Беседа с детьми : «Лекарственные растения»
материал (подготовительная группа) на тему
Цель : — Закрепить умение узнавать и называть лекарственные травы.
— Расширять знания о пользе и применении лекарственных
— Закрепить правила поведения при сборе лекарственных растений.
Материал: иллюстрации лекарственных растений (мать и мачеха, одуванчик, подорожник, крапива, хвощ); игрушка – Колобок.
Ход беседы
(Дети сидят полукругом.)
Перед ними доска с картинками лекарственных растений. На столах – гербарий.
Ведущий – Колобок : Здравствуйте, ребята! Я катился по полям, лугам, дорогам. Собрал много лекарственных растений, а как они называются, не знаю. Помогите мне, (на колобке приколоты растения из гербария).
Колобок снимает с себя мать и мачеху.
Колобок : Что это за растение?
Дети : Мать- и- мачеха.
Колобок : А вы знаете, почему оно так называется?
Дети : у него с одной стороны листочек тёплый – мать, а с другой холодный – мачеха
Колобок : Отчего же? Ведь это травка, которая раньше всех появляется?
Дети : Да, она самый первый весенний цветок, а лечат им кашель.
Колобок : припоминаю, дедушка с бабушкой её так и называли : кашель. А это что за цветок, похожий на мать- и- мачеху?
Колобок : А вы знаете, для чего он нужен?
Дети: Одуванчик не только красивое, но и полезное растение. Если его попробовать на вкус- он горький, но эта горечь не вредная. Из одуванчика варят первое варенье или иначе «майский мёд». В некоторых странах его специально сажают в огороде. Одуванчик- лекарственное растение, в нем содержится много витаминов.
Колобок :Молодцы, всё знаете. А листья одуванчика пригодятся?
Дети : Из листьев делают салат. В нём много витаминов.
Колобок : Надо попробовать. Ну, а это что за растение, маленькие лопушки?
Колобок : Слышал такое название. Он, наверное, растёт вдоль дороги. Чем же он полезен?
Дети : Лечит наши раны, когда мы падаем или порежемся.
Колобок : Надо попробовать. Сейчас как уколюсь или порежусь. Нет, не буду. Лучше другую травку вам покажу. Что это?
Колобок : Ой, боюсь, ужалит. От неё-то какая польза?
Дети : Из крапивы щи варят и голову настоем крапивы моют.
Колобок :А мне дедушка рассказывал, что из неё раньше ткань делали и шили рубашки и штаны, а рыбаки даже паруса делали.
А вот это растение похоже на «лошадиный хвост». Никто не знает, что это?
Если дети не знают, то Колобок вспоминает бабушкин рассказ о хвоще.
Им его бабушка лечила, когда у него горло болело. А чем ещё можно полоскать горло?
Колобок : Верно, и про этот цветок мне бабушка рассказывала. А вот ещё растение похожее на гусиные лапки. Это когда я объелся зелёных ягод и у меня болел живот, бабушка мне давала пить эту траву. Запомнили?
А теперь давайте поиграем, а потом я ещё что-нибудь расскажу.
Игра «Одуванчик»
Колобок говорит : — Дождик поливает, солнышко пригревает, одуванчики на поляне растут — (дети встают).
— Ветер налетел, стал дуть на одуванчик — (дети раскачивают поднятыми вверх руками).
— Ветер подул ещё сильнее — (дети разбегаются в разные стороны на носочках).
— Вдруг с головок одуванчиков полетели белые парашютики(дети приседают).
— Там, где упали парашютики, снова будут расти одуванчики — (дети встают).
(можно повторить 2-3р.)
Колобок : Лето пройдёт, цветы отцветут, а мы болеем – то осенью, то зимой, когда цветочков уже нет. Поэтому, летом запасают лекарственные растения. Только собирать их надо правильно.
Запомните правила сбора лекарственных растений:
1. Нельзя рвать много растений, а то на следующий год они не вырастут на этом месте.
2. Нельзя пробовать ягоды, корневища и плоды : можно отравиться.
3. После сбора лекарственных растений тщательно вымыть руки с мылом, т.к. на руках много пыльцы и пыли.
Колобок : До свидания, ребята. Не забудьте про наш разговор, помните о нём и расскажите родителям.
Ребенок: Растения мы знаем, бережем и охраняем,
Источник
Беседа в старшей группе «Лекарственные растения»
Татьяна Петрова
Беседа в старшей группе «Лекарственные растения»
Беседа в старшей группе. «Лекарственные растения».
Цель: знакомство детей с лекарственными растениями Оренбургской области.
• Познакомить с лекарственными растениями нашего края, правилами заготовки лекарственных растений, сушки и применения в жизни.
• Развивать психические процессы (память, мышление, воображение).
• Воспитывать бережное отношение к природе, лекарственным растениям
Предварительная работа: Подбор и чтение детской литературы по данной теме; знакомство с устным народным творчеством по теме
Ход мероприятия
Воспитатель: Лес всегда прекрасен и молод! Всегда был и будет другом человека. Когда выйдешь в лес в любое время года, хочется молчать и слушать тишину, пение птиц. Прогулка в лес в любое время года — это источник радости и здоровья.
— Когда вы заболеете, мама лечит вас микстурой и отварами из лекарственных трав. Эти травы называют зеленой аптекой. Почему?
(Ответы детей) Потому что, они помогают нам избавиться от болезней. Особую помощь они оказывают человеку в походе, на прогулке вдали от дома. Растительной аптекой пользуются и животные.
Воспитатель: А теперь познакомимся с вами с некоторыми лекарственными травами.Сначала отгадайте такую загадку:
Тонкий стебель у дорожки,
На конце его сережки,
На земле лежат листки —
Нам он — как хороший друг,
Лечит ранки ног и рук.
Воспитатель предлагает рассказать об этом растении. Подорожник умеет залечивать разные раны, помогает при ушибах и укусах. Случится такое – укусит вас пчела, приложите к месту укуса лист подорожника, и боль скоро пройдет. Ребята вспоминают и рассказывают случаи из своей жизни, когда им на помощь приходили листья подорожника.
Воспитатель:Ярко-желтый цветок неказистый:
Сверху листьев холодная гладь,
Снизу — ласковый слой бархатистый,
Словно тронет приветливо мать.
Какими лекарственными свойствами обладает это растение, при каких заболеваниях его применяют? Листья мать-и-мачехи сушат, заваривают как чай и пьют такой чай от кашля.
Растет зеленый кустик,
Что же это за трава такая, кусачая? (Ответы детей). Это крапива.
Крапива—растение, богатое витаминами.
Полезны и вкусны зеленые щи с крапивой, салаты из листьев. Листья крапивы перестают быть жгучими, если облить их кипятком. Крапива первая приходила на выручку людям в голодные годы. Крапива является также очень ценным кормом для домашних животных. Коровы, получающие крапиву, дают молока больше и лучшего качества. Куры, гуси, утки, индейки несут больше яиц. Из волокон старой крапивы можно изготавливать грубые ткани для мешков и веревки. Волокна крапивы очень прочны. Так что описание в сказке Г. Х. Андерсена «Дикие лебеди» того, как Эльза ткала братьям рубашки из крапивы, которое кажется красивым сказочным вымыслом, может быть правдой. Из крапивы получают безвредную растительную краску. Из корней крапивы делают желтую, а из листьев — зеленую краску. В народной медицине употребляют листья, корни с корневищами, плоды. Крапива умеет останавливать кровотечения, лечить некоторые болезни. А еще крапиву используют в шампунях для волос. Волосы, вымытые с использованием крапивы, лучше растут, блестят, избавляются от перхоти.
Белым шариком пушистым
Я красуюсь в поле чистом.
Дунул легкий ветерок —
Остался стебелек. (Одуванчик)
Одуванчик не только красивое, но и полезное растение. У одуванчика используют листья и корень. Они содержат много витаминов, которые улучшают аппетит, лечат ожоги, выводят вредные вещества, лечат заболевания желудка. Если попробовать одуванчик на вкус — он горький, но эта горечь не вредная. Из цветов одуванчика варят первое варенье или иначе «майский мёд». Одуванчик — лекарственное растение, в нем содержится много витаминов.
Из листьев делают салат. В нём много витаминов. Только перед применением мы должны подержать листья в соленой воде 30 минут, чтобы удалить из них горечь.
1. Дождик поливает, солнце пригревает, на полянке растут одуванчики (дети встают).
2. Вдруг налетел ветер, стал дуть на одуванчики (дети раскачиваются с поднятыми руками вверх) .
3. Ветер подул еще сильнее (дети разбегаются, бегают на носочках) .
4. Вдруг с головок одуванчиков полетели белые, легкие парашютики (дети приседают) .
5. Там, где упали парашютики снова будут расти одуванчики (дети встают) .
— Длинноногие сестрички вышли стайкой на лужок.
Словно снег у них реснички и как солнышко глазок (Ромашки).
Ромашка – переводится как «милая простота». Давным-давно она приехала к нам из далекой Америки. Раньше она была обыкновенным сорняком. Чем же она полезна?
Если случится вам простудиться,
Появиться кашель, поднимется жар,
Придвинь к себе кружку, в которой дымится
Слегка горьковатый, душистый отвар.
— У ромашки используются цветы. Это хорошее противовоспалительное средство, применяется для полоскания горла. В русской народной медицине ромашка пользуется особой любовью. Ее рекомендуют при глазных заболеваниях, головной боли. Отвар ромашки используют при мытье волос, чтобы волосы стали красивее и быстрее росли.
— Травка очень душиста,
И заваривай чай! (Мята)
Если сорвать листик мяты и потереть в ладошке, то почувствуешь приятный запах. Если перед сном выпить чай с мятой – сон будет крепкий и здоровый. Если болит горло, можно прополоскать его настоем мяты — сразу почувствуете облегчение. Папа пришел расстроенный с работы, и у него вдруг заболело сердце – мята и здесь поможет – улучшит сердечную деятельность и успокоит.
— Где-то в чаще дремучей есть волшебная аптечка.
Там красные таблетки развешаны на ветке. (Шиповник)
Это растение, с шипами и красивыми цветами, придает человеку силы и снабжает организм витаминами.
Лето пройдёт, цветы отцветут, растения завянут, а мы болеем – то осенью, то зимой, когда цветочков уже нет. Поэтому, летом запасают лекарственные растения. Только собирать их надо правильно.
— Ребята, что нужно сделать, чтобы растение сохранилось до весны? (срезать, высушить, сложить в мешочки)
— Ребята, а как хранят лекарственные растения? (в брикетах, пакетах, коробочках)
— Правильно, лекарственные растения сушат, упаковывают в пакеты, коробочки, прессуют в брикеты. Дома их нужно хранить в сухом месте, оберегая от прямых солнечных лучей.
— А что можно приготовить из сухих растений? (настои, отвары)
А где нельзя собирать растения? (Нельзя собирать около дорог, заводов и других промышленных предприятий, в черте города).
А почему, знаете? (Нет)
Тогда я вам расскажу: потому что растения, как и мы с вами дышат и впитывают в себя то,что есть в воздухе: ядовитые отходы с заводов, выхлопные газы автомобилей. Когда растения подышат таким воздухом. Они становятся не лечебными, а опасными для здоровья человека. Запомнили?
— О чем мы с вами сегодня говорили? Какие растения называются лекарственными? Какие к ним относятся?
Беседа с детьми подготовительной группы «Лекарственные растения на Дону» Цель: формировать представления о лекарственных травах Ростовской области. Задачи: Расширять знания детей о лекарственных дикорастущих.
Конспект НОД для старшей группы «Комнатные лекарственные растения» Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе на тему «Лекарственные комнатные растения». Задачи. Закрепить и расширить знания.
Конспект НОД «Лекарственные растения — наши доктора» Тема: «Лекарственные растения-наши доктора» Цель: Продолжать знакомить и закреплять знания о лекарственных растениях. Задачи: Развивать.
Источник
Беседа с детьми на тему «Лекарственные растения». Подготовительная группа
Ирина Гридчина
Беседа с детьми на тему «Лекарственные растения». Подготовительная группа
Цель: уточнение и систематизация знаний детей о лекарственных растениях.
1. Развивать у детей познавательный интерес к жизни лекарственных растений.
2. Обобщать знания детей о лекарственных растениях.
3. Закреплять умение выразительно читать стихотворения.
4. Воспитывать доброе, бережное отношение к лекарственным растениям.
Содержание беседы
Когда ты входишь в лес,
Где все нам с детства мило,
Где чистым воздухом приятно так дышать,
Есть в травах и цветах целительная сила,
Для всех умеющих их тайну разгадать.
Ребята, сегодня я хочу поговорить с вами о целебном мире природы. Человек еще издавна заметил, что животные среди множества растений выбирают те, которые помогут им излечиться и начал изучать эти растения и их свойства. Со временем люди получали все больше и больше знаний о лекарственных растениях и передавали свои знания друг другу из поколения в поколение. Теперь мы уже не так часто пользуемся средствами народной медицины, но узнать о них больше будет очень интересно
Рано весной на оттаявших полянках появляются маленькие золотисто-желтые цветы (рассматривание лекарственного растения). Это цветы мать-и-мачехи. Это необычное растение. Сначала она цветет, а потом отращивает листья. И листья у нее необычные. Верхняя сторона гладкая, блестящая и прохладная. Нижняя сторона покрыта белыми волосками, теплая и мягкая. Теплая сторона – это мать, а холодная – мачеха. Летом мало кто обращает внимание на широкие листья мать-и-мачехи. А ведь это лекарственное растение. Из этих листьев и цветков заваривают чай и пьют от кашля и простуды.
«А если кашель у тебя,
Ты кипятком залей меня.
Отвар лечебный нацеди,
Выпей, и в кровать иди»
Такой вот замечательный цветок мать-и-мачеха. Ранней весной он удивляет и радует нас своим появлением из-под снега, а летом заботится о нашем здоровье.
Демонстрация картинки подорожника. Подорожник такой привычный, что не обращаешь на него внимания. Где люди ходят, там и подорожник растет. Это растение – доктор. Приложи чистый листочек к ушибу, боль будет меньше. А если поранился, то подорожник остановит кровь, убьет микробов, и ранка быстро заживет.
«Подорожник у дороги –
Листики да лопушки.
Применяй меня от боли,
Зажили раны чтоб твои!»
Рассказ о подорожнике: Один подорожник рос возле дороги, ему было скучно. Вдруг он увидел едущего по дороге мальчика. На дороге мальчику попался камень, и не успел мальчик оглянуться, как упал и разбил себе колено. У него не было с собой бинта, но возле дороги он увидел подорожник. Мальчик не растерялся, сорвал листочек и приложил к ранке, кровь остановилась. Мальчик сел на велосипед и поехал домой. С тех пор подорожник не пропускает мимо себя тех, кто нуждается в быстрой помощи.
Показ картинки – ромашка.
«Я – ромашка – красота.
По мне гадает детвора.
Но и в другом полезна я:
Простуда если у тебя,
То завари ромашку в кружке
(Я через час уже готова).
Рекомендуй меня подружке –
И обе будете здоровы»
Ромашка растет на полянах в лесу, по обочинам дорог. В лечебных целях собирают цветки ромашки и сушат в проветриваемых помещениях. Ромашка полезна при многих заболеваниях. Ее применяют при заболеваниях печени, почек, простуде, бессоннице. Заваривают чай из ромашки. А настой из цветков ромашки полезен при ангине.
Физминутка «Распускается одуванчик».
Прямо к солнцу, на восток.
Так прекрасны, так тонки («Растут», тянутся к солнышку).
И дрожит, дрожит роса, (Стряхивают руки).
Как упавшая слеза. (Руки к глазам и в стороны).
Листик ярок и зелен, (Качают руки).
С ветерком играет он.
Стебель крепок и упрям, (Руки вперед-назад).
Он согнется тут и там, (Наклоны в стороны).
Даже буря не сломает, (Круговые вращения).
Лишь не много помотает, (Раскачиваются из стороны в сторону).
Всех приветствует головкой, (Ладошки под подбородок).
Улыбается, звенит, («Фонарики», повертели ладошками).
Свежесть дарит, наслажденье, (Повороты).
Береги его, малыш!
А теперь попробуйте отгадать загадки о лекарственных растениях
Вышли стайкой на лужок.
Словно снег у них реснички,
И, как солнышко, глазок.
• Золотой и молодой
За неделю стал седой.
А денечка через два
Спрячу-ка в карманчик
• Поранил ты в дороге ногу,
Усталость не дает идти,
Нагнись, солдатик у дороги
Готов помочь тебе в пути.
• Бусы красные висят
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи.
• Ах, не трогайте меня.
Обожгу и без огня.
• Он шипы свои выставил колко.
Шипы у него как иголки.
Но мы не шипы у него соберем
Полезных плодов для аптеки нарвем.
• Если кашель вас замучил,
подружись со мной скорее,
Обещаю все пройдет.
• Если случиться тебе простудиться,
Появится кашель поднимется жар,
Придвинь к себе кружку в которой дымится
Слегка горьковатый душистый отвар.
• Где-то в чаще дремучей, за оградой колючей,
У заветного местечка есть волшебная аптечка,
Там красные таблетки развешаны на ветке.
Ребята, шиповник повышает иммунитет, помогает при простудных заболеваниях.
• Листик с глянцем, ягодки с румянцем,
А, сами кусточки — не выше кочки.
Она помогает при жаре, головных болях, плохом аппетите,
• Не пустили в огород, от того она и жжет
Про крапиву говорят, что одна крапива заменяет семерых, врачей. Крапива сон посылает больным, прекращает рвоту, семя крапивное с медом колики лечит надежно, помогает при кашле.
• Белый щит, на тысяче листьев,
Расту на бугре, помогу в беде
Он, как и подорожник, людям помогает, раны заживляет, аппетит улучшает, разные болезни снимает.
• Выпускает он листы, широченной широты,
Держатся на стеблях крепких, сто плодов шершавых, цепких.
Если их не оберешь, на себе их всех найдешь.
Ребята, на лесной опушке растет еще много разных растений, которые вам не известные. Послушайте стихотворение и вы узнаете какие еще растения можно здесь встретить.
На лугу растут ромашка, лютик едкий, клевер, кашка.
Что еще? Гвоздика, смолка.
Колокольчик, хвощ как елка.
А еще? Подорожник, васильки,
Еще много разных травок.
У тропинок, у канавок,
И красивых, и пушистых,
Разноцветных и душистых!
Ребята, мы с вами сегодня узнали много нового о лекарственных растениях. Теперь, я уверена, вы сможете применить на практике свои знания. Я надеюсь, вы станете бережнее относиться к природе, ведь теперь вы знаете о пользе, которую нам приносят растения. Теперь придя в лес, вы по-другому сможете взглянуть на него. Я хочу, чтобы вы послушали следующее стихотворение и внимательно отнеслись к его словам.
Ты пришел за помощью к природе
Добрым будь и береги ее.
Ветки не ломай, не трогай.
Помни, нужно много лет,
Чтобы кустик снова мог помочь тебе.
Смотри, не подкачай!
И добрым обещай!
Не обижай ни птахи, ни сверчка,
Не покупай для бабочки сачка!
Люби цветы, леса,
Все, что зовется Родиной твоей!
На этом наша беседа заканчивается, спасибо за то что вы так внимательно слушали и активно работали.
Беседа с детьми на тему «Труд человека кормит, а лень портит» (средняя группа) Внимательно послушайте стихотворение и скажите о чём оно? Стол, за которым ты сидишь, Кровать, в которой ты уснёшь, Тетрадь, ботинки, пара.
Фотоотчет «Лекарственные растения» Есть в травах и цветах целительная сила. Для всех,умеющих их тайны разгадать. (Р. Рождественский) Носит одуванчик желтый сарафанчик, Подрастет,.
Конспект НОД по речевому развитию «Предстают поля пред взором.» (Беседа на тему «Полевые растения»). Группа: старшая. Задача НОД: Формирование грамматического строя речи. Тема НОД: «Предстают поля пред взором.» (Беседа на тему «Полевые.
Лэпбук «Лекарственные растения» Добрый вечер,дорогие коллеги! Предлагаю вашему вниманию свой лепбук о лекарственных растениях. Тему выбрала неслучайно. Все началось с того,что.
Лэпбук «Лекарственные растения» Для ознакомления воспитанников с лекарственными растениям в средней логопедической группе был изготовлен тематический лэпбук. Цель лэпбука:.
Лэпбук «Лекарственные растения» В ходе реализации проекта «Лекарственные растения рядом с нами» мы создавали лэпбук. В него вошли: — картинки лекарственных растений; -загадки,.
Проект «Лекарственные растения» В группе разработала проект «лекарственные растения»дети познакомились с названиями, внешним видом, пользой лекарственных растений. Правильное.
Проект «Лекарственные растения» Один из перспективных методов в работе педагогического коллектива, позволяющего решать проблему не только развития речевых познавательных.
Экологический проект «Лекарственные растения» Экологический проект «Лекарственные растения» (краткосрочный) Продолжительность проекта: 2 недели Участники проекта: дети подготовительной.
Источник