты ребенку необходимо промывание желудка. Это сделают в больнице. До промывания желудка ребенку нужно дать (если он может глотать) активированный уголь: таблетки растолочь, развести 1-2 столовые ложки полученного порошка в стакан воды и давать ложками (до 6 ложек).
Нарушения дыхания
Иногда бывает так, что грудной ребенок начинает дышать с трудом или дыхание совсем исчезает. Затрудненное дыхание становится учащенным или неритмичным, может появиться кашель. При вдохе наблюдается «втягивание» межреберных промежутков и грудины. При отсутствии дыхания резко нарастает синюшный оттенок кожных покровов.
Одной из частых причин затрудненного дыхания у грудных детей после 6 месяцев является так называемый ложный круп (отек участка гортани, расположенного под голосовыми связками). Диаметр гортани сужается, затрудняя вдох. Такой отек может появиться на фоне респираторных вирусных инфекций, чаще у детей-аллергиков. Один из первых симптомов ложного крупа — сухой, «лающий» кашель. Отек может стремительно развиваться и привести к полному закрытию просвета гортани, поэтому даже при начальных симптомах необходима срочная помощь, а при прогрессировании крупа ребенка нужно госпитализировать, так как в домашних условиях эффективную помощь оказать невозможно. Особенностью этого состояния является еще и то, что развивается оно обычно вечером или ночью, когда состояние ребенка трудно контролировать.
Если ваш ребенок болен респираторной инфекцией и у него появился резкий мучительный сухой кашель, можно заподозрить развитие ложного крупа. Вызовите неотложную помощь, а в ожидании врача постарайтесь взять себя в руки: эмоциональное возбуждение родителей быстро передается ребенку, он становится еще более беспокойным, начинает сильнее плакать, в результате у него возрастает потребность в кислороде. Возьмите ребенка на руки, успокойте. Если температура у ребенка не выше 37,5ОС, можно провести отвлекающие процедуры — теплую ножную ванну или общую теплую ванну. Хорошо помогают содовые ингаляции. Проще всего в такой ситуации бросить на дно ванны горсть соды, включить горячий душ и посидеть с ребенком на руках в ванной комнате 10-15 минут. Горчичники лучше не ставить (возможна аллергическая реакция на горчицу).
Если эти мероприятия не помогли (кашель продолжается, у ребенка появилось посинение вокруг рта и глаз), быстро снять отек можно, вынеся одетого ребенка на холодный воздух или просто поднеся его к открытому окну. Кратковременное вдыхание холодного воздуха приведет к спазму сосудов, снабжающих слизистую гортани, и отек уменьшится.
Затруднение или полное отсутствие дыхания может наступить и вследствие попадания в дыхательные пути инородных тел и жидкостей. Чаще всего дети вдыхают молоко при срыгивании. Если ваш ребенок часто срыгивает, после кормления держите его какое-то время вертикально, пока он не отрыгнет воздух, а при срыгивании молоком поверните его голову набок — это предотвратит вдыхание содержимого ротовой полости. Для выяснения причин частого срыгивания обратитесь к врачу.
АВС — «азбука» реанимационных мероприятий
Вне зависимости от причин нарушения дыхания и сердечной деятельности (инфекции, заболевания сердечно-сосудистой системы, отравления, судороги) во всем мире применяется одинаковая последовательность действий при оказании помощи — эту систему называют ABC (от английских слов Airway — дыхательные пути, Breath — дыхание — и латинского Cor — сердце). Суть ее в том, что сначала всегда освобождают дыхательные пути, затем, если этого недостаточно, проводят искусственное дыхание, а в случае отсутствия сердцебиения при налаженном дыхании начинают закрытый массаж сердца.
В полном объеме подобные реанимационные мероприятия можно осуществить лишь в стационаре, да и там для этого обычно требуется не менее двух человек: один оказывает помощь, а другой контролирует эффективность его действий; необходимы также специальная аппаратура и медикаменты. Поэтому при любых нарушениях дыхания или сердечной деятельности у ребенка в первую очередь надо вызвать скорую помощь. Но поскольку врачам потребуется какое-то время, чтобы добраться до малыша, а в такой ситуации счет может идти на секунды, родителям необходимо владеть простейшими приемами реанимации. Иногда достаточно своевременно освободить дыхательные пути, и жизнь ребенка будет спасена.
Итак, если ребенок не дышит (нет движений грудной клетки, он синеет), НЕМЕДЛЕННО ВЫЗОВИТЕ «СКОРУЮ». До ее прибытия:
А. Большой резиновой грушей для клизм отсосите содержимое (молоко, слизь) сначала изо рта, затем из обеих ноздрей. Если в дыхательные пути попало инородное тело (мелкая игрушка), оно не сразу проникает глубоко за голосовые связки. Его можно попробовать удалить: переверните ребенка вниз головой (держите его за ноги) и резким сжатием нижней части грудной клетки попытайтесь вытолкнуть предмет. Все эти попытки не должны занимать у вас более 10-15 секунд.
Некоторые инородные тела с острыми краями (кости, скорлупа) застревают в гортани или в голосовой щели. Появляется осиплость, резкий кашель, затем развивается отек слизистой, голос пропадает совсем, дыхательные пути могут стать непроходимыми. Если инородное тело находится в гортани над голосовыми связками, можно попробовать просто удалить его пальцем. Однако при этом существует опасность попадания инородного тела более глубоко, и лучше, если это будет делать человек, обладающий соответствующими навыками. Если удалить инородное тело таким образом не удалось в течение 20 секунд или инородное тело застряло в голосовых связках и ребенок практически не дышит, рекомендуется такая манипуляция, как трахеостомия — создание отверстия в трахее ниже голосовых связок. Техникой проведения этой процедуры владеют медработники, спасатели, пожарные. Если рядом с вами есть люди, знающие показания и технику проведения этой процедуры, не отказывайтесь от нее — она может спасти ребенку жизнь. В некоторых случаях, когда инородное тело небольшое, можно протолкнуть его пальцем дальше в трахею. Это, конечно, частично выведет из строя трахею или один из бронхов, но все же позволит ребенку дышать какой-то частью легкого и поможет выиграть время, чтобы добраться до больницы. А в стационаре инородное тело удалят с помощью специальной аппаратуры.
В. Если при нормальной проходимости дыхательных путей дыхание не восстановилось или оно хаотичное, нерегулярное, приступают к искусственному дыханию. Ребенка кладут на спину, слегка откинув ему голову назад, под плечи можно положить пеленку толщиной 2-2,5 см. Потом делают вдохи, одновременно захватив ртом рот и нос ребенка. Частота вдохов — 20-40 раз в минуту (1 раз каждые 2-3 секунды). Не нужно набирать полную грудь воздуха, так как объем легких у ребенка меньше, чем у взрослого. Если вы все делаете правильно, то грудная клетка ребенка начнет равномерно раздуваться и он порозовеет.
С. Сделав 2-4 вдоха, посчитайте частоту сердечных сокращений в течение 10 секунд (толчки считают, положив руку на область сердца или сонную артерию). Если частота сокращений менее 80 в минуту (менее 13 ударов за 10 секунд), то необходим массаж сердца. Обхватив грудную клетку ребенка обеими руками (4 пальца лежат на лопатках, а большие — в области средней трети грудины), энергично сжимают ее с частотой 120 раз в минуту (2 сжатия в секунду). После каждого четвертого сжатия делают вдох. Продолжайте эти действия до тех пор, пока не почувствуете у ребенка сердцебиение. Можно контролировать пульс на сонной артерии. Обычно у детей со здоровым сердцем после налаживания адекватного дыхания сердцебиение быстро восстанавливается. Искусственное дыхание можно прекратить после появления самостоятельного регулярного дыхания.
И напоследок повторю еще раз: если все же случилось несчастье, постарайтесь взять себя в руки и прежде всего обратитесь за помощью — вызовите «скорую». Не бойтесь переусердствовать и зря потревожить врачей: даже если тревога окажется напрасной, вы все равно поступите правильно. Ведь когда речь идет о жизни и здоровье ребенка, всегда лучше перестраховаться…
Консультант: Антонина Чубарова, доцент кафедры детских болезней № 2 РГМУ, к.м.н.
Источник